Словари Общие сведения Помощь |
|
|
выборка | описание |
КОЛЛЕГИЯ АДВОКАТОВ
|
- см Адвокат. Адвокатура....
|
ПРИСЯЖНЫЙ ПОВЕРЕННЫЙ
|
- употреблявшееся до революции 1917 г. наименование тех, кого после судебной реформы 1922-1924 гг. стали называть и называют по настоящее время адвокатами (см.: Адвокат. Адвокатура). Институт П. п. был введен в России актом, утвержденным Императорским указом от 20 ноября 1864 г., называвшимся Учреждением судебных установлении.(К. Г.)...
|
ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
|
- орган самоуправления, создаваемый в коллегиях адвокатов (см.: Адвокат. Адвокатура с целью оказания содействия адвокатам в осуществлении ими своих повседневных обязанностей. Он обеспечивает адвокатов необходимым помещением для деловых встреч с лицами, которым оказывается помощь, законодательством и иным правовым материалом, услугами вспомогательного характера и т. д. Возглавляет Ю. к. заведующий, на которого возлагается множество обязанностей: заключение соглашений с лицами, обращающимися за юридической помощью; распределение нагрузки адвокатов; содействие надлежащему уровню оказываемой помощи; решение вопросов аренды служебного помещения и приобретения необходимого инвентаря, законодательных материалов и иной юридической литературы и т. д. (К. Г.)...
|
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ
|
- преимущественно государственные учреждения, основное предназначение которых - правоохранительная деятельность. Важную правоохранительную функцию выполняют также адвокатура и некоторые другие негосударственные структуры. Чаще всего к П. о. относят Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды, прокуратуру, органы внутренних дел (см.: Милиция, налоговой полиции (см.: Федеральная служба налоговой полиции РФ), юстиции (см.: Организационное обеспечение деятельности судов. В тесном контакте с ними работают другие государственные органы и должностные лица, которые наряду с осуществлением важных и ответственных государственных задач выполняют также правоохранительную функцию, связанную с выявлением и расследованием преступлений (органы ФСВР, ФСО, ФАПСИ, ФПС, командиры воинских частей и др.).(К. Г.)...
|
АДВОКАТУРА
|
- добровольная общественная организация, создаваемая в установленном законом порядке для выполнения важной конституционной функции (см.: ст. 48 Конституции РФ) - оказания квалифицированной юридической помощи, в том числе для защиты лиц, привлекаемых к уголовной ответственности. Организационно А. представляет собой совокупность образований, именуемых коллегиями адвокатов. До недавнего времени они создавались по одной в каждом субъекте РФ. В последние годы обнаружилась тенденция учреждения так называемых параллельных коллегий адвокатов, которые действуют одновременно с традиционными, выполняя по сути те же функции либо специализируясь в конкретных областях правоприменения. По закону создание коллегии адвокатов должно происходить по установленной процедуре: группа граждан-учредителей, отвечающих требованиям, которые предъявляются к адвокатам, обращается в Министерство юстиции РФ с ходатайством, которое рассматривается в Министерстве и в случае согласия направляется администрации соответствующего субъекта РФ для утверждения и регистрации вновь образованной коллегии. Органами самоуправления в коллегиях являются общие собрания (конференции), избираемые ими президиумы и их председатели, ревизионные комиссии, а также юридические консультации. Общее собрание (конференция) созывается не реже одного раза в год, Это - высший орган самоуправления коллегии. Он принимает решения по наиболее важным вопросам ее организации и деятельности. К ним относятся, например, вопросы избрания президиума и ревизионной комиссии, установления сметы расходов коллегии, утверждения отчетов президиума и ревизионной комиссии, определения порядка оплаты труда адвокатов, контроля за законностью и обоснованностью решений президиума. Основную организационную работу выполняет президиум, в состав которого избираются члены данной коллегии адвокатов. Круг его полномочий обширен. Он созывает общие собрания (конференции), принимает в члены коллегии и в состав стажеров, организует юридические консультации и назначает их заведующих. Контролирует качество работы адвокатов, обеспечивает их методической помощью и правовыми материалами, необходимыми для профессиональной деятельности, проверяет соблюдение порядка оплаты юридической помощи, оказываемой адвокатами, принимает решения по фактам недостойного поведения адвокатов и применяет меры дисциплинарного воздействия к провинившимся, представляет коллегию в центральных и местных органах государственной власти и т. д. Председатель президиума коллегии адвокатов избирается на заседаниях президиума из числа его членов либо непосредственно на собраниях (конференциях) тайным голосованием на альтернативной основе. Его функции - организация текущей работы президиума; внесение на его рассмотрение вопросов о приеме в коллегию новых членов, о допуске желающих к стажировке, о наложении дисциплинарных взысканий или об отчислении из коллегии; председательствование на заседаниях президиума и ряд других. Ревизионная комиссия - избираемый общим собранием (конференцией) из числа адвокатов орган, основное назначение которого состоит в осуществлении контроля за правильным ведением финансово-хозяйственной деятельности президиумом и юридическими консультациями. Юридические консультации создаются в районах, городах и иных населенных пунктах для содействия адвокатам в успешном осуществлении их профессионального долга (см.: юридическая консультация). Финансовые средства коллегий образуются главным образом за счет отчислений из гонораров, получаемых адвокатами за оказание юридической помощи. Размер отчислений устанавливается общими собраниями (конференциями) коллегий. Современная российская А. - продукт многолетней эволюции и неоднократных потрясений, периодов процветания, прозябания и даже полного упразднения. Ее родоначальницей была присяжная адвокатура, учрежденная в 1864 г. (К. Г.)...
|
РФ
|
- и имеет также все иные признаки государства: - наличие Конституции и законодательства РФ, действие принципа верховенства (приоритета) федеральных актов, т. е. по общему правилу они имеют более высокую юридическую силу, чем акты субъектов Федерации; - федеральная система государственных органов - Президент РФ, Федеральное Собрание (парламент) РФ, Правительство РФ, министерства, государственные комитеты и ведомства РФ, Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд - в целом единая судебная система РФ, Генеральный прокурор РФ; - единая внутренняя и внешняя политика РФ, формируемая с участием субъектов РФ и осуществляемая органами РФ; международное признание РФ и ее международная правосубъектность, т. е. участие в международных отношениях; - единые федеральные Вооруженные Силы, возглавляемые Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ (им является Президент РФ); - единая система служб внутренних дел, безопасности; - денежно-финансовая система государства (с единой денежной единицей - рублем, системой налогов, кредитно-денежным обращением, Центральным банком РФ и т. д.); - наличие единой экономической системы, построенной на плюрализме форм собственности, свободе экономической деятельности и конкуренции. У РФ существует многообразная компетенция, т. е. полномочия по руководству государственной, экономической и социально-культурной жизнью на всей территории. Конституция РФ делит компетенцию РФ на две группы: в первую группу входят вопросы исключительного ведения РФ, т. е. вопросы, которые могут решать только федеральные органы (хотя и с учетом предложений субъектов); вторая группа - полномочия РФ в сферах совместного ведения РФ и ее субъектов. Иначе говоря, в этих сферах РФ решает вопросы, отнесенные к ее ведению, а остальные вопросы решают субъекты РФ, разумеется, на основе и в развитие федерального законодательства. Вопросы исключительной компетенции РФ можно разделить на следующие подгруппы. В области государственного строительства: принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением; федеративное устройство и территория РФ; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в РФ; регулирование и защита прав национальных меньшинств; установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование этих органов; государственные награды и почетные звания РФ; федеральная государственная служба; федеральные программы в области государственного строительства и национального развития РФ. В области экономической, социальной и культурной политики: федеральная государственная собственность и управление ею; установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического, экологического, социального и культурного развития РФ; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе; метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет. В области внешних сношений, обороны и безопасности: внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ; вопросы войны и мира; внешнеэкономические отношения РФ; оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ. В области охраны общественного порядка, прав граждан и правосудия: судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности. В сферах совместного ведения РФ и ее субъектов полномочия РФ также можно условно разделить на несколько подгрупп. В области государственного строительства: обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ Конституции РФ и федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. В области экономической, социальной и культурной политики: вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения; защита материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение; осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ. В области внешних сношений: координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ. В области охраны общественного порядка, прав граждан, законодательства и деятельности правоохранительных органов: обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон; административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды; кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат. (С. А.)...
|
|
|
|
|
|
|