Словари Общие сведения Помощь |
|
|
выборка | описание |
АПАТИЯ
|
- АПАТИЯ (от греч . apatheia - бесстрастие),..1) безразличное, безучастное отношение к окружающему; состояние, при котором снижены или полностью утрачены внутренние побуждения, интересы, эмоциональные реакции...2) Одно из основных понятий этики стоицизма, полная свобода души от страстей и аффектов. Выдвинуто Стилпоном (мегарская школа), развито стоиком Зеноном из Китиона, Эпиктетом....
|
АТАРАКСИЯ
|
- АТАРАКСИЯ (греч . ataraxia - невозмутимость), понятие древнегреческой этики о душевном спокойствии, безмятежности как высшей ценности (см. также Апатия); развито Демокритом, Эпикуром, представителями стоицизма, скептицизма....
|
ОТЧУЖДЕНИЕ
|
- ОТЧУЖДЕНИЕ , обозначение социального процесса, в котором деятельность человека и ее результаты превращаются в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему. Выражается в отсутствии контроля над условиями, средствами и продуктом труда, в превращении личности в объект манипулирования со стороны господствующих социальных групп. Отчуждение получает определенное отражение и в сознании индивида (восприятие социальных норм как чуждых и враждебных, чувство одиночества, апатия и т. п.). Концепции отчуждения восходят к Т. Гоббсу, Ж. Ж. Руссо, они получили развитие у Г. В. Ф. Гегеля, К. Маркса. В философии, социологии и социальной психологии 20 в. исследовались отдельные аспекты отчуждения....
|
СТОИЦИЗМ
|
- СТОИЦИЗМ [от греч . stoa - портик (галерея с колоннами в Афинах, где учил философ Зенон; основатель стоицизма)], направление античной философии. Древняя Стоя (3-2 вв. до н. э.) - Зенон из Китиона, Клеанф, Хрисипп; Средняя Стоя (2-1 вв. до н. э.) - Панеций и Посидоний (стоический платонизм); Поздняя Стоя (1-2 вв.); римский стоицизм - Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. Стоицизм возродил учение Гераклита об огне- логосе; мир - живой организм, пронизанный творческим первоогнем, пневмой, создающей космическую "симпатию" всех вещей; все существующее телесно и различается степенью грубости или тонкости материи; вещи и события повторяются после каждого периодического воспламенения и очищения космоса. В этике стоицизм близок киникам, не разделяя их презрительного отношения к культуре; мудрец должен следовать бесстрастию природы (апатия) и любить свой "рок". Все люди - граждане космоса как мирового государства; стоический космополитизм уравнивал (в теории) перед лицом мирового закона всех людей - свободных и рабов, греков и варваров, мужчин и женщин. Этика стоицизма пользовалась большим влиянием в средние века и эпоху Возрождения....
|
|
|
|
|
|
|