Словари Общие сведения Помощь |
|
|
выборка | описание |
ФАНТАСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ
|
- ФАНТАСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ , художественные тенденции, родственные магическому реализму, включающие больше ирреальных, сверхъестественных мотивов. Близок сюрреализму, но в отличие от последнего строже придерживается принципов традиционного станкового образа "в духе старых мастеров"; скорее может считаться поздним вариантом символизма. Среди характерных примеров - творчество В. Тюбке или мастеров "венской школы фантастического реализма" (Р. Хаузнер, Э. Фукс и др.)....
|
КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ
|
- КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ , условное обозначение в советском литературоведении (сер. 30-х - кон. 80-х гг.) той ветви реалистического искусства 19-20 вв., в которой преобладало критическое отношение к изображаемой реальности; введено в литературный обиход М. Горьким. Ср. Реализм....
|
ФЭНТЕЗИ
|
- ФЭНТЕЗИ (англ . phantasy букв. - фантазия), жанр литературы и искусства, примыкающий к научной фантастике, но в более свободной, "сказочной" манере использующий мотивы дальних перемещений в пространстве и времени, инопланетных миров, искусственных организмов, мифологию древних цивилизаций. В изо-искусстве элементы фэнтези часто сочетаются с абстракционизмом, сюрреализмом или претворяются в фантастический реализм....
|
РЕАЛИЗМ
|
- РЕАЛИЗМ (от ср .-век. лат. realis - вещественный, действительный), в философии - направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон, средневековая схоластика), либо как объект познания, независимый от субъекта, познавательного процесса и опыта (философия реализма 20 в.). Средневековый реализм утверждал, что универсалии (общие понятия) существуют реально и независимо от сознания. См. Номинализм и Концептуализм. Реализм научный - направление в современной западной философии науки, признающее существование объективной реальности и возможность ее истинного познания в ходе исторической эволюции научных теорий. Основные представители - Х. Патнэм, У. Селларс, М. Хессе, А. Масгрейв, Г. Харре....
|
НОВЫЙ РЕАЛИЗМ
|
- "НОВЫЙ РЕАЛИЗМ" , направление в изо-искусстве Франции и Швейцарии, родственное американскому поп-арту. Наиболее характерные произведения "новых реалистов" (Армана, Сезара, Н. де Сен-Фаль, Ж. Тэнгли), менее зависимы по стилю от коммерческой рекламы, анархически деконструктивны (см. Деконструктивизм), представляя собой своеобразный иронический городской фольклор....
|
КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ
|
- КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ , в философии - течение в американской философии 20-х гг. 20 в., возникшее как реакция на неореализм. Основные представители - Д. Дрейк, А. О. Лавджой, Дж. Пратт, А. Роджерс, Дж. Сантаяна, Р. В. Селлерс, Ч. О. Стронг. Согласно критическому реализму процесс познания опосредован "данным", напр. "сущностью", которая лишь условно представляет свойства вещей....
|
УНИВЕРСАЛИИ
|
- УНИВЕРСАЛИИ (от лат . universalis - общий), общие понятия. Онтологический статус универсалии - одна из центральных проблем средневековой философии (спор об универсалии 10-14 вв.): существуют ли универсалии "до вещей", как их вечные идеальные прообразы (платонизм, крайний реализм), "в вещах" (аристотелизм, умеренный реализм), "после вещей" в человеческом мышлении (номинализм, концептуализм)....
|
РЕАЛИЗМ в искусстве
|
- РЕАЛИЗМ в искусстве ,1) понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства, мера его проникновения в реальность, глубина и полнота ее художественного познания. Так, широко понимаемый реализм - основная тенденция исторического развития искусства, присущая различным его видам, стилям, эпохам (говорят о реализме в древнем и средневековом фольклоре, в искусстве античности и Просвещения, в творчестве Дж. Байрона и А. С. Пушкина).2) Исторически конкретная форма художественного сознания нового времени, начало которой ведут либо от Возрождения ("ренессансный реализм"), либо от Просвещения ("просветительский реализм"), либо с 30-х гг. 19 в. ("собственно реализм"). Ведущие принципы реализма 19-20 вв.: объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала; воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (т. е. конкретизации как национальных, исторических, социальных примет, так и физических, интеллектуальных и духовных особенностей); предпочтение в способах изображения "форм самой жизни", но наряду с использованием, особенно в 20 в., условных форм (мифа, символа, притчи, гротеска); преобладающий интерес к проблеме "личность и общество" (особенно - к неизбывному противостоянию социальных закономерностей и нравственного идеала, личностного и массового, мифологизированного сознания). Среди крупнейших представителей реализма в различных видах искусства 19-20 вв. - Стендаль, О. Бальзак, Ч. Диккенс, Г. Флобер, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, М. Твен, А. П. Чехов, Т. Манн, У. Фолкнер, А. И. Солженицын, О. Домье, Г. Курбе, И. Е. Репин, В. И. Суриков, М. П. Мусоргский, М. С. Щепкин, К. С. Станиславский....
|
МАГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ
|
- МАГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ , тенденция в изо-искусстве 20 в., занимающая промежуточное положение между сюрреализмом и традиционалистскими стилями типа классицизма или романтизма. Для представителей магического реализма (напр., Бальтюс, представители американского прецизионизма),характерна тщательная проработка бытовых и пейзажных деталей при одновременном акцентировании черт романтического отчуждения, скрытого символизма, благодаря чему исходный мотив обращается в некий сон наяву. Магическому реализму свойствен многим произведениям представителей "новой вещественности", метафизической живописи, ОСТа....
|
У ЧЭНЪЭНЬ
|
- У ЧЭНЪЭНЬ (ок . 1500-82), китайский писатель. Фантастический роман "Путешествие на Запад" (издан в 1592), стихи, оды, гимны....
|
ПУ СУНЛИН
|
- ПУ СУНЛИН (псевд . Ляо Чжай) (1640-1715), китайский писатель. В сборнике "Рассказы о чудесах из кабинета Ляо" (ок. 500 новелл) сочетается фантастический вымысел с социальной критикой....
|
КРОНЕНБЕРГ
|
- КРОНЕНБЕРГ (Cronenberg) Дейвид (р . 1943), американский кинорежиссер. Признанный мастер фильмов ужасов. Фильм "Сканнеры" (1981), научно-фантастический триллер "Муха" (1986) и др....
|
ДРАКОН
|
- ДРАКОН (греч . drakon), в мифологии многих народов фантастический образ крылатого (иногда многоголового) огнедышащего змея. Известное сходство с драконом имеют образы сказочных чудовищ в произведениях русского фольклора (Змей Горыныч)....
|
ЭЛИКСИР
|
- ЭЛИКСИР (от араб . аль-иксир - философский камень),..1) жизненный эликсир - у средневековых алхимиков фантастический напиток, продлевающий жизнь, сохраняющий молодость...2) Крепкий настой или вытяжка из растительных веществ на спирту, кислотах и т. п., употребляемый в медицине, косметике....
|
ПАЛАЦЦЕСКИ
|
- ПАЛАЦЦЕСКИ (Palazzeschi) (наст . фам. Джурлани, Giurlani) Альдо (1885-1974), итальянский писатель. Реалистический роман "Сестры Метерасси" (1934), ироническая повесть-притча "Кодекс Перла" (1911), фантастический роман "Дож" (1967)....
|
|
Дальше >>>
|
|
|
|
|