RIN.ru
Российская Информационная Сеть

Словари

English   
  Словари  Общие сведения  Помощь
 





     выборка описание
    ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ БЛОК 
    БЛОК 
    • в политико-государственном аспекте объединение государств, партий, движений для достижения определенных целей и совместных действий в этом направлении. (С. А.)...


    БЛОК ГОСУДАРСТВ 
    • международно-правовое объединение государств, как правило, с военно-политическими целями. Государства, создавая свои объединения, предпочитают именовать их "договорами", "союзами" и т. п. Характеристика объединения государств как "блока" обычно имеет место в специальной литературе и периодике. Например, НАТО - Организация Североатлантического договора - называется средствами массовой информации Североатлантическим блоком. (С. А.)...


    БЛОК ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ 
    • объединение двух и более избирательных объединений с целью участия в выборах посредством выдвижения кандидатов в депутаты или кандидатов на выборные государственные или муниципальные должности и борьбы за их избрание способами, установленными законодательством. Согласно Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 5 сентября 1997 г., избирательное объединение - политическое общественное объединение (политическая партия, политическая организация, политическое движение), основными, закрепленными в уставе целями которого являются: участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов. Избирательное объединение должно быть создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню выборов, или более высоком уровне в порядке, установленном федеральными законами, законами субъектов РФ, а его действующий устав должен быть зарегистрирован не позднее чем за один год до дня голосования. Если общественное объединение входит в состав Б. и., оно не может выступать в период проведения выборов в качестве самостоятельного избирательного объединения или входить в другой Б. и. Избирательные объединения и Б. и. создаются с учетом уровня выборов. Например, на выборах депутатов Государственной Думы избирательными объединениями могут стать общероссийские политические общественные объединения. Соответственно они и образуют Б. и. Чтобы создать Б. и., согласно Федеральному закону о выборах депутатов Государственной Думы от 2 июня 1999 г., каждое избирательное объединение сначала принимает решение о необходимости его образования и вхождении в блок (с указанием наименований тех избирательных объединений, с которыми предполагается создать Б. и.). Затем принимается совместное решение избирательных объединений о создании Б. и., подписываемое их представителями. Далее следует зарегистрировать Б. и. в Центральной избирательной комиссии РФ. Для этого представляются протоколы съездов (конференций) избирательных объединений с решениями о вхождении в Б. и., совместное решение избирательных объединений о создании блока и другие документы, указанные в Законе. Только с регистрацией ЦИК РФ Б. и. считается созданным и может участвовать в избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы. Важнейшие права и возможности Б. и.: выдвигает избирательный список по федеральному избирательному округу и кандидатов в депутаты Государственной Думы по территориальным избирательным округам; направляет своих представителей в избирательные комиссии, которые участвуют в работе комиссий в качестве их членов с правом совещательного голоса; имеет право вести предвыборную агитацию в пользу своих кандидатов; вправе финансировать в определенных размерах избирательную кампанию своих кандидатов в депутаты; направляет в день выборов своих наблюдателей в участковые избирательные комиссии. Сходные статус и права имеют Б. и. по Федеральному закону о выборах Президента РФ от 21 апреля 1995 г. Возможность и порядок создания Б. и. на региональных и муниципальных выборах, их права определяются законодательством субъектов РФ. (С. А.)...


    ДОВЕРЕННОЕ ЛИЦО 
    • гражданин, привлекаемый кандидатом в депутаты, избирательным объединением (при избрании депутатов по избирательному списку на основе пропорциональной избирательной системы), кандидатом на выборную государственную должность или должность в местном самоуправлении для оказания помощи в избирательной кампании, особенно ведении предвыборной агитации и организации предвыборных мероприятий (по законодательству Д. л. осуществляют агитационную и иную деятельность, способствующую избранию кандидатов). Д. л. подбираются кандидатами и избирательными объединениями самостоятельно из числа граждан, обладающих избирательным правом. Д. л. регистрируются соответствующей избирательной комиссией на основании заявлений кандидатов, избирательных объединений и граждан, согласных быть Д. л., и получают от нее удостоверение. Количество Д.л.зависит от уровня выборов. Например, каждый кандидат, баллотировавшийся в 1995 г. в Государственную Думу по одномандатному избирательному округу, мог иметь до 10-Д. л. (в 1999 г. - до 20), а избирательное объединение, избирательный блок, зарегистрировавшие федеральный список, могли назначить до 500 Д. л. (на выборах 1993 г. - до 450). Кандидат на должность Президента РФ может иметь до 200 Д. л. По просьбе Д. л. работодатель обязан предоставить ему неоплачиваемый отпуск. Оплата труда Д. л. в этот период осуществляется из избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений. Кандидаты и избирательные объединения, назначившие Д. л., вправе отозвать их в любое время, уведомив соответствующую избирательную комиссию, которая аннулирует выданные этим Д. л. удостоверения. (С. А.)...


    ОИК 
    • с создается в каждом одномандатном избирательном округе по выборам в ГД. Согласно Закону, срок полномочий ОИК истекает в день первого заседания ОИК нового состава. Формируется ОИК законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти субъекта РФ (на паритетной основе) не позднее чем за 90 дней до дня выборов в составе 8- 14 членов. При определении кандидатур учитываются предложения избирательных объединений, блоков, общественных объединений, выборных органов местного самоуправления, соответствующей ОИК предыдущего созыва. Председатель, заместитель председателя и секретарь ОИК избираются тайным голосованием на ее заседании из числа членов И. к. Председатель ОИК должен иметь, как правило, высшее юридическое образование или ученую степень в области права. Для ОИК также предусмотрено, что избирательное объединение, избирательный блок, зарегистрировавшие при выборах в Государственную Думу свой федеральный список, вправе назначить по одному члену с правом совещательного голоса в каждую ОИК. Но Закон добавляет: кандидат в депутаты также вправе назначить одного члена комиссии с правом совещательного голоса в ОИК того одномандатного округа, где этот кандидат зарегистрирован. В Законе предусмотрено, что если в субъекте РФ образован только один одномандатный округ по выборам в Государственную Думу, ОИК здесь может не формироваться. В этом случае ЦИК РФ возлагает ее полномочия на избирательную комиссию данного субъекта РФ....


    КАНДИДАТ В ДЕПУТАТЫ 
    • гражданин государства, достигший определенного возраста, обладающий избирательным правом, выдвинутый в установленном порядке для его избрания депутатом представительного органа государственной власти или местного самоуправления и зарегистрированный соответствующей избирательной комиссией (последний фактор имеет обязательное значение: не зарегистрированное комиссией лицо не может считаться кандидатом). К. в д. имеет ряд прав и гарантий. Покажем это на примере выборов Государственной Думы. 1. К. в д. ГД по его личному заявлению освобождается от работы, военной службы и военных сборов со дня регистрации до дня опубликования общих итогов выборов. Выплаты осуществляются соответствующей избирательной комиссией из средств, выделенных на подготовку и проведение выборов. 2. К. в д. не может быть уволен с работы по инициативе администрации (работодателя), переведен без его согласия на другую работу или должность, в том числе на работу в другую местность, а также направлен в командировку, призван на военную службу и военные сборы, на альтернативную гражданскую службу со дня регистрации до дня официального опубликования результатов выборов. Время участия в выборах засчитывается в трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до дня регистрации. 3. Со дня регистрации и до дня опубликования итогов выборов на территории округа, где он выдвинут, кандидат имеет право бесплатно пользоваться всеми видами общественного транспорта, кроме такси и заказных рейсов. Если кандидат живет вне своего округа, он имеет право на четыре поездки в округ (туда и обратно) железнодорожным, водным и автомобильным транспортом или на две - авиационным. Кандидат по федеральному списку имеет право на две бесплатные поездки (туда и обратно) в пределах всей территории РФ на любом виде общественного транспорта, кроме такси и заказных рейсов. Кроме того, если он включен в региональную группу, то пользуется бесплатно транспортом общего пользования, имеет право на четыре поездки на междугородном транспорте в пределах территории региона. 4. Каждый кандидат, баллотирующийся в ГД по округу, может иметь до 20 доверенных лиц, а избирательное объединение, избирательный блок, зарегистрировавшие федеральный список, могут назначить до 500 доверенных лиц (см.: Доверенное лицо). В избирательные комиссии высшего уровня (ЦИК, субъектов РФ и окружные) избирательные объединения и блоки, а в окружные, территориальные и участковые комиссии - не только объединения и блоки, но также и кандидаты по одномандатным округам, назначают членов этих комиссий с правом совещательного голоса. В день выборов все они также имеют право направить своих наблюдателей на избирательные участки. 5. Зарегистрированный К. в д. ГД обладает личной неприкосновенностью, т. е. не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Генерального прокурора РФ. Закон предусматривает, что К. в д. ГД вправе в любое время отозвать свою кандидатуру. То же могут сделать, но не позднее чем за 5 дней до дня голосования, кандидат, идущий по списку, избирательное объединение, избирательный блок в отношении любого кандидата из федерального списка, а также выдвинутого ими по одномандатному округу. Но если кандидатура снята без вынуждающих к тому обстоятельств(болезнь и пр.), избирательная комиссия относит за счет кандидата или избирательного объединения, блока соответствующую часть понесенных ею расходов. (С. А.)...


    УИК 
    • ф формируется не позднее чем через 3 дня со дня образования соответствующего избирательного участка в составе 3-15 членов (в зависимости от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка). Срок полномочий УИК истекает через 10 дней со дня официального опубликования общих результатов выборов по соответствующему избирательному округу (если поступили жалобы, протесты, полномочия УИК прекращаются после вынесения вышестоящей И. к. или судом окончательного решения по существу). Состав УИК формируется представительным органом местного самоуправления на основе предложений избирательных объединений, блоков, общественных объединений, собраний избирателей. Председатель, заместитель председателя и секретарь УИК избираются тайным голосованием на ее первом заседании. На избирательном участке, образованном на полярной станции или на судне, находящемся в плавании, состав УИК назначается на основании решения собрания избирателей соответствующего трудового коллектива соответственно руководителем станции, капитаном судна в те же сроки, а в исключительных случаях - не позднее чем за 5 дней до дня выборов. За границей состав УИК назначается руководителем дипломатического или консульского учреждения РФ, а для воинской части, расположенной за пределами РФ, - ее командиром. В каждую УИК избирательное объединение, избирательный блок, кандидат в депутаты по данному округу также могут назначить по одному члену комиссии с правом совещательного голоса. Дополнительно к этому Закон определил, что в день голосования кандидат в депутаты, избирательное объединение, избирательный блок вправе назначить в соответствующие УИК по одному наблюдателю, который имеет право находиться в помещении для голосования до окончания оформления документов об итогах голосования и получить заверенные копии этих документов. 3. Статус членов И. к. Законодательство достаточно полно закрепляет статус членов И. к. и гарантии их свободной и независимой деятельности. На каждом уровне есть члены И. к. с правом решающего или совещательного голоса. Согласно Закону, в состав И. к. не могут входить кандидаты в депутаты, их доверенные лица, супруги и близкие родственники кандидатов, лица, находящиеся у них в непосредственном подчинении (это требование распространяется на членов комиссий с правом как решающего, так и совещательного голоса). Закон гласит, что член комиссии с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех ее заседаниях (следовательно, член комиссии с правом совещательного голоса - по своему усмотрению). Однако права и тех, и других членов комиссий в принципе одинаковы: они заблаговременно извещаются о заседаниях соответствующей И. к., вправе выступать на ее заседаниях, вносить предложения по вопросам ведения комиссии и требовать проведения по ним голосования, задавать вопросы другим участникам заседания в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу, знакомиться с любыми документами своей и нижестоящих И. к. и получать заверенные копии этих документов, однако члены И. к. с правом совещательного голоса в принятии ею решений не участвуют. Членам И. к. с правом решающего голоса, освобожденным в период подготовки и проведения выборов от основной работы, оплата труда производится за счет средств, выделенных на проведение выборов (т. е. государственных или муниципальных средств). В течение срока своих полномочий они не могут быть уволены или без их согласия переведены на другую работу по инициативе администрации (работодателя). В случае нарушения этих норм виновные лица могут быть привлечены к административной и даже уголовной ответственности. Кроме того, члены И. к. с правом решающего голоса на период проведения выборов не могут быть привлечены к уголовной ответственности или подвергнуты административному взысканию, налагаемому в судебном порядке, без согласия прокурора субъекта РФ, а члены ЦИК РФ - Генерального прокурора РФ. Члены И. к. с правом решающего голоса осуществляют свою деятельность в пределах срока полномочий своей комиссии. Досрочно их полномочия прекращаются по решению данной комиссии в случаях подачи лицом заявления о сложении полномочий, вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена И. к. и других объективных обстоятельств, указанных в Законе (в том числе признание члена И. к. на основании заявления соответствующей И. к. решением суда, вступившим в законную силу, систематически не выполняющим обязанности). Полномочия членов ЦИК РФ, И. к. субъектов РФ и ОИК с правом совещательного голоса, связанные с подготовкой и проведением выборов депутатов ГД, продолжаются до окончания регистрации кандидатов при выборах депутатов ГД следующего созыва, но только в том случае, если избирательное объединение, блок, кандидат в депутаты, назначившие этих членов комиссий, выиграли выборы, т. е. получили депутатские мандаты. Для остальных полномочия прекращаются через 30 дней после опубликования общих итогов выборов. Срок полномочий членов территориальных и участковых избирательных комиссий с правом совещательного голоса истекает одновременно со сроком полномочий данных комиссий. 4. Основные полномочия И. к. Каждая И. к. имеет свой круг полномочий со спецификой их осуществления....


    ВЫДВИЖЕНИЕ КАНДИДАТОВ В ДЕПУТАТЫ 
    • часть избирательного процесса, в ходе которой различные общественные объединения, группы граждан и отдельные граждане выдвигают кандидатов, организуют сбор подписей в их поддержку и затем представляют кандидатов или их списки на регистрацию в соответствующую избирательную комиссию. Покажем особенности выдвижения на примере выборов депутатов Государственной Думы и Президента РФ. 1. Согласно Федеральному закону о выборах депутатов ГД от 2 июня 1999 г. право на выдвижение кандидатов в депутаты имеют: а) для выдвижения списков кандидатов, избираемых в ГД по федеральному избирательному округу (т. е. по пропорциональной системе), - избирательные объединения и избирательные блоки; б) для выдвижения кандидатов в депутаты по территориальному одномандатному избирательному округу - избирательные объединения, избирательные блоки или непосредственно граждане. Избирательными объединениями, согласно Федеральному закону "О гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 5 сентября 1997 г., являются политические общественные объединения (политические партии, организации, движения). Цели этих объединений по ФЗ "Об общественных объединениях" от 14 апреля 1995 г. (в редакции от 2 июля 1998 г.) - участие в политической жизни общества путем формирования политической воли граждан, в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов. В качестве избирательного объединения Устав политического общественного объединения должен быть зарегистрирован не позднее чем за один год до дня голосования в органе юстиции. Поскольку в выборах депутатов ГД участвуют общероссийские политические объединения, их уставы положено регистрировать Министерству юстиции РФ. Избирательный блок (см.: Блок избирательный) может образовываться не менее чем двумя общественными объединениями, являющимися избирательными объединениями. Если избирательное объединение вошло в избирательный блок, оно не может выступать в период проведения выборов в качестве самостоятельного избирательного объединения или входить в другой избирательный блок. Решение о вхождении в блок принимается на съезде (конференции) общественного объединения. Избирательные блоки регистрируются Центральной избирательной комиссией РФ не позднее чем в 5-дневный срок после представления протоколов съездов (конференций) с решениями о вхождении в блок и совместного решения общественных объединений о создании блока, подписанного уполномоченными представителями этих общественных объединений. Решение избирательного объединения или блока о выдвижении и федерального списка, и списка кандидатов по одномандатным округам принимается только тайным голосованием их съездов (конференций). Объединение, блок вправе выдвигать в список кандидатов, не являющихся членами соответствующих общественных объединений. Состав федерального списка и порядок размещения в нем кандидатов определяются самим избирательным объединением, блоком. Список можно полностью разбить на региональные группы кандидатов (по субъектам РФ или группам субъектов - с их указанием в списке). Вместе с тем в списке может быть его центральная часть - не более чем 18 кандидатов, не входящих в региональные группы. Если избирательное объединение, избирательный блок проходят 5-процентный барьер, депутатами становятся кандидаты из центральной части списка, а затем - представители из региональных групп. В региональную группу можно включать не только кандидатов, живущих в регионе: так, на выборах 1995 г. в региональных группах было много лиц, местом жительства которых является столица России. На выборах в ГД место жительства кандидатов юридического значения не имеет. Закон разрешает включать в федеральный список кандидатов, выдвигаемых тем же избирательным объединением, блоком в одномандатных округах. Общее число кандидатов по федеральному списку избирательного объединения, блока не может превышать 270 человек. Федеральный список и список кандидатов по округам представляются в Центральную избирательную комиссию РФ с приложением целого набора документов, в том числе заявлений от каждого кандидата о согласии баллотироваться и с указанием сведений о себе. ЦИК оставляет у себя оригиналы списков, а избирательному объединению, блоку выдает их заверенные копии. После получения копий начинается сбор подписей в поддержку избирательного объединения, блока, при этом каждый избиратель вправе ознакомиться с федеральным списком, который должен быть единым. Вносить изменения в состав и порядок размещения кандидатов в федеральном списке после его представления в ЦИК РФ нельзя, за исключением изменений, вызываемых выбытием кандидата (фамилия выбывшего кандидата исключается из списка, но не заменяется другой фамилией). Получив от ЦИК РФ копии двух своих списков (федеральный и кандидатов, выдвигаемых по одномандатным избирательным округам), объединение, блок начинают сбор подписей избирателей в поддержку соответственно федерального списка и каждого кандидата по округу. До получения списков от ЦИК РФ начинать сбор подписей запрещается. Так, в поддержку федерального списка на выборах 1995 г. и 1999 г. необходимо было собрать не менее 200 тыс. подписей (на выборах 1993 г. - 100 тыс.), причем в одном субъекте РФ - не более 14 тыс. (в 1995 г. - 7%, в 1993 г. - 15%) от требуемого общего числа. Для сбора подписей изготавливаются подписные листы по особой форме, установленной Законом. В каждом из них указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, основное место работы, занимаемая должность (род занятий) и место жительства первых трех кандидатов, возглавляющих федеральную часть списка, а также трех кандидатов, возглавляющих соответствующую региональную часть списка. Любой избиратель вправе поддержать сколько угодно списков разных избирательных объединений, блоков, но в поддержку конкретного списка он может поставить свою подпись только один раз. В одномандатных округах избирательные объединения, блоки могут выдвигать своими решениями целые списки таких кандидатов по округам - но только по одному на конкретный округ, причем они могут быть как включены, так и не включены в федеральный список. Наряду с этим избирательный Закон разрешает каждому гражданину РФ, обладающему активным избирательным правом и достигшим 21 года, выдвинуть себя кандидатом в депутаты ГД. Кроме того, право выдвинуть кандидата в депутаты по одномандатному округу принадлежит также избирателям. Закон о выборах депутатов ГД 1995 г. добавлял - по месту работы, службы, учебы и жительства на территории данного округа, но разрешал выдвигать кандидатов не трудовым коллективам как таковым, а работникам в качестве избирателей округа. Закон 1999 г. оставил лишь указание о том, что право выдвижения кандидатов принадлежит гражданину (гражданам), обладающему (обладающим) активным избирательным правом на территории соответствующего избирательного округа. В окружную избирательную комиссию помимо уведомления о выдвижении его кандидатом, он направляет заявление о согласии баллотироваться и с указанием сведений о себе. После выдвижения кандидата по округу - и списком избирательного объединения, блока, и на собрании избирателей, и путем самовыдвижения - следует собрать в поддержку кандидата подписи избирателей в количестве не менее 1% от общего числа избирателей данного округа. На последних выборах сбор подписей облегчен: в 1993 г. он разрешался только по месту жительства, с 1995 г. - также и по месту работы, службы (в том числе и в воинских частях по согласованию с командирами), учебы избирателей и в общественных местах. Данные о себе избиратель вносит лично. Причем недействительны подписные листы с уже внесенными данными избирателей (т. е. составленные по данным отдела кадров, учебной части, домоуправления и т. п.), когда им остается лишь расписаться. Такие подписные листы не учитываются, так же как и подписи, сделанные карандашом либо подписи избирателей, не указавших необходимых данных. Каждый подписной лист заверяется лицом, собиравшим подписи (с указанием тех же данных), а также уполномоченным представителем избирательного объединения, блока, а при выдвижении избирателями округа - кандидатом в депутаты. После сбора подписей осуществляется регистрация кандидатов и их списков. Собрав необходимое число подписей в поддержку своего федерального списка, избирательное объединение, избирательный блок представляют не позднее 55 дней до дня выборов в ЦИК РФ: подписные листы в поддержку федерального списка; протокол об итогах сбора подписей избирателей; сведения об изменениях, происшедших в списке и в данных о каждом кандидате; сведения о размере и источниках доходов каждого кандидата; сведения об имуществе, принадлежащем каждому кандидату на праве собственности: первый финансовый отчет избирательного объединения, блока. Центральная избирательная комиссия РФ в течение 10 дней со дня приема документов проверяет соответствие порядка выдвижения списка требованиям Закона о выборах в ГД и принимает решение о регистрации федерального списка кандидатов либо мотивированное решение об отказе в регистрации. Любой вариант решения может быть обжалован в Верховный Суд РФ, жалоба рассматривается в течение пяти дней. Для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному округу непосредственно избирателями или избирательным объединением, блоком, также за 55 дней до дня выборов кандидат либо уполномоченный представитель объединения, блока представляют в окружную избирательную комиссию аналогичные названным выше документам: подписные листы, сведения об изменении данных о кандидате, сведения о его доходах и имуществе и т. д. Окружная избирательная комиссия осуществляет свою проверку в течение десяти дней со дня принятия документов и принимает решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в регистрации. Решение окружной избирательной комиссии может быть обжаловано в Центральную избирательную комиссию РФ или соответственно в Верховный Суд республики в составе РФ, краевой, областной суд, суд города федерального значения, автономной области, автономного округа. Жалоба рассматривается в течение пяти дней. 2. Согласно Федеральному закону о выборах Президента РФ от 21 апреля 1995 г., право выдвижения кандидатов на должность Президента РФ имеют избирательные объединения, блоки и осуществляют его в том же порядке, как и при выдвижении федеральных списков при выборах в ГД. Кроме того, каждый гражданин РФ или группа граждан могут образовать инициативную группу избирателей в количестве не менее 100 человек для выдвижения кандидата на должность Президента РФ. Инициативная группа обращается в ЦИК РФ с ходатайством о ее регистрации. В своем ходатайстве она указывает фамилию, имя, отчество и другие данные своего кандидата на должность Президента РФ; фамилии, имена, отчества и другие данные членов инициативной группы. Как избирательные объединения, блоки, так и инициативные группы обязаны собрать в поддержку своего кандидата на должность Президента РФ не менее 1 млн. подписей избирателей. Сбор подписей производится по правилам, приведенным выше. В ЦИК РФ представляются: подписные листы; итоговый протокол; заявление кандидата о его согласии баллотироваться на должность Президента РФ; декларация о доходах кандидата за последние два года, предшествующих году выборов. Документы представляются не позднее чем за 60 дней до дня выборов. ЦИК РФ проверяет соответствие порядка выдвижения требованиям Закона и не позднее чем за 50 дней до дня выборов принимает решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в регистрации. Любое решение может быть обжаловано в Верховный Суд РФ, жалоба рассматривается в течение трех дней, решение ВС РФ окончательно. Регистрация как завершающий шаг процесса выдвижения кандидатов имеет важное юридическое значение. Прежде всего только со дня регистрации начинается предвыборная агитация, до регистрации ни избирательные объединения, блоки, ни претенденты на депутатские мандаты заниматься этим не вправе. Проведение предвыборной агитации в период ее запрещения может быть основанием для отказа в регистрации кандидатов, а также административной ответственности виновных лиц. Кроме того, только с регистрацией кандидаты получают право на использование части государственных средств на мероприятия по подготовке выборов (например, транспортные расходы). И лишь после регистрации у кандидатов возникают гарантии трудовых прав и личной неприкосновенности. (С. А.)...


    ЦИК РФ 
    • ф формировалась на выборах 1993 г. в составе председателя и 20 членов. Председатель ЦИК РФ назначался Президентом РФ, а заместитель председателя и члены ЦИК РФ - также Президентом РФ по представлению председателя ЦИК РФ. Таким образом, состав ЦИК РФ являлся как бы "президентским", хотя кандидатуры в ЦИК РФ предлагались и органами законодательной и исполнительной власти субъектов РФ. Поэтому в Федеральном законе об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ 1994 г. (ст. 12) был установлен иной (действующий и в настоящее время) порядок формирования ЦИК РФ. Определено, что ЦИК РФ состоит из 15 членов, 5 из которых назначаются Государственной Думой из числа кандидатов, предлагаемых депутатскими объединениями в ГД, 5 - Советом Федерации из числа кандидатур, предлагаемых (сообща) законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, и 5 - Президентом РФ. Председателя, заместителя Председателя и секретаря ЦИК РФ члены ЦИК РФ избирают сами из своего состава тайным голосованием, что должно содействовать самостоятельности и независимости главной И. к. страны. Все члены ЦИК РФ должны иметь высшее юридическое образование либо ученую степень в области права (сейчас в составе ЦИК РФ 2 доктора и 6 кандидатов юридических наук). Срок полномочий ЦИК РФ - 4 года. Она является юридическим лицом и постоянно действующим органом. Избирательные объединения, избирательные блоки, зарегистрировавшие свои федеральные списки кандидатов в депутаты ГД, вправе назначить по одному члену ЦИК РФ с правом совещательного голоса. И. к. субъекта РФ является юридическим лицом и действует на постоянной основе. Срок ее полномочий - не более 5 лет. Комиссия формируется законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ с учетом предложений избирательных объединений, блоков, общественных объединений, выборных органов местного самоуправления, И. к. субъекта РФ или соответственно ОИК предыдущего состава. Государственные служащие не могут составлять более одной трети от общего числа членов И. к. Такая И. к. состоит из 12-14 членов: половина назначается законодательным (представительным) органом, другая - органом исполнительной власти субъекта РФ. Причем и тот, и другой орган обязан назначить не менее одной трети назначаемого ими количества членов И. к. на основе поступивших предложений каждого из избирательных объединений, блоков, имеющих фракции в Государственной Думе, законодательном (представительном) органе субъекта РФ (правда, не более одного представителя от каждого избирательного объединения, блока). Председатель, заместитель председателя и секретарь этой комиссии избираются тайным голосованием на первом ее заседании. В ряде субъектов РФ эти лица должны иметь, как правило, высшее юридическое образование. Избирательное объединение, избирательный блок, зарегистрировавшие при выборах в Государственную Думу свой федеральный список в Центризбиркоме, вправе назначить по одному члену с правом совещательного голоса в каждую И. к. субъекта РФ....


    ЦИК РФ 
    • в выполняет важные функции: это - и руководящий, и организаторский, и нормативно-методический центр для всех избирательных кампаний в нашей стране. В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" 1997 г. ЦИК РФ совместно с И. к. субъектов РФ: осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан; организует общегосударственную систему регистрации избирателей; обеспечивает реализацию федеральных целевых программ, связанных с подготовкой и проведением выборов и референдумов, развитием избирательной системы РФ; осуществляет меры по организации финансирования выборов и референдумов; распределяет выделенные из федерального бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, контролирует их целевое использование; оказывает И. к. методическую, организационно-техническую помощь и др. ЦИК РФ вправе издавать инструкции по вопросам применения избирательных законов, обязательные для всех И. к. в Российской Федерации. При выборах в Государственную Думу ЦИК РФ обеспечивает правильную их организацию и проведение, единообразное применение Федерального закона о выборах депутатов ГД, контролирует соблюдение законности. ЦИК РФ издает инструкции и иные нормативные акты по вопросам применения Закона, касающиеся, в частности, порядка сбора подписей в поддержку избирательных объединений и блоков, кандидатов в депутаты, использования финансовых средств, распределения эфирного времени и др. На выборах 1993 г. ЦИК РФ формировала окружные И. к. (т. е. утверждала их председателей и состав). На последующих выборах таких полномочий по отношению к нижестоящим комиссиям ЦИК РФ уже не имела. Но она имеет право руководить деятельностью всех И. к. по выборам депутатов ГД (а также Президента РФ), рассматривает заявления и жалобы на решения и действия нижестоящих комиссий и принимает по ним мотивированные решения, в том числе и решение об их отмене. Одна из важнейших групп полномочий ЦИК РФ при избрании депутатов ГД связана с выборами по федеральному округу (см.: Избирательный округ). Списки кандидатов в депутаты по этому округу выдвигают избирательные объединения и избирательные блоки. Избирательные объединения на выборах - общероссийские политические общественные объединения, зарегистрированные в Министерстве юстиции РФ и имеющие свидетельство о регистрации. Однако если избирательные объединения создали свой избирательный блок, его регистрирует ЦИК РФ. Она же регистрирует федеральные списки кандидатов и списки кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями и блоками по одномандатным округам, а также доверенных лиц избирательных объединений, блоков; выдает кандидатам из федерального списка и всем доверенным лицам объединений, блоков удостоверения установленного образца. ЦИК РФ устанавливает единый порядок обработки итогов голосования и определения результатов выборов депутатов ГД. Именно она устанавливает результаты выборов по общефедеральному избирательному округу, т.е. определяет, кто победил по спискам, сколько мест досталось тем или иным партиям, движениям, их блокам. Кроме того, ЦИК РФ устанавливает результаты выборов в Думу в целом по Российской Федерации, т. е. на основании данных нижестоящих И. к. (прежде всего ОИК) определяет, кто стал депутатом ГД, и публикует эти результаты в печати. Списки лиц, избранных в ГД, составляются ЦИК РФ. Эти списки и необходимые документы ЦИК РФ передает в Государственную Думу. Также ЦИК РФ организует в целом по стране выборы Президента РФ. Она подводит итоги этих выборов и определяет, кто избран Президентом РФ....


    ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ С 
    • один из видов избирательных систем, применяемый во многих странах, в том числе и в Российской Федерации. Другим видом является мажоритарная избирательная система. П. и. с. имеет много разновидностей. Но если говорить о системе в целом, ее суть состоит в следующем. Территория государства или представительного органа объявляется единым избирательным округом. Политические партии и движения, их союзы (в избирательном законодательстве - избирательные объединения, блоки) выдвигают списки своих кандидатов. Избиратель голосует за один из таких списков, исходя из симпатий к партии, движению, их лидерам и участникам. Победа в этом случае пропорциональна числу голосов, поданных за соответствующий список избирательного объединения, причем подсчет зачастую ведется лишь по спискам, набравшим более 5% (например, в ФРГ, России; может быть и другой процент действительных голосов: в частности, 4% - в Швеции, 3% - в Аргентине, 2% - в Дании, 1% - в Израиле). Общее количество голосов избирателей, принявших участие в голосовании, делится на общее количество депутатских мандатов, замещаемых по П. и. с. Получается так называемое избирательное частное. Далее количество голосов, поданных за каждый список кандидатов, делится на избирательное частное. Так партии, движения узнают, сколько они получили мест в представительном органе. Внутри списка мандаты получают кандидаты согласно их очередности, начиная с первого. Если список разбит на центральную часть и так называемые региональные группы, первыми проходят в парламент кандидаты из центральной части. Кандидаты из региональных групп получают мандаты пропорционально голосам избирателей. поданных за данный список в соответствующем регионе. Плюсом П. и. с. является то, что голоса избирателей не пропадают, пропорционально им партии и движения все же получают мандаты в представительном органе, за исключением тех, кто не прошел э%-ук> или иную установленную планку. Минусом П. и. с. считают то, что здесь избиратель выбирает как бы абстрактных лиц - он знает чаще всего лидера партии, движения, нескольких активистов, но остальные - ему неизвестны. Кроме того, у избранных депутатов нет такой прямой связи с избирателями конкретного округа, как это имеет место при мажоритарной избирательной системе. Для того чтобы учесть интересы избирателей, многие страны разбивают список на территориальные части - тогда избиратели лучше знают кандидатов из своего региона и голосуют за них. Ряд стран отказался от так называемых связанных списков (когда избиратель голосует за список в целом) и перешел к системе свободных списков - избиратель вправе отдавать предпочтение кандидатам из списка партии, движения и даже дополнять список. П. и. с. применяется на выборах половины Государственной Думы (225 депутатов). Вся страна является единым федеральным избирательным округом. Каждое избирательное объединение, блок может включить в федеральный избирательный список кандидатов в депутаты до 270 человек. Возможно выделение в списке центральной части и распределение остальных кандидатов по регионам, состоящим из групп или отдельных субъектов РФ. В распределении депутатских мандатов участвуют только избирательные объединения, блоки, получившие более 5% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. На выборах 1995 г. таковыми стали КПРФ, ЛДПР, движения "Наш дом Россия" и "Яблоко".(С. А.)...


    ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ 
    • количество голосов избирателей, приходящееся на один депутатский мандат. В частности, используется в Российской Федерации при подсчете голосов и определении получивших депутатские мандаты партий и движений (избирательных объединений и блоков), выдвинувших свои избирательные списки при выборах в Государственную Думу по федеральному избирательному округу (т.е. на основе пропорциональной избирательной системы). Получив от окружных избирательных комиссий протоколы, в которых зафиксировано, сколько избирателей участвовало в голосовании по этим спискам, Центризбирком путем суммирования данных производит подсчет голосов избирателей, поданных по федеральному избирательному округу. Также определяется, сколько голосов получили каждое избирательное объединение, каждый блок. На выборах 1995 г. к распределению мандатов по федеральному округу допускались федеральные списки, набравшие 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Остальные списки из распределения мандатов исключались. Этот порядок был оспорен в Конституционном Суде РФ. Своим решением Конституционный Суд определил, что 5-процентный барьер должен быть более гибким. С учетом решения Конституционного Суда Федеральный закон о выборах депутатов ГД 1999 г. установил следующий порядок участия федеральных списков в распределении мандатов: если не менее чем за два федеральных списка кандидатов, каждый из которых получил 5 и более процентов голосов избирателей, было подано в совокупности более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, только эти списки допускаются к распределению депутатских мандатов (т. е. тогда списки, получившие менее о процентов, к распределению мандатов не допускаются); если за списки, каждый из которых получил о и более процентов голосов избирателей, подано в совокупности 50 или менее процентов голосов избирателей, к распределению мандатов допускаются списки, получившие о и более процентов, а также последовательно в порядке убывания числа поданных голосов избирателей списки, которые получили менее 5, но более 3 процентов голосов избирателей, до того, как общее число голосов избирателей, поданных за списки, допущенные к распределению депутатских мандатов, не превысит в совокупности 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании; если за один федеральный список подано более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, а остальные списки получили менее 5 процентов, к участию в распределении депутатских мандатов допускается также еще один список, который получил наибольшее число голосов избирателей среди списков, получивших менее 5 процентов голосов избирателей. Далее используется следующая методика распределения депутатских мандатов между списками. Сумма голосов, поданных за списки тех объединений, блоков, которые оказались допущенными к распределению мандатов, делится на 225, т. е. общее число мандатов по федеральному округу. Полученный результат как раз и есть избирательное частное. Затем число голосов, полученных каждым федеральным списком, делится на указанное И. ч. Полученная целая часть - число депутатских мандатов данного объединения, блока. Если при этом остаются нераспределенные мандаты, производится их вторичное распределение. Они передаются по одному тем объединениям, блокам, у которых оказывается наибольшей дробная часть (остаток) при произведенном выше делении на И. ч. При равенстве дробных частей преимущество отдается тому федеральному списку, за который подано большее число голосов избирателей. Внутри отдельного списка избранными считаются, в первую очередь, кандидаты из центральной его части в порядке их очередности в списке. Оставшиеся мандаты распределяются между региональными группами пропорционально собранным в регионе голосам избирателей. Внутри регионального списка распределение осуществляется тоже согласно очередности расположения кандидатов в списке. (С. А.)...


    ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ФОНД 
    • создаваемый кандидатом в депутаты, избирательным объединением, блоком, кандидатом на выборную должность фонд, в котором аккумулируются финансовые средства на их избирательную кампанию. В нашей стране до 1993 г. все виды выборов финансировались только из государственного бюджета. Начиная с выборов Федерального Собрания и других представительных органов в декабре 1993 г., установлены как государственное финансирование выборов, так и использование средств из негосударственных источников. Государственные средства делятся на две части. Одна используется избирательными комиссиями непосредственно или по их указаниям. Вторая передается избирательным объединениям, блокам и кандидатам в депутаты. Рассмотрим особенности формирования И. ф. при выборах депутатов ГД и Президента РФ. И. ф. кандидатов в депутаты ГД по одномандатным избирательным округам могут формироваться из следующих средств: а) собственных средств кандидата, которые в совокупности не могут превышать более чем в тысячу раз минимальный размер оплаты труда; б) средств, которые выделены кандидату избирательными объединениями - в совокупности не могут превышать более чем в 5000 раз минимальный размер оплаты труда (1995 г. - более чем в 1500 раз); в) средств, выделенных зарегистрированному кандидату не позднее чем за 40 дней до дня голосования окружной избирательной комиссией в равном размере с иными кандидатами по тому же округу; г) добровольных пожертвований граждан и юридических лиц в размере, не превышающем более чем в 100 раз для каждого гражданина (1995 г. - более чем в 20 раз) и более чем в 2000 раз для каждого юридического лица (1995 г. - 200 раз) минимальный размер оплаты труда. Предельная сумма всех расходов кандидата (зарегистрированного кандидата) из средств его избирательного фонда не может превышать более чем в 10 000 раз минимальный размер оплаты труд. Избирательные фонды избирательных объединений, блоков могут формироваться только за счет следующих денежных средств: а) собственных средств избирательного объединения, блока, которые не могут превышать более чем в 100 тысяч раз минимальный размер оплаты труда; б) средств, выделенных ЦИК РФ избирательным объединениям, блокам не позднее чем за 40 дней до дня голосования; в) добровольных пожертвований граждан и юридических лиц - не могут превышать для каждого гражданина более чем в 150 раз (1995 г. - более чем в 30 раз) и более чем в 20 тысяч раз для каждого юридического лица (1995 г. - 2000 раз) минимальный размер оплаты труда. Предельная сумма расходов средств избирательного фонда избирательного объединения, блока не может превышать более чем в 250 тысяч раз минимальный размер оплаты труда. Как можно видеть, размеры пожертвований в избирательные фонды от граждан и юридических лиц в 1999 г. серьезно возросли. Но предельные суммы расходов избирательных фондов (в расчете по минимальному размеру оплаты труда) остались те же, что и в 1995 г. Это означает, что количество жертвователей может быть теперь меньше, если они дают в фонды значительные суммы. Запрещены пожертвования в И. ф.: иностранных государств, организаций и граждан; российских юридических лиц с иностранные участием, если доля иностранного капитала в уставном капитале превышает 30%; международных организаций и международных общественных движений. Не допускаются также пожертвования органов местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятий, учреждений и организаций, воинских частей, военных учреждений и организаций, благотворительных организаций и религиозных объединений и др. Поступления в фонды не могут быть анонимными, т. е. если это - личный взнос гражданина, то он указывает фамилию, имя, отчество, постоянное место жительства и данные паспорта; если поступление - от организации, то ее реквизиты обозначаются на соответствующих документах. Излишние суммы подлежат возврату, а анонимные перечисляются в доход государства- То есть передачи средств по принципу "из рук в руки" быть не может, все подлежит оформлению. Закон прямо запрещает кандидатам в депутаты ГД и избирательным объединениям, блокам использовать иные денежные средства для ведения предвыборной агитации, кроме поступивших в их И. ф. Если они использовали иные денежные средства для ведения предвыборной агитации, соответствующая избирательная комиссия вправе обратиться в суд с представлением об отмене решения о регистрации кандидата либо федерального списка. Кандидату в депутаты, избирательному объединению, блоку на основе письменного сообщения соответствующей избирательной комиссии отделения Сбербанка России открывают специальные избирательные счета, на которые и поступают средства И. ф. Новшеством, введенным Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" 1997 г., является то, что И. ф. теперь создаются перед началом сбора подписей в поддержку кандидата, списка (ранее - только после их регистрации избирательными комиссиями). Соответственно уточнены и цели, на которые расходуются средства И. ф.: финансовое обеспечение организационно-технических мер, направленных на сбор подписей в поддержку кандидата (списка кандидатов); предвыборная агитация; оплата труда граждан РФ за выполненные (оказанные) ими работы (услуги), непосредственно связанные с проведением избирательной кампании; оплата аренды помещений, оборудования, командировочных и транспортных расходов, услуг связи, приобретение канцелярских товаров и оплата других расходов, непосредственно связанных с проведением избирательной кампании; внесение избирательного залога. Избирательные комиссии, кандидаты в депутаты, избирательные объединения и блоки обязаны вести учет всех поступлений и расходов. Кандидат в депутаты Государственной Думы по одномандатному избирательному округу представляет в окружную избирательную комиссию три финансовых отчета, итоговой - не позднее чем через 30 дней после опубликования результатов выборов. В ЦИК РФ представляют три финансовых отчета и избирательные объединения, блоки. Копии отчетов избирательные комиссии передают в средства массовой информации. Кандидат, избирательное объединение, избирательный блок не позднее чем через 30 дней после дня выборов возвращают соответствующей избирательной комиссии неизрасходованные средства в размере, пропорциональном размеру денежных средств, выделенных этой комиссией. Далее кандидаты и избирательные объединения, блоки, не набравшие определенного процента голосов избирателей, возмещают стоимость предоставленных бесплатно эфирного времени и печатной площади в СМИ. После этого полагается возвратить средства организациям и лицам, осуществившим пожертвования, пропорционально вложенным средствам с разрешения соответствующей избирательной комиссии. Сумма средств, которая после этого остается на счетах перечисляется в федеральный бюджет. Аналогичные правила предусмотрел и Федеральный закон о выборах Президента РФ 1995 г. Что касается цифр, то И. ф. кандидатов в Президенты могут формироваться из следующих средств: средств, выделенных кандидату на предвыборную агитацию ЦИК РФ; собственных средств кандидата, которые не могут превышать минимальный размер оплаты труда более чем в 1000 раз; средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, блоком, инициативной группой избирателей; их размер не может превышать минимальный размер оплаты труда более чем в 50 тыс.раз; добровольных пожертвований физических и юридических лиц; сумма пожертвования отдельного физического лица в избирательный фонд кандидата не может превышать минимальный размер оплаты труда более чем в 50 раз, а отдельного юридического лица - в 5000 раз. Предельная сумма расходов кандидата на должность Президента РФ за счет средств И. ф. не может превышать минимальный размер оплаты труда более чем в 250 000 раз. (С. А.)...


    ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
    • глава Российского государства. Пост Президента был учрежден путем проведения референдума РСФСР 17 марта 1991 г. 24 апреля 1991 г. Верховный Совет РСФСР принял Закон "О Президенте РСФСР". Законом от 24 мая 1991 г. IV Съезд народных депутатов РСФСР внес многочисленные изменения и дополнения в Конституцию РСФСР, в том числе связанные с введением поста Президента РСФСР. По введенной тогда модели Президент являлся высшим должностным лицом и главой исполнительной власти в РСФСР. Президентом мог быть избран не более чем на два срока подряд (срок полномочий - о лет) гражданин РСФСР не моложе 35 и не старше 65 лет, обладающий избирательным правом. По действующей Конституции (ст. 81) П. РФ избирается сроком на 4 года. П. РФ может быть избран только гражданин РФ не моложе 35 лет (верхнего предела теперь нет), постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет (это тоже новшество). Одно и то же лицо не может занимать должность П. РФ более двух сроков подряд (это значит, что после перерыва оно снова может претендовать на избрание). По прежней Конституции Президент не мог быть депутатом, занимать должности в государственных, коммерческих и общественных органах и организациях, не имел права на предпринимательскую деятельность. Действующая Конституция этих запретов не содержит. Порядок выборов П. РФ определяется Федеральным законом "О выборах Президента Российской федерации" от 17 мая 199э г. Выборы П. РФ назначает Совет федерации (СФ). Выдвижение кандидата на должность Президента производится на съезде (конференции) избирательного объединения (партии, движения) или избирательного блока (объединения нескольких партий, движений) тайным голосованием. Кроме того, непосредственно граждане могут образовать инициативную группу избирателей в количестве не менее 100 чел. для выдвижения кандидата на должность П. РФ. Как избирательное объединение, избирательный блок, так и инициативные группы избирателей обязаны собрать в поддержку своего кандидата не менее 1 млн подписей избирателей. Кандидаты далее регистрируются Центральной избирательной комиссией РФ (ЦИК РФ). Избирательная кампания и голосование осуществляются на основе общеизвестных правил, составляющих российское избирательное законодательство. Выборы П. РФ считаются состоявшимися, если в них приняло участие не менее половины избирателей, внесенных в списки. Победившим объявляется кандидат, набравший более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если в бюллетень для голосования включено более двух кандидатов и ни один из них не избран, ЦИК РФ назначает повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов. Победившим во втором туре считается кандидат, получивший большее число голосов избирателей, чем его соперник, при условии, что число голосов избирателей, поданных за победителя, больше числа голосов, поданных против всех кандидатов. Если выборы не выявили победителя, СФ назначает повторные выборы. Все избирательные действия, начиная с выдвижения кандидатов на должность П. РФ, повторяются, но сроки сокращаются на треть. Избранный П. РФ вступает в должность на тридцатый день со дня официального объявления ЦИК РФ о результатах выборов. При этом Президент приносит народу присягу (ст. 82 Конституции). В соответствии со ст. 92 Конституции РФ П. РФ приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ. Официальной резиденцией П. РФ является Московский Кремль (что определено Указом Президента РФ от 31 января 1992 г.). Указом от 15 февраля 1994 г. установлен штандарт (флаг) П. РФ как один из символов его власти. Действующая Конституция исходит из ведущего положения П. РФ в системе государственных органов страны. По форме правления Россию можно считать президентской республикой. В соответствии с Конституцией (ст. 80) П. РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией порядке он принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. П. РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Как глава государства П. РФ представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Полномочия П. РФ можно разделить на несколько групп: 1. В части формирования государственных органов и назначения высших должностных лиц П.РФ: назначает с согласия Государственной Думы (ГД) Председателя Правительства РФ; по предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных министров; принимает решение об отставке Правительства; представляет ГД кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ, ставит перед ГД вопрос об освобождении его от должности; представляет Совету Федерации (СФ) кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ (КС РФ), Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ; назначает судей других федеральных судов; представляет СФ кандидатуру Генерального прокурора РФ, вносит в СФ предложение об освобождении его от должности; формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ; формирует Администрацию П. РФ; назначает и освобождает полномочных представителей П. РФ (например, в субъектах РФ, в ГД, СФ, КС РФ и др.); назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ; назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания (ФС) дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях. 2 . В части руководства внутренней политикой страны и взаимоотношений с другими государственными органами П. РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Поэтому ему даны возможности, которые позволяют ощутимо влиять на дела в стране и многие государственные органы. П. РФ обращается к ФС с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Осуществляя внутреннюю политику, П. РФ подготавливает и вносит в ГД законопроекты по всем вопросам жизни страны, если считает, что их основой должны быть федеральные законы. Если же он полагает, что такой основой могут быть его собственные акты, то издает свои указы и распоряжения. Согласно Конституции, П. РФ может назначать референдумы РФ, которые обычно бывают посвящены наиболее важным вопросам жизни государства (ранее право назначать референдум принадлежало Съезду народных депутатов РФ, а между его заседаниями - Верховному Совету РФ). П. РФ назначает выборы ГД, распускает ГД в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией. П. РФ подписывает и обнародует федеральные законы, может наложить вето, т. е. отклонить закон, что потребует его повторного рассмотрения в парламенте РФ. При осуществлении своих полномочий П. РФ тесно взаимодействует с Правительством РФ. По прежней Конституции, Президент руководил Правительством. Однако сам он возглавлял Правительство лишь непродолжительный период(ноябрь 1991 - июнь 1992 гг.). И до, и после было и есть специальное должностное лицо - Председатель Правительства (лишь в период июнь - декабрь 1992 г. был и. о. Председателя Правительства). Действующая Конституция объявила Президента главой государства, а Правительство - органом исполнительной власти РФ. Норма о том, что Президент руководит деятельностью Правительства, теперь исключена из Конституции. Однако в конституционных положениях просматривается, что Президент все-таки осуществляет руководство Правительством РФ. Отношения Президента с судебными органами строятся на основе конституционного принципа независимости судей. У П. РФ есть право обращения в суды в целях защиты интересов государства и обеспечения законности. II. РФ формирует региональную политику как часть внутренней политики РФ. В дополнение к этому он. согласно Конституции (ст. 85). может пспользовать согласительные процедуры для разрешения разногласии между органами государственно!! власти РФ и субъектов РФ. а также между органами государственной власти различных субъектов РФ. П. РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ, если они противоречат Конституции РФ. федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушают права и свободы человека и гражданина - до решения вопроса соответствующим судом. 3. В области внешне и политики, помимо определения ее основ и решения кадровых вопросов. П. РФ: осуществляет руководство внешней политикой РФ. т. е. непосредственным ее проведением, ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ. подписывает ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителен. 4. В области о б е с п с- ч е н и я обороны и безопасности государства, стабильного о б щ е с т в е н н о г о порядка в стране П. РФ формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ. П. РФ назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил. К ведению П. РФ Конституция РФ отнесла утверждение военной доктрины РФ. По Закону об обороне П. РФ объявляет состояние войны. общую и частичную мобилизацию, военное положение на всей территории РФ или в отдельных се мест-ностях. Он отдает приказ Вооруженным Силам на ведение военных действий. П. РФ вводит в действие нормативные акты военного времени, формирует и упраздняет органы государственного управления военного времени, издает указы о призыве граждан РФ на военную службу: П. РФ при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом СФ и ГД (ст. 88 Конституции). 5. В области обеспечения конституционного статуса личности П. РФ не только является гарантом прав и свобод человека и гражданина (п. 2 ст. 80 Конституции). но и осуществляет ряд специальных полномочий: решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища; награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и специальные звания; осуществляет помилование. Осуществляя свои полномочия, П. РФ издает два вида актов - указы и распоряжения (ст. 90 Конституции). П. РФ. согласно ст. 91 Конституции, обладает неприкосновенностью. В соответствии с Федеральным законом "О государственной охране" от 24 апреля 1996 г. П. РФ с момента избрания предоставляется государственная охрана в местах его постоянного и временного пребывания. В течение срока полномочий П. РФ государственная охрана предоставляется и членам его семьи, проживающим совместно с ним или сопровождающим его. П. РФ в течение срока своих полномочий не вправе отказаться от государственной охраны. По истечении срока полномочий П. РФ предоставляется персональная охрана пожизненно (ст. 7). Конституция (ст. 92) предусматривает три возможности досрочного прекращения полномочий П. РФ: в случае его отставки; при стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия; отрешение П. РФ от должности. Очередные выборы П. РФ должны быть проведены не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения полномочий (ч. 2 ст. 92). Во всех случаях, когда П. РФ не в состоянии выполнять своп обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ. Исполняющий обязанности П. РФ не имеет права распускать ГД, назначать референдумы, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.(С. А.)...


       Дальше >>>





Наши проекты
Белые страницы России
V.I.P. зона России
Телефонная книга
Лучшее в Интернете
Обратная связь

  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


| Словари | Общие сведения | Помощь | Написать
Copyright © RI N 2000-
* Обратная связь