RIN.ru
Российская Информационная Сеть

Словари

English   
  Словари  Общие сведения  Помощь
 





     выборка описание
    НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОКРУГ 
    АВТОНОМИЯ НАЦИОНАЛЬНО-ТЕРРИТОРИА 
    • система национальных государств (автономная республика), национально-государственных образований (автономная область, автономный округ), административно-территориальных единиц (национальные район, уезд, волость и др.), создаваемых для учета интересов отдельных национальных групп населения (этнических общностей) и для обеспечения их самоуправления. (С. А.)...


    МАВРИТАНИЯ 
    • (Исламская Республика Мавритания) - государство на северо-западе Африки. Независимость провозглашена 28 ноября 1960 г. Столица - г. Нуакшот. Административное деление: 12 областей, столица выделена в автономный округ. По действующей Конституции 1991 г. М. - республика. Глава государства - президент, избирается всеобщим прямым голосованием сроком на 6 лет. Парламент - двухпалатный. Сенат в составе 56 сенаторов избирается непрямым голосованием сроком на 6 лет. Национальная ассамблея, состоящая из 59 депутатов, избирается прямым всеобщим голосованием в два тура сроком на 5 лет. Исполнительная власть осуществляется президентом и назначаемым им правительством. (А. К.)...


    ОКРУГ 
    • понятие, используемое в конституционном праве в различных значениях: 1) автономный округ - национально-государственное (национально-тер-риториальное) образование в РФ, субъект РФ. До 1977 г. - национальный О.; 2) административно-территориальная единица в ряде зарубежных стран, а в последнее время и в России. Например, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 12 августа 1995 г. предусматривает в качестве территорий местного самоуправления в сельской местности сельские О., сельсоветы и волости. Москва делится на административные О.. в свою очередь они делятся на единицы, ранее именовавшиеся муниципальными О., затем муниципальными районами, а теперь - районами; 3) военно-административная территориальная единица - военный О.; 4) территория управления или осуществления надзора в некоторых отраслях: школьные (учебные) О., горные О. и др.: 5) территория осуществления правосудия - судебный О.; 6) избирательная единица. Например, для выборов одной половины депутатов ГД страна делится на территориальные избирательные О., для выборов другой половины представляет собой единый федеральный избирательный О. В РСФСР и СССР образовывались национально-территориальные избирательные О. (см.: Съезд народных депутатов РСФСР. Съезд народных депутатов СССР). (С. А.)...


    КОМИ-ПЕРМЯЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ 
    • один из субъектов РФ, одновременно входит в состав Пермской области. Устав К.-ПАО принят Законодательным Собранием К.-ПАО 19 декабря 1994 г. Государственным языком на территории К.-ПАО в соответствии с Конституцией РФ и Уставом является русский язык. Устав также определяет, что в официальных сферах общения наряду с русским языком может использоваться коми-пермяцкий язык. Органы государственной власти К.-ПАО создают условия для сохранения и развития языка, культуры и самобытности коми-пермяцкого и других народов, проживающих на территории К.-ПАО. Территория К.-ПАО включает один город и 6 районов. Столица - г. Кудымкар. Законодательная власть в К.-ПАО осуществляется населением непосредственно (через референдум) и Законодательным Собранием (ЗС) К.-ПАО....


    ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ 
    • равноправный субъект в составе РФ, согласно Конституции РФ и Уставу (Основному закону) Я.-Н. а. о., принятому Государственной Думой Я.-Н. а. о. 19 сентября 1995 г. Округ входит в Тюменскую область. Административным центром округа является г. Салехард. В Уставе округа широко отражены задачи по обеспечению социальной поддержки различных групп населения на территории округа. Предусмотрено, что органы государственной власти округа и органы местного самоуправления создают правовые, организационные и материальные предпосылки для осуществления коренными малочисленными народами Севера и этническими общностями конкретных видов деятельности в жизненно важных для них сферах, в том числе предоставляют льготные права на землю, организацию традиционных промыслов, получение части дохода от деятельности промышленных предприятий. Устав предусматривает, что экономическую основу округа составляют следующие формы собственности, находящейся на ее территории: федеральная собственность; государственная собственность округа; совместная собственность округа, РФ и других субъектов РФ; муниципальная собственность; собственность этнических семей, родов, общин; частная собственность граждан РФ и юридических лиц; собственность совместных предприятий, иностранных граждан и государств, международных организаций; собственность общественных организаций. Законодательная (представительная) власть в округе осуществляется населением округа непосредственно путем референдумов и Государственной Думой (ГД) округа....


    ЭВЕНКИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ 
    • субъект РФ, национально-территориальное образование. Одновременно входит в состав Красноярского края. Устав Э. а. о. принят 1 февраля 1996 г. Законодательным Сугланом Э. а. о. В состав Э. а. о. входят 3 района. Административным центром (столицей) (в соответствии со ст. 14 Устава. - С. А.) является поселок Тура. Э. а. о. имеет свои герб, флаг и гимн. Территория Э. а. о. не может быть изменена, изъята без согласия абсолютного большинства населения Э. а. о., волеизъявления большинства коренных малочисленных народов Севера, обладающих избирательным правом. Использование территории округа для общефедеральных нужд без согласования с округом невозможно. На территории Э. а. о., согласно ст. 18 Устава, языком официального общения и делопроизводства признаются русский язык, являющийся государственным языком РФ, а также эвенкийский язык. В местах компактного проживания коренных малочисленных народов (ессейских якутов, кето) их языки могут быть использованы в качестве языков официального делопроизводства. Законодательная власть в Э. а. о. осуществляется народом непосредственно, путем референдума, Законодательным Сугланом (ЗС) Э. а. о....


    ОКРУГ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ 
    НОРМА ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА 
    • число избирателей или населения, являющееся основой для создания избирательных округов. Количество избирателей или населения на один территориальный избирательный округ является равным или примерно равным (с возможным отклонением в сторону увеличения или уменьшения на определенный процент). Например, при создании одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Государственной Думы должно быть равенство числа избирателей в избирательных округах в пределах одного субъекта РФ с допустимым взаимным отклонением не более 10%, а в труднодоступных и отдаленных районах - не оо-лее 15% (см. также: Избирательный округ).(С. А.)...


    АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ 
    • часть территории государства, на которой создаются и действуют органы государственной власти или органы местного самоуправления. В Российской Федерации А.-т. е. - часть территории субъекта РФ - республики. края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. А.-т. е. может представлять собой отдельный населенный пункт (город, поселок), часть населенного пункта (район в городе), несколько населенных пунктов и окружающую их местность (район, сельсовет, волость, сельский округ). В субъектах РФ существуют следующие виды А.-т.е.: 1) города республиканского, краевого, областного, окружного значения - города, входящие непосредственно в республику, край, область, автономную область, автономный округ; эти города могут быть двух видов - состоящие из территории только в пределах городской черты; состоящие из данной территория, а также территории района, 2) города районного значения - города, входящие в состав сельских районов; 3) районы в сельской местности; 4) районы в городах (городские районы); 5) сельсоветы (волости, сельские округа) - А.-т. е. в сельской местности, включающие в себя от 5-6 до 14-20 сел и деревень вместе с прилегающей к ним территорией (полями, пастбищами. лесами и т. п.); 6) поселки рабочие, курортные, дачные, которые могут входить в состав как районов, так и городов. Такие населенные пункты сельской местности, как села и деревни, не являются А.-т. е., они входят в состав сельсоветов(волостей,сельских округов). Это относится также к хуторам, отдельно расположенным группам домов (например, на железнодорожном разъезде): обычно они не считаются отдельными населенными пунктами и приписываются к селам, деревням или поселкам. Поселки также не обязательно являются А.-т. е., это могут быть и просто географические населенные пункты в составе сельсоветов или городов. Населенные пункты у некоторых народов Кавказа - аулы - как правило являются частью сельсоветов и гораздо реже - самостоятельными А.-т. е. Станицы - населенные пункты проживания казаков в Ростовской области, Краснодарском и Ставропольском краях и др. - в зависимости от численности населения имеют статус таких А.-т. е., как города, поселки, сельсоветы или же не имеют статуса А.-т. е. и входят в состав сельсоветов (см. также: Административно-территориальное устройство). (С. А.)...


    ЮГОСЛАВИЯ 
    • (Союзная Республика Югославия) - государство в Центральной Европе. После фактического распада Социалистической Федеративной Республики Югославия в 1991-1992 гг., на встрече руководителей Сербии и Черногории 12 февраля 1992 г. было принято решение о сохранении международной право-субъектности Югославии как союза двух республик, объединенных в единое государство. Столица - г. Белград. Форма государственного устройства - союзное государство двух равноправных республик. Административное деление: 2 республики и 2 автономных края в составе Республики Сербия: Автономный край Воеводина и Автономный край Косово и Метохия (причем Ко-сово и Метохия не имеют своих законодательных и исполнительных органов). Республика Сербия делится на районы (срезы) и общины, Республика Черногория - только на общины. Во главе каждой союзной республики - президент, законодательный орган - скупщина. Конституция нового государства принята 27 апреля 1992 г. Глава союзного государства - президент - избирается на заседании' союзного парламента сроком на 4 года. Двухпалатный парламент - скупщина - состоит из Веча республики (верхняя палата), 40 депутатов которого (по 20 от каждой республики) делегируются из числа депутатов парламентов республик, - и Веча граждан (нижняя палата), состоящего из 138 депутатов, избираемых по норме представительства - 1 депутат от 65 тыс.избирателей. Премьер-министр назначается президентом, после чего проходит процедуру утверждения парламентом. Правительство формируется премьер-министром на коалиционной основе. (А. К.)...


    ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТЕРРИТОРИЯ 
    • в федеральном государстве территория, не входящая в состав субъекта федерации, находящаяся в непосредственном управлении федеральных органов или назначенных ими лиц. Ф. т. имеются в Австралии, Бразилии, Венесуэле, Мексике, США и других государствах. Можно наблюдать несколько разновидностей федеральных территорий: федеральный округ, в котором расположена столица государства, имеющий элементы особого статуса (например, федеральный округ Колумбия, где находится столица США г. Вашингтон, не представлен в палатах Конгресса США; и только с 1961 г. жители округа имеют право участвовать в выборах Президента США); Ф. т., приближающаяся по своему статусу (особенно в части организации управления и самоуправления) к субъектам федерации (например, в Бразилии); отдельная часть территории, не находящаяся под юрисдикцией субъекта федерации и иной единицы (например, в Мексике - острова, островки и рифы; в Венесуэле - федеральные зависимые территории как части территории республики, не входящие в состав штатов, федерального округа и Ф. т., а также острова, образовавшиеся или возникшие в территориальном море или в море над континентальным шельфом). Ф. т. первых двух названных групп постепенно приближаются к статусу субъекта федерации. В некоторых странах наименование территории "федеральный округ" не означает принципиальных особенностей его статуса. По существу - это также субъект федерации, хотя и со специфическим наименованием. (С. А.)...


    АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ 
    • разновидность государственной (областной, административной, национально-территориальной) автономии. Первоначально эти автономные единицы назывались национальными округами. Создание данного вида автономии предусматривалось Постановлением Президиума ВЦИК "Об организации национальных объединений в районах расселения малых народностей Севера" от 10 декабря 1930 г. До 1977 г. среди ученых были споры о том, являются национальные округа формой автономии или же это скорее один из видов административно-территориальных единиц. Конституция СССР 1977 г. решила этот вопрос путем переименования их в А. о. А. о. созданы на Севере и Северо-востоке РФ. Для них свойственны большая территория и относительно малый удельный вес коренных народов в общей численности населения А. о. Об А. о. в Конституции СССР говорилось, что он находится в составе края или области, причем названия округов в ней не давались. В Конституции РСФСР 1978 г. А. о. перечислялись при определении ее национально-государственного устройства. Отдельная гл. 9 "Автономная область и автономный округ" Конституции РСФСР указывает, как и Конституция СССР, что А. о. находится в составе края или области (ст. 84). В ходе конституционной реформы 15 декабря 1990 г. было записано: А. о. находится в составе РСФСР и может входить в край или область. При конституционной реформе 21 апреля 1992 г. более четко была обозначена природа А. о. как одного из видов субъектов РФ. По Конституции 199о г. в Российской Федерации имеется 10 А. о. - субъектов РФ: Агинский Бурятский; Коми-Пермяцкий; Корякский; Ненецкий; Таймырский (Долгано-Ненецкий); Усть-Ордынский Бурятский; Ханты-Мансийский; Чукотский; Эвенкийский; Ямало-Ненецкий. Один из них - Чукотский - согласно Закону РФ от 17 июня 1992 г. входит непосредственно в Российскую Федерацию и не состоит в области (до этого он относился к Магаданской области). Остальные А- о. входят в состав краев и областей РФ. Статус А. о. определяется Конституцией РФ и уставом округа, принимаемым законодательным (представительным) органом власти округа. По представлению законодательных и исполнительных органов А. о. может быть принят федеральный закон о соответствующем А. о. (таких актов пока нет). Статус А. о., как и автономной области, может быть изменен только по взаимному согласию РФ и А. о. в соответствии с федеральным конституционным законом. Наименование А. о. может быть изменено по его решению, новое наименование вносится в Конституцию РФ указом Президента РФ. А- о. имеет право на принятие своих законов и других нормативных правовых актов. Он самостоятельно образует свои органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, определяет систему местного самоуправления на территории А. о. Как и у других субъектов, у А. о. есть своя собственность (это часть государственной собственности), он самостоятельно принимает свой бюджет, может устанавливать определенные виды налогов и сборов в соответствии с федеральным законом. Отношения между А. о. и соответствующими краями, областями недостаточно ясны. Согласно Конституции 1993 г. (ст. 66), отношения А. о., входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти А. о. и, соответственно, органами государственной .власти края или области. Основные спорные вопросы, возникающие в отношениях, в том числе при заключении договоров: является ли собственность А. о. частью собственности края, области; может ли А. о. свободно распоряжаться находящимися в его ведении природными ресурсами или обязан согласовывать свои шаги с краем, областью; самостоятелен ли округ в составлении своего бюджета; обязан ли округ руководствоваться нормативными правовыми актами края, области или только законодательством РФ, а законодательство края, области применять настолько, насколько он его признает. А. о. представлен в Совете Федерации главами законодательного и исполнительного органов власти округа. От каждого из девяти А. о. избрано по одному (в Ханты-Мансийском - два) депутату Государственной Думы. А. о. имеет право законодательной инициативы в Государственной Думе. Орган законодательной власти А. о. может вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции РФ (ст. 134 Конституции РФ), одобряет поправки к главам 3-8 Конституции (ст. 136). А. о. вправе вносить вопросы на рассмотрение Президента и Правительства РФ, обращаться с запросами в Конституционный Суд РФ. Президент РФ назначает своего представителя в А. о. В А. о. федеральные органы государственной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. А. о. вправе иметь свое представительство при Правительстве РФ. К ведению А. о. относятся две группы вопросов. Первая включает сферу совместного ведения РФ и А. о. как субъекта РФ, определяется в ст. 72 Конституции РФ, .может также фиксироваться в уставе А- о. Вторая - полномочия А. о., принадлежащие ему за пределами сферы совместного ведения, отражаются в уставе А. о. Возможно заключение двусторонних договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между РФ и А. о. и о взаимном делегировании полномочий (ст. 11 и 78 Конституции РФ). (С. А.)...


    ОДНОМАНДАТНЫЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ОКРУ 
    ДВУХМАНДАТНЫЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ОКРУ 
       Дальше >>>





Наши проекты
Белые страницы России
V.I.P. зона России
Телефонная книга
Лучшее в Интернете
Обратная связь

  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


| Словари | Общие сведения | Помощь | Написать
Copyright © RI N 2000-
* Обратная связь