RIN.ru
Российская Информационная Сеть

Словари

English   
  Словари  Общие сведения  Помощь
 





     выборка описание
    РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ 
    • понятие российского конституционного лексикона. Используется в ст. 1 Конституции РФ, которая гласит, что РФ - Россия - есть демократическое федеративное правовое государство с Р. ф. п. Означает принадлежность народу всей полноты власти в стране; избрание народом для осуществления государственной власти и власти местного самоуправления соответствующих органов; невозможность получения власти в порядке ее наследования либо захвата или присвоения власти. (С. А.)...


    ГОСУДАРСТВО ПРАВОВОЕ 
    • особый вид или уровень развития государства, характеризующийся такими признаками, как всесторонние и реальные гарантии прав и свобод граждан, верховенство права и закона, прямое действие закона, взаимная ответственность граждан перед государством и государства перед гражданами, принцип разделения властей, осуществляемый на практике, и режим демократии, законности и конституционности, поддерживаемый обществом. Важнейшими условиями формирования и функционирования правового государства являются: существование в стране гражданского общества; достижение высокого уровня политического и правового сознания всех или. по крайней мере, большинства членов общества; выработка у них необходимой для активного участия в политической и общественной жизни общечеловеческой культуры; наличие в стране единой системы непротиворечивого законодательства и др. Следует различать теорию правового государства и практику ее осуществления. Теория правового государства получила широкое развитие и даже конституционное закрепление во многих современных государствах. Например, п. 1 ст. 1 Конституции Испании 1978 г. провозглашает, что Испания - это "социальное, правовое и демократическое государство, высшими ценностями которого являются свобода, справедливость, равенство и политический плюрализм". Согласно Основному закону ФРГ 1949 г., "Федеративная Республика Германии является демократическим и социальным федеративным государством" (ст. 20) и "конституционное устройство земель должно соответствовать основным принципам республиканского, демократического и социально-правового государства в духе настоящего Основного закона" (ст. 28). Косвенное закрепление идея правового государства получила в конституциях Австрии, Греции, Италии, Франции, Швеции, Швейцарии и ряда других высокоразвитых капиталистических государств. Прямое закрепление идея правового государства получила в Конституции России 1993 г.: в ст. 1 говорится, что "Российская Федерация - Россия - есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления". В отличие от идеи и теории правового государства, признаваемых фактически всеми современными государствами мира, практика ее реализации имеет место далеко не во всех странах. В настоящее время в мире нет такой страны, где идеи правового государства были бы реализованы в полной мере. Причем это касается как "цивилизованных", так и "нецивилизованных" государств и народов. В этом смысле теория правового государства выступает как некий эталон, идеал, к которому в конечном счете должно стремиться любое демократическое государство. (М. М.)...


    БЕЗГРАЖДАНСТВО 
    • правовое состояние лица, не имеющего гражданства (подданства) какого-либо государства (см.: Лицо без гражданства). (С. А.)...


    РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ 
    • (РОССИЯ) - согласно Конституции РФ, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Наименования Российская Федерация и Россия - равнозначны (ст. 1 Конституции). Прежнее наименование государства - РСФСР (Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика). Наименование "Российская Федерация (Россия)" введено Законом РСФСР от 25 декабря 1991 г.; 21 апреля 1992 г. - включено в Конституцию. Россия как федерация состоит из равноправных субъектов РФ (ст. 5 Конституции): республик (21), краев (6), областей (49), городов федерального значения (2), автономной области (1), автономных округов (10). Статус субъекта РФ определяется Конституцией РФ и, соответственно, конституцией, уставом субъекта; может быть изменен по взаимному согласию РФ и субъекта РФ в соответствии с федеральным конституционным законом (ст. 66 Конституции РФ). Как государство РФ имеет все необходимые атрибуты (символы) - государственные флаг, герб, гимн. Государственным языком РФ на всей ее территории является русский язык. Столица - г. Москва....


    СТАТУТ 
    • обобщенное наименование нормативных актов, комплексно регулирующих группы общественных отношений либо правовое положение -государственных органов или органов местного самоуправления. В наше время понятие используется сравнительно редко и лишь в научном плане. (С. А.)...


    ЯКУТИЯ 
    • (Республика Саха) - в соответствии с Конституцией (Основным законом), принятой Верховным Советом Я. 4 апреля 1992 г. (с изменениями от 26 января и 20 апреля 1994 г.), суверенное, демократическое и правовое государство, основанное на праве народа на самоопределение. Носителем суверенитета и источником государственной власти в Я. является ее народ, состоящий из граждан республики всех национальностей. Государственными языками Я. являются языки саха и русский. Языки народов Севера республики, согласно ст. 46 Конституции Я., являются официальными в местах их компактного проживания. Я. (ст. 8 Конституции) является субъектом РФ. Столица Я. - г. Якутск. К числу высших органов государственной власти Я. ее Конституция относит: Государственное Собрание (ИЛ Тумэн) Я. (ГС), Президента Я., Конституционный Суд (КС) Я., Верховный Суд Я. В соответствии с принципом разделения властей эти органы функционируют самостоятельно....


    КОМИ 
    • (Республика Коми) - согласно Конституции, принятой Верховным Советом 17 февраля 1994 г., демократическое правовое государство в составе РФ. Государственные языки -, коми и русский. К. состоит из 12 районов и 8 городов республиканского подчинения. Столица - г. Сыктывкар. Высшим законодательным и представительным органом власти К. является Государственный Совет (ГС). Он состоит из 50 депутатов, избираемых по одномандатным избирательным округам по мажоритарной избирательной системе относительного большинства. При этом 20 депутатов избираются по принципу один депутат от района, города республиканского подчинения; 30 депутатов - по принципу один депутат от избирательного округа в пределах установленной средней нормы избирателей. ГС избирается сроком на 4 года. Депутатом может стать гражданин К., достигший 21 года, проживающий в республике не менее 5 лет и имеющий право участвовать в выборах....


    БЛОК ГОСУДАРСТВ 
    • международно-правовое объединение государств, как правило, с военно-политическими целями. Государства, создавая свои объединения, предпочитают именовать их "договорами", "союзами" и т. п. Характеристика объединения государств как "блока" обычно имеет место в специальной литературе и периодике. Например, НАТО - Организация Североатлантического договора - называется средствами массовой информации Североатлантическим блоком. (С. А.)...


    СТАТУС 
    • понятие, широко используемое в праве, в том числе в конституционном. Обозначает оформленное нормативным актом положение (отсюда - правовое положение) органа, организации, объединения, должностного лица, личности (гражданина). С. характеризует их природу, место в системе общественных отношений и субъектов права, важнейшие права и обязанности, формы (порядок) их реализации и принимаемые при этом акты или совершаемые действия. (С. А.)...


    ИММИГРАНТ 
    • обобщенное наименование граждан других государств или лиц без гражданства, прибывших в данное государство на временное или постоянное жительство. Причины въезда могут быть различными: например, поиск заработка, политические мотивы и др. В связи с большим наплывом И. ряд зарубежных стран принял специальные законы об И. или об иммиграционном контроле с целью упорядочить и приостановить нерегулируемый приток И., их правовое положение внутри страны, порядок высылки нелегальных И. или И., нарушающих законы страны пребывания. Таким образом, в этих странах категория "иммигрант" из научного лексикона перешла также и в лексикон конституционно-правового и административно-правового регулирования. По этому пути идет сейчас и Российская Федерация. 16 декабря 1993 г. Президент РФ принял Указ "О мерах по введению иммиграционного контроля". Во исполнение этого Указа постановлением Правительства РФ от 8 сентября 1994 г. утверждено "Положение об иммиграционном контроле" (см.: Иммиграционный контроль). (С. А.)...


    ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 
    • это общественно-политическая наука и учебная дисциплина, изучающая общие закономерности возникновения, становления и развития государства и права как таковых, а также специфические закономерности возникновения, становления и развития государства и права различных типов, функционирующих в рамках отдельно взятых общественно-экономических формаций и цивилизаций. Круг конкретных вопросов как предмет Т. г. и п. постоянно изменялся. Так, раньше в рамках отечественного курса Т. г. и п. особое внимание уделялось "государству диктатуры пролетариата", "общенародному" государству и праву, "государству всеобщего благоденствия", "государству - ночному сторожу" и другим актуальным явлениям и понятиям. В настоящее время вместо этих теорий и доктрин выдвигаются концепции "правового государства", "социального государства", естественно-правовые теории прав и свобод граждан и др. Не случайно в новой Конституции России, отражающей официальный взгляд и оценку государственно-правовых явлений,акцент ставится на то, что Российская Федерация "есть демократическое федеративное правовое государство" (ст. 1), что это - "социальное государство", политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). При этом основы предмета Т. г. и п. - общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права - как ядро науки и учебной дисциплины сохраняются на протяжении всего периода ее существования. Как и любая наука, Т. г. и п. выполняет определенные функции,указывающие на ее место и роль в жизни общества: познавательную, эвристическую и прогностическую. (М. М.)...


    ИНСТИТУТ 
    • государственно-правовое или общественно-политическое явление и совокупность обращенных к ним правовых норм, а также связанных с последними иных социальных норм. Чаще всего используется в ряде словосочетаний: государственный И. - отношения, связанные со строем (устройством, структурой) государства (например, государственная власть, федеративное устройство, судебная система, карательные органы и т. д.); конституционный или конституционно-правовой И. - система отношений или органов, закрепленная в конституции государства или иных нормах конституционного права (например, парламент, президентство, избирательная система, права и свободы человека и гражданина и др.); общественно-политический И. - те группы общественных отношений, в которых особенно переплетаются явления общественного и государственного (правового) характера (например, И. политического плюрализма, многопартийности, имеющие правовую основу и частично правовое содержание, но во многом развивающиеся как явления общественной жизни); правовой И. - совокупность правовых норм, обращенных к определенным общественным отношениям. Приведенное выделение носит условный характер и сделано лишь для лучшего понимания сути понятия. В реальности государственные или общественно-политические И. находят закрепление в конституции государства и поэтому являются конституционными И., а обращенная к соответствующим общественным отношениям группа правовых норм может считаться правовым И. Но очевидно, что И. можно назвать только такую группу отношений, для которой характерно внутреннее единство, соответственно обусловливающее и единство норм, обращенных к данной группе отношений. Термин "институт" применяется также для обозначения учебного вуза или научно-исследовательского учреждения. (С. А.)...


    ПОЛИТИЧЕСКИЙ ОБЫЧАЙ 
    • правило политической жизни, используемое теми или иными участниками политических отношений. Одни П. о. применяются в этом качестве до тех пор, пока они не отражены в нормативном правовом акте. С этого времени они становятся правовыми нормами. Другие П. о. существуют в качестве таковых потому, что невозможно, порой нецелесообразно их правовое оформление либо в нем нет особой необходимости. Например, в ряде стран президенты не входят в политические партии (после избрания членство в партии приостанавливают), демонстрируя тем самым, что они осуществляют свою деятельность в интересах не конкретных политических сил, а всего народа.(С. А.)...


    КОНФЕДЕРАЦИЯ 
    • объединение государств, их союз, достаточно тесный, но все же международно-правовой, а не государственный, который не ведет к образованию нового государства, хотя такая перспектива предполагается (или, во всяком случае, не исключается). В истории есть примеры образования К. с последующим ее перерастанием в федеративное государство. Некоторые страны сохраняют в своем наименовании слово "конфедерация", хотя уже давно являются федерациями (Швейцария, Канада). Но не меньше примеров обратного характера, когда К. существовала недолго и распадалась, а входившие в нее государства продолжают существовать в качестве независимых государств (например, Се-негамбия - объединение Сенегала и Гамбии в 1981-1988 гг.). Основные различия федерации и конфедерации состоят в следующем: правовой основой федерации сначала может быть договор, затем - все же конституция; правовой основой К. является договор; федерация - государственно-правовое объединение, в результате которого возникает новое государство; К. - международно-правовое объединение, союз, но (пока еще) не государство; территория федерации - едина; у К., строго говоря, нет единой территории, это совокупность территорий входящих в нее государств; в федерации - единое гражданство; в К. нет единого гражданства, хотя и могут устанавливаться нормы, обеспечивающие близость или в чем-то даже принципиальное единство статуса личности; федерация имеет единые (федеральные) органы государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной); К. таких органов не имеет, хотя здесь и создаются координационные органы для ведения ее общих дел; в федерации действует принцип приоритета актов федерации перед актами ее субъектов, соответствия актов субъектов актам федерации; в федерации возможна отмена федеральными органами актов субъекта, противоречащих федеральным актам либо директивным путем, либо органами конституционного контроля по рассмотрению спора. В К. решения координационного органа К. проводятся в жизнь решениями органов государств-членов К., для чего они прежде всего ратифицируются или иным способом признаются членами К., причем последние имеют возможность не признавать для себя такие решения обязательными (так называемый принцип нулифика-ции - непризнания); в федерации - единые вооруженные силы. Лишь изредка в отдельных федерациях - скорее в политических целях - признается право субъектов иметь свои войсковые формирования, являющиеся, конечно, частями единых вооруженных сил (например, на отдельных этапах существования СССР союзным республикам давалось право иметь свои войсковые формирования). В К. существуют армии отдельных государств - членов К., они могут быть объединены под общим командованием. По соглашению государств может быть создана и единая армия из объединенных воинских контингентов отдельных государств, но, тем не менее, они вправе сохранить и свои вооруженные силы; в федерации - единые налоги, причем они либо полностью устанавливаются федерацией,либо федерация устанавливает исходные, основополагающие нормы в области налогообложения, финансовой политики. В К. свои налоги и финансовые системы имеет каждое государство- член К., а источниками средств К. являются взносы ее членов; в федерации - единая денежная система, в К. у каждого государства - своя валюта, хотя и возможны процессы сближения систем; федерация имеет единую экономическую политику и либо единое руководство ею, либо ее единое регулирование. В К. могут иметь место координация,начала регулирования, но, как было сказано, с признанием государствами - членами К. соответствующих актов К. (С. А.)...


    ТУРКМЕНИСТАН 
    • демократическое, правовое и светское государство, в котором государственное правление осуществляется в форме президентской республики (ст. 1) в соответствии с Конституцией, принятой Верховным Советом (Меджлисом) Т. 18 мая 1992 г. Государственным языком Т. является туркменский язык. Столица - г. Ашгабат. Согласно Конституции, собственность - неприкосновенна. Т. утверждает право частной собственности на средства производства, землю, иные материальные и интеллектуальные ценности. Они могут принадлежать гражданам, объединениям граждан и государству. Но законом устанавливаются объекты, являющиеся исключительной собственностью государства. Конституция закрепляет широкий круг основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Граждане вправе создавать политические партии и иные общественные объединения, действующие в рамках Конституции и законов. Государство основывается на принципе разделения властей - законодательной, исполнительной и судебной, - которые действуют самостоятельно в соответствии с принципом сдерживания и уравновешивания друг друга (ст. 4 Конституции). Высший представительный орган народной власти Т. - Халк маслахаты (Народный Совет). Высшую государственную власть и управление в Т. осуществляют президент, Меджлис, Верховный суд, Высший хозяйственный суд, Кабинет Министров Т. В Халк маслахаты (ХМ) входят: президент; депутаты Меджлиса; халк векиллери (условно: делегаты. -С. А.), избираемые народом по одному от каждого этрапа (района) (их срок полномочий - пять лет, выполняют свои обязанности безвозмездно); Председатель Верховного суда, Председатель Высшего хозяйственного суда, Генеральный прокурор, члены Кабинета Министров, главы администраций велаятов (областей), арчыны (мэры муниципальных советов) шахеров (городов), а также поселков, являющихся административными центрами этрапов....


       Дальше >>>





Наши проекты
Белые страницы России
V.I.P. зона России
Телефонная книга
Лучшее в Интернете
Обратная связь

  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


| Словари | Общие сведения | Помощь | Написать
Copyright © RI N 2000-
* Обратная связь