Словари Общие сведения Помощь |
|
|
выборка | описание |
БУЙНИЦКИЙ Игнат Терентьевич
|
- БУЙНИЦКИЙ Игнат Терентьевич (1861-1917) , белорусский актер, режиссер. Организатор "Первой белорусской труппы" (1907-13), основоположник белорусского профессионального театра....
|
ПАШУТО Владимир Терентьевич
|
- ПАШУТО Владимир Терентьевич (1918-83) , российский историк, член-корреспондент АН СССР (1976). Труды по истории и историографии феодальных России, Украины, Белоруссии, Литвы, Прибалтики....
|
ДЗЯЛОШИНСКИЙ Игнат Ехиельевич
|
- ДЗЯЛОШИНСКИЙ Игнат Ехиельевич (р . 1931), российский физик-теоретик, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1974). Основные труды по физике твердого тела, магнетизму, статистической физике. Государственная премия СССР (1984)....
|
КЛЕЙМЕНОВ Иван Терентьевич
|
- КЛЕЙМЕНОВ Иван Терентьевич (1898-1938) , один из организаторов и руководителей работ по отечественной ракетной технике, Герой Социалистического Труда (1991, посмертно). Начальник Газодинамической лаборатории (1932-33), Реактивного института (1933-37). Репрессирован; реабилитирован посмертно....
|
КАРПОВ Александр Терентьевич
|
- КАРПОВ Александр Терентьевич (1917-44) , дважды Герой Советского Союза (1943, 1944), капитан (1943). В Великую Отечественную войну в истребительной авиации, командир эскадрильи; 97 воздушных боев, сбил лично 28, в группе 8 самолетов противника. Погиб при выполнении боевого задания....
|
МАТВЕЕВ Александр Терентьевич
|
- МАТВЕЕВ Александр Терентьевич (1878-1960) , российский скульптор, заслуженный деятель искусств (1931). Член объединений "Мир искусства", "Голубая роза" и Общества русских скульпторов. Стремился к классически ясным образам, четкой архитектонике, обобщенности формы (группа "Октябрь", 1927). Мастер пластики малых форм. Педагог....
|
СОЛДАТЕНКОВ Козьма Терентьевич
|
- СОЛДАТЕНКОВ Козьма Терентьевич (1818-1901) , российский издатель, владелец художественной галереи. Основал в Москве в 1856 издательство. Выпустил первое собрание сочинений В. Г. Белинского, стихотворения Н. А. Некрасова, А. В. Кольцова, Н. П. Огарева, А. А. Фета и др., произведения И. С. Тургенева, Д. В. Григоровича, исторические сочинения Т. Н. Грановского, В. О. Ключевского, переводы зарубежной научной литературы. Картинную галерею и библиотеку завещал Румянцевскому музею....
|
ПЕРЕСЫПКИН Иван Терентьевич
|
- ПЕРЕСЫПКИН Иван Терентьевич (1904-78) , маршал войск связи (1944). В 1939-44 нарком связи СССР и в 1941-46 начальник Главного управления связи Красной Армии. В 1946-57 начальник войск связи Сухопутных войск....
|
ЯГИЧ
|
- ЯГИЧ (Jagic) Ватрослав (Игнат Викторович) (1838-1923) , российский филолог-славист, академик Петербургской АН (1881). По происхождению хорват. Труды по славянскому языкознанию, текстологии, палеографии, фольклористике, литературоведению, праву, истории....
|
СИДИХИН Евгений Владимирович
|
- СИДИХИН Евгений Владимирович (р . 1964), российский актер. Работал в Ленинградском театре им. Ленсовета. В кино снискал успех ролью Гоши в фильме И. В. Дыховичного "Прорва" (1992), которая определила его дальнейшее амплуа героя с неотразимой мужественностью (Игнат - "Дети чугунных богов", 1993; Борис - "Мания Жизели", 1995; главная роль в телефильме "Русский транзит" и др.)...
|
ГОНЧАР Олесь
|
- ГОНЧАР Олесь (Александр Терентьевич) (1918-1995) , украинский писатель, академик АН Украины (1978), Герой Социалистического Труда (1978). Рассказы, трилогия "Знаменосцы" (1946-48) о Великой Отечественной войне; романы "Таврия" (1952), "Перекоп" (1957) о Гражданской войне; в романах "Тронка" (1963; Ленинская премия, 1964), "Собор" (1968), "Циклон" (1970), "Берег любви" (1976), "Твоя заря" (1980) - нравственно-этическая проблематика. Государственная премия СССР (1948, 1949, 1982)....
|
МАТВЕЕВ Александр Терентьевич
|
- МАТВЕЕВ Александр Терентьевич [13 (25) 1878 , Саратов - 22 октября 1960, Москва], российский художник. Один из самых авторитетных мастеров русской скульптуры 20 в..Выходец из семьи торгового служащего. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1899-1902) у С. М. Волнухина и П. П. Трубецкого. Участвовал в выставках "Мира искусства" и "Голубой розы". Жил в Петербурге-Ленинграде (с 1907) и в Москве (с 1943). Прямое воздействие импрессионистической пластики Трубецкого ощутимо в ранних вещах Матвеева (портрет В. Э. Борисова-Мусатова, гипс, 1900, Третьяковская галерея).У скульптурного импрессионизма ваятель заимствует проникновенную любовь к иллюзорно-живой, как бы дышащей поверхности форм, у символизма и стиля модерн - тяготение к мотивам сонного покоя, почти транса, к образам зыбкого, тревожного равновесия на грани реальности и видения, жизни и смертного оцепенения. Хотя скульптора и называли впоследствии "русским Майолем", его образы ближе к живописи П. Гогена и пластике Ж. Минне. Гармония "золотого века", неразрывно слитая с меланхолическим раздумьем - как бы о том, что век этот, царство идеального покоя замкнуто в границах искусства, и одного только искусства, - эти настроения доминируют в томных фигурах обнаженных мальчиков-подростков, украшавших виллу Л. Е. Жуковского в Кучук-Коя (Крым; мрамор, инкерманский камень, 1908-11; ансамбль сохранился во фрагментах; часть их перенесена в Русский музей), а также в спящей фигуре мальчика на надгробии В. Э. Борисова-Мусатова в Тарусе (гранит, 1910). После Октябрьской революции участвовал в осуществлении плана монументальной пропаганды, создав энергически-мощный, грубовато-лаконичный по формам памятник К. Марксу в Петрограде (гипс, 1918, не сохранился). Неоклассические тенденции проявились в группе "Октябрь" (гипс, 1927, Русский музей; бронзовый отлив - 1958), где фигуры воина, крестьянина и рабочего, решенные согласно античному канону "героической наготы", призваны выразить три ведущие социальные силы революции. Не ограничиваясь внешней стилизацией, через античность Матвеев неизменно возвращается к натуре, открывая ее архитектонику и внутреннее величие [как в замечательной бронзовой фигуре стоящей женщины (1937, там же)].На фоне помпезно-украшательских тенденций, широко распространившихся в официальной советской скульптуре 1930-50-х годов, искусство Матвеева представало образцом высокой художественной честности, стоического культа идеальной формы. Скульптор теперь приходится не ко двору, замыслы монументальных работ остаются неосуществленными; но сохраняются эскизы, впечатляющие экспрессией "сокровенной" пластики, которая как бы живет собственной внутренней жизнью (в 1940-50-е гг. ваятель, в частности, не раз обращался к образу А. С. Пушкина, достигая особой психологической остроты характеристик). Черты посмертной маски драматически соединены с пронзительно-живым взглядом в "Автопортрете" (бронза, 1939, Русский музей).В 1920-е годы мастер работал для Петроградского фарфорового завода, создав изысканные образцы пластики малых форм, варьирующих мотив обнаженной женской фигуры.Наследие Матвеева невелико по объему. Но его виртуозное мастерство оказало на традицию отечественной пластики весьма значительное влияние - в том числе и благодаря тому, что он был и замечательным педагогом (преподавал в ленинградской Академии художеств, а по переезде в Москву - в Московском художественном институте им. В. А. Сурикова).Литература:Бассехес А. И. А. Т. Матвеев. М., 1960.Александр Матвеев: Альбом / Автор статьи и сост. Е. Б. Мурина. М., 1979.М. Н. Соколов...
|
|
|
|
|
|
|