Словари Общие сведения Помощь |
|
|
выборка | описание |
СОГЛАШЕНИЕ
|
- в области внешнеэкономической деятельности договоры между государствами или правительственными органами о регулировании торговых отношений (см. Межправительственные торговые соглашения), о развитии промышленного сотрудничества, формах расчетов, развитии отношений в области транспорта, туризма и т.д.- Наряду с двусторонними соглашениями существуют международные соглашения, наиболее важным из которых является Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ)....
|
ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ
|
- объединение государств для расширения взаимного экономического сотрудничества и проведения совместной внешнеэкономической политики. Создается на базе договора между двумя или более государствами и предполагает отмену таможенных пошлин и других барьеров на пути товаров во взаимоотношениях договаривающихся государств и формирование единого таможенного пространства. В отличие от зоны свободной торговли Т.е. предполагает введение общего таможенного тарифа по отношению к остальным странам и проведение общей внешнеторговой политики. Т.е. создавались уже в XIX в. (например, Т.е. германских государств. Т.е. между Францией и Монако и т.д.). Действует Т.е. Бельгии, Нидерландов и Люксембурга. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) допускает создание Т.е. В процессе развития экономической интеграции Т.е. выступает как одна из ее форм. Т.е. был первым этапом формирования Европейского экономического сообщества. Форму Т.е. имеют многие интеграционные группировки развивающихся стран, например Таможенный и экономический союз Центральной Африки (ЮДЕАК), Экономическое сообщество Западной Африки (КЭАО) и др. Формируется Т.е. в рамках СНГ, в который уже вошли РФ, Белоруссия, Казахстан и Киргизия. Между странами этого Т.е. не только снимаются барьеры на пути товаров (между РФ и Белоруссией даже ликвидированы таможни), но и проводятся мероприятия по согласовыванию экономической политики, проведению общей внешнеторговой политики, унификации таможенного законодательства....
|
МАГРИБСКИЙ ОБЩИЙ РЫНОК
|
- (Arab Mahgreb Union; Mahgreb Common Market, MCM) региональная экономическая группировка стран Северной Африки, известная также под названием "Североафриканский общий рынок". Члены: Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко, Тунис. Соглашение о создании М.о.р. было подписано в 1989 г. в г. Марракеш (Марокко). Предшественником этой организации являлось Магрибское экономическое сообщество, учрежденное в 1964 г., исполнительным органом которого был постоянный консультативный комитет Магриба, расположенный в Тунисе. На начальном этапе предполагалось сотрудничество в области таможенного регулирования, введение единого внешнего тарифа, создание валютного союза и координация программ экономического развития с перспективой достижения к 1995 г. стадии общего рынка....
|
НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЖИМ
|
- (national treatment) один из двух основных (наряду с режимом наибольшего благоприятствования) принципов международной торговой системы, зафиксированный Всемирной торговой организацией. Предусматривает равенство прав резидентов и нерезидентов, равное отношение к национальным и иностранным товарам и услугам. В товарной торговле применяется к реализации товаров на внутреннем рынке после уплаты таможенных пошлин, сборов за таможенное оформление и прохождения таможенных формальностей. В соответствии со ст. 111 Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) отечественные и импортные товары должны облагаться внутренними налогами и сборами по единым ставкам. Все законы, правила и требования, относящиеся к продаже, предложениям о продаже, покупке, перевозке, распределению или использованию товаров, должны быть для них абсолютно одинаковыми. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) распространяет Н.р. на торговлю услугами....
|
ЭКСПОРТ УСЛУГ
|
- экспорт нематериальной продукции сферы услуг, включающей коммерческие, профессиональные и потребительские услуги. К Э.у. относятся, например, услуги банков, финансовых и страховых компаний, предоставляемые зарубежным клиентам, услуги фрахта, продажа за рубеж патентных лицензий, авторских прав, ноу-хау, программного продукта, инжиниринговых и консультационных услуг, выступления за рубежом артистов, спортсменов, прокат кинофильмов, прием иностранных туристов и т.д. Поступления по Э.у. относятся к невидимым статьям платежного баланса. В послевоенные годы роль услуг в сфере внешнеэкономической деятельности существенно расширилась. Возникли проблемы международного регулирования этой деятельности. В этой связи в рамках Уругвайского раунда переговоров было подписано Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС), которое наряду с Генеральным соглашением по тарифам и торговле (ГАТТ) и другими соглашениями легло в основу Всемирной торговой организации....
|
ТРИМС
|
- соглашение по мероприятиям в области инвестиционной политики, имеющей отношение к торговле (Agreement on Trade-Related Investment Measures) - один из принципиально новых многосторонних документов, подписанных в итоге Уругвайского раунда переговоров в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Соглашение призвано дисциплинировать поведение правительств по отношению к иностранным инвестициям в производственной сфере (вопросы регулирования иностранных инвестиций в сфере услуг регулирует Генеральное соглашение по торговле услугами - ГАТС), чтобы избежать неблагоприятного воздействия их мероприятий на международную торговлю. Фактически Соглашение отражает прежде всего интересы транснациональных корпораций (ТНК), которые стремятся к расширению инвестиций за границей, приносящих высокие прибыли и укрепляющих позиции на мировом рынке. В качестве основополагающих принципов Соглашение устанавливает национальный режим и устраняет количественные ограничения для облегчения инвестиций за границей. Под мероприятиями в Соглашении подразумеваются действия исполнительной власти, осуществляемые в соответствии с публикуемыми законами или административными распоряжениями и имеющие обязательный характер. В Приложении к Соглашению приводится перечень мероприятий, которые несовместимы с требованиями последнего. В частности, правительствам стран - членов Всемирной торговой организации (ВТО) запрещается применять следующие ограничительные меры в отношении предприятий с иностранными инвестициями: а) обязывать такие предприятия для своей деятельности закупать или использовать определенную долю местных материалов; б) обязывать такие предприятия закупать или использовать импортную продукцию в объеме экспортируемой ими производимой или местной продукции; в) ограничивать таким предприятиям получение иностранной валюты для производственной деятельности объемом поступления иностранной валюты от их деятельности или от экспорта местной продукции; г) ограничивать экспорт отдельных местных товаров свыше определенного объема, зависящего от размера производства. Правительство страны - члена ВТО должно уведомить Совет по торговле товарами обо всех мероприятиях, не соответствующих положениям Соглашения, в течение 90 дней с даты вступления его в силу. Соглашение предусматривает дифференцированный переходный период для отдельных групп стран - членов ВТО, в течение которого они должны привести национальное законодательство, регулирующее иностранные инвестиции, в соответствие с требованиями этого документа: для промышленно развитых стран - 2 года, для развивающихся - 5 лет и для наименее развитых - 7 лет (последние два срока могут быть продлены). В переходный период не должна увеличиваться несовместимость национального регулирования с требованиями Соглашения....
|
ЦЕНТРАЛЬНОАМЕРИКАНСКИЙ ОБЩИЙ РЫН
|
- торгово-экономическое объединение пяти стран (Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа, Сальвадор). Создан в 1960 г. с целью ускорения экономического развития стран-членов путем объединения их материальных и финансовых ресурсов, координации экономической политики, индустриализации, устранения таможенных и валютных ограничений, создания общего рынка. В 90-е гг. наблюдается возрождение интеграционного процесса после кризиса 70-80-х гг., вызванного как экономическими противоречиями между пятью странами-членами, так и военно-политическими конфликтами в регионе. После подписания в Гватемале в 1987 г. президентами Гватемалы, Гондураса, Коста-Рики, Никарагуа и Сальвадора документа "Пути установления прочного и длительного мира в Центральной Америке" существенно оживилась взаимная торговля, активизировали свою деятельность интеграционные органы в регионе. Высшим органом ЦАОР является Центральноамериканский экономический совет, состоящий из министров экономики пяти стран-членов; он определяет основные направления интеграции. Административные функции осуществляет Исполнительный комитет. Рабочий орган, выполняющий технические и административные функции, - Постоянный секретариат, функционирующий в столице Гондураса г. Тегусигальпа. В октябре 1993 г. президенты стран региона подписали Генеральное соглашение Центральноамериканской интеграции (Протокол Гватемалы), которое рассматривается как юридическая база процесса Центральноамериканской интеграции и содержит договоренности для возрождения Центральноамериканского "Общего рынка". Среди них важнейшая - решение о принятии Унифицированной тарифной шкалы и введении единого внешнего тарифа, максимальная ставка которого не должна превышать 20%. В феврале 1995 г. Центральноамериканский тарифный комитет принял решение об ускорении процесса унификации и сокращении внешних тарифов стран - членов группировки. Однако, ввиду острого бюджетного дефицита, большинство стран Центральной Америки (кроме Сальвадора) не могут пойти на резкое снижение импортных тарифов, что, естественно, затрудняет процесс образования единого таможенного союза в рамках ЦАОР. За 1990-1995 гг. объем внутризональной торговли в рамках ЦАОР увеличился более чем в два раза и составил 1300 млн. долл. В целом для группировки характерен высокий удельный вес внутризональной торговли и в их экспорте (16% в 1990 г., 20-22% в 1992-1994 гг.). Интеграционный процесс в Центральной Америке осложнен множеством проблем, среди которых узость регионального рынка (всего 28 млн. потребителей), ограниченные возможности внутризонального обмена как промышленными, так и сельскохозяйственными товарами, различия в уровнях экономического развития, а также политические разногласия между странами - членами группировки....
|
АВИАГРУЗОВАЯ НАКЛАДНАЯ
|
- перевозочный документ в международном сообщении, удостоверяющий заключение договора перевозки между грузоотправителем и воздушным перевозчиком. Реквизиты А.н.: код перевозчика, наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя, код валюты, код вида оплаты, масса брутто груза (в фунтах или кг), класс тарифа (С - специальный грузовой тариф (корейт), М - минимальный тариф, R - тариф со скидкой и т.д.). А.н. имеет фирменный знак, наименование авиакомпании и серийный номер....
|
ГААГСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ О ДЕПОНИРОВА
|
- (Hague Agreement Concerining the International Depo it of Indu trial De ign ) соглашение, заключенное в 1925 г., в соответствии с которым международное депонирование промышленного образца может быть осуществлено либо непосредственно в Международном бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), либо через посредничество национального ведомства промышленной собственности государства - участника соглашения, являющегося государством происхождения образца. В каждом государстве - участнике соглашения, указанном заявителем, международное депонирование имеет такие же последствия, как если бы заявитель и ведомство выполнили формальности, связанные с получением охраны в этом государстве. Международное бюро ВОИС публикует в периодическом бюллетене по каждому международному депонированию изображения депонированного образца. Международное депонирование может продлеваться каждые 5 лет. Соглашение позволяет заявителям испрашивать в ряде стран международную охрану для своих промышленных образцов с выполнением минимальных формальностей и минимальных затрат - путем подачи одной заявки в Международное бюро ВОИС....
|
АГЕНТСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ
|
- (agency agreement) соглашение между агентом и нанимающим его лицом - принципалом, в котором оговариваются все условия действий агента в отношении третьих лиц от имени принципала. В А.с. определяются права и обязанности сторон, сфера и срок действия, размер вознаграждения, санкции при его нарушении и др. По своей сути А.с. является сугубо конфиденциальным. Оно создает три вида отношений: между принципалом и агентом; между принципалом и третьим лицом; между агентом и третьим лицом. В области промышленной собственности А.с. заключаются между патентным поверенным и заявителем по вопросам, связанным с делопроизводством по заявкам на объекты промышленной собственности, а также при ведении судебных дел....
|
ФРАХТОВАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ,
|
- линейная конференция объединение компаний линейных судоходств картельного типа в форме соглашения о едином уровне тарифов и условиях их применения на определенном направлении, а также квоте и режиме обслуживания перевозок. Члены Ф.к. обязаны строго придерживаться ее правил и не допускать представления прямых или косвенных льгот грузовладельцам. За нарушение членами Ф.к. ее правил устанавливаются санкции. Для обеспечения монопольного положения в перевозках Ф.к. осуществляют мероприятия по закреплению за собой грузоотправителей путем применения системы скидок с тарифа за лояльность....
|
МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ТОРГОВЫЕ СО
|
- письменные акты, заключаемые правительственными органами разных стран для регулирования объема и условий торговли между ними. В М.т.с. устанавливается количество или суммы взаимопоставляемых в течение определенного времени товаров, определяется возможность осуществления торговых операций сверх согласованных контингентов. В ряде случаев, когда страны, подписывающие соглашение, не имеют между собой торгового договора, в соглашении устанавливается общий принцип взаимоотношений (например, принцип наибольшего благоприятствования). В ряде соглашений определяется и порядок платежей, производимых путем клиринга или иным способом, в том числе порядок расчета при неравенстве сумм в течение определенного периода. В этом случае они называются соглашениями о товарообороте и платежах. Практика подписания М.т.с. наряду с торговыми договорами возникла в начале 30-х гг., когда в условиях резко возросшего протекционизма и введения количественных и валютных ограничений западные страны оказались заинтересованными в соглашениях, фиксировавших количества (контингенты) товаров, в пределах которых будет вестись торговля между договаривающимися странами. Тогда же торговые соглашения начал заключать и СССР. В послевоенный период они получили широкое распространение в практике отношений СССР как с социалистическими, так и с западными и развивающимися странами. Соглашения между социалистическими странами - членами Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ), которые с начала 60-х гг. являлись долгосрочными и подписывались, как правило, на 5 лет, заключались на основе координации их народнохозяйственных планов. Списки товаров, прилагавшиеся к соглашениям и составлявшие их неотъемлемую часть, определяли контингенты товаров для взаимной торговли на данный период. Пятилетние торговые соглашения между социалистическими странами уточнялись и дополнялись ежегодными протоколами о товарообороте. К торговым соглашениям стран социализма с западными и развивающимися странами, которые являлись, как правило, долгосрочными, также прилагались списки товаров с указанием контингентов. В условиях либерализации внешней торговли, когда количественные ограничения импорта в основном отменены, а бывшие социалистические страны перешли к рыночной экономике, М.т.с. старого типа потеряли свое значение. Теперь основную роль в регулировании международной торговли имеют многосторонние соглашения, среди которых главную роль играет Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), являющиеся важнейшей составляющей Всемирной торговой организации (ВТО)....
|
ЭМИССИОННЫЙ СИНДИКАТ
|
- временное соглашение между банками и другими финансовыми учреждениями для совместного размещения займов или ценных бумаг....
|
МЕРКОСУР, Группировка стран южно
|
- общий рынок субрегиональный торгово-экономический союз в рамках Латиноамериканской ассоциации интеграции (ЛАЙ). Включает Аргентину, Бразилию, Парагвай, Уругвай. Охватывает территорию 12 млн. кв. км с населением 200 млн. человек. Штабквартира находится в г. Монтевидео (Уругвай). Договор о создании общего рынка был подписан в декабре 1991 г. Его основные цели - свободное движение товаров и услуг, введение единого внешнего импортного тарифа (ЕВТ), проведение общей торговой политики в отношении третьих стран и экономических группировок. Рынок открыт для всех стран - членов ЛАЙ....
|
СОГЛАШЕНИЕ О ЕВРОПЕЙСКОМ ЭКОНОМ
|
- соглашение с участием стран - членов Европейского союза (ЕС) и Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ). Подписано 2 мая 1992 г., вступило в силу с 1 января 1994 г. В конце 90-х гг. его участниками являются все 15 стран ЕС и 3 из 4 стран, входящих в ЕАСТ, - Исландия. Лихтенштейн и Норвегия (Швейцария, по итогам референдума, проведенного в декабре 1992 г., не присоединилась к ЕЭП). По условиям Соглашения в рамках ЕЭП предусматривается достичь, на основе правил и норм ЕС, свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и граждан; сблизить экономическую политику участвующих в нем стран, расширить сотрудничество в сферах науки и техники, охраны окружающей среды, образования и социальной политики. Для принятия решений, а также наблюдения за процессом формирования и функционирования ЕЭП созданы специальные органы: Совет и Совместный комитет. Разработаны механизмы разрешения споров и принятия защитных мер....
|
|
Дальше >>>
|
|
|
|
|