RIN.ru
Российская Информационная Сеть

Словари

English   
  Словари  Общие сведения  Помощь
 





     выборка описание
    АБАШЕВСКАЯ КУЛЬТУРА 
    • АБАШЕВСКАЯ КУЛЬТУРА , бронзового века (2-я пол. 2-го тыс. до н. э.), в Ср. Поволжье и Приуралье; название по с. Абашево в Чувашии. Остатки поселений и курганы. Хозяйство: земледелие, скотоводство, охота, рыболовство....


    АБАШЕВСКАЯ ИГРУШКА 
    • АБАШЕВСКАЯ ИГРУШКА , русский художественный промысел, сформировавшийся в Спасском уезде, ныне Беднодемьяновском районе Пензенской области. Возникновение промыслаПроизводство игрушки возникло в 19 в. на базе местного гончарного промысла. Вытеснение в начале 20 в. кустарных изделий заводской посудой обусловило постепенное угасание гончарства и выделение игрушки в самостоятельный промысел. В отличие от большинства игрушечных центров здесь работали преимущественно мужчины.Мастер Ларион ЗоткинИзвестность, которую приобретает промысел в конце 1920-х гг., связана с именем Лариона Зоткина, талантливого мастера из села Абашево, автора многих интересных игрушек: сказочных львов, причудливых собак, забавных медведей. В это время складываются характерные для абашевских мастеров скульптурные приемы и особенности росписи. Особенности абашевской игрушкиАбашевская игрушка - это свистульки, изображающие животных, нередко принимающих фантасмагорический сказочный облик. Фигурки имеют удлиненное туловище с короткими, широко расставленными ногами и длинной изящной шеей. На маленькой, тщательно вылепленной головке выделяются глубоко процарапанные глаза. Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми, иногда многоярусными рогами. Пышные челки, кудрявые бороды и гривы четко моделированы, их контуры, очерченные стекой, имеют строгий рисунок и высокий рельеф. Роспись игрушекСвистульки раскрашены яркими эмалевыми красками - синими, зелеными, красными, в самых неожиданных сочетаниях. Отдельные детали, например, рога, могут быть расписаны серебром или золотом. Порой части фигурок остаются незакрашенными и резко контрастируют с броскими пятнами эмали. Обычные домашние животные под руками мастера превращаются в сказочных существ.Современные мастера Ремесло абашевской игрушки продолжают современные мастера - Т. Н. Зоткин, И. Л. Зюзенков, А. И. Еськин. Некоторые художники стали покрывать свои свистульки бесцветной поливой, что делает фигурки более обтекаемыми и менее яркими.Литература:Динцес Л. А. Русская глиняная игрушка. М.; Л.: АН СССР, 1936.Богуславская И. Я. Русская глиняная игрушка. М.: Искусство, 1975.Основы художественного ремесла / Под ред. В. А. Барадулина. М.: Просвещение, 1979.Дайн Г. Л. Русская народная игрушка. М.: Легкая промышленность, 1981.Н. В. ГаевскаяА. Л. Иорданский...


    МЕЗРИНА Анна Афанасьевна 
    • МЕЗРИНА Анна Афанасьевна (1853-1938) , российская мастерица дымковской игрушки. Родилась в слободе Дымково под Вяткой, ныне район города, в семье кузнеца А. Л. Никулина. С детства помогала матери Дарье Константиновне в игрушечном ремесле. Когда промысел угас, она, единственная в слободе, продолжала изготавливать глиняные игрушки. В 1908 ее работами заинтересовался художник А. И. Деньшин, написавший о промысле и самой Мезриной несколько книг и статей.В работах Мезриной видна приверженность традициям старых дымковских игрушечниц. Ее фигурки монолитны, четки по форме, без мелкой деталировки. Как правило, крупный, лаконичный орнамент написан в приглушенных тонах. Помимо традиционных барынь, солдат да нянек, она придумывала свои собственные персонажи, подсмотренные на лубочных картинках, - "Ученый медведь", "Коза в сарафане", "Скоморох на козле".Своими работами Мезрина заинтересовала двух своих дочерей и некоторых соседок, которые взялись за забытое мастерство. С ними вместе и вошла она в 1933 в артель "Вятская игрушка". В 1934 ей было присвоено звание Герой Труда, а в Горьком открылась ее персональная выставка.Литература:Динцес Л. А. Русская глиняная игрушка. Л., 1936.Деньшин А. И. О мастерицах Дымкова. М., 1966.Дайн Г. Л. Русская народная игрушка. М., 1981.Н. В. ГаевскаяА. Л. Иорданский...


    РИШАР 
    • РИШАР (Richard) Пьер (наст . фам. Дефей, Defays) (р. 1934), французский актер, режиссер. Выступал в кабаре, мюзик-холлах. Снимался в фильмах: "Высокий блондин в черном ботинке" (1972), "Возвращение высокого блондина" (1974), "Игрушка" (1977), "Приманка" (1981, в прокате "Невезучие"), "Беглецы" (1986). Поставил несколько комедий со своим участием....


    ИСИКАВА Такубоку 
    • ИСИКАВА Такубоку (1886-1912) , японский писатель. Зачинатель демократической поэзии нового времени. Ввел в традиционную форму танка социальную тематику; писал также свободным стихом си. Сборники лирических стихов "Горсть песка" (1910), "Свист и свисток" (1911), "Печальная игрушка" (1912). Романы, рассказы. Литературная критика и публицистика....


    НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ 
    • НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ , одна из форм народного художественного творчества, производство фольклорных художественных изделий. Народные художественные промыслы восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу. Позже образовались работающие на рынок кустарные промыслы, а также частные мастерские, вовлеченные в систему капиталистического рынка и нередко не выдерживавшие конкуренции фабричных товаров. В кон. 19 - начале. 20 вв. во многих странах началось возрождение народных художественных промыслов, программно противопоставлявшихся массовому промышленному производству бытовых изделий (в России абрамцево-кудринская резьба, мастерские в Талашкино и др.). В ряде стран народные художественные промыслы (в Российской Федерации палехская миниатюра, дымковская игрушка и др.) развиваются при поддержке государства....


    ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА 
    • ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА , русский художественный промысел, возникший на основе местных гончарных традиций. Название игрушки происходит от слободы Дымково, ныне район города Вятки, где производство игрушек уже в начале 19 в. приобрело самостоятельное значение. Промысел имел семейную организацию - игрушку лепили женщины и девочки, приурочивая ее изготовление к весенней ярмарке. Возникновение промысла Игрушечный промысел в Вятке, видимо, возник в глубокой древности. Многие исследователи связывают изготовление глиняных свистулек с вятским весенним праздником "свистопляской", имеющим языческие корни и посвященном солнцу. Участники праздника свистели в глиняные игрушки и перекидывались расписными глиняными шариками. Культовое значение праздника давно было утрачено, но сам ритуал сохранялся до начала 20 в. В середине 19 в. под влиянием городского быта и фарфоровой пластики в дымковском промысле складывается свой стиль. Если зооморфные свистульки, связанные с языческим ритуалом, еще длительное время сохраняли архаичные черты, то другие изделия превратились в подобие фарфоровых статуэток: барышни в платьях с кринолинами, дамы в пелеринах с зонтиками, кавалеры, солдаты. К концу 19 в. производство глиняных игрушек было полностью вытеснено более дешевыми и технологичными гипсовыми отливками, подражавшими фарфоровым изделиям. Возрождение промысла связано с именами - А. А. Мезриной, потомственной мастерицы, сохранившей приемы лепки и росписи игрушек, и художника А. И. Деньшина, автора первых монографий о дымковском промысле. В одной из книг он подробно описал сложную технологию создания игрушек. Особенности производства дымковской игрушки Для их производства используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, свертывая нужную форму из раскатанных в блин глиняных комов. Отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают влажной тряпкой для придания изделию ровной поверхности. После полной просушки и обжига игрушки покрывают темперными белилами (прежде побелку осуществляли мелом, разведенным на молоке). Раньше игрушки расписывали анилиновыми красителями, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются темперные краски и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы - до десяти цветов - придает дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора. Организация артели и мастерской Стараниями А. И. Деньшина в 1933 при Вятской фабрике гипсовых изделий была организована артель "Вятская игрушка", где сначала работали лишь несколько мастериц: А. А. Мезрина, О. И. Коновалова, Е. А. Кошкина, Е. И. Пенкина, а возглавил ее сам Деньшин. С этого времени дымковская игрушка стала неотъемлемой участницей всех выставок и фестивалей народного искусства. А. И. Мезриной в 1934 было присвоено звание Герой Труда. За годы существования промысла ассортимент игрушек постоянно обогащается. Сегодня большое место принадлежит многофигурным жанровым композициям на темы городской жизни: гуляния, катания на лодках, карусели, ярмарки. В 1948 в Вятке открыта игрушечная мастерская Художественного фонда. Дымковские мастерицы: Е. И. Косс-Деньшина, З. В. Пенкина, Л. С. Фалалеева, Н. П. Трухина и другие, сохраняя традиционные приемы лепки и росписи, стараются разнообразить сюжеты, сделать игрушку более нарядной....


    КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА 
    • КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА , русский художественный промысел, распространенный в районе города Каргополя Архангельской области.Возникновение промысла Издавна в Торопове, Гриневе, Печникове - деревнях Панфиловской волости Каргопольского уезда, сложился сезонный гончарный промысел на местных красных глинах. Летом каргопольские гончары работали в поле, а с октября до весны занимались изготовлением глиняной посуды - печных горшков, кубов, кринок, мисок. Участвовала вся семья: и мужчины, и женщины, и дети. Каргопольская посуда пользовалась спросом по всему Поонежью, ее возили в Архангельск, большой гончарный торг был в самом Каргополе. Особенности производства Из остатков глины мастера лепили игрушки, не придавая им особенного значения. Глиняные лошадки, упряжки, фигурки людей и животных стоили недорого, особенным спросом не пользовались, и их лепили скорее для собственного удовольствия, чем ради заработка. Первоначально игрушки, как и посуда, были "обварными". После обжига раскаленное изделие погружали в "болтушку" - густой мучной раствор. Пригоревшая мука оставляла на светлой поверхности сосуда или игрушки черный кружевной узор. Украшенные процарапанным архаичным орнаментом, своей безыскусностью такие игрушки напоминали скорее произведения художников каменного века. Изготавливались и более дорогие поливные посуда и игрушки, покрытые глазурью. В начале 1930-х гг. гончарный промысел постепенно сошел на нет, еще раньше прекратилось изготовление игрушек. Лишь несколько мастеров продолжали их делать.Особенности каргопольской игрушки Самыми ранними из дошедших до нашего времени каргопольских игрушек можно считать работы И. В. и Е. А. Дружининых, работавших в 1930-40-х гг. В основном это одиночные фигурки мужичков и барынь, раскрашенные известью, сажей и цветными глинами. Они грубоваты по лепке, а их плоские лица и обобщенные детали фигуры и одежды напоминают древних каменных баб. В росписи фигурок сочетаются овалы, круги, кресты, пятна, также напоминающие древние орнаментальные мотивы.Современная каргопольская игрушка Современная каргопольская игрушка менее архаична. Сохраняя традиционные формы, нынешние мастера делают ее более изящной, порой четче акцентируют детали, щедро расписывают маслом и темперой, избегая, однако, излишней пестроты. Помимо фигурок людей каргопольцы лепят коней, коров, медведей, оленей, героев сказок и былин. Одним из самых популярных персонажей в каргопольской игрушке был и остается полкан - полуконь-получеловек с окладистой бородой, при орденах и эполетах. Среди других сказочных героев присутствуют лев, птица Сирин, конь о двух головах. Использование новых форм и сюжетов Сохраняя традицию, каргопольские игрушечники придумывают новые формы и сюжеты своих произведений. Так появились многофигурные композиции - тройки, возки, охоты и др. Их украшает не блеклый узор, наведенный цветной глиной по известковому фону, а яркая темперная роспись. В 1970-х гг. А. П. Шевелев, один из известнейших каргопольских игрушечников, пробовал делать поливные игрушки, которые напоминали прежние, "обварные".Бабкина и другие мастера Среди каргопольских игрушечников особое место отведено У. И. Бабкиной, единственной мастерице, никогда не прекращавшей заниматься этим ремеслом. Ей принадлежит заслуга не только сохранения, но и возрождения древнего промысла. Она запомнила с детства сказочного полкана и первая вновь стала лепить его. Многие современные мастера учились у нее забытому ремеслу. Каргопольский промысел всегда был семейным - у Шевелевых, Завьяловых, Рябовых и др. секреты мастерства передавались из поколения в поколение. Только в 1967 в Каргополе открылось отделение Архангельского предприятия "Беломорские узоры". В городе работает Школа искусств, где детей учат и лепке игрушек. Литература: Рогов А. П. Черная роза. Книга о русском народном искусстве. М.: Современник, 1978. Основы художественного ремесла / Под ред. В. А. Барадулина. М.: Просвещение, 1979.Дурасов Г. П. Каргопольская глиняная игрушка. Л.: Художник, 1986.Гунн Г. П. Каргополье и Онега. М.: Искусство, 1989.Н. В. Гаевская А. Л. Иорданский...


    ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА 
    • ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА , русский художественный промысел, сформировавшийся в Одоевском районе Тульской области. Свое название получил от деревни Филимоново, где жили в 1960-х гг. последние мастерицы, возродившие забытое ремесло. Возникновение промыслаПромысел игрушки возник в середине 19 в. в среде местных гончаров. Благодаря отличным по качеству белым глинам в районе Одоева с 16 в. производили гончарную посуду, продавая ее на местных базарах. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно продавая ее на базаре. При этом мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки.Особенности производстваНа внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины - "синьки". При просушке пластичная, чрезмерно жирная глина быстро деформируется, покрывается мелкими трещинами, которые приходится заглаживать влажной рукой. Благодаря этому фигурка утончается и вытягивается, приобретая непропорциональную, но удивительно изящную форму. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, не требующий последующей грунтовки.Особенности филимоновской игрушкиОсновную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п. Изображения людей - монолитные, скупые на детали - близки древним примитивным фигуркам. Неширокая юбка-колокол у филимоновских барынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые цилиндрические ноги, обутые в неуклюжие сапоги. Головы фигурок венчают затейливые шляпки с неширокими полями. Интересны композиции, слепленные из нескольких фигурок, например "Любота" - сценка свидания влюбленных.Все персонажи животного мира имеют тонкую талию и длинную, с изящным изгибом шею, плавно переходящую в маленькую голову. Только форма головы да наличие или отсутствие рогов и ушей позволяют отличить одно животное от другого. У барана рога - круглые завитки-баранки, у коровы - полумесяцем торчат вверх, у оленя - как причудливые ветвистые деревья, а конскую головку венчают небольшие конические ушки. Загадочна фигура медведя с зеркалом. Сказочный зверь сидит, широко расставив задние лапы, и держит в передних овальный предмет. Своей вытянутой изогнутой шеей он похож скорее на жирафа, только небольшая головка отдаленно напоминает медвежью. Роспись игрушекФилимоновские мастерицы расписывают свои игрушки яркими анилиновыми красками, замешанными на яйце, нанося их куриным пером. Несмотря на относительную скупость их палитры - малиновый, зеленый, желтый и голубой цвета - игрушки получаются яркими и веселыми.Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи. Одноцветной, обычно зеленой или малиновой, краской раскрашиваются голова и грудь, на которые часто наносят несложный аляповатый орнамент.Филимоновские барыни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко, их шляпки украшены разноцветными полосками, а на вороте кофты, на юбке и штанах нанесен все тот же бесхитростный орнамент. Одежда филимоновских фигурок сложилась под влиянием с одной стороны городского костюма, с другой - крестьянских домотканых сарафанов, вышитых рубах и поясов. Орнамент (разноцветные штрихи, пятна, веточки, розетки), нанесенный без определенной схемы, создает броский пестрый декор.Производство филимоновских игрушек сильно сократилось в начале 20 в., но оставалось несколько мастериц (Е. И. Карпова, А. О. Дербенева А. Ф. Масленникова и др.), не бросавших своего ремесла. В 1960-х гг. усилиями искусствоведов и коллекционеров этот самобытный промысел был восстановлен. Сегодня в Одоеве открыта игрушечная мастерская. Современные филимоновские мастерицы, сохраняя традиционные приемы лепки и росписи, стараются разнообразить сюжеты, сделать игрушку более нарядной. Литература:Богуславская И. Я. Русская глиняная игрушка. М.: Искусство, 1975.Рогов А. П. Черная роза. Книга о русском народном искусстве. М.: Современник, 1978.Основы художественного ремесла / Под ред. В. А. Барадулина. М.: Просвещение, 1979.Н. В. ГаевскаяА. Л. Иорданский...


    КАРГОПОЛЬ 
    • КАРГОПОЛЬ , город в Российской Федерации, Архангельская обл., на р. Онега, в 5 км от ее истока из оз. Лача. 13,1 тыс. жителей (1992). Пищевая промышленность. Художественные промыслы (глиняная игрушка, вышивка, узорное ткачество). Краеведческий музей. Известен с 1380. Христорождественский собор (1562), церкви: Благовещенская (1682-92), Владимирская (1653), Рождества Богородицы (1678-80), Иоанна Предтечи (1751).---КАРГОПОЛЬ, город на реке Онега, районный центр Архангельской области. В 1801-1920 гг. был уездным городом Олонецкой губернии. Первые поселенияВидимо, первые поселения на месте современного Каргополя основали новгородские землепроходцы в 12-13 вв. Первое летописное упоминание о Каргополе относится к 1380, когда князь Глеб Каргопольский явился с дружиной на Куликово поле. В 15-16 вв. в окрестностях города основываются первые монастыри - Строкинская пустынь, Успенский монастырь, в 1453 закладывается Александро-Ошевенский монастырь. В это же время, благодаря выгодному географическому положению, начинается экономический расцвет Каргополья. Здесь находился перекресток торговых путей между Новгородскими, Вологодскими, Белозерскими землями и Поморьем. Через город проходил основной торг солью и рыбой из Поморья. Промыслы и ремеслаШирокое развитие получили на Каргополье художественные промыслы и ремесла. Изделия из золотого и бисерного шитья делались на заказ и продавались по всему региону. В Каргополье работали гончары, плотники, ткачи и красильщики тканей. Живописцы иконописных мастерских писали иконы для храмов и по заказам обывателей своеобразным "северным письмом". Каменное строительство древнего городаПостройкой в 1562 Христорождественского собора начинается каменное строительство в Каргополье. С этого времени складывается белокаменный облик города. В 1678-80 возводится церковь Рождества Богородицы, в 1682-92 - Благовещенская церковь, составившие, вместе с окружающими постройками, единый архитектурный ансамбль Новой Торговой площади, сохранившийся до наших дней.От древних времен сохранились в городе остатки земляного вала, на котором до начала 18 в. стояли деревянные стены с девятью рублеными башнями, крытыми шатрами. В 1612-14 эта крепость выдержала несколько осад польских интервентов и разбойничьих шаек.Город в 18 в.С началом петровских преобразований и переносом центра активной жизни на Балтику Каргополь, потеряв свое экономическое значение, приходит постепенно в упадок. В 1765 в городе разразился страшный пожар, в котором сгорело свыше трехсот жилых домов. Пожар не пощадил храмы, торговые ряды, административные здания.В 1776 Каргополь стал уездным городом Олонецкой губернии. В этот же год указом Екатерины II ему был пожалован городской герб: в голубом поле агнец, лежащий на пылающем костре.Город в 19 в.В 19 в. Каргополь малоприметный уездный город. Промышленное развитие не коснулось его уклада, Северная железная дорога прошла в 90 км к востоку от города. Жители Каргополя и его окрестностей продолжали заниматься традиционными промыслами, среди которых отдельное место принадлежит гончарству, породившему известную каргопольскую игрушку.Современный городСегодня Каргополь - районный центр с населением около 15 тыс. человек. В городе работают несколько перерабатывающих заводов, открыты филиал архангельского производственного объединения "Беломорские узоры", Краеведческий музей и Педагогическое училище.Литература:Гемп К. П. Каргополь. Архангельск: Северо-зап. изд-во, 1968.Дурасов Г. П. Каргопольская глиняная игрушка. Л.: Художник, 1986.Гунн Г. П. Каргополье и Онега. М.: Искусство, 1989.Н. В. ГаевскаяА. Л. Иорданский...


    БАБКИНА Ульяна Ивановна 
    • БАБКИНА Ульяна Ивановна (1888-1977) , каргопольская мастерица, хранительница традиций каргопольской игрушки.Приобщение к гончарному делу Родилась в деревне Гринево Каргопольского уезда - старинном гончарном центре. С детства помогала родителям в гончарном и игрушечном промысле. Когда промысел угас, она продолжала изготавливать глиняные игрушки - "бобки". В 1950-е гг. Бабкина заинтересовала своими работами нескольких односельчан, которые взялись за забытое мастерство.Особенности бабкинской игрушки Игрушки У. И. Бабкиной, простые по форме, очень выразительны и разнообразны по сюжетам. Мастерица расписывала их масляными красками по белому меловому фону, используя всего три-четыре цвета. Среди ее излюбленных персонажей непременные полканы, медведи, олени, фигурки людей. Интересны сюжетные сценки: "Молодые на диване", "Охота на белок", "Поезжане". Ее персонажи одеты то в городскую одежду, то в крестьянское платье с традиционными каргопольскими узорами.Возрождение старинного промысла В 1960-е гг. работами У. И. Бабкиной заинтересовались известные искусствоведы и коллекционеры, которые оказали большую поддержку в возрождении старинного промысла. С этого времени ни одна крупная выставка народного искусства не обходилась без работ мастерицы. Ее игрушки находятся во многих музейных коллекциях.К столетнему юбилею У. И. Бабкиной на ее могиле был поставлен памятник работы скульптора В. М. Клыкова.Литература:Рогов А. П. Черная роза. Книга о русском народном искусстве. М., Современник, 1978.Основы художественного ремесла // Под ред. В. А. Барадулина. М., Просвещение, 1979. Дурасов Г. П. Каргопольская глиняная игрушка. Л., Художник, 1986.Гунн Г. П. Каргополье и Онега. М., Искусство, 1989.Н. В. ГаевскаяА. Л. Иорданский...







Наши проекты
Белые страницы России
V.I.P. зона России
Телефонная книга
Лучшее в Интернете
Обратная связь

  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


| Словари | Общие сведения | Помощь | Написать
Copyright © RI N 2000-
* Обратная связь