RIN.ru
Российская Информационная Сеть

Словари

English   
  Словари  Общие сведения  Помощь
 





     выборка описание
    БРОНЗА 
    • БРОНЗА (франц . bronze), сплавы Cu (основа) с другими элементами (напр., Sn, Al, Be, Pb, Cd, Cr; соответственно бронзы называются оловянистой, алюминиевой, бериллиевой и т. д.). Широкий диапазон свойств и применения....


    МЕТАФОРА 
    • МЕТАФОРА (от греч . metaphora - перенесение), троп, перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего или сходного для обоих сопоставляемых членов ("говор волн", "бронза мускулов")....


    ГНЕЗНО 
    • ГНЕЗНО (Gniezno) , город на западе Польши. 70,4 тыс. жителей (1990). Кожевенно-обувная, пищевая, швейная промышленность, машиностроение. Остатки славянского поселения 8-9 вв. В 10 в. столица древнепольского государства. Готический собор Девы Марии (14-15 вв.) с "Гнезненскими дверьми" (бронза, ок. 1170)....


    ЧОУДХУРИ Девипрасад Рай 
    • ЧОУДХУРИ Девипрасад Рай (1899-1975) , индийский живописец, график и скульптор. В 1920-1930-е гг. следовал принципам "Бенгальского Возрождения", позже испытал влияние импрессионизма и постимпрессионизма (многофигурная группа "Триумф труда", бронза)....


    ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО 
    • ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО , вид декоративно-прикладного искусства: изготовление художественных украшений, предметов быта и прочих из драгоценных металлов (золота, серебра), часто в сочетании с драгоценными и поделочными камнями и пр.; художественные изделия из других металлов (бронза, медь), выполненные с тонким мастерством....


    ТВЕРДЫЕ РАСТВОРЫ 
    • ТВЕРДЫЕ РАСТВОРЫ , однородные твердые вещества, состоящие из нескольких компонентов, концентрации которых могут быть изменены в некоторых пределах при данных температуре, давлении и т. п. без нарушения однородности. Многие металлические сплавы (напр., сталь, бронза), минералы (полевые шпаты, слюды и др.), стекла являются твердыми растворами....


    СВАН 
    • СВАН (Svan) Гунде Андерс (р . 1962), шведский спортсмен (лыжный спорт). Чемпион Олимпийских игр (1984 - в гонке на 15 км и эстафете 4x10; 1988 - в гонке на 50 км и эстафете). Призер Олимпийских игр (1984) в гонке на 50 км (серебро) и 30 км (бронза). Многократный чемпион мира....


    ФИДИЙ 
    • ФИДИЙ (нач . 5 в. до н. э. - ок. 432-431 до н. э.), древнегреческий скульптор периода высокой классики. Главный помощник Перикла при реконструкции Акрополя в Афинах. Грандиозные статуи - Афины Промахос на Акрополе (бронза, ок. 460 до н. э.), Зевса Олимпийского и Афины Парфенос (обе - золото, слоновая кость) - не сохранились. Под руководством Фидия исполнено скульптурное убранство Парфенона. Творчество Фидия - одно из высших достижений мирового искусства, его образы сочетают жизненность с возвышенной классической гармонией и красотой....


    БРОКАР 
    • БРОКАР (Brocard) Генрих Афанасьевич (1836-1900) , парфюмер, предприниматель. Из семьи французского парфюмера. С 1861 жил в России, оставаясь французским подданным. В 1872 учредил торговый дом, в 1893 - Товарищество парфюмерного производства в Москве "Брокар и Ко". Изобрел новый способ изготовления концентрированных духов. Создал новые ароматы, изучал воздействие духов на эмоции человека. Мастер экстравагантной рекламы. На Всероссийской торгово-промышленной выставке в 1896 в Н. Новгороде устроил для бесплатного пользования фонтан из цветочного одеколона, производство которого впервые открыл в России. Собрал художественную коллекцию (керамика, фарфор, бронза и др.), которая ежегодно экспонировалась в благотворительных целях....


    МУХИНА Вера Игнатьевна 
    • МУХИНА Вера Игнатьевна [19 июня (1 июля) 1889 , Рига - 6 октября 1953, Москва], российская художница. Выдающийся скульптор, завоевала мировую известность как автор группы "Рабочий и колхозница", которая стала едва ли не самым популярным символом советского государства.Начало путиРодилась в купеческой семье. Получила художественное образование в студиях К. Ф. Юона (1909-11), Н. А. Синициной (1911), И. И. Мешкова (1911-12) в Москве, а также в частных академиях Парижа (Коларосси, "Ла Палет", "Ла Гранд Шомьер") в 1912-14 годы. Особое значение в эти парижские годы имели для нее уроки Э.-А. Бурделя. От него она унаследовала любовь к масштабным символическим обобщениям, выраженным в напряженной динамике форм, которые постоянно противоборствуют, не находя покоя. Испытала также воздействие кубизма, особо заметное в ее ранних рисунках, театральных эскизах и проектах одежды; они близки по стилю к творчеству ее подруги А. А. Экстер (в 1922-23 Мухина совместно с Экстер и Н. П. Ламановой разрабатывала проекты мод, основанные на экспрессивных комбинациях простейших геометрических форм). В такого рода дизайне стиль модерн и кубизм составляют синтез, родственный ар деко.После Октябрьской революции участвовала в реализации плана монументальной пропаганды. Лучшим из проектов такого рода является "Пламя революции" (1922-23, гипс, Музей революции, Москва) с фигурой несущего факел юноши, окруженного вихрем кубистически условных форм. Композиция эта знаменательна и для творческого темперамента Мухиной в целом: в ее лучших работах зачастую "вихрем" выплескивается мощное подсознательное начало, нарушающее строгие рамки официального заказа. Более гармонична и уравновешенна массивно-величавая "Крестьянка" (1927, бронза, Третьяковская галерея). В этот период Мухина впервые проявляет себя и как мастер обобщенно-героического портрета (портрет мужа, архитектора С. А. Замкова (1934-35, мрамор, там же)."Рабочий и колхозница"Главным итогом ее монументально-декоративных поисков стала прославленная группа "Рабочий и колхозница" для возведенного по проекту Б. М. Иофана советского павильона на Всемирной выставке в Париже (1935-37, нержавеющая сталь; ныне установлена перед северным входом Всероссийского выставочного центра в Москве). С одной стороны, группа монументально и мощно агитирует за социализм: фигуры двух молодых энтузиастов представлены в неудержимом, сверхчеловеческом порыве вперед, к светлому будущему. Но глубинный смысл произведения парадоксален и по-своему "саморазрушителен", поскольку в качестве композиционного прототипа Мухина избрала группу античных тираноубийц, Гармодия и Аристогитона. Славословие верховной власти подспудно заключает в себе противостояние ей. Еще откровенней высказывается Мухина о годах сталинского "большого террора" в неосуществленных замыслах - например, в проекте памятника челюскинцам (1938), где главной (причем размещенной в центре Москвы) должна была стать фигура Борея, страшного божества леденящего холода и тьмы.Среди других известных монументальных работ художницы - декоративная группа "Хлеб" (бронза, 1939, Третьяковская галерея), памятник Максиму Горькому для города Горького (1938-39, бронза, гранит, установлен в 1952; Мухина завершила также с соавторами исполненный И. Д. Шадром проект памятника Горькому для Москвы (бронза, гранит, 1951). С теми же соавторами (Н. Г. Зеленской и З. Г. Ивановой) она создала памятник П. И. Чайковскому для Москвы (бронза, гранит, 1954) и 6-фигурную группу "Требуем мира" (1950, гипс, Русский музей; отмечена Сталинской премией в 1951). Ее мастерство - от достаточно виртуозного "Хлеба" до последней группы - в целом усредняется, подчиняясь казенным стереотипам. Более непосредственно и эмоционально ее талант - помимо эскизов - проявился в некоторых портретах и надгробиях (например, надгробие сына Горького М. А. Пешкова, мрамор, 1935), а большой дар художника-экспериментатора - в опытах создания стеклянной, "полой" пластики, которыми Мухина увлекалась в 1930-50-е гг.Литература:В. И. Мухина. Художественное и литературно-критическое наследие. М., 1959-60. Т. 1-3.Воронова О. П. В. И. Мухина. М., 1976.Суздалев П. К. В. И. Мухина. М., 1981.М. Н. Соколов...


    ШЕМЯКИН Михаил Михайлович 
    • ШЕМЯКИН Михаил Михайлович (р . 4 мая 1943 в Москве), российский художник. Сформировавшись в среде "неофициального искусства", стал одним из самых популярных в России современных художников.Родился в семье офицера. В 1945-57 семья Шемякина жила в Германии. В 1957-61 будущий мастер учился в средней художественной школе при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина в Ленинграде. Жил в Ленинграде, в 1971 был изгнан из СССР, обосновался в Париже. С 1981 живет в Нью-Йорке, с 1991 - в Клавираке (штат Нью-Йорк). Становление стиля художникаПетербургский модернизм и петроградский авангард, творчество мастеров "Мира искусства", а с другой стороны - П. Н. Филонова - оказали решающее воздействие на становление собственного стиля Шемякина. Сквозной темой его искусства, соединившего в себе черты символизма и сюрреализма, стал карнавал - как категория не только житейского, но и космического порядка (Шемякин по праву может считаться одним из лидеров карнавализма как особого направления в русской изо-культуре застойного времени). Работая в разных техниках, особенно охотно обращаясь к литографии, он трактует бытие как вечный маскарад, лихой и зловещий, - с маской Смерти или Бренности как центральным символом этого пестрого хоровода. Отдельные образы слагаются в огромные, многолетние циклы. Насильственно загонявшееся в подполье на родине, с переездом за рубеж его творчество обретает новую масштабность. Натурные мотивы по-прежнему "магически" преображаются (как в цикле "Чрево Парижа", 1977, навеянном впечатлениями от знаменитого парижского рынка накануне его сноса). Шемякин (в основном уже в американский период) развивает свои идеи всеобщего "метафизического синтеза" форм и символов в сериях графических и живописных вариаций в диапазоне всей истории мирового искусства; мы находим здесь и реминисценции древних наскальных изображений и тотемов, и мотивы из В. В. Кандинского, Ф. Бэкона и современных мастеров.Начиная с "Классической испанской эпиграммы" 1971 года, художник неоднократно выступал и как график-иллюстратор (рисунки к прозе Ю. В. Мамлеева и поэзии М. Юппа). Особую популярность завоевали его графические листы по мотивам стихов и песен В. С. Высоцкого (1980-е гг.), с которым Шемякина связывала тесная дружба, - эти композиции, полные злого сарказма, воспринимаются как диагноз социального и нравственного распада позднесоветского общества.Известна также историко-культурная и менеджерская деятельность художника: он не раз устраивал коллективные экспозиции русского "неофициального искусства" (в частности, организовал вместе с коллекционером А. А. Глезером выставку "Современная русская живопись" в Париже, 1976), издал альманах "Аполлон-77", объединивший многих писателей и художников-нонконформистов России (1977), первым выпустил полное собрание произведений Высоцкого в 3 томах с комплектом из 7 пластинок (1988).В 1980-90-е гг. Шемякин все чаще обращается и к скульптуре, создавая "метафизические" рельефы, иронически-карнавальную мелкую пластику (эскизы которой переводились в бронзу, серебро и другие материалы). Его замыслы были воплощены в ряде монументальных работ, в т. ч. в трагически-гротескном памятнике Петру I в Санкт-Петербурге (бронза, 1991) и причудливом конном автопортрете, установленном у его дома в Клавираке (бронза, 1992).Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1993).Литература:М. Шемякин: Нью-Йорк - Москва: Ретроспективная выставка. М., 1989.М. Шемякин: Галерея "Дом Нащокина": Каталог выставки. М., 1994.М. Н. Соколов...


    АНТОКОЛЬСКИЙ Марк Матвеевич 
    • АНТОКОЛЬСКИЙ Марк Матвеевич (1843-1902) , российский скульптор. Был близок к передвижникам. Глубокой историко-психологической достоверностью отмечены созданные им образы русских исторических деятелей ("Иван Грозный", 1871, "Петр I", 1872).АНТОКОЛЬСКИЙ Марк Матвеевич (Мордух Матысович) [21 октября (2 ноября) 1843, Вильнюс - 26 июня (9 июля) 1902, Бад-Хомбург, Германия], российский художник. Крупнейший мастер русской скульптурной школы 2-й половины 19 в.Выходец из небогатой семьи владельца харчевни. Учился в петербургской Академии художеств (1862-68) у Н. С. Пименова. Жил в Петербурге, с 1871 - в Италии, с 1877 - в Париже. Участвовал в выставках Товарищества передвижников, с большой симпатией относясь к их поискам "правды в искусстве", противостоявшей обветшавшим канонам академизма.Ранние небольшие горельефы Антокольского (из дерева или кости) с теплым юмором воплощают характерные типажи еврейского провинциального быта ("Портной", 1864; "Скупой", 1865; оба в Русском музее). Главной его темой вскоре становится русская история, крупнейшие ее фигуры, личности которых он стремится раскрыть во всей их драматической сложности. Добиваясь острой психологической выразительности деталей и общего силуэта, он выдвигается в число крупных скульпторов-монументалистов своего времени. Наибольшей известностью пользуются созданные им образы Ивана Грозного, погруженного в тяжкое раздумье (1871, бронзовый вариант в Русском музее, мраморный, 1875 - в Третьяковской галерее), и Петра I (1872; бронзовая статуя установлена как памятник в Петродворце, Таганроге и Архангельске), фигура последнего полна горделивого могущества, воспринимается как символ России, открывающей новоевропейский этап своей истории.С годами в творчестве Антокольского усиливаются черты философского раздумья. Следуя типичной для европейской скульптуры того времени тенденции к максимально "живой" форме, он создает произведения обобщенно-символического характера, стремясь изобразить не столько конкретных исторических персонажей, сколько пластические примеры нравственных поисков, сомнений и озарений духа. Таковы его "Христос перед судом народа" (бронзовый вариант - 1874), "Смерть Сократа" (1875), "Спиноза" (1882), "Мефистофель" (1883, все - Русский музей), "Христианская мученица" ("Не от мира сего", 1887, Третьяковская галерея). Моделировка этих произведений - обычно в окончательном варианте исполнявшихся в белом мраморе - достигает особой нервной тонкости. Они в значительной мере предваряют скульптуру символизма. И в поздний период Антокольский, хотя и реже, обращается к мотивам русской истории, создавая такие эпические композиции, как горельеф "Ярослав Мудрый" (майолика, 1889), "Нестор-летописец" (мрамор, 1890), "Ермак" (бронза, 1891, все - Русский музей).Антокольский - автор ряда надгробий (М. А. Оболенской в Риме, 1877; Ф. М. Дмитриева в Москве, 1888, оба - мрамор, и др.) и портретных бюстов, в том числе критика В. В. Стасова (бронза, 1873, Третьяковская галерея), с которым его связывали долголетняя дружба и переписка. В своих письмах и статьях (собраны под редакцией Стасова в сборнике 1905) называл своими идеалами "искренность" и "душу в искусстве". Его суждения о кризисе современной ему художественной культуры близки эстетике Л. Н. Толстого.Литература:Кузнецова Э. В. М. М. Антокольский: Жизнь и творчество. М., 1989.Марк Антокольский: Выставка произведений к 150-летию со дня рождения. Каталог / Государственный Русский музей. СПб., 1994.М. Н. Соколов...


    НЕИЗВЕСТНЫЙ Эрнст Иосифович 
    • НЕИЗВЕСТНЫЙ Эрнст Иосифович (р . 9 апреля 1925, Свердловск), российский художник и теоретик искусства. Пройдя через опыт "неофициального искусства" 1950-70-х гг., стал к кон. 20 в. самым известным скульптором России. Родился в семье врача. Участник Великой Отечественной войны; тяжело раненный, был демобилизован в 1945. В 1946-47 учился в латвийской Академии художеств в Риге, в 1947-54 - в Московском художественном институте имени В. И. Сурикова (и параллельно посещал занятия на философском факультете МГУ). Жил и работал в Москве. Индивидуальный стиль мастера Отдал дань академическому реализму, но в 1950-е гг. (прежде всего, в фигурах "раненых людей", выражающих мучительную память военных лет) сформировал свой собственный стиль, сочетающий черты символизма и бурного, темпераментного экспрессионизма. Наиболее характерные для него материалы - бронза (в которой отливаются, обычно во многих вариантах, почти все его скульптурные замыслы), а в монументально-декоративных рельефах - бетон. Его произведения, воплощая в себе (по словам самого мастера) "форму потока", всегда слагаются в большие циклы. В центре образов - человеческое тело, стремящееся путем напряженных усилий одолеть собственное оцепенение. Среди важнейших циклов мастера (как скульптурных, так и графических, а позднее и живописных): "Гигантомахия" (с 1958), "Образы Достоевского" (с 1963; в 1970 в серии "Литературные памятники" вышел роман "Преступление и наказание" с иллюстрациями Неизвестного), "Образы Данте" (с 1966). С 1956 художник создает бесчисленные эскизы главного своего замысла, "Древа жизни"; эта композиция, по идее гигантская скульптура-инвайронмент, сочетает в себе мотивы древесной кроны, человеческого сердца и Мебиуса листа, символизируя порыв человеческого духа, который, самовозвышаясь, гуманизирует миры науки и техники. Противостояние властям и эмиграция Неизвестному удавалось иногда исполнять и официальные заказы [памятник в честь дружбы народов (так называемый "Цветок Лотоса") на Асуанской плотине в Египте, 1971; декоративные рельефы: "Прометей" в Артеке (1966), для Института электроники в Зеленограде (Москва, 1974), для здания ЦК компартии в Ашхабаде (1975, ныне Дом правительства Туркменистана)]. Но, как активный участник "катакомбной" (по его собственному выражению) культуры, он входил во все более острое противостояние с властями. Лично, - хотя и в резком конфликте, - познакомился с Н. С. Хрущевым, когда тот учинил скандал на выставке в Манеже (1962); впоследствии исполнил его надгробие в Москве (1974), подчеркнув контрастами форм внутренний драматизм и противоречивость хрущевского правления. В 1976 эмигрировал из СССР. Ныне живет и работает преимущественно в США, близ Нью-Йорка; с 1989 постоянно приезжает на родину. В 1996 в Магадане был открыт созданный по его проекту мемориал жертвам ГУЛАГа -с гигантским бетонным "Ликом скорби" как центральным элементом композиции. В том же году Неизвестный стал лауреатом Государственной премии Российской Федерации . Не раз выступал с теоретическими статьями и лекциями, развивая идею синтеза искусства и науки, а также "симбиоза Веры и Знания" как главной цели современного общества, и указывая, что человеческие тело и лицо, осмысляемые искусством, есть "иероглифы" пути к этой цели. Музей "Древо жизни", посвященный творчеству Неизвестного, открыт в Уттерсберге (Швеция)....


    МАТВЕЕВ Александр Терентьевич 
    • МАТВЕЕВ Александр Терентьевич [13 (25) 1878 , Саратов - 22 октября 1960, Москва], российский художник. Один из самых авторитетных мастеров русской скульптуры 20 в..Выходец из семьи торгового служащего. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1899-1902) у С. М. Волнухина и П. П. Трубецкого. Участвовал в выставках "Мира искусства" и "Голубой розы". Жил в Петербурге-Ленинграде (с 1907) и в Москве (с 1943). Прямое воздействие импрессионистической пластики Трубецкого ощутимо в ранних вещах Матвеева (портрет В. Э. Борисова-Мусатова, гипс, 1900, Третьяковская галерея).У скульптурного импрессионизма ваятель заимствует проникновенную любовь к иллюзорно-живой, как бы дышащей поверхности форм, у символизма и стиля модерн - тяготение к мотивам сонного покоя, почти транса, к образам зыбкого, тревожного равновесия на грани реальности и видения, жизни и смертного оцепенения. Хотя скульптора и называли впоследствии "русским Майолем", его образы ближе к живописи П. Гогена и пластике Ж. Минне. Гармония "золотого века", неразрывно слитая с меланхолическим раздумьем - как бы о том, что век этот, царство идеального покоя замкнуто в границах искусства, и одного только искусства, - эти настроения доминируют в томных фигурах обнаженных мальчиков-подростков, украшавших виллу Л. Е. Жуковского в Кучук-Коя (Крым; мрамор, инкерманский камень, 1908-11; ансамбль сохранился во фрагментах; часть их перенесена в Русский музей), а также в спящей фигуре мальчика на надгробии В. Э. Борисова-Мусатова в Тарусе (гранит, 1910). После Октябрьской революции участвовал в осуществлении плана монументальной пропаганды, создав энергически-мощный, грубовато-лаконичный по формам памятник К. Марксу в Петрограде (гипс, 1918, не сохранился). Неоклассические тенденции проявились в группе "Октябрь" (гипс, 1927, Русский музей; бронзовый отлив - 1958), где фигуры воина, крестьянина и рабочего, решенные согласно античному канону "героической наготы", призваны выразить три ведущие социальные силы революции. Не ограничиваясь внешней стилизацией, через античность Матвеев неизменно возвращается к натуре, открывая ее архитектонику и внутреннее величие [как в замечательной бронзовой фигуре стоящей женщины (1937, там же)].На фоне помпезно-украшательских тенденций, широко распространившихся в официальной советской скульптуре 1930-50-х годов, искусство Матвеева представало образцом высокой художественной честности, стоического культа идеальной формы. Скульптор теперь приходится не ко двору, замыслы монументальных работ остаются неосуществленными; но сохраняются эскизы, впечатляющие экспрессией "сокровенной" пластики, которая как бы живет собственной внутренней жизнью (в 1940-50-е гг. ваятель, в частности, не раз обращался к образу А. С. Пушкина, достигая особой психологической остроты характеристик). Черты посмертной маски драматически соединены с пронзительно-живым взглядом в "Автопортрете" (бронза, 1939, Русский музей).В 1920-е годы мастер работал для Петроградского фарфорового завода, создав изысканные образцы пластики малых форм, варьирующих мотив обнаженной женской фигуры.Наследие Матвеева невелико по объему. Но его виртуозное мастерство оказало на традицию отечественной пластики весьма значительное влияние - в том числе и благодаря тому, что он был и замечательным педагогом (преподавал в ленинградской Академии художеств, а по переезде в Москву - в Московском художественном институте им. В. А. Сурикова).Литература:Бассехес А. И. А. Т. Матвеев. М., 1960.Александр Матвеев: Альбом / Автор статьи и сост. Е. Б. Мурина. М., 1979.М. Н. Соколов...







Наши проекты
Белые страницы России
V.I.P. зона России
Телефонная книга
Лучшее в Интернете
Обратная связь

  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


| Словари | Общие сведения | Помощь | Написать
Copyright © RI N 2000-
* Обратная связь