Словари Общие сведения Помощь |
|
|
выборка | описание |
СОСНОВЫЙ ВЕРТУН
|
- СОСНОВЫЙ ВЕРТУН , болезнь сосны, вызываемая ржавчинными грибами. Искривление побегов....
|
СОСНОВЫЙ БОР
|
- СОСНОВЫЙ БОР , город (с 1973) в Российской Федерации, Ленинградская обл., близ побережья Финского зал. Железнодорожная станция (Калище). 58,2 тыс. жителей (1993). Ленинградская АЭС. Машиностроительный завод кормоприготовительной техники....
|
СОСНОВЫЙ ШЕЛКОПРЯД
|
- СОСНОВЫЙ ШЕЛКОПРЯД , бабочка семейства коконопрядов; вредитель хвойных древесных пород в Евразии и Сев. Америке. Крылья серовато-коричневые, передние с полосами и белым пятном. Питается (гусеницы) хвоей....
|
БОР
|
- БОР , сосновый лес на песчаных и каменистых почвах; иногда с примесью березы, почти без подлеска....
|
ПОДКОРНИКИ
|
- ПОДКОРНИКИ , семейство клопов. Длина обычно 3-11 мм. Ок. 1000 видов, распространены широко. Живут под корой деревьев, в ее трещинах, на грибах (трутовиках). Сосновый подкорник вредит молодым соснам....
|
КОКОНОПРЯДЫ
|
- КОКОНОПРЯДЫ , семейство ночных бабочек. Крылья в размахе до 9 см. Ок. 1 тыс. видов. Распространены широко. Обитают преимущественно в лесах. Перед окукливанием гусеницы плетут плотные коконы. Многие коконопряды (сосновый, кольчатый и др.) вредят лесам и садам....
|
ПОХОДНЫЕ ШЕЛКОПРЯДЫ
|
- ПОХОДНЫЕ ШЕЛКОПРЯДЫ , семейство бабочек. Крылья в размахе 3-4 см. 9 видов, в Европе, Сев. Африке, на Ближнем Востоке и в Индии. Дубовый и сосновый походные шелкопряды повреждают листву дуба и хвою сосны....
|
ШЕЛКОПРЯДЫ
|
- ШЕЛКОПРЯДЫ , общее название ряда семейства ночных бабочек (настоящие шелкопряды, березовые шелкопряды, походные шелкопряды и др.), гусеницы которых для окукливания плетут кокон из шелковины. Шелкопрядами называют также бабочек из семейства волнянок (напр., непарный шелкопряд), коконопрядов (напр., сосновый шелкопряд), павлиноглазок (напр., китайские и японские дубовые шелкопряды)....
|
ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
|
- ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ , в Российской Федерации, омывается Финским зал. Балтийского м., Ладожским и Онежским озерами. 85,9 тыс. км2. Население 1674 тыс. человек (без Санкт-Петербурга, 1989), городское 66%. 28 городов, 39 поселков городского типа (1993). Центр - Санкт-Петербург. Поверхность равнинная (большая часть области на Прибалтийской низм.); на северо-западе - Карельский перешеек. Климат переходный от морского к континентальному. Средние температуры января -7 ?С, июля 15 ?С. Осадков до 850 мм в год. Главные реки - Нева, Волхов, Свирь. Смешанные леса. Нижнесвирский заповедник. Промышленность Ленинградской обл. тесно связана с Санкт-Петербургом. Крупный район тяжелого (в т. ч. энергетического) машиностроения; электротехническая и радиоэлектронная, приборостроительная промышленность, судо- и вагоностроение, производство различного промышленного оборудования и др. Развита черная и цветная металлургия, химическая и нефтеперерабатывающая, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, легкая, пищевая промышленность. Предприятия строительной индустрии. Добыча бокситов, сланцев, торфа. ГЭС на рр. Свирь, Волхов, Вуокса, Нарва; Киришская ГРЭС, АЭС (в г. Сосновый Бор). Сельское хозяйство главным образом имеет пригородную специализацию: молочно-мясное скотоводство, свиноводство, птицеводство. Посевы кормовых и зерновых культур; картофелеводство, овощеводство. Судоходство по Волго-Балтийскому водному пути, Беломорско-Балтийскому каналу, по Ладожскому и Онежскому озерам, по рекам Нева, Свирь и др. Морские порты: Санкт-Петербург, Выборг, Кронштадт (база Балтийского военно-морского флота)....
|
ШИШКИН Иван Иванович
|
- ШИШКИН Иван Иванович [13 (25) января 1832 , Елабуга, ныне Татарстан - 8 (20) марта 1898, Петербург], российский художник. Выдающийся мастер пейзажа, органически соединил в своей живописи и графике черты романтизма и реализма.Родился в купеческой семье. Отец художника, И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором "Истории города Елабуги". Закончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1856 году, будущий мастер учился в петербургской Академии художеств (1856-60). Как пенсионер Академии жил в 1862-65 в Германии и Швейцарии, посещал мастерскую швейцарского пейзажиста Р. Коллера. Но несравнимо большее воздействие на него оказали эпически величественные пейзажи другого швейцарца, А. Калама. Жил преимущественно в Петербурге. Особое значение для Шишкина имели натурные впечатления, полученные в родных местах (куда он нередко наезжал), а также на о. Валаам и в окрестностях Петербурга и Москвы.Раннее творчествоДля ранних работ мастера ("Вид на острове Валааме", 1858, Киевский музей русского искусства; "Рубка леса", 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм; придерживаясь традиционного для романтизма "кулисного" построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа. В таких картинах, как "Полдень. В окрестностях Москвы" (1869, там же), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето-воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве).ЗрелостьВ 1870-е гг. мастер входит в пору безусловной творческой зрелости, о которой свидетельствуют картины "Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии" (1872) и "Рожь" (1878; обе - Третьяковская галерея). Обычно избегая зыбких, переходных состояний природы, художник фиксирует ее высший летний расцвет, достигая впечатляющего тонального единства именно за счет яркого, полуденного, летнего света, определяющего всю колористическую шкалу. Монументально-романтический образ Природы с большой буквы неизменно присутствует в картинах. Новые же, реалистические веяния, проступают в том проникновенном внимании, с которым выписываются приметы конкретного куска земли, уголка леса или поля, конкретного дерева. Шишкин - замечательный поэт не только почвы, но и дерева, тонко чувствующий характер каждой породы [в наиболее типических своих записях он обычно поминает не просто "лес", но лес из "осокорея, вязов и частью дубов" (дневник 1861 года) или "лес еловый, сосновый, осина, береза, липа" (из письма И. В. Волковскому, 1888)]. С особой охотой художник пишет породы самые мощные и крепкие типа дубов и сосен - в стадии зрелости, старости и, наконец, смерти в буреломе. Классические произведения Шишкина - такие, как "Рожь" или "Среди долины ровныя..." (картина названа по песне А. Ф. Мерзлякова; 1883, Киевский музей русского искусства), "Лесные дали" (1884, Третьяковская галерея) - воспринимаются как обобщенные, эпические образы России. Художнику одинаково удаются и далевые виды, и лесные "интерьеры" ("Сосны, освещенные солнцем", 1886; "Утро в сосновом лесу" где медведи написаны К. А. Савицким, 1889; обе - там же). Самостоятельную ценность имеют его рисунки и этюды, представляющие собой детализованный дневник природной жизни.Плодотворно работал также в области офорта. Печатая свои тонко нюансированные пейзажные офорты в разных состояниях, издавая их в виде альбомов, Шишкин мощно активизировал интерес к этому виду искусства. Педагогической деятельностью занимался мало (в частности, руководил пейзажной мастерской Академии художеств в 1894-95), но имел в числе своих учеников таких художников, как Ф. А. Васильев и Г. И. Чорос-Гуркин. Его образы, несмотря на свою "объективность" и принципиальное отсутствие психологизма, свойственного "пейзажу настроения" саврасовско-левитановского типа, всегда имели большой поэтический резонанс (недаром Шишкин принадлежал к числу любимейших художников А. А. Блока).В Елабуге открыт дом-музей художника.Литература:И. И. Шишкин: Переписка. Дневник. Современники о художнике. Л., 1978.Новоуспенский Н. Н. И. И. Шишкин: Альбом-проспект. Л., 1982.Манин В. С. Иван Шишкин. М., 1996.М. Н. Соколов...
|
|
|
|
|
|
|