Словари Общие сведения Помощь |
|
|
выборка | описание |
ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
|
- один из двунадесятых христианских праздников, падающий на 21 ноября (4 декабря) и установленный в воспоминание о введении трехлетней Девы Марии в Иерусалимский храм и посвящении ее Богу (во исполнение обета, данного по ее рождении). Описание этого события отсутствует в канонических текстах, оно известно из т.н. "Протоевангелия Иакова" и других апокрифических источников. Установлен не ранее VIII века. Праздничные каноны составлены Григорием Никомедийским и Василием Пагариотом. Икона "Введение во храм" входит в состав праздничного ряда иконостаса русского православного храма....
|
ВЕЛУМ
|
- (лат. - парус) в иконописи ткань (обычно красного цвета), перекинутая в виде полога между двумя архитектурными сооружениями. В некоторых иконах ("Рождество Богородицы", "Введение Богородицы во храм", "Благовещение", "Сретение") символизирует собой преобразовательную связь между Ветхим и Новым Заветами. Иконография велума восходит к античности....
|
ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ
|
- двенадцать основных праздников, установленных русской православной церковью в воспоминание о событиях из жизни Христа, Богоматери, а также о некоторых событиях из церковной истории. Включает в себя девять неподвижных праздников, отмечаемых в одно и то же время: Рождество Богородицы, Воздвижение Креста, Введение во храм, Рождество Христово, Богоявление (Крещение), Благовещение, Сретение, Преображение и Успение Богородицы - и три подвижных, связанных с пасхальным циклом: Вход в Иерусалим, Вознесение и Сошествие Св. Духа на апостолов. Иконы, посвященные двунадесятым праздникам, составляют основную часть праздничного ряда иконостаса русского православного храма....
|
АПОКРИФ
|
- (греч. - тайный, сокровенный) произведения иудейской и раннехристианской литературы, составленные в подражание книгам Св. Писания о священных лицах и событиях, большей частью от имени персонажей Св. Писания, не признанные церковью каноническими. Некоторые апокрифы, наряду с каноническими книгами, широко использовались в средневековой литературе и изобразительном искусстве (к апокрифическим источникам восходят изображения Рождества Богородицы, Введения Богородицы во храм, Сошествия во ад. Успения Богородицы и др.)....
|
ВЛАХЕРНЫ
|
- местность в северовосточной части Константинополя, вдоль бухты Золотого Рога, где находился один из самых знаменитых на востоке храмов, посвященных Богоматери. Этот храм был основан в 451 году Пульхерией Августой. В 474 году, при императоре Льве Мудром здесь был помещен мафорий (покрывало) Богоматери, привезенный из Святой Земли, а уже с 511 года известны особые службы, посвященные Богоматери и совершавшиеся в этом храме. Именно во Влахернском храме происходили многие чудесные события, демонстрировавшие особое покровительство Богоматери Константинополю (см. Покров Богородицы). Храм был разрушен в XV веке....
|
АКАФИСТ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ
|
- хвалебное песнопение в честь Богородицы, состоящее из 13 кондаков и 12 икосов. Его первое исполнение предание относит к 7 августа 626 года (т.е. ко времени осады Константинополя персами и аварами), хотя составлен он был, по всей вероятности, несколько раньше, в VVI веках. Первая половина акафиста (до кондака VII) посвящена изложению новозаветных событий, происходивших при участии Богородицы (Благовещение, Встреча Марии и Елизаветы, Рождество Христово, Поклонение пастырей, Поклонение волхвов, Бегство в Египет, Сретение), остальная часть текста - прославление Христа и Богоматери. Иллюстрации Акафиста появляются в монументальной живописи и иконописи, начиная с XIV века, сначала в Сербии, а затем в России. К этому же времени относятся первые иллюминированные рукописи Акафиста....
|
АВРААМИЙ СМОЛЕНСКИЙ
|
- преподобный (вторая половина XII - начало XIII века) русский святой. Принял пострижение в монастыре Пресвятой Богородицы в Селище (близ Смоленска). Изгнан из монастыря завистниками. Был подвергнут епископскому суду и оправдан. В последние годы жизни управлял монастырем св. Игнатия. Общерусское почитание с 1547 года. Последователь палестинской ветви восточного монашества, а также преподобных Антония и Феодосия Печерских. Житие Авраамия, составленное, по преданию, его учеником Ефремом, известно только по спискам XVI - XVII веков. Память 21 августа (3 сентября)....
|
АНТИФОН
|
- (греч. - противогласник) ветхозаветные псалмы или их части, исполняемые двумя хорами (или же хором и солистом) попеременно, стих за стихом. Введение антифонного пения в храмовом богослужении большинство исследователей относят к IV веку....
|
РОЖДЕСТВО БОГОРОДИЦЫ
|
- один из двунадесятых христианских праздников, падающий на 8 (21) сентября и установленный в воспоминание о чудесном рождении Богоматери от престарелых бесплодных родителей - "по Божественному обетованию". Упоминания об этом событии отсутствуют в канонических библейских книгах; оно описано в т. наз. "Протоевангелии Иакова", "Псевдоевангелии Матфея" и других апокрифических источниках. Установлен во второй половине V века. Праздничные каноны составлены в VIII в. Иоанном Дамаскиным и Андреем Критским. Икона "Рождество Богородицы" входит в состав ряда иконостаса русского православного храма....
|
СРЕТЕНИЕ
|
- один из двунадесятых христианских праздников, падающий на 2 (15) февраля и установленный в воспоминание о принесении Христа во храм на сороковой день после рождения - согласно ветхозаветному обряду; в храме Он был встречен старцем Симеоном, узнавшим в Христе Мессию и пророчествовавшим о Его грядущем служении (Лк II, 2239). Основной смысл этого события - встреча Ветхого и Нового Заветов, закона и благодати; вместе с тем ритуальное принесение младенца во храм, близкое по значению к жертвоприношению, может восприниматься как прообраз грядущей искупительной жертвы. Отмечается с IV века. Праздничный канон составлен в VIII веке Козьмой Маюмским. Икона "Сретение" входит в праздничный ряд иконостаса русского православного храма....
|
УСПЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ
|
- один из двунадесятых христианских праздников, падающий на 15 (28) августа и установленный в воспоминание о кончине Богоматери и чудесном взятии ее на небо. Упоминание об этом событии отсутствуют в канонических библейских книгах; оно описано в "Слове Иоанна Солунского", сказании ПсевдоИосифа, "Слове Иоанна Богослова" и других апокрифических источниках. Празднуется с IVв; окончательно узаконен в VVI вв. - после III Вселенского (Эфесского) собора, подтвердившего почитание Девы Марии Богородицей. Праздничные каноны составлены в VIII веке Козьмой Маюмским и Иоанном Дамаскиным. Икона "Успение Богородицы" входит в состав праздничного ряда иконостаса русского православного храма....
|
СКИНИЯ
|
- (греч. - шатер) древнееврейский переносной храм, созданный по указаниям Бога, которые Моисей получил на горе Синай (Исх XXV, 840 - XXVI). Состояла из двух отделений: святилище и святая святых, где находился ковчег завета....
|
ПОКРОВ БОГОРОДИЦЫ
|
- православный праздник, установленный на Руси в XII веке в воспоминание о чудесном явлении Богоматери во Влахернском храме в 910 г. во время осады Константинополя арабами...
|
ПРОСФОРА
|
- (греч. - приношение) небольшой круглый хлеб, выпекаемый из пшеничного квасного теста; в православном богослужении используется в таинстве причащения. На верхней корочке просфоры вытеснено изображение четырехконечного креста и буквы IС XC M KA (Иисус Христос побеждает). Название "просфора" произошло от обычая, принятого в первые века христианства, приносить в храм хлеб и вино для евхаристии и для агапы - "вечери любви" (совместной ритуальной трапезы), устраивавшейся после богослужения....
|
АЛЕКСЕЙ, ЧЕЛОВЕК БОЖИЙ
|
- (V век) один из самых популярных святых в Византии и на Руси, по происхождению римлянин. Сын богатых и набожных родителей, покинувший родительский дом в день собственной свадьбы. Прожил семнадцать лет на паперти храма Богородицы в Эдессе и еще семнадцать - в Риме, в доме собственных родителей, оставаясь неузнанным. Один из самых ярких примеров христианского терпения и смирения в подвиге добровольной нищеты. Древнейшее житие восходит к VVI векам. Память 17 (30) марта....
|
|
Дальше >>>
|
|
|
|
|