RIN.ru
Российская Информационная Сеть

Словари

English   
  Словари  Общие сведения  Помощь
 





     выборка описание
    АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ 
    • органы судебной власти, уполномоченные рассматривать и разрешать дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений. Органы, именуемые А. с., в наши дни четко определены Федеральными конституционными законами "О судебной системе Российской Федерации" от 31 декабря 1996 г. и "Об арбитражных судах в Российской Федерации" от 28 апреля 1995 г. К ним относятся: Высший Арбитражный Суд Российской Федерации; федеральные арбитражные суды округов; арбитражные суды субъектов Российской Федерации. Нередко А. с. неточно называют Международный коммерческий арбитражный суд и Морскую арбитражную комиссию, которые не являются государственными органами, осуществляющими одну из ветвей власти - судебную. (К. Г.)...


    ИНСТАНЦИЯ СУДЕБНАЯ 
    • суд или его основное подразделение со сходными функциями. Законодательство различает суды первой инстанции (рассмотрение и разрешение по существу основных вопросов, возникших в связи с конкретным делом), второй (кассационной) инстанции (см.: Кассация), надзорной инстанции (см.: Надзорное производство и Производство по вновь открывшимся обстоятельствам) и апелляционной инстанции (см.: Апелляция). Функции судов первой инстанции могут выполнять в подсистеме судов общей юрисдикции все суды, а в подсистеме арбитражных судов - только арбитражные суды. субъектов РФ и Высший Арбитражный Суд РФ. Кассационными инстанциями в подсистеме судов общей юрисдикции являются гражданские и военные суды среднего звена и Верховный Суд РФ, а в подсистеме арбитражных судов - федеральные арбитражные суды, округов. Функции надзорных инстанций в подсистеме судов общей юрисдикции выполняют президиумы, судебные коллегии (кроме Кассационной коллегии) и Президиум Верховного Суда РФ, а в подсистеме арбитражных судов - Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ. Апелляционными инстанциями уполномочены быть только арбитражные суды субъектов РФ. (К. Г.)...


    СУДЕБНАЯ СИСТЕМА 
    • совокупность судов, построенная в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями. Согласно Федеральному конституционному закону "О судебной системе Российской Федерации" от 31 декабря 1996 г., судебную систему РФ образуют федеральные суды и суды субъектов РФ. К федеральным судам относятся: - Конституционный Суд РФ; - Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды (эти суды составляют подсистему федеральных судов общей юрисдикции); - Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ (эти суды составляют подсистему федеральных арбитражных судов). К судам субъектов РФ относятся: - конституционные (уставные) суды субъектов РФ; - мировые судьи (они являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ). Такой вид С. с. приобрела сравнительно недавно. До этого, после судебной реформы 1922-1924 гг., она выглядела значительно проще: в нее входили только гражданские (общие) суды трех уровней (народные суды, суды среднего звена и Верховный Суд РСФСР). 15 декабря 1990 г. Съезд народных депутатов РСФСР принял решение об образовании Конституционного Суда РСФСР, а 24 мая 1991 г. - арбитражных судов. 28 декабря 1991 г. принято постановление Президиума Верховного Совета РСФСР "О военно-судебных органах, дислоцированных на территории РСФСР", в соответствии с которым эти органы, бывшие до тех пор судами Союза ССР, перешли под юрисдикцию России. Ряд уточнений в структуру судебной системы внес вышеупомянутый Федеральный конституционный закон (в частности, введено новое наименование основного звена судов общей юрисдикции, законодательно признана возможность образования конституционных (уставных) судов, конкретизирован статус мировых судей субъектов РФ). (К. Г.)...


    СУД 
    • (понятие, виды) - орган, на который возложено осуществление одной из ветвей государственной власти - судебной власти. От законодательных (представительных) и исполнительных органов С. отличается особенностями порядка его формирования, наделения полномочиями судей, процедуры разбирательства подведомственных дел, а также властностью и ответственностью принимаемых решений, их юридической значимостью. Термин "суд" довольно часто употребляется для наименования негосударственных образований, у которых, естественно, нет права осуществлять полномочий судебной власти (третейский суд, Международный коммерческий арбитражный суд, суды чести и т. д.). Виды судов: Конституционный Суд РФ, суды. общей юрисдикции, арбитражные суды, суды субъектов РФ, военный суд. Судебная система. (К. Г.)...


    АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ СУБЪЕКТОВ РФ 
    • обобщенное наименование арбитражных судов основного звена. Как правило, в каждом субъекте РФ должен быть организован один такой суд. Но закон допускает, с учетом объема работы и иных местных условий, создание одного суда на два и более субъекта Федерации, а также более одного суда - на территории одного субъекта Федерации. На конец 1998 года таких судов насчитывалось более 90. Основные их функции -разбирательство большинства арбитражных дел по первой инстанции (см.: Судебная инстанция) или в порядке апелляционного судопроизводства (см.: Апелляция). Вышестоящими для них судами являются федеральные арбитражные суды округов и Высший Арбитражный Суд РФ. Судьи этих судов назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ с учетом мнения законодательных (представительных) органов соответствующих субъектов РФ. Основные их структурные подразделения - президиумы, судебные коллегии, судебные составы. (К. Г.)...


    ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 
    • орган государства, уполномоченный осуществлять законодательную, исполнительную, судебную власть. В Российской Федерации существуют федеральные О. г. в. и О. г. в. субъектов РФ. К федеральным О. г. в. относятся Президент РФ, Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ, к О. г. в. субъектов РФ - их органы законодательной (представительной) и исполнительной власти. Судами субъектов РФ являются их конституционные (уставные) суды и мировые судьи. Все остальные суды, действующие на территории субъектов РФ, входят в системы федеральных судов.(С. А.)...


    СУДЫ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ 
    • в соответствии со ст. 126 Конституции РФ это суды, надзор за деятельностью которых осуществляет Верховный Суд РФ. К ним относятся гражданские (общие) суды и военные суды (см.: Судебная система). (К. Г.)...


    ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ 
    • преимущественно государственные учреждения, основное предназначение которых - правоохранительная деятельность. Важную правоохранительную функцию выполняют также адвокатура и некоторые другие негосударственные структуры. Чаще всего к П. о. относят Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды, прокуратуру, органы внутренних дел (см.: Милиция, налоговой полиции (см.: Федеральная служба налоговой полиции РФ), юстиции (см.: Организационное обеспечение деятельности судов. В тесном контакте с ними работают другие государственные органы и должностные лица, которые наряду с осуществлением важных и ответственных государственных задач выполняют также правоохранительную функцию, связанную с выявлением и расследованием преступлений (органы ФСВР, ФСО, ФАПСИ, ФПС, командиры воинских частей и др.).(К. Г.)...


    СОЮЗНАЯ ТЕРРИТОРИЯ 
    • часть территории федеративного государства, находящаяся в подчинении (управлении) федерации и не входящая в состав ее субъектов. Например, в Индии - семь С. т. Систему их органов возглавляют управляющие, назначаемые президентом государства. В принципе, по решению центрального парламента на С. т. могут создаваться свои представительные и исполнительные органы, высшие суды. С. т. считаются значительно ограниченной автономией в сравнении с правами штатов как субъектов федерации. (С. А.)...


    ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ 
    • один из органов судейского сообщества. Избирается тайным голосованием на Всероссийском съезде судей. Ее членами должны быть судьи, представляющие все суды общей юрисдикции и арбитражные суды. В составе В. к. к. с. образуются секции из судей гражданских, военных и арбитражных судов, каждая из которых призвана решать большинство вопросов, связанных с организацией и деятельностью судов соответствующих подсистем судебной системы. На пленарных заседаниях В. к- к. с. должны решаться вопросы приостановления или прекращения полномочий председателей судов среднего звена и их заместителей, членов квалификационных коллегий судей; дачи согласия на возбуждение уголовных дел против судей, привлечения их к уголовной ответственности, заключения под стражу или привода (в том числе рассмотрение жалоб на решения нижестоящих коллегий). Остальные вопросы, подведомственные В. к. к. с., решаются на заседаниях секций (вопросы присвоения квалификационных классов, рекомендации на занятие должностей председателей судов среднего звена и их заместителей, их квалификационной аттестации и т. д.). Основными актами, регламентирующими организацию и полномочия В. к. к. с., являются Закон РФ "О статусе судей в Российской федерации'' от 26 июня 1992 г. и Положение о квалификационных коллегиях судей, утвержденное постановлением Верховного Совета РФ от 13 мая 1993 г. (К. Г.)...


    АДМИНИСТРАТИВНЫЕ СУДЫ 
    • в ряде зарубежных стран (Австрия. ФРГ, Италия, Франция, Испания, Швеция, Польша и др.) суды, рассматривающие споры, возникающие в связи с деятельностью органов управления, в том числе жалобы граждан на их решения и действия. (С. А.)...


    СРЕДНЕЕ ЗВЕНО ГРАЖДАНСКИХ СУДОВ 
    • верховные суды республик, суды краев, областей, городские суды в Москве и Санкт-Петербурге, суды автономной области и автономных округов. Основные полномочия: разбирательство гражданских и уголовных дел по первой инстанции; проверка законности и обоснованности приговоров и иных решений нижестоящих судов (см.: Районный суд) в кассационном и надзорном порядке, а также по вновь открывшимся обстоятельствам (см.: Кассация. Надзорное производство. Производство по вновь открывшимся обстоятельствам. Инстанция судебная). Основные структурные подразделения: две судебные коллегии (по гражданским и уголовным делам) и президиум (см.: Судебная коллегия. Президиум суда. Председатель суда общей юрисдикции среднего звена. Судебная система). (К. Г.)...


    ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ 
    • организованное руководство делами общества со стороны государства и его органов (органов Г. в.). Суть Г. в. выражается в принятии актов (совершении действий), имеющих государственно-обязательную силу, обеспечиваемых авторитетом, организационными мероприятиями, а при необходимости и принуждением со стороны государства. Г. в. распространяется на всех граждан. Г. в. осуществляется или народом непосредственно, или органами Г. в. Высшим выражением непосредственного (прямого) осуществления Г. в. самим народом являются референдум (народное голосование) и выборы органов законодательной власти - Государственной Думы, представительных органов субъектов РФ, а также государственных выборных должностных лиц (Президент РФ, президенты республик и губернаторы других субъектов РФ) (см. также: непосредственная демократия). Органы Г. в., осуществляющие власть народа, делятся на три вида: органы законодательной, исполнительной и судебной власти. А по уровням - это органы федеральные и субъектов РФ. Г. в. в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание - парламент (состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы), Правительство РФ, суды РФ (существует единая судебная система РФ; ее высшими звеньями являются Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ). В субъектах РФ действуют органы законодательной (представительной) власти (законодательные собрания, думы и др.), исполнительной власти (президенты, губернаторы, правительства) и суды (см. также: Народовластие. Суверенитет. Законодательная власть. Исполнительная власть. Политическая власть). (С. А.)...


    ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТ 
    • меры по созданию условий, необходимых для судебной деятельности, ее кадровому, организационному и ресурсному обеспечению. К ним относятся, в частности, разработка и осуществление мер по созданию новых судов там, где возникает в них потребность; организация приема экзаменов у лиц, впервые назначаемых (избираемых) на должность судьи; материально-техническое обеспечение судов, в том числе своевременная постановка вопроса о выделении необходимых финансовых средств для своевременной выплаты заработной платы работникам судов, строительства или ремонта зданий, приобретения оборудования и инвентаря; организация судебной статистики; обеспечение судов законодательными и иными нормативными материалами, необходимыми для их деятельности; повышение квалификации судей. В отношении высших судов (Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ) деятельность такого рода осуществляется ими самими - руководителями и вспомогательным аппаратом, - а также исполнительными органами соответствующего уровня. Такая деятельность, обеспечивающая нормальные условия для работы судов общей юрисдикции и арбитражных судов среднего и основного звена, строится несколько иначе. В отношении судов общей юрисдикции она лежит на руководителях этих судов всех уровней, на подчиненных им администраторах судов, на Судебном департаменте при Верховном Суде РФ и его органах, в определенной мере - на Министерстве юстиции РФ, а также представительных и исполнительных органах субъектов РФ и местного самоуправления. В отношении арбитражных судов подобную работу по прямому предписанию закона должны выполнять прежде всего Высший Арбитражный Суд Российской Федерации при сотрудничестве с Советом председателей арбитражных судов и местными властями, а также сами нижестоящие арбитражные суды - их руководители и вспомогательный аппарат.(К. Г.)...


    ЗАКОННОСТЬ 
    • один из универсальных общеправовых принципов, основным содержанием которого является требование неуклонного соблюдения Конституции РФ, законов и соответствующих им правовых актов всеми государственными и негосударственными организациями, должностными и частными лицами. Наиболее авторитетная юридическая формулировка этого принципа содержится в ст. 4 и 15 Конституции РФ. В них закреплены основные исходные положения данного принципа: - верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ; - высшая юридическая сила Конституции РФ; - ее прямое действие и применение на всей территории РФ; - требование, чтобы ни один принимаемый в Российской Федерации закон или иной правовой акт не противоречил Конституции РФ; - обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений неуклонно соблюдать Конституцию РФ. Реализация принципа 3. должна обеспечиваться с помощью разнообразных средств, в том числе юридических. Одним из них является закрепленное в Конституции РФ положение о том, что все законы подлежат официальному опубликованию. В его основе лежит посылка, что 3. возможна в условиях, когда всем, кто должен исполнять, соблюдать законы, доступно их точное содержание. В отношении нормативных актов, в том числе подзаконных (приказы и инструкции министерств и ведомств и т. д.), в которых регламентируются права, свободы и обязанности человека и гражданина, установлены более жесткие требования: они не подлежат применению, если не были опубликованы официально для всеобщего сведения. Важным средством обеспечения 3. являются полномочия, которыми наделены суды. Конституционный Суд РФ вправе признать любой закон или иной нормативный акт, в том числе и федеральный, полностью или частично противоречащим Конституции РФ, и это влечет за собой признание соответствующего закона или иного нормативного акта полностью или частично не действующим. Суды общей юрисдикции и арбитражные суды имеют право не применять закон либо любой иной нормативный акт, противоречащий Конституции РФ или федеральному закону. В таких случаях при рассмотрении конкретных судебных дел им надо руководствоваться непосредственно предписаниями Конституции РФ либо соответствующих законов. После принятия Конституции РФ 1993 г. существенно изменилась роль принципов и норм международного права в российской правовой системе: они стали ее составной частью. И те из них, которые зафиксированы в договорах РФ, наделены приоритетом по отношению к законам РФ. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом РФ, применяются правила международного договора. Этот момент обязательно следует учитывать при характеристике принципа законности. (К. Г.)...


       Дальше >>>





Наши проекты
Белые страницы России
V.I.P. зона России
Телефонная книга
Лучшее в Интернете
Обратная связь

  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


| Словари | Общие сведения | Помощь | Написать
Copyright © RI N 2000-
* Обратная связь