АНТИТРЕСТОВСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО |
|
антимонопольное законодательство законодательство, ограничивающее возможность отдельных предприятий монополизировать рынок. Если классический экономический либерализм боролся исключительно с монополиями, основанными на государственно закрепленных привилегиях, то к концу XIX в. экономическое развитие продемонстрировало, что монополия может вырастать из естественной концентрации производства и капитала в рыночной экономике. В этих условиях пришлось создавать законодательные ограничения для такой концентрации, чтобы предотвратить возникновение рынков одного продавца. Первый антимонопольный закон подобного плана был принят в 1889 г. в Канаде. В 1890 г. в США был принят закон Шермана, запретивший тресты (т.е. объединения, монополизировавшие определенную отрасль экономики), а также тайные сговоры между конкурентами с целью совместно повлиять на рыночную ситуацию. В 1914г. положения данного закона были развиты и уточнены законом Клейтона, который запретил ценовую дискриминацию покупателей и навязывание им принудительных поставок. Затем антимонопольные законы были приняты и в других странах с рыночной экономикой. Среди них следует выделить Закон против ограничений конкуренции ФРГ 1957 г. К концу XX в. в ряде стран антимонопольное законодательство стало объединяться с другими законодательными положениями, регулирующими конкуренцию. Законодательство о конкуренции преследует цель обеспечить ее оптимальное развитие, предотвратить различные виды недобросовестной конкурентной практики. При этом, однако, если в США и Канаде действует принцип безусловного запрещения монополий, то в большинстве других государств отношение к монополиям определяется в зависимости от того, содействует или препятствует их деятельность реализации общественных интересов. В ряде случаев, в частности, разрешается концентрация производства и капитала, укрепляющая конкурентоспособность национальной экономики на мировом рынке. Подобные принципы лежат и в основе закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". В соответствии с данным законом антимонопольному регулированию подлежит деятельность хозяйствующих субъектов, которые контролируют более 35% рынка. Антимонопольное законодательство предусматривает запрет или ограничения следующих видов злоупотребления монопольным положением: искусственного завышения цен реализации или занижения закупочных цен в качестве обязательного условия заключения договоров, необходимых контрагенту (связанные договоры), или принятия на себя контрагентом обязательств по отказу от определенных действий в будущем (исключающие договоры); ограничения объема производства, сбыта, капиталовложений; применения неравного подхода к торговым партнерам на равных условиях. |