RIN.ru
Российская Информационная Сеть

Словари

English   
  Словари  Общие сведения  Помощь
 

БАЛЛАДА






    БАЛЛАДА Наверное, вы читали это стихотворение Лермонтова:

    По синим волнам океана,
    Лишь звезды блеснут в небесах,
    Корабль одинокий несется,
    Несется на всех парусах.

    Не гнутся высокие мачты,
    На них флюгера не шумят,
    И молча в открытые люки
    Чугунные пушки глядят.

    Не слышно на нем капитана,
    Не видно матросов на нем;
    Но скалы и тайные мели,
    И бури ему нипочем.

    Дальше идет рассказ о том, как корабль пристает к пустынному острову. Император является из гроба и держит путь во Францию. Называется это стихотворение "Воздушный корабль". Это баллада. Длинна и сложна история жанра баллады. Самое это слово произошло от итальянского ballare - плясать. Когда-то очень давно балладами назывались плясовые песни. В средние века баллады превратились в песни повествовательного склада. Их исполняли под аккомпанемент какого-нибудь инструмента. Рассказывалось в них о разных исторических событиях, о народной жизни, о рыцарских подвигах, о разбойничьих набегах... А в XIX веке баллада родилась заново в профессиональном искусстве. Она стала литературно-поэтическим жанром. К ней обращались поэты разных стран - Гете и Гюго, Гейне и Мицкевич, Пушкин и Лермонтов... Баллада - это повествование. Но повествование не простое. Непременно должны в нем присутствовать элементы фантастики. За внешне спокойной формой всегда скрыт большой внутренний драматизм. Прочитайте "Воздушный корабль" и вы почувствуете это. А потом баллада снова обрела музыку. Вслед за поэтами к ней стали обращаться композиторы. "Лесной царь" Шуберта, "Ночной смотр" Глинки, "Забытый" Мусоргского - большие вокальные произведения, использующие тексты стихотворных баллад и сохраняющие их основные особенности. Композиторы стремились передать в музыке развитие сюжета баллады и нередко наделяли ее чертами изобразительности. Например, в аккомпанементе баллады Шуберта "Лесной царь" явственно слышен ритм стремительной скачки. А далее появились и инструментальные, не связанные со словом, баллады. Первым стал сочинять такие баллады польский композитор Фридерик Шопен. Современники считали, что две из его четырех фортепианных баллад навеяны стихотворными балладами Адама Мицкевича - "Конрадом Валленродом" - повествованием о героическом подвиге и гибели за отчизну, и "Свитезянкой" - преданием о русалках, живущих на берегу озера Свитязи. Замечательную балладу для фортепиано написал и норвежский композитор Эдвард Григ. Он никогда не объяснял ее содержания, но самый склад музыки говорит о том, что его баллада - рассказ о Норвегии, о ее прошлом, о временах легендарных походов викингов, о ее природе... Современные зарубежные и советские композиторы также часто пишут баллады для голоса, хора или различных инструментов. Многие из вас, наверное, слышали "Балладу Витязя" из симфонической кантаты Ю. А. Шапорина "На поле Куликовом", "Балладу о солдате" В. П. Соловьева-Седого, а некоторые, может быть, играли очень красивые, драматичные баллады Н. П. Ракова для фортепиано.

    Найдено в других словарях:
    баллада (Словарь музыкальных терминов )
    баллада (Орфографический словарь русского языка для учащихся )
    баллада (Словарь русско-шведский )
    баллада (Большой Энциклопедический Словарь )