Словари Общие сведения Помощь |
|
|
выборка | описание |
БЕКАР
|
|
БЕМОЛЬ
|
|
ДИЕЗ
|
|
ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ТЕОРИЯ МУЗЫКИ
|
- Читая эту книжку, вы, наряду со сведениями, касающимися музыкальных инструментов, голосов, различных музыкальных жанров, форм и пр., узнаете, что такое лад, тональность, гамма; какие бывают интервалы и аккорды, что такое альтерация, как осуществляется нотная запись. Все эти сведения входят в учебную дисциплину, которая называется Элементарная теория музыки. Ее начала преподают в музыкальной школе, подробно ее изучают в музыкальном училище....
|
ХРОМАТИЗМ
|
- Музыкальные термины иногда имеют очень странную историю, и значение их, кажется, никак не связано с иностранным - греческим или латинским - корнем слова. Относится это и к термину хроматизм.
Если вы нажмете на рояле клавишу до, а потом - черную, находящуюся справа от нее, раздастся звук до-диез. Последование до - до-диез - это хроматический полутон. А хроматизм - последование или одновременное звучание звуков разной высоты, но одинаковых названий. Например, ре - ре-бемоль, соль - соль-диез, ля - ля-диез и т. д. Произошло слово "хроматизм" от греческого chroma, что означает цвет. Древние греки уподобляли семь тонов диатонического звучания - до, ре, ми, фа, соль, ля, си - семи основным цветам радуги. А полутоны считали соответствующими различным оттенкам. От слова хроматизм образовались различные музыкальные понятия. Кроме хроматического полутона, это хроматическая гамма, то есть гамма, в которой движение происходит по полутонам; хроматические знаки - то же, что знаки альтерации (прочитайте о слове альтерация); хроматические интервалы, то есть интервалы, образованные при помощи хроматически измененных ступеней лада....
|
БУКВЕННОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВУКОВ
|
- Вы, конечно, знаете, как называются семь основных звуков: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Однако названия эти появились позднее, чем буквенные. Латинские буквы начали применять в Европе для обозначения звуков с X века. При этом самый низкий из употреблявшихся тогда в пении звуков - ля - стали называть первой буквой латинского алфавита - A. В восходящем порядке звуки располагались так: А (ля), В (си-бемоль), С (до), D (ре), Е (ми), F (фа), G (соль). Когда же появилась необходимость петь не только си-бемоль, но и более высокий звук, си, его назвали следующей буквой - Н. Для обозначения альтерированных звуков (если вы забыли, что такое альтерация, прочтите о ней на странице 8) стали применять слоги is (повышение на полтона) и es (понижение). Таким образом, звук до-диез в буквенном обозначении cis, а ре-бемоль - des; звук соль-дубль-диез - gisis, а соль-дубль-бемоль - geses. Исключение составляют ми-бемоль, ля-бемоль и си-бемоль. Они, соответственно, обозначаются через es, as и b. С буквенными обозначениями можно встретиться, слушая концерт; часто исполняемое произведение объявляют так: Соната cis-moll, Полонез As-dur, Мазурка a-moll... Dur здесь означает мажор, moll - минор. Таким образом, cis-moll - до-диез минор, As-dur - ля-бемоль мажор. При буквенном обозначении мажорные тональности принято писать с заглавной буквы, а минорные - со строчной....
|
АЛЬТЕРАЦИЯ
|
- Латинское слово alterare означает изменять. В музыкальной науке альтерацией принято называть повышение или понижение звука, при котором название его не меняется. Любой звук можно повысить на полтона или тон, можно понизить на полтона или тон. В нотах это обозначается при помощи так называемых знаков альтерации. Вот они:
-диез - повышение на полтона; -дубль-диез - повышение на целый тон; -бемоль - понижение на полтона; - дубль-бемоль - понижение на целый тон. Если после альтерированного звука должен прозвучать натуральный, пишут знак отказа - бекар - (или, если нужно, дубль-бекар). Если альтерированный звук появляется в музыкальном произведении случайно, однократно (например, ре-диез или фа-диез в до-мажорной пьеске), знак альтерации ставится непосредственно перед ним и учитывается только до конца того такта, в котором появился, и только в той октаве, в которой указан. Но когда в этом же такте далее должен прозвучать неальтерированный звук, перед ним ставят знак отказа - бекар. На первый взгляд может показаться, что знаки альтерации - это обозначения черных клавиш фортепианной клавиатуры, тогда как белые клавиши имеют собственные названия. Но дело обстоит совсем не так просто. Знаки альтерации обозначают не клавиши, а звуки. И черная клавиша между белыми фа и соль, в зависимости от тональности, в которой написана исполняемая вами пьеса, может быть и фа-диезом и соль-бемолем. А в каком-нибудь произведении (как правило, более сложном, предназначенном не для начинающих музыкантов) встретятся, например, до-дубль-диез или соль-дубль-бемоль, которые на фортепианной клавиатуре окажутся равными, соответственно, нотам ре и фа, но в исполняемой пьесе, по смыслу развертывания мелодии или логике гармонической структуры, будут именно "дубль-диезом" или "дубль-бемолем"....
|
|
|
|
|
|
|