RIN.ru
Российская Информационная Сеть

Словари

English   
  Словари  Общие сведения  Помощь
 





     выборка описание
    ГОЛОС ИЗБИРАТЕЛЯ 
    • понятие, которым обозначается право избирателя отдать предпочтение тому или иному кандидату в депутаты или на выборную должность либо избирательному списку путем голосования на выборах. Отдать свой голос - значит прийти на избирательный участок, заполнить избирательный бюллетень, т. е. поставить какой-либо знак против фамилии того кандидата либо избирательного списка, которых избиратель предпочитает другим, и опустить бюллетень в избирательный ящик. (С. А.)...


    ПЕРЕДАВАЕМЫЙ ГОЛОС 
    • понятие, связанное с избирательной системой. Система П. г.- разновидность пропорциональной избирательной системы, когда избиратель отмечает в избирательном списке, во-первых, того кандидата, которому он отдает предпочтение, во-вторых, того кандидата (кандидатов), кото-рому(ым) он хотел бы отдать свой голос в случае, если первый кандидат не будет избран (например, Ирландия, Австралия).(С. А.)...


    ГОЛОСОВАНИЕ НА ВЫБОРАХ 
    • ряд последовательных действий избирателя: получение в помещении для голосования от члена участковой избирательной комиссии избирательного бюллетеня; заполнение избирательного бюллетеня; опускание избирательного бюллетеня в избирательный ящик. В строго формальном смысле акт голосования имеет место лишь тогда, когда избирательный бюллетень опущен в избирательный ящик. Однако законодательство часто связывает акт голосования с получением избирательного бюллетеня в участковой избирательной комиссии. Так, согласно Федеральному закону о выборах депутатов Государственной Думы 1999 г. участковая избирательная комиссия, произведя подсчет голосов после окончания голосования, в составляемых ею протоколах отражает, в числе прочих, такие позиции: число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день выборов, и число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно; число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных и переносных избирательных ящиках. Все эти данные учитываются при окончательном подсчете и определении победителей, а также при установлении факта, что выборы состоялись. Например, по одномандатному округу избранным признается кандидат, получивший наибольшее число голосов, принявших участие в голосовании. А выборы по такому округу считаются несостоявшимися, если в них приняло участие менее 25% зарегистрированных избирателей. По предыдущему Закону (1995 г.) число избирателей, принявших участие в выборах депутатов ГД по округам, определялось по числу подписей избирателей в списках избирателей при получении избирательных бюллетеней, а в выборах депутатов ГД по спискам избирательных объединений, блоков - по числу избирательных бюллетеней установленной формы, обнаруженных в избирательных ящиках. По Закону о выборах депутатов ГД 1999 г. при подсчете голосов применяется только второе правило. Федеральный закон о выборах Президента РФ 1995 г. использовал первый вариант: число избирателей, принявших участие в выборах, определяется по числу подписей избирателей в списках избирателей при получении избирательных бюллетеней (ст.55). Основные процедуры осуществления избирателем голосования одинаковы независимо от видов выборов. Покажем их на примере выборов депутатов в Государственную Думу. Для этих выборов в 1995 г. не было предусмотрено открепительного удостоверения, т. е. документа, позволявшего избирателю проголосовать в другом месте, если он в день выборов не находился по своему обычному месту жительства. Поэтому здесь предусматривалась возможность проголосовать досрочно: в территориальной избирательной комиссии за 1-4 дня до выборов, в участковой - не ранее чем за 3 дня до дня выборов. Избиратель получал бюллетени, заполнял и помещал их в конверт, заклеивал его и передавал дежурному члену комиссии. На выборах в ГД в 1999 г. введена выдача открепительного удостоверения вместо досрочного голосования В день выборов каждый избиратель должен проголосовать лично. На избирательном участке он предъявляет члену участковой избирательной комиссии паспорт или иной удостоверяющий его личность документ и получает избирательные бюллетени. С согласия либо по просьбе избирателя серия и номер предъявляемого им документа могут быть внесены в список избирателей членом участковой комиссии с правом решающего голоса. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается. Далее избиратель заполняет избирательные бюллетени в кабине, специально оборудованном месте или комнате для тайного голосования, в которых не допускается присутствие кого бы то ни было, за исключением самого избирателя. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетени, вправе пригласить для этого любое лицо, за исключением члена избирательной комиссии, наблюдателей, доверенных лиц кандидатов в депутаты, избирательных объединений, блоков. Фамилия этого лица указывается в списке избирателей рядом с подписью избирателя о получении бюллетеней. Заполненные избирательные бюллетени избиратель опускает в избирательный ящик. Избирательные ящики должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей. Избирателям, не имеющим возможности по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам прийти в помещение для голосования, обеспечивается голосование по месту их жительства или нахождения. Для этого члены участковой комиссии приходят к ним с переносными избирательными ящиками. Голосованию предшествует заполнение подписываемого избирателем заявления о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. Закон требует, чтобы организация голосования вне помещения для голосования исключала возможность нарушения избирательных прав гражданина, а равно возможность нарушения тайны голосования или искажения волеизъявления избирателя. (С. А.)...


    АБСЕНТЕИЗМ 
    • неучастие избирателей в голосовании при выборах депутатов и должностных лиц, а также в голосовании на референдумах, т. е. неявка в помещение для голосования. А. - оборотная сторона права избирателя на добровольное участие в выборах. При проведении свободных выборов почти неизбежен. В целях его преодоления используются методы негативного (установление штрафных санкций - применяется в отдельных странах) и позитивного (выплата избирателям за участие в голосовании из бюджета государства или прибавление дня выборов к ежегодному отпуску) характера. Как правило, А. приводит к снижению численности избирателей, при явке которых выборы считаются состоявшимися. Например, чтобы выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ считать состоявшимися, достаточно явки на избирательные участки более 25% зарегистрированных избирателей, т. е. внесенных в избирательные списки. Выборы Президента РФ считаются состоявшимися при регистрации на избирательных участках более 50% избирателей. Однако если первый тур не выявил победителя, во втором туре выборы считаются состоявшимися при любой явке избирателей. (С. А.)...


    БОЛЬШИНСТВО 
    • понятие, используемое в конституционном праве в связи с проведением различных голосований. Различаются категории абсолютного, простого, относительного и квалифицированного Б. В избирательном праве: абсолютное Б. - это избрание депутата или должностного лица при условии получения им 50% плюс один голос от общего числа избирателей, включенных в избирательные списки; простое Б. - получение кандидатом более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Чаще всего сами выборы считаются при этом состоявшимися, если на избирательные участки пришло не менее половины избирателей, внесенных в избирательные списки ("не менее половины" означает 50%; избирателей и более). Таким образом, простое Б. в данном случае означает, что победитель получил 2590 плюс один голос от общего числа избирателей (правило простого Б. действует, например, при выборах Президента РФ); относительное Б. - получение победившим кандидатом большего числа голосов по отношению к своим соперникам ("относительно" конкурентов, откуда и происходит наименование данного вида Б.). Принцип относительного Б. применяется при выборах в Государственную Думу по территориальным избирательным округам - победителем считается тот кандидат в депутаты, который получил голосов больше, чем его соперники (насколько конкретно - не имеет значения); сами выборы считаются несостоявшимися, если в них приняло участие менее 25% избирателей; квалифицированное Б. - избрание депутата или должностного лица наиболее высоким числом голосов избирателей (например, 2/3, 3/4 и т. д.) от общего числа избирателей, включенных в списки, или от числа избирателей, принявших участие в голосовании, При принятии законов и иных актов в парламенте те же термины имеют следующие значения: абсолютное Б. - принятие решения парламентом или его палатой большинством голосов от общего числа депутатов (т. е. 50% плюс один голос), установленного Конституцией. В Государственной Думе возникал вопрос о том, считать ли общее число депутатов по числу фактически избранных депутатов. Однако по запросу Государственной Думы Конституционный Суд РФ постановлением от 12 апреля 1995 г. дал толкование ряда статей Конституции РФ и определил, что под общим числом депутатов надо понимать их конституционное число - 450. Абсолютное Б. требуется при принятии парламентом или палатой законов или иных решений по вопросам их материальной компетенции; простое Б. - принятие решения парламентом или палатой большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов (естественно, при условии, что имеется кворум для проведения заседания) или даже большинством голосов от числа депутатов, принявших участие в данном голосовании; такое Б. чаще всего требуется при принятии решений по процедурным вопросам; относительное Б. - определение путем голосования предпочтения по тому или иному варианту разрешения возникшего вопроса. Например, Регламент Государственной Думы предусматривает несколько видов голосования, где результат определяется по числу голосов, поданных за один из нескольких обсуждаемых вариантов: рейтинговое (депутаты последовательно голосуют по предложенным вопросам, при этом видно, какой из них какую поддержку имеет); альтернативное (голосование только за один из вариантов поставленного вопроса); качественное (то же альтернативное голосование, но с оценкой поставленного на голосование вопроса по одному из вариантов -"очень плохо", "плохо", "удовлетворительно", "хорошо", "очень хорошо"); квалифицированнос Б. - принятие парламентом или палатой решения большим числом поданных за него голосов. Например, если Совет Федерации не одобрил принятый Государственной Думой закон, а она не согласна с решением Совета Федерации, то при повторном голосовании закон должен получить не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Если Президент наложил вето на принятый палатами Федерального Собрания закон, а они настаивают на своей редакции, при повторном голосовании и в Государственной Думе, и в Совете Федерации закон должен получить не менее 2/3 голосов в каждой из палат. Квалифицированное большинство требуется при принятии федеральных конституционных законов - не менее 3/4 в Совете Федерации и не менее 2/3 в Государственной Думе....


    СОВЕЩАТЕЛЬНЫЙ ГОЛОС 
    • право участвовать в работе какого-либо органа с консультативными функциями, т. е. участвовать в обсуждении вопроса, вносить предложения, высказывать возражения, замечания, делать заявления и т. д., но без права голоса при принятии решений. Лица, имеющие право С. г., могут быть приглашены на обсуждение вопроса в соответствующем органе или участвовать в обсуждении в силу официального положения. Например, по Регламенту Государственной Думы (ГД), в заседании комитета, комиссии ГД могут принимать участие с правом С. г. депутаты ГД, не входящие в состав данного комитета (комиссии). Иногда лица с правом С. г. могут быть членами органа, однако не могут иметь права решающего голоса. Так, по закону о выборах депутатов ГД 1999 г., избирательные объединения, блоки, выдвинувшие федеральный список кандидатов в депутаты, вправе назначить по одному члену с правом С. г. во все виды избирательных комиссий на территории РФ, а каждый кандидат в депутаты по территориальному избирательному округу - в окружную, территориальные и участковые избирательные комиссии. Член избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом С. г. заблаговременно извещается о заседаниях соответствующей избирательной комиссии, вправе выступать, вносить предложения по вопросам ее компетенции и требовать проведения по ним голосования, вправе в соответствии с повесткой дня задавать другим участникам заседания вопросы и получать на них ответы по существу, знакомиться с любыми документами и материалами соответствующей и нижестоящих избирательных комиссий и получать их заверенные копии. Но Закон 1995 г. говорит о том, что член избирательной комиссии с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех ее заседаниях (значит, для члена комиссии с правом С. г. это оставлено на его собственное усмотрение). Этим же Законом закреплено, что при принятии избирательной комиссией решения член избирательной комиссии с правом С. г. в голосовании не участвует. (С. А.)...


    СПИСОК ИЗБИРАТЕЛЕЙ 
    • список участников голосования, совершеннолетних граждан, обладающих избирательным правом. С. и. составляются соответствующими избирательными комиссиями на основании данных, представляемых по установленной форме главой муниципального образования не позднее определенного до дня выборов срока. В С. и. включаются все граждане РФ, имеющие место жительства (как постоянное, так и преимущественное, - в том числе студенты, аспиранты, проживающие в общежитиях, военнослужащие, вынужденные переселенцы и т. д.) на территории соответствующего избирательного участка и достигшие 18-летнего возраста на день выборов (если избирателю исполняется 18 лет непосредственно в день выборов, он включается в список и имеет право голосовать). Лица, которым не предоставлено право избирать, в С. и. не включаются. С. и. составляется в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, на основе адресов избирателей). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (для 18-летних - дополнительно день и месяц рождения) и адрес места жительства избирателя. С. и. подписывается председателем и секретарем территориальной избирательной комиссии (в случае ее отсутствия - окружной избирательной комиссии), а после передачи списка в участковую избирательную комиссию (УИК) - также председателем и секретарем УИК. Каждому гражданину обеспечивается возможность ознакомиться со списком. Избиратель имеет право заявить в УИК о невключении его в список, а также о любой ошибке или неточности, допущенной в списке (как в отношении себя, так и других лиц). УИК обязана проверить жалобу (заявление) и устранить ошибку или неточность не позднее чем через 24 часа, а в день голосования - в течение двух часов с момента обращения либо дать заявителю ответ в письменной форме с указанием причин отклонения заявления. Решение УИК может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу в 3-дневный срок, а за три дня до голосования и в день выборов - немедленно. Вносить изменения в списки избирателей после начала подсчета голосов избирателей запрещено. Избиратели, поселившиеся на территории избирательного участка после представления С. и. для всеобщего ознакомления, а также избиратели, по какой-либо иной причине не включенные в список, включаются в С. и. УИК дополнительно на основании документов, удостоверяющих их личность и подтверждающих место жительства на территории данного избирательного участка. (С. А.)...


    ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК 
    • часть территории административно-территориальной единицы (города, района, сельсовета и др.), на которой организуется голосование на выборах. Для этой цели в И. у. создается участковая избирательная комиссия. И. у. образуют главы муниципальных образований по согласованию с соответствующими территориальными и окружными избирательными комиссиями. Обычно И. у. существуют в неизменных границах многие годы, неизменным остается также на И. у. и место для голосования (помещение), что облегчает ориентацию избирателей. Тем не менее на каждых очередных выборах принимается специальное решение об образовании И. у. Как правило, это делается не позднее чем за 60-30 дней (в зависимости от вида выборов) до дня выборов, с учетом местных условий и требований создания максимальных удобств для избирателей. Обычно И. у. образуются с учетом ряда требований: не более 3000 избирателей на каждом И. у.; соблюдение границ административно-территориального деления в субъекте РФ; недопустимость пересечения границ избирательных округов границами избирательных участков. Вопрос же о том, какая территория больше - избирательного округа или избирательного участка - зависит от того, о каких выборах идет речь. Например, если это территориальный избирательный округ по выборам депутата Государственной Думы, естественно, его территория больше и на ней располагается много И. у., если же идут выборы в городскую думу небольшого города, один И. у. может охватывать территорию двух и более избирательных округов. У И. у. есть свой номер, присваиваемый в ходе соответствующих выборов. На территории каждого субъекта РФ устанавливается единая нумерация И. у. Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" 1997 г. разрешает образовывать И. у. в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, иных стационарных лечебно-профилактических учреждениях и других местах временного пребывания избирателей, а также в труднодоступных и отдаленных районах, на судах, находящихся в плавании, на полярных станциях. Срок образования, как правило, тот же - за 30 дней, а в исключительных случаях - не позднее чем за 5 дней до дня выборов. Такие И. у. входят в избирательные округа по месту их расположения или по месту приписки судна. И. у. не образуются на вокзалах, в аэропортах, речных и морских портах, в гостиницах. На выборах в Государственную Думу в 1993 г. воинские части не включались в обычные И. у., а образовывали самостоятельные И. у. из расчета от 20 избирателей на участок. На выборах 1995 г. введено принципиально важное новое правило: военнослужащие голосуют на общих И. у. Это позволило уменьшить обособленность военнослужащих (особенно срочной службы) от остального населения населенных пунктов,. лучше организовывать их информирование о кандидатах в депутаты и избирательных объединениях, в целом содействовать преодолению изоляции военнослужащих от политических событий периода подготовки и проведения выборов. Согласно Федеральному закону 1997 г., такой порядок распространен на все виды выборов. В порядке исключения допускается образование И. у. в воинских частях, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов районах. В этих случаях И. у. образуют командиры воинских частей по решению соответствующей окружной избирательной комиссии. Законодательство предусматривает, что при этом должен быть обеспечен доступ в помещение для голосования в воинской части всем членам избирательных комиссий, наблюдателям, кандидатам в депутаты и их доверенным лицам по предъявлении соответствующего удостоверения. Списки И. у. с указанием их границ и номеров, мест нахождения участковых избирательных комиссий и помещений для голосования публикуются в местной печати не позднее чем за 25 дней до дня выборов. Поскольку в выборах депутатов Государственной Думы и Президента РФ принимают участие и российские граждане, пребывающие за рубежом, для обеспечения их голосования там образуются И. у. Это делают руководители дипломатических представительств или консульских учреждений РФ. На выборах в Государственную Думу 1993 года И. у. для этих граждан являлись консульские округа на территории соответствующей страны. На выборах 1995 года такого жесткого указания в законодательстве не было. Консульским округом могла быть вся территория зарубежного государства, их могло быть два и более на данной территории. При создании И. у. лучше учитывать места компактного проживания российских граждан, особенно в странах СНГ и Балтии. В воинских частях, расположенных за пределами РФ, как правило, могут образовываться свои И. у. (но также решениями компетентных лиц из посольств и консульств). И. у., образованные за границей, приписываются к избирательным округам на территории России. В Федеральный закон о выборах депутатов ГД были внесены уточнения по поводу отнесения И. у., образованных за пределами РФ, к одномандатным округам. А именно: число избирателей округа, к которому отнесены эти участки, должно быть меньше единой нормы представительства. И еще; число избирателей на И. у., образованных за пределами территории РФ, не должно превышать 10% от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, к которому отнесены эти И. у. На выборах 1995 г. ГД утвердила схему одномандатных избирательных округов, которая осталась и для выборов 1999 г. Кроме того, ГД утвердила и предложения ЦИК РФ о приписке избирателей, проживающих за пределами территории РФ или находящихся в длительных заграничных командировках, к одномандатным избирательным округам. Например, на территории Ленинградской области к двум округам были приписаны соответственно 40 тыс. и 28 554 избирателя из Эстонии, еще к одному - 29 065 избирателей из Латвии. В Московской области к пяти округам приписаны соответственно: 27 176 избирателей-россиян из Азербайджана. Армении, Грузии; 41 102 - из Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана; 24 728 - из Беларуси, Литвы, Молдавии; по 36 000 и 12 782 - из ФРГ. В г. Москве к 6 округам приписаны: 14 394 избирателя из Болгарии, 21 500 - из Украины, 22 750 - из стран Африки и Америки, 34 574 - из стран Европы (кроме названных выше ФРГ, Болгарии, стран СНГ и прибалтийских республик), 29 443 - из Израиля, 18 475 - из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего и Среднего Востока (кроме Израиля). На выборах 1999 г. уточненные данные о числе голосующих за границей планировалось иметь в ноябре. (С. А.)...


    УИК 
    • и имеют следующие важнейшие полномочия: уточняют (а в ряде случаев и составляют) списки избирателей, проводят ознакомление с ними избирателей, рассматривают заявления об ошибках и неточностях в списках; информируют население об адресе и телефоне УИК, о дне и месте голосования. УИК непосредственно организуют голосование избирателей в день выборов, затем производят подсчет голосов на участке, устанавливают итоги голосования и передают их в территориальную И. к. Кроме того, УИК контролируют соблюдение на территории избирательного участка правил размещения агитационных предвыборных материалов, рассматривают жалобы (заявления) на нарушения избирательного закона и принимают по ним мотивированные решения. УИК выдают избирателям открепительные удостоверения (за 24-1 день до дня голосования). В принципе те же задачи и полномочия УИК осуществляют при выборах Президента РФ. 5. Основные правила организации работы И. к. На одном из первых заседаний между членами комиссий распределяются направления работы. Это позволяет более компетентно решать вопросы в оперативном порядке и готовить их на заседания. И. к. работают коллегиально и рассматривают вопросы своей компетенции на заседаниях. Они проводятся по мере необходимости и являются правомочными, если на них присутствует большинство, а для ЦИК РФ - не менее двух третей членов комиссии с правом решающего голоса. Заседания И. к. созываются и проводятся председателем или по его поручению заместителем председателя комиссии. Заседание может быть проведено также по требованию не менее одной трети членов комиссии с правом решающего голоса. Решения И. к. принимаются большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов комиссий, обладающих правом решающего голоса. При принятии решений комиссиями в случае равного числа голосов "за" и "против" голос председателя И. к. является решающим. Для некоторых видов решений комиссий предусмотрено большинство не от числа присутствующих, а от общего числа членов комиссии с правом решающего голоса. Это - решения: об избрании председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии; о регистрации кандидатов (списков кандидатов); об отмене регистрации кандидатов; по вопросам финансового обеспечения подготовки и проведения выборов; об установлении итогов голосования или результатов выборов; о признании выборов несостоявшимися или недействительными; об отмене решения нижестоящей И. к. Решение И. к. подписывают ее председатель и секретарь. Член комиссии, не согласный с принятым ею решением, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть доведено председателем комиссии до сведения вышестоящей И. к. не позднее чем в 3-дневный срок, а в день голосования и в день, следующий за днем голосования, - незамедлительно. Решение И. к., противоречащее закону, подлежит отмене самой И. к., вышестоящей И. к. или судом. Вся деятельность И. к. должна осуществляться гласно и открыто. На заседаниях И. к. вправе присутствовать кандидаты в депутаты и их доверенные лица, уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков и представители СМИ. При разборе жалоб (заявлений) на заседаниях комиссий вправе присутствовать представители заинтересованных сторон. Функции на постоянной основе, т. е. с освобождением от основной работы и получением заработной платы в ЦИК РФ, может выполнять любой член данной комиссии. В других комиссиях, действующих на постоянной основе (комиссии субъекта РФ и ОИК), на штатной основе могут работать по решению комиссии ее председатель, заместитель председателя и секретарь, а также и другие члены комиссии с правом решающего голоса. Члены этих видов комиссий с правом решающего голоса, не перешедшие на постоянно в комиссию, могут работать в ней периодически с отрывом от основной работы. Члены других И. к. с правом решающего голоса выполняют свои функции на общественных началах, хотя и могут освобождаться временно от .основной работы для осуществления полномочий в комиссии. Во всех случаях освобождения возмещение расходов и оплата труда для таких членов комиссий производится за счет бюджетных средств, выделенных соответствующей И. к. Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав 1997 г. ввел такую санкцию, как расформирование И. к. Если ЦИК РФ или И. к. субъекта РФ признала недействительными итоги голосования либо результаты выборов референдума на соответствующей территории, то по решению суда могут быть расформированы соответственно И. к. субъекта РФ, нижестоящие избирательные комиссии. (С. А.)...







Наши проекты
Белые страницы России
V.I.P. зона России
Телефонная книга
Лучшее в Интернете
Обратная связь

  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


| Словари | Общие сведения | Помощь | Написать
Copyright © RI N 2000-
* Обратная связь