RIN.ru
Российская Информационная Сеть

Словари

English   
  Словари  Общие сведения  Помощь
 





     выборка описание
    АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ 
    • разновидность государственной (областной, административной, национально-территориальной) автономии. Первоначально эти автономные единицы назывались национальными округами. Создание данного вида автономии предусматривалось Постановлением Президиума ВЦИК "Об организации национальных объединений в районах расселения малых народностей Севера" от 10 декабря 1930 г. До 1977 г. среди ученых были споры о том, являются национальные округа формой автономии или же это скорее один из видов административно-территориальных единиц. Конституция СССР 1977 г. решила этот вопрос путем переименования их в А. о. А. о. созданы на Севере и Северо-востоке РФ. Для них свойственны большая территория и относительно малый удельный вес коренных народов в общей численности населения А. о. Об А. о. в Конституции СССР говорилось, что он находится в составе края или области, причем названия округов в ней не давались. В Конституции РСФСР 1978 г. А. о. перечислялись при определении ее национально-государственного устройства. Отдельная гл. 9 "Автономная область и автономный округ" Конституции РСФСР указывает, как и Конституция СССР, что А. о. находится в составе края или области (ст. 84). В ходе конституционной реформы 15 декабря 1990 г. было записано: А. о. находится в составе РСФСР и может входить в край или область. При конституционной реформе 21 апреля 1992 г. более четко была обозначена природа А. о. как одного из видов субъектов РФ. По Конституции 199о г. в Российской Федерации имеется 10 А. о. - субъектов РФ: Агинский Бурятский; Коми-Пермяцкий; Корякский; Ненецкий; Таймырский (Долгано-Ненецкий); Усть-Ордынский Бурятский; Ханты-Мансийский; Чукотский; Эвенкийский; Ямало-Ненецкий. Один из них - Чукотский - согласно Закону РФ от 17 июня 1992 г. входит непосредственно в Российскую Федерацию и не состоит в области (до этого он относился к Магаданской области). Остальные А- о. входят в состав краев и областей РФ. Статус А. о. определяется Конституцией РФ и уставом округа, принимаемым законодательным (представительным) органом власти округа. По представлению законодательных и исполнительных органов А. о. может быть принят федеральный закон о соответствующем А. о. (таких актов пока нет). Статус А. о., как и автономной области, может быть изменен только по взаимному согласию РФ и А. о. в соответствии с федеральным конституционным законом. Наименование А. о. может быть изменено по его решению, новое наименование вносится в Конституцию РФ указом Президента РФ. А- о. имеет право на принятие своих законов и других нормативных правовых актов. Он самостоятельно образует свои органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, определяет систему местного самоуправления на территории А. о. Как и у других субъектов, у А. о. есть своя собственность (это часть государственной собственности), он самостоятельно принимает свой бюджет, может устанавливать определенные виды налогов и сборов в соответствии с федеральным законом. Отношения между А. о. и соответствующими краями, областями недостаточно ясны. Согласно Конституции 1993 г. (ст. 66), отношения А. о., входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти А. о. и, соответственно, органами государственной .власти края или области. Основные спорные вопросы, возникающие в отношениях, в том числе при заключении договоров: является ли собственность А. о. частью собственности края, области; может ли А. о. свободно распоряжаться находящимися в его ведении природными ресурсами или обязан согласовывать свои шаги с краем, областью; самостоятелен ли округ в составлении своего бюджета; обязан ли округ руководствоваться нормативными правовыми актами края, области или только законодательством РФ, а законодательство края, области применять настолько, насколько он его признает. А. о. представлен в Совете Федерации главами законодательного и исполнительного органов власти округа. От каждого из девяти А. о. избрано по одному (в Ханты-Мансийском - два) депутату Государственной Думы. А. о. имеет право законодательной инициативы в Государственной Думе. Орган законодательной власти А. о. может вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции РФ (ст. 134 Конституции РФ), одобряет поправки к главам 3-8 Конституции (ст. 136). А. о. вправе вносить вопросы на рассмотрение Президента и Правительства РФ, обращаться с запросами в Конституционный Суд РФ. Президент РФ назначает своего представителя в А. о. В А. о. федеральные органы государственной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. А. о. вправе иметь свое представительство при Правительстве РФ. К ведению А. о. относятся две группы вопросов. Первая включает сферу совместного ведения РФ и А. о. как субъекта РФ, определяется в ст. 72 Конституции РФ, .может также фиксироваться в уставе А- о. Вторая - полномочия А. о., принадлежащие ему за пределами сферы совместного ведения, отражаются в уставе А. о. Возможно заключение двусторонних договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между РФ и А. о. и о взаимном делегировании полномочий (ст. 11 и 78 Конституции РФ). (С. А.)...


    НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОКРУГ 
    АВТОНОМИЯ НАЦИОНАЛЬНО-ТЕРРИТОРИА 
    • система национальных государств (автономная республика), национально-государственных образований (автономная область, автономный округ), административно-территориальных единиц (национальные район, уезд, волость и др.), создаваемых для учета интересов отдельных национальных групп населения (этнических общностей) и для обеспечения их самоуправления. (С. А.)...


    ЮГОСЛАВИЯ 
    • (Союзная Республика Югославия) - государство в Центральной Европе. После фактического распада Социалистической Федеративной Республики Югославия в 1991-1992 гг., на встрече руководителей Сербии и Черногории 12 февраля 1992 г. было принято решение о сохранении международной право-субъектности Югославии как союза двух республик, объединенных в единое государство. Столица - г. Белград. Форма государственного устройства - союзное государство двух равноправных республик. Административное деление: 2 республики и 2 автономных края в составе Республики Сербия: Автономный край Воеводина и Автономный край Косово и Метохия (причем Ко-сово и Метохия не имеют своих законодательных и исполнительных органов). Республика Сербия делится на районы (срезы) и общины, Республика Черногория - только на общины. Во главе каждой союзной республики - президент, законодательный орган - скупщина. Конституция нового государства принята 27 апреля 1992 г. Глава союзного государства - президент - избирается на заседании' союзного парламента сроком на 4 года. Двухпалатный парламент - скупщина - состоит из Веча республики (верхняя палата), 40 депутатов которого (по 20 от каждой республики) делегируются из числа депутатов парламентов республик, - и Веча граждан (нижняя палата), состоящего из 138 депутатов, избираемых по норме представительства - 1 депутат от 65 тыс.избирателей. Премьер-министр назначается президентом, после чего проходит процедуру утверждения парламентом. Правительство формируется премьер-министром на коалиционной основе. (А. К.)...


    АГИНСКИЙ БУРЯТСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОК 
    • в соответствии с Конституцией РФ и Уставом А. Б. а. о., принятым Агинской Бурятской Окружной Думой 10 ноября 1994 г. (с изменениями и дополнениями от 30 мая 1995 г. и 15 февраля 1996 г.), равноправный субъект РФ. Входит в Читинскую область. Административный центр - поселок Агинское. Окружная Дума - представительный орган государственной власти округа - состоит из 15 депутатов. К ведению Окружной Думы относятся: утверждение по представлению схемы управления округом и расходов по содержанию администрации, состава коллегиального органа при главе администрации; дача согласия на назначение руководителей окружных органов управления финансами, имуществом округа, органов внутренних дел и социальной защиты; принятие решения о выражении недоверия должностным лицам окружной администрации; принятие решения о досрочном прекращении полномочий главы окружной администрации; отмена незаконных актов окружной администрации; утверждение окружного бюджета и отчета о его исполнении; образование окружных внебюджетного и валютного фондов, определение их целевого назначения, утверждение отчетов об их исполнении; установление окружных налогов и сборов; принятие решений по вопросам образования фонда имущества округа, окружной контрольно-счетной палаты, природоохранительной инспекции и органов охраны культурного наследия, утверждение положений об этих органах; установление порядка управления и распоряжения собственностью округа; принятие решения о составе окружного земельного фонда, установление правового режима земель территории приоритетного природопользования; установление порядка предоставления земельных участков под объекты, имеющие федеральное и межрегиональное значение, для строительства и расширения предприятий, находящихся в собственности округа; установление предельных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в пожизненное наследуемое владение; утверждение перечня социально значимых для округа объектов, не подлежащих отчуждению; решение вопросов административно-территориального устройства округа; назначение окружного референдума и др. Решения Окружной Думы подписывает ее председатель. Глава окружной администрации может опротестовать решение Окружной Думы, адресованное окружной администрации, считая его противоречащим законодательству РФ или округа. При отклонении Окружной Думой протеста Глава вправе обратиться в суд. Окружная Дума вправе определить количество депутатов, работающих на постоянной оплачиваемой основе, включая председателя и заместителя председателя Окружной Думы. Количество депутатов, работающих на постоянной оплачиваемой основе, не должно превышать две пятых от общего числа депутатов Окружной Думы. Деятельность Окружной Думы не может быть прекращена, как сказано в Уставе, ни по каким основаниям никакими органами государственной власти федерального и окружного уровней. Окружная Дума может прекратить свою деятельность только в результате окружного референдума, проведенного по инициативе населения, при наличии подписей не менее 10% избирателей и только после определения другого, альтернативного представительного органа государственной власти округа. Кроме того, решением Окружной Думы ее полномочия могут быть прекращены по инициативе Главы А. Б. а. о. в случае неоднократного грубого нарушения Конституции РФ, федеральных законов на основании заключения Конституционного Суда РФ (Федеральный конституционный закон о КС РФ такого его полномочия не предусматривает. - С. А.), а также в результате самороспуска. Окружная администрация состоит из Главы администрации, возглавляемого им коллегиального органа, а также подчиненных ему управленческих структур - комитетов, управлений, отделов и др. Согласно Уставу А. Б. а. о., окружная администрация подотчетна Окружной Думе и федеральным органам исполнительной власти в пределах их компетенции. Глава А. Б. а. о. обеспечивает совместно с председателем Окружной Думы согласованное функционирование и взаимодействие Окружной Думы и администрации округа, руководит деятельностью администрации на принципах единоначалия. Глава избирается населением округа на 4 года. Глава определяет состав, полномочия, порядок организации и деятельности коллегиального органа. Состав членов коллегиального органа утверждается Окружной Думой. Члены этого коллегиального органа работают на общественных началах. Руководители окружных органов управления финансами и социальной защиты населения назначаются и освобождаются от должности Главой А. Б. а. о. с согласия Окружной Думы. Руководители окружного органа внутренних дел, комитета по управлению имуществом назначаются и освобождаются от должности соответственно Министром внутренних дел РФ, руководителем комитета по управлению имуществом РФ по согласованию с Окружной Думой и администрацией округа. Другие должностные лица окружной администрации назначаются и освобождаются от должности Главой А. Б. а. о. самостоятельно, если иное не предусмотрено законодательством РФ или округа. Глава А. Б. а. о. представляет на утверждение Окружной Думы проект окружного бюджета и отчет о его исполнении, проект схемы управления округом и структуры органов окружной администрации; принимает постановления о создании структурных подразделений А. Б. а. о.; назначает руководителей предприятий, учреждений и организаций, находящихся в собственности округа; может участвовать в работе Окружной Думы с правом совещательного голоса; представляет интересы округа на федеральном уровне, в отношениях с органами и должностными лицами зарубежных государств; осуществляет контроль за положением дел на территории округа; отменяет приказы руководителей органов окружной администрации: приостанавливает строительство, ведущееся на территории округа с нарушением соответствующих норм и правил, и др. Глава А. Б. а. о. может быть отрешен от должности Окружной Думой - как сказано в Уставе - в случае совершения преступления (нарушения Конституции и законодательства РФ), а также грубого умышленного нарушения Устава и других нормативных правовых актов округа. Заключение о наличии в действиях Главы признаков умышленного нарушения Устава :1 других законодательных актов дает окружной суд, а о наличии признаков преступления - прокурор округа. Глава А. Б. а. о. может быть также отозван избирателями. На период до избрания нового Главы Окружная Дума вправе избрать (назначить) Главу А. Б. а. о. Уставом предусмотрено проведение окружных референдумов с вынесением на них наиболее важных вопросов жизни округа, в том числе - одобрение наиболее крупных окружных программ социально-экономического развития, концепция перспективного развития округа, включая создание особых зон, размещение стратегических объектов РФ на территории округа. (С. А.)...


    МАВРИТАНИЯ 
    • (Исламская Республика Мавритания) - государство на северо-западе Африки. Независимость провозглашена 28 ноября 1960 г. Столица - г. Нуакшот. Административное деление: 12 областей, столица выделена в автономный округ. По действующей Конституции 1991 г. М. - республика. Глава государства - президент, избирается всеобщим прямым голосованием сроком на 6 лет. Парламент - двухпалатный. Сенат в составе 56 сенаторов избирается непрямым голосованием сроком на 6 лет. Национальная ассамблея, состоящая из 59 депутатов, избирается прямым всеобщим голосованием в два тура сроком на 5 лет. Исполнительная власть осуществляется президентом и назначаемым им правительством. (А. К.)...


    КОМИ-ПЕРМЯЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ 
    • один из субъектов РФ, одновременно входит в состав Пермской области. Устав К.-ПАО принят Законодательным Собранием К.-ПАО 19 декабря 1994 г. Государственным языком на территории К.-ПАО в соответствии с Конституцией РФ и Уставом является русский язык. Устав также определяет, что в официальных сферах общения наряду с русским языком может использоваться коми-пермяцкий язык. Органы государственной власти К.-ПАО создают условия для сохранения и развития языка, культуры и самобытности коми-пермяцкого и других народов, проживающих на территории К.-ПАО. Территория К.-ПАО включает один город и 6 районов. Столица - г. Кудымкар. Законодательная власть в К.-ПАО осуществляется населением непосредственно (через референдум) и Законодательным Собранием (ЗС) К.-ПАО....


    ГВИНЕЯ-БИСАУ 
    • (Республика Гвинея-Бисау) - государство в Западной Африке. Независимо с 23 сентября 1973 г. (вооруженные действия за независимость начались в 1959 г.). Столица - г. Бисау. Административное деление: 8 округов, автономный сектор Бисау, 37 районов. По действующей Конституции 1991 г. - республика. Президент избирается сроком на 5 лет. Однопалатный парламент - Национальное народное собрание - состоит из 100 депутатов, избираемых всеобщим голосованием. Срок их полномочий - 4 года. В период между сессиями парламента его полномочия осуществляет Государственный совет, состоящий из 15 членов. Председателем совета по должности является глава государства. Исполнительная власть осуществляется правительством, во главе которого стоит премьер-министр. С 1991 г. в стране происходят демократические преобразования, в частности, принят закон, гарантирующий многопартийность. (А. К.)...


    ЭВЕНКИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ 
    • субъект РФ, национально-территориальное образование. Одновременно входит в состав Красноярского края. Устав Э. а. о. принят 1 февраля 1996 г. Законодательным Сугланом Э. а. о. В состав Э. а. о. входят 3 района. Административным центром (столицей) (в соответствии со ст. 14 Устава. - С. А.) является поселок Тура. Э. а. о. имеет свои герб, флаг и гимн. Территория Э. а. о. не может быть изменена, изъята без согласия абсолютного большинства населения Э. а. о., волеизъявления большинства коренных малочисленных народов Севера, обладающих избирательным правом. Использование территории округа для общефедеральных нужд без согласования с округом невозможно. На территории Э. а. о., согласно ст. 18 Устава, языком официального общения и делопроизводства признаются русский язык, являющийся государственным языком РФ, а также эвенкийский язык. В местах компактного проживания коренных малочисленных народов (ессейских якутов, кето) их языки могут быть использованы в качестве языков официального делопроизводства. Законодательная власть в Э. а. о. осуществляется народом непосредственно, путем референдума, Законодательным Сугланом (ЗС) Э. а. о....


    УСТЬ-ОРДЫНСКИЙ БУРЯТСКИЙ АВТОНОМ 
    • субъект РФ, входит в состав Иркутской области. Устав У.-О. Б. а. о. принят Законодательным собранием У.-О. Б. а. о. 30 мая 1995 г. В соответствии с Конституцией РФ государственным языком округа является русский язык; создаются условия для сохранения и развития бурятского языка и языков народов, проживающих на территории округа. В состав У.-О. Б. а. о. входят 6 районов. Окружной центр - поселок Усть-Ордынский. Законодательным органом государственной власти округа является Дума У.-О. Б. а. о. Она состоит из 19 депутатов, избираемых сроком на 4 года. Выборы 15 депутатов проводятся по территориальным избирательным округам; выборы 4 депутатов - по мажоритарной системе по единому окружному избирательному округу, включающему всю территорию У.-О. Б. а. о. Правом выдвижения кандидатов в депутаты по единому окружному избирательному округу обладают политические партии и иные общественные объединения. Депутаты могут работать на профессиональной (постоянной, оплачиваемой) основе. Дума принимает законы округа и постановления по рассматриваемым вопросам. Правом законодательной инициативы Устав округа наделяет главу администрации округа, органы местного самоуправления, депутатов Думы, прокурора округа, окружной суд по вопросам их ведения. Полномочия Думы могут быть прекращены досрочно в случаях: принятия решения о самороспуске; сложения полномочий более чем половиной депутатов от их установленного числа. Исполнительную власть округа возглавляет высшее должностное лицо округа - глава администрации У.-О. Б. а. о. Он избирается населением сроком на 4 года не более чем на два срока подряд. Органом исполнительной власти округа является администрация округа. Судебную власть в округе осуществляют суды, входящие в судебную систему РФ. Прокуратура округа входит в единую систему прокуратуры РФ. В районах, сельских поселениях, а также на иных территориях осуществляется местное самоуправление. Депутаты представительных органов и должностные лица местного самоуправления избираются населением сроком на 4 года. (С. А.)...


    ОКРУГ 
    • понятие, используемое в конституционном праве в различных значениях: 1) автономный округ - национально-государственное (национально-тер-риториальное) образование в РФ, субъект РФ. До 1977 г. - национальный О.; 2) административно-территориальная единица в ряде зарубежных стран, а в последнее время и в России. Например, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 12 августа 1995 г. предусматривает в качестве территорий местного самоуправления в сельской местности сельские О., сельсоветы и волости. Москва делится на административные О.. в свою очередь они делятся на единицы, ранее именовавшиеся муниципальными О., затем муниципальными районами, а теперь - районами; 3) военно-административная территориальная единица - военный О.; 4) территория управления или осуществления надзора в некоторых отраслях: школьные (учебные) О., горные О. и др.: 5) территория осуществления правосудия - судебный О.; 6) избирательная единица. Например, для выборов одной половины депутатов ГД страна делится на территориальные избирательные О., для выборов другой половины представляет собой единый федеральный избирательный О. В РСФСР и СССР образовывались национально-территориальные избирательные О. (см.: Съезд народных депутатов РСФСР. Съезд народных депутатов СССР). (С. А.)...


    ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ 
    • равноправный субъект в составе РФ, согласно Конституции РФ и Уставу (Основному закону) Я.-Н. а. о., принятому Государственной Думой Я.-Н. а. о. 19 сентября 1995 г. Округ входит в Тюменскую область. Административным центром округа является г. Салехард. В Уставе округа широко отражены задачи по обеспечению социальной поддержки различных групп населения на территории округа. Предусмотрено, что органы государственной власти округа и органы местного самоуправления создают правовые, организационные и материальные предпосылки для осуществления коренными малочисленными народами Севера и этническими общностями конкретных видов деятельности в жизненно важных для них сферах, в том числе предоставляют льготные права на землю, организацию традиционных промыслов, получение части дохода от деятельности промышленных предприятий. Устав предусматривает, что экономическую основу округа составляют следующие формы собственности, находящейся на ее территории: федеральная собственность; государственная собственность округа; совместная собственность округа, РФ и других субъектов РФ; муниципальная собственность; собственность этнических семей, родов, общин; частная собственность граждан РФ и юридических лиц; собственность совместных предприятий, иностранных граждан и государств, международных организаций; собственность общественных организаций. Законодательная (представительная) власть в округе осуществляется населением округа непосредственно путем референдумов и Государственной Думой (ГД) округа....


    АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ 
    • часть территории государства, на которой создаются и действуют органы государственной власти или органы местного самоуправления. В Российской Федерации А.-т. е. - часть территории субъекта РФ - республики. края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. А.-т. е. может представлять собой отдельный населенный пункт (город, поселок), часть населенного пункта (район в городе), несколько населенных пунктов и окружающую их местность (район, сельсовет, волость, сельский округ). В субъектах РФ существуют следующие виды А.-т.е.: 1) города республиканского, краевого, областного, окружного значения - города, входящие непосредственно в республику, край, область, автономную область, автономный округ; эти города могут быть двух видов - состоящие из территории только в пределах городской черты; состоящие из данной территория, а также территории района, 2) города районного значения - города, входящие в состав сельских районов; 3) районы в сельской местности; 4) районы в городах (городские районы); 5) сельсоветы (волости, сельские округа) - А.-т. е. в сельской местности, включающие в себя от 5-6 до 14-20 сел и деревень вместе с прилегающей к ним территорией (полями, пастбищами. лесами и т. п.); 6) поселки рабочие, курортные, дачные, которые могут входить в состав как районов, так и городов. Такие населенные пункты сельской местности, как села и деревни, не являются А.-т. е., они входят в состав сельсоветов(волостей,сельских округов). Это относится также к хуторам, отдельно расположенным группам домов (например, на железнодорожном разъезде): обычно они не считаются отдельными населенными пунктами и приписываются к селам, деревням или поселкам. Поселки также не обязательно являются А.-т. е., это могут быть и просто географические населенные пункты в составе сельсоветов или городов. Населенные пункты у некоторых народов Кавказа - аулы - как правило являются частью сельсоветов и гораздо реже - самостоятельными А.-т. е. Станицы - населенные пункты проживания казаков в Ростовской области, Краснодарском и Ставропольском краях и др. - в зависимости от численности населения имеют статус таких А.-т. е., как города, поселки, сельсоветы или же не имеют статуса А.-т. е. и входят в состав сельсоветов (см. также: Административно-территориальное устройство). (С. А.)...


    АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ 
    • разновидность государственной (областной, административной, национально-территориальной) автономии. А. о. в период существования Союза ССР упоминались в его Конституции как состоящие в соответствующих союзных республиках, в том числе и РСФСР. В Конституции РСФСР 1978 г. они перечислялись при определении ее национально-государственного устройства. В специальной гл. 9 "Автономная область и автономный округ" Конституции говорилось, что А. о. находится в составе РСФСР "и входит в край" (ст. 82). Только при конституционной реформе 15 декабря 1990 г. последнее положение было исключено из Основного Закона: А. о. стали с этого момента входить непосредственно в РСФСР. Ранее в РСФСР имелось пять А. о. Четыре из них - Адыгейская, Горно-Алтайская, Карачаево-Черкесская, Хакасская - Законом РСФСР от 3 июля 1991 г. были преобразованы в республики в составе РСФСР. Таким образом, в Российской Федерации в настоящее время имеется одна А. о. - Еврейская. Согласно Конституции, она является одним из субъектов РФ. По Конституции РФ (ст. 66) статус А. о. определяется Конституцией РФ и уставом А. о., принимаемым ее законодательным (представительным) органом власти. По представлению законодательного и исполнительного органов власти А. о. может быть принят федеральный закон об А. о. (такого закона пока нет). Статус А. о. может быть изменен только по взаимному согласию РФ и А, о. в соответствии с федеральным конституционным законом. Наименование А. о. может быть изменено по ее решению, новое наименование вносится в Конституцию РФ указом Президента РФ. А. о. имеет право на принятие своих законов и других нормативных правовых актов. Она самостоятельно образует свои органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, определяет систему местного самоуправления на территории автономной области. Как и у других субъектов, у А. о. есть своя собственность (это часть государственной собственности), она самостоятельно принимает свой бюджет, может устанавливать определенные виды налогов и сборов в соответствии с федеральным законом. А. о. представлена в Совете Федерации главами законодательного и исполнительного органов власти А. о. От территории А. о. избран один депутат Государственной Думы. А. о. имеет право законодательной инициативы в Государственной Думе. Орган законодательной власти А. о. может вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции РФ (ст. 134 Конституции РФ), одобрять поправки к гл. 3-8 Конституции (ст. 136). А. о. вправе вносить вопросы на рассмотрение Президента и Правительства РФ, обращаться с запросами в Конституционный Суд РФ. Президент РФ назначает в А. о. своего представителя. В А. о. Федеральные органы государственной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. А. о. вправе иметь свое представительство при Правительстве РФ. К ведению А. о. относятся две группы вопросов. Первая - в сфере совместного ведения РФ и А. о. как субъекта РФ - определяется в ст. 72 Конституции РФ, может далее фиксироваться в уставе А. о. Вторая - полномочия А. о., принадлежащие ей за пределами сферы совместного ведения (отражается в уставе А. о.). Возможно заключение двусторонних договоров о разграничении предметов ведения и полномочий (ст. 11 и 78 Конституции РФ). (С. А.)...


    БУРЯТИЯ 
    • (Республика Бурятия) - согласно ст. 1 Конституции Б., принятой Верховным Советом Б. 22 февраля 1994 г., суверенное демократическое правовое государство в составе РФ. В ст. 60 Конституции говорится, что Б., образованная в результате реализации права бурятской нации на самоопределение, защищает интересы всего многонационального народа республики. Отношения между органами государственной власти Б. и РФ являются конституционно-договорными (ст. 60). Государственно-правовой статус и территория Б. не могут быть изменены без ее согласия. Такое изменение осуществляется путем референдума; при этом решение считается принятым, если за него проголосовали более половины граждан республики, в том числе более половины граждан бурятской национальности, принявших участие в голосовании. Государственными языками Б. являются бурятский и русский языки. Столица - г. Улан-Удэ. Главой Б., ее исполнительной власти и Председателем Правительства Б. является Президент Б. Им может быть избран путем всеобщих выборов на 4 года и не более чем на два срока подряд гражданин Б., проживающий на территории Б. не менее 10 лет, в том числе на день выборов не менее 3 лет, обладающий избирательным правом и владеющий государственными языками Б. Возрастной ценз для Президента в Конституции Б. не установлен. Президент Б. - гарант ее Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он представляет Б. в ее отношениях с федеральными органами государственной власти, субъектами РФ, а также с иностранными государствами; осуществляет руководство внутренней и внешней политикой Б.; обращается с посланиями к народу и к Народному Хуралу - парламенту Б., представляет Народному Хуралу ежегодные доклады об осуществлении внутренней и внешней политики государства; обладает правом законодательной инициативы, вправе участвовать в работе Народного Хурала, подписывает и обнародует законы Б., обладает правом вето; руководит деятельностью Правительства Б., назначает членов Правительства с согласия Народного Хурала, ставит перед Народным Хуралом вопрос об отставке членов Правительства; представляет Народному Хуралу предложения об образовании и упразднении министерств и государственных комитетов Б.; вправе отменять незаконные акты министерств, государственных комитетов и других органов государственного управления Б.; представляет Народному Хуралу кандидатуры на должности Председателей Национального банка Б., Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Б., назначает судей районных, аймачных, городских народных судов; объявляет чрезвычайное положение на территории Б. или в отдельных ее местностях с одновременным внесением принятого решения на утверждение Народного Хурала; ведет переговоры, подписывает международные и межрегиональные договоры и соглашения; назначает республиканские референдумы и др. Ряд перечисленных полномочий противоречит федеральному законодательству. Народный Хурал - парламент Б. - является представительным и законодательным органом Б. Народный Хурал избирается гражданами Б. сроком на 4 года и состоит из 65 депутатов, избираемых с учетом территориального и национального представительства (ст. 80 Конституции Б.). К ведению Народного Хурала относятся: внесение изменений и дополнений в Конституцию Б.; разработка и принятие законов республики; определение совместно с Президентом Б. внутренней и внешней политики Б.; утверждение государственных программ экономического и социального развития Б.; рассмотрение, утверждение и контроль за исполнением республиканского бюджета; установление республиканских налогов, платежей и сборов, учреждение республиканских фондов и контроль за их деятельностью, контроль за расходованием займов, кредитов, экономической и иной помощи; решение вопросов административно-территориального устройства Б.; назначение судей высших судов Б., ряда высших должностных лиц Б. либо дача согласия Президенту Б. на их назначение; решение вопроса о доверии отдельным членам Правительства Б., отрешение от должности Президента Б.; осуществление контрольных функций в пределах и формах, установленных республиканскими законами, и др. Правительство Б. осуществляет исполнительную власть в Б. Вновь образованное Правительство представляет на рассмотрение Народного Хурала программу предстоящей деятельности на срок своих полномочий. Не реже одного раза в год Правительство отчитывается о своей деятельности перед Народным Хуралом. Полномочия Правительства определяются в Конституции Б., в основном, как органа, отвечающего за руководство экономическими и социальными процессами. Правосудие в Б. представлено Конституционным Судом, Верховным Судом, Высшим Арбитражным Судом и нижестоящими народными судами. Конституционный Суд рассматривает дела о конституционности законов Б., постановлений и иных актов Народного Хурала, актов Президента, Правительства, других органов государственной власти, органов местного самоуправления, межреспубликанских и межрегиональных договоров, а также не вступивших в силу международных договоров Б.; споры о компетенции; проверяет конституционность законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов; дает толкование Конституции Б. В городских и сельских поселениях и на других территориях Б. осуществляется местное самоуправление населением непосредственно или через выборные и иные органы местного самоуправления. (С. А.)...


       Дальше >>>





Наши проекты
Белые страницы России
V.I.P. зона России
Телефонная книга
Лучшее в Интернете
Обратная связь

  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


| Словари | Общие сведения | Помощь | Написать
Copyright © RI N 2000-
* Обратная связь