Словари Общие сведения Помощь |
|
|
выборка | описание |
БЛОК ГОСУДАРСТВ
|
- международно-правовое объединение государств, как правило, с военно-политическими целями. Государства, создавая свои объединения, предпочитают именовать их "договорами", "союзами" и т. п. Характеристика объединения государств как "блока" обычно имеет место в специальной литературе и периодике. Например, НАТО - Организация Североатлантического договора - называется средствами массовой информации Североатлантическим блоком. (С. А.)...
|
БЛОК
|
- в политико-государственном аспекте объединение государств, партий, движений для достижения определенных целей и совместных действий в этом направлении. (С. А.)...
|
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ БЛОК
|
- см.: Блок избирательный....
|
ИММУНИТЕТ ГОСУДАРСТВА
|
- невозможность привлечения государством к суду другого государства в качестве ответчика, за исключением случаев когда оно само дает на это согласие. Распространяется на государство и его собственность (имущество). Собственность (имущество) государства не может быть предметом принудительных изъятий, ареста и иных мер обеспечения исков и исполнения судебных решений судов других государств. Применение таких мер возможно с согласия государства. Государства могут согласиться на учреждение международного суда, решения которого будут касаться имущественных обязательств государств и их собственности. Однако выполнение решений таких судов обеспечивается самими государствами. Мнение государства может не иметь решающего значения (хотя может и учитываться) в случае развязывания им войны. Победившее государство в прежние времена (до начала XX в.) могло получить контрибуцию (дань победителю), позднее - репарации (возмещение причиненного ему материального ущерба) в соответствии с договором (соглашением) государств-победителей или двусторонним соглашением с побежденным государством. Первоначальный вывоз ценностей из побежденного государства является, как правило, принудительной акцией победивших государств. Последующие выплаты являются выражением вынужденного согласия побежденного государства с волей государств-победителей.(С. А.)...
|
ДЕМАРКАЦИЯ ГРАНИЦЫ
|
- следующий этап после делимитации границы: проведение границы между государствами на местности с обозначением ее пограничными знаками. Д. г. осуществляется представителями обоих государств с проведением съемки местности (топографической или аэрофотосъемки) и составлением топографической карты пограничной полосы. Одновременно устанавливаются пограничные знаки и определяются их координаты. Составляется протокол о Д. г., к нему прилагаются карта и схемы. Документы утверждаются компетентными органами соответствующих государств. (С. А.)...
|
ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ КЛАССЫ И РАНГИ
|
- наименования соответственно дипломатических представителей государств и звания, присваиваемые дипломатическому персоналу. По Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. главы дипломатических представительств разделены на три класса: послы и нунции (аккредитуются при главах государств), руководители иных представительств эквивалентного ранга; посланники и интернунции - аккредитуются также при главах государств; поверенные в делах - аккредитуются при министре иностранных дел. Дипломатические ранги присваиваются дипломатическому персоналу Министерства иностранных дел государства, включая и работающих за границей. Перечень дипломатических рангов устанавливается соответствующим государством. Как правило, это следующие ранги: атташе, третий секретарь, второй секретарь, первый секретарь, советник, поверенный в делах, посланник, посол. Государства могут вводить и более дробную классификацию. (С. А.)...
|
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУД СНГ
|
- суд, созданный на основании Соглашения Совета глав государств Содружества Независимых Государств (СНГ) от 6 июля 1992 г., подписанного представителями десяти государств. К его ведению относится разрешение межгосударственных экономических споров: возникающих при исполнении экономических обязательств, предусмотренных соглашениями, решениями Совета глав государств, Совета глав правительств Содружества и других его институтов; связанных с определением соответствия нормативных и других актов государств - участников Содружества, принятых по экономическим вопросам, соглашениям и иным актам Содружества. Соглашениями государств - участников Содружества к ведению Э. с. СНГ могут быть отнесены и другие споры, касающиеся исполнения соглашений и принятых на их основе иных актов Содружества. Споры рассматриваются по заявлению заинтересованных государств в лице их полномочных органов, институтов Содружества. По результатам рассмотрения споров должны приниматься решения об установлении факта нарушения государством - участником соглашений, других актов Содружества и его институтов (либо отсутствия нарушения) и определении мер, которые рекомендуется принять соответствующему государству в целях устранения нарушения и его последствий. Э. с. СНГ призван также осуществлять толкование: применения положений соглашений, других актов Содружества и его институтов; актов законодательства бывшего Союза ССР на период взаимосогласованного их применения, в том числе о допустимости применения этих актов, как не противоречащих соглашениям и принятым на их основе иным актам Содружества. Толкование осуществляется при принятии решений по конкретным делам, а также по запросам высших органов власти и управления государств, институтов Содружества, высших хозяйственных арбитражных судов и иных высших органов, разрешающих в государствах экономические споры. Э. с. СНГ образуется из равного числа судей от каждого государства - участника Содружества. Избираются (назначаются) они в порядке, установленном в государствах - участниках для избрания (назначения)судей высших хозяйственных, арбитражных судов, на строго профессиональной основе из числа судей хозяйственных, арбитражных судов и иных лиц, являющихся специалистами высокой квалификации в области экономических правоотношений, имеющих высшее юридическое образование, сроком на 10 лет. Председатель Э. с. СНГ и его заместители избираются большинством голосов его судей и утверждаются Советом глав государств Содружества сроком на 5 лет (см. также: Пленум суда). (К. Г.)...
|
ДОГОВОР МЕЖДУНАРОДНЫЙ
|
- двустороннее или многостороннее соглашение государств. (С. А.)...
|
БИПАТРИД
|
- лицо, обладающее гражданством (подданством) двух государств (см.: Двойное гражданство). (С. А.)...
|
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ США
|
- внешнеполитическое ведомство США, аналог Министерства иностранных дел в ряде государств. (С. А.)...
|
ОБРАЩЕНИЕ ДЕНЕЖНОЕ
|
- существующий в государстве оборот денежной единицы данного государства, а также валют иностранных государств.(С. А.)...
|
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКРЕТАРЬ США
|
- должностное лицо государства, стоящее во главе внешнеполитического ведомства США (аналог министра иностранных дел в ряде государств). (С. А.)...
|
ПЛЕБИСЦИТ
|
- принятие государственного решения по важному вопросу путем голосования народа. Часто он отождествляется с референдумом, поскольку практически не отличается от последнего по процедуре проведения, форме принятия решений и их юридической обязательности. Что касается круга вопросов, некоторые авторы в науке конституционного и международного права предлагают считать референдум голосованием по внутриполитическим вопросам, а П. - голосованием по вопросам внешнеполитического характера (например: голосование о выходе территории из какого-то государства и существовании в качестве самостоятельного государства либо вхождении в другое государство; голосование территории или независимого государства о вхождении в состав какого-то государства в качестве его составной части; голосование о вхождении государства в какую-то международную организацию, об образовании конфедерации, союза или иного объединения государств, о выходе из международной организации, конфедерации, союза, иного объединения государств).(С. А.)...
|
ДОГОВОР ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ
|
- внутригосударственный договор. В особенности характерен для федеративного государства. Это - договоры: 1) между федерацией в целом и ее субъектами, а также государственными органами обоих уровней; 2) между субъектами федерации, а также их государственными органами. Д. г.-п. первой группы посвящены уточнению предметов ведения и полномочий сторон, если это не сделано федеральной конституцией и федеральными законами. Такого рода договоры предусмотрены, например, ст. 11 Конституции РФ: разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Кроме того, это могут быть Д. г.-п. о сотрудничестве сторон в решении проблем, имеющих важное значение для какого-то региона и требующих объединения усилий и помощи федерального центра. Д. г.-п. второй группы, как показывает практика РФ, - чаще всего договоры о сотрудничестве субъектов РФ. Ряд ученых относит к Д. г.-п. договоры государств, решивших объединиться в новое федеративное (союзное) государство (например, Договор об образовании СССР от 30 декабря 1922 г., в который вошли на положении союзных республик: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР и Закавказская федерация). Решение о создании СССР было принято Съездами Советов - высшими органами государственной власти этих государств. И указанный договор был не документом, подписанным полномочными делегациями четырех государств, а документом, принятым 1-м Съездом Советов СССР, т. е. высшим органом нового государства. Если же договор о создании федеративного союза подписывается полномочными делегациями государств, входящих в это новое государство, такой договор будет иметь черты и государственно-правового, и международно-правового договора. (С. А.)...
|
ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО
|
- понятие, более характерное для международного права (поэтому правильнее - международное гуманитарное право"), однако учитываемое и в конституционном праве многих государств. В международном праве понятием "международное Г. п." охватываются пакты, конвенции, много- и двусторонние документы государств, касающиеся статуса и защиты прав и свобод человека и гражданина, включая и международно-правовую ответственность в данной области. Наиболее характерные подразделения внутри международного Г. п.: международные документы по правам человека и гражданина (о гражданских и политических правах, об экономических, социальных и культурных правах, о правах ребенка, о статусе беженцев, пресечении геноцида, апартеида, пыток и т.д.); международное Г. п., применяемое в период вооруженных конфликтов (обращение с военнопленными, защита гражданского населения и раненых, применение тех или иных видов оружия, судьба культурных ценностей и др.); ответственность за преступления против мира и человечности. (С. А.)...
|
|
Дальше >>>
|
|
|
|
|