RIN.ru
Российская Информационная Сеть

Словари

English   
  Словари  Общие сведения  Помощь
 





     выборка описание
    ПРОСТОЕ БОЛЬШИНСТВО 
    АБСОЛЮТНОЕ БОЛЬШИНСТВО 
    КВАЛИФИЦИРОВАННОЕ БОЛЬШИНСТВО 
    ОТНОСИТЕЛЬНОЕ БОЛЬШИНСТВО 
    БОЛЬШИНСТВО 
    • понятие, используемое в конституционном праве в связи с проведением различных голосований. Различаются категории абсолютного, простого, относительного и квалифицированного Б. В избирательном праве: абсолютное Б. - это избрание депутата или должностного лица при условии получения им 50% плюс один голос от общего числа избирателей, включенных в избирательные списки; простое Б. - получение кандидатом более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Чаще всего сами выборы считаются при этом состоявшимися, если на избирательные участки пришло не менее половины избирателей, внесенных в избирательные списки ("не менее половины" означает 50%; избирателей и более). Таким образом, простое Б. в данном случае означает, что победитель получил 2590 плюс один голос от общего числа избирателей (правило простого Б. действует, например, при выборах Президента РФ); относительное Б. - получение победившим кандидатом большего числа голосов по отношению к своим соперникам ("относительно" конкурентов, откуда и происходит наименование данного вида Б.). Принцип относительного Б. применяется при выборах в Государственную Думу по территориальным избирательным округам - победителем считается тот кандидат в депутаты, который получил голосов больше, чем его соперники (насколько конкретно - не имеет значения); сами выборы считаются несостоявшимися, если в них приняло участие менее 25% избирателей; квалифицированное Б. - избрание депутата или должностного лица наиболее высоким числом голосов избирателей (например, 2/3, 3/4 и т. д.) от общего числа избирателей, включенных в списки, или от числа избирателей, принявших участие в голосовании, При принятии законов и иных актов в парламенте те же термины имеют следующие значения: абсолютное Б. - принятие решения парламентом или его палатой большинством голосов от общего числа депутатов (т. е. 50% плюс один голос), установленного Конституцией. В Государственной Думе возникал вопрос о том, считать ли общее число депутатов по числу фактически избранных депутатов. Однако по запросу Государственной Думы Конституционный Суд РФ постановлением от 12 апреля 1995 г. дал толкование ряда статей Конституции РФ и определил, что под общим числом депутатов надо понимать их конституционное число - 450. Абсолютное Б. требуется при принятии парламентом или палатой законов или иных решений по вопросам их материальной компетенции; простое Б. - принятие решения парламентом или палатой большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов (естественно, при условии, что имеется кворум для проведения заседания) или даже большинством голосов от числа депутатов, принявших участие в данном голосовании; такое Б. чаще всего требуется при принятии решений по процедурным вопросам; относительное Б. - определение путем голосования предпочтения по тому или иному варианту разрешения возникшего вопроса. Например, Регламент Государственной Думы предусматривает несколько видов голосования, где результат определяется по числу голосов, поданных за один из нескольких обсуждаемых вариантов: рейтинговое (депутаты последовательно голосуют по предложенным вопросам, при этом видно, какой из них какую поддержку имеет); альтернативное (голосование только за один из вариантов поставленного вопроса); качественное (то же альтернативное голосование, но с оценкой поставленного на голосование вопроса по одному из вариантов -"очень плохо", "плохо", "удовлетворительно", "хорошо", "очень хорошо"); квалифицированнос Б. - принятие парламентом или палатой решения большим числом поданных за него голосов. Например, если Совет Федерации не одобрил принятый Государственной Думой закон, а она не согласна с решением Совета Федерации, то при повторном голосовании закон должен получить не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Если Президент наложил вето на принятый палатами Федерального Собрания закон, а они настаивают на своей редакции, при повторном голосовании и в Государственной Думе, и в Совете Федерации закон должен получить не менее 2/3 голосов в каждой из палат. Квалифицированное большинство требуется при принятии федеральных конституционных законов - не менее 3/4 в Совете Федерации и не менее 2/3 в Государственной Думе....


    БОЛЬШИНСТВО ПАРЛАМЕНТСКОЕ 
    ОБЛАСТНОЙ, КРАЕВОЙ СОВЕТ НАРОДНЫ 
    • наименование представительного органа государственной власти области, края по Конституции РСФСР 1978 г. Осенью 1993 г. большинство этих Советов прекратило существование в порядке самороспуска, некоторые были распущены соответствующими главами администраций. Конституция РФ 1993 г. не называет органов государственной власти субъектов РФ. Она предусматривает (ст. 77), что систему органов государственной власти субъекты устанавливают самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Большинство представительных органов государственной власти областей, краев выбрало для себя названия "дума", "законодательное собрание", "собрание". Слово "Совет" сохранено в наименовании одного субъекта РФ этой группы - Новосибирский областной Совет депутатов.(С. А.)...


    ДВУХПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА 
    • характеристика организации политической жизни общества и осуществления власти, строящаяся на попеременном нахождении у власти одной политической партии и пребывании в оппозиции другой. Соотношение их сил отражается на выборах депутатов парламента и президента. Представители победившей партии имеют большинство мест в парламенте, предопределяют состав правительства, кандидатуру на пост президента государства. Практика показывает, что можно выиграть парламентские выборы и уступить на президентских и наоборот. Наиболее типично применение Д. с. в США, Великобритании и некоторых других странах. Понятие "двухпартийная система" - в определенной мере условное, обиходное понятие. Оно отнюдь не означает, что в соответствующих государствах нет иных политических партий: они могут существовать. Однако две партии наиболее авторитетны, и их представителям достается большинство мест в парламенте (его палатах) и пост президента. Для победившей на парламентских или президентских выборах партии ранее принятые законы имеют обязательную силу. Их отмена или изменение могут проводиться в рамках установленных конституцией и законами процедур.(С. А.)...


    ПАРЛАМЕНТСКОЕ БОЛЬШИНСТВО 
    • обладание политической партией или движением большинством мест в парламенте государства. П. б. может быть абсолютным - если у партии, движения более 50% депутатских мандатов, либо относительным - если у партии, движения хотя и менее половины мандатов, однако более, чем у других партий, движений, взятых по отдельности.(С. А.)...


    ВЕТО 
    • отказ верхней палаты или главы государства одобрить закон (законопроект), принятый соответственно нижней палатой или парламентом. По сути, это средство воздействия верхней палаты парламента на нижнюю или главы государства (монарха, президента) на парламент, применяемое в законодательном процессе. Применительно к главе государства в науке конституционного права принято различать абсолютное В. и относительное В. Абсолютное (или резолютивное) В. - это такой отказ главы государства одобрить закон (законопроект), который не может быть преодолен парламентом, т. е. он является окончательным. Исследователи отмечают, что абсолютное В. президента сегодня практически не применяется, хотя формально принадлежит, например, монархам Великобритании, Бельгии. Относительное (или отлагательное) В. - это право главы государства отклонить закон, переданный ему парламентом для подписания и обнародования. Мотивами В. являются обычно, по мнению главы, противоречие закона Конституции, его несовершенство как правового документа, несогласованность с иными законами, необоснованность регулирования соответствующих отношений законом, материальная и организационная необеспеченность выполнения закона, несоблюдение парламентом установленной процедуры рассмотрения и принятия закона. Многие парламентарии и исследователи считают, что основанием отклонения главой государства закона могут быть только его противоречие конституции или нарушение порядка принятия закона. Отказ главы подписать и опубликовать закон, принятый парламентом, может быть преодолен голосованием, проводимым по итогам повторного обсуждения закона в парламенте, его палатах, при этом может потребоваться в одних странах простое (например, Италия, Венгрия), в других - квалифицированное (например, США, РФ) большинство голосов членов парламента (его палат) от общего их числа. В США есть возможность, которую исследователи окрестили "карманным вето" Президента: если до перерыва сессии Конгресса остается менее 10 дней, которые отводятся Президенту для подписания законопроекта, а Президент оставил его неподписанным, Конгресс принимает этот законопроект на следующей сессии. В некоторых странах (например, Франция, Казахстан) у Президента есть право так называемого выборочного В., когда он накладывает В. на отдельные статьи и положения законопроекта. Отказ верхней палаты в одобрении закона (законопроекта), принятого нижней палатой, также является разновидностью относительного В.: закон (законопроект) может быть повторно рассмотрен нижней палатой и принят квалифицированным большинством голосов - тем самым решение верхней палаты преодолевается. В Российской Федерации право относительного В. принадлежит Совету Федерации Федерального Собрания РФ. Совет Федерации может отклонить федеральный закон, принятый Государственной Думой. Палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего закон подлежит повторному рассмотрению в Государственной Думе. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовали не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Право относительного В. принадлежит в Российской Федерации и Президенту РФ. Получив принятый федеральный закон, он в течение 14 дней подписывает и обнародует его. Если Президент в течение 14 дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации вновь рассматривают федеральный закон. Если при повторном рассмотрении закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов в каждой из палат, он подлежит подписанию Президентом в течение 7 дней и обнародованию. Как правило, понятия "вето", "абсолютное вето", "относительное вето" и др. являются категориями науки конституционного права и далеко не всегда включаются в законодательные акты. В частности, как термины они не упоминаются в Конституции РФ. (С. А.)...


    ДЖИБУТИ 
    • (Республика Джибути) - бывшая Французская территория афаров и исса. Независимость предоставлена 27 июня 1977 г. в результате референдума 8 мая 1977 г., в ходе которого большинство населения высказалось за независимость от Франции. Столица - г. Джибути. Административное деление: 4 округа и район Джибути. По Конституции 1992 г. (одобрена 96% избирателей на проходившем 4 сентября 1992 г. референдуме) - республика. Президент избирается сроком на 6 лет с правом переизбрания еще на один срок. Национальное собрание состоит из 65 депутатов. Исполнительная власть осуществляется Президентом и Советом министров. С 1991 г. в стране развернуто повстанческое движение, имеющее целью свержение режима. (А.К.)...


    ПАРЛАМЕНТСКАЯ ОППОЗИЦИЯ 
    • 1) в парламентарной республике - совокупность депутатов или депутатских объединений, охватывающая тех парламентариев, которые не составляют большинства в парламенте (палате парламента) и поэтому не имеют прямого влияния на формирование правительства, состав которого предопределяется партией (партиями), движением (движениями), имеющими большинство. П. о. либо фактически существует как меньшинство, либо в дополнение к этому провозглашает себя "парламентской оппозицией". 2) В президентской республике П. о. - совокупность депутатов парламента (палаты парламента), которые фактически - в силу своей деятельности - или в дополнение к этому еще и официально объявляют себя "противниками курса президента государства". (С. А.)...


    ГРЕНАДА 
    • островное государство в архипелаге Малых Антильских островов. Независимость провозглашена 7 февраля 1974 г. Член Британского Содружества. Столица - г. Сент-Джорджес. Административное деление: 7 районов. В мае 1973 г. на конференции в Лондоне была выработана Конституция. Номинально главой государства является британская Королева Елизавета II, представленная генерал-губернатором. Премьер-министр назначается генерал-губернатором с последующим утверждением парламента (обычно им становится лидер победившей на парламентских выборах партии). Парламент - двухпалатный. В Сенате заседают 13 сенаторов, назначаемых генерал-губернатором. В Палате представителей - 15 депутатов, избираемых на всеобщих выборах сроком на 5 лет. Премьер-министром правительства становится лидер партии, получившей большинство мест в парламенте. (А. К.)...


    КОНГРЕСС 
    • 1) наименование парламента в некоторых зарубежных странах (США, Колумбия, Филиппины), состоящего из двух палат (в Испании Конгресс депутатов - нижняя палата парламента). 2) Во Франции - орган, созываемый Президентом. Согласно ст. 89 Конституции, инициатива пересмотра Конституции принадлежит Президенту республики, действующему по предложению Премьер-министра, и членам Парламента. Проект или предложение о пересмотре Конституции должны быть приняты обеими палатами Парламента - Национальным собранием и Сенатом - в идентичной редакции. Пересмотр является окончательным после одобрения его референдумом. Однако референдум не проводится, если Президент передает проект на рассмотрение Парламента, созванного в качестве Конгресса. В этом случае проект пересмотра считается одобренным, если он получит большинство в три пятых от поданных голосов. (С. А.)...


    ГЕНЕРАЛ-ГУБЕРНАТОР 
    • 1) в царской России - глава генерал-губернаторства; имел в основном те же права, что и губернатор. Дополнительно Г.-г. имел право представлять непосредственно государю дела, касающиеся управления генерал-губернаторством, и получать повеления непосредственно от государя. По наиболее важным вопросам представления губернского начальства и распоряжения министров направлялись только через Г.-г.; новые распоряжения или законы, касающиеся данного генерал-губернаторства, требовали обязательного заключения Г.-г.; к представлениям о наградах всегда присоединялось мнение Г.-г.; 2) Г.-г. - должностное лицо колониальной администрации, т. е. правитель территории, являющейся колонией. В настоящее время Г.-г. существуют в некоторых странах Британского Содружества, когда-то бывших колониями, затем ставших доминионами (т. е. приобретших меньшую степень колониальной зависимости), а с 1931 г. - суверенными государствами. В Содружество входят 49 независимых государств. Большинство из них признает британскую Королеву главой только Содружества. Однако 17 стран считают ее главой своего государства. В этих странах имеются Г.-г. - представители британской Королевы, назначенные ею по рекомендации правительств данных государств. (С. А.)...


       Дальше >>>





Наши проекты
Белые страницы России
V.I.P. зона России
Телефонная книга
Лучшее в Интернете
Обратная связь

  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


| Словари | Общие сведения | Помощь | Написать
Copyright © RI N 2000-
* Обратная связь