RIN.ru
Российская Информационная Сеть

Словари

English   
  Словари  Общие сведения  Помощь
 





     выборка описание
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПОД СТРАЖУ 
    ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
    РАЙОННЫЙ СУД 
    • гражданский суд основного звена в подсистеме судов общей юрисдикции. До принятия Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" от 31 декабря 1996 г. он официально именовался по-разному: районным (городским) народным судом, городским судом, районным судом, межмуниципальным судом (г. Москва). Его основные полномочия - рассмотрение в первой инстанции (см.: Инстанция судебная) большинства гражданских и уголовных дел, подсудных судам общей юрисдикции, разрешение всех дел (материалов) об административных правонарушениях, взыскания за которые должны налагаться судами (см.: Арест. Административное взыскание), многих видов жалоб граждан на незаконные действия и решения государственных органов и должностных лиц, в том числе органов дознания, дознавателей, следователей, прокуроров, а также вопросов, возникающих при принятии решений о производстве по уголовным делам следственных или оперативно-розыскных действий, связанных с ограничением конституционных прав граждан (прослушивание телефонных переговоров, обыск, выемка и просмотр почтово-телеграфной корреспонденции. проникновение в помещения против воли проживающих в них лиц, арест, задержание и т. п.), исполнением приговоров и др. (К. Г.)...


    УГОЛОВНОЕ НАКАЗАНИЕ 
    • см.: Наказание. Мера наказания. Лишение свободы. Мера лишения свободы. Ограничение свободы. Обязательные работы. Исправительные работы.. Арест....


    АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АРЕСТ 
    • мера административного взыскания, применяемая в виде исключения. Его суть заключается в непродолжительном лишении свободы - на срок до пятнадцати суток. Судебные решения о назначении такой меры взыскания приводятся в исполнение милицией. А. а. не может применяться к беременным женщинам; женщинам, имеющим детей в возрасте до двенадцати лет; к лицам, не достигшим восемнадцати лет; к инвалидам первой и второй групп. (К. Г.)...


    НАКАЗАНИЕ 
    • в широком смысле слова неблагоприятное последствие для лица, совершившего порицаемый поступок; в правоприменительной и правотворческой практике - мера государственного принуждения, применяемого по приговору суда к лицам, признанным виновными в совершении преступлений. Его суть - ограничение или лишение прав и свобод соответствующего лица, а цель - восстановление справедливости, а также исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений (см. также: Мера -наказания. Арест).(К. Г.)...


    КОДЕКС РСФСР ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ 
    • основной федеральный закон, регламентирующий условия и порядок привлечения к административной ответственности за соответствующие правонарушения. Принят 20 июня 1984 г., введен в действие с 1 января 1985 г. Многократно изменялся и дополнялся. Основные разделы КоАП РСФСР: общие положения; административное правонарушение и административная ответственность; органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях; производство по делам об административных правонарушениях; исполнение постановлении о наложении административных взысканий (см.: Административный арест). (К. Г.)...


    ПРАВО НА СВОБОДУ И ЛИЧНУЮ НЕПРИК 
    • одно из прав гражданина, закрепленное в ст. 22 Конституции РФ. Свобода человека может быть интеллектуальной и физической. Интеллектуальная свобода означает право на свое личное мировоззрение, внутренний духовный мир. Частично она проявляется в личной жизни, частично в публичной сфере. Физическая свобода и неприкосновенность заключаются в том, что никто не вправе ограничивать передвижение человека, его действия иначе, как на основании закона. Статья 22 Конституции РФ предусматривает, что арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 час.(С. А.)...


    МЕРА ПРЕСЕЧЕНИЯ 
    • применяемая при производстве по уголовным делам мера, препятствующая лицу, привлекаемому к уголовной ответственности (подозреваемому, обвиняемому, подсудимому), совершать действия, мешающие предварительному расследованию или судебному разбирательству. Осуществление мер пресечения возможно при наличии, как правило, большинства из тех оснований, которые должны учитываться при применении ареста (см.: Арест). Решение об избрании М. п. принимается лицом, производящим дознание, следователем, прокурором или судом. Допускается применение в отношении обвиняемого одной из следующих М. п.: подписки о невыезде, личного поручительства или поручительства общественных организаций, залога, наблюдения командования воинской части (в отношении военнослужащих), присмотра за несовершеннолетним родителей, опекунов и других лиц, а также заключения под стражу (ареста). (К. Г.)...


    АДМИНИСТРАТИВНОЕ ВЗЫСКАНИЕ 
    • мера государственного принуждения. применяемая к лицу, совершившему административное правонарушение, ответственность за которое устанавливается, как правило, предписаниями действующего в настоящее время Кодекса РСФСР об административных правонарушениях. Перечень А. в. закреплен в ст. 24 КоАП. К ним отнесены: предупреждение, штраф; возмездное изъятие или конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортными средствами. права охоты и др.); исправительные работы; административный арест; административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства. Наиболее распространенным А. в. является штраф - денежное взыскание, величина которого устанавливается в пределах от одной десятой до ста минимальных размеров оплаты труда, а равно до десятикратной величины стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества либо размера незаконного дохода, полученного в результате административного правонарушения. В исключительных случаях в связи с выполнением обязательств, вытекающих из международных договоров, и особой необходимостью усиления административной ответственности законами РФ может быть установлен штраф в большем размере. Например, за невыполнение законных требований должностных лиц органов охраны континентального шельфа РФ об остановке судна, а равно воспрепятствование осуществлению этими должностными лицами возложенных на них полномочий, в том числе на осмотр судна, возможно применение штрафа в размере до трех тысяч минимальных размеров оплаты труда с конфискацией судна и орудий совершения правонарушения (ст. 84-'' КоАП). Правом применения А. в.наделен сравнительно широкий круг государственных органов и должностных лиц. Среди них особо выделяются органы и должностные лица системы Министерства внутренних дел РФ. Им принадлежит право применения А. в. за большую часть административных правонарушений. В применении А. в. участвуют и суды, к ведению которых отнесено разбирательство дел (материалов) о более чем сорока видах административных правонарушений. Это, как правило, правонарушения, влекущие самые строгие меры Л. в. - административный арест сроком до пятнадцати суток, исправительные работы на срок до двух месяцев, конфискацию имущества, штраф в крупных размерах. Ежегодно районные суды рассматривают от двух до трех миллионов такого рода дел (материалов). Со временем эту функцию будут выполнять учреждаемые мировые судьи. (К. Г.)...


    АРЕСТНЫЙ ДОМ 
    • исправительное учреждение Министерства юстиции РФ для лиц, осужденных к аресту в связи с совершением преступления (см.: Арест). Одна из существенных особенностей таких учреждений - строгая изоляция арестованных. На них должен распространяться режим, устанавливаемый для тех, кто осуждается к тюремному заключению на общем режиме: разрешение свиданий только с адвокатами и другими лицами, оказывающими юридическую помощь; запрет получения денежных переводов, посылок, передач; общее образование, профессиональное образование и профессиональная подготовка не осуществляются; передвижение без конвоя не разрешается и т. д. По отношению к арестованным предусматриваются в основном те же условия применения поощрении и взысканий, что и для лиц, отбывающих приговоры к тюремному заключению (см.: Изолятор штрафной). Осужденные к аресту могут привлекаться администрацией к оплачиваемым работам при соблюдении установленной трудовым законодательством продолжительности рабочего дня, а также к безвозмездным работам не более чем на четыре часа в неделю в свободное от работы время по хозяйственному обслуживанию А. д. и благоустройству территории. Процесс создания А. д. только начался в связи с принятием новых УК РФ и УИК РФ. Фактически А. д. станут действовать после создания необходимых условий для исполнения данного вида наказания, но не раньше 2001 г. (К. Г.)...


    ЛИШЕНИЕ ПРАВА ЗАНИМАТЬ ОПРЕДЕЛЕН 
    • один из видов уголовного наказания, состоящий в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. Оно может быть установлено на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания. В качестве дополнительного такой вид наказания допускается и в тех случаях, когда он не предусматривается соответствующей статьей УК РФ, но суд с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления признает в своем приговоре невозможным сохранение за осужденным права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. При сочетании данного вида наказания с наказанием, связанным с лишением свободы (ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы), его срок исчисляется с момента отбытия основного наказания. Обеспечение надлежащего исполнения данного вида наказания возложено на у головно- исполнительные инспекции, а также на администрацию организаций, где работает осужденный, и органы, выдавшие разрешение (лицензию) на занятие определенной деятельностью. (К. Г.)...


    ИЗОЛЯТОР ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ 
    • помещение, оборудованное для содержания в нем преимущественно лиц, задержанных по подозрению в совершении преступлений. Подозреваемые, в отношении которых избрана мера пресечения (арест), и лица, обвиняемые в совершении преступлений, могут содержаться в таких помещениях, как правило, не более трех суток. Лишь при наличии указанных в законе обстоятельств (к примеру, в случаях когда это требуется для производства следственных действий или судебного разбирательства за пределами населенного пункта, где находится следственный изолятор, и ежедневная доставка оттуда находящегося под стражей подозреваемого, обвиняемого или подсудимого невозможна) разрешается перевод в И. в. с., но не более чем на десять суток в течение месяца. Создание И. в. с. допускается в органах внутренних дел или пограничных войсках РФ. В порядке исключения функции И. в. с. могут возлагаться на учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ при наличии в этих учреждениях специально оборудованных помещений. Разрешается также капитанам судов, находящихся в плавании, и начальникам зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовками обеспечивать содержание под стражей подозреваемых в совершении преступлений в помещениях, приспособленных для этого. Разрешается также содержать подозреваемых и обвиняемых военнослужащих на гауптвахтах. И. в. с. органов внутренних дел являются подразделениями милиции общественной безопасности. В своей деятельности эти И. в. с. руководствуются Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденными по согласованию с Генеральной прокуратурой РФ приказом МВД РФ от 26 января 1996 г. № 4. И. в. с. пограничных войск создаются непосредственно в пограничных частях, осуществляющих охрану Государственной границы РФ. (К. Г.)...


    ПРИГОВОР 
    • решение, вынесенное судом по вопросу о виновности или невиновности подсудимого и о применении или неприменении к нему наказания. По закону возможны два вида П. - обвинительный и оправдательный. Вступивший в законную силу обвинительный П. является единственным официальным документом, дающим основание считать человека виновным в совершении преступления и применить к нему ту или иную меру уголовного наказания. Он не может быть основан на предположениях и постановляется лишь при условии, если в ходе судебного разбирательства виновность подсудимого в совершении преступления доказана. Суд выносит такой П. без назначения наказания, если к моменту рассмотрения дела в суде деяние потеряло общественную опасность или лицо, его совершившее, перестало быть общественно опасным. Суд может также, назначив осужденному меру наказания (см.: Арест. Мера наказания. Наказание), освободить его от ее отбывания (например, в связи с амнистией). Оправдательный П. постановляется в случаях, если: 1) не установлено событие преступления: 2) в деянии подсудимого нет состава преступления; 3) не доказано участие подсудимого в совершении преступления. Ссылка на любое из этих оснований означает полную реабилитацию лица, привлекавшегося к уголовной ответственности. При разбирательстве уголовного дела в суде присяжных постановлению П. предшествует вынесение вердикта. Закон предписывает, чтобы любой П. был законным, обоснованным и справедливым, т. е. чтобы он строго соответствовал требованиям, установленным материальным или процессуальным законам, все содержащиеся в нем выводы и решения опирались на проверенные в судебном заседании доказательства, а избранная мера наказания полностью соответствовала содеянному и данным о личности осужденного. П. - общеобя зательный акт правосудия: после вступления в законную силу он становится обязательным для всех государственных и общественных предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц и граждан и подлежит исполнению на всей территории Российской Федерации....


    ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ 
    • особый правовой режим деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, допускающий установленные законом ограничения прав и свобод граждан и прав юридических лиц, а также возложение на них дополнительных обязанностей. Ч. п. является временной мерой и может вводиться исключительно в интересах обеспечения безопасности граждан и охраны конституционного строя государства. Целью введения Ч. п. являются скорейшая нормализация обстановки, восстановление законности и правопорядка, устранение угрозы безопасности граждан и оказание им необходимой помощи. В Российской Федерации, согласно ст. 88 Конституции РФ, Ч. п. на территории РФ или в отдельных ее местностях вводит Президент РФ при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом. Президент незамедлительно сообщает о введении Ч. п. Совету федерации (СФ) и Государственной Думе (ГД). Последняя принимает сообщение Президента РФ к сведению, а СФ утверждает указ Президента РФ о введении Ч. п.; если СФ не утвердит указа, Ч. п. не считается введенным. Конституции и уставы некоторых субъектов РФ дают право соответственно их президентам и губернаторам на введение Ч. п. на части территории субъекта по согласованию с законодательными (представительными) органами власти субъекта. Федеральный конституционный закон о Ч. п. еще не принят. В Российской Федерации пока действует Закон о чрезвычайном положении от 17 мая 1991 г. Ч. п. вводится лишь в условиях, когда обстоятельства, служащие основанием для введения Ч. п., представляют собой реальную, чрезвычайную и неизбежную угрозу безопасности граждан или конституционному строю, устранение которой невозможно без применения чрезвычайных мер. Данный Закон называет следующие основания введения Ч. п.: а) попытки насильственного изменения конституционного строя, массовые беспорядки, сопровождающиеся насилием, межнациональные конфликты, блокада отдельных местностей, угрожающая жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных институтов; б) стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии, крупные аварии, ставящие под угрозу жизнь и здоровье населения и требующие проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ. По Закону срок действия Ч. п. на всей территории РФ не может превышать 30 дней, на части ее территории - 60 дней. Продление срока действия Ч. п. - возможно. Оно производится в том же порядке, как и первичное его введение. На территории, где введено Ч. п., указом о введении Ч. п. или иным указом Президента могут быть введены особые формы управления. Суть последних заключается в следующем: органы исполнительной власти территории могут быть поставлены в прямое подчинение Президенту РФ; Президент РФ может назначить специальный орган (из числа существующих) для управления в условиях Ч. п., в том числе и с подчинением ему органов исполнительной власти соответствующей территории; для координации работ по ликвидации обстоятельств, вызвавших введение Ч. п., а также в случае ненадлежащего осуществления своих функций органами власти и управления территории, на которой введено Ч. п., могут быть образованы специальные временные органы. Этим органам могут быть переданы полностью или частично распорядительные и исполнительные полномочия органов власти и управления на территории, где введено Ч. п.; в исключительных случаях при введении Ч. п. министру внутренних дел и руководителю ФСБ РФ может быть поручено создание совместного оперативного штаба и назначение коменданта территории, на которой введено Ч. п. В случае создания специальных временных органов, оперативного штаба и назначения коменданта территории полномочия местных представительных и исполнительных органов могут быть временно ограничены либо приостановлены органом, принявшим решение о введении Ч. п. Государственные органы, осуществляющие управление в условиях Ч. п., могут наделяться чрезвычайными полномочиями для восстановления нормального положения. В том числе эти органы вправе предусматривать временное ограничение прав и свобод граждан, кроме возможности применения пыток, бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания, ограничения права на жизнь, свободу мысли, совести, религии, применения обратной силы уголовного закона. Органы, созданные для непосредственного управления территориями Ч. п., вправе издавать обязательные к исполнению на данной территории приказы и распоряжения по вопросам обеспечения режима Ч. п. Общие меры, которые могут устанавливаться на период Ч. п.: особый режим въезда и выезда, а также ограничение свободы передвижения на территории Ч. п.; усиление охраны общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения; запрещение проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, а также иных массовых мероприятий; запрещение забастовок; ограничение движения транспортных средств и их досмотр. В случае если Ч. п. вводится по соображениям защиты конституционного строя, массовых беспорядков и т. п., возможны следующие дополнительные меры: комендантский час, т. е. запрет находиться на улицах и в иных общественных местах в установленное время суток без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность; ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры; временный арест печатной продукции, а также звукоусиливающих технических средств и множительной аппаратуры до отмены Ч. п.; приостановление после соответствующего предупреждения деятельности партий, движений и иных общественных объединений, препятствующих нормализации обстановки; проверка документов в местах скопления граждан, а в исключительных случаях - личный досмотр граждан, вещей, жилища и транспортных средств; ограничение продажи спиртных напитков, ядовитых веществ, оружия; выдворение нарушителей общественного порядка, не являющихся жителями данной местности. Если Ч. п. вводится по соображениям защиты жизни и здоровья людей при стихийных бедствиях, эпидемиях и др., могут быть применены следующие дополнительные меры: временное выселение (эвакуация) граждан с обязательным предоставлением им стационарных или временных жилых помещений; введение особого порядка распределения продуктов питания и предметов первой необходимости; установление карантина; мобилизация ресурсов государственных предприятий, учреждений и организаций, изменение режима их работы, переориентация на выпуск необходимой в условиях Ч. п. продукции, на аварийно-спасательные и восстановительные работы; отстранение от работы руководителей государственных предприятий,учреждений и организаций при ненадлежащем исполнении ими своих обязанностей и назначение временно исполняющих обязанности; в исключительных случаях - мобилизация трудоспособного населения и транспортных средств граждан для проведения аварийно-спасательных работ. В условиях Ч. п. возможны особые меры административной ответственности, устанавливаемые законом, - как правило, более высокие штрафы и арест на срок до 30 суток. Однако деятельность органов суда и прокурорского надзора не приостанавливается. (С. А.)...


       Дальше >>>





Наши проекты
Белые страницы России
V.I.P. зона России
Телефонная книга
Лучшее в Интернете
Обратная связь

  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


| Словари | Общие сведения | Помощь | Написать
Copyright © RI N 2000-
* Обратная связь