Словари Общие сведения Помощь |
|
|
выборка | описание |
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ РСФСР
|
- орган с консультативно-совещательными задачами, непродолжительное время существовал при Президенте РСФСР в 1991 г. Опубликованные источники дают мало информации о Г. с. РСФСР и, тем более, о его деятельности. Он был создан в июле 1991 г. как орган при Президенте и под его руководством, включал Государственного Секретаря РСФСР, государственных советников РСФСР, ряд министров и председателей государственных комитетов. Просуществовал Г. с. РСФСР недолго. Ноябрьскими указами Президента он был упразднен. К тому же Конституцией был предусмотрен важный орган под руководством Президента РСФСР - Совет Безопасности. (С. А.)...
|
СОВЕТ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ ВЕРХОВНОГО
|
- одна из двух равноправных палат (Совет Национальностей и Совет Республики) Верховного Совета РСФСР. Учреждена при конституционной реформе 27 октября 1989 г. Палаты были сформированы в июне 1990 г. (см.: Верховный Совет РСФСР). (С. А.)...
|
СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ ВЕРХОВНОГО СОВЕ
|
- одна из двух равноправных палат (Совет Республики и Совет Национальностей) Верховного Совета РСФСР. Учреждена при конституционной реформе 27 октября 1989 г. Палаты были сформированы в июне 1990 г. (см.: Верховный Совет РСФСР). (С. А.)...
|
ВС РСФСР
|
- с стал основным законодательным органом, хотя отдельные законы принимал также и Съезд народных депутатов. ВС РСФСР также утверждал государственные планы экономического и социального развития РФ. государственный бюджет РФ и отчеты об их выполнении, осуществлял функции контроля в отношении других государственных органов. Вначале ВС РСФСР назначал Председателя Совета Министров РСФСР (утверждаемого Съездом), по предложению Председателя утверждал состав Правительства. С учреждением поста Президента у ВС РСФСР сохранилось право давать согласие на назначение Председателя Совета Министров. Съезд и ВС РСФСР вели постоянную борьбу с Президентом РФ за усиление своих позиций, особенно в части формирования исполнительных органов и контроля за их деятельностью. В декабре 1992 г. в Конституции было установлено, что Верховный Совет РФ дает согласие на назначение не только Председателя Правительства, но и министров иностранных дел, обороны, внутренних дел, безопасности. Закреплялась подотчетность Правительства не только Президенту, но и Съезду народных депутатов и Верховному Совету РФ. 21 сентября 1993 г. Президент прекратил деятельность Съезда и Верховного Совета. По Конституции 1993 г. Съезд народных депутатов и Верховный Совет РФ вообще не предусмотрены. Парламентом РФ стало Федеральное Собрание, состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы. (С. А.)...
|
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ
|
- наименование государственных органов, употребляемое в различных странах, в том числе и в России. В основном наименованием Г. с. обозначаются следующие виды органов: а) парламент (например, Г. с. - высший представительный орган ряда республик в составе РФ - Адыгее, Коми, Татарстане, Удмуртии, Чувашии); б) государственный орган, который выполняет функции одной из палат (верхней) парламента (например, с учреждением -в России Государственной думы в 1905 г. функции законотворчества были возложены также и на Г. с., существовавший уже многие годы); в) второй - после парламента - орган государства, выполняющий функции коллегиального главы государства (например, таковыми были Г. с. в Болгарии, ГДР, Польше и других бывших социалистических странах); г) государственный орган, выполняющий функции коллективного главы государства и возглавляющий систему исполнительной власти (например, Г. с. Республики Дагестан. Хотя согласно Конституции главой государства является Председатель Г. с., ряд полномочий, характерных для главы государства, осуществляет коллегиально Г. с.); д) орган с консультативно-совещательными задачами при главе (высшем должностном лице) государства (например, Г. с. Российской империи в 1810-1905 гг., Г. с. РСФСР при Президенте РСФСР в 1991 г.). (С. А.)...
|
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКРЕТАРЬ РСФСР
|
- должность, учрежденная Президентом РСФСР Б. Н- Ельциным 19 июля 1991 г. В Указе говорилось о должности Государственного секретаря РСФСР - Секретаря Государственного Совета при Президенте РСФСР. Предназначалась должность для Г. Э. Бурбулиса, руководившего кампанией по избранию Б. Н. Ельцина Президентом. На этом посту Г. Э. Бурбулис не ограничился организацией работы Госсовета, а стал фактическим руководителем Правительства в качестве первого вице-премьера (обязанности Председателя Правительства Б. Н. Ельцин 6 ноября 1991 г. возложил на себя). Опубликованных нормативных актов, определяющих задачи и полномочия Г. с. РСФСР, не существовало. Уменьшение роли Г. Э. Бурбулиса сказалось и на самой должности: Указом от б мая 1992 г. должность Г. с. РСФСР преобразована в должность государственного секретаря при Президенте РСФСР. Это решение, как и поименование должности со строчной буквы, означало существенное снижение ее ранга. 26 ноября 1992 г. эта должность была упразднена. (С. А.)...
|
СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ
|
- наименование Правительства в РСФСР (с октября 1917 г.), СССР (с 1922 г.), союзных и автономных республиках. В 1946 г. переименовывается в Совет Министров. (С. А.)...
|
ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РСФСР
|
- высший орган государственной власти РСФСР по Конституциям 1937 и 1978 гг. После изменения названия государства (декабрь 1991 г.) - Верховный Совет Российской Федерации. Депутаты ВС РСФСР избирались по территориальным избирательным округам сначала по норме представительства, охватывавшей определенную численность населения. В связи с ростом населения росло и число депутатов ВС РСФСР, поэтому было решено установить твердую численность ВС РСФСР. По Конституции 1978 г. он состоял из 975 депутатов. Согласно ст. 104 Конституции, ВС РСФСР был правомочен решать все вопросы, отнесенные Конституцией СССР и Конституцией РСФСР к ведению РСФСР. Его исключительными правами были: принятие Конституции РСФСР, внесение в нее изменений, представление на утверждение ВС РСФСР образования новых автономных республик и автономных областей в составе РСФСР, утверждение государственных планов экономического и социального развития РСФСР, государственного бюджета РСФСР и отчетов об их исполнении, образование подотчетных ВС РСФСР органов. Законы РСФСР принимались либо ВС РСФСР, либо референдумом, проводимым по решению ВС РСФСР. ВС РСФСР проводил две сессии в год продолжительностью два-три дня. ВС РСФСР образовывал постоянные комиссии, которые работали в течение более длительного срока. При конституционной реформе 27 октября 1989 г. ситуация в республике существенно изменилась. В качестве высшего органа государственной власти РСФСР был учрежден Съезд народных депутатов РСФСР, состоявший из 1068 депутатов. А ВС РСФСР определялся как орган Съезда, постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган государственной власти РСФСР. Он формировался из числа народных депутатов РСФСР Съездом и был ему подотчетен (ст. 107). Хотя в Конституции по-прежнему говорилось, что очередные сессии ВС РСФСР проводятся два раза в год, работать он стал постоянно - каждая сессия длилась по 3-4 месяца. Постепенно ВС РСФСР приобретал черты, характерные для парламента государства. Изменилась внутренняя структура ВС РСФСР - он стал двухпалатным. Совет Республики и Совет Национальностей равны по своему численному составу и равноправны. Численный состав палат исходил из параметров Совета Национальностей: в него входили 3 депутата от каждой автономной республики, 1 депутат от каждой автономной области и каждого автономного округа (всего от автономий - 63) и 63 депутата от краев, областей, городов Москвы и Ленинграда. Таким образом, Совет Национальностей, как и Совет Республики, включал 126 депутатов. Вместе с Председателем ВС РСФСР, его первым заместителем и тремя заместителями ВС РСФСР состоял из 257 депутатов. Это позволило организовать работу депутатов на постоянной профессиональной основе....
|
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТНИК РСФСР
|
- должность, учрежденная Президентом РСФСР Б. Н. Ельциным в июле 1991 г. Предполагалось, что это будут высшие должностные лица государства, работающие под непосредственным руководством Президента, входящие в состав Государственного совета РСФСР и отвечающие за определенные направления политики государства (например. Государственные советники РСФСР по правовой политике; по взаимодействию с общественными объединениями; по экологии и здравоохранению; по вопросам экономического сообщества и межреспубликанских отношений; по делам науки и высшей школы; по делам конверсии; по вопросам семьи, материнства и детства; по вопросам охраны границы и др.). Практика деятельности Г. с. РСФСР показала, что, во-первых, они пытались выступать в качестве высших руководителей государства и, во-вторых, стали подменять подразделения Правительства РСФСР или пытаться давать им указания. В результате распоряжением от 30 ноября 1991 г. Президент определил, что Г. с. РСФСР управомочены оказывать ему консультативную и экспертную помощь по вопросам порученных им направлений деятельности и не вправе вмешиваться в оперативную деятельность органов государственной власти и управления, а также издавать распоряжения, обязательные для исполнения другими государственными и общественными органами. Указом от 6 мая 1992 г. должность Г. с. РСФСР преобразована в должность советника Президента (сама должность советника Президента была учреждена ранее и имела более низкий ранг). (С. А.)...
|
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
|
- вид государственных органов системы государственного управления (по современной терминологии - исполнительной власти) в РФ, а ранее - в СССР и РСФСР. Отвечает за осуществление какой-либо государственной функции применительно к любой сфере государственной жизни либо за конкретную отрасль народного хозяйства. Руководитель органа именуется председателем Г. к. Использование слова "комитет" в наименовании органа предполагает, что он выполняет свои функции на коллегиальной основе, что не исключает единоначалия в руководстве со стороны председателя комитета. По статусу Г. к. СССР и РСФСР были равны министерствам, а председатели Г. к. входили в состав Правительств СССР и РСФСР. В настоящее время председатели Г. к. РФ не входят в состав Правительства РФ (некоторые Г. к. могут возглавлять заместители Председателя Правительства РФ). (С. А.)...
|
ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛ
|
- понятие, использовавшееся конституциями советского периода развития нашего государства, т. е. Конституциями СССР, РСФСР, других союзных республик в составе СССР и автономных республик. В то время по общему правилу к числу органов государственной власти относили не все органы государства, а только представительные органы, т. е. органы, избираемые населением. В свою очередь органы государственной власти делили на две группы - В. о. г. в. и местные органы государственной власти. К В. о. г. в. конституции относили Верховный Совет СССР, Верховный Совет союзной республики (в РСФСР -Верховный Совет РСФСР), Верховный Совет автономной республики. Остальные Советы (краевые, областные Советы народных депутатов, Советы народных депутатов автономных областей и автономных округов, районные, городские, районные в городах, поселковые и сельские Советы народных депутатов) были отнесены к местным органам государственной власти. С учреждением в 1988 и 1989 гг. Съездов народных депутатов СССР и РСФСР эти органы были отнесены к числу В. о. г. в. Смысл категории В. о. г. в. состоял в том, что эти органы призваны были занимать верховенствующее положение в государстве, им принадлежали ключевые полномочия. Кроме того, они были вправе принять к своему рассмотрению любые вопросы, отнесенные к ведению соответствующего государства, т. е. как бы изъять их из ведения того органа, на который полномочия возлагались для постоянного осуществления. Иные органы были подотчетны В. о. г. в., которые формировали состав этих органов и при необходимости могли отменить их акты. Действующая Конституция РФ не использует категории В. о. г. в., так как построена на концепции разделения властей и не предусматривает верховенствующего положения каких-либо органов в государстве. (С. А.)...
|
ВСНП
|
- и избирает Председателя КНР и его заместителей сроком на 5 лет. Они могут быть переизбраны на следующий срок. Председатель КНР является главой государства со всеми присущими ему полномочиями. Он же является Председателем Центрального военного совета КНР. Исполнительную власть осуществляет Государственный совет, избираемый ВСНП сроком на 5 лет. По Конституции Государственный совет является "центральным народным правительством, исполнительным органом государственной власти, высшим государственным административным органом". Государственный совет возглавляет премьер. В составе правительства - заместители премьера, министры в ранге членов Государственного совета, министры, председатели государственных комитетов, а также начальник ревизионного управления, начальник секретариата. Премьер, его заместители, министры в ранге членов Государственного совета и начальник секретариата образуют Постоянный комитет Государственного совета. В систему судебных органов входят Верховный народный суд, а также, в зависимости от уровня территориального деления, народные суды высшей ступени, народные суды средней ступени и низовые народные суды. Существуют также военные и специальные народные суды. Надзор за законностью осуществляет Верховная народная прокуратура, а также военная и другие специализированные прокуратуры. (А. К.)...
|
ФЛАГ
|
- один из атрибутов (символов) государства. Представляет собой, как правило, прямоугольное полотнище, отношение ширины Ф. к его длине бывает 2:3 (например, Государственный флаг РФ), 1:2 (Государственный флаг бывшего СССР, прежний Государственный флаг РСФСР) и др. Крепится к древку, флагштоку, мачте и т. п. Ф. может быть одного цвета либо сочетать несколько цветов, причем каждый несет свою смысловую нагрузку (например, в СССР предпочтение отдавалось красному Ф., но на Ф. союзных республик была кроме того полоса иного цвета; многие государства подчеркивают свою приверженность исламу зеленым цветом всего полотнища Ф. или одной из его полос и т. д.). На Ф. могут быть также изображены символы, особенно почитаемые в данном государстве (например, пятиконечная звезда, серп и молот, двуглавый орел, полумесяц, свастика и др.). Другими символами (атрибутами) государства являются государственные герб и гимн. Как правило, символы государства устанавливаются его конституцией либо специальным законом или иным актом (актами) общегосударственного значения, кото-рый(е) также определяет(ют) порядок их использования (см. также: Государственный флаг Российской Федерации). (С. А.)...
|
РСФСР
|
- аббревиатура, т. е. сокращенное наименование нашего государства с января 1918 по декабрь 1991 гг. В период с октября 1917 по январь 1918 гг. в документах органов советской власти можно встретить наименования: Российская Республика, Российская Советская Республика (Советская Российская Республика), Российская Социалистическая Советская Республика. Федеративным государством Россию провозгласил III Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа от 25 (12) января 1918 г. и в резолюции "О федеральных учреждениях Российской Республики" от 28 (15) января 1918 г. В последнем документе говорилось: "Российская Социалистическая Советская Республика учреждается на основе добровольного союза народов России как федерация советских республик этих народов". Таким образом, с этого времени и существует аббревиатура РСФСР. Ее расшифровка по Конституции РСФСР 1918г. - Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика. Так же называется государство в Конституции СССР 1924 г. и Конституции РСФСР 1925 г. С принятием Конституции СССР 1936 г. и Конституции РСФСР 1937 г. слова "Советская" и "Социалистическая" поменялись местами, и наименование государства стало: Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика. В связи с упразднением СССР и отказом от концепции советской и социалистической организации власти в России, Верховный Совет РСФСР принял Закон "Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика" от 25 декабря 1991 г. Оно стало называться "Российская Федерация - Россия". 21 апреля 1992 г. это наименование нашло отражение в Конституции РФ, а затем и в действующей Конституции РФ 1993 г. (С. А.)...
|
ОБЛАСТНОЙ, КРАЕВОЙ СОВЕТ НАРОДНЫ
|
- наименование представительного органа государственной власти области, края по Конституции РСФСР 1978 г. Осенью 1993 г. большинство этих Советов прекратило существование в порядке самороспуска, некоторые были распущены соответствующими главами администраций. Конституция РФ 1993 г. не называет органов государственной власти субъектов РФ. Она предусматривает (ст. 77), что систему органов государственной власти субъекты устанавливают самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Большинство представительных органов государственной власти областей, краев выбрало для себя названия "дума", "законодательное собрание", "собрание". Слово "Совет" сохранено в наименовании одного субъекта РФ этой группы - Новосибирский областной Совет депутатов.(С. А.)...
|
|
Дальше >>>
|
|
|
|
|