RIN.ru
Российская Информационная Сеть

Словари

English   
  Словари  Общие сведения  Помощь
 





     выборка описание
    АВАНГАРД 
    • "АВАНГАРД" , направление во французском кино (с 1918). Деятели "Авангарда" вели поиски оригинальных выразительных средств. С сер. 20-х гг. в творчестве "авангардистов" возобладали формалистические тенденции, в 30-е гг. часть их перешла на позиции реалистического искусства....


    АВАНГАРД 
    • АВАНГАРД (от аван ... и франц. garde - стража), 1) подразделение, следующее на марше впереди главных сил с целью не допустить внезапного нападения на них противника. Авангарды могут высылаться также в наступлении, при преследовании, в ходе рейда. 2) Передовая часть общества, народа....


    АВАН ... 
    • АВАН ... (от франц. avant - впереди), часть сложных слов, соответствующих по значению словам "передовой", "передний" (авангард, аванзал)....


    РАЦИРАКА 
    • РАЦИРАКА (Ratsiraka) Дидье (р . 1936), председатель Верховного революционного совета, президент Мадагаскара в 1975-93, генеральный секретарь партии Авангард малагасийской революции с 1976....


    ГАНГУТ 
    • ГАНГУТ , русское название п-ова Ханко (Финляндия). Во время Северной войны 1700-21 около Гангута авангард русского галерного флота под командованием Петра I 27.7(7.8).1714 разгромил шведскую эскадру контр-адмирала Н. Эреншельда и захватил все 10 вражеских кораблей, одержав первую в истории русского флота крупную морскую победу....


    ЛАРГА 
    • ЛАРГА (Larga) , река в Молдавии, левый приток р. Прут. Длина 25 км, площадь бассейна 117 км2. Берет начало и протекает в пределах западного склона Бессарабской возв. Во время русско-турецкой войны 1768-74 русские войска генерала П. А. Румянцева под Ларга 7.7.1770 разбили авангард турецкой армии - войска крымского хана Каплан-Гирея....


    ЖУРНАЛ ДЛЯ ВСЕХ 
    • "ЖУРНАЛ ДЛЯ ВСЕХ" , 1) ежемесячный иллюстрированный научно-популярный и литературный журнал, Cанкт-Петербург, 1896-1906. С 1897 - редактор-издатель В. С. Миролюбов. 2) Ежемесячный литературно-художественный, общественно-политический и научно-популярный журнал, орган "Кузницы". Издавался с сентября 1928 в Москве; в 1930 переименован в "Пролетарский авангард" (до 1932)....


    ДВИЖЕНИЕ 
    • "ДВИЖЕНИЕ" , группа художников, возродившая традицию конструктивизма и обосновавшая принципы кинетизма в русской культуре 1960-70-х гг. Ее лидером был Л. В. Нусберг, активными участниками - Ф. Инфанте, В. Ф. Колейчук и др. "Движение" стремилось вывести художественный авангард из "подпольного" состояния, создавая фантасмагорическиживописные декоративные проекты, авторы которых участвовали в оформлении реальных выставок и городской среды. Техницизм тут нередко сочетался, в особенности в хэппенингах, с сюрреалистически игровым началом. С эмиграцией Нусберга в 1976 группа распалась....


    ФЛОРЕНТИНСКАЯ ШКОЛА 
    • ФЛОРЕНТИНСКАЯ ШКОЛА , одна из основных художественных школ Италии. Основоположник флорентийской школы - Джотто (кон. 13 - нач. 14 вв.). В нач. 15 в. флорентийская школа - авангард гуманистического искусства Возрождения (архитекторы Ф. Брунеллески, Л. Б. Альберти, скульпторы Донателло, Л. Гиберти, живописцы Мазаччо и др.), которое к кон. 15 в. приобрело черты утонченного декоративизма и стилизации (А. Верроккьо, Боттичелли). Идеи возвышенного героического искусства, смелые реалистические поиски, стремление связать науку и искусство выразились в искусстве Леонардо да Винчи и Микеланджело. С 1520-х гг. во флорентийской школе зарождается маньеризм (Я. Понтормо)....


    АВАНГАРДИЗМ 
    • АВАНГАРДИЗМ (авангард) , совокупное наименование художественных тенденций, более радикальных, чем модернизм. Их ранний рубеж в изо-искусстве 1910-х гг. обозначен фовизмом и кубизмом. Соотношение авангардистского искусства с предшествовавшими стилями, с традиционализмом как таковым было особенно резким и полемичным. Приведя к мощному обновлению всего художественного языка, авангардизм придал особую масштабность утопическим надеждам на возможность переустройства общества посредством искусства, тем более, что его расцвет совпал с волной войн и революций. Во второй половине 20 в. его основные принципы подверглись резкой критике в постмодернизме....


    ТРАДИЦИОНАЛИЗМ 
    • ТРАДИЦИОНАЛИЗМ , обобщенное наименование художественных направлений, противостоящих радикальным устремлениям авангардизма. Традиционалистские тенденции непосредственно продолжают стили прошлого, такие, как классицизм и романтизм, а также новые направления, уже ставшие классическими (импрессионизм, модерн), избегая резкой, "революционной" художественной тактики. Активно противоборствуя в культуре 20 в., традиция и авангард тем не менее постоянно сосуществуют или непринужденно перемежаются (напр., у П. Пикассо, который в 1920-е гг. обратился к классицистской манере). Компромиссными, авангардно-традиционными могут быть целые направления, в частности, метафизическая живопись или магический реализм, а также все тенденции постмодернизма....


    ХЛЕБНИКОВ Велимир 
    • ХЛЕБНИКОВ Велимир (Виктор Владимирович) (1885-1922) , русский поэт и прозаик. Родоначальник русского футуризма (группа "будетлян"). Создатель утопического общества Председателей Земного Шара (1916). Реформатор поэтического языка (эксперименты в области словотворчества, зауми, "звездного языка"). Пацифистская поэма о 1-й мировой войне "Война в мышеловке" (1919), монументальные революционные поэмы (1920-22) - "Ладомир", "Ночной обыск", "Зангези", "Ночь перед Советами". Цикл историко-математических статей, посвященных природе времени "Доски судьбы" (1922). Рассказы. Драмы. Оказал воздействие на русский и европейский авангард, в т. ч. в области живописи и музыки....


    ШЕМЯКИН Михаил Михайлович 
    • ШЕМЯКИН Михаил Михайлович (р . 4 мая 1943 в Москве), российский художник. Сформировавшись в среде "неофициального искусства", стал одним из самых популярных в России современных художников.Родился в семье офицера. В 1945-57 семья Шемякина жила в Германии. В 1957-61 будущий мастер учился в средней художественной школе при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина в Ленинграде. Жил в Ленинграде, в 1971 был изгнан из СССР, обосновался в Париже. С 1981 живет в Нью-Йорке, с 1991 - в Клавираке (штат Нью-Йорк). Становление стиля художникаПетербургский модернизм и петроградский авангард, творчество мастеров "Мира искусства", а с другой стороны - П. Н. Филонова - оказали решающее воздействие на становление собственного стиля Шемякина. Сквозной темой его искусства, соединившего в себе черты символизма и сюрреализма, стал карнавал - как категория не только житейского, но и космического порядка (Шемякин по праву может считаться одним из лидеров карнавализма как особого направления в русской изо-культуре застойного времени). Работая в разных техниках, особенно охотно обращаясь к литографии, он трактует бытие как вечный маскарад, лихой и зловещий, - с маской Смерти или Бренности как центральным символом этого пестрого хоровода. Отдельные образы слагаются в огромные, многолетние циклы. Насильственно загонявшееся в подполье на родине, с переездом за рубеж его творчество обретает новую масштабность. Натурные мотивы по-прежнему "магически" преображаются (как в цикле "Чрево Парижа", 1977, навеянном впечатлениями от знаменитого парижского рынка накануне его сноса). Шемякин (в основном уже в американский период) развивает свои идеи всеобщего "метафизического синтеза" форм и символов в сериях графических и живописных вариаций в диапазоне всей истории мирового искусства; мы находим здесь и реминисценции древних наскальных изображений и тотемов, и мотивы из В. В. Кандинского, Ф. Бэкона и современных мастеров.Начиная с "Классической испанской эпиграммы" 1971 года, художник неоднократно выступал и как график-иллюстратор (рисунки к прозе Ю. В. Мамлеева и поэзии М. Юппа). Особую популярность завоевали его графические листы по мотивам стихов и песен В. С. Высоцкого (1980-е гг.), с которым Шемякина связывала тесная дружба, - эти композиции, полные злого сарказма, воспринимаются как диагноз социального и нравственного распада позднесоветского общества.Известна также историко-культурная и менеджерская деятельность художника: он не раз устраивал коллективные экспозиции русского "неофициального искусства" (в частности, организовал вместе с коллекционером А. А. Глезером выставку "Современная русская живопись" в Париже, 1976), издал альманах "Аполлон-77", объединивший многих писателей и художников-нонконформистов России (1977), первым выпустил полное собрание произведений Высоцкого в 3 томах с комплектом из 7 пластинок (1988).В 1980-90-е гг. Шемякин все чаще обращается и к скульптуре, создавая "метафизические" рельефы, иронически-карнавальную мелкую пластику (эскизы которой переводились в бронзу, серебро и другие материалы). Его замыслы были воплощены в ряде монументальных работ, в т. ч. в трагически-гротескном памятнике Петру I в Санкт-Петербурге (бронза, 1991) и причудливом конном автопортрете, установленном у его дома в Клавираке (бронза, 1992).Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1993).Литература:М. Шемякин: Нью-Йорк - Москва: Ретроспективная выставка. М., 1989.М. Шемякин: Галерея "Дом Нащокина": Каталог выставки. М., 1994.М. Н. Соколов...


    ТРАФАЛЬГАРСКОЕ СРАЖЕНИЕ 
    • ТРАФАЛЬГАРСКОЕ СРАЖЕНИЕ , 21.10.1805, у мыса Трафальгар (Trafalgar), около г. Кадис (Испания), во время войны Франции против 3-й антифранцузской коалиции. Английский флот адмирала Г. Нельсона разгромил франко-испанский флот адмирала П. Вильнева (P. Villeneuve), что обеспечило господство английского флота на море.ТРАФАЛЬГАРСКОЕ СРАЖЕНИЕ, крупнейшее морское сражение Наполеоновских войн между английским и испано-французским флотами, которое состоялось 21 октября 1805 у мыса Трафальгар (Trafalgar), около г. Кадис (Испания).Ведя с 1803 войну против Англии, Наполеон к середине 1805 сосредоточил свою армию на левом побережье Ла-Манша для вторжения на Британские острова. Высадку планировалось начать с подходом основных сил французского флота. Однако объединенная испано-французская эскадра адмирала П. Вильнева не могла достичь Ла-Манша из-за противодействия английского флота адмирала Нельсона. Военачальник опытный , но безынициативный, Вильнев не решался дать сражение и при встрече с противником всякий раз отступал в испанские порты. В сентябре 1805 Нельсон блокировал его в Кадисе.Вынужденный отменить высадку в Англию, Наполеон приказал своему флоту поддержать французские войска в Италии. 20 октября Вильнев решился выйти в море после того . как узнал, что император уже назначил ему преемника. Впрочем, получив сведения, что Нельсон ждет его у Гибралтарского пролива, французский адмирал повернул обратно.Нельсон бросился в погоню. 21 октября в 5 ч.30 он обнаружил испано-французскую эскадру, идущую на север . Вильнев пытался маневрировать при неблагоприятном ветре, из-за чего строй его кораблей нарушился.Английский флот действовал по плану, который Нельсон заранее довел до сведения капитанов, предоставив им при этом значительную свободу для проявления инициативы: "Если в бою не увидите сигналов или не поймете их, ставьте свой корабль рядом с вражеским- не ошибетесь". Союзники имели численное преимущество (33 корабля против 27), но английские моряки превосходили противника опытом и выучкой.Эскадра Нельсона двумя колоннами под прямым углом с запада атаковала линию вражеских кораблей, растянувшихся почти на милю. Правая колонна (15 кораблей) под командованием адмирала К. Коллингвуда должна была отрезать испано-французский арьергард от основных сил и уничтожить его. Левая (12 кораблей), которую вел сам Нельсон, атаковала неприятельский центр.В 11 часов раздались первые выстрелы. Около 12, сигнальщики "Виктори", флагманского корабля Нельсона, передали:"Англия ожидает, что каждый исполнит свой долг".В 12 часов 30 Коллингвуд отсек арьергард союзников. Его " Ройял Соверн" значительно опередил корабли своей линии и до их подхода в окружении вел бой с превосходящими силами противника.В 13 ч. Нельсон вклинился между центром и авангардом вражеской эскадры. Корабли центра, оказавшиеся между двумя английскими колоннами, смешались и вынуждены были принять бой, в котором численное преимущество было уже у англичан. Авангард союзников продолжал двигаться на север. Входившие в него суда смогли лечь на обратный курс и двинуться на помощь основным силам лишь после 15 ч., когда исход сражения уже определился.Корабль Нельсона взял на абордаж французский "Редутабль". Французы отчаянно сопротивлялись, ведя с мачт ружейный огонь по палубе "Виктори", и сдались лишь после того, как потеряли 80% экипажа. В этом бою Нельсон был смертельно ранен мушкетной пулей. Он умер в 16 ч. 30, получив перед смертью донесение о полной победе английского флота. В 17 ч.30 сражение закончилось.Англичане захватили и уничтожили 18 кораблей противника. Союзники потеряли также около 7000 человек убитыми, ранеными и пленными, англичане - около 1500. Французский адмирал Ш. Р. Магон, командир арьергарда, погиб в бою. Испанский флагман К. Гравина умер от раны. Вильнев попал в плен, принял участие в торжественной церемонии похорон Нельсона, а по возвращении во Францию покончил с собой, не дожидаясь приговора военного суда.В честь этой победы, окончательно избавившей Англию от угрозы наполеоновского вторжения, на Трафальгарской площади Лондона в 1867 была воздвигнута колонна, увенчанная статуей Нельсона, которую отлили из бронзы захваченных при Трафальгаре французских пушек.Литература:Авраамов Н. Ю. Трафальгарское сражение. М., 1938.Warner O. V. Nеlson's Battles. London, 1971.А. В. Чудинов...







Наши проекты
Белые страницы России
V.I.P. зона России
Телефонная книга
Лучшее в Интернете
Обратная связь

  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


| Словари | Общие сведения | Помощь | Написать
Copyright © RI N 2000-
* Обратная связь