RIN.ru
Российская Информационная Сеть

Словари

English   
  Словари  Общие сведения  Помощь
 





     выборка описание
    КУЛЬТУРНО-НАЦИОНАЛЬНАЯ АВТОНОМИЯ 
    ОБЛАСТНАЯ АВТОНОМИЯ 
    • см.: Автономия. Автономия административная и политическая. Автономия государственная. Автономия национально-территориальная. Автономия областная. (С. А.)...


    АВТОНОМИЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ 
    • система организационно-правовых форм учета интересов отдельных национальных групп населения (этнических общностей), базирующихся на их самоуправлении. Наиболее типичные пути воплощения национальной автономии: а) государственная (областная) автономия - создание государств и национально-государственных образований соответствующих наций (этнических общностей); б) создание административно-территориальных единиц в местах проживания национальных групп (этнических общностей) - национальных районов, уездов, волостей, сельсоветов и т. д.; в) учреждение национально-культурных автономий. (С. А.)...


    ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ 
    • понятие, используемое некоторыми гуманитарными науками. Постепенно входит в конституционный лексикон, оставаясь, правда, не до конца определенным. Например, согласно п. "м" ст. 72 Конституции РФ, к совместному ведению РФ и субъектов РФ относится "защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей". А в ст. 1 Федерального закона "О национально-культурной автономии" от 22 мая 1996 г. словосочетание "этническая общность" используется достаточно широко, а сама национально-культурная автономия определяется как форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан РФ, относящих себя к определенным Э. о. В Федеральном законе "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации" от 24 мая 1996 г. дано определение коренных малочисленных народов Севера: это - народы, проживающие на территориях традиционного проживания своих предков, сохраняющие самобытный уклад жизни, насчитывающие в России менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными Э. о. Э. о. можно назвать нацию, народность, племя - объединение людей, основанное на языковой, духовно-культурной, социально-психологической (менталитет), во многих случаях (но не всегда) также на бытовой (уклад жизни) и территориальной общности. (С. А.)...


    АВТОНОМИЯ НАЦИОНАЛЬНО-ТЕРРИТОРИА 
    • система национальных государств (автономная республика), национально-государственных образований (автономная область, автономный округ), административно-территориальных единиц (национальные район, уезд, волость и др.), создаваемых для учета интересов отдельных национальных групп населения (этнических общностей) и для обеспечения их самоуправления. (С. А.)...


    АВТОНОМИЯ 
    • в общем значении право самостоятельно решать вопросы, отнесенные к ведению кого-либо.В конституционном праве понятие А. используется в нескольких аспектах: а) для обозначения так называемой государственной или областной А. - формы национально-государственного устройства, при которой территория, имеющая определенный компактный национальный состав населения, хозяйственные и бытовые особенности, провозглашается автономным государством (республикой) или автономным национально-государственным образованием (областью, округом, провинцией и др.); б) применительно к возможностям групп граждан, принадлежащих к определенной национальности, самоорганизовываться и совместно действовать для осуществления своих национальных, духовных, культурных, образовательных и иных интересов (см.: национально-кулътурная автономия). в) чтобы оттенить, что тот или иной участник конституционно-правовых отношений обладает самостоятельностью в осуществлении своей компетенции. В этом плане нередко можно встретить в специальной литературе и газетных текстах выражения типа "должностное лицо получило большую А. в осуществлении своих полномочий","область полностью автономна в своих делах" и т. д. В данном аспекте термин "автономия" применяется скорее не в строго конституционно-правовом, а в общем смысле и лишь подчеркивает самостоятельность соответственно государства, государственного образования, административно-территориальной единицы, местного самоуправления и его органов, общественного объединения, должностного лица и т. д. (С. А.)...


    АВТОНОМИЯ ОБЛАСТНАЯ 
    АВТОНОМИЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ 
    • создание автономных образований в виде автономных государств или национально-государственных образований, являющихся элементами государственного устройства соответствующего государства. (С. А.)...


    АВТОНОМИЯ АДМИНИСТРАТИВНАЯ И ПОЛ 
    • понятия, используемые применительно к государственной или областной автономии. Если автономная единица образуется в форме автономной республики, т. е. государства, эту форму автономии принято называть политической, подчеркивая тем самым более высокий ее ранг и права, характерные для государства. Если автономная единица образуется в форме автономной области (округа), это - не государство, а так называемое Государственное (национально-государственное) образование. Его статус ниже, чем статус автономной республики и ближе к статусу административно-территориальной единицы. Поэтому данная автономия в литературе нередко называется административной, хотя у нее есть ряд особенностей и специфических черт по сравнению с административно-территориальной единицей (представительство в центральных органах государства, специальные формы защиты прав и интересов, в том числе при утверждении бюджета и принятии своих нормативных правовых актов). (С. А.)...


    ЕВРЕЙСКАЯ АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ 
    • субъект РФ, входит непосредственно в состав РФ, относится к разряду автономий. Это - национально-государственное (или национально-территориальное) образование....


    АВТОНОМИЯ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ 
    • форма самоорганизации граждан одной национальной принадлежности для выражения своих национальных духовных, культурных, образовательных и иных интересов. В Российской Федерации принят Федеральный закон "О национально-культурной автономии" от 22 мая 1996 г. В этом акте дается следующее определение А. и. к.: это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан РФ, относящих себя к определенным этническим общностям. на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры (ст. 1). Закон предусматривает следующую систему А. н. к. Низший уровень - местная А. н. к. Она учреждается в городе, районе, поселке, сельсовете гражданами, входящими в национальное общественное объединение (землячество, община и т. п.). Для этого проводится собрание (конференция) делегатов данного национального общественного объединения. Следующий уровень - региональный, т.е. территория субъекта РФ. Региональная А. н. к. учреждается на конференции (съезде) делегатами местных А. н. к. Наконец - федеральные А. н. к., учреждаются на съезде делегатами региональных А. н. к. По этой схеме,например,проживающие в России немцы образуют А. н. к. в тех районах и городах, где они проживают, далее - объединения субъектов РФ и, наконец, - свою всероссийскую А. н. к. По логике Закона 1996 г., создание А. н. к. не предполагается для граждан, относящихся к этническим общностям, имеющим в Российской Федерации республику, автономную область, автономный округ и проживающим на их территории (хотя и прямого запрета в Законе тоже нет). К примеру, татары в Республике Татарстан не учреждают свою А- н. к., а проживающие в Москве, Мордовии, Башкирии и т. д. могут учредить региональные А. н. к. Затем они вправе учредить федеральную татарскую А. н. к. Согласно Закону, такие региональные и федеральные А. н. к. и органы государственной власти соответствующего субъекта РФ могут координировать свою деятельность, участвовать в разработке федеральных и региональных программ в области сохранения и развития национальных (родных) языков и национальной культуры на основе взаимных соглашений и договоров. Правда, ситуация для некоторых этнических общностей такова, что им впору создавать свои национально-культурные объединения на территории собственных республик или автономных округов, где они составляют меньшинство. После учреждения А. н. к. следует ее регистрация соответственно в органе юстиции субъекта РФ или Министерстве юстиции РФ. Согласно Закону 1996 г., А. н. к. имеет право: получать поддержку со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, необходимую для сохранения национальной самобытности, развития национального (родного) языка и национальной культуры; обращаться в органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, органы местного самоуправления, представляя свои национально-культурные интересы; создавать средства массовой информации в порядке, установленном законодательством РФ, получать и распространять информацию на национальном (родном) языке; сохранять и обогащать историческое и культурное наследие, иметь свободный доступ к национальным культурным ценностям; следовать национальным традициям и обычаям, возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла; создавать образовательные и научные учреждения, учреждения культуры и обеспечивать их функционирование в соответствии с законодательством РФ; участвовать через своих полномочных представителей в деятельности международных неправительственных организаций; устанавливать на основании законодательства РФ и поддерживать без какой-либо дискриминации гуманитарные контакты с гражданами, общественными организациями иностранных государств. Особое внимание Закон 1996 г. уделяет обеспечению права на сохранение, развитие и использование национального (родного) языка и права на сохранение и развитие национальной культуры, отводя им две главы. В частности, предусмотрено, что национальные (родные) языки пользуются государственной защитой РФ. Система образования строится с учетом конституционного права граждан на получение основного общего образования на национальном (родном) языке и на выбор языка воспитания и обучения в рамках возможностей, предоставляемых законодательством РФ и субъектов РФ. Закон дает право А.н. к. образовывать негосударственные (общественные) образовательные учреждения с обучением на соответствующем языке, получая при этом помощь органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ. С учетом предложений А. н. к. создаются группы и классы в государственных и муниципальных воспитательных и образовательных учреждениях, а также государственные образовательные учреждения с обучением на национальном (родном) языке, на русском языке с углубленным изучением национального (родного) языка, национальной истории и культуры, учреждения дополнительного образования (воскресные школы, факультативы и др.). А. н. к. могут создавать негосударственные (общественные) учреждения национальной культуры, организовывать творческие союзы, коллективы профессионального и самодеятельного искусства, проводить фестивали, конкурсы, выставки, создавать краеведческие и иные музеи, издавать произведения исторической, художественной, музыкальной, фольклорной, этнографической литературы и др. Органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ оказывают А. н. к. помощь в этих делах, направляют деятельность государственных и муниципальных учреждений культуры на удовлетворение национально-культурных потребностей. Финансирование деятельности, связанной с реализацией прав А. н. к., осуществляется за счет: а) А. н. к., их учреждений и организаций, частных лиц; б) федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов. В этих же целях могут формироваться специальные федеральные, региональные и местные фонды. А. н. к. обладают правом собственности в соответствии с законодательством РФ, могут получать от органов исполнительной власти и органов местного самоуправления имущество в собственность или в аренду. Органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ оказывают помощь, в том числе целевую финансовую, при осуществлении программ и проектов национально-культурного развития. Закон подчеркивает, что право на А. н. к. не является правом на национально-территориальное самоопределение. Осуществление права на А. н. к. не должно наносить ущерба интересам других этнических общностей. А. н. к образуют органы своего внутреннего управления. При Правительстве РФ создается консультативный совет по делам А. и. к., который является совещательным органом и действует на общественных началах. ГС. А.)...


    НАЦИОНАЛЬНОЕ МЕНЬШИНСТВО 
    • понятие, используемое в конституционном, а также международном праве. Например, согласно п. "в" ст. 71 Конституции, в ведении РФ находятся "регулирование и защита прав национальных меньшинств", а согласно п. "б" ст. 72, в совместном ведении РФ и ее субъектов - "защита прав национальных меньшинств". Понятие "национальное меньшинство" пока не определено в российском законодательстве, хотя проект соответствующего федерального закона существует в Государственной Думе. По этому проекту Н. м. признаются граждане РФ, которые не имеют на территории РФ своих национально-государственных или национально-территориальных образований и не относятся к коренным малочисленным народам. По докладу Женевского совещания экспертов СБСЕ (1991 г.). Н. м. может быть как компактно проживающая этническая общность в составе суверенного государства, имеющая свое национально-государственное или иное образование, так и рассредоточенно живущие лица некоренной национальности. Но основным для Н. м. следует считать не столько степень его организованности, сколько необходимость защиты от дискриминации и нарушения его гражданских, политических и иных прав. В Российской Федерации государство конституционно закрепляет равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от национальности.(С. А.)...


    ОКРУГ 
    • понятие, используемое в конституционном праве в различных значениях: 1) автономный округ - национально-государственное (национально-тер-риториальное) образование в РФ, субъект РФ. До 1977 г. - национальный О.; 2) административно-территориальная единица в ряде зарубежных стран, а в последнее время и в России. Например, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 12 августа 1995 г. предусматривает в качестве территорий местного самоуправления в сельской местности сельские О., сельсоветы и волости. Москва делится на административные О.. в свою очередь они делятся на единицы, ранее именовавшиеся муниципальными О., затем муниципальными районами, а теперь - районами; 3) военно-административная территориальная единица - военный О.; 4) территория управления или осуществления надзора в некоторых отраслях: школьные (учебные) О., горные О. и др.: 5) территория осуществления правосудия - судебный О.; 6) избирательная единица. Например, для выборов одной половины депутатов ГД страна делится на территориальные избирательные О., для выборов другой половины представляет собой единый федеральный избирательный О. В РСФСР и СССР образовывались национально-территориальные избирательные О. (см.: Съезд народных депутатов РСФСР. Съезд народных депутатов СССР). (С. А.)...


    ТИТУЛЬНАЯ НАЦИЯ 
    • используемая в гуманитарных науках, в том числе в конституционном праве, характеристика нации, по наименованию которой названо соответствующее государство или национально-государственное образование. (С. А.)...


    ПРАВО НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНО 
    • одно из прав гражданина, закрепленное в ч. 1 ст.26 Конституции РФ. Она гласит, что каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности,(С. А.)...


       Дальше >>>





Наши проекты
Белые страницы России
V.I.P. зона России
Телефонная книга
Лучшее в Интернете
Обратная связь

  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


| Словари | Общие сведения | Помощь | Написать
Copyright © RI N 2000-
* Обратная связь