Словари Общие сведения Помощь |
|
|
выборка | описание |
АВТОНОМИЯ НАЦИОНАЛЬНО-ТЕРРИТОРИА
|
- система национальных государств (автономная республика), национально-государственных образований (автономная область, автономный округ), административно-территориальных единиц (национальные район, уезд, волость и др.), создаваемых для учета интересов отдельных национальных групп населения (этнических общностей) и для обеспечения их самоуправления. (С. А.)...
|
ЕВРЕЙСКАЯ АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ
|
- субъект РФ, входит непосредственно в состав РФ, относится к разряду автономий. Это - национально-государственное (или национально-территориальное) образование....
|
АВТОНОМНОЕ ГОСУДАРСТВО
|
- автономная республика или иная автономная единица, имеющая статус государства с характерными для него чертами (т. е. свои конституция, законодательство, территория, гражданство, высшие государственные органы, определенная бюджетно-налоговая самостоятельность и др.) и созданная в рамках большого государства (а поэтому не имеющая своей денежной системы, армии, полной самостоятельности во внешнеполитических и внешнеэкономических отношениях и т. п.). (С. А.)...
|
ОБЛАСТЬ
|
- понятие, используемое в конституционном праве во многих значениях: 1) территориальное (территориально-государственное) образование, являющееся субъектом РФ. В настоящее время в Российскую Федерацию входят 49 областей; 2) административно-территориальная единица. До провозглашения в 1992 г. России федерацией, в которую в качестве субъектов наряду с другими входят и О., они считались обычными административно-территориальными единицами. Главные отличия субъекта Федерации от административно-территориальной единицы: субъект имеет в Федерации свой статус, устав или иной акт как основу статуса; право на принятие законов; возможность отмены положений этих актов только в порядке рассмотрения спора в Конституционном Суде РФ, а не путем административной отмены; специальное представительство на федеральном уровне и др. (см.: Субъекты Российской Федерации), 3) вид автономии. В этом случае в наименование области добавляется слово "автономная". В настоящее время в Российской Федерации имеется только одна автономная О. - Еврейская. Для того чтобы как-то различать автономные и обычные О., последние до 1992 г. зачастую называли административными О. С объявлением О. субъектами РФ такое наименование используется реже и с гораздо большей долей условности; 4) как сфера деятельности, хозяйственного и социально-культурного строительства. Законы, закрепляю- . щие компетенцию различных государственных органов и органов местного самоуправления, зачастую делят ее на группы и соответствующие нормы начинают со слов "в области" (бюджета, культуры, здравоохранения, благоустройства и т. д.). В царской России О. являлись административно-территориальные единицы, расположенные на окраинах и в местах проживания казачества. О. входили в состав генерал-губернаторств и краев (имевших статус генерал-губернаторств) и управлялись, как правило, через администрацию, подчиненную ведомству военного министра. Употребляемое в литературе выражение ''историческая область" обозначает какой-то исторически сложившийся географический регион страны, имеющий специфику хозяйства, населения, некогда игравший важную роль в жизни страны или претендовавший (а, возможно, и сейчас претендующий) на особое положение в государстве. В конституционно-правовом смысле может отражаться в категориях автономии, особых административно-территориальных единиц, самоуправления.(С. А.)...
|
ЕАО
|
- о образована постановлением ЦИК СССР от 7 мая 1934 г. Согласно Конституциям СССР и РСФСР, автономные области были в составе РСФСР с одновременным вхождением в состав краев (ЕАО входила в Хабаровский край). И только при конституционной реформе 15 декабря 1990 г. в Конституции РСФСР сохранено положение о том, что автономная область находится в составе РСФСР, и исключены слова и входит в край. Таким образом, с этого времени ЕАО состоит непосредственно в составе РФ. Другие четыре автономные области в составе РСФСР в 1991 г. были преобразованы в автономные республики (позже стали республиками в составе РФ). Государственным языком в ЕАО в соответствии с Конституцией РФ является русский язык. Идиш является национальным языком области. Административный центр ЕАО - г. Биробиджан. Законодательное Собрание (ЗС) является постоянно действующим законодательным органом государственной власти области- ЗС избирается сроком на 4 года и состоит из 15 депутатов. Они работают на постоянной основе (число таких депутатов определяет само ЗС) либо совмещают депутатскую деятельность с трудовыми или служебными обязанностями....
|
ХОРВАТИЯ
|
- (Республика Хорватия) - государство на Балканском полуострове. До 1991 г. входила в состав Социалистической Федеративной Республики Югославии. 25 июня 1991 г. парламент X. (Сабор) принял Декларацию о независимости и суверенитете республики. В ответ Югославия предприняла военную акцию (27 октября 1991 г. завершился вывод югославских войск из X.). 22 мая 1992 г. X. принята в ООН. Столица - г. Загреб. Административное деление: общины (жупании). В состав X. входит сербская автономная область Краина, провозгласившая себя 19 декабря 1991 г. Республикой Сербская Краина, что привело к вооруженному противостоянию в X. По действующей Конституции (принята в декабре 1990 г.) - республика. Глава государства - президент. Избирается всеобщим голосованием сроком на 5 лет с правом переизбрания еще на один срок. Двухпалатный парламент - Сабор - состоит из Палаты общин (68 членов) и Палаты представителей (138 депутатов), избираемых сроком на 4 года (за исключением пяти членов верхней палаты, назначаемых президентом). Правительство формируется президентом из представителей парламентского большинства и ответственно перед парламентом. (А. К.)...
|
АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ
|
- разновидность государственной (областной, административной, национально-территориальной) автономии. А. о. в период существования Союза ССР упоминались в его Конституции как состоящие в соответствующих союзных республиках, в том числе и РСФСР. В Конституции РСФСР 1978 г. они перечислялись при определении ее национально-государственного устройства. В специальной гл. 9 "Автономная область и автономный округ" Конституции говорилось, что А. о. находится в составе РСФСР "и входит в край" (ст. 82). Только при конституционной реформе 15 декабря 1990 г. последнее положение было исключено из Основного Закона: А. о. стали с этого момента входить непосредственно в РСФСР. Ранее в РСФСР имелось пять А. о. Четыре из них - Адыгейская, Горно-Алтайская, Карачаево-Черкесская, Хакасская - Законом РСФСР от 3 июля 1991 г. были преобразованы в республики в составе РСФСР. Таким образом, в Российской Федерации в настоящее время имеется одна А. о. - Еврейская. Согласно Конституции, она является одним из субъектов РФ. По Конституции РФ (ст. 66) статус А. о. определяется Конституцией РФ и уставом А. о., принимаемым ее законодательным (представительным) органом власти. По представлению законодательного и исполнительного органов власти А. о. может быть принят федеральный закон об А. о. (такого закона пока нет). Статус А. о. может быть изменен только по взаимному согласию РФ и А, о. в соответствии с федеральным конституционным законом. Наименование А. о. может быть изменено по ее решению, новое наименование вносится в Конституцию РФ указом Президента РФ. А. о. имеет право на принятие своих законов и других нормативных правовых актов. Она самостоятельно образует свои органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, определяет систему местного самоуправления на территории автономной области. Как и у других субъектов, у А. о. есть своя собственность (это часть государственной собственности), она самостоятельно принимает свой бюджет, может устанавливать определенные виды налогов и сборов в соответствии с федеральным законом. А. о. представлена в Совете Федерации главами законодательного и исполнительного органов власти А. о. От территории А. о. избран один депутат Государственной Думы. А. о. имеет право законодательной инициативы в Государственной Думе. Орган законодательной власти А. о. может вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции РФ (ст. 134 Конституции РФ), одобрять поправки к гл. 3-8 Конституции (ст. 136). А. о. вправе вносить вопросы на рассмотрение Президента и Правительства РФ, обращаться с запросами в Конституционный Суд РФ. Президент РФ назначает в А. о. своего представителя. В А. о. Федеральные органы государственной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. А. о. вправе иметь свое представительство при Правительстве РФ. К ведению А. о. относятся две группы вопросов. Первая - в сфере совместного ведения РФ и А. о. как субъекта РФ - определяется в ст. 72 Конституции РФ, может далее фиксироваться в уставе А. о. Вторая - полномочия А. о., принадлежащие ей за пределами сферы совместного ведения (отражается в уставе А. о.). Возможно заключение двусторонних договоров о разграничении предметов ведения и полномочий (ст. 11 и 78 Конституции РФ). (С. А.)...
|
АВТОНОМИЯ АДМИНИСТРАТИВНАЯ И ПОЛ
|
- понятия, используемые применительно к государственной или областной автономии. Если автономная единица образуется в форме автономной республики, т. е. государства, эту форму автономии принято называть политической, подчеркивая тем самым более высокий ее ранг и права, характерные для государства. Если автономная единица образуется в форме автономной области (округа), это - не государство, а так называемое Государственное (национально-государственное) образование. Его статус ниже, чем статус автономной республики и ближе к статусу административно-территориальной единицы. Поэтому данная автономия в литературе нередко называется административной, хотя у нее есть ряд особенностей и специфических черт по сравнению с административно-территориальной единицей (представительство в центральных органах государства, специальные формы защиты прав и интересов, в том числе при утверждении бюджета и принятии своих нормативных правовых актов). (С. А.)...
|
УСТАВ
|
- вид нормативных актов, широко применяемый в праве. Представляет собой комплексный (кодифицированный) документ, предназначенный для закрепления (регулирования) статуса субъектов Федерации, государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, отдельных видов государственной деятельности, воинской службы, дисциплины и др. Форма У. используется также в нормативных актах, относящихся к конституционному праву. В частности, У. предусмотрен Конституцией РФ как основной нормативный правовой акт для таких субъектов РФ, как края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Он принимается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта. В У. отражается широкий круг вопросов: характеристика субъекта, его административно-территориальное устройство, полномочия, статус органов законодательной (представительной) и исполнительной власти, формы непосредственной демократии (референдум и др.), экономические, бюджетные и финансовые основы субъекта, его отношения с РФ и др. Каждое муниципальное образование обязано иметь свой У. Он принимается представительным органом местного самоуправления или непосредственно населением. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 1995 г. определяет набор позиций, которые должны быть отражены в У. Федеральный закон "Об общественных объединениях"1995 г.предусматривает необходимость утверждения общественным объединением своего У., определяет требования к его содержанию и говорит о том, что общественное объединение, желающее иметь права юридического лица, представляет свой У. на государственную регистрацию. Федеральный закон "О свободе совести и религиозных объединениях" 1997 г. предусматривает У. для религиозной организации, представляемый при ее государственной регистрации, и определяет, какие позиции должны быть отражены в этом документе. (С. А.)...
|
ГЕНЕРАЛ-ГУБЕРНАТОРСТВО
|
- в царской России самая крупная административно-территориальная единица. В начале XX в. в России имелись: Варшавское Г.-г., состоявшее из 10 губерний бывшего Царства Польского, Виленское (3 губернии), Киевское (4), Иркутское (2 губернии и одна область), Приамурское (3 области и остров Сахалин), Степное (3 области). Московская губерния управлялась особым генерал-губернатором. Наряду с Г.-г. были и другие административно-территориальные единицы, делившиеся на губернии и области: Великое Княжество Финляндское (8 губерний), Кавказский край (7 губерний, 4 области и один округ), Туркестанский край (4 области).(С. А.)...
|
АДЫГЕЯ
|
- (Республика Адыгея) - одна из республик в составе РФ, ранее - Адыгейская автономная область, входившая в состав Краснодарского края. Законом РСФСР от 3 июля 1991 г. преобразована в республику в составе РСФСР. Столица - г. Майкоп. Конституция А. принята 10 марта 1995 г. Законодательным Собранием (Хасэ) - парламентом А. Согласно ст. 1 Конституции А., она является демократическим правовым государством в составе РФ. Суверенитет А. определяется Конституцией РФ, Конституцией А. и Федеративным договором. Наименования Республика Адыгея и Адыгея равнозначны. Равноправными государственными языками в А. являются русский и адыгейский языки. Согласно ст. 10 Конституции А., она признает право возвращения на историческую Родину проживающих за пределами РФ соотечественников: адыгской диаспоры, уроженцев и их потомков, выходцев из А., независимо от их национальной принадлежности. Высший представительный и законодательный орган государственной власти А. - Государственный Совет (ГС). Он избирается сроком на 5 лет и состоит из 45 депутатов: 27 избираются на основе мажоритарной системы по одномандатным избирательным округам; 18 депутатов избираются по двухмандатным избирательным округам, совпадающим с границами административно-территориальных единиц, - по два депутата от каждого района, города республиканского значения. В местах компактного проживания коренного населения (два района) образуются одномандатные избирательные округа. Главой государства и главой исполнительной власти А. является Президент А., избираемый сроком на 5 лет. Это может быть гражданин А., проживший и проработавший на территории республики не менее 10 лет (в том числе не менее одного года, предшествующего дню выборов), не моложе 35 лет, свободно владеющий государственными языками А. и обладающий избирательным правом. Президент - гарант прав и свобод личности в А., соблюдения Конституции и законов А., принятых ею межреспубликанских и международных обязательств, а также обязательств. предусмотренных Федеративным договором. Кабинет министров (КМ) - исполнительный орган государственной власти А., формируемый Президентом А- Президент А. осуществляет руководство деятельностью КМ, назначает членов КМ. Назначения Премьер-министра и министров, ведающих вопросами финансов, внутренних дел, юстиции, социальной защиты, национальной политики и внешних связей А., осуществляются с согласия Государственного Совета. Согласно Конституции А., местными представительными органами государственной власти являются городские, районные Собрания представителей, избираемые населением. Орган исполнительной власти - местная администрация. Глава администрации района, города избирается населением. Местное самоуправление осуществляется гражданами в сельских поселениях, микрорайонах и на иных территориях. Судебную систему А. согласно ст. 97 Конституции составляют Конституционная палата (орган конституционного правосудия), Верховный Суд, Арбитражный Суд. районные и городские суды А. (С. А.)...
|
ФЕДЕРАТИВНЫЙ ДОГОВОР
|
- категория, появившаяся в 1992 г. и вошедшая с этого времени в российский конституционный лексикон. Напомним, что хотя РСФСР была объявлена федеративным государством еще в январе 1918 г., природа РСФСР во все времена ее пребывания в составе СССР как одной из союзных республик была неясна. Все начала, характерные для федерации, концентрировались на уровне СССР, в том числе и для автономных республик, областей и округов, входивших в состав РСФСР. Особо должна была быть определена природа РСФСР как федеративного государства. Необходимо иметь в виду, что до этого времени основой федеративного государства в нашей стране считался исключительно национальный признак, т. е. субъектами федерации могли быть только национальные республики или автономии. К началу 1992 г. возобладал другой подход: федерация может состоять как из национальных, так и территориальных образований. Иначе говоря, субъектами РФ могут быть не только республики, автономная область, автономные округа, но также и края, области и города федерального значения. Отражение новой природы РФ первыми зафиксировали три документа, в совокупности именуемые Ф. д. Это - подписанные 31 марта 1992 г. представителями трех групп указанных субъектов Договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти соответственно - республик в составе РФ; краев, областей, городов Москва и Санкт-Петербург; автономной области, автономных округов в составе РФ. Но решением VI Съезда народных депутатов РФ от 10 апреля 1992 г. Ф. д. в целом был объявлен составной частью Конституции РФ, а его положения были включены в различные главы Конституции России. При подготовке новой Конституции РФ вопрос о том, включать ли в нее Ф. д., был предметом острых дискуссий. В конце концов в оба ведущих проекта - Президента РФ и Конституционной комиссии - Ф. д. был включен. Но на последнем этапе разработки президентского проекта, который, как известно, стал основой новой Конституции, Ф. д. как отдельная часть из проекта был исключен. В таком виде и была принята Конституция РФ. Однако это не значит, что Ф. д. перестал действовать. В ст. 11 Конституции РФ говорится: разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Таким образом, с этим актом следует считаться. Правда, в "Заключительных и переходных положениях" Конституции сказано, что в случае несоответствия положениям Конституции РФ положений Ф. д., других договоров между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ, а также договоров между органами власти субъектов РФ действуют положения Конституции РФ. Руководители некоторых субъектов РФ считают, что следует разработать и подписать новый Ф. д. (см. также: Договорная федерация). (С. А.)...
|
АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ
|
- часть территории государства, на которой создаются и действуют органы государственной власти или органы местного самоуправления. В Российской Федерации А.-т. е. - часть территории субъекта РФ - республики. края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. А.-т. е. может представлять собой отдельный населенный пункт (город, поселок), часть населенного пункта (район в городе), несколько населенных пунктов и окружающую их местность (район, сельсовет, волость, сельский округ). В субъектах РФ существуют следующие виды А.-т.е.: 1) города республиканского, краевого, областного, окружного значения - города, входящие непосредственно в республику, край, область, автономную область, автономный округ; эти города могут быть двух видов - состоящие из территории только в пределах городской черты; состоящие из данной территория, а также территории района, 2) города районного значения - города, входящие в состав сельских районов; 3) районы в сельской местности; 4) районы в городах (городские районы); 5) сельсоветы (волости, сельские округа) - А.-т. е. в сельской местности, включающие в себя от 5-6 до 14-20 сел и деревень вместе с прилегающей к ним территорией (полями, пастбищами. лесами и т. п.); 6) поселки рабочие, курортные, дачные, которые могут входить в состав как районов, так и городов. Такие населенные пункты сельской местности, как села и деревни, не являются А.-т. е., они входят в состав сельсоветов(волостей,сельских округов). Это относится также к хуторам, отдельно расположенным группам домов (например, на железнодорожном разъезде): обычно они не считаются отдельными населенными пунктами и приписываются к селам, деревням или поселкам. Поселки также не обязательно являются А.-т. е., это могут быть и просто географические населенные пункты в составе сельсоветов или городов. Населенные пункты у некоторых народов Кавказа - аулы - как правило являются частью сельсоветов и гораздо реже - самостоятельными А.-т. е. Станицы - населенные пункты проживания казаков в Ростовской области, Краснодарском и Ставропольском краях и др. - в зависимости от численности населения имеют статус таких А.-т. е., как города, поселки, сельсоветы или же не имеют статуса А.-т. е. и входят в состав сельсоветов (см. также: Административно-территориальное устройство). (С. А.)...
|
АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
|
- разновидность государственной (областной, административной, национально-территориальной) автономии. Первоначально эти автономные единицы назывались национальными округами. Создание данного вида автономии предусматривалось Постановлением Президиума ВЦИК "Об организации национальных объединений в районах расселения малых народностей Севера" от 10 декабря 1930 г. До 1977 г. среди ученых были споры о том, являются национальные округа формой автономии или же это скорее один из видов административно-территориальных единиц. Конституция СССР 1977 г. решила этот вопрос путем переименования их в А. о. А. о. созданы на Севере и Северо-востоке РФ. Для них свойственны большая территория и относительно малый удельный вес коренных народов в общей численности населения А. о. Об А. о. в Конституции СССР говорилось, что он находится в составе края или области, причем названия округов в ней не давались. В Конституции РСФСР 1978 г. А. о. перечислялись при определении ее национально-государственного устройства. Отдельная гл. 9 "Автономная область и автономный округ" Конституции РСФСР указывает, как и Конституция СССР, что А. о. находится в составе края или области (ст. 84). В ходе конституционной реформы 15 декабря 1990 г. было записано: А. о. находится в составе РСФСР и может входить в край или область. При конституционной реформе 21 апреля 1992 г. более четко была обозначена природа А. о. как одного из видов субъектов РФ. По Конституции 199о г. в Российской Федерации имеется 10 А. о. - субъектов РФ: Агинский Бурятский; Коми-Пермяцкий; Корякский; Ненецкий; Таймырский (Долгано-Ненецкий); Усть-Ордынский Бурятский; Ханты-Мансийский; Чукотский; Эвенкийский; Ямало-Ненецкий. Один из них - Чукотский - согласно Закону РФ от 17 июня 1992 г. входит непосредственно в Российскую Федерацию и не состоит в области (до этого он относился к Магаданской области). Остальные А- о. входят в состав краев и областей РФ. Статус А. о. определяется Конституцией РФ и уставом округа, принимаемым законодательным (представительным) органом власти округа. По представлению законодательных и исполнительных органов А. о. может быть принят федеральный закон о соответствующем А. о. (таких актов пока нет). Статус А. о., как и автономной области, может быть изменен только по взаимному согласию РФ и А. о. в соответствии с федеральным конституционным законом. Наименование А. о. может быть изменено по его решению, новое наименование вносится в Конституцию РФ указом Президента РФ. А- о. имеет право на принятие своих законов и других нормативных правовых актов. Он самостоятельно образует свои органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, определяет систему местного самоуправления на территории А. о. Как и у других субъектов, у А. о. есть своя собственность (это часть государственной собственности), он самостоятельно принимает свой бюджет, может устанавливать определенные виды налогов и сборов в соответствии с федеральным законом. Отношения между А. о. и соответствующими краями, областями недостаточно ясны. Согласно Конституции 1993 г. (ст. 66), отношения А. о., входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти А. о. и, соответственно, органами государственной .власти края или области. Основные спорные вопросы, возникающие в отношениях, в том числе при заключении договоров: является ли собственность А. о. частью собственности края, области; может ли А. о. свободно распоряжаться находящимися в его ведении природными ресурсами или обязан согласовывать свои шаги с краем, областью; самостоятелен ли округ в составлении своего бюджета; обязан ли округ руководствоваться нормативными правовыми актами края, области или только законодательством РФ, а законодательство края, области применять настолько, насколько он его признает. А. о. представлен в Совете Федерации главами законодательного и исполнительного органов власти округа. От каждого из девяти А. о. избрано по одному (в Ханты-Мансийском - два) депутату Государственной Думы. А. о. имеет право законодательной инициативы в Государственной Думе. Орган законодательной власти А. о. может вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции РФ (ст. 134 Конституции РФ), одобряет поправки к главам 3-8 Конституции (ст. 136). А. о. вправе вносить вопросы на рассмотрение Президента и Правительства РФ, обращаться с запросами в Конституционный Суд РФ. Президент РФ назначает своего представителя в А. о. В А. о. федеральные органы государственной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. А. о. вправе иметь свое представительство при Правительстве РФ. К ведению А. о. относятся две группы вопросов. Первая включает сферу совместного ведения РФ и А. о. как субъекта РФ, определяется в ст. 72 Конституции РФ, .может также фиксироваться в уставе А- о. Вторая - полномочия А. о., принадлежащие ему за пределами сферы совместного ведения, отражаются в уставе А. о. Возможно заключение двусторонних договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между РФ и А. о. и о взаимном делегировании полномочий (ст. 11 и 78 Конституции РФ). (С. А.)...
|
ЗС
|
- п принимает устав области, дает толкование устава и законов области, утверждает бюджет и отчет о его исполнении,программы социально-экономического развития области, устанавливает областные налоги, определяет порядок распоряжения и пользования землей и другими природными ресурсами на территории области, утверждает схему управления областью и др. Губернатор области является высшим должностным лицом и главой исполнительной власти ЕАО. Губернатор: представляет область в отношениях с РФ и ее субъектами, а также в международных отношениях; вправе участвовать в заседаниях ЗС, вносит проекты законов на рассмотрение ЗС, подписывает и обнародует законы области, обладает правом отлагательного вето; формирует исполнительный орган - администрацию области, утверждает структуру и штаты органов исполнительной власти области, назначает руководителей областных органов управления; отменяет противоречащие законодательству акты местных исполнительных органов государственной власти на территории области и др. (С. А.)...
|
|
Дальше >>>
|
|
|
|
|