RIN.ru
Российская Информационная Сеть

Словари

English   
  Словари  Общие сведения  Помощь
 





     выборка описание
    АМНИСТИЯ 
    • освобождение лиц, совершивших преступления, от уголовной ответственности, от отбывания назначенного им наказания, его смягчение либо досрочное снятие с названных лиц судимости. Круг лиц, на которых распространяется А., и условия ее применения определяются постановлениями Государственной Думы Федерального Собрания. Издание акта об А., в зависимости от оговоренных в нем условий, может повлечь отказ в возбуждении уголовного дела, если такое решение еще не состоялось, прекращение возбужденного уголовного дела на любом этапе производства вплоть до начала судебного разбирательства, постановление обвинительного приговора с освобождением от отбывания назначенного наказания, соответствующее изменение приговора, не вступившего в законную силу, кассационной инстанцией. В отношении лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, принимается (обычно администрацией исправительного учреждения) решение об освобождении либо о соответствующем сокращении срока лишения свободы. Лицо, привлекаемое к уголовной ответственности, на этапах производства по его уголовному делу вплоть до начала судебного разбирательства вправе возражать против отказа в возбуждении дела или его прекращения со ссылкой на акт А. и настаивать на том, чтобы судебное разбирательство состоялось и был вынесен оправдательный приговор. (К. Г.)...


    РФ 
    • и имеет также все иные признаки государства: - наличие Конституции и законодательства РФ, действие принципа верховенства (приоритета) федеральных актов, т. е. по общему правилу они имеют более высокую юридическую силу, чем акты субъектов Федерации; - федеральная система государственных органов - Президент РФ, Федеральное Собрание (парламент) РФ, Правительство РФ, министерства, государственные комитеты и ведомства РФ, Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд - в целом единая судебная система РФ, Генеральный прокурор РФ; - единая внутренняя и внешняя политика РФ, формируемая с участием субъектов РФ и осуществляемая органами РФ; международное признание РФ и ее международная правосубъектность, т. е. участие в международных отношениях; - единые федеральные Вооруженные Силы, возглавляемые Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ (им является Президент РФ); - единая система служб внутренних дел, безопасности; - денежно-финансовая система государства (с единой денежной единицей - рублем, системой налогов, кредитно-денежным обращением, Центральным банком РФ и т. д.); - наличие единой экономической системы, построенной на плюрализме форм собственности, свободе экономической деятельности и конкуренции. У РФ существует многообразная компетенция, т. е. полномочия по руководству государственной, экономической и социально-культурной жизнью на всей территории. Конституция РФ делит компетенцию РФ на две группы: в первую группу входят вопросы исключительного ведения РФ, т. е. вопросы, которые могут решать только федеральные органы (хотя и с учетом предложений субъектов); вторая группа - полномочия РФ в сферах совместного ведения РФ и ее субъектов. Иначе говоря, в этих сферах РФ решает вопросы, отнесенные к ее ведению, а остальные вопросы решают субъекты РФ, разумеется, на основе и в развитие федерального законодательства. Вопросы исключительной компетенции РФ можно разделить на следующие подгруппы. В области государственного строительства: принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением; федеративное устройство и территория РФ; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в РФ; регулирование и защита прав национальных меньшинств; установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование этих органов; государственные награды и почетные звания РФ; федеральная государственная служба; федеральные программы в области государственного строительства и национального развития РФ. В области экономической, социальной и культурной политики: федеральная государственная собственность и управление ею; установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического, экологического, социального и культурного развития РФ; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе; метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет. В области внешних сношений, обороны и безопасности: внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ; вопросы войны и мира; внешнеэкономические отношения РФ; оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ. В области охраны общественного порядка, прав граждан и правосудия: судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности. В сферах совместного ведения РФ и ее субъектов полномочия РФ также можно условно разделить на несколько подгрупп. В области государственного строительства: обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ Конституции РФ и федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. В области экономической, социальной и культурной политики: вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения; защита материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение; осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ. В области внешних сношений: координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ. В области охраны общественного порядка, прав граждан, законодательства и деятельности правоохранительных органов: обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон; административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды; кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат. (С. А.)...


    АЗЕРБАЙДЖАН 
    • (Азербайджанская Республика) - в соответствии с Конституцией, принятой 12 ноября 1995 г. путем референдума, - демократическая, правовая, светская, унитарная республика. Государственным языком является азербайджанский язык. А. обеспечивает свободное использование и развитие других языков, на которых говорит население. Столица - г. Баку. Единственным источником государственной власти в А. является его народ. Он состоит из граждан А-, проживающих на территории А. и за его пределами, рассматривающихся как подвластные Азербайджанскому государству и его законам, что не исключает действия норм, установленных международным правом (ст. 1 Конституции). Народ путем референдума может решить любой вопрос. затрагивающий его права и интересы. Только путем референдума решаются такие вопросы, как принятие Конституции А. и внесение в нее изменений, изменение государственных границ А. и т. д. Высшей целью государства Конституция называет обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Собственность в А. неприкосновенна и охраняется государством. Собственность может быть государственной, частной и муниципальной. Регулируя гражданство, Конституция А. устанавливает, что лицо, имеющее с А. политическую и правовую связь, а также взаимные права и обязанности, является гражданином А. Лицо, рожденное на территории А. или от граждан А., является гражданином А. Гражданином А. является и лицо, одним из родителей которого является гражданин А. Конституция А. закрепляет набор основных прав и свобод человека и гражданина, достаточно традиционный для современных государств, но с некоторыми особенностями формулирования: право на равенство, право на жизнь, право на свободу, право собственности, право на интеллектуальную собственность, право на безопасное проживание, право на личную неприкосновенность, право на неприкосновенность жилья, право на брак, права на труд, на забастовку, на отдых, на социальное обеспечение, право жить в здоровой окружающей среде, право на культуру, образование, жилище, на национальную принадлежность, право пользования родным языком, право на защиту чести и достоинства, свободы мысли и слова, совести, собраний, информации, творчества, право на гражданство, права на участие в политической жизни общества и государства, на участие в управлении государством, избирательное право, право на обращение, на объединение, свободу предпринимательства, судебные гарантии прав и свобод, на получение правовой помощи и др. К основным обязанностям граждан отнесены обязанность соблюдать Конституцию и законы А., уважать права и свободы других лиц, обязанность выплачивать налоги и другие государственные сборы, верность Родине, уважение к государственным символам, защита Родины, охрана памятников истории и культуры, окружающей среды. Государственная власть в А. организуется на основе принципа разделения властей. Законодательную власть осуществляет Милли Меджлис А. Он состоит из 125 депутатов, избираемых на основе мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Срок полномочий Милли Меджлиса - 5 лет. Возраст депутатов - не моложе 25 лет. Не могут быть избраны депутатами Милли Меджлиса лица, имеющие двойное гражданство, имеющие обязательства перед другими государствами, работающие в системе исполнительной или судебной власти, а также лица, занимающиеся другой оплачиваемой деятельностью, исключая научную, педагогическую и иную творческую деятельность, религиозные деятели, лица, недееспособность которых подтверждена судом, осужденные за тяжкие преступления, отбывающие наказание в местах лишения свободы по приговору суда, вступившему в законную силу. Милли Меджлис принимает конституционные законы, законы и постановления по вопросам, относящимся к его ведению. Конституция А. определяет в специальной статье перечень вопросов, по которым Милли Меджлис устанавливает общие правила, т. е. осуществляет законотворчество. Наряду с этим Конституция называет еще некоторые конкретные вопросы, которые решает Милли Меджлис, в частности, по представлению Президента А.: учреждение дипломатических представительств А.; административно-территориальное деление; ратификация и денонсация межгосударственных договоров; на основании представления Президента А. утверждение государственного бюджета и контроль за его исполнением; утверждение военной доктрины А.;' амнистия; утверждение в случаях, предусмотренных Конституцией,указов Президента; на основании представления Президента дача согласия на назначение на должность Премьер-министра Л., судей Конституционного Суда А., Верховного Суда и Экономического Суда А., на назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора А.; отстранение от должности в порядке импичмента Президента А. на основании представления Конституционного Суда А. (ст. 95 Конституции); на основании представления Президента отстранение от должности судей; решение вопроса о доверии Кабинету министров А.; на основании представления Президента дача согласия на привлечение Вооруженных Сил А. к выполнению задач, не связанных с их назначением; на основании обращения Президента дача согласия на объявление войны и заключение мира; назначение референдума и др. Исполнительная власть в А. согласно ст. 7 Конституции принадлежит Президенту А. В ст. 8 Конституции говорится, что Президент является главой государства. Он представляет государство внутри страны и во внешних сношениях. Президент воплощает единство народа А. и обеспечивает преемственность азербайджанской государственности. Президент является гарантом независимости и территориальной целостности А., соблюдения международных договоров, стороной которых является А., а также гарантом независимости судебной власти. Президент А. избирается населением на 5-летний срок большинством голосов в две трети участвующих в голосовании с возможным проведением двух туров. Никто не может быть избран Президентом А. более двух раз подряд. Президент не может быть моложе 35 лет, должен проживать в республике более 10 лет, обладать избирательным правом. Не может быть Президентом человек, судимый за тяжкое преступление, имеющий обязательства перед другими государствами, двойное гражданство. Полномочия Президента А. в целом типичны для возможностей этого лица в президентской республике. Он, в частности, назначает выборы в Милли Меджлис; представляет на утверждение Милли Меджлиса государственный бюджет А.; утверждает государственные экономические и социальные программы; назначает с согласия Милли Меджлиса Премьер-министра А.; освобождает от должности Премьер-министра; назначает на должность и освобождает от должности членов Кабинета министров; в необходимых случаях председательствует на заседаниях Кабинета министров; принимает решение об отставке Кабинета министров; создает центральные и местные органы исполнительной власти; отменяет акты Кабинета министров А-, Нахичеванской автономной республики, центральных и местных органов исполнительной власти; вносит в Милли Меджлис представления о назначении судей высших судов А., назначает на должность судей остальных судов; с согласия Милли Меджлиса назначает на должность и освобождает от должности Генерального прокурора А.; вносит на утверждение Милли Меджлиса военную доктрину А.; заключает межгосударственные и межправительственные договоры А.; назначает референдум; подписывает и издает законы А., обладает правом отлагательного вето; решает вопросы гражданства, предоставления политического убежища; осуществляет помилование; создает Совет Безопасности А-; объявляет чрезвычайное и военное положение; с согласия Милли Меджлиса объявляет войну и заключает мир и др. Президент А. может уйти в отставку, для чего он представляет заявление в Конституционный Суд А., который и принимает решение о принятии отставки. При представлении сообщения (кем - из Конституции неясно. -С. А.) о полной утрате Президентом А. по состоянию здоровья способности исполнять свои полномочия Милли Меджлис обращается в Конституционный Суд для выяснения этого факта. Последний принимает решение по данному вопросу большинством в 6 голосов. Если Конституционный Суд не подтвердит факт, вопрос считается исчерпанным. Наконец, вопрос об отстранении Президента от должности при совершении тяжкого преступления может быть поставлен перед Милли Меджлисом по инициативе Конституционного Суда на основании представленного в течение 30 дней заключения Верховного Суда А. Президент может быть отстранен от должности решением Милли Меджлиса, принятым большинством в 95 голосов. Это постановление подписывает председатель Конституционного Суда А. Если в течение недели Конституционный Суд не выступит за подписание данного постановления, оно не вступает в силу. Кабинет министров создается Президентом А. с целью организации осуществления исполнительных полномочий и является вышестоящим органом исполнительной власти Республики. Он подчиняется Президенту А. и подотчетен ему. Премьер-министр назначается Президентом с согласия Милли Меджлиса. Если Милли Меджлис три раза не дает согласия, Президент может назначить Премьер-министра сам. На должность Премьер-министра может быть назначен только гражданин А. в возрасте не моложе 30 лет с высшим образованием, обладающий избирательным правом и не имеющий обязательств перед другим государством. Судебную власть в А. осуществляют Конституционный Суд, Верховный Суд, Экономический Суд, общие и специальные суды. Судьями могут быть лица не моложе 30 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет. Судьи независимы, несменяемы и неприкосновенны. Конституционный Суд А. решает вопросы о соответствии Конституции А. законов А.,указов и распоряжений Президента, постановлений Милли Меджлиса, постановлений и распоряжений Кабинета министров, нормативно-правовых актов центральных органов исполнительной власти А.; соответствии законам актов Президента, Кабинета министров, центральных органов исполнительной власти;соответствии указам актов Кабинета министров и центральных органов исполнительной власти; соответствии решений Верховного Суда Конституции и законам А.; соответствии актов муниципалитетов Конституции, законам, актам Президента, Кабинета министров А.; соответствии не вступивших в силу межгосударственных договоров А. Конституции А., соответствии межправительственных договоров А. Конституции и законам А.; запрещении политических партий и иных общественных объединений; соответствии законов и иных актов Нахиче-ванской Автономной Республики Конституции, законам и иным актам А.; разрешении споров, связанных с разграничением полномочий между законодательной, исполнительной и судебной властями. Конституционный Суд дает толкование Конституции А. В состав А. входит и ее неотъемлемой частью является Нахичеван-ская Автономная Республика. Ее статус устанавливается Конституцией А-Она имеет свою Конституцию и законы, которые не должны противоречить соответственно Конституции и законам А. Законодательный орган Нахичеванской Автономной Республики - Али Меджлис, состоящий из 45 членов со сроком полномочий 5 лет, орган исполнительной власти - Кабинет министров автономной республики. Высшим должностным лицом Нахичеванской Автономной Республики является председатель Али Меджлиса. В А. местное самоуправление осуществляется муниципалитетами. Они формируются на основе выборов. Изменения в Конституцию А. вносятся только путем референдума. Наряду с этим в Конституцию возможно внесение дополнений, не противоречащих основному ее тексту, посредством конституционных законов, принимаемых Милли Меджлисом большинством в 95 голосов. Согласно ст. 156 Конституции А., такие законы голосуются дважды с интервалом в 6 месяцев. Будучи принятыми, они каждый раз представляются на подписание Президенту А. Подписанные Президентом после второго голосования конституционные законы вступают в силу, а дополнения, ими принятые, становятся неотъемлемой частью Конституции А. (С. А.)...







Наши проекты
Белые страницы России
V.I.P. зона России
Телефонная книга
Лучшее в Интернете
Обратная связь

  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


| Словари | Общие сведения | Помощь | Написать
Copyright © RI N 2000-
* Обратная связь