Словари Общие сведения Помощь |
|
|
выборка | описание |
НАЗАЛИЗАЦИЯ ЗВУКОВ
|
- НАЗАЛИЗАЦИЯ ЗВУКОВ (франц . nasal - носовой, от лат. nasus - нос), 1) приобретение звуком носовой окраски как результат дополнительной артикуляции, заключающейся в опускании небной занавески. 2) Переход ротового гласного в носовой (франц. [а] > [а-носовой])....
|
ЧЕРЕДОВАНИЕ ЗВУКОВ
|
- ЧЕРЕДОВАНИЕ ЗВУКОВ , взаимная замена звуков в одной и той же морфеме в различных случаях ее употребления, выполняющая роль основного или дополнительного морфологического показателя (в русском языке нос-ить / нес-ти; мог-у / мож-ешь)....
|
НАТУРАЛЬНЫЙ ЗВУКОРЯД
|
- НАТУРАЛЬНЫЙ ЗВУКОРЯД , в музыкальной акустике - ряд звуков, состоящий из основного тона и гармонических призвуков (обертонов). Отношения частот колебаний звуков натурального звукоряда образуют натуральный ряд чисел - 1 : 2 : 3 : 4 : 5 и т. д. Некоторые обертоны несколько выше тех же звуков темперированного строя (см. Темперация; в примере отмечены плюсом), другие - ниже (отмечены минусом)....
|
ЗВУКОРЯД
|
- ЗВУКОРЯД , последовательность расположенных в восходящем или нисходящем порядке звуков музыкальной системы, лада, а также звуков, которые могут быть извлечены на определенном музыкальном инструменте....
|
ФОНЕТИКА
|
- ФОНЕТИКА (от греч . phonetikos - звуковой, голосовой),..1) акустические и артикуляционные свойства звуков данного языка...2) Раздел языкознания, изучающий способы образования звуков речи и их акустические характеристики....
|
СОЗВУЧИЕ в музыке
|
- СОЗВУЧИЕ в музыке , сочетание в одновременном звучании нескольких звуков различной высоты. Построенное по определенному принципу созвучие из трех и более звуков называют аккордом....
|
ФИГУРАЦИЯ
|
- ФИГУРАЦИЯ (от лат . figuratio - придание формы), в музыке - усложнение музыкальной фактуры с помощью повторений звуков и аккордов (ритмическая фигурация), мелодические движения по звукам аккордов (гармоническая фигурация), применения в мелодии неаккордовых звуков (мелодическая фигурация)....
|
ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ
|
- ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ (ономатопея) , условное воспроизведение звуков природы (напр., криков птиц и других животных), рефлективных восклицаний людей, звуков, производимых предметами, и т. п.; создание слов, звуковые оболочки которых в какой-то мере напоминают такие звуки (напр., в русском языке "мяу-мяу", "ха-ха", "тик-так")....
|
ФУНКЦИИ ЛАДОВЫЕ
|
- ФУНКЦИИ ЛАДОВЫЕ , в музыке - значения элементов лада (звуков в одноголосии, звуков и созвучий в многоголосии). Наиболее общие типы ладовых функций - устой и неустой. В мажоре и миноре действуют ладовые функции особого рода - функции тональные....
|
СЕПТАККОРД
|
- СЕПТАККОРД , в музыке - аккорд из 4 звуков. При расположении звуков септаккорда по терциям крайние звуки отстоят друг от друга на септиму (отсюда название). Если в басу помещается не основной тон септаккорда, а другой его звук, возникают обращения септаккорда: 1-е - квинтсекстаккорд, 2-е - терцквартаккорд, 3-е - секундаккорд (названия по интервалам, образуемым с нижним звуком)....
|
ПЕНТАТОНИКА
|
- ПЕНТАТОНИКА (от греч . pente - пять и tonos - тон), звуковая система, содержащая 5 звуков. Звукоряд основного типа пентатоники - бесполутоновый, или ангемитонный (с интервалами между соседними звуками в 1 и 11/2 тона). Функции главного тона в пентатонике может выполнять любой из 5 звуков. Встречается в старинных песнях многих народов, в т. ч. у татар, башкир, бурят и др....
|
ЗВУКОВАЯ СИСТЕМА
|
- ЗВУКОВАЯ СИСТЕМА (в музыке) , высотная (интервальная) организация музыкальных звуков на основе какого-либо единого принципа. Известны звуковые системы из 3, 4, 5, 6, 7 звуков в октаве (см. Трихорд, Тетрахорд, Пентахорд, Гексахорд, Диатоника). В 20 в. используется и 12-ступенная звуковая система. Термин "звуковая система" применяется также в смысле звукоряда, музыкального строя....
|
СЛУХ МУЗЫКАЛЬНЫЙ
|
- СЛУХ МУЗЫКАЛЬНЫЙ , способность человека воспринимать отдельные качества музыкальных звуков, ощущать функциональные связи между ними. Виды слуха музыкального: абсолютный - способность определять абсолютную высоту музыкальных звуков; относительный - определение звуковысотных отношений между звуками, интервалов. Внутренний слух музыкальный - умение мысленно представлять отдельные звуки и целые музыкальные пьесы. Слух музыкальный развивается в процессе занятий музыкой, в частности сольфеджо....
|
МУЗЫКАЛЬНЫЙ СТРОЙ
|
- МУЗЫКАЛЬНЫЙ СТРОЙ , система отношений звуков по высоте. Тот или иной музыкальный строй характеризуется рядом чисел, каждое из которых показывает отношение частот колебаний верхних и нижних звуков интервала. Для одноголосной музыки ряда европейских народов типичен Пифагоров строй, в котором в качестве основы используется чистая квинта с отношением частот 3:2. Примерно с 16 в. в многоголосной музыке распространился т. н. чистый строй. В нем, кроме квинты, основанием служит большая терция (5:4). К нач. 18 в. утвердился равномерно-темперированный строй, в котором чистая октава (2:1) поделена на 12 равных полутонов (см. Темперация)....
|
ТРЕЗВУЧИЕ
|
- ТРЕЗВУЧИЕ , в музыке - в общем смысле созвучие трех звуков; в специальном - аккорд из трех звуков, расположенных по терциям. Различают: мажорное трезвучие (большая терция + малая терция), минорное трезвучие (малая терция + большая терция); менее употребительно уменьшенное трезвучие (малая терция + малая терция) и увеличенное трезвучие (большая терция + большая терция), которые неустойчивы, диссонантны. Если в басовом голосе помещается не основной тон трезвучия (от которого оно строится по терциям), возникают его обращения: 1-е, секстаккорд, 2-е - квартсекстаккорд (названы по интервалам, образуемым с нижним звуком)....
|
|
Дальше >>>
|
|
|
|
|