СИМФОНИЧЕСКАЯ ПОЭМА |
|
Это понятие появилось в музыкальном искусстве в 1854 году: венгерский композитор Ференц Лист дал определение "симфоническая поэма" своему оркестровому сочинению "Тассо", первоначально задуманному как увертюра. Этим определением он хотел подчеркнуть, что "Тассо" - не просто программное музыкальное произведение. Чрезвычайно тесно связано оно с поэзией своим содержанием. В дальнейшем Лист написал еще двенадцать симфонических поэм. Самая известная среди них - "Прелюды". В основе ее стихотворение французского поэта-романтика Ламартина "Прелюды" (точнее "Прелюдии"), в котором вся жизнь человеческая рассматривается как ряд эпизодов - "прелюдий", ведущих к смерти. В творчестве Листа сложилась и форма, наиболее характерная для симфонической поэмы: свободная, но с явными чертами сонатно-симфонического цикла (см. рассказ о симфонии), если его исполнять без перерыва между частями. В разнохарактерных эпизодах симфонической поэмы есть сходство с основными разделами сонатной формы: главной и побочной партиями экспозиции, разработкой и репризой. А в то же время отдельные эпизоды поэмы могут восприниматься как части симфонии. После Листа многие композиторы обращались к созданному им жанру. У классика чешской музыки Бедржиха Сметаны есть цикл симфонических поэм, объединенный общим названием "Моя Родина". Очень любил этот жанр немецкий композитор Рихард Штраус. Широко известны его "Дон-Жуан", "Дон-Кихот", "Веселые проделки Тиля Уленшпигеля". Финский композитор Ян Сибелиус написал симфоническую поэму "Калевала", в основе которой, в качестве литературного источника, лежит финский народный эпос. Русские композиторы своим оркестровым сочинениям подобного типа предпочитали давать иные определения: увертюра-фантазия, симфоническая баллада, увертюра, симфоническая картина. Жанр симфонической картины, распространенный в русской музыке, имеет некоторые отличия. Его программность не связана с сюжетом, а рисует пейзаж, портрет, жанровую или батальную сцену. Всем, наверное, знакомы такие симфонические картины, как "Садко" Римского-Корсакова, "В Средней Азии" Бородина, "Баба-Яга", "Кикимора" и "Волшебное озеро" Лядова. Еще одна разновидность этого жанра - симфоническая фантазия - также любимая русскими композиторами, отличается большей свободой построения, часто - присутствием в программе фантастических элементов. |