RIN.ru
Российская Информационная Сеть

Словари

English   
  Словари  Общие сведения  Помощь
 





     выборка описание
    ВИМА 
    • ,бема (гр. bеmа). 1. Наименование платформы, которая поддерживала алтарь в греч. храме. 2. Позже обозначение алтарной части в византийском храме. см. ПРЕСБИТЕРИЙ....


    ТЕМЕНОС 
    • (гр.), священный храмовый участок, обнесенный стенами или колоннадами и отделенный от города или соседних храмовых участков. Внутри Т. помещался алтарь Щ под открытыми небом перед восточным фасадом храма. Располагаясь на возвышенном месте, окружался подпорными стенами....


    ПРИДЕЛ 
    • 1. Пристройка, пристроенное помещение. 2. В православном храме - помещение, в котором находится дополнительный алтарь (помимо главного). П. обычно располагается в боковых пристройках - с южного или северного фасада или в специально выделенной части основного здания. 3. В католическом храме - аналогичен капеллам....


    ЗККЛЕСИАСТЕРИЙ 
    • (гр.- общее собрание, место или помещение для собраний), здание для собраний народных представителей. Внутри имеет амфитеатр с рядами мест. В центре нижней площадки находился алтарь, напротив него ниша для оратора. Э. получил развитие и законченную архитектурную форму в Древней Греции в эпоху эллинизма....


    ПРЕТОРИЙ 
    • (лат. praetorium " praetor - начальник, полководец), место в римском лагере, отведенное для палатки главнокомандующего, в постоянных лагерях - каменное сооружение, где размещались казна, алтарь, около которого хранились военные знамена и трофеи. П. находился ближе к обращенным к неприятелю преторским воротам (porta praetoria). Перед П. устраивали главную площадь - квадрат, образованный на месте пересечения кардо и декумануса. Подобная планировка заимствована римлянами у этрусков....


    АПСИДА 
    • ,абсида (лат. absida, гр. hapsis, род, падеж hapsidos - свод, арка). 1. Выступ здания, обычно полукруглый или многогранный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом (конхой). 2. Аналогичная по форме часть внутреннего пространства храма или общественного здания. 3. Внутреннее пространство церкви, составляющее часть алтаря, ориентированное на восток. В древнерусских храмах часто было по 3 апсиды: для престола, для ризницы и для жертвенника. Впервые А. появились в древнеримских базиликах. В первых церквях алтарь был один и располагался всегда в центре А., завершающей неф. В глубине А. стоял трон епископа, кресла других священнослужителей были расположены по полукружью....


    РЕТАБЛО 
    • (исп. Retablo, лат. retro - за, позади и tabula - доска), заалтарный образ больших размеров, характерный для испанских церквей XV-XVIII вв. Р. - заключенная в архитектурное обрамление сложная композиция из скульптурных и живописных изображений, имеющих характер икон. Р. достигают громадных размеров, доходя до сводов потолка. Р. помещают на восточной стене, в глубине алтаря. Значительную роль играет скульптура. Сложнейший орнаментальный узор обрамляет скульптурные клейма, посвященные евангельским сюжетам. Р. происходит с тех времен, когда походный алтарь воздвигался перед раскладным деревянным триптихом , а затем в XIII в. появился в видоизмененном виде в храмах. Расцвет скульптурного декора относится к XV в., когда Р. превращается в целое архитектурное сооружение из алебастра или дерева, украшенное полихромной скульптурой....


    ПРЕСТОЛ 
    • ,у греков П. - только жертвенник. Латиняне понимают П. как гробницу, над которой совершают литургию. Если алтарь не является усыпальницей святого, он по большей части воздвигался над криптой, где покоятся его останки. Близ П. находятся еще 2 стола, расположенные в трансепте или в маленьких апсидах. На них хранились священные книги и предметы богослужения. П. закрыт балдахином с занавесом, который опускается в момент освящения святых даров. В католической церкви к единственному П. ранних церквей присоединили множество других, посвященных разным святым. П. размещались первоначально вдоль нефов, затем в "венце капелл" . В малых апсидах над П. возвышались живописные панно, служившие запрестольными образами. В православной церкви П. - столик в алтаре храма, предназначенный для совершения во время литургии некоторых религиозных обрядов....


    АЛТАРЬ 
    • (лат. altaria, altus - высокий). 1. Монументальное культовое сооружение Древнего мира - жертвенник, поднятый на высокий, украшенный скульптурой цоколь и обнесенный многоколонным перистилем. Сам жертвенник представлял собой трибуну в несколько метров высотой, на которую вели добавочные ступени. Такой А. мог быть и самостоятельным сооружением. В ранних храмах (первоначально в жилище вождя) А. находился внутри здания. Позже его ставили перед входом в храм. При этом молившиеся в храм не входили, а собирались вокруг А. Наличие А. в целле храма говорит о сохранении древней традиции домашнего культа. 2. В христианских храмах - стол, где совершали богослужения, украшенный скульптурой, золотом, драгоценностями. 3. Вся восточная часть храма, отделенная алтарной преградой, а в православном - иконостасом. 4. В Католическом храме название А. перешло и на воздвигавшуюся на нем" или за ним декоративную стенку, обычно украшенную живописью и скульптурой....


    ИКОНОСТАС 
    • (гр.- образ, изображение и- место стояния), в православном храме - перегородка, заполненная несколькими рядами (чинами) икон, отделяющая алтарь от остальной части храма. За И. находился престол, перед И. - солея, обнесенная балюстрадой, где стояли певчие. Иконы устанавливались на горизонтальные брусья - тябла (от греч. "темплон"), Византийские храмы имели низкую алтарную перегородку с иконами над ней или колоннаду с горизонтальным брусом (темплоном) и иконами между колоннами. Преграды в христианских храмах появились с IV в. В русских православных храмах постепенно сюжетно формировался невысокий тябловый И. Развитая форма И. - высокий И. известен с XV в. В XVI в. между иконами появились колонки и с сер. XVII в. формы И. все более повторяют архитектурные формы господствующего стиля: причудливо изогнутые барочные XVIII в., затем классицистические - с колоннами и портиками, к сер. XIX в. - формы "русско-византийского" стиля и позднее формы модерна. Часто увлечения архитектурной формой шло в ущерб ведущей роли священных изображений, что вызывало негодование иерархов церкви....


    АТРИЙ 
    • ,атриум, каведиум (лат. atrium, лат. ater - черный). 1. Средняя часть древнеиталийского и жилого древнеримского дома. Представляет собой закрытый внутренний двор, куда выходили остальные внутренние помещения. Первоначально в центре А. находился очаг (крыша над ним имела отверстие для выхода дыма). А. был центром дома, где собиралась вся семья, где находился алтарь домашних богов - лар и пенатов и приносились им жертвы. Там же хранились в особых шкафах и восковые маски умерших предков, причем располагались они таким образом, чтобы можно было проследить родословную хозяина. А. украшался более богато у состоятельных людей: отделывался мрамором, стены расписывались фресками, в нишах ставились мраморные статуи, пол выполнялся мозаичный. Специальные коридоры соединяли его с перистилем. В эпоху поздней Республики и Империи А. стал одним из парадных приемных помещений римского дома. Средняя часть А. занята имплювием, куда через комплювий стекает дождевая вода. Имплювий богато отделывается. Витрувий различает 5 видов А., отличающихся друг от друга формой и устройством крыши: тосканский, четырехколонный, коринфский, дождеотводящий, крытый. 2. В позднеримской, раннехристианской и византийской архитектуре - обширный, окруженный портиками или галереей двор перед входом в церковь. Служил местом расположения больших масс народа при торжественных выходах главы церкви и религиозных праздниках....


    БАЗИЛИКА 
    • (лат. basilica " гр.- царский; царский дворец), тип здания, прямоугольного в плане, состоящего из нечетного количества (обычно 3 или 5) разновысоких объемов нефов, разделенных опорами, имеющих самостоятельные покрытия. Центральный неф выше и шире боковых, освещается окнами второго яруса, завершается апсидой (см:), иногда с венцом капелл, покрытой полукуполом. Обычно входом в Б. служит поперечный объем - нартекс. В Др. Риме Б. являлись зданиями для торговли или суда. Центральный неф при этом служил залом заседаний, в одном из концов которого в полукруглой апсиде, иногда отделенной от остального зала колоннадой, возвышался трибунал с местами для судей. Среднее, более высокое, место принадлежало квестору или претору. Перед апсидой находился алтарь для жертвоприношений перед заседаниями. Вход устраивался с торца или через боковой неф. С развитием христианства Б. становятся основным типом храма. В среднем нефе проводятся ритуальные процессии, левый боковой первоначально отводился для женщин, правый - для мужчин. В покрытиях Б. Др. Рима применялись открытые деревянные конструкции, уступившие позднее место сводчатым. Б. строились с поперечными нефами - трансептами - одним или двумя. На пересечении, в средокрестии, устанавливался купол. В конструктивном и художественном плане Б. получили дальнейшее развитие в византийской, романской и готической архитектуре. Подобный тип храмов встречается также в архитектуре Возрождения и барокко. Форму Б. могут иметь различные здания общественного назначения....







Наши проекты
Белые страницы России
V.I.P. зона России
Телефонная книга
Лучшее в Интернете
Обратная связь

  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


| Словари | Общие сведения | Помощь | Написать
Copyright © RI N 2000-
* Обратная связь