RIN.ru
Российская Информационная Сеть

Словари

English   
  Словари  Общие сведения  Помощь
 





     выборка описание
    АВАНСОВЫЕ ЗАКУПКИ 
    • (forward purcha e ) одна из форм встречной торговли. Предприятие, в роли которого выступает преимущественно фирма менее развитой страны, авансом поставляет товар зарубежному контрагенту с зачислением выручки на специальный условный счет в банке импортера. После накопления на счете согласованной пороговой суммы контрагент осуществляет встречную поставку товаров, получая при этом гарантированный платеж с условного счета. А.з. являются по своей сути способом экспортного финансирования контрагента. Применяются в случаях, когда первоначальный экспортер не имеет достаточных средств для оплаты требуемых по импорту товаров, а фирма-контрагент не уверена в платежеспособности партнера. В такого рода сделках стороны сталкиваются с рядом проблем. Авансовые поставщики, как правило, не в состоянии предложить достаточно широкий ассортимент, из которого фирма-контрагент могла бы выбрать подходящий товар. Это связано в том числе с действием во многих менее развитых странах жестких мер экспортного контроля. Исключение делается в отношении иностранных фирм, помогающих местному партнеру реализовать его товары на рынках третьих стран. В этом случае сделка несколько видоизменяется: авансовый товар поставляется не в страну базирования зарубежного партнера, а по его указанию на рынки третьих стран, с принятием обязательства произвести в последующем закупку встречных товаров фирмы-контрагента. Среди проблем, связанных с А.з., выделяются: значительная разновременность встречных поставок, необходимость изыскания средств гарантийного обеспечения сделок и др....


    ЦЕНА ИНТЕРВЕНЦИОННАЯ 
    • повышенная цена закупки некоторых видов товаров, на основе межправительственных соглашений с целью поддержки производства данного товара....


    БОНУСНАЯ СКИДКА 
    • скидка за оборот, предоставляемая покупателю на крупные закупки в течение длительного периода. В контракте может быть установлена шкала скидок в зависимости от достигнутого оборота, например, за год....


    ОНКОЛЬНАЯ СДЕЛКА 
    • (on call tran action) система покупки реального товара (в частности, используется в торговле хлопком), при которой цена не фиксируется до тех пор, пока покупатель не потребует этого (call). Продавец страхует себя хеджированием продаж, а цена, по которой он закрывает хедж, становится ценой закупки реального товара (разновидность сделок с последующей фиксацией цены)....


    МАГАЗИН КОРПОРАТИВНОЙ СЕТИ 
    • (corporate chain tore ) один из нескольких магазинов, имеющих общего владельца и проводящих единую политику по закупкам и продажам одинаковых групп товаров. Главные преимущества таких магазинов по сравнению с независимыми магазинами, т.е. не входящими в данную сеть, заключаются в объемных закупках товаров по низким ценам. Реализация некоторых функций (ценообразование, продвижение продукта, закупки, контроль запасов, прогнозирование сбыта) осуществляется общими корпоративными службами....


    СДЕЛКИ ОФФСЕТ 
    • (off et) применяются преимущественно в сфере межгосударственных поставок вооружений. В таких сделках страна, закупающая вооружения и военное имущество за рубежом, выставляет встречные требования компенсационного характера к экспортеру вооружений, включая условие наладить совместное производство закупаемой техники в стране-импортере, осуществить встречные закупки товаров, передать технологию производства изделий, в обязательном порядке привлечь фирмы страны-импортера в качестве субподрядчиков в сооружении военных объектов, привлечь иностранные инвестиции, передать лицензии и провести другие мероприятия, связанные с передачей технологического и управленческого ноу-хау....


    ВСТРЕЧНАЯ ТОРГОВЛЯ 
    • (counter trade) коммерческая практика, при которой продажа увязывается с закупкой товаров (услуг) либо, наоборот, закупка товаров обусловливается продажей. При этом оплата предусматривается поставками товаров и (или) услуг в дополнение или вместо финансового урегулирования, а сделка может быть оформлена одним или несколькими связанными контрактами. В.т. охватывает широкий диапазон форм внешнеторговых сделок, имеющих ряд отличительных особенностей: а) в отличие от бартера сделки В.т. связаны с использованием денег как средства определения цен на обмениваемые товары, инструмента финансирования сторон в ходе осуществления сделки и для оплаты активного сальдо обмена экспортных и импортных товаров; б) в основе форм В.т. лежит элемент необходимости, т.е. к ним вынуждают национальное законодательство, административное регулирование, валютные ограничения и пр. Наиболее распространенными формами В.т. являются встречные закупки, компенсационные сделки, сделки "свич", авансовые закупки, сделки оффсет. ВТО, Всемирная торговая организация (World Trade Organization) - является правопреемником Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Образована в соответствии со специальным Соглашением о создании ВТО, достигнутым в итоге Уругвайского раунда многосторонних переговоров в рамках ГАТТ. Имеет статус международной организации (вне ООН). Начала функционировать с 1 января 1995 г. Правовой основой ВТО является ГАТТ в редакции 1994 г. (включающее целый ряд новых соглашений, договоренностей и решений), Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) и Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). На ВТО возложены контроль за выполнением странами-членами обязательств по принятым соглашениям, решениям, договоренностям и протоколам во время Уругвайского раунда, организация международных встреч на высоком уровне представителей этих стран для принятия рекомендаций по вопросам либерализации и упорядочения международной торговли, а также контроль за разрешением между правительствами торговых споров в связи с реализацией всех документов ВТО. Членом ВТО может стать любая страна, принимающая обязательства всего пакета документов, которые являются ее правовой основой (за исключением четырех ранее заключенных соглашений в рамках ГАТТ: по государственным закупкам, авиатехнике, мясу и молочным продуктам). В конце 1996 г. членами ВТО стали 130 стран и еще 30 стран выразили заинтересованность вступить и ведут соответствующие переговоры. Высшим органом ВТО определена Конференция министров, созываемая не реже чем раз в два года (первая Конференция министров состоялась в декабре 1996 г. в Сингапуре). В периоды между конференциями ее функции возложены на Генеральный совет, открытый для участия представителей всех стран-членов и созываемый по мере необходимости. Государственный совет является высшей инстанцией и для урегулирования торговых споров, которые по всем соглашениям решаются по единой процедуре только этим органом. Для повседневного контроля за ходом выполнения требований соглашений ВТО под руководством Генерального совета действуют три вспомогательных органа: Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами и Совет по торговым аспектам интеллектуальной собственности. Кроме того, создан ряд рабочих комитетов, в частности Комитет по ограничению импорта при нарушении платежного баланса и Комитет по торговле и охране окружающей среды. Большинство решений в ВТО принимается консенсусом. Если неизбежно голосование, решения, как правило, принимаются большинством голосов. Но решения по вопросам толкования Соглашения о создании ВТО и предоставлении ее члену временного освобождения от обязательств требуют одобрения большинства в две трети. ВТО имеет Секретариат в г. Женеве. Возглавляет Секретариат избираемый Генеральный директор. Принятие в ВТО новых членов осуществляется на условиях, согласованных во время переговоров в рабочей группе (продолжаются от 6 месяцев до нескольких лет). Ее рекомендации подлежат утверждению на Конференции большинством в две трети членов. РФ подала официальное заявление о принятии в ВТО в декабре 1994 г. Рабочая группа по присоединению к ВТО провела в 1995-1996 гг. четыре заседания, на которых была детально рассмотрена национальная система регулирования внешнеэкономических связей на предмет ее соответствия правилам, установленным этой организацией. В 1996 г. начались неофициальные консультации РФ с основными членами ВТО, где вырабатываются конкретные условия и сроки присоединения. По завершении консультаций рабочая группа представит рекомендации очередной Конференции ВТО для утверждения....


    КОМПЕНСАЦИОННЫЕ СДЕЛКИ 
    • (buy back; compen ation agreement) одна из форм встречной торговли, в соответствии с условиями которой зарубежный партнер поставляет машины, оборудование и технологии, иногда комплектные заводы в обмен на встречные поставки сырья и полуфабрикатов, выпускаемых на поставленном оборудовании. В практике утвердились два основных типа К.с.: а) сделки, в которых расчет за оборудование производится в натуральном измерении, т.е. поставками согласованных физических объемов сырья и полуфабрикатов; б) соглашения, предусматривающие раздельные валютно-финансовые расчеты за оборудование и встречные товары. По этой схеме поставщик оборудования получает платеж немедленно (в счет банковской ссуды, собственных средств покупателя или из иных источников финансирования) и за все встречные отгрузки рассчитывается в валюте. Первый тип К.с. является модификацией бартера. При расчете встречных количеств поставляемого сырья учитывается фактор кредитования западной фирмой партнера в товарной форме. Второй тип соглашений является модификацией сделки встречной закупки. К.с. имели большое распространение во внешнеторговой практике СССР со странами Запада в 70-е - начале 80-х гг. В настоящее время их значение снизилось....


    ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ ЗАТРАТНЫЕ МЕТОДЫ 
    • предполагают расчет цены продажи на товары (услуги) путем прибавления к издержкам или себестоимости их производства некой определенной величины. Эта группа методов подразделяется на: метод ценообразования "издержки плюс"; метод ценообразования на основе предельных затрат; метод ценообразования через повышение цены (надбавку к цене) - метод целевого ценообразования. Метод ценообразования "издержки плюс" предполагает расчет цены продажи путем прибавления к цене производства и цене закупки и хранения материалов и сырья определенной добавочной величины (добавленной цены) - прибыли. Этот метод широко распространен, но имеет недостаток - сложность нахождения соответствующего уровня добавочной суммы, так как нет точного способа или стандартной формы его расчета. Этот уровень меняется в зависимости от вида отрасли, времени и состояния конкурентной борьбы. Имеются трудности и с определением издержек. Метод ценообразования на основе предельных затрат предполагает установление цены на минимальном уровне, достаточном для покрытия расходов на производство данного продукта, а не путем подсчета совокупных издержек, включающих постоянные и переменные затраты на производство и сбыт. Предельные издержки, таким образом, значительно ниже средних издержек и обычно определяются на уровне, при котором можно было бы только окупить сумму минимальных затрат. Такой метод ценообразования подходит для стадии насыщения рынка, когда прекратился рост продаж, и предприятие ставит целью поддержать, сохранить объем сбыта на определенном уровне. Такая политика также эффективна при активном проведении кампании по внедрению нового товара на рынок, когда можно ожидать значительного увеличения продаж данного товара в результате предложения его по низким ценам. Недостатки этой методики: неумелое ее использование чревато убытками; цены формируются односторонне - их определяют поставщики товара и недоучитываются требования рынка, состояние конкуренции; покупатель, несмотря на низкий уровень установленных цен, может отказаться от приобретения товара. Метод "маркап" (markup) исходит из расчета продажной цены путем умножения цены производства, цены закупки и хранения сырья и материалов на определенный коэффициент добавочной стоимости или коэффициент "markup". Этот коэффициент определяется делением общей суммы прибыли от продаж на себестоимость (условно говоря, цену продажи без надбавки). Возможен также подсчет данного коэффициента делением общей суммы прибыли от продаж на цену продажи. Итак, находится коэффициент надбавки цены и определяется формула подсчета цены продажи. Метод целевого ценообразования (метод определения целевой цены, метод определения цены в соответствии с целевой прибылью) используется для расчета себестоимости на единицу продукции исходя из объема продаж, который делает возможным получение намеченной прибыли. Недостаток данного метода состоит в том, что цена подсчитывается исходя из интересов продавца и не принимает во внимание отношение покупателя к рассчитываемой цене. Поэтому указанный метод требует определенной корректировки....


    ИНДЕКС ОПТОВЫХ ЦЕН 
    • (whole ale price index) относительный показатель, рекомендуемый Международным валютным фондом (МВФ) для выявления изменения уровня цен на первой важнейшей стадии коммерческих операций - оптовой торговле. Является средней взвешенной индексов цен отдельных групп товаров - минерального сырья, продукции обрабатывающей промышленности, производства электроэнергии, сельскохозяйственных продуктов и т.п. Для его исчисления используются материалы выборочных наблюдений за уровнем цен набора товаров, представляющих важнейшие товарные группы на первой стадии коммерческих операций с ними. В качестве весов используются сведения об объеме валовой и чистой выручки оптовой торговли в базисном периоде. Базовые веса рекомендуется пересматривать каждые пять лет, по мере обработки материалов очередных сплошных наблюдений (переписей). Агрегатная форма построения (indexnumber applies to international comperison) И.о.ц, дает возможность выявить изменение уровня цен как всей промышленности в целом, так и ее отдельных отраслей. При выявлении конъюнктуры рынка оптовой торговли, включающей экспортные поставки и импортные закупки, масштаб инфляции измеряется также с помощью распространенного в мировой статистической практике показателя - индекса цен производителя (producer price index). Этот индекс в обобщенном виде характеризует изменение цен на сырье, топливо, электроэнергию, материалы, полуфабрикаты и готовые изделия (продукцию) без учета торговой наценки и налога с оборота....


    ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КРЕДИТ 
    • (con umer credit) форма кредита, при которой ссуда предоставляется физическому лицу для- закупки товаров и услуг потребительского назначения. Непосредственная цель П.к. - удовлетворение потребностей населения в необходимых товарах и услугах. Выдача и погашение П.к. осуществляется перечислением наличных денежных сумм, а также безналичным перечислением с расчетного счета клиента либо с помощью кредитных карточек. Наиболее распространенной формой является автоматически возобновляемый кредит, когда заемщику обеспечивается рассрочка платежа за купленный товар на известный период времени. Реже используется кредит с разовым погашением, когда после окончания срока кредитования клиент должен сразу погасить всю свою задолженность. П.к. могут быть представлены в прямой форме без посредничества торговых фирм. Банк выдает клиентам чеки или кредитные карточки, которые используются для оплаты купленных товаров. Фирмыпродавцы затем предъявляют эти чеки или карточки, и банки погашают им суммы покупок своих клиентов. Существует П.к. с поручительством торговых фирм. Фирма гарантирует товаропоставки клиентам на определенную сумму. В свою очередь банк обязуется бесперебойно кредитовать покупки в пределах оговоренных сумм. Покупатель выплачивает кредит по частям. В случае неполной или несвоевременной оплаты кредита банк взыскивает необходимые суммы денег с расчетного счета клиента, который блокируется банком в течение срока кредита....


    ЯРМАРКИ 
    • периодический рынок, организуемый в определенное время года, в определенном месте и на определенный срок; сезонная распродажа одного или многих видов товаров. Я. возникли в Европе в раннее средневековье, когда торговля носила эпизодический характер и обслуживала преимущественно состоятельные слои общества редкими и дорогостоящими привозными товарами. Значение Я. возросло в X-XI вв. с возникновением и развитием городов, ростом ремесленного производства, зарождением внутреннего рынка и усилением международных торговых связей. Наряду с крупными Я. - центрами оптовой торговли - существовали областные (региональные) и мелкие местные Я. (в некоторых случаях эти формы совмещались). В период становления капитализма и широкого развития торговли роль Я. снижается, они становятся фактически выставками товарных образцов, а торговля носит преимущественно оптовый характер; сохраняются в основном сезонные распродажи (для закупки местных, главным образом сельскохозяйственных, товаров). После второй мировой войны получили развитие международные Я., являющиеся важными мероприятиями коммерческого характера, где наряду с демонстрацией образцов товаров заключаются крупные торговые сделки. Различают универсальные, многоотраслевые и специализированные Я., причем в современных условиях обнаруживается тенденция перехода от универсальных к отраслевым Я. Крупные международные Я. проводятся в Лейпциге (ФРГ), Познани (Польша), Брно (Словакия), Пловдиве (Болгария), Будапеште (Венгрия), Бухаресте (Румыния), Дамаске (Сирия), а также в ряде других городов. Деятельность международных Я. регламентируется Союзом международных ярмарок....


    МЕЖДУНАРОДНЫЕ РАСЧЕТЫ 
    • системы платежей по денежным требованиям и обязательствам, возникающим между государствами, их юридическими и физическими лицами в результате экономических, политических, научно-технических, культурных и иных связей. Они осуществляются на основе корреспондентских отношений между банками этих стран, при этом основная часть платежей осуществляется путем безналичных расчетов. Организация М.р. зависит от условий внешнеторговых контрактов, международных правил и обычаев, банковской практики, национального валютного законодательства и других факторов. Банковские правила и обычаи, связанные с движением товарно-распорядительных документов в процессе М.р., унифицируются международными организациями. Для М.р. существенное значение имеет режим обратимости валют и валютные курсы. В условиях необратимости валют и существования валютных ограничений, как, например, в послевоенной Западной Европе, широко применяются расчеты по валютному клирингу и по многостороннему клирингу через Европейский платежный союз. Переход к свободной обратимости и снятие валютных ограничений позволили промышленно развитым странам полностью осуществлять расчеты в свободно конвертируемых валютах. В таких же валютах ведут расчеты и страны, чьи денежные единицы не являются обратимыми. Серьезную проблему для расчетов составляют изменения валютных курсов, особенно после введения плавающих курсов. Для уменьшения потерь от изменения валютных курсов при заключении контрактов применяются различные защитные оговорки и другие формы страхования, валютных рисков. При М.р. есть некоторые особенности осуществления основных форм расчетов. При инкассовой форме расчетов применяются Унифицированные правила по инкассо, разработанные Международной торговой палатой. Используются инкассо с предварительным акцептом документов, телеграфные инкассо, гарантия банка и др. Аккредитивная форма М.р. регламентируется Унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов. При документарном аккредитиве банк берет на себя обязательство произвести по поручению импортера оплату товарных документов экспортеру или акцептовать тратту. Наиболее надежная форма аккредитива - безотзывный и подтвержденный первоклассным банком. При регулярных поставках товаров применяется возобновляемый аккредитив, при комплексных поставках - трансферабельный аккреди- тив, который может быть переведен поставщику части товаров в другой стране. Применяются банковские переводы, с помощью которых импортеры осуществляют авансовые платежи или окончательную оплату после получения товара. Обычно эта форма расчета сопровождается гарантией банка, который берет на себя обязательство произвести платежи в случае неоплаты товара импортером. Используется форма расчетов на основе открытого счета, когда товар поставляется на условиях его последующей оплаты путем перевода причитающейся суммы на счет экспортера. В настоящее время для расчетов широко используется современная техника, и прежде всего ЭВМ. Важную роль в М.р. играет система международных межбанковских финансовых телекоммуникаций - СВИФТ....


    АРАБСКИЕ ФОНДЫ И БАНКИ РАЗВИТИЯ 
    • организации, занимающиеся кредитованием развивающихся стран - импортеров нефти. Первый фонд такого рода основан Кувейтом в 1953 г., большинство других образовано после 1973 г. Создание А.ф. и б.р. связано с накоплением членами Организации* стран - экспортеров нефти (ОПЕК) крупных финансовых средств, за счет которых и формируются их средства. Все А.ф. и б.р. являются государственными (несколько частных арабских банков также носят название "банк развития", но не играют заметной роли в рециклировании нефтедолларов, хотя и специализируются на долгосрочном кредитовании): В 1971 - 1980 гг. объем льготного кредитования странами ОПЕК других развивающихся стран превысил 40 млрд. долл. США, что немногим более 10% совокупного активного сальдо платежных балансов членов ОПЕК за этот период. Помимо А.ф. и б.р. средства выделялись как через другие международные институты, так и непосредственно центральными банками и министерствами финансов стран-кредиторов; доля же А.ф. и б.р. по отдельным оценкам составила 15-20%. Диапазон их деятельности чрезвычайно широк. Они предоставляют проектные кредиты, финансируют платежные дефициты стран-заемщиков, дефициты их государственных бюджетов, осуществляют портфельные инвестиции, занимаются учредительской деятельностью, гарантийными операциями, предоставляют техническую помощь, иногда непосредственно кредитуют закупки нефти развивающимися странами. Грант-элемент обязательств по линии официальной помощи развитию ОПЕК в 1979- 1980 гг. составлял 85%. Условия кредитов А.ф. и б.р. мало отличаются от условий фондов стран - членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Их важная особенность состоит в том, что они носят несвязанный характер, так как страны ОПЕК не могут обеспечить их товарного наполнения. Более значительная, чем у западных кредитных инвесторов, доля ресурсов, которые А.ф. и б.р. направляют па финансирование не конкретных проектов, а той или иной программы, отражает недостаточно высокий уровень их технической экспертизы. А.ф. и б.р. обычно кредитуют проекты, техническая документация по которым подготовлена фондами "помощи" западных стран, что позволяет последним оказывать влияние на кредитную политику А.ф. и б.р. в Международном банке реконструкции и развития (МБРР), Международном валютном фонде (МВФ) и других западных кредитных институтах. Получателями кредитов и субсидий А.ф. и б.р. являются свыше 100 развивающихся стран, причем основная часть средств предоставляется арабским странам. В 1971 - 1980 гг. они получили около у, всей помощи А.ф. и б.р., в том числе Египет (до исключения его в 1979 г. из всех панарабских организаций) - около 30%. Однако с конца 70-х гг. доля кредитов, получаемых остальными развивающимися странами, возрастает. Предоставление кредитов А.ф. и б.р. имело целью сгладить противоречия между ОПЕК и развивающимися странами - импортерами нефти, обеспечить членам ОПЕК их политическую поддержку. Но операции А.ф. и б.р. не оправдали надежд развивающихся стран - импортеров нефти; их кредиты не компенсировали дополнительных расходов по импорту нефти по возросшим ценам и покрыли менее 15%совокупного платежного дефицита этих стран в 1973-1980 гг. Новое повышение цен на нефть в 1979-1980 гг. еще более осложнило отношения между этими двумя группами стран, несмотря на значительное увеличение капитала и операций почти всех А.ф. и б.р. Среди А.ф. и б.р. выделяются пять национальных, два межгосударственных с глобальным охватом - Исламский банк развития и Фонд ОПЕК для международного развития, а также несколько региональных и специализированных фондов....


    ЛИЦЕНЗИОННАЯ ТОРГОВЛЯ 
    • реализация на возмездной основе результатов научно-технических и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в виде продажи лицензий и ноу-хау на внутреннем и мировом рынках. Причины быстрого роста Л.т., формирования мирового рынка научно-технической мысли состоят прежде всего в огромном значении, которое приобрели в условиях научно-технической революции (НТР) научно-технического знания для развития производства. Объективно идет процесс углубления международного разделения труда в сфере НИОКР, а Л.т. представляет собой международный обмен их результатами. Страны, не обладающие новейшими научно-техническими знаниями в тех отраслях производства, которые у них развиваются, заинтересованы в скорейшем получении этих знаний. С другой стороны, страны, добившиеся существенных результатов в научных исследованиях, заинтересованы в продаже лицензий с тем, чтобы покрыть свои затраты на НИОКР, которые сейчас достигают огромных размеров. Причина развития продажи лицензий состоит и в том, что владельцу патента часто экономически невыгодно использовать его самостоятельно, особенно это характерно для патента, зарегистрированного в иностранном государстве. Продажа лицензии позволяет получать доходы, не производя каких-либо дополнительных вложений капитала. Вместе с тем обладатели научных достижений стремятся к использованию своего преимущества для господства на рынке. При продаже лицензий обладатели научно-технических знаний добиваются от покупателя ограничения сферы их применения, оговорив это в лицензионных соглашениях. Продажа лицензий является одной из самых прибыльных внешнеэкономических операций. При относительно небольшом удельном весе лицензионных операций они дают около 7% всей прибыли, получаемой в международной торговле. Среди всех видов лицензионных сделок около половины приходится ныне на патентные лицензии с обязательством передачи покупателю технических знаний, опыта и секторов производства, около 25-30% - па лицензии, основанные на передаче лишь секретов производства. Объектами лицензионных сделок ныне стали также торговые марки, фирменные наименования, но они имеют меньшее значение, так как используются лишь в сфере обращения. Передача лицензий на безвозмездной основе в практике встречается весьма редко. Исключение составляет лишь практика безвозмездной передачи фирмами лицензий своим филиалам или дочерним компаниям. Безвозмездная передача лицензий независимым фирмам применяется лишь как средство расширения рынка сбыта своих товаров. В этих целях фирме, получающей лицензию без уплаты вознаграждения, вменяется в обязанность покупка у фирмы-лицензиара деталей, узлов или частей лицензируемого изделия. Усиление процесса интернационализации производства и капитала, приведшее в последнее десятилетие к образованию транснациональных корпораций, которые используют международную "торговлю" патентами и лицеизиями, с одной стороны, как орудие проникновения в новые сферы экономики других стран, а с другой - как средство скрытого перераспределения финансовых средств, в том числе перевода полученных прибылей под видом платежей за патенты и лицензии от своих филиалов и дочерних компаний в разных странах. В отдельные годы около 75% доходов США от экспорта лицензий составляют поступления от "родственных" фирм, т.е. дочерних предприятий американских транснациональных концернов. В последнее время в сфере международных лицензионных отношений усиливается роль западноевропейских корпораций. Они не только расширяют экспорт лицензий в США, но и используют свои филиалы в США в значительной степени как орудие проникновения в сферу научно-технических исследований и разработок с целью получения доступа к новой передовой технологии, что позволяет им укрепить свои позиции в конкурентной борьбе. Лицензии не только приносят прямые доходы, но и в современных условиях являются важной формой борьбы компаний за товарные рынки. Очень часто продажа лицензий зарубежной фирме является для фирмы-владельца (лицензиара) первым этапом освоения нового рынка. Не располагая капиталами и производственными возможностями для выпуска нового продукта в количествах, достаточных для выхода на рынки всех стран, фирма с помощью продажи лицензий фактически включает в процесс освоения продукта новые капиталы и новые производственные мощности, требует от лицензиата высокого качества продукции, выпускаемой по лицензии. Через некоторое время, когда ее собственные предприятия существенно увеличивают выпуск продукта, фирма-лицензиар сама выходит с ним на рынки других стран. При этом покупатели уже знакомы с данным продуктом. Фирмы, купившие лицензию, затратили средства на рекламу, потребители имели возможность непосредственно оценить свойства продукта. Возможности реализации этого продукта становятся более ясными. Продажа лицензий может и непосредственно способствовать расширению экспорта. Во многих лицензионных соглашениях лицензиар требует от лицензиата постоянной закупки определенных деталей, узлов или какого-либо сырья. Наконец, продажа лицензий может быть первым шагом к установлению контроля над зарубежной фирмой, особенно если лицензиатом является небольшая или даже средняя по размерам фирма. Уже тот факт, что фирма-лицензиар контролирует деятельность фирмылицензиата в отношении объемов продукции, суммы прибыли, технических условий производства, а также требует закупки определенных деталей, ставит последнюю в зависимое положение. В целях осуществления своего контроля над лицензиатом, лицензиар соглашается принимать, а иногда и требует в виде лицензионного вознаграждения акции фирмы-лицензиата. Вместе с тем большой экономический эффект приносят лицензионные операции и покупателям лицензии. Во многих случаях покупка лицензии оказывается дешевле, чем вложения в собственные научные разработки того или иного производственного процесса. К тому же приобретение лицензии позволяет выиграть время, что ныне стало важным фактором в конкурентной борьбе, так как в условиях научно-технической революции происходит быстрое моральное старение товаров и технологических процессов их производства. Например, покупка лицензий за границей, которая широко применялась в послевоенные годы японскими компаниями, позволила им ускорить темпы научно-технического прогресса, высокими темпами поднимать производительность труда, снижать издержки производства и способствовать быстрому выдвижению Японии на мировых рынках. Однако страна не может ориентироваться только на импорт научно-технических знаний. Такое положение означало бы для нее фактически постоянное отставание в этой области от других стран. Так, широко используя для своего развития импорт лицензий, Япония, например, уже с середины 60-х гг. стала испытывать трудности из-за отсутствия собственного мощного научно-технического потенциала, что заставило правящие круги Японии взять курс на развитие собственных научных исследований....


       Дальше >>>





Наши проекты
Белые страницы России
V.I.P. зона России
Телефонная книга
Лучшее в Интернете
Обратная связь

  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


| Словари | Общие сведения | Помощь | Написать
Copyright © RI N 2000-
* Обратная связь