Словари Общие сведения Помощь |
|
|
выборка | описание |
АВАНГАРД
|
- "АВАНГАРД" , направление во французском кино (с 1918). Деятели "Авангарда" вели поиски оригинальных выразительных средств. С сер. 20-х гг. в творчестве "авангардистов" возобладали формалистические тенденции, в 30-е гг. часть их перешла на позиции реалистического искусства....
|
АВАНГАРД
|
- АВАНГАРД (от аван ... и франц. garde - стража), 1) подразделение, следующее на марше впереди главных сил с целью не допустить внезапного нападения на них противника. Авангарды могут высылаться также в наступлении, при преследовании, в ходе рейда. 2) Передовая часть общества, народа....
|
АВАН ...
|
- АВАН ... (от франц. avant - впереди), часть сложных слов, соответствующих по значению словам "передовой", "передний" (авангард, аванзал)....
|
РАЦИРАКА
|
- РАЦИРАКА (Ratsiraka) Дидье (р . 1936), председатель Верховного революционного совета, президент Мадагаскара в 1975-93, генеральный секретарь партии Авангард малагасийской революции с 1976....
|
ГАНГУТ
|
- ГАНГУТ , русское название п-ова Ханко (Финляндия). Во время Северной войны 1700-21 около Гангута авангард русского галерного флота под командованием Петра I 27.7(7.8).1714 разгромил шведскую эскадру контр-адмирала Н. Эреншельда и захватил все 10 вражеских кораблей, одержав первую в истории русского флота крупную морскую победу....
|
ЛАРГА
|
- ЛАРГА (Larga) , река в Молдавии, левый приток р. Прут. Длина 25 км, площадь бассейна 117 км2. Берет начало и протекает в пределах западного склона Бессарабской возв. Во время русско-турецкой войны 1768-74 русские войска генерала П. А. Румянцева под Ларга 7.7.1770 разбили авангард турецкой армии - войска крымского хана Каплан-Гирея....
|
ЖУРНАЛ ДЛЯ ВСЕХ
|
- "ЖУРНАЛ ДЛЯ ВСЕХ" , 1) ежемесячный иллюстрированный научно-популярный и литературный журнал, Cанкт-Петербург, 1896-1906. С 1897 - редактор-издатель В. С. Миролюбов. 2) Ежемесячный литературно-художественный, общественно-политический и научно-популярный журнал, орган "Кузницы". Издавался с сентября 1928 в Москве; в 1930 переименован в "Пролетарский авангард" (до 1932)....
|
ДВИЖЕНИЕ
|
- "ДВИЖЕНИЕ" , группа художников, возродившая традицию конструктивизма и обосновавшая принципы кинетизма в русской культуре 1960-70-х гг. Ее лидером был Л. В. Нусберг, активными участниками - Ф. Инфанте, В. Ф. Колейчук и др. "Движение" стремилось вывести художественный авангард из "подпольного" состояния, создавая фантасмагорическиживописные декоративные проекты, авторы которых участвовали в оформлении реальных выставок и городской среды. Техницизм тут нередко сочетался, в особенности в хэппенингах, с сюрреалистически игровым началом. С эмиграцией Нусберга в 1976 группа распалась....
|
ФЛОРЕНТИНСКАЯ ШКОЛА
|
- ФЛОРЕНТИНСКАЯ ШКОЛА , одна из основных художественных школ Италии. Основоположник флорентийской школы - Джотто (кон. 13 - нач. 14 вв.). В нач. 15 в. флорентийская школа - авангард гуманистического искусства Возрождения (архитекторы Ф. Брунеллески, Л. Б. Альберти, скульпторы Донателло, Л. Гиберти, живописцы Мазаччо и др.), которое к кон. 15 в. приобрело черты утонченного декоративизма и стилизации (А. Верроккьо, Боттичелли). Идеи возвышенного героического искусства, смелые реалистические поиски, стремление связать науку и искусство выразились в искусстве Леонардо да Винчи и Микеланджело. С 1520-х гг. во флорентийской школе зарождается маньеризм (Я. Понтормо)....
|
АВАНГАРДИЗМ
|
- АВАНГАРДИЗМ (авангард) , совокупное наименование художественных тенденций, более радикальных, чем модернизм. Их ранний рубеж в изо-искусстве 1910-х гг. обозначен фовизмом и кубизмом. Соотношение авангардистского искусства с предшествовавшими стилями, с традиционализмом как таковым было особенно резким и полемичным. Приведя к мощному обновлению всего художественного языка, авангардизм придал особую масштабность утопическим надеждам на возможность переустройства общества посредством искусства, тем более, что его расцвет совпал с волной войн и революций. Во второй половине 20 в. его основные принципы подверглись резкой критике в постмодернизме....
|
ТРАДИЦИОНАЛИЗМ
|
- ТРАДИЦИОНАЛИЗМ , обобщенное наименование художественных направлений, противостоящих радикальным устремлениям авангардизма. Традиционалистские тенденции непосредственно продолжают стили прошлого, такие, как классицизм и романтизм, а также новые направления, уже ставшие классическими (импрессионизм, модерн), избегая резкой, "революционной" художественной тактики. Активно противоборствуя в культуре 20 в., традиция и авангард тем не менее постоянно сосуществуют или непринужденно перемежаются (напр., у П. Пикассо, который в 1920-е гг. обратился к классицистской манере). Компромиссными, авангардно-традиционными могут быть целые направления, в частности, метафизическая живопись или магический реализм, а также все тенденции постмодернизма....
|
ХЛЕБНИКОВ Велимир
|
- ХЛЕБНИКОВ Велимир (Виктор Владимирович) (1885-1922) , русский поэт и прозаик. Родоначальник русского футуризма (группа "будетлян"). Создатель утопического общества Председателей Земного Шара (1916). Реформатор поэтического языка (эксперименты в области словотворчества, зауми, "звездного языка"). Пацифистская поэма о 1-й мировой войне "Война в мышеловке" (1919), монументальные революционные поэмы (1920-22) - "Ладомир", "Ночной обыск", "Зангези", "Ночь перед Советами". Цикл историко-математических статей, посвященных природе времени "Доски судьбы" (1922). Рассказы. Драмы. Оказал воздействие на русский и европейский авангард, в т. ч. в области живописи и музыки....
|
ШЕМЯКИН Михаил Михайлович
|
- ШЕМЯКИН Михаил Михайлович (р . 4 мая 1943 в Москве), российский художник. Сформировавшись в среде "неофициального искусства", стал одним из самых популярных в России современных художников.Родился в семье офицера. В 1945-57 семья Шемякина жила в Германии. В 1957-61 будущий мастер учился в средней художественной школе при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина в Ленинграде. Жил в Ленинграде, в 1971 был изгнан из СССР, обосновался в Париже. С 1981 живет в Нью-Йорке, с 1991 - в Клавираке (штат Нью-Йорк). Становление стиля художникаПетербургский модернизм и петроградский авангард, творчество мастеров "Мира искусства", а с другой стороны - П. Н. Филонова - оказали решающее воздействие на становление собственного стиля Шемякина. Сквозной темой его искусства, соединившего в себе черты символизма и сюрреализма, стал карнавал - как категория не только житейского, но и космического порядка (Шемякин по праву может считаться одним из лидеров карнавализма как особого направления в русской изо-культуре застойного времени). Работая в разных техниках, особенно охотно обращаясь к литографии, он трактует бытие как вечный маскарад, лихой и зловещий, - с маской Смерти или Бренности как центральным символом этого пестрого хоровода. Отдельные образы слагаются в огромные, многолетние циклы. Насильственно загонявшееся в подполье на родине, с переездом за рубеж его творчество обретает новую масштабность. Натурные мотивы по-прежнему "магически" преображаются (как в цикле "Чрево Парижа", 1977, навеянном впечатлениями от знаменитого парижского рынка накануне его сноса). Шемякин (в основном уже в американский период) развивает свои идеи всеобщего "метафизического синтеза" форм и символов в сериях графических и живописных вариаций в диапазоне всей истории мирового искусства; мы находим здесь и реминисценции древних наскальных изображений и тотемов, и мотивы из В. В. Кандинского, Ф. Бэкона и современных мастеров.Начиная с "Классической испанской эпиграммы" 1971 года, художник неоднократно выступал и как график-иллюстратор (рисунки к прозе Ю. В. Мамлеева и поэзии М. Юппа). Особую популярность завоевали его графические листы по мотивам стихов и песен В. С. Высоцкого (1980-е гг.), с которым Шемякина связывала тесная дружба, - эти композиции, полные злого сарказма, воспринимаются как диагноз социального и нравственного распада позднесоветского общества.Известна также историко-культурная и менеджерская деятельность художника: он не раз устраивал коллективные экспозиции русского "неофициального искусства" (в частности, организовал вместе с коллекционером А. А. Глезером выставку "Современная русская живопись" в Париже, 1976), издал альманах "Аполлон-77", объединивший многих писателей и художников-нонконформистов России (1977), первым выпустил полное собрание произведений Высоцкого в 3 томах с комплектом из 7 пластинок (1988).В 1980-90-е гг. Шемякин все чаще обращается и к скульптуре, создавая "метафизические" рельефы, иронически-карнавальную мелкую пластику (эскизы которой переводились в бронзу, серебро и другие материалы). Его замыслы были воплощены в ряде монументальных работ, в т. ч. в трагически-гротескном памятнике Петру I в Санкт-Петербурге (бронза, 1991) и причудливом конном автопортрете, установленном у его дома в Клавираке (бронза, 1992).Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1993).Литература:М. Шемякин: Нью-Йорк - Москва: Ретроспективная выставка. М., 1989.М. Шемякин: Галерея "Дом Нащокина": Каталог выставки. М., 1994.М. Н. Соколов...
|
ТРАФАЛЬГАРСКОЕ СРАЖЕНИЕ
|
- ТРАФАЛЬГАРСКОЕ СРАЖЕНИЕ , 21.10.1805, у мыса Трафальгар (Trafalgar), около г. Кадис (Испания), во время войны Франции против 3-й антифранцузской коалиции. Английский флот адмирала Г. Нельсона разгромил франко-испанский флот адмирала П. Вильнева (P. Villeneuve), что обеспечило господство английского флота на море.ТРАФАЛЬГАРСКОЕ СРАЖЕНИЕ, крупнейшее морское сражение Наполеоновских войн между английским и испано-французским флотами, которое состоялось 21 октября 1805 у мыса Трафальгар (Trafalgar), около г. Кадис (Испания).Ведя с 1803 войну против Англии, Наполеон к середине 1805 сосредоточил свою армию на левом побережье Ла-Манша для вторжения на Британские острова. Высадку планировалось начать с подходом основных сил французского флота. Однако объединенная испано-французская эскадра адмирала П. Вильнева не могла достичь Ла-Манша из-за противодействия английского флота адмирала Нельсона. Военачальник опытный , но безынициативный, Вильнев не решался дать сражение и при встрече с противником всякий раз отступал в испанские порты. В сентябре 1805 Нельсон блокировал его в Кадисе.Вынужденный отменить высадку в Англию, Наполеон приказал своему флоту поддержать французские войска в Италии. 20 октября Вильнев решился выйти в море после того . как узнал, что император уже назначил ему преемника. Впрочем, получив сведения, что Нельсон ждет его у Гибралтарского пролива, французский адмирал повернул обратно.Нельсон бросился в погоню. 21 октября в 5 ч.30 он обнаружил испано-французскую эскадру, идущую на север . Вильнев пытался маневрировать при неблагоприятном ветре, из-за чего строй его кораблей нарушился.Английский флот действовал по плану, который Нельсон заранее довел до сведения капитанов, предоставив им при этом значительную свободу для проявления инициативы: "Если в бою не увидите сигналов или не поймете их, ставьте свой корабль рядом с вражеским- не ошибетесь". Союзники имели численное преимущество (33 корабля против 27), но английские моряки превосходили противника опытом и выучкой.Эскадра Нельсона двумя колоннами под прямым углом с запада атаковала линию вражеских кораблей, растянувшихся почти на милю. Правая колонна (15 кораблей) под командованием адмирала К. Коллингвуда должна была отрезать испано-французский арьергард от основных сил и уничтожить его. Левая (12 кораблей), которую вел сам Нельсон, атаковала неприятельский центр.В 11 часов раздались первые выстрелы. Около 12, сигнальщики "Виктори", флагманского корабля Нельсона, передали:"Англия ожидает, что каждый исполнит свой долг".В 12 часов 30 Коллингвуд отсек арьергард союзников. Его " Ройял Соверн" значительно опередил корабли своей линии и до их подхода в окружении вел бой с превосходящими силами противника.В 13 ч. Нельсон вклинился между центром и авангардом вражеской эскадры. Корабли центра, оказавшиеся между двумя английскими колоннами, смешались и вынуждены были принять бой, в котором численное преимущество было уже у англичан. Авангард союзников продолжал двигаться на север. Входившие в него суда смогли лечь на обратный курс и двинуться на помощь основным силам лишь после 15 ч., когда исход сражения уже определился.Корабль Нельсона взял на абордаж французский "Редутабль". Французы отчаянно сопротивлялись, ведя с мачт ружейный огонь по палубе "Виктори", и сдались лишь после того, как потеряли 80% экипажа. В этом бою Нельсон был смертельно ранен мушкетной пулей. Он умер в 16 ч. 30, получив перед смертью донесение о полной победе английского флота. В 17 ч.30 сражение закончилось.Англичане захватили и уничтожили 18 кораблей противника. Союзники потеряли также около 7000 человек убитыми, ранеными и пленными, англичане - около 1500. Французский адмирал Ш. Р. Магон, командир арьергарда, погиб в бою. Испанский флагман К. Гравина умер от раны. Вильнев попал в плен, принял участие в торжественной церемонии похорон Нельсона, а по возвращении во Францию покончил с собой, не дожидаясь приговора военного суда.В честь этой победы, окончательно избавившей Англию от угрозы наполеоновского вторжения, на Трафальгарской площади Лондона в 1867 была воздвигнута колонна, увенчанная статуей Нельсона, которую отлили из бронзы захваченных при Трафальгаре французских пушек.Литература:Авраамов Н. Ю. Трафальгарское сражение. М., 1938.Warner O. V. Nеlson's Battles. London, 1971.А. В. Чудинов...
|
|
|
|
|
|
|