Словари Общие сведения Помощь |
|
|
выборка | описание |
ВНЕШНЯЯ РАЗВЕДКА
|
- совокупность специально создаваемых государством органов как составная часть сил обеспечения безопасности РФ, призванная защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием методов и средств, определенных федеральным законом. Такая характеристика В. р.дается в Федеральном законе РФ "О внешней разведке" от 8 декабря 1995 г. В соответствии с Законом разведывательная деятельность осуществляется: Федеральной службой В. р., органом В. р. Министерства обороны РФ, органом В. р. Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, органом В. р. Федеральной пограничной службы. Общее руководство органами В. р. осуществляет Президент РФ. (С. А.)...
|
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
|
- вся совокупность отношений данного государства с другими государствами, с международными организациями, а также общий курс государства в международных отношениях. Термин "внешняя политика" используется как в конституциях государств, так и в иных нормативных правовых актах. Иногда в конституцию включается специальная глава о В. п. Например, в Конституции СССР 1977 г. имелась гл. 4 "Внешняя политика", а в Конституции РФ 1978 г. - гл. 4 "Внешнеполитическая деятельность и защита социалистического Отечества". В остальном чаще всего в конституциях определяется компетенция государства, его субъектов и государственных органов, руководящих В. п. Так, в Конституции РФ к ведению РФ отнесены: В. п. и международные отношения РФ, международные договоры РФ; вопросы войны и мира (п. "к" ст. 71). Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренне""! и В. п. государства и осуществляет руководство В. п. РФ (ст. 80, 86 Конституции). В решении ряда вопросов В. п. участвуют палаты Федерального Собрания РФ: в принятии законов о ратификации и денонсации международных договоров РФ, о статусе и защите государственной границы РФ, по вопросам войны и мира, валютного, таможенного регулирования, согласования назначения дипломатических представителей РФ и др. К ведению Правительства РФ относится, в частности, осуществление мер по реализации В.п.РФ (ст. 114 Конституции РФ). Специальным органом проведения В. п. является Министерство иностранных дел РФ. В соответствии с Конституцией РФ в совместном ведении РФ и субъектов РФ находится координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ (п. "о" ст. 72). Поэтому субъекты РФ также принимают определенное участие в реализации В. п. РФ, в том числе создавая свои представительства в зарубежных странах. (С. А.)...
|
МОНОПОЛИЯ ГОСУДАРСТВА
|
- закрепление государством за собой исключительного права на выпуск определенной продукции и на определенные виды деятельности. Чаще всего М. г. распространяется на выпуск, продажу и ввоз (импорт) алкоголя и в целом на внешнюю торговлю (импорт и экспорт любой продукции). М. г. может устанавливаться его конституцией. Например, к ведению Союза ССР по Конституции СССР 1936 г. относилась "внешняя торговля на основе государственной монополии" (ст. 14), по Конституции СССР 1977 г. - "внешняя торговля и другие виды внешнеэкономической деятельности на основе государственной монополии" (ст. 73). В Конституции РФ 1993 г. понятие "монополия государства" не используется. Однако отнесением определенных видов деятельности к исключительной компетенции государства предопределяется его монополия в соответствующих сферах (например, федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы, деятельность в космосе, производство ядовитых и наркотических веществ и др.). Федеральный закон '"О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" от 7 июля 1995 г. предусматривает также возможность М. г. на экспорт и(или) импорт отдельных товаров, которая устанавливается федеральными законами. Но М. г. в данном случае выражается в выполнении экспортно-импортных операций не самим государством, а выдачей лицензий на осуществление соответствующей деятельности исключительно государственным унитарным предприятиям. (С. А.)...
|
МИГРАЦИЯ
|
- переезд граждан на жительство из одного региона в другой. М. может быть: внутренняя - перемещение граждан внутри своего государства; внешняя - приезд (возвращение) в государство его граждан, а также иностранцев и лиц без гражданства из-за рубежа, желающих временно или постоянно проживать в данном государстве. М. стала особенно злободневной проблемой в РФ в связи с тем, что появились вынужденные переселенцы, беженцы. Вопросами М. занимается Федеральная миграционная служба РФ, ее территориальные и иные органы. (С. А.)...
|
ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ
|
- сущность власти, политической системы общества и государства, его политическая, экономическая и социальная основы, характер хозяйственной жизни, исходные начала социальной политики и положения личности в системе общественных отношений. В Конституции СССР 1977 г., в разделе 1 "Основы общественного строя и политики СССР" было пять глав: гл. 1 "Политическая система", гл. 2 "Экономическая система", гл. 3 "Социальное развитие и культура", гл. 4 "Внешняя политика", гл. 5 "Защита социалистического Отечества". В действующей Конституции РФ используется категория "конституционный строй".(С. А.)...
|
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ
|
- экспорт (вывоз) в другие страны товаров, произведенных в данном государстве и импорт (ввоз) в данную страну товаров, произведенных в других странах, по правилам их купли-продажи. В. т. может относиться к числу предметов ведения государства, закрепляемых в его конституции. Если в государстве существуют плюрализм форм собственности и возможность выхода на внешнеторговый рынок предприятий любых форм собственности, к компетенции государства относится регулирование внешнеторговой деятельности, а непосредственно торговыми операциями занимаются конкретные организации (в том числе и государственные). Если государство построено на приоритете государственной собственности, и тем более - монополии В. т., тогда все внешнеторговые операции ведутся исключительно его органами. Например, согласно Конституции СССР 1977 г., к ведению Союза ССР в лице его высших органов государственной власти и управления относились "внешняя торговля и другие виды внешнеэкономической деятельности на основе государственной монополии" (ст. 73 п. 10). В. т. может существовать как самостоятельный вид внешнеэкономической деятельности, наряду с которым существуют и иные виды последней. Например, в СССР в строгом смысле внешнеэкономической деятельностью считались выработка стратегии экономических отношений с зарубежными странами и мероприятия по строительству производственных объектов. Отдельно существовали министерство В. т. и государственный комитет по внешним экономическим связям. В действующей Конституции РФ к ведению РФ отнесены "внешнеэкономические отношения Российской Федерации" (п. "л" ст. 71), а к совместному ведению РФ и субъектов РФ - координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ. Таким образом, вопросы В. т. охватываются данным предметом ведения. Государственной монополии В. т. не существует (за некоторыми исключениями - см.: внешнеторговая деятельность), а к ведению государства относится регулирование соответствующей деятельности. Естественно, что вопросы стратегии внешних экономических отношений являются исключительной прерогативой государства. (С. А.)...
|
ИСТОЧНИК ПРАВА
|
- нормативный акт, принятый народом путем голосования на референдуме (населением территории на референдуме или на собрании), компетентным органом государства или органом местного самоуправления и устанавливающий нормы права. И. п. - это, следовательно, и внешняя форма существования нормативных предписаний, правотворческой деятельности. Нормативными актами могут быть Конституция и другие законы государства, указы и распоряжения главы государства, постановления парламента или его палат, постановления и распоряжения правительства, приказы и инструкции министерств и ведомств, акты компетентных органов субъектов федерации, местного самоуправления. И. п. могут существовать не только в виде нормативных актов. Так, истории известен такой И. п., как правовой обычай - правило поведения, сложившееся в процессе длительной повторяемости общественных отношений и применяемое их участниками. Обычно со временем правовые обычаи оформляются нормативными актами государства. В Российской Федерации правовые обычаи возникают и применяются, если они не противоречат правовым нормам, а дополняют их. Ряду стран известен такой И. п., как прецедент, или судебный прецедент, под которым понимается решение суда, вынесенное по конкретному делу и вошедшее в законную силу, служащее основой для решения аналогичных случаев иными органами. В какой-то мере применение прецедентного права можно наблюдать сегодня и в Российской Федерации. Например, решения Конституционного Суда РФ, имеющие обязательную силу лишь по обстоятельствам конкретного дела, учитываются при принятии решений различных государственных органов в аналогичных ситуациях. Практике нашей страны известен и такой вид И. п., как нормативный, или государственно-правовой договор. В частности, таким источником был Договор 1922 г. об образовании СССР, а для Российской Федерации важное значение имеет заключенный в 1992 г. Федеративный договор, включающий в себя три договора о разграничении предметов ведения и полномочий органов государственной власти РФ и субъектов РФ. (С. А.)...
|
РФ
|
- и имеет также все иные признаки государства: - наличие Конституции и законодательства РФ, действие принципа верховенства (приоритета) федеральных актов, т. е. по общему правилу они имеют более высокую юридическую силу, чем акты субъектов Федерации; - федеральная система государственных органов - Президент РФ, Федеральное Собрание (парламент) РФ, Правительство РФ, министерства, государственные комитеты и ведомства РФ, Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд - в целом единая судебная система РФ, Генеральный прокурор РФ; - единая внутренняя и внешняя политика РФ, формируемая с участием субъектов РФ и осуществляемая органами РФ; международное признание РФ и ее международная правосубъектность, т. е. участие в международных отношениях; - единые федеральные Вооруженные Силы, возглавляемые Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ (им является Президент РФ); - единая система служб внутренних дел, безопасности; - денежно-финансовая система государства (с единой денежной единицей - рублем, системой налогов, кредитно-денежным обращением, Центральным банком РФ и т. д.); - наличие единой экономической системы, построенной на плюрализме форм собственности, свободе экономической деятельности и конкуренции. У РФ существует многообразная компетенция, т. е. полномочия по руководству государственной, экономической и социально-культурной жизнью на всей территории. Конституция РФ делит компетенцию РФ на две группы: в первую группу входят вопросы исключительного ведения РФ, т. е. вопросы, которые могут решать только федеральные органы (хотя и с учетом предложений субъектов); вторая группа - полномочия РФ в сферах совместного ведения РФ и ее субъектов. Иначе говоря, в этих сферах РФ решает вопросы, отнесенные к ее ведению, а остальные вопросы решают субъекты РФ, разумеется, на основе и в развитие федерального законодательства. Вопросы исключительной компетенции РФ можно разделить на следующие подгруппы. В области государственного строительства: принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением; федеративное устройство и территория РФ; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в РФ; регулирование и защита прав национальных меньшинств; установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование этих органов; государственные награды и почетные звания РФ; федеральная государственная служба; федеральные программы в области государственного строительства и национального развития РФ. В области экономической, социальной и культурной политики: федеральная государственная собственность и управление ею; установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического, экологического, социального и культурного развития РФ; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе; метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет. В области внешних сношений, обороны и безопасности: внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ; вопросы войны и мира; внешнеэкономические отношения РФ; оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ. В области охраны общественного порядка, прав граждан и правосудия: судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности. В сферах совместного ведения РФ и ее субъектов полномочия РФ также можно условно разделить на несколько подгрупп. В области государственного строительства: обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ Конституции РФ и федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. В области экономической, социальной и культурной политики: вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения; защита материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение; осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ. В области внешних сношений: координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ. В области охраны общественного порядка, прав граждан, законодательства и деятельности правоохранительных органов: обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон; административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды; кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат. (С. А.)...
|
БОСНИЯ И ГЕРЦЕГОВИНА
|
- (Республика Босния и Герцеговина) - бывшая республика в составе Югославии. Независимость признана 5 апреля 1992 г., после чего государственность фактически была разрушена войной. Столица - г. Сараево. По Конституции, разработанной в ноябре 1995 г. в Дейтоне (США) на переговорах по мирному урегулированию на Балканах и по Парижским мирным соглашениям от 14 декабря 1995 г., Б. и Г. состоит из двух "общностей": мусульмано-хорватской Федерации Боснии и Герцеговины, провозглашенной 18 марта 1994 г., и Республики Сербской, созданной 7 апреля 1992 г. Сохраняется гражданство каждой из общностей, равно как и общее гражданство Б. и Г. Ограниченный круг полномочий центрального правительства (международные отношения, внешняя торговля, таможенная политика, денежная эмиссия, финансирование центральных институтов власти и международных обязательств), реально весьма слабо обеспеченных, дает основание характеризовать Б. и Г. как конфедеративное, близкое к унии, государственное образование. По "дейтонской" Конституции 1995 г. высшим коллегиальным органом власти является Президиум - Президентский совет из трех членов (босниец, хорват и серб), избираемых прямым голосованием от каждой национальной общины на два года на первый, переходный, период, а в дальнейшем - на четыре года. Фактический с декабря 1990 г. Президент Б. и. Г. Илия Изетбегович стал главой Президиума. Президиум назначает Совет Министров (состоящий из министра иностранных дел, министра внешней торговли и ряда других министров), ответственный перед парламентом. Состав Президиума и Совета Министров должен быть сбалансирован по национальному принципу. Парламент страны - Парламентское собрание - задуман как двухпалатный. Палата народов состоит из 15 "делегатов" (две трети от Федерации и одна треть от Республики Сербской), избираемых депутатами парламентов обеих общностей. Палата представителей состоит из 42 депутатов: две трети избираются от территории Федерации, одна треть - от Республики Сербской прямыми всеобщими выборами. Полномочия Парламентского собрания ограничены принятием законов по узкому кругу компетенции Б. и Г., утверждением решений Президиума, голосованием бюджета Б. и Г. в рамках, определенных Конституцией, ратификацией международных соглашений и договоров республики. Важная роль отводится Конституционному Суду Б. и Г.: рассмотрение споров по толкованию Конституции между общностями, между центральными институтами власти; оценка конституционности решений, вытекающих из конституционного права каждой из двух общностей устанавливать ''параллельные привилегированные отношения" с соседними странами; проверка соответствия Конституции Б. и Г. конституций и законов каждой общности и т. д. Состав Конституционного Суда по "дейтонской" Конституции не имеет аналогов в мировой практике: четыре судьи назначаются Палатой представителей Федерации, два - Собранием Республики Сербской, три других - Председателем Европейского суда по правам человека по согласованию с Президентским советом, причем эти трое судей не могут быть гражданами ни Б. и Г., ни соседних государств. Судьи назначаются вначале на 5 лет, при этом они могут быть смещены до истечения срока их полномочий с общего согласия других судей. В дальнейшем этот срок может быть продлен. "Дейтонские" соглашения предусматривают также создание большого числа международных и смешанных комиссий (комитетов) по проведению выборов, по гражданским правам, по беженцам и т. д., что несомненно ограничивает суверенитет, каковым должна обладать Республика Б. и Г. (А. К.)...
|
ГОСУДАРСТВО КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЕ
|
- появилось на исторической арене в результате буржуазных революций, покончивших с феодальным экономическим и социально-политическим строем. Объективные и субъективные предпосылки буржуазных революций (тем самым - и появления капиталистического государства) создавались в недрах феодального общества. Капитализм возник в эпоху разложения феодального строя (XVI в.). Его природа и генезис связаны с первоначальным накоплением и последующим развитием капитала. Экономической основой Г. к. с момента его появления стали частнопредпринимательская система хозяйствования и частная собственность на наиболее важные орудия труда и средства производства. Частная собственность объявлялась священной и неприкосновенной. На ее охрану и защиту было направлено в конечном счете все конституционное и текущее законодательство. То же сохраняется и при современном капитализме. "Собственность и право наследования, - говорится в связи с этим, например, в Основном законе (Конституции) ФРГ от 23 мая 1949 г., - гарантируются. Содержание и пределы их устанавливаются законами... Отчуждение может производиться только согласно закону и на основании закона, регулирующего порядок и размеры возмещения". Наряду с правом собственности важнейшими "материальными" признаками капитализма, составляющими экономическую основу этого строя, в западной политической и социологической литературе называют следующие: наличие конкуренции, "осуществляемой прежде всего ради получения прибылей собственниками"; содействие техническому и технологическому прогрессу; развитие узкой специализации, особенно в сфере финансовых операций; рост мощных национальных и транснациональных корпораций; периодическое возникновение экономических спадов (депрессий); осуществление правительством лишь частичного контроля над частным сектором; возникновение и развитие сильных рабочих организаций, "обеспечивающих повышение статуса и влияния рабочего класса", и др. Частная собственность является основой, мерилом экономической свободы при капитализме, которая, в свою очередь, служит фундаментом политической, социальной и личной свободы человека. Чем больше собственности в руках того или иного лица или группы лиц, тем в большем объеме осуществляются провозглашаемые в конституциях и обычных законах права и свободы, включая право на труд, на отдых, на образование и др. И наоборот. Г. к. является важнейшим институтом политической системы общества, выделяясь, во-первых, наличием у него таких важнейших средств властвования, как огромная, хорошо вооруженная армия, полиция, тюрьмы, жандармерия, разведка и контрразведка. Они придают реальную силу господствующей элите. Без них практически было бы невозможным осуществление экономической и политической власти этого класса, составляющего меньшинство общества, над подавляющим большинством. Во-вторых, специфическая черта Г. к. - обладание такими мощными экономическими, политическими, идеологическими и правовыми рычагами воздействия на систему общественных отношений и институтов, которые позволяют ему занимать в структуре политической системы буржуазного общества одно из главнейших мест. По мере того как возрастают его экономические, политические, идеологические и иные потенции во всех сферах жизни общества, в частности, в сфере производства, распределения и потребления материальных и духовных благ, Г. к. все в большей степени выступает в роли крупной экономической и социально-политической силы. В-третьих, особенностью Г. к. является его способность выступать по отношению к различным фракциям господствующего класса и их организациям в качестве так называемого "совокупного капиталиста", исходящего в своей повседневной деятельности не из интересов и непосредственных целей отдельных капиталистов или монополий, а из "суммарных" целей и интересов. На государство как на "идеального совокупного капиталиста" возлагаются такие разнообразные по своему 'характеру, но одинаковые по своей социально-классовой сути и содержанию задачи, как: а) нивелирование, сглаживание внутриклассовых противоречий и различий, существующих между различными частями господствующего класса - буржуазии; б) приведение разрозненных, а зачастую противоречащих друг другу интересов различных фракций буржуазии к некоему общему знаменателю; в) определение общих, стратегических целей и перспектив дальнейшего развития господствующего класса и всего общества; г) обеспечение с помощью всех находящихся в распоряжении государства средств непрерывного развития капиталистической экономики, укрепления и дальнейшего совершенствования политической системы общества, повышения эффективности официальной идеологии. Решая эти задачи, государство выполняет различные экономические, политические, социальные и идеологические функции. В зависимости от конкретно-исторических условий возникновения и развития Г. к. имеют различные формы правления (см.: Форма правления) и государственного устройства (см.: форма государственного устройства), а также различные политические, а точнее - государственные режимы (см.: Режим государственный). Г. к. свойственны две основные формы правления: конституционная монархия и буржуазная республика. Конституционная монархия делится на два вида: парламентарную и дуалистическую монархию. Буржуазная республика подразделяется на парламентарную и президентскую. По форме государственного устройства различают унитарные, федеративные государства и конфедерации. (М. М.)...
|
|
|
|
|
|
|