RIN.ru
Российская Информационная Сеть

Словари

English   
  Словари  Общие сведения  Помощь
 





     выборка описание
    АРМИЯ 
    • совокупность специально создаваемых военизированных формирований для защиты государства и обеспечения его внешней безопасности: 1) воинские части и подразделения системы Министерства обороны государства; 2) все вооруженные силы государства (части и подразделения Министерства обороны, контингент пограничных войск, внутренних войск, воинских подразделений системы службы безопасности, железнодорожные войска и т. д.). В обиходном обороте под А. понимают сухопутные воинские подразделения и военно-морской флот. Внутри подразделений Министерства обороны отдельные крупные войсковые формирования также могут называться А. (см. также: Вооруженные Силы Российской Федерации). (С. А.)...


    ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕ 
    ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕ 
    • понятие, используемое в конституционном праве. В частности, Конституция РФ говорит о том, что Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации (ст. 87), назначает высшее командование В. С. РФ (ст. 83). О создании В. С. РФ Президент РФ объявил Указом от 7 мая 1992 г. "О создании Вооруженных Сил Российской Федерации". В этом же акте было указано, что Верховным Главнокомандующим является Президент РФ. Другим Указом от 7 мая 1992 г. Президент объявил о вступлении в должность Верховного Главнокомандующего В. С. РФ. Более подробно о В. С. РФ говорил Закон РФ "Об обороне" от 24 сентября 1992 г. Он же назвал Президента РФ Верховным Главнокомандующим В. С. РФ, а в Конституцию положение о Президенте РФ как о Верховном Главнокомандующем В.С.РФ впервые было включено 9 декабря 1992 г. Принятый затем Федеральный закон "Об обороне" от 24 апреля 1996 г. определяет В. С. РФ как государственную военную организацию, составляющую основу обороны РФ. В. С. РФ предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории РФ, а также для выполнения задач в соответствии с международными обязательствами РФ. Руководство В. С. РФ осуществляет Президент РФ. Управление В. С. РФ возлагается на министра обороны РФ, а основным органом оперативного управления В. С. РФ является Генеральный штаб В. С. РФ. Таким образом, Закон исходит из понимания В. С. РФ как воинских формирований только системы Министерства обороны РФ. Однако хотя согласно Закону в целях обороны создаются В. С. РФ, он гласит, что к обороне привлекаются Пограничные войска РФ, внутренние войска МВД РФ, Железнодорожные войска РФ, войска Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, войска гражданской обороны (обобщенное наименование для всех - другие войска). Для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти, Служба внешней разведки РФ, органы Федеральной службы безопасности и др. В соответствии с Законом Президент РФ осуществляет руководство В. С. РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами. В средствах массовой информации порой высказывается предложение о необходимости расширительного толкования понятия "вооруженные силы" как охватывающего, по крайней мере, все войска и воинские формирования. Следует иметь в виду, что Генеральный штаб В. С. РФ по ряду вопросов выступает как координирующий центр для всех войск и воинских формирований - в частности, разрабатывает план строительства В. С. РФ и координирует разработку планов строительства и развития В. С. РФ, других войск, воинских формирований и органов; координирует разработку предложений по численности В. С. РФ, других войск, воинских формирований и органов; координирует оперативную и мобилизационную подготовку других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время специальных формировании; осуществляет контроль за состоянием мобилизационной готовности других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время специальных формирований; организует взаимодействие В. С. РФ с другими войсками, воинскими формированиями и органами и т.д. (С. А.)...


    ОБОРОНА 
    • термин, используемый в конституционном праве, под которым понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита РФ, целостности и неприкосновенности ее территории. Конституцией РФ к ведению РФ отнесены О. и безопасность, оборонное производство (п. "м" ст. 71). Общее руководство О. осуществляет Президент РФ - Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации. В состав Правительства РФ входит Министр О. РФ. Действует Федеральный закон "Об обороне" от 31 мая 1996 г. В целях О. с применением средств вооруженной борьбы создаются Вооруженные Силы Российской Федерации, привлекаются другие войска, а также инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при некоторых федеральных государственных органах; устанавливается воинская обязанность граждан РФ, военно-транспортная обязанность федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и органи заций, независимо от форм собственности, а также собственников транспортных средств.(С. А.)...


    ФОЛКЛЕНДСКИЕ 
    • (МАЛЬВИН-СКИЕ) ОСТРОВА - колония Великобритании (с 1833 г.) в юго-западной части Атлантического океана, у берегов Южной Америки. Административный центр - г. Порт-Стэнли. Являются спорной территорией. Вопрос о статусе островов до сих пор не решен. Великобритания, вопреки решениям ООН, не проводила деколонизации островов. 2 апреля 1982 г. вооруженные силы Аргентины заняли острова, захваченные Великобританией в 1833 г. Аргентина объявила о восстановлении своего суверенитета над островами. В ходе вооруженного конфликта, повлекшего человеческие жертвы, Великобритании удалось сохранить свое военное присутствие на островах. Временное соглашение о прекращении военных действий 15 июня 1982 г. фактически заморозило вопрос о статусе островов. При британском губернаторе действуют Исполнительный совет, состоящий из 5 членов (2 члена - по должности и 3 члена, избираемые Законодательным советом)и Законодательный совет из 10 членов (2 члена - по должности и 8 членов, избираемых населением). (А. К.)...


    КОНФЕДЕРАЦИЯ 
    • объединение государств, их союз, достаточно тесный, но все же международно-правовой, а не государственный, который не ведет к образованию нового государства, хотя такая перспектива предполагается (или, во всяком случае, не исключается). В истории есть примеры образования К. с последующим ее перерастанием в федеративное государство. Некоторые страны сохраняют в своем наименовании слово "конфедерация", хотя уже давно являются федерациями (Швейцария, Канада). Но не меньше примеров обратного характера, когда К. существовала недолго и распадалась, а входившие в нее государства продолжают существовать в качестве независимых государств (например, Се-негамбия - объединение Сенегала и Гамбии в 1981-1988 гг.). Основные различия федерации и конфедерации состоят в следующем: правовой основой федерации сначала может быть договор, затем - все же конституция; правовой основой К. является договор; федерация - государственно-правовое объединение, в результате которого возникает новое государство; К. - международно-правовое объединение, союз, но (пока еще) не государство; территория федерации - едина; у К., строго говоря, нет единой территории, это совокупность территорий входящих в нее государств; в федерации - единое гражданство; в К. нет единого гражданства, хотя и могут устанавливаться нормы, обеспечивающие близость или в чем-то даже принципиальное единство статуса личности; федерация имеет единые (федеральные) органы государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной); К. таких органов не имеет, хотя здесь и создаются координационные органы для ведения ее общих дел; в федерации действует принцип приоритета актов федерации перед актами ее субъектов, соответствия актов субъектов актам федерации; в федерации возможна отмена федеральными органами актов субъекта, противоречащих федеральным актам либо директивным путем, либо органами конституционного контроля по рассмотрению спора. В К. решения координационного органа К. проводятся в жизнь решениями органов государств-членов К., для чего они прежде всего ратифицируются или иным способом признаются членами К., причем последние имеют возможность не признавать для себя такие решения обязательными (так называемый принцип нулифика-ции - непризнания); в федерации - единые вооруженные силы. Лишь изредка в отдельных федерациях - скорее в политических целях - признается право субъектов иметь свои войсковые формирования, являющиеся, конечно, частями единых вооруженных сил (например, на отдельных этапах существования СССР союзным республикам давалось право иметь свои войсковые формирования). В К. существуют армии отдельных государств - членов К., они могут быть объединены под общим командованием. По соглашению государств может быть создана и единая армия из объединенных воинских контингентов отдельных государств, но, тем не менее, они вправе сохранить и свои вооруженные силы; в федерации - единые налоги, причем они либо полностью устанавливаются федерацией,либо федерация устанавливает исходные, основополагающие нормы в области налогообложения, финансовой политики. В К. свои налоги и финансовые системы имеет каждое государство- член К., а источниками средств К. являются взносы ее членов; в федерации - единая денежная система, в К. у каждого государства - своя валюта, хотя и возможны процессы сближения систем; федерация имеет единую экономическую политику и либо единое руководство ею, либо ее единое регулирование. В К. могут иметь место координация,начала регулирования, но, как было сказано, с признанием государствами - членами К. соответствующих актов К. (С. А.)...


    ЗАХВАТ ВЛАСТИ 
    • приход к власти неконституционным путем, т. е. организация переворота, роспуск (и тем более - свержение) конституционно образованных органов и назначенных лиц при отсутствии на то полномочий, с применением или угрозой применения силы вместо избрания или назначения в порядке, определенном конституцией или законом. Согласно ч. 4 ст. 3 Конституции РФ: "Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону". Уголовный кодекс РФ содержит статью 278 "Насильственный захват власти или насильственное удержание власти", предусматривающую наказание за эти деяния в виде лишения свободы на срок от двенадцати до двадцати лет. (С. А.)...


    ОБРАТНАЯ СИЛА ЗАКОНА 
    • закрепленная в Конституции РФ гарантия для граждан и принцип деятельности соответствующих государственных органов. Как говорится в ст. 54 Конституции, закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если же после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, новый закон применяется.(С. А.)...


    ГВИНЕЯ-БИСАУ 
    • (Республика Гвинея-Бисау) - государство в Западной Африке. Независимо с 23 сентября 1973 г. (вооруженные действия за независимость начались в 1959 г.). Столица - г. Бисау. Административное деление: 8 округов, автономный сектор Бисау, 37 районов. По действующей Конституции 1991 г. - республика. Президент избирается сроком на 5 лет. Однопалатный парламент - Национальное народное собрание - состоит из 100 депутатов, избираемых всеобщим голосованием. Срок их полномочий - 4 года. В период между сессиями парламента его полномочия осуществляет Государственный совет, состоящий из 15 членов. Председателем совета по должности является глава государства. Исполнительная власть осуществляется правительством, во главе которого стоит премьер-министр. С 1991 г. в стране происходят демократические преобразования, в частности, принят закон, гарантирующий многопартийность. (А. К.)...


    АННЕКСИЯ 
    • одностороннее присоединение государством территории, принадлежащей другому государству или составляющей предмет их спора. А. является также объявление государства о включении в свой состав территории, на которой проживает какая-либо этническая общность без государственного образования (тем более при отсутствии на то желания данной этнической общности или ее органов самоуправления). А- обычно выражается во введении воинского контингента на соответствующую территорию, т. е. это - захват или отторжение территории. Однако А. может выглядеть и как объявление государством соответствующей территории своей частью, что будет означать применение им вооруженной силы при посягательствах еще кого-либо на данную территорию. (С. А.)...


    СУБЪЕКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
    • входящие в состав РФ республики (государства), национально-территориальные (автономные) государственные образования - автономная область, автономные округа, а также территориальные (по мнению некоторых ученых и практиков, территориально-государственные) образования - края, области, города федерального значения. Россия как федерация состоит из 21 республики, 6 краев, 49 областей, 2 городов федерального значения, 1 автономной области, 10 автономных округов - равноправных С. РФ, Статус субъекта определяется Конституцией РФ и соответственно конституцией, уставом субъекта. Равноправие С. РФ означает, что все они имеют юридически равные права и обязанности по отношению друг к другу и во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Статус субъекта может быть изменен по взаимному согласию РФ и субъекта РФ в соответствии с федеральным конституционным законом. Иными словами, субъекты РФ не могут в одностороннем порядке определять основы своего конституционно-правового статуса. Характеризуя статус субъектов РФ (включая и республики-государства), Конституция РФ отказалась от категории "суверенитет" применительно к ним и использует ее лишь по отношению к РФ в целом (хотя некоторые республики в своих конституциях называют себя суверенными государствами). Для субъектов РФ, включая и республики, не предусмотрено также право одностороннего выхода из РФ. Следовательно, если кто-то захочет это сделать, вопрос придется решать по взаимному согласию РФ и соответствующего субъекта. Федеративные отношения субъектов с Российской Федерацией характеризуются следующими положениями: разделение вопросов ведения на вопросы, которые относятся только к ведению РФ (исключительное ведение РФ), и вопросы совместного ведения РФ и С. РФ. Все остальные вопросы относятся к собственному и исключительному ведению С. РФ, и, согласно ст. 73 Конституции РФ, здесь они обладают всей полнотой государственной власти; разграничение предметов ведения между государственными органами РФ и С. РФ возможно как на основе Конституции, так и на основе договоров между ними о разграничении предметов ведения и полномочий; все С. РФ имеют представительство на федеральном уровне и возможность обращения к Президенту РФ, Правительству РФ, в Конституционный Суд РФ и другие органы РФ, которые обязаны на это реагировать. Кроме того, С. РФ имеют право законодательной инициативы в Государственной Думе. У каждого С. РФ есть свой основополагающий акт (конституция - у республик, устав - у остальных субъектов) и свое законодательство (законы и другие нормативные правовые акты). Отсюда - общий принцип верховенства федеральных актов и в его развитие - специальные правила о субординации актов, а именно: если закон принят по вопросам ведения РФ - он действует на всей территории РФ и акты С. РФ не могут ему противоречить. В случае противоречия действует федеральный закон. Если акт С. РФ издан по вопросам С. РФ, а появился федеральный закон, который ему противоречит, то действует нормативный акт С. РФ. Таким образом, Конституция РФ защищает интересы С. РФ и не допускает произвольного вмешательства в сферы его ведения. В частности, в сфере совместного ведения РФ и С. РФ - административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды. С. РФ вправе принимать свои нормативные акты по многим другим вопросам совместного и собственного ведения. Каждый С. РФ имеет свою систему органов государственной власти. Она устанавливается С. РФ самостоятельно, но в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, определенными федеральным законом. Наиболее типичная система органов С. РФ: в республике - президент (глава республики), законодательное собрание, правительство, министерства и ведомства, верховный суд, высший арбитражный суд (в некоторых республиках - конституционный суд), прокурор; в иных субъектах - губернатор (в Москве - мэр), законодательное собрание, администрация (в ряде субъектов - правительство), управление, департамент (министерство), суды, арбитражные суды (кое-где - уставные суды или палаты), прокурор. Для осуществления своих полномочий на территории С. РФ Российская Федерация может иметь там свои органы или соответствующих должностных лиц. Каждый С. РФ имеет свою территорию. Ее нельзя изменить без согласия субъекта. Границы между С. РФ могут быть изменены только с их взаимного согласия. Вместе с тем территория РФ является единой, а это означает, что внутри Российской Федерации не допускается установление (в том числе и С. РФ) таможенных границ,сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Каждый С. РФ имеет свою собственность как разновидность государственной собственности (ее объектами могут быть земля, недра, водные и другие природные ресурсы), свои бюджет, налоги, сборы, пошлины и платежи (как часть единой налоговой системы, основы которой устанавливаются Федерацией). Статус личности в РФ является единым и не зависит от того, на территории какого С. РФ человек проживает. Причем если по Конституции РФ защита прав и свобод человека и гражданина относится к совместному ведению РФ и ее субъектов, то регулирование статуса - исключительное ведение РФ. Федерация обеспечивает на всей территории РФ единый общественный порядок, для чего создается единая система правоохранительных органов, безопасности, единые Вооруженные Силы. С. РФ, включая и республики, нет необходимости иметь свои Вооруженные Силы, внутренние войска, пограничников, поскольку вооруженную защиту территории страны обеспечивает Федерация. Федеральными являются и службы безопасности, внешней разведки, охраны. Разумеется, создавая свои территориальные органы и осуществляя те или иные действия в рамках закона, указанные системы должны согласовывать принципиальные вопросы с С. РФ. Поскольку республики являются государствами, существует понятие гражданства республики. Однако и это не создает особого статуса личности в республике. Вместе с тем каждый С. РФ вправе принимать меры по обеспечению прав и свобод граждан на своей территории, в том числе по созданию дополнительных гарантий в части их реализации. У С. РФ есть право участия в международных и внешнеэкономических отношениях. Эта сфера относится к совместному ведению, и Россия координирует международные и внешнеэкономические связи С. РФ. Следовательно, субъекты обязаны учитывать интересы РФ. Дипломатические и консульские учреждения РФ являются едиными для России, в них могут работать и представители соответствующих С. РФ. Не исключено создание в других государствах представительств С. РФ. В этом случае МИД РФ и его органы выполняют координирующие функции. С. РФ, естественно, имеют право на сотрудничество друг с другом. Они могут заключать взаимные договоры, решать текущие вопросы, направлять друг к другу делегации, представителей и т. д. В С. РФ - республиках допускается наличие своего государственного языка, который в органах власти и местного самоуправления употребляется наряду с государственным языком РФ. Для других С. РФ наличие государственного языка не предусмотрено. Но есть четкое положение в Конституции РФ: ''Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития". Кроме того, Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ. Все С. РФ имеют свой главный город (столицу), могут иметь свои герб, флаг, гимн, иные традиционные знаки и символы. (С. А.)...


    ШРИ-ЛАНКА 
    • (Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ланка, бывший Цейлон) - государство в Южной Азии, на острове Цейлон в Индийском океане. Независимость обретена 4 февраля 1948 г. Член Британского Содружества. Столица - г. Коломбо. Административное деление: 8 провинций. Действует Конституция от 7 сентября 1978 г. с последующими изменениями. Форма правления - республика <с 22 мая 1972 г.; 7 сентября 1978 г. приняла нынешнее название). Глава государства - президент, избирается всеобщим голосованием сроком на 6 лет. Парламент состоит из 225 депутатов, избирается сроком на 5 лет по системе пропорционального представительства. Правительство формируется президентом на коалиционной основе и возглавляется премьер-министром. В ноябре 1994 г. Президентом избрана Чандрике Кумаратунге, а премьер-министром назначена ее мать - Сиримаво Бандаранаике. Посты министра обороны, финансов, по выполнению плана, по делам национальностей заняла президент. Предполагается проведение конституционной реформы: ликвидация поста президента, введение парламентской формы правления с ответственным перед парламентом премьер-министром. Этнический конфликт между сингалами и тамилами, начиная с 70-х годов, периодически перерастал в вооруженные столкновения и акты терроризма. Возникло сепаратистское движение за создание национального тамильского государства "Тамил Илама". (А. К.)...


    КОММУНАЛЬНОЕ ПРАВО 
    • наименование правовой отрасли в Российской Федерации в некоторых зарубежных странах (например, в ФРГ). В Российской Федерации именуется муниципальным правом. (С. А.)...


    АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ 
    • органы судебной власти, уполномоченные рассматривать и разрешать дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений. Органы, именуемые А. с., в наши дни четко определены Федеральными конституционными законами "О судебной системе Российской Федерации" от 31 декабря 1996 г. и "Об арбитражных судах в Российской Федерации" от 28 апреля 1995 г. К ним относятся: Высший Арбитражный Суд Российской Федерации; федеральные арбитражные суды округов; арбитражные суды субъектов Российской Федерации. Нередко А. с. неточно называют Международный коммерческий арбитражный суд и Морскую арбитражную комиссию, которые не являются государственными органами, осуществляющими одну из ветвей власти - судебную. (К. Г.)...


    ВЕДОМОСТИ 
    • широко распространенное в различных словосочетаниях понятие, используемое для наименования официальных и информационных изданий представительных (законодательных), а также (реже) иных органов. Так, в СССР издавались В. Верховного Совета СССР, В. Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, а в союзных республиках - В. их Верховных Советов. В Российской Федерации на различных этапах издавались В. Верховного Совета РСФСР, В. Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, В. Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. В настоящее время издаются В. Федерального Собрания Российской Федерации. (С. А.)...


       Дальше >>>





Наши проекты
Белые страницы России
V.I.P. зона России
Телефонная книга
Лучшее в Интернете
Обратная связь

  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


| Словари | Общие сведения | Помощь | Написать
Copyright © RI N 2000-
* Обратная связь