RIN.ru
Российская Информационная Сеть

Словари

English   
  Словари  Общие сведения  Помощь
 





     выборка описание
    ИЗБИРАТЕЛЬ 
    • гражданин государства, обладающий избирательным правом, т. е. правом участия в голосовании на выборах депутатов и выборных должностных лиц. Именно данное право является предопределяющим для других возможностей И. Это - дача согласия на его выдвижение кандидатом в депутаты или на выборную должность; участие в выдвижении кандидатов; самовыдвижение (т. е. выдвижение самого себя кандидатом); внесение своей фамилии в подписные листы в поддержку выдвижения и регистрации того или иного лица кандидатом в депутаты и на выборную должность; агитация "за" или "против" избрания кандидата депутатом или выборным должностным лицом; участие в иных предвыборных мероприятиях; финансирование кандидатов; выполнение функций доверенного лица кандидата, наблюдателя; вхождение в состав избирательных комиссий и др. В Российской Федерации И. являются граждане, достигшие 18 лет, поскольку с этого возраста они вправе участвовать в голосовании (см.: Активное избирательное право). Возраст кандидата в депутаты или выборного должностного лица обычно должен быть выше (см.: Пассивное избирательное право). (С. А.)...


    ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ 
    • совокупность мероприятий по назначению, подготовке и проведению выборов депутатов или выборных должностных лиц. Наиболее важные составляющие И. к.: назначение даты выборов; образование избирательных округов и избирательных участков; образование избирательных комиссий; составление списков избирателей; выдвижение кандидатов в депутаты и на выборные должности, сбор подписей в их поддержку, регистрация кандидатов; предвыборная агитация; проведение голосования и определение результатов выборов. (С. А.)...


    ПРАЙМЕРИЗ 
    • выдвижение кандидатов в депутаты путем первичных выборов в США. Избиратели, поддерживающие соответствующую партию, путем голосования решают, чья кандидатура (из предлагаемых партией) затем будет включена в качестве кандидата от партии, которую они поддерживают. При открытых П. избирателю либо не надо доказывать свою партийную принадлежность вообще, либо определять ее в упрощенном порядке. Избиратель получает от чиновника по выборам бюллетень той партии, за кандидатов которой он намерен голосовать. При закрытых П. избиратель должен доказать свою партийную принадлежность: произнести присягу или сделать заявление о том, что на предшествующих выборах он голосовал именно за эту партию. Поскольку голосование тайное, принципиальной разницы между открытыми и закрытыми П.нет.(С. А.)...


    ОИК 
    • н на выборах в ГД создаются в одномандатных избирательных округах. Они осуществляют контроль за соблюдением избирательного закона на территории своего округа, обеспечивают соблюдение законности, координируют деятельность территориальных и участковых И. к., рассматривают жалобы (заявления) на решения и действия этих комиссий и принимают по ним мотивированные решения. ОИК регистрируют кандидатов в депутаты по округу, их доверенных лиц, выдают им удостоверения установленного образца. Они обеспечивают соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности для всех кандидатов в депутаты. Данная комиссия утверждает текст избирательного бюллетеня для голосования по своему округу, обеспечивает снабжение территориальных И. к. избирательными бюллетенями как по федеральному, так и по своему одномандатному избирательному округу....


    ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ 
    • отношения по управлению обществом и государством, осуществлению власти народа. П. о. частично являются государственно-правовыми (конституционно-правовыми) отношениями, частично - неправовыми общественными отношениями. Те и другие группы отношений нередко переплетаются. Например, назначение выборов в парламент, участие в них политических партий и движений, выдвижение ими списков своих кандидатов, основные правила ведения предвыборной агитации - все это политические отношения, закрепленные законодательством. Как партии и движения будут блокироваться друг с другом для ведения борьбы, кого предпочтут выдвинуть, какие конкретно методы пропаганды изберут - это тоже политические отношения, но уже неправовые, т. е. не регулируемые правом.(С. А.)...


    РЕЗЕРВНЫЕ ДЕПУТАТЫ 
    • лица, избранные в состав представительного органа, участвующие в его работе, а также в работе комитетов и комиссий представительного органа, в обеспечении контактов с избирателями и объединениями граждан, однако не обладающие правом решающего голоса при принятии органом решений. Как правило, система избрания Р. д. выглядит следующим образом. Территория, на которой действует представительный орган, делится на несколько многомандатных избирательных округов. От каждого округа избирается не более 5 депутатов, а выдвигается кандидатов, например, 8. Все они включены в один избирательный бюллетень. Избиратель вычеркивает в бюллетене тех кандидатов, против которых голосует. Все кандидаты, получившие более определенной планки голосов избирателей, принявших участие в голосовании, считаются избранными. Но поскольку по округу должно быть избрано твердо установленное число депутатов, те из кандидатов, которые набрали голосов больше остальных, становятся основными депутатами, остальные из избранных - резервными депутатами. Система избрания Р. д. может быть и такой: в представительный орган надо избрать определенное число депутатов, например, 21; вся территория представительного органа является единым избирательным округом, по которому выдвигаются кандидаты в депутаты. Допустим, кандидатов выдвинуто 28. При выборах избиратели вычеркивают кандидатов, против которых голосуют. Избранными в представительный орган считаются те кандидаты, которые преодолели определенную планку. Допустим, все 28 кандидатов набрали необходимое число голосов. Тогда 21 кандидат, набравший больше голосов, чем остальные, становятся основными депутатами, остальные 7 будут Р. д. Правда, в будущем этот вариант не может быть использован. Федеральный закон 1997 г. об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ не разрешает избрание в многомандатном округе более пяти депутатов. Если кто-то из основных депутатов выбывает, его место занимает Р. д. Первым на мандат претендует тот из Р. д., который на выборах получил больше голосов, чем остальные. Институт Р. д. использовался в РФ на выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в 1995-1996 гг. (С. А.)...


    ГРАЖДАНСКОЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО 
    • отрасль права, устанавливающая порядок разбирательства и разрешения судами (общей юрисдикции и арбитражными) гражданских дел, а также исполнения принятых ими решений (данная отрасль зачастую именуется также гражданским процессом). По общим правилам гражданского судопроизводства рассматриваются кроме того и споры, вытекающие из трудовых, семейных, административно-правовых отношений. В последнее время по тем же правилам рассматриваются многие споры, вытекающие из конституционно-правовых отношений. Например, в судах общей юрисдикции оспариваются отказы в регистрации кандидатов в депутаты, иные решения избирательных комиссий, принимаются решения о снятии кандидатов с регистрации при нарушении ими закона, обжалуются отказы в регистрации общественных объединений, рассматриваются споры представительных и исполнительных органов субъектов РФ и местного самоуправления о законности принимаемых актов и др. (С. А.)...


    МАНДАТ 
    • 1) документ, удостоверяющий полномочия какого-либо лица; 2) вакантное место, занимаемое, как правило, посредством избрания. Довольно часто слово используется самостоятельно и в сочетании с другими словами в избирательном праве. Например, если говорят, что пять кандидатов претендуют на один мандат, это означает, что по избирательному округу надо избрать одного депутата, а на это место выдвинуты пять кандидатов в депутаты. Отсюда в избирательном законодательстве можно встретить понятия "одномандатный" (а с претензией на употребление иностранных слов - "униноминальный"), "двухмандатный" ("биноминальный'') или "многомандатный" ("полиноминальный") избирательный округ. Это означает, что в округе надо избрать, соответственно, одного, двух, трех или более депутатов. Если данная партия провела на выборах в парламент 50 депутатов, это значит, что у нее 50 депутатских мандатов; 3) в сочетании с другими словами (свободный мандат, императивный мандат) - характеристика статуса депутата представительного органа (см.: Депутат). (С. А.)...


    ДОВЕРЕННОЕ ЛИЦО 
    • гражданин, привлекаемый кандидатом в депутаты, избирательным объединением (при избрании депутатов по избирательному списку на основе пропорциональной избирательной системы), кандидатом на выборную государственную должность или должность в местном самоуправлении для оказания помощи в избирательной кампании, особенно ведении предвыборной агитации и организации предвыборных мероприятий (по законодательству Д. л. осуществляют агитационную и иную деятельность, способствующую избранию кандидатов). Д. л. подбираются кандидатами и избирательными объединениями самостоятельно из числа граждан, обладающих избирательным правом. Д. л. регистрируются соответствующей избирательной комиссией на основании заявлений кандидатов, избирательных объединений и граждан, согласных быть Д. л., и получают от нее удостоверение. Количество Д.л.зависит от уровня выборов. Например, каждый кандидат, баллотировавшийся в 1995 г. в Государственную Думу по одномандатному избирательному округу, мог иметь до 10-Д. л. (в 1999 г. - до 20), а избирательное объединение, избирательный блок, зарегистрировавшие федеральный список, могли назначить до 500 Д. л. (на выборах 1993 г. - до 450). Кандидат на должность Президента РФ может иметь до 200 Д. л. По просьбе Д. л. работодатель обязан предоставить ему неоплачиваемый отпуск. Оплата труда Д. л. в этот период осуществляется из избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений. Кандидаты и избирательные объединения, назначившие Д. л., вправе отозвать их в любое время, уведомив соответствующую избирательную комиссию, которая аннулирует выданные этим Д. л. удостоверения. (С. А.)...


    БЛОК ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ 
    • объединение двух и более избирательных объединений с целью участия в выборах посредством выдвижения кандидатов в депутаты или кандидатов на выборные государственные или муниципальные должности и борьбы за их избрание способами, установленными законодательством. Согласно Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 5 сентября 1997 г., избирательное объединение - политическое общественное объединение (политическая партия, политическая организация, политическое движение), основными, закрепленными в уставе целями которого являются: участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов. Избирательное объединение должно быть создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню выборов, или более высоком уровне в порядке, установленном федеральными законами, законами субъектов РФ, а его действующий устав должен быть зарегистрирован не позднее чем за один год до дня голосования. Если общественное объединение входит в состав Б. и., оно не может выступать в период проведения выборов в качестве самостоятельного избирательного объединения или входить в другой Б. и. Избирательные объединения и Б. и. создаются с учетом уровня выборов. Например, на выборах депутатов Государственной Думы избирательными объединениями могут стать общероссийские политические общественные объединения. Соответственно они и образуют Б. и. Чтобы создать Б. и., согласно Федеральному закону о выборах депутатов Государственной Думы от 2 июня 1999 г., каждое избирательное объединение сначала принимает решение о необходимости его образования и вхождении в блок (с указанием наименований тех избирательных объединений, с которыми предполагается создать Б. и.). Затем принимается совместное решение избирательных объединений о создании Б. и., подписываемое их представителями. Далее следует зарегистрировать Б. и. в Центральной избирательной комиссии РФ. Для этого представляются протоколы съездов (конференций) избирательных объединений с решениями о вхождении в Б. и., совместное решение избирательных объединений о создании блока и другие документы, указанные в Законе. Только с регистрацией ЦИК РФ Б. и. считается созданным и может участвовать в избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы. Важнейшие права и возможности Б. и.: выдвигает избирательный список по федеральному избирательному округу и кандидатов в депутаты Государственной Думы по территориальным избирательным округам; направляет своих представителей в избирательные комиссии, которые участвуют в работе комиссий в качестве их членов с правом совещательного голоса; имеет право вести предвыборную агитацию в пользу своих кандидатов; вправе финансировать в определенных размерах избирательную кампанию своих кандидатов в депутаты; направляет в день выборов своих наблюдателей в участковые избирательные комиссии. Сходные статус и права имеют Б. и. по Федеральному закону о выборах Президента РФ от 21 апреля 1995 г. Возможность и порядок создания Б. и. на региональных и муниципальных выборах, их права определяются законодательством субъектов РФ. (С. А.)...


    ГД ФС РФ 
    • с считается нижней палатой Федерального Собрания, Совет Федерации - верхней палатой. Это не конституционные, а научные характеристики. Они связаны с тем, что законодательный процесс как бы начинается "снизу"и идет"вверх". А поскольку первой рассматривает законы ГД ФС РФ, ее и называют нижней палатой. Таким образом, никакой субординации между палатами не существует, они самостоятельны в своей деятельности. В силу избрания народом ГД ФС РФ считается как бы более репрезентативным органом, хотя в этом есть доля условности. И все же нельзя не учитывать того, что именно в ГД ФС РФ политические партии и движения пытаются провести своих представителей, а многие депутаты баллотировались туда в качестве независимых кандидатов. В ГД ФС РФ сконцентрированы представители политических сил, как оппозиционно настроенных по отношению к Президенту и Правительству РФ, так и поддерживающих их. Депутаты ГД ФС РФ объединяются во фракции и депутатские группы. Обсуждение вопросов на заседаниях ГД ФС РФ, ее комитетов, на парламентских слушаниях нередко носит ярко выраженный политизированный характер. Основные вопросы компетенции ГД ФС РФ отражены в Конституции РФ. К ведению ГД ФС РФ относятся: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности. Значительный объем деятельности ГД ФС РФ приходится на законотворчество. Федеральные законы обсуждаются в ГД ФС РФ по процедуре трех (бюджетные - четырех) чтений и принимаются большинством голосов от общего числа депутатов ГД ФС РФ. Далее в течение 5 дней они передаются на рассмотрение Совета Федерации. Если СФ не одобрит закон, палаты могут создать согласительную комиссию. Если ГД ФС РФ не согласится с мнением СФ, федеральный .закон будет считаться принятым, если при повторном голосовании за него проголосует не менее двух третей от общего числа депутатов ГД ФС РФ. Принятый закон поступает Президенту РФ, который его подписывает и обнародует. В течение 14 дней Президент может отклонить закон. В этом случае ГД ФС РФ и СФ повторно рассматривают закон. Для его одобрения требуется не менее двух третей голосов в ГД ФС РФ и СФ. И только в этом случае закон подлежит подписанию Президентом в течение 7 дней и его обнародованию. Внутренняя структура и организация деятельности ГД ФС РФ регулируются в общих чертах Конституцией РФ и более подробно Регламентом ГД ФС РФ, который был принят впервые в 1994 г. и многократно корректировался впоследствии. В 1998 г. принят новый Регламент палаты....


    ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ 
    • совокупность отношений, возникающих в связи с управлением обществом и государством, решением возникающих отсюда дел и проблем, влиянием друг на друга участников П. ж. Наиболее типичные участники П. ж. - государство, субъекты федерации, территории, государственные органы и органы местного самоуправления, политические партии, движения и иные общественные объединения, граждане и их группы, средства массовой информации. В определенных случаях участниками П. ж. могут стать также предприятия, учреждения и организации, предпринимательские структуры (например, выступая с оценками действий правительства, спонсируя избирательные объединения и кандидатов в депутаты на выборах и т. д.). См. также: Государственная жизнь.(С. А.)...


    БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС 
    • регламентированная законом деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета. Составной частью Б. п. является бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами различных уровней. (С. А.) БЮЛЛЕТЕНЬ - понятие, используемое в конституционном праве в нескольких значениях: 1) официальный документ (бланк), содержащий фамилии кандидатов в депутаты или наименования избирательных объединений (партий, движений, блоков) либо фамилии кандидатов на выборную должность при выборах соответствующего лица (см.: избирательный бюллетень). Б. для голосования на референдуме содержит вопрос, на который граждане должны ответить (варианты ответа "за" и "против"). Такой Б. может содержать также несколько вариантов решения какого-то вопроса, один из которых должен предпочесть гражданин. Б. используется для проведения тайного голосования в Государственной Думе и Совете Федерации при решении сложных вопросов (например, назначение высших должностных лиц, отрешение от должности Президента РФ и др.); 2) наименование официальных периодических или специальных изданий государственных органов (например, Бюллетень Верховного Суда РФ); 3) распечатываемый соответственно для пользования депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации документальный отчет (текст) о проведенных заседаниях палат (стенографический бюллетень). (С. А.)...


    ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ЗАЛОГ 
    • денежный взнос лица, выдвинутого или выдвигающего себя кандидатом в депутаты или на выборную должность. Применяется в ряде стран (Великобритания, Канада, Франция, Япония и др.). Смысл И. з. - в определенной мере сдержать претензии тех, кто имеет мало шансов быть избранным, однако "рвется" в кандидаты, чтобы получить известность, сделать себе рекламу и т. п. Кроме того, И. з. - средство избежать других способов добиться регистрации кандидатом в депутаты или на выборную должность, как правило, более изнурительных (например, сбор подписей избирателей). В РФ И. з. введен в 1999 г. внесением дополнений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" 1997 г. Согласно Федеральному закону о выборах депутатов Государственной Думы 1999 г. И. з. для кандидата по избирательному округу равен умноженному в тысячу раз минимальному размеру оплаты труда, а для избирательного объединения, блока - умноженному в 25 тысяч раз минимальному размеру оплаты труда. И. з. вносится кандидатом, избирательным объединением, блоком исключительно из средств своего избирательного фонда единовременно и в полном объеме не ранее чем за 85 дней и не позднее чем за 55 дней до дня голосования. Внесение залога не исключает сбора подписей избирателей. По усмотрению кандидата, избирательного объединения, блока регистрация кандидата, списка производится на основании либо подписей, либо залога. Если зарегистрированный кандидат набрал по результатам голосования не менее 5% голосов избирателей, принявших участие в голосовании по округу, либо был избран, а федеральный список кандидатов, набрал не менее 3% голосов избирателей, принявших участие в голосовании, или федеральный список кандидатов допущен к участию в распределении депутатских мандатов, избирательный залог им возвращается. Но если названных условий нет, избирательный залог не подлежит возврату и перечисляется соответствующей избирательной комиссией в доход федерального бюджета. (С. А.)...


    ИММУНИТЕТ УГОЛОВНО-ПРО-ЦЕССУАЛЬН 
    • Наделение конкретных категорий лиц правом на особые условия возбуждения уголовных дел о деяниях, совершенных ими, привлечения их в качестве обвиняемых и применения к ним мер процессуального принуждения. И. у.-п. предоставляется как некоторым российским гражданам, так и иностранцам. Пределы такого иммунитета могут быть разными. Он может выражаться в требовании получения согласия какого-то (не участвующего в производстве по уголовным делам) органа на возбуждение уголовного дела или совершение других уголовно-процессуальных действий. К примеру, уголовное дело в отношении судьи суда общей юрисдикции или арбитражного суда может быть возбуждено Генеральным прокурором РФ с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей, а в отношении судьи Конституционного Суда РФ - с согласия этого суда; уголовное дело в отношении члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы в связи с его действиями, совершенными при осуществлении депутатской деятельности, может быть возбуждено Генеральным прокурором РФ с согласия соответствующей палаты Федерального Собрания РФ. Арестовать, например, судью можно только с санкции Генерального прокурора РФ и с согласия квалификационной коллегии судей, задержать или подвергнуть приводу оперативного работника органа Федеральной службы безопасности можно только в присутствии официального представителя этой службы или по решению суда. Производство любых следственных действий по поводу преступления на борту иностранного торгового судна, находящегося в российском порту, возможно только при соблюдении особых условий, оговоренных в международных соглашениях, заключенных с тем государством, под флагом которого плавает данное судно. Процессуальные действия в отношении лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом, совершаются по их просьбе или с их согласия, полученного через Министерство иностранных дел РФ. Законодательство предусматривает и иные изъятия из общего порядка производства по уголовным делам. Для граждан Российской Федерации в той или иной форме и в конкретных пределах такие изъятия предусмотрены в отношении: Президента РФ и зарегистрированных кандидатов для избрания на эту должность; членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы и зарегистрированных кандидатов в депутаты этого органа; судей Конституционного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов; прокуроров и следователей прокуратуры; оперативных работников органов федеральной службы безопасности, Агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, Государственной службы охраны; членов избирательных комиссий и комиссий по проведению референдумов с правом решающего голоса; депутатов законодательных собраний и избранных населением глав исполнительной власти субъектов РФ и зарегистрированных кандидатов в депутаты на указанные должности; депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления и зарегистрированных кандидатов на эти должности; Председателя, заместителя Председателя, аудиторов и инспекторов Счетной палаты РФ Уполномоченного по правам человека в РФ...


       Дальше >>>





Наши проекты
Белые страницы России
V.I.P. зона России
Телефонная книга
Лучшее в Интернете
Обратная связь

  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


| Словари | Общие сведения | Помощь | Написать
Copyright © RI N 2000-
* Обратная связь