RIN.ru
Российская Информационная Сеть

Словари

English   
  Словари  Общие сведения  Помощь
 





     выборка описание
    ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 
    • избираемые населением органы, которым поручается осуществление задач местного самоуправления. Кроме того, О. м. с. могут формироваться О. м. с., избранными населением. К числу О. м. с. относятся: представительный О. м. с. - избираемые населением дума, собрание, совет, состоящие из депутатов (представителей), решающие ключевые вопросы местного самоуправления, в том числе установление общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, принятие местных бюджетов, установление местных налогов и сборов и др. (уставом муниципального образования могут быть предусмотрены также и иные коллегиальные выборные О. м. с.); глава муниципального образования - избираемое населением или представительным органом О. м. с. должностное лицо (глава города, района, мэр и т. д.), возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования (уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должности иных выборных должностных лиц О. м. с.).(С. А.)...


    МСУ 
    • в в РФ, согласно ст. 133 Конституции, гарантируется правом на судебную защиту, компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав МСУ, установленных Конституцией и федеральными законами. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. В систему (структуру) МСУ входят: представительный орган МСУ - избираемые населением дума, собрание, совет, - состоящие из депутатов (представителей) и решающие ключевые вопросы МСУ, в том числе установление общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, принятие местных бюджетов, установление местных налогов и сборов и др. (уставом муниципального образования могут быть предусмотрены также и иные коллегиальные выборные органы МСУ); глава муниципального образования - избираемое населением или представительным органом МСУ должностное лицо МСУ (глава города, района, мэр и т. д.), возглавляющее деятельность по осуществлению МСУ на территории муниципального образования (уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должности иных выборных должностных лиц МСУ); институты непосредственной демократии - местный референдум, муниципальные выборы, собрания (сходы) граждан, народная право-творческая инициатива; территориальное общественное самоуправление - самоорганизация граждан на части территории муниципального образования. (С. А.)...


    ГЛАВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
    • выборное должностное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования. Согласно Федеральному закону РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 12 августа 1995 г., территорией муниципального образования может быть город, поселок, станица, район (уезд), сельский округ (волость, сельсовет) и др. Должность главы соответствующей территории, признанной муниципальным образованием, может быть предусмотрена ее уставом. Ранее соответствующее лицо характеризовалось как "глава местной администрации" или "глава местного самоуправления" и назначалось сверху. На практике исполнительная деятельность и административно-управленческие функции были для него на первом плане. Теперь Закон прямо запретил назначение и предусмотрел возможность для субъектов РФ одного из следующих вариантов избрания Г. м. о.: а) избрание населением на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании; б) избрание Г. м. о. представительным органом местного самоуправления из своего состава. В соответствии с Законом избранный населением Г. м. о. уставом муниципального образования может быть наделен правом вхождения в состав представительного органа местного самоуправления с функциями председателя на его заседаниях. Иначе говоря, глава территории становится одновременно и председателем думы, собрания депутатов. В Законе прямо не сказано, становится ли избранный представительным органом местного самоуправления из своей среды Г. м. о. председателем думы, собрания депутатов - это может быть предусмотрено уставом. На практике Г. м. о. относится к исполнительной вертикали. Поскольку на уровне местного самоуправления разделения властей не предусмотрено, Г. м. о. как руководитель территории должен отвечать за ее комплексное развитие, за обслуживание населения и объединять для этого усилия депутатов и муниципальные службы, которые ему подчиняются. В этих целях уставом муниципального образования Г. м. о. наделяется собственной компетенцией по решению вопросов местного значения. Г. м. о. в соответствии с уставом подотчетен непосредственно населению и представительному органу местного самоуправления. Наименование Г. м. о. и сроки его полномочий определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ. Наиболее распространенные наименования - глава (для района, уезда, сельского округа, волости, сельсовета, поселка), мэр или глава - для города. Срок полномочий Г. м. о., согласно Закону 1995 г., не может быть меньше двух лет. Установленный срок полномочий не может быть изменен в течение текущего срока полномочий. Уставом может быть предусмотрена возможность отзыва Г. м. о. населением. Г. м. о. не может быть задержан (за исключением случаев задержания на месте преступления), подвергнут обыску по месту жительства или работы, привлечен к уголовной ответственности без согласия прокурора субъекта РФ. (С. А.)...


    ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМ 
    • самоорганизация граждан по месту их жительства на части муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы Т. о. с., согласно Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 1995 г. В соответствии с уставом муниципального образования органы Т. о. с. могут являться юридическими лицами. Наиболее типичные органы Т. о. с. - комитеты (советы) Т. о. с. в микрорайонах городов, уличные, квартальные, домовые, а также сельские комитеты в деревнях и селах, не являющихся самостоятельными муниципальными образованиями. (С. А.)...


    ВОПРОСЫ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ 
    • понятие, используемое по отношению к местному самоуправлению Конституцией РФ, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 12 августа 1995 г. и другими нормативно-правовыми актами. Например, ч. 1 ст. 130 названного Закона гласит, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением В. м. з. владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Закон 1995 г. определяет В. м. з. как вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией РФ, данным Законом, законами субъектов РФ. Согласно Закону 1995 г., к В. м. з. относятся: принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением; владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения; комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования; содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений; организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования; организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения; охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью; регулирование планировки и застройки муниципальных образований; контроль за использованием земель на территории муниципального образования; регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения; организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации; организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом; муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения; благоустройство и озеленение территории муниципального образования; организация утилизации и переработки бытовых отходов; организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения; организация и содержание муниципальных архивов; организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечение населения услугами связи; создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания; создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании; сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности; организация и содержание муниципальной информационной службы; создание условий для деятельности средств массовой информации муниципального образования; создание условий для организации зрелищных мероприятий; создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании; обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения; участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования; обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании, организация муниципальной пожарной службы. В соответствии с данным Законом муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к В. м. з. законами субъектов РФ, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению Других муниципальных образований и органов государственной власти. (С. А.)...


    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО 
    • отрасль права, регулирующая так называемые муниципальные отношения, т. е. отношения, складывающиеся в сфере местного самоуправления. Соответственно есть наука "муниципального права", а в учебных заведениях - учебная дисциплина "муниципальное право". В России М. п. - относительно новая категория. В понимании муниципальных отношений нет единства. Можно выделить следующие блоки вопросов М. п.: 1) природа местного самоуправления, его место в системе народовластия; 2) конституционно-правовые основы местного самоуправления; 3) структура (система) местного самоуправления: представительные органы местного самоуправления, иные выборные коллегиальные органы местного самоуправления; глава муниципального образования, иные выборные должностные лица местного самоуправления; институты непосредственной демократии в системе местного самоуправления (местные референдумы, муниципальные выборы, собрания (сходы) граждан, народные инициативы); территориальное общественное самоуправление; 4) муниципальная собственность, экономические и финансовые основы местного самоуправления; 5)полномочия органов местного самоуправления по руководству хозяйственной, социально-культурной жизнью территории, обеспечению законности и охране прав и свобод граждан; 6) гарантии и ответственность местного самоуправления. (С. А.)...


    СЕЛЬСКИЙ СХОД 
    • институт непосредственной демократии, используемый в системе местного самоуправления; общее собрание жителей села, деревни, части сельского населенного пункта, группы сельских населенных пунктов, созываемое сельским старостой или главой волости, сельского округа, сельсовета. Поскольку всех жителей волости, сельского округа, сельсовета трудно собрать на один С. с., для обсуждения и решения вопросов местного значения, отнесенных уставом муниципального образования к ведению данного муниципального образования, могут быть созваны несколько С. с. или же конференция жителей, состоящая из представителей нескольких С. с. Единообразные решения всех С. с. или конференции будут иметь обязательную силу на территории данной единицы местного самоуправления. С. с. в отдельном населенном пункте обсуждает вопросы, жизненно важные для данного населенного пункта и его жителей, а также иные вопросы, в том числе отнесенные к ведению вышестоящих органов. Решение С. с. будет обязательным для жителей данного населенного пункта. По остальным вопросам предложения и обращения С. с. должны быть рассмотрены компетентным органом и приняты им либо отклонены с обязательной мотивировкой. Представителей С. с. положено приглашать на заседание органа при обсуждении поставленных С.с. вопросов. (С. А.)...


    МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ 
    • имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям (ст. 215 ГК РФ), один из видов собственности, предусмотренный Конституцией РФ(ст. 8, 9, 130, 132). Согласно Конституции, в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. В состав М. с. входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в М. с., муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество (ст. 29 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 12 августа 1995 г.). Органы местного самоуправления управляют М. с. Права собственника в отношении имущества, входящего в состав М. с., от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, - непосредственно население. Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе передавать объекты М. с. во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в М. с., иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов. Органы местного самоуправления в соответствии с законом могут в интересах населения устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования. (С. А.)...


    МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ 
    • категория конституционного и муниципального права....


    ГРАЖДАНСКАЯ ИНИЦИАТИВА 
    • форма коллективного волеизъявления граждан, посредством которой мнение определенной их группы доводится до компетентного государственного органа или органа местного самоуправления и требует его реагирования. Чаще всего Г. и. реализуется посредством сбора необходимого числа подписей граждан либо принятием решения на собрании граждан по месту их жительства или работы. В конституционном праве Г. и. рассматривается как один из консультативных институтов непосредственной демократии, то есть Г. и. побуждает соответствующий орган к рассмотрению поставленного вопроса. Например, согласно ст. 25 "Народная правотворческая инициатива" Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления в РФ 1995 г. население в соответствии с уставом муниципального образования имеет право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения Проекты правовых актов, внесенные населением в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения - официальному опубликованию (обнародованию). Мнение населения, выраженное в порядке гражданской инициативы, не является обязывающим для органа. (С. А.)...


    ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ 
    • одно из основных прав гражданина, закрепленное в ст. 43 действующей Конституции РФ. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. При этом основное общее образование - обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. В государстве устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживаются различные формы образования и самообразования. В соответствии с ч. 2 ст. 43 каждому дано право на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Допускаются и частные платные вузы. Специальным нормативным правовым актом данной сферы является Федеральный закон "Об образовании", принятый в 1992 г. и получивший новую редакцию в 1996 г.(С. А.)...


    ОБСУЖДЕНИЕ 
    • один из конституционно-правовых институтов непосредственной демократии, суть которого заключается в рассмотрении населением проектов решений государственных органов и органов местного самоуправления, а также важных вопросов жизни государства или соответствующей территории. Основы института О. могут устанавливаться конституцией государства. Например, ст. 5 Конституции РСФСР 1978 г. гласила, что наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное О. Могут приниматься специальные акты, составляющие основу института О.: например, Закон РСФСР "О народном обсуждении важных вопросов государственной жизни" от 20 апреля 1988 г. Аналогичные акты принимают и субъекты РФ. Институт О. не исключен и в настоящее время. Например, действующий Регламент Государственной Думы (ГД) 1998 г. (ст. 119) предусматривает, что ГД может принять решение о всенародном О. законопроекта, принятого палатой в первом чтении. С точки зрения территориальных масштабов, О. может быть: всенародным (для всей территории РФ; в период существования СССР всенародным являлось О., проводимое в масштабах всего СССР, а российское О. называлось народным, теперь оно приняло на себя наименование всенародное); по вопросам жизни субъекта РФ; местным - по вопросам жизни муниципального образования. Но в принципе не исключено, что в масштабах субъекта или муниципального образования обсуждается проблема, имеющая значение соответственно для всей территории РФ или субъекта РФ. С точки зрения размаха, О. может быть: всеохватывающим - когда участником О. является весь народ страны; О. общественностью - когда в нем участвуют преимущественно общественные объединения и некоторые средства массовой информации (СМИ); О. специалистами - когда оно организуется в профилирующих научных и практических учреждениях. Участие в О. является сугубо добровольным делом гражданина. Оно может осуществляться индивидуально, выражением своего мнения в письменной форме (направление по почте или передача лично своих предложений по обсуждаемому вопросу) или в устной форме с обращением в компетентные органы, в СМИ. Граждане могут осуществлять право на участие в О. и коллективно - проведением собраний, митингов с обсуждением соответствующего вопроса. В этом случае их коллективно выработанные мнения, оценки передаются в виде решений и резолюций в компетентные органы или СМИ. С точки зрения народовластия, О. относится к консультативным формам непосредственной демократии, поскольку высказываемые в ходе О. позиции не имеют формально обязывающего значения для органов, которым предстоит принимать решение или закон, хотя и подлежат учету, если нашли поддержку у значительной группы участников О. Конечно, с этим связана и эффективность О. Его роль ослабляется, если у граждан нет уверенности, что их предложения имеют какое-либо значение; к тому же организаторы О. не связаны обязанностью дать ответ каждому гражданину, выразившему свое мнение в ходе обсуждения.(С. А.)...


    РЕФЕРЕНДУМ 
    • голосование всего народа государства или населения какой-либо территории по важному вопросу жизни государства или соответствующей территории. Голосование на Р. - тайное посредством бюллетеня, в котором сформулированы) вопрос(ы) Р. и варианты голосования - "за" и "против" либо "да" и "нет". Гражданин оставляет вариант, который он поддерживает, вычеркивая другой. В зависимости от того, на какой территории Р. проводится, он может быть общегосударственным или территориальным (местным). В Российской Федерации - это, соответственно, Р. РФ, Р. субъекта РФ, местный Р., т. е- проводимый на территории муниципального образования. Исходным документом по вопросам Р. является Федеральный закон РФ об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в Р. граждан РФ 1997 г. Субъекты РФ принимают свои законы о Р. Р. по юридической силе и последствиям делят на императивные и консультативные. Императивным считается Р., результат которого является окончательным, обязательным, приобретает силу закона с момента голосования и может быть изменен (отменен), как правило, только новым Р. Консультативным является Р., результат которого далее оформляется актом, принимаемым компетентным органом государства или соответствующей территории, но который не вправе ни изменить волю народа, населения, выраженную по вопросу, вынесенному на Р., ни отказаться от принятия нормативного акта. Консультативный Р. именуют также опросом народа, населения. (С. А.)...


    СОБРАНИЕ 
    • термин, довольно популярный в российском конституционном лексиконе. Наиболее типичны следующие словосочетания: 1) для обозначения наименования представительного органа или его палат - народное С. (например, Болгария), верховное народное С. (КНДР), национальное С. (например, Франция), государственное С. (Венгрия), законодательное С. (например, многие субъекты РФ), всекитайское С. народных представителей (КНР), С. представителей (например, наименование представительных органов местного самоуправления во многих городах РФ); Федеральное Собрание (например, Россия, Швейцария, Австрия и др.); 2) для обозначения наименования сборника (бюллетеня) законодательства, нормативных актов. Например: нынешнее издание в РФ - С. законодательства Российской Федерации (в нем публикуются все федеральные законы, акты Совета Федерации и Государственной Думы, Президента РФ, Правительства РФ, Конституционного Суда РФ и другие документы); ранее выходившие издания - С. актов Президента РФ и Правительства РФ, С. постановлений и распоряжений Правительства СССР, РСФСР и других республик; 3) для обозначения института непосредственной демократии - С. (сходов) граждан. Так, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 1995 г. предусматривает, что в муниципальном образовании для решения вопросов местного значения могут созываться С. (сходы) граждан. Уставом соответствующего муниципального образования устанавливаются, помимо прочего, пределы компетенции С. (сходов), порядок принятия ими решений. (С. А.)...


    НАРОДНАЯ ИНИЦИАТИВА 
    • право совершеннолетних граждан (определенной численности) внести на рассмотрение представительного органа власти или органа местного самоуправления либо соответствующего должностного лица проект их решения или предложение о рассмотрении какого-то важного вопроса, отнесенного к их ведению, об организации народного обсуждения данного вопроса или проведении по нему народного голосования (референдума). Н. и. реализуется сбором подписей граждан, реже - принятием решения о Н. и. на собрании граждан по месту их жительства или работы. Н. и. закрепляется в ряде конституционно-правовых актов. Например, Федеральный конституционный закон о референдуме РФ 1995 г. предусматривает, что инициатива проведения такого референдума может принадлежать не менее чем двум миллионам граждан РФ и реализуется путем сбора их подписей. При этом предлагается конкретная формулировка вопросов референдума. Рассмотрев внесенное в порядке Н. и. предложение и получив положительное заключение Конституционного Суда РФ о соблюдении требований Конституции, Президент РФ назначает референдум. В Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации" 1995 г. ст. 25 "Народная право-творческая инициатива" предусматривает, что население в соответствии с уставом муниципального образования имеет право на правотвор-ческую инициативу в вопросах местного значения. Проекты правовых актов, внесенные населением в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения,а результаты рассмотрения - официальному опубликованию (обнародованию).(С. А.)...


       Дальше >>>





Наши проекты
Белые страницы России
V.I.P. зона России
Телефонная книга
Лучшее в Интернете
Обратная связь

  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


| Словари | Общие сведения | Помощь | Написать
Copyright © RI N 2000-
* Обратная связь