Словари Общие сведения Помощь |
|
|
выборка | описание |
ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ АБСТРАКЦИЯ
|
- ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ АБСТРАКЦИЯ , один из видов абстрактного искусства, предпочитающий композиции, в основе которых - строгая ритмика геометрических или (в скульптуре) стереометрических фигур. Ее ранние варианты (отчасти орфизм Р. Делоне и Ф. Купки, а также супрематизм К. С. Малевича и неопластицизм П. Мондриана) сочетают рационализм с романтикой, тяготея к построению "абсолютных" красочно-графических монументальных символов, выражающих мистические законы космоса. В то же время геометрическая абстракция впитала в себя и технократический пафос конструктивизма. Во второй половине 20 в. в таких течениях, как оп-арт и постживописная абстракция, геометрическая абстракция сохраняет свой "рационалистический мистицизм", еще теснее сближаясь с многообразной динамикой современной жизни....
|
АБСТРАКЦИЯ
|
- АБСТРАКЦИЯ (от лат . abstractio - отвлечение) (абстрактное), форма познания, основанная на мысленном выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, частных его свойств и связей; общее понятие - как результат процесса абстрагирования; синоним "мысленного", "понятийного". Основные типы абстракции: изолирующая абстракция (вычленяющая исследуемое явление из некоторой целостности), обобщающая абстракция (дающая обобщенную картину явления), идеализация (замещение реального эмпирического явления идеализированной схемой). Понятие "абстрактное" противопоставляется конкретному. См. Восхождение от абстрактного к конкретному....
|
ПОСТЖИВОПИСНАЯ АБСТРАКЦИЯ
|
- ПОСТЖИВОПИСНАЯ АБСТРАКЦИЯ , направление в абстрактной живописи, сложившееся в 1950-е гг. как реакция на абстрактный экспрессионизм. Свободный мазок, "растрепанная" фактура последнего сменились здесь ровно закрашенными цветовыми полями, рассчитанными на сильный психологический эффект простых и монументальных форм в состоянии контраста или гармонии. Работы мастеров пост-живописной абстракции (К. Ноланд, Б. Ньюмен, Ад Рейнхардт, Ф. Стелла, США) обозначают также понятием живописи "твердого края", "хардэджа"(от англ. hard edge), подчеркивающим аскетичную линейную четкость этих композиций....
|
АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО
|
- АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО (абстракционизм , беспредметное искусство, нефигуративное искусство), совокупность направлений в изо-культуре 20 в., заменяющих натуралистическую, легко узнаваемую предметность более или менее свободной игрой линий, красок и форм (сюжет и предмет лишь угадываются, символически подразумеваются или исчезают вообще). Издревле беспредметное творчество существовало в виде орнамента или нон-финито, но только в новейшей истории оформилось в особую эстетическую программу. Среди родоначальников абстрактного искусства - В. В. Кандинский, К. С. Малевич, П. Мондриан, мастера орфизма. Сложилось несколько его вариантов: геометрическая абстракция, абстрактный экспрессионизм, информель, ташизм, постживописная абстракция....
|
ВОСХОЖДЕНИЕ ОТ АБСТРАКТНОГО К КОНКРЕТНОМУ
|
- ВОСХОЖДЕНИЕ ОТ АБСТРАКТНОГО К КОНКРЕТНОМУ , метод исследования объекта, состоящий в переходе от абстрактного и одностороннего знания о нем ко все более конкретному его воспроизведению в теоретическом мышлении - как системы научных определений (см. Абстракция, Конкретное); один из основных принципов диалектики....
|
КЛАСС
|
- КЛАСС , в логике и математике - то же, что множество, т. е. произвольная (конечная или бесконечная) совокупность предметов, выделенных по какому-либо признаку и просто перечисленных. Предметы, образующие класс, называются его элементами; понятие класса возникает как абстракция от природы и порядка элементов. Абстрактные классы и операции над ними изучаются в логике классов и в ее математической модификации - множеств теории....
|
ДРЕВИН
|
- ДРЕВИН (Древиньш , Drevins) Александр Давыдович (1889-1938), русский и латышский живописец. До 1914 жил в Латвии, затем в Москве. После ранних опытов в духе примитивизма и абстрактного искусства ("Абстракция", 1921) писал преимущественно портреты и пейзажи, отличающиеся сгущенной красочной гаммой, обобщенной экспрессивной живописной манерой ("Город, 1926). Репрессирован; реабилитирован посмертно....
|
КОЛОР ФИЛД
|
- КОЛОР ФИЛД (Живопись цветовых полей) (Color Field Painting) , направление в абстрактной живописи 1950-60-х гг. Термин используется для характеристики монохромной живописи, в которой цвет освобожден от формы и композиция строится на перепадах интенсивности тона. Живопись стиля колор филд 1950-х гг. представлена работами И. Келли, Эд. Рейнхардта, в 1960-х - Б. Ньюмена. См. также Постживописная абстракция....
|
|
|
|
|
|
|