RIN.ru
Российская Информационная Сеть

Словари

English   
  Словари  Общие сведения  Помощь
 





     выборка описание
    АРКТИЧЕСКИХ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ Р 
    • определен Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г., другими международными договорами, законодательством приполярных государств - России, США, Канады, Дании и Норвегии. В этих нормах права под Арктикой понимается простирающийся от Северного полярного полюса до Северного полярного круга (66 градусов 33 минуты северной широты) район земного шара, включающий Северный Ледовитый океан, его моря, а также участки суши. Все земли и острова в Арктике к северу от канадского материкового побережья объявлены в 1921 г. Канадой находящимися под ее суверенитетом. Постановлением Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 г. объявлены территорией СССР все земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане к северу от побережья России, в пределах сектора, образованного Северным полюсом, меридианом 32 градуса 04 минуты 35 секунд восточной долготы и меридианом 168 градусов 49 минут 30 секунд западной долготы. После присоединения СССР в 1935 г. к Договору о Шпицбергене 1920 г., исключение из данного Постановления было сделано для восточных островов архипелага Шпицберген, расположенных между меридианами 32 градуса и 35 градусов восточной долготы. С учетом этого неправомерно заявление юридического советника Госдепартамента США от 13 июня 1991 г. в Конгрессе США о непризнании Соединенными Штатами Америки суверенитета СССР над архипелагом Врангеля, находящимся в пределах арктического сектора России. Режим природных ресурсов в пределах указанной территории приарктических государств определяется их национальным законодательством. Некоторое исключение представляет режим природных ресурсов архипелага Шпицберген, поскольку по договору о Шпицбергене суверенитет над ним Норвегии осуществляется ''на условиях определенных договоров"; по договору, его участники (в том числе и Россия) имеют право на свободный доступ в воды, фьорды и порты на архипелаге. Что касается режима морских природных ресурсов, то в контексте договора о Шпицбергене международно не согласованные притязания Норвегии на природные ресурсы рыбоохранной зоны и континентального шельфа вокруг Шпицбергена представляются необоснованными. Надо учитывать вместе с тем, что в последние годы Норвегия пошла на развитие двусторонних российско-норвежских договоренностей о сохранении морских природных ресурсов в Арктике и управления ими. Согласно Конвенции ООН "прибрежные государства имеют право принимать и обеспечивать соблюдение недискриминационных законов и правил по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды с судов в покрытых льдами районах в пределах исключительной экономической зоны, где особо суровые климатические условия и .наличие льдов, покрывающих такие районы в течение большей части года, создают препятствия либо повышенную опасность для судоходства, а загрязнение морской среды могло бы нанести тяжелый вред экологическому равновесию или необратимо нарушить его" (ст. 234). АСЕАН, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (Association of South East Asian Nations, ASEAN) - создана в 1967 г. первоначально Индонезией, Малайзией, Сингапуром, Таиландом и Филиппинами. В дальнейшем членами АСЕАН стали Бруней, Вьетнам, Лаос, Мьянма (Бирма) и Камбоджа. Целями организации являются содействие региональному сотрудничеству в экономической, социальной и культурной сферах, ускорение экономического роста, взаимодействие в сфере науки и образования, сотрудничество в сельском хозяйстве, промышленности, торговле, транспорте и связи с целью повышения уровня жизни и др. Высшим органом АСЕАН является Конференция глав государств и правительств, собирающаяся раз в три года. Центральный руководящий орган - ежегодная встреча министров иностранных дел. На встречах министров экономики принимаются решения по вопросам экономического сотрудничества. В области экономики страны АСЕАН поставили задачу создать зону свободной торговли стран-членов (ACEAN Free Trade Area) к 2008 г., установить общий льготный таможенный тариф на некоторые виды продукции. За годы существования АСЕАН уже осуществлены важные шаги по экономическому сближению стран-членов, ослаблению барьеров во внешней торговле....


    СУВЕРЕНИТЕТ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ 
    • независимость государства в проведении внутренней и внешней экономической политики, установлении режима использования природных ресурсов, богатств в морской исключительной экономической зоне, воздушного пространства над территорией страны, порядка и условий перемещения через свою таможенную границу, право заключать договоры и соглашения с зарубежными государствами, вступать в экономические союзы и ассоциации, международные организации и т.д. Уважение суверенитета государства, в том числе экономического, - основной принцип современного международного права и международных отношений и закреплен в Уставе ООН и других международных актах....


    СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ, 
    • работ, услуг стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. Является важным фактором конкурентоспособности продукции. Элементы С.п. (работ, услуг) группируются в соответствии с их экономическим содержанием: а) материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов); б) затраты на оплату труда; в) отчисления на социальные нужды; г) амортизация основных фондов; д) прочие затраты. Кроме того, затраты, образующие С.п. (работ, услуг), делятся на прямые, т.е. непосредственно относящиеся на себестоимость конкретных изделий, и косвенные, связанные с производством в целом и относимые в определенной пропорции на себестоимость конкретных изделий. Состав затрат, включаемых в С.п. (работ, услуг), определяется Правительством РФ. В конце 90-х гг. действует Постановление Правительства РФ (от 5 августа 1992 г.) "Об утверждении Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли"....


    АМАЗОНСКИЙ ПАКТ 
    • (El Pacto Amazonico) субрегиональная группировка по созданию совместных объектов. Образован на основе договора, подписанного в июне 1978 г. в г. Бразилия. Члены - Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гайана, Колумбия, Перу, Суринам, Эквадор. Основные цели - совместное изучение и освоение природных ресурсов бассейна реки Амазонки, сотрудничество в развитии транспорта, связи, торговли, науки и техники, культуры, туризма. Высший орган - совещание министров иностранных дел. Рабочие органы - Совет и секретариат. Штаб-квартира, согласно договору, перемещается ежегодно в одну из стран-членов. Группировка практически бездействует. Рассматривается возможность присоединения в перспективе стран, входящих в А.п., к МЕРКОСУР....


    ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ 
    • 1) различные компоненты механизма регулирования движения финансовых ресурсов. Используются регулирующими органами (правительственными ведомствами, центральным банком и др.) для воздействия на образование, распределение и перераспределение данных ресурсов. К числу Ф.и. относятся, например, нормативы, лимиты и т.д.; 2) различные ценные бумаги....


    АНТАРКТИЧЕСКИХ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСО 
    • определяется Договором об Антарктике 1959 г., многочисленными международными актами, входящими в его систему, прежде всего Конвенцией о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г., Конвенцией по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики 1988 г., Конвенцией о сохранении антарктических тюленей 1972 г. По Договору об Антарктике этот район, распространяющийся от Южного полюса до 60-й параллели южной широты земного шара, включающий материковую Антарктику с прилегающими к ней шельфовыми ледниками и островами, отнесен к демилитаризованной и нейтрализованной зоне; вопрос о территориальных притязаниях государств (со стороны Австралии, Аргентины, Великобритании, Новой Зеландии, Норвегии, Франции, Чили) в Антарктике не рассматривается. Россия, не признавая такие территориальные притязания, исходит из того, что ее исторические права, в том числе основанные на открытии Антарктики русскими мореплавателями Ф.Ф.Беллинсгаузеном и М.П.Лазаревым, сохраняются. Договор об Антарктике предусматривает свободу доступа в любой район Антарктики, включая строительство научных станций, любых установок; предусматривает регулярное проведение консультативных совещаний государств - участников договора. Принимаемые на таких совещаниях рекомендации обязательны для государств-участников только после их утверждения ими. Правовой режим, установленный упомянутыми Конвенцией 1972 г. и Конвенцией 1980 г., предусматривает достаточно разработанные механизмы сохранения и управления морскими живыми ресурсами Антарктики, причем в этих целях конвенционный район выходит за пределы Договора об Антарктике 1959 г. Согласно Конвенции 1988 г. под освоением морских ресурсов Антарктики понимается их поиск, разведка и разработка, но не научные исследования, а понятие "минеральные ресурсы" включает все неживые природные ресурсы. Согласно Конвенции никакое освоение антарктических минеральных ресурсов не будет иметь место, пока не вынесено заключение об оценке возможного воздействия такого освоения на окружающую среду....


    ЛАПЛАТСКАЯ ГРУППА 
    • (исп. Organization de la Cuenca de la Plata) субрегиональная экономическая группировка стран бассейна реки Ла-Плата. Образована в 1969 г. в составе пяти стран - Аргентина, Бразилия, Боливия, Парагвай, Уругвай. Главные цели - экономическое освоение и оптимальное использование природных ресурсов бассейна Ла-Платы, создание совместных объектов инфраструктуры - путей сообщения, электростанций, развитие пограничных областей, сотрудничество в кредитно-финансовой сфере, в области здравоохранения, охраны окружающей среды. Высший орган - Совет министров иностранных дел, исполнительный орган - Межправительственный координационный комитет. Штаб-квартира находится в г. Буэнос-Айрес (Аргентина). В 70-80-х гг. осуществлен ряд крупных инфраструктурных проектов. Наиболее значительный из них - строительство ГЭС Итайпу на реке Парана мощностью в 12,6 млн. кВт. В 90-х гг. Л. г. практически бездействует. Ее задачи, очевидно, будут решаться в рамках МЕРКОСУР, куда входят все страны-члены группировки....


    ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОН 
    • морской район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему. Согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. ширина И.э.з. "не должна превышать 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, от которых отмеряется территориальное море". Прибрежное государство И.э.з. имеет: а) суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов и управления ими, а также "в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке" И.э.з.; б) юрисдикцию в отношении создания и использования искусственных островов, установок и сооружений, морских научных исследований, защиты и сохранения морской среды; в) другие права и обязанности, предусмотренные Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. Данная Конвенция определяет "права и обязанности других государств" в И.э.з. (прежде всего свободы судоходства и полетов, прокладки кабелей и трубопроводов), причем прибрежное государство призвано такие права и обязанности учитывать и действовать только в порядке, совместимом с положениями Конвенции....


    КОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ ШЕЛЬФ 
    • естественное продолжение под водой сухопутной территории страны. Международно-правовое понятие "К.ш." охватывает морское дно и недра только тех подводных районов, которые простираются за пределы территориального моря государства до 200 морских миль от линий, от которых отмеряется ширина его территориального моря, либо за этим пределом до внешней границы К.ш., рассчитываемой в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. (ст. 76). Подводные районы в пределах территориального моря, являясь К.ш.в геологическом смысле, с юридической точки зрения к понятию К.ш. не относятся. Далее, согласно международному праву, определяется только К.ш., прилегающий к материковому побережью государства, а также К.ш. островов. Скалы, которые не пригодны для поддержания жизни человека или для самостоятельной хозяйственной деятельности, не имеют К.ш. в юридическом смысле, независимо от реальной геологической ситуации (ст. 121 Конвенции ООН 1982 г.). Поскольку К.ш. не входит в государственную территорию, суверенитет прибрежного государства на него не распространяется, но оно осуществляет над К.ш. суверенные права в целях разведки и разработки его природных ресурсов. Такие права являются исключительными: даже если прибрежное государство, его юридические, физические лица не производят разведку шельфа, не разрабатывают природные ресурсы, то другие государства не вправе делать этого без определенно выраженного согласия прибрежного государства. Законодательство ряда прибрежных государств предусматривает право собственности над природными ресурсами К.ш. прибрежного государства. К таким ресурсам относятся: а) минеральные и другие неживые ресурсы, в том числе нефть и газ; б) живые организмы, относящиеся к "сидячим видам", т.е. организмам, которые в период, когда возможен их промысел, либо находятся в неподвижном состоянии на морском дне или под ним, либо не способны передвигаться иначе, как находясь в постоянном физическом контакте с морским дном или его недрами. Хотя международное право специально предусматривает регулирование прибрежным государством только бурильных работ на К.ш. (ст. 81 Конвенции ООН 1982 г.), практика пошла по пути расширения регулирующих прерогатив прибрежного государства в целях реализации его суверенных прав над К.ш. Вместе с тем прибрежное государство не может препятствовать реализации права любого другого государства прокладывать на К.ш. подводные кабели и трубопроводы, поддерживать их в исправном состоянии. При этом, однако, трасса для прокладки кабелей и трубопроводов определяется только с согласия прибрежного государства, а любое другое государство обязано соблюдать разумные меры прибрежного государства, применяемые им в целях разведки К.ш., разработки его природных ресурсов, предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения от трубопроводов. Прибрежное государство имеет исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание на К.ш., эксплуатацию, использование искусственных островов, установок, сооружений для экономических целей. Независимо от вещных прав (в том числе собственности) на такие искусственные острова, установки, сооружения, только прибрежное государство имеет исключительную юрисдикцию над ними, в том числе в отношении таможенных, санитарных, иммиграционных законов и правил, а также касающихся безопасности....


    ЗАКОН РФ ОБ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИ 
    • Федеральный закон, принятый 9 июля 1999 г. и определяющий правовые и экономические основы осуществления иностранных инвестиций в стране. В Законе определены возможные иностранные инвесторы, виды и объекты иностранных инвестиций. Установлено, что правовой режим иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам, за изъятиями, установленными федеральными законами. В Законе иностранным инвесторам даны гарантии от национализации, реквизиции или конфискации их собственности, кроме случаев, когда эти меры принимаются в общественных интересах. В случае национализации или реквизиции иностранному инвестору выплачивается быстрая, адекватная и эффективная компенсация. Гарантированы переводы за рубеж платежей, связанных с иностранными инвестициями, и использование валюты РФ на ее территории. В Законе определен порядок создания и ликвидации коммерческих организаций с иностранными инвестициями, виды и условия их деятельности. В Законе предусмотрена возможность приобретения иностранными инвесторами акций и других ценных бумаг, в том числе государственных ценных бумаг в соответствии с законодательством РФ о ценных бумагах. Иностранным инвесторам была предоставлена возможность участия в приватизации, а также возможность получения прав на пользование землей, включая ее аренду, на аренду имущества и прав на разработку и освоение возобновляемых природных ресурсов на основе концессионных договоров....


    РЕСТРИКЦИЯ 
    • ограничение государством или банками размеров кредита в целях уменьшения утечки валютных ресурсов за границу или предотвращения краха банка. Этим термином называют и практику монополий по ограничению производства или реализации товаров для взвинчивания цен и получения сверхприбылей....


    ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО ГОСУДАР 
    • (Economic Community of We t African State , ECOWAS) региональный валютно-торговый блок, обеспечивающий координацию экономических программ стран-участниц. Члены: Бенин, Буркина-Фасо, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Кабо-Верде (с 1977 г.), Кот-д'Ивуар, Либерия, Мавритания, Мали, Нигер, Нигерия, Сенегал, Сьерра-Леоне, Того. Организация основана в мае 1975 г. в рамках Лагосского договора, подписанного 15 странами-учредителями. В качестве перспективы договор предусматривает создание общего рынка и валютного союза. В первые годы существования группировки основное внимание уделялось сотрудничеству в валютной и кредитной сферах. В 1975 г. для решения проблемы взаиморасчетов в связи с множественностью денежных единиц стран-участниц была учреждена Западно-африканская клиринговая палата. Развитию взаимной торговли и ее либерализации содействует Ассоциация торговых палат Западной Африки. В 1990 г. были устранены внутренние тарифы на большинство сырьевых товаров и ремесленных изделий. Тогда же началось постепенное снижение тарифов на промышленные товары. Предполагается, что к 2000 г. удастся ввести общий внешний тариф, перейти к единым стандартам в области импорта и достичь стадии валютного союза. В целях дальнейшего укрепления кредитной кооперации в 1977 г. был создан Фонд сотрудничества, компенсации и развития. Важное место занимает сотрудничество в области освоения природных ресурсов, а также в конкретных областях экономики, в том числе в сфере создания совместных объектов. Так, в 80-х гг. были приняты программы установления прямой связи в регионе, развития транспортной сети, энергетическая программа, разработана программа самообеспечения продовольствием и др. Штаб-квартира находится в г. Лагос (Нигерия)....


    КОНЦЕССИЯ 
    • договор на сдачу в эксплуатацию на определенных условиях недр или участков земли, предприятий и других хозяйственных объектов, принадлежащих государству или региональным (муниципальным) органам власти. Договоры о К. широко применяются в международной практике. Чаще всего на этих условиях передается иностранным компаниям разработка природных ресурсов: нефти, газа, угля, металлических руд, драгоценных камней и металлов, радиоактивных, редкоземельных и некоторых других минералов, в том числе тех, которые залегают в континентальном шельфе и на дне территориального моря, а также использование наиболее ценных пород лесов, водных ресурсов, государственных земель. Традиционно К. широко применялись и применяются развивающимися странами. В прошлом они были вынуждены предоставлять ,К. иностранным компаниям на невыгодных для себя условиях и на длительные сроки. Например, до второй мировой войны "Бахрейн петролеум компани" получила К. на 91 год, "Кувейт ойл компани" - на 92 года. В условиях борьбы за экономическую самостоятельность развивающиеся страны добились значительно лучших условий предоставления К. В современных условиях К. используются и развитыми государствами, особенно в области добычи нефти (США, Норвегия, Великобритания и др.). Заключение этих соглашений целесообразно, когда страна имеет значительные разведанные, но неразработанные запасы, например нефти, из-за нехватки финансовых и технических средств. К. применимы, когда нужны крупные вложения вследствие того, что нефтеносные территории находятся в географически отдаленных и труднодоступных районах, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями. Концессионер получает исключительное право на разведку и добычу нефти и других ресурсов на свой риск и за свой счет на выделенной ему территории. Концессионер владеет продукцией и может свободно продавать ее после обязательных поставок на местный рынок, размер которых оговорен в соглашении. Оборудование, аппаратура и установки, используемые при добыче полезных ископаемых, принадлежат концессионеру. Доход страны, владеющей соответствующим природным ресурсом, состоит из платежей роялти, исчисляемых в зависимости от объемов производства, иногда с прогрессивным увеличением по скользящей шкале, и ежегодных платежей за проведение поисковых и разведочных работ (ренталс). Кроме того, взимаются налоги на прибыль компании. Соглашение может также включать специальные премии (бонусы) при подписании контракта, бонусы по обнаружению коммерческого количества соответствующего ресурса, бонусы по достижении определенного уровня производства. В доход государства поступает также арендная плата за контрактную территорию. Положительным для страны является создание новых рабочих мест, так как компания-концессионер должна нанимать на работу по возможности больше местного персонала. В РФ практика представления К. существовала до революции и с середины 20-х гг. в условиях проведения новой экономической политики. К концу 20-х гг. было свыше 60 концессионных предприятий. Однако к концу 30-х гг. концессионные договоры по согласованию с концессионерами были аннулированы. Закон об иностранных инвестициях РСФСР допускает предоставление К. иностранным инвесторам. Однако предоставление К. и соглашения о разделе продукции пока не получили распространения. В соответствии с российским законодательством о недрах предоставление права на разработку полезных ископаемых должно осуществляться на конкурсной основе (путем проведения тендеров). В 90-е гг. проведено несколько тендеров с участием иностранных компаний (Удоканское меднорудное месторождение, нефть на сахалинском шельфе и др.)....


    ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 
    • деятельность по составлению планов привлечения и использования финансовых ресурсов. Обязательным принципом Ф.п. является покрытие намечаемых расходов доходами. Последние складываются из собственных и заемных средств. Ф.п. представляет собой обязательную пред посылку деятельности как государственных органов (бюджетное планирование), так и предприятий и организаций....


    МАРКЕТИНГОВАЯ СТРАТЕГИЯ 
    • (marketing trategy) важная составная часть общефирменной стратегии, которая определяется как формулирование основных долгосрочных целей и задач фирмы, согласование последовательности действий, а также распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей. М.с. - это руководство к действию на рынке, оформленное в виде генеральной программы с четко сформулированными целями, намеченными основными путями их достижения, предусмотренными необходимыми ресурсами. Стратегический подход к маркетинговой деятельности позволяет руководству фирмы: а) устанавливать обоснованные приоритеты распределения относительно ограниченных ресурсов; б) ориентироваться в большей степени на предвидение будущих изменений внешней среды, чтобы не оказаться "заложниками" текущих событий; в) сдерживать свое стремление к максимизации текущей прибыли в ущерб решению долгосрочных задач. Постоянные элементы процесса стратегического планирования, независимо от формы его реализации, - это формулирование ключевых целей, оценка состояния внешней среды и степени конкурентоспособности собственных позиций, распределение ресурсов, составление конкретных планов и программ действий. Оценка эффективности стратегических позиций фирмы на рынке осуществляется на основе следующих основных критериев: контролируемая фирмой доля рынка и относительный уровень этого контроля по сравнению с главными конкурентами; возможность использования в данном стратегическом сегменте ключевых факторов маркетинговой и в целом общехозяйственной деятельности; общие перспективы развития отрасли, в рамках которой намечается реализация стратегии. Основные причины неудач стратегического планирования: непонимание сути стратегии и ее важности; нечеткое представление о месте стратегии в общем процессе фирменного планирования; слабое знание "технологии" выработки стратегии, неумение добиться такого положения, когда текущие задачи решаются в соответствии со стратегией и являются ее составной частью....


       Дальше >>>





Наши проекты
Белые страницы России
V.I.P. зона России
Телефонная книга
Лучшее в Интернете
Обратная связь

  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


| Словари | Общие сведения | Помощь | Написать
Copyright © RI N 2000-
* Обратная связь