RIN.ru
Российская Информационная Сеть

Словари

English   
  Словари  Общие сведения  Помощь
 





     выборка описание
    МОНОПОЛИЯ ГОСУДАРСТВА 
    • закрепление государством за собой исключительного права на выпуск определенной продукции и на определенные виды деятельности. Чаще всего М. г. распространяется на выпуск, продажу и ввоз (импорт) алкоголя и в целом на внешнюю торговлю (импорт и экспорт любой продукции). М. г. может устанавливаться его конституцией. Например, к ведению Союза ССР по Конституции СССР 1936 г. относилась "внешняя торговля на основе государственной монополии" (ст. 14), по Конституции СССР 1977 г. - "внешняя торговля и другие виды внешнеэкономической деятельности на основе государственной монополии" (ст. 73). В Конституции РФ 1993 г. понятие "монополия государства" не используется. Однако отнесением определенных видов деятельности к исключительной компетенции государства предопределяется его монополия в соответствующих сферах (например, федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы, деятельность в космосе, производство ядовитых и наркотических веществ и др.). Федеральный закон '"О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" от 7 июля 1995 г. предусматривает также возможность М. г. на экспорт и(или) импорт отдельных товаров, которая устанавливается федеральными законами. Но М. г. в данном случае выражается в выполнении экспортно-импортных операций не самим государством, а выдачей лицензий на осуществление соответствующей деятельности исключительно государственным унитарным предприятиям. (С. А.)...


    ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ 
    • экспорт (вывоз) в другие страны товаров, произведенных в данном государстве и импорт (ввоз) в данную страну товаров, произведенных в других странах, по правилам их купли-продажи. В. т. может относиться к числу предметов ведения государства, закрепляемых в его конституции. Если в государстве существуют плюрализм форм собственности и возможность выхода на внешнеторговый рынок предприятий любых форм собственности, к компетенции государства относится регулирование внешнеторговой деятельности, а непосредственно торговыми операциями занимаются конкретные организации (в том числе и государственные). Если государство построено на приоритете государственной собственности, и тем более - монополии В. т., тогда все внешнеторговые операции ведутся исключительно его органами. Например, согласно Конституции СССР 1977 г., к ведению Союза ССР в лице его высших органов государственной власти и управления относились "внешняя торговля и другие виды внешнеэкономической деятельности на основе государственной монополии" (ст. 73 п. 10). В. т. может существовать как самостоятельный вид внешнеэкономической деятельности, наряду с которым существуют и иные виды последней. Например, в СССР в строгом смысле внешнеэкономической деятельностью считались выработка стратегии экономических отношений с зарубежными странами и мероприятия по строительству производственных объектов. Отдельно существовали министерство В. т. и государственный комитет по внешним экономическим связям. В действующей Конституции РФ к ведению РФ отнесены "внешнеэкономические отношения Российской Федерации" (п. "л" ст. 71), а к совместному ведению РФ и субъектов РФ - координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ. Таким образом, вопросы В. т. охватываются данным предметом ведения. Государственной монополии В. т. не существует (за некоторыми исключениями - см.: внешнеторговая деятельность), а к ведению государства относится регулирование соответствующей деятельности. Естественно, что вопросы стратегии внешних экономических отношений являются исключительной прерогативой государства. (С. А.)...


    ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА 
    • вся совокупность отношений данного государства с другими государствами, с международными организациями, а также общий курс государства в международных отношениях. Термин "внешняя политика" используется как в конституциях государств, так и в иных нормативных правовых актах. Иногда в конституцию включается специальная глава о В. п. Например, в Конституции СССР 1977 г. имелась гл. 4 "Внешняя политика", а в Конституции РФ 1978 г. - гл. 4 "Внешнеполитическая деятельность и защита социалистического Отечества". В остальном чаще всего в конституциях определяется компетенция государства, его субъектов и государственных органов, руководящих В. п. Так, в Конституции РФ к ведению РФ отнесены: В. п. и международные отношения РФ, международные договоры РФ; вопросы войны и мира (п. "к" ст. 71). Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренне""! и В. п. государства и осуществляет руководство В. п. РФ (ст. 80, 86 Конституции). В решении ряда вопросов В. п. участвуют палаты Федерального Собрания РФ: в принятии законов о ратификации и денонсации международных договоров РФ, о статусе и защите государственной границы РФ, по вопросам войны и мира, валютного, таможенного регулирования, согласования назначения дипломатических представителей РФ и др. К ведению Правительства РФ относится, в частности, осуществление мер по реализации В.п.РФ (ст. 114 Конституции РФ). Специальным органом проведения В. п. является Министерство иностранных дел РФ. В соответствии с Конституцией РФ в совместном ведении РФ и субъектов РФ находится координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ (п. "о" ст. 72). Поэтому субъекты РФ также принимают определенное участие в реализации В. п. РФ, в том числе создавая свои представительства в зарубежных странах. (С. А.)...


    МИГРАЦИЯ 
    • переезд граждан на жительство из одного региона в другой. М. может быть: внутренняя - перемещение граждан внутри своего государства; внешняя - приезд (возвращение) в государство его граждан, а также иностранцев и лиц без гражданства из-за рубежа, желающих временно или постоянно проживать в данном государстве. М. стала особенно злободневной проблемой в РФ в связи с тем, что появились вынужденные переселенцы, беженцы. Вопросами М. занимается Федеральная миграционная служба РФ, ее территориальные и иные органы. (С. А.)...


    ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ 
    • сущность власти, политической системы общества и государства, его политическая, экономическая и социальная основы, характер хозяйственной жизни, исходные начала социальной политики и положения личности в системе общественных отношений. В Конституции СССР 1977 г., в разделе 1 "Основы общественного строя и политики СССР" было пять глав: гл. 1 "Политическая система", гл. 2 "Экономическая система", гл. 3 "Социальное развитие и культура", гл. 4 "Внешняя политика", гл. 5 "Защита социалистического Отечества". В действующей Конституции РФ используется категория "конституционный строй".(С. А.)...


    ВНЕШНЯЯ РАЗВЕДКА 
    • совокупность специально создаваемых государством органов как составная часть сил обеспечения безопасности РФ, призванная защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием методов и средств, определенных федеральным законом. Такая характеристика В. р.дается в Федеральном законе РФ "О внешней разведке" от 8 декабря 1995 г. В соответствии с Законом разведывательная деятельность осуществляется: Федеральной службой В. р., органом В. р. Министерства обороны РФ, органом В. р. Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, органом В. р. Федеральной пограничной службы. Общее руководство органами В. р. осуществляет Президент РФ. (С. А.)...


    АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР 
    • вид государственной деятельности, заключающийся в наблюдении за исполнением предписаний законов, иных нормативных актов в различных сферах государственного управления. Как правило, А. н. осуществляется в тех областях, где соблюдение соответствующих норм необходимо для обеспечения безопасности производства и защиты интересов граждан. Это - горный и промышленный надзор, пожарная безопасность, правила дорожного движения, санитарно-эпидемиологическое благополучие, торговля, архитектура и строительство и др. А.н. осуществляют органы надзора, государственные инспекции, федеральные службы и т. д. Органы А. н. по вопросам своего ведения вправе проверять поднадзорные объекты, беспрепятственно посещать их, согласовывать проведение тех или иных работ, участвовать в приемке объектов, расследований аварий, приостанавливать производство, давать обязательные для исполнения предписания и т. д. Большинство центральных органов систем А. н. обладает правом принимать нормативные акты по своему профилю, содержащие технико-юридические нормы и правила, соблюдение которых позволяет избежать аварий, несчастных случаев, обеспечить здоровье населения и т. д. Главными задачами органов А. н. является организация нормальной деятельности в поднадзорных сферах, пресечение нарушений правовых норм. Но они имеют и право привлечения к административной ответственности виновных лиц. (С. А.)...


    БОСНИЯ И ГЕРЦЕГОВИНА 
    • (Республика Босния и Герцеговина) - бывшая республика в составе Югославии. Независимость признана 5 апреля 1992 г., после чего государственность фактически была разрушена войной. Столица - г. Сараево. По Конституции, разработанной в ноябре 1995 г. в Дейтоне (США) на переговорах по мирному урегулированию на Балканах и по Парижским мирным соглашениям от 14 декабря 1995 г., Б. и Г. состоит из двух "общностей": мусульмано-хорватской Федерации Боснии и Герцеговины, провозглашенной 18 марта 1994 г., и Республики Сербской, созданной 7 апреля 1992 г. Сохраняется гражданство каждой из общностей, равно как и общее гражданство Б. и Г. Ограниченный круг полномочий центрального правительства (международные отношения, внешняя торговля, таможенная политика, денежная эмиссия, финансирование центральных институтов власти и международных обязательств), реально весьма слабо обеспеченных, дает основание характеризовать Б. и Г. как конфедеративное, близкое к унии, государственное образование. По "дейтонской" Конституции 1995 г. высшим коллегиальным органом власти является Президиум - Президентский совет из трех членов (босниец, хорват и серб), избираемых прямым голосованием от каждой национальной общины на два года на первый, переходный, период, а в дальнейшем - на четыре года. Фактический с декабря 1990 г. Президент Б. и. Г. Илия Изетбегович стал главой Президиума. Президиум назначает Совет Министров (состоящий из министра иностранных дел, министра внешней торговли и ряда других министров), ответственный перед парламентом. Состав Президиума и Совета Министров должен быть сбалансирован по национальному принципу. Парламент страны - Парламентское собрание - задуман как двухпалатный. Палата народов состоит из 15 "делегатов" (две трети от Федерации и одна треть от Республики Сербской), избираемых депутатами парламентов обеих общностей. Палата представителей состоит из 42 депутатов: две трети избираются от территории Федерации, одна треть - от Республики Сербской прямыми всеобщими выборами. Полномочия Парламентского собрания ограничены принятием законов по узкому кругу компетенции Б. и Г., утверждением решений Президиума, голосованием бюджета Б. и Г. в рамках, определенных Конституцией, ратификацией международных соглашений и договоров республики. Важная роль отводится Конституционному Суду Б. и Г.: рассмотрение споров по толкованию Конституции между общностями, между центральными институтами власти; оценка конституционности решений, вытекающих из конституционного права каждой из двух общностей устанавливать ''параллельные привилегированные отношения" с соседними странами; проверка соответствия Конституции Б. и Г. конституций и законов каждой общности и т. д. Состав Конституционного Суда по "дейтонской" Конституции не имеет аналогов в мировой практике: четыре судьи назначаются Палатой представителей Федерации, два - Собранием Республики Сербской, три других - Председателем Европейского суда по правам человека по согласованию с Президентским советом, причем эти трое судей не могут быть гражданами ни Б. и Г., ни соседних государств. Судьи назначаются вначале на 5 лет, при этом они могут быть смещены до истечения срока их полномочий с общего согласия других судей. В дальнейшем этот срок может быть продлен. "Дейтонские" соглашения предусматривают также создание большого числа международных и смешанных комиссий (комитетов) по проведению выборов, по гражданским правам, по беженцам и т. д., что несомненно ограничивает суверенитет, каковым должна обладать Республика Б. и Г. (А. К.)...


    ИСТОЧНИК ПРАВА 
    • нормативный акт, принятый народом путем голосования на референдуме (населением территории на референдуме или на собрании), компетентным органом государства или органом местного самоуправления и устанавливающий нормы права. И. п. - это, следовательно, и внешняя форма существования нормативных предписаний, правотворческой деятельности. Нормативными актами могут быть Конституция и другие законы государства, указы и распоряжения главы государства, постановления парламента или его палат, постановления и распоряжения правительства, приказы и инструкции министерств и ведомств, акты компетентных органов субъектов федерации, местного самоуправления. И. п. могут существовать не только в виде нормативных актов. Так, истории известен такой И. п., как правовой обычай - правило поведения, сложившееся в процессе длительной повторяемости общественных отношений и применяемое их участниками. Обычно со временем правовые обычаи оформляются нормативными актами государства. В Российской Федерации правовые обычаи возникают и применяются, если они не противоречат правовым нормам, а дополняют их. Ряду стран известен такой И. п., как прецедент, или судебный прецедент, под которым понимается решение суда, вынесенное по конкретному делу и вошедшее в законную силу, служащее основой для решения аналогичных случаев иными органами. В какой-то мере применение прецедентного права можно наблюдать сегодня и в Российской Федерации. Например, решения Конституционного Суда РФ, имеющие обязательную силу лишь по обстоятельствам конкретного дела, учитываются при принятии решений различных государственных органов в аналогичных ситуациях. Практике нашей страны известен и такой вид И. п., как нормативный, или государственно-правовой договор. В частности, таким источником был Договор 1922 г. об образовании СССР, а для Российской Федерации важное значение имеет заключенный в 1992 г. Федеративный договор, включающий в себя три договора о разграничении предметов ведения и полномочий органов государственной власти РФ и субъектов РФ. (С. А.)...


    РФ 
    • и имеет также все иные признаки государства: - наличие Конституции и законодательства РФ, действие принципа верховенства (приоритета) федеральных актов, т. е. по общему правилу они имеют более высокую юридическую силу, чем акты субъектов Федерации; - федеральная система государственных органов - Президент РФ, Федеральное Собрание (парламент) РФ, Правительство РФ, министерства, государственные комитеты и ведомства РФ, Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд - в целом единая судебная система РФ, Генеральный прокурор РФ; - единая внутренняя и внешняя политика РФ, формируемая с участием субъектов РФ и осуществляемая органами РФ; международное признание РФ и ее международная правосубъектность, т. е. участие в международных отношениях; - единые федеральные Вооруженные Силы, возглавляемые Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ (им является Президент РФ); - единая система служб внутренних дел, безопасности; - денежно-финансовая система государства (с единой денежной единицей - рублем, системой налогов, кредитно-денежным обращением, Центральным банком РФ и т. д.); - наличие единой экономической системы, построенной на плюрализме форм собственности, свободе экономической деятельности и конкуренции. У РФ существует многообразная компетенция, т. е. полномочия по руководству государственной, экономической и социально-культурной жизнью на всей территории. Конституция РФ делит компетенцию РФ на две группы: в первую группу входят вопросы исключительного ведения РФ, т. е. вопросы, которые могут решать только федеральные органы (хотя и с учетом предложений субъектов); вторая группа - полномочия РФ в сферах совместного ведения РФ и ее субъектов. Иначе говоря, в этих сферах РФ решает вопросы, отнесенные к ее ведению, а остальные вопросы решают субъекты РФ, разумеется, на основе и в развитие федерального законодательства. Вопросы исключительной компетенции РФ можно разделить на следующие подгруппы. В области государственного строительства: принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением; федеративное устройство и территория РФ; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в РФ; регулирование и защита прав национальных меньшинств; установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование этих органов; государственные награды и почетные звания РФ; федеральная государственная служба; федеральные программы в области государственного строительства и национального развития РФ. В области экономической, социальной и культурной политики: федеральная государственная собственность и управление ею; установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического, экологического, социального и культурного развития РФ; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе; метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет. В области внешних сношений, обороны и безопасности: внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ; вопросы войны и мира; внешнеэкономические отношения РФ; оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ. В области охраны общественного порядка, прав граждан и правосудия: судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности. В сферах совместного ведения РФ и ее субъектов полномочия РФ также можно условно разделить на несколько подгрупп. В области государственного строительства: обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ Конституции РФ и федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. В области экономической, социальной и культурной политики: вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения; защита материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение; осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ. В области внешних сношений: координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ. В области охраны общественного порядка, прав граждан, законодательства и деятельности правоохранительных органов: обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон; административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды; кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат. (С. А.)...







Наши проекты
Белые страницы России
V.I.P. зона России
Телефонная книга
Лучшее в Интернете
Обратная связь

  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


| Словари | Общие сведения | Помощь | Написать
Copyright © RI N 2000-
* Обратная связь