| Словари Общие сведения Помощь |
|
|
| выборка | описание |
|
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
|
- вся совокупность отношений данного государства с другими государствами, с международными организациями, а также общий курс государства в международных отношениях. Термин "внешняя политика" используется как в конституциях государств, так и в иных нормативных правовых актах. Иногда в конституцию включается специальная глава о В. п. Например, в Конституции СССР 1977 г. имелась гл. 4 "Внешняя политика", а в Конституции РФ 1978 г. - гл. 4 "Внешнеполитическая деятельность и защита социалистического Отечества". В остальном чаще всего в конституциях определяется компетенция государства, его субъектов и государственных органов, руководящих В. п. Так, в Конституции РФ к ведению РФ отнесены: В. п. и международные отношения РФ, международные договоры РФ; вопросы войны и мира (п. "к" ст. 71). Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренне""! и В. п. государства и осуществляет руководство В. п. РФ (ст. 80, 86 Конституции). В решении ряда вопросов В. п. участвуют палаты Федерального Собрания РФ: в принятии законов о ратификации и денонсации международных договоров РФ, о статусе и защите государственной границы РФ, по вопросам войны и мира, валютного, таможенного регулирования, согласования назначения дипломатических представителей РФ и др. К ведению Правительства РФ относится, в частности, осуществление мер по реализации В.п.РФ (ст. 114 Конституции РФ). Специальным органом проведения В. п. является Министерство иностранных дел РФ. В соответствии с Конституцией РФ в совместном ведении РФ и субъектов РФ находится координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ (п. "о" ст. 72). Поэтому субъекты РФ также принимают определенное участие в реализации В. п. РФ, в том числе создавая свои представительства в зарубежных странах. (С. А.)...
|
|
ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ
|
- сущность власти, политической системы общества и государства, его политическая, экономическая и социальная основы, характер хозяйственной жизни, исходные начала социальной политики и положения личности в системе общественных отношений. В Конституции СССР 1977 г., в разделе 1 "Основы общественного строя и политики СССР" было пять глав: гл. 1 "Политическая система", гл. 2 "Экономическая система", гл. 3 "Социальное развитие и культура", гл. 4 "Внешняя политика", гл. 5 "Защита социалистического Отечества". В действующей Конституции РФ используется категория "конституционный строй".(С. А.)...
|
|
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА
|
- все внутренние дела государства, их ведение. Это - понятие, широко используемое в конституционном лексиконе. В Российской Федерации Президент в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами "определяет основные направления внутренней и внешней политики" (ч. 3 ст. 80). (С. А.)...
|
|
МОНОПОЛИЯ ГОСУДАРСТВА
|
- закрепление государством за собой исключительного права на выпуск определенной продукции и на определенные виды деятельности. Чаще всего М. г. распространяется на выпуск, продажу и ввоз (импорт) алкоголя и в целом на внешнюю торговлю (импорт и экспорт любой продукции). М. г. может устанавливаться его конституцией. Например, к ведению Союза ССР по Конституции СССР 1936 г. относилась "внешняя торговля на основе государственной монополии" (ст. 14), по Конституции СССР 1977 г. - "внешняя торговля и другие виды внешнеэкономической деятельности на основе государственной монополии" (ст. 73). В Конституции РФ 1993 г. понятие "монополия государства" не используется. Однако отнесением определенных видов деятельности к исключительной компетенции государства предопределяется его монополия в соответствующих сферах (например, федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы, деятельность в космосе, производство ядовитых и наркотических веществ и др.). Федеральный закон '"О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" от 7 июля 1995 г. предусматривает также возможность М. г. на экспорт и(или) импорт отдельных товаров, которая устанавливается федеральными законами. Но М. г. в данном случае выражается в выполнении экспортно-импортных операций не самим государством, а выдачей лицензий на осуществление соответствующей деятельности исключительно государственным унитарным предприятиям. (С. А.)...
|
|
МИГРАЦИЯ
|
- переезд граждан на жительство из одного региона в другой. М. может быть: внутренняя - перемещение граждан внутри своего государства; внешняя - приезд (возвращение) в государство его граждан, а также иностранцев и лиц без гражданства из-за рубежа, желающих временно или постоянно проживать в данном государстве. М. стала особенно злободневной проблемой в РФ в связи с тем, что появились вынужденные переселенцы, беженцы. Вопросами М. занимается Федеральная миграционная служба РФ, ее территориальные и иные органы. (С. А.)...
|
|
СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО
|
- государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции РФ 1993 г.). В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. (С. А.)...
|
|
ВНЕШНЯЯ РАЗВЕДКА
|
- совокупность специально создаваемых государством органов как составная часть сил обеспечения безопасности РФ, призванная защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием методов и средств, определенных федеральным законом. Такая характеристика В. р.дается в Федеральном законе РФ "О внешней разведке" от 8 декабря 1995 г. В соответствии с Законом разведывательная деятельность осуществляется: Федеральной службой В. р., органом В. р. Министерства обороны РФ, органом В. р. Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, органом В. р. Федеральной пограничной службы. Общее руководство органами В. р. осуществляет Президент РФ. (С. А.)...
|
|
УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА
|
- определяемые государством основные направления деятельности по борьбе с преступностью, связанные с использованием возможностей, предоставляемых уголовным законодательством и практикой его применения. У. п. включает в себя усилия как в сфере правотворчества, так и правоприменения (в том числе - совершенствование организации и основ деятельности правоохранительных органов, улучшение их кадровой, материальной и технической оснащенности и т. д.). Формулируются ее направления в различного рода государственно-правовых актах (законах, указах, постановлениях, утверждаемых ими программах, концепциях, планах мероприятий и других документах). (К. Г.)...
|
|
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ
|
- экспорт (вывоз) в другие страны товаров, произведенных в данном государстве и импорт (ввоз) в данную страну товаров, произведенных в других странах, по правилам их купли-продажи. В. т. может относиться к числу предметов ведения государства, закрепляемых в его конституции. Если в государстве существуют плюрализм форм собственности и возможность выхода на внешнеторговый рынок предприятий любых форм собственности, к компетенции государства относится регулирование внешнеторговой деятельности, а непосредственно торговыми операциями занимаются конкретные организации (в том числе и государственные). Если государство построено на приоритете государственной собственности, и тем более - монополии В. т., тогда все внешнеторговые операции ведутся исключительно его органами. Например, согласно Конституции СССР 1977 г., к ведению Союза ССР в лице его высших органов государственной власти и управления относились "внешняя торговля и другие виды внешнеэкономической деятельности на основе государственной монополии" (ст. 73 п. 10). В. т. может существовать как самостоятельный вид внешнеэкономической деятельности, наряду с которым существуют и иные виды последней. Например, в СССР в строгом смысле внешнеэкономической деятельностью считались выработка стратегии экономических отношений с зарубежными странами и мероприятия по строительству производственных объектов. Отдельно существовали министерство В. т. и государственный комитет по внешним экономическим связям. В действующей Конституции РФ к ведению РФ отнесены "внешнеэкономические отношения Российской Федерации" (п. "л" ст. 71), а к совместному ведению РФ и субъектов РФ - координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ. Таким образом, вопросы В. т. охватываются данным предметом ведения. Государственной монополии В. т. не существует (за некоторыми исключениями - см.: внешнеторговая деятельность), а к ведению государства относится регулирование соответствующей деятельности. Естественно, что вопросы стратегии внешних экономических отношений являются исключительной прерогативой государства. (С. А.)...
|
|
РФ
|
- и имеет также все иные признаки государства: - наличие Конституции и законодательства РФ, действие принципа верховенства (приоритета) федеральных актов, т. е. по общему правилу они имеют более высокую юридическую силу, чем акты субъектов Федерации; - федеральная система государственных органов - Президент РФ, Федеральное Собрание (парламент) РФ, Правительство РФ, министерства, государственные комитеты и ведомства РФ, Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд - в целом единая судебная система РФ, Генеральный прокурор РФ; - единая внутренняя и внешняя политика РФ, формируемая с участием субъектов РФ и осуществляемая органами РФ; международное признание РФ и ее международная правосубъектность, т. е. участие в международных отношениях; - единые федеральные Вооруженные Силы, возглавляемые Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ (им является Президент РФ); - единая система служб внутренних дел, безопасности; - денежно-финансовая система государства (с единой денежной единицей - рублем, системой налогов, кредитно-денежным обращением, Центральным банком РФ и т. д.); - наличие единой экономической системы, построенной на плюрализме форм собственности, свободе экономической деятельности и конкуренции. У РФ существует многообразная компетенция, т. е. полномочия по руководству государственной, экономической и социально-культурной жизнью на всей территории. Конституция РФ делит компетенцию РФ на две группы: в первую группу входят вопросы исключительного ведения РФ, т. е. вопросы, которые могут решать только федеральные органы (хотя и с учетом предложений субъектов); вторая группа - полномочия РФ в сферах совместного ведения РФ и ее субъектов. Иначе говоря, в этих сферах РФ решает вопросы, отнесенные к ее ведению, а остальные вопросы решают субъекты РФ, разумеется, на основе и в развитие федерального законодательства. Вопросы исключительной компетенции РФ можно разделить на следующие подгруппы. В области государственного строительства: принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением; федеративное устройство и территория РФ; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в РФ; регулирование и защита прав национальных меньшинств; установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование этих органов; государственные награды и почетные звания РФ; федеральная государственная служба; федеральные программы в области государственного строительства и национального развития РФ. В области экономической, социальной и культурной политики: федеральная государственная собственность и управление ею; установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического, экологического, социального и культурного развития РФ; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе; метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет. В области внешних сношений, обороны и безопасности: внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ; вопросы войны и мира; внешнеэкономические отношения РФ; оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ. В области охраны общественного порядка, прав граждан и правосудия: судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности. В сферах совместного ведения РФ и ее субъектов полномочия РФ также можно условно разделить на несколько подгрупп. В области государственного строительства: обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ Конституции РФ и федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. В области экономической, социальной и культурной политики: вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения; защита материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение; осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ. В области внешних сношений: координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ. В области охраны общественного порядка, прав граждан, законодательства и деятельности правоохранительных органов: обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон; административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды; кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат. (С. А.)...
|
|
ЮЖНО-АФРИКАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА
|
- государство на юге Африки; до 1961 г. - британский доминион Южно-Африканский Союз. Полная независимость провозглашена 31 мая 1961 г. Одновременно выходит из Британского Содружества. Столица - г. Претория. Административное деление: 9 провинций. С 1913 г. в стране действует система апартеида,закрепленная рядом законодательных актов: Native Land Act (1913), Native Urban Area Act (1923), Colour Bar Act (1927). С 1948 г. расизм становится официальной идеологией "белого" государства. В 1970 г. черных жителей страны лишают гражданства ЮАР, начинается политика создания 10 бантустанов, в которых планируется расселять коренных жителей по племенному признаку. Конституция 1984 г. закрепляет господство белого населения. Такая политика встретила вооруженное сопротивление небелого населения. Борьбу с расистским режимом возглавил Африканский национальный конгресс (АНК), созданный в 1912 г. Начиная с 1990 г., Президент ЮАР Ф. де Клерк ищет выход из состояния фактической расовой войны в постепенной либерализации режима и ослаблении сегрегации во всех сферах жизни. 22 декабря 1993 г. парламент одобрил временную (на о лет) Конституцию, которая вступила в силу 27 апреля 1994 г. 27 апреля 1994 г. проведены первые выборы в парламент с участием всех рас, на которых победу одержал АНК. 9 мая 1994 г. Национальная ассамблея избрала Президентом ЮАР лидера АНК Нельсона Манделу. 4 февраля 1997 г. вступила в действие новая Конституция ЮАР. Согласно Конституции, глава государства - президент, избираемый депутатами Национальной ассамблеи на ее первом заседании. Кроме того, ею же назначается и заместитель президента. Парламент состоит из двух палат. Национальный совет провинций (приведен к присяге 6 февраля 1997 г.) состоит из 90 представителей: по 6 постоянных и по 4 альтернативных представителя от каждой из 9 провинций. Национальная ассамблея в составе 400 депутатов избирается путем всеобщего прямого голосования по системе пропорционального представительства сроком на 5 лет. Исполнительная власть осуществляется Правительством национального единства во главе с Президентом Южно-Африканской республики. (А. К.)...
|
|
БОСНИЯ И ГЕРЦЕГОВИНА
|
- (Республика Босния и Герцеговина) - бывшая республика в составе Югославии. Независимость признана 5 апреля 1992 г., после чего государственность фактически была разрушена войной. Столица - г. Сараево. По Конституции, разработанной в ноябре 1995 г. в Дейтоне (США) на переговорах по мирному урегулированию на Балканах и по Парижским мирным соглашениям от 14 декабря 1995 г., Б. и Г. состоит из двух "общностей": мусульмано-хорватской Федерации Боснии и Герцеговины, провозглашенной 18 марта 1994 г., и Республики Сербской, созданной 7 апреля 1992 г. Сохраняется гражданство каждой из общностей, равно как и общее гражданство Б. и Г. Ограниченный круг полномочий центрального правительства (международные отношения, внешняя торговля, таможенная политика, денежная эмиссия, финансирование центральных институтов власти и международных обязательств), реально весьма слабо обеспеченных, дает основание характеризовать Б. и Г. как конфедеративное, близкое к унии, государственное образование. По "дейтонской" Конституции 1995 г. высшим коллегиальным органом власти является Президиум - Президентский совет из трех членов (босниец, хорват и серб), избираемых прямым голосованием от каждой национальной общины на два года на первый, переходный, период, а в дальнейшем - на четыре года. Фактический с декабря 1990 г. Президент Б. и. Г. Илия Изетбегович стал главой Президиума. Президиум назначает Совет Министров (состоящий из министра иностранных дел, министра внешней торговли и ряда других министров), ответственный перед парламентом. Состав Президиума и Совета Министров должен быть сбалансирован по национальному принципу. Парламент страны - Парламентское собрание - задуман как двухпалатный. Палата народов состоит из 15 "делегатов" (две трети от Федерации и одна треть от Республики Сербской), избираемых депутатами парламентов обеих общностей. Палата представителей состоит из 42 депутатов: две трети избираются от территории Федерации, одна треть - от Республики Сербской прямыми всеобщими выборами. Полномочия Парламентского собрания ограничены принятием законов по узкому кругу компетенции Б. и Г., утверждением решений Президиума, голосованием бюджета Б. и Г. в рамках, определенных Конституцией, ратификацией международных соглашений и договоров республики. Важная роль отводится Конституционному Суду Б. и Г.: рассмотрение споров по толкованию Конституции между общностями, между центральными институтами власти; оценка конституционности решений, вытекающих из конституционного права каждой из двух общностей устанавливать ''параллельные привилегированные отношения" с соседними странами; проверка соответствия Конституции Б. и Г. конституций и законов каждой общности и т. д. Состав Конституционного Суда по "дейтонской" Конституции не имеет аналогов в мировой практике: четыре судьи назначаются Палатой представителей Федерации, два - Собранием Республики Сербской, три других - Председателем Европейского суда по правам человека по согласованию с Президентским советом, причем эти трое судей не могут быть гражданами ни Б. и Г., ни соседних государств. Судьи назначаются вначале на 5 лет, при этом они могут быть смещены до истечения срока их полномочий с общего согласия других судей. В дальнейшем этот срок может быть продлен. "Дейтонские" соглашения предусматривают также создание большого числа международных и смешанных комиссий (комитетов) по проведению выборов, по гражданским правам, по беженцам и т. д., что несомненно ограничивает суверенитет, каковым должна обладать Республика Б. и Г. (А. К.)...
|
|
ПРАВО НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУ
|
- данное право граждан в качестве конституционного закреплено в ст. 42 Конституции РФ, в соответствии с которой каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу гражданина экологическим правонарушением. В основе этого права лежит государственная политика, заключающаяся в заботе государства об окружающей среде. мерах по обеспеченпю экологически чистых производств. предотвращении загрязнений воздуха, воды, почв: установлении нормативов предельно допустимого вредного воздействия на окружающую среду: ликвидации последствий аварий и экологических катастроф: создании государственных экологических и иных фондов, аккумулирующих средства на охрану природы. В соответствии с данным правом граждане могут: требовать соблюдения экологического законодательства. предоставления соответствующей достоверной информации: создавать в данной сфере общественные объединения: проявлять гражданские инициативы, ставить вопрос о привлечении виновных к ответственности и т. д., а также требовать компенсации за ущерб, причиненный их здоровью и имуществу в результате экологических катастроф. При этом учитываются все неблагоприятные последствия, включая меру утраты трудоспособности, затраты на лечение. вынужденную смену профессии и образа жизни, места жительства, различные медицинские патологии, ставшие прямым последствием катастроф, и т.д. 19 декабря 1991 г. в Российской Федерации принят Закон об охране окружающей среды.(С. А.)...
|
|
ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
|
- это общественно-политическая наука и учебная дисциплина, изучающая общие закономерности возникновения, становления и развития государства и права как таковых, а также специфические закономерности возникновения, становления и развития государства и права различных типов, функционирующих в рамках отдельно взятых общественно-экономических формаций и цивилизаций. Круг конкретных вопросов как предмет Т. г. и п. постоянно изменялся. Так, раньше в рамках отечественного курса Т. г. и п. особое внимание уделялось "государству диктатуры пролетариата", "общенародному" государству и праву, "государству всеобщего благоденствия", "государству - ночному сторожу" и другим актуальным явлениям и понятиям. В настоящее время вместо этих теорий и доктрин выдвигаются концепции "правового государства", "социального государства", естественно-правовые теории прав и свобод граждан и др. Не случайно в новой Конституции России, отражающей официальный взгляд и оценку государственно-правовых явлений,акцент ставится на то, что Российская Федерация "есть демократическое федеративное правовое государство" (ст. 1), что это - "социальное государство", политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). При этом основы предмета Т. г. и п. - общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права - как ядро науки и учебной дисциплины сохраняются на протяжении всего периода ее существования. Как и любая наука, Т. г. и п. выполняет определенные функции,указывающие на ее место и роль в жизни общества: познавательную, эвристическую и прогностическую. (М. М.)...
|
|
ПРАВО НА ЖИЛИЩЕ
|
- одно из основных прав граждан, закрепленное в ст. 40 Конституции РФ. Она гласит: каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Суть этого права заключается: в возможности иметь жилье (т. е. пользоваться благоустроенным помещением той или иной формы собственности, получить жилье в установленном порядке, построить либо купить его); находиться в части жилищных интересов под защитой государства, включая неприкосновенность жилища, создание благоприятной среды обитания в жилище и вокруг него (например, граждане на равных основаниях могут претендовать на подведение к их жилищу освещения, воды, газа, отопления, соблюдения санитарных норм строительства, в том числе сохранения санитарной зоны вокруг домов и др.), а также в невозможности выселения из жилища, его изъятия без законных оснований. Праву на жилище гражданина корреспондирует жилищная политика государства. Ее основы закреплены в Конституции: органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления П. на ж. Раньше основная часть жилья возводилась и предоставлялась гражданам самим государством. Теперь Конституция ориентирует на то, что граждане в большей мере сами должны обеспечивать себя жильем. Вместе с тем Конституция выражает заботу государства о том, кто не может решить жилищную проблему сам или имеет право на поддержку в реализации П. на ж.: согласно ст. 40, малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.(С. А.)...
|
|
| Дальше >>>
|
|
|
|
|