RIN.ru
Российская Информационная Сеть

Словари

English   
  Словари  Общие сведения  Помощь
 





     выборка описание
    АКРОПОЛЬ 
    • АКРОПОЛЬ (греч . akropolis), возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, т. н. верхний город; крепость (убежище на случай войны). Наиболее известен Акрополь в Афинах.---...


    ПРОПИЛЕИ в Афинах 
    • ПРОПИЛЕИ в Афинах , парадный вход на Акрополь (437-432 до н. э., архитектор Мнесикл). Имеют 2 дорических портика, расположенных на разных уровнях и связанных внутренней ионической колоннадой; в северном крыле Пропилей находилась Пинакотека....


    АКРОПОЛЬ в Афинах 
    • АКРОПОЛЬ в Афинах , укрепленная часть древних Афин, где находились главные святыни города, знаменит своими культовыми постройками классического периода. История созданияАфинский Акрополь, представляющий собой 156-метровый скалистый холм с пологой вершиной (ок. 300 м в длину и 170 м в ширину), - место древнейшего поселения в Аттике. В микенский период (15-13 вв. до н. э.) являлся укрепленной царской резиденцией. В 7-6 вв. до н. э. на Акрополе велось большое строительство. При тиране Писистрате (560-527) на месте царского дворца был построен храм богини Афины Гекатомпедон (т. е. храм длиною в сто шагов; сохранились фрагменты скульптур фронтонов, выявлен фундамент). В 480 во время греко-персидских войн храмы Акрополя были разрушены персами. Жители Афин дали клятву восстановить святыни только после изгнания врагов из Эллады.В 447 по инициативе Перикла на Акрополе началось новое строительство; руководство всеми работами было поручено знаменитому скульптору Фидию, который, видимо, и явился автором художественной программы, легшей в основу всего комплекса, его архитектурного и скульптурного облика.Пропилеи и храм Ники АптеросСвященная дорога, по которой от агоры к храму богини-покровительницы двигалась во время главного праздника Великих панафиней процессия афинян, ведет к Пропилеям, имеющим 5 проходов и в древности фланкированным двумя конными статуями Диоскуров. В левом, выступающем их крыле, располагалась Пинакотека (собрание картин-пинак, принесенных в дар богине Афине), в правом находилось хранилище рукописей и помещение для привратника и сторожей. Справа от Пропилей на пиргосе (выступе укрепленной скалы) стоит маленький, легкий и изящный храм ионического ордера, посвященный Афине-Нике, известный как храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы; 443-420, архитектор Калликрат).ЭрехтейонПосле того, как участники процессии проходили Пропилеи и вступали на священную территорию, перед ними открывалась панорама центральной части комплекса. На первом плане, чуть левее дороги, возвышалась колоссальная бронзовая статуя Афины Промахос (Воительницы), отлитая Фидием. За ней вдали виден был Эрехтейон (архитектор неизвестен), храм Афины и Посейдона на месте спора этих богов за обладание Аттикой. Храм имеет уникальный в греческой архитектуре асимметричный план; три его портика расположены на разных уровнях: с западной стороны - портик, ведущий в храм Афины Полиады (Городской), с северной - вход в святилище Посейдона-Эрехтея, у южной стены храма - знаменитый портик кариатид; все здание опоясывал фриз с накладными белыми фигурами (не сохранился). В Эрехтейоне, самом старом святилище Афин, находился священный ксоан Афины (деревянная статуя), по преданию упавший с неба, алтари Гефеста и героя Бута, могила легендарного афинского царя Кекропа, с запада примыкало святилище аттической богини росы Пандросы. Во дворе Эрехтейона росла священная олива, подаренная городу Афиной, бил соленый источник, который высек своим трезубцем Посейдон.Парфенон Легкостью форм, особой изысканностью декоративной отделки и усложненностью композиции небольшой по размерам Эрехтейон контрастирует со строгим и величественным, подчеркнуто монументальным Парфеноном (храм Афины-Девы; 69,5 м в длину и 30,9 м в ширину, высота колонн - 10,5 м; 447 - освящен в 438; архитектор Иктин при участии Калликрата), представляющим собой дорический периптер. Здание воспринимается от Пропилей в три четверти - зрители видели не один из его фасадов, а весь объем сооружения, получали представление о его облике в целом и прежде, чем увидеть главный, восточный фасад, должны были обойти храм снаружи.В самом храме, в наосе, стояла хрисоэлефантинная статуя Афины Парфенос (Девы) работы Фидия, в опистодоме хранились священные деньги богини и казна Афинского морского союза. Во фронтонах располагались скульптурные группы, изображавшие наиболее значимые в культе Афины события - ее рождение и спор с морским богом Посейдоном за обладание Аттикой. Рельефы метоп по периметру здания изображали сцены мифологических сражений. Архитектурные детали, скульптура и рельефы были ярко раскрашены. План и ордерное решение Парфенона также отличаются от традиционных рядом особенностей: перед наосом был зал - девичий чертог (парфенон, давший название всему храму), по стене наоса шел ионический фриз с изображением Панафинейского шествия.Перед Парфеноном, по правую сторону от Пропилей, располагались также святилища Артемиды Бравронии и Афины Эрганы (Ремесленной), хранилище оружия и священных доспехов - Халкотека (450). Открытую площадь Акрополя занимали многочисленные алтари и дары богам - статуи, стелы.К северо-западному склону Акрополя примыкали храм и театр Диониса (6 в. до н. э. - перестроен в 326), Одеон Перикла (крытое круглое здание для музыкальных состязаний) (2-я пол. 5 в. до н. э.), театр Герода Аттика (2 в. н. э.), святилище Асклепия, Стоя (Портик) Эвмена.Ансамбль АкрополяАкрополь возвышается над всеми Афинами, его силуэт формирует силуэт города. Поднимающийся над холмом Парфенон в древности можно было видеть из любого конца Аттики и даже с островов Саламин и Эгина; подплывающим к берегу мореплавателям уже издали был виден блеск копья и шлема Афины-Воительницы. В древности святилище было известно не только как знаменитый культовый центр, но и как памятник великого искусства, подтверждающий славу Афин как "школы Эллады" и самого прекрасного города. Продуманная композиция всего ансамбля, прекрасно найденные общие пропорции, гибкое сочетание различных ордеров, тончайшая лепка архитектурных деталей и необычайно точный их рисунок, тесная взаимосвязь архитектуры и скульптурного убранства - делают сооружения Акрополя высшим достижением древнегреческой архитектуры и одним из самых выдающихся памятников мирового искусства. Акрополь в последующие эпохи В 5 в. Парфенон стал церковью Богоматери, статуя Афины Парфенос была перевезена в Константинополь. После завоевания Греции турками (в 15 в.) храм превратили в мечеть, к которой пристроили минареты, затем - в арсенал; Эрехтейон стал гаремом турецкого паши, храм Ники Аптерос был разобран, из его блоков сложена стена бастиона. В 1687 после попадания ядра с венецианского корабля взрыв уничтожил почти всю центральную часть храма Афины-Девы, при неудачной попытке венецианцев снять скульптуры Парфенона несколько статуй были разбиты. В начале 19 в. англичанин лорд Элгин выломал ряд метоп, десятки метров фриза и почти все сохранившиеся скульптуры фронтонов Парфенона, кариатиду - из портика Эрехтейона.После провозглашения независимости Греции в ходе реставрационных работ (в основном в кон. 19 в.) по возможности был восстановлен древний облик Акрополя: ликвидирована вся поздняя застройка на его территории, заново выложен храм Ники Аптерос и т. п. Рельефы и скульптуры храмов Акрополя находятся в Британском музее (Лондон), в Лувре (Париж) и Музее Акрополя. Остававшиеся под открытым небом скульптуры заменены в настоящее время копиями.Литература:Колобова К. М. Древний город Афины и его памятники. Л., 1961.Соколов Г. И. Акрополь в Афинах. М., 1968.Павсаний. Описание Эллады. СПб., 1996.В. Е. Сусленков...


    ПЕРИКЛ 
    • ПЕРИКЛ (Perikles) (около 490 , Афины - 429 до н. э., там же), древнегреческий политик и полководец. Родился в аристократической семье, издавна принадлежавшей к правящей элите Афин. Его отец Ксантипп отличился в Греко-персидских войнах, и особенно в десантной операции у мыса Микале (479), где он командовал афинским флотом. Прекрасное образование, редкий дар красноречия, богатство и большие связи - все это предвещало Периклу успешную политическую карьеру, но поначалу он уклонялся от участия в государственных делах. Однако ситуация, сложившаяся в Афинах в конце 50-х годов 5 в., заставила его заняться политикой и выступить выразителем интересов широких демократических слоев. С 443 по 429 Перикл стоял во главе Афинского государства, проявив себя как выдающийся реформатор, дипломат и полководец. При нем были введены денежные выплаты гражданам за выполнение ими общественных обязанностей (участие в судопроизводстве в качестве присяжных, посещение театра во время государственных празднеств, занятие разного рода должностей, служба в армии и во флоте). Такой порядок позволял любому гражданину, вне зависимости от его материального положения, пользоваться всеми политическими правами, включая и занятие высших магистратур. Теперь каждый мог выступать со своим собственным предложением или законодательной инициативой в народном собрании, которое и решало все вопросы. Много сделал Перикл для укрепления Афинского морского союза и установления контроля над важнейшими торговыми путями в Эгеиде. Союзные афинянам полисы оказались в подчиненном положении, Афины установили над ними жесткий военный, административный и финансовый контроль. На лучшие земли некоторых союзных полисов были выведены колонии афинских граждан (клерухии). В них обосновались, получив наделы, более 10 тыс. человек. Перикл заботился о поддержании мощи многочисленного флота, обеспечивавшего военно-стратегические и экономические интересы Афин в бассейне Эгейского и Черного морей. Тратя большие средства на осуществление масштабных градостроительных проектов, Перикл старался превратить родной город в главный центр культурной и художественной жизни Эллады (см. Акрополь в Афинах). Усиление могущества Афин вызывало все большие опасения у спартанцев и других членов Пелопоннесского союза. Вмешательство афинян в 433 в конфликт между Керкирой и Коринфом, союзником Спарты, стало поводом для войны. Попытки решить межгосударственные споры путем переговоров успеха не имели, и в 431 со вторжения пелопоннесцев начались боевые действия в Аттике. Афины подверглись длительной осаде, а их окрестности были опустошены. Вынужденный из-за перевеса в сухопутных силах у пелопоннесцев ограничиться позиционной обороной города, Перикл организовал диверсии в дальний тыл противника. По причине недовольства сограждан сложившейся ситуацией он начинал утрачивать влияние, но затем сумел восстановить свое прежнее положение (429). Однако вскоре он стал жертвой свирепствовавшей в Афинах эпидемии чумы....


    ВСЕМИРНОЕ НАСЛЕДИЕ 
    • ВСЕМИРНОЕ НАСЛЕДИЕ , выдающиеся культурные и природные ценности, составляющие достояние всего человечества. В ноябре 1972 Генеральная конференция ЮНЕСКО приняла Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия (вступила в силу в 1975, когда число государств-сторон достигло 20). В 1988 Конвенцию ратифицировали 123 страны (нач. 1992), в т. ч. Россия.---Ратифицировавшие Конвенцию государства один раз в два года на Генеральной ассамблее избирают Комитет всемирного наследия, который по представлению стран-участниц вносит (с 1978) в Список всемирного наследия объекты, находящиеся на их территории.---На кон. 1992 в Список внесено ок. 360 объектов в 80 странах мира. В их числе: отдельные сооружения и ансамбли - развалины и некрополь Мемфиса, пирамиды в районе Гиза - Дахшур, древние Фивы (Египет), Акрополь в Афинах, храм Аполлона Эпикурейского в Бассае (Греция), Боянская церковь, гробница в Казанлыке (Болгария), собор и дворец в Дареме, Вестминстерский дворец, аббатство и церковь св. Маргариты (Великобритания), соборы в Шарте, Амьене, Реймсе, дворцы и парки в Версале и Фонтенбло (Франция), Московский Кремль и Красная площадь, историко-архитектурный ансамбль "Кижи", Троице-Сергиева лавра, церковь Покрова на Нерли (Россия), Софийский собор, Киево-Печерская лавра (Украина), соборы в Ахене и Шпейере (Германия), пещерные храмы в Аджанте и Элуру, Тадж-Махал (Индия), руины Мохенджо-Даро, Таксилы (Пакистан), Боробудур (Индонезия), памятники архитектуры Ватикана, статуя Свободы (США), Великая Китайская стена (Китай) и др., исторические части городов - Олинды и Салвадора (Бразилия), Будапешта (Венгрия), Авилы и Толедо (Испания), Рима и Флоренции (Италия), Картахены (Колумбия), Гаваны (Куба), Мехико и Хочимилько (Мексика), Феса (Марокко), Кракова и Варшавы (Польша), Ангра-ду-Эроижму (Португалия), Берна (Швейцария), Дамаска (Сирия), Стамбула (Турция), Аксума (Эфиопия) и др.; города - Потоси (Боливия), Бразилия (Бразилия), Исфахан (Иран), Венеция с лагуной (Италия), Любек (Германия), Санкт-Петербург (Россия) и др.; археологические заповедники - Киригуа (Гватемала), Дельфы (Греция), Лептис-Магна, Сабрата и Кирена (Ливия), Пальмира (Сирия) и др.; национальные парки - Морской парк Б. Барьерного рифа (Австралия), Рио-Платано (Гондурас), Вирунга и Гарамба (Заир), Казиранга (Индия), Скалистых гор и Вуд-Баффало (Канада), оз. Ньяса (Малави), Беловежская пуща (Польша), Йеллоустонский, Гранд-Каньон, Эверглейдс и др. (США), Серенгети и Килиманджаро (Танзания). В Список включены также такие объекты, как Освенцим (Польша), Стонхендж и о-ва Сент-Килда (Великобритания), наскальные рисунки в Валь-Камонике (Италия), стоянка первобытного человека в Чжоукоуденьчжэне (Пекин) и гора Тайшань (Китай), наскальные росписи в Алте (Норвегия), соляная шахта в Величке (Польша), пешеры долины р. Везер с наскальными изображениями (Франция), плато Тассилин-Аджер (Алжир) и др.---В рамках Конвенции создан Фонд охраны всемирного культурного и природного наследия, оказывающий конкретную финансовую и техническую помощь странам, обладающим ограниченными ресурсами. Взносы в Фонд делают все государства-стороны в размере 1% от их обязательного взноса в бюджет ЮНЕСКО; принимаются дополнительные взносы от неправительственных организаций и частных лиц. Комитет создал систему мониторинга, позволяющего следить за сохранностью объектов. В Конвенции зафиксировано, что правительства государств, на территории которых расположены объекты всемирного наследия, берут на себя обязательство по их сохранению....


    АРИСТОФАН 
    • АРИСТОФАН (ок . 445 - ок. 385 до н. э.), древнегреческий поэт-комедиограф, "отец комедии". Взгляды Аристофана на злободневные проблемы эпохи, резко выраженные в его творчестве, отвечали интересам крестьянства того времени; он с недоверием относился к радикальной демагогии, увлекавшей городские низы ("Всадники"), и к индивидуалистической философии софистов ("Облака"), справедливо видя в том и другом симптомы кризиса афинской демократии. В комедиях Аристофана - отклики на актуальные события, выступления против военной политики ("Лисистрата"), поношение реальных личностей (Сократа - в "Облаках"), фантастические ситуации ("Ахарняне", "Птицы").АРИСТОФАН (ок. 445 - ок. 385 до н. э., Афины), древнегреческий комедиограф, в древности получил имя "отца комедии". Из 40 написанных Аристофаном комедий дошли 11 пьес целиком и несколько десятков отрывков.Ранние произведения Родился в Аттике в состоятельной семье. Филипп, отец Аристофана, владел участком земли на острове Эгина, что дало повод современникам считать, что Аристофан не афинского рода, хотя он был афинским гражданином. Первые свои пьесы не мог выставлять под собственным именем, так как был неизвестен и не имел возможности оплачивать хор. Под чужим именем была представлена первая комедия Аристофана "Пирующие" (427), судя по сохранившимся фрагментам - сатира на софистическое воспитание и "модную" философию. В 426 на Великих Дионисиях поставил комедию "Вавилоняне", посвященную взаимоотношениям афинян и их союзников. За эту пьесу Аристофан был привлечен вождем афинского демоса, взяточником и демагогом Клеоном, высмеянным в комедии, к суду за оскорбление народа и его представителей перед союзниками. Подробности суда неизвестны, по-видимому, Аристофан достаточно легко отделался от обвинений.Темы и герои пьес Пьесы Аристофана отличаются смелостью фантазии, фривольным юмором, беспощадностью обличений, свободой политической критики. Объектами его сатиры были современные ему афинское общество, модная философия и литература, а также агрессивная политика Афин, тяготы Пелопоннесской войны, на которую пришлась большая часть жизни Аристофана. Его намеки и конкретные выпады, нюансы характеристик, подчас ускользающие от нас, были понятны современникам, находили у них живой отклик. Комедии Аристофана всегда актуальны и обладают почти публицистическим эффектом. Теме "войны и мира" - основной в дискуссиях политических партий в Афинах того времени - посвящены пьесы Аристофана "Ахарняне" (425; поставлена от имени поэта и актера Каллистрата) и "Мир" (421). Сюжет комедии "Лисистрата" (411), поставленной после катастрофического для Афин поражения Сицилийской экспедиции в 413, исключителен во всей мировой литературе. Женщины Эллады, стремясь покончить с войной, под предводительством афинянки Лисистраты (греч. Губящая войско) захватывают акрополь в Афинах и дают клятву до прекращения войны отказывать мужчинам в любви. Война афинян со спартанцами, превратившаяся таким образом в войну женщин и мужчин, оканчивается союзом и всеобщим миром. Комедия полна юмора, фарса, грубых шуток, непристойных, но колоритных сцен. В своих комедиях Аристофан высмеивает как выскочек, крикунов и неучей из низов, так и аристократов и "золотую" молодежь. Почти в каждой своей комедии Аристофан высмеивает вождя Афин Клеона, которого во "Всадниках" (424; первая комедия Аристофана под его собственным именем) выводит крикуном и неучем, льстивым и хитрым рабом престарелого и тупого Демоса (Народа). Главные действующие лица комедии "Осы" (422; поставлена от имени Филонида) получили имена, характеризующие их отношение к Клеону: Филоклеон (Клеонолюб) и Бдилеклеон (Клеононенавистник). Предмет высмеивания - страсть афинян к сутяжничеству и, конкретно, закон о повышении платы судьям, продвинутый в народном собрании Клеоном. Хор в "Осах" - старики-судьи, ищущие поживы и представленные в виде ос с жалами, которые набрасываются на противника судов, "врага демократии" и "сторонника тирании" Бдилеклеона.Причины пороков общества Аристофан видит в войне и представителях новой философии и литературы, расшатывающих традиционные устои общества. В образе шарлатана, лжемудреца и наставника в пороках в "Облаках" (423) он выводит Сократа. Облака - хор из 24 девушек - символ неясности и расплывчатости языка представителей новой философии.На Великих Дионисиях 411 Аристофан ставит "Женщин на празднике Фесмофорий", где высмеивает Еврипида и его младшего современника драматурга Агафона. Политических выпадов в комедии нет, в целом она представляет пародию на трагедии Еврипида "Елена" и "Андромеда". Хор состоит из женщин, собравшихся, чтобы осудить порочащего их Еврипида. Переодетый в женское платье друг последнего должен защищать его, но обман раскрыт, и герой, спасаясь у алтаря, пытается найти выход и вспоминает для этого сюжетные ходы еврипидовских трагедий. В 405 на Ленеях была поставлена комедия "Лягушки", которая не только получила первую награду, но даже была представлена дважды, что случалось крайне редко. Тема этой комедии, написанной после смерти в 406 Софокла и Еврипида, - судьба трагической поэзии. Бог театра Дионис отправляется в подземное царство, чтобы вывести оттуда Еврипида, так как на земле перевелись трагические поэты. Однако после состязания Еврипида с Эсхилом, во время которого драматурги объясняют достоинства своих произведений и даже взвешивают фразы, Дионис забирает на землю Эсхила, герои которого благородны, а трагедии воспитывают доблесть и возвышенные гражданские чувства. Комический эффект путешествия Диониса по аиду и состязания усиливается еще и тем, что хор в комедии представлен в виде лягушек.К жанру утопии относятся комедии Аристофана "Птицы" (414), "Женщины в народном собрании" (392), "Богатство" ("Плутос") (388). В "Птицах", написанных в форме сказки, наряду с людьми действуют и птицы (хор), которые между небом и землей создают свое царство, город Тучекукуевск; господство богов низвергнуто, миром правят пернатые. В "Женщинах в народном собрании" афинянки под предводительством Праксагоры (она напоминает Лисистрату) начинают управлять государством, что приводит его к процветанию, мужчины бездельничают, жизнь полна пиров и наслаждений. Пьесы "Богатство" и "Женщины в народном собрании" сильно отличаются от написанных во время Пелопоннесской войны. Сатира в них смягчена, нападок на отдельных политических деятелей нет; сокращена роль хора, многие партии заменены музыкальными интермедиями. Последние комедии Аристофана "Эолосикон" и "Кокал" были представлены уже после смерти драматурга его сыном Араром в 387. Сочинения:Комедии. М., 1955. Т. 1-2.Литература:Головня В. В. Аристофан. М., 1955.Соболевский С. И. Аристофан и его время. М., 1957.В. Е. Сусленков...







Наши проекты
Белые страницы России
V.I.P. зона России
Телефонная книга
Лучшее в Интернете
Обратная связь

  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


| Словари | Общие сведения | Помощь | Написать
Copyright © RI N 2000-
* Обратная связь