Словари Общие сведения Помощь |
|
|
выборка | описание |
ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
|
- понятие, используемое в гражданском и конституционном праве, причем в несовпадающих трактовках. В гражданском праве, как это следует из гл. 2 ГК РФ, "гражданскими правами и обязанностями" считаются имущественные права, а также личные неимущественные права субъектов гражданских правоотношений, в то время как в науке конституционного права понятием "гражданские права" (а также свободы и обязанности) обозначаются те права, которые относятся к сфере личной жизни и индивидуальной свободы граждан. Название "гражданские" обозначает с одной стороны их личный характер, т. е. принадлежность каждому гражданину, с другой стороны - то, что эти права и обязанности существуют в обществе определенного качественного состояния (оно именуется тогда "гражданским обществом"). Использование словосочетания "гражданские права и обязанности" в дан ном понимании имеет место в литературе по конституционному праву и в публицистике. Однако в конституционном законодательстве РФ понятие "гражданские права" (а также свободы и обязанности) не используется. Конституционно-правовое понимание "гражданских прав и обязанностей" опирается на трактовку видов прав, свобод и обязанностей граждан в международно-правовых документах (Всеобщая декларация прав человека 1948 г.. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.). В соответствии с этими документами к числу гражданских прав можно отнести: право на жизнь, достоинство личности, свободу от принудительного или обязательного труда, право на свободу и личную неприкосновенность, право лиц, лишенных свободы, на гуманное обращение, право на свободное передвижение и свободу выбора местожительства, право покидать любую страну, включая свою собственную, право возвращаться в свою собственную страну, равенство перед судом, презумпцию невиновности, право на признание правосубъектности лица, право на защиту от произвольного и незаконного вмешательства в личную и семейную жизнь человека, свободу мысли, совести и религии, право на защиту семьи со стороны общества и государства, право мужчин и женщин, достигших определенного возраста, на вступление в брак и создание семьи, право ребенка на меры защиты со стороны семьи, общества и государства и право на гражданство. Нормы о праве индивида владеть имуществом (она была включена еще во Всеобщую декларацию прав человека 1948 г.) в Международных пактах 1966 г. не содержится, хотя это - также одно из его гражданских прав. Таким образом, международные документы связывают гражданские права и свободы в большей мере с предпосылками и условиями личной жизни, неприкосновенности и свободы индивида, а не с его правами и возможностями, вытекающими из материальных сделок и действий соответствующих органов и должностных лиц. (С. А.)...
|
СТАТУС
|
- понятие, широко используемое в праве, в том числе в конституционном. Обозначает оформленное нормативным актом положение (отсюда - правовое положение) органа, организации, объединения, должностного лица, личности (гражданина). С. характеризует их природу, место в системе общественных отношений и субъектов права, важнейшие права и обязанности, формы (порядок) их реализации и принимаемые при этом акты или совершаемые действия. (С. А.)...
|
ПОЛНОМОЧИЯ
|
- права и обязанности государственного органа, органа местного самоуправления, должностного лица, иных участников общественных отношений, установленные нормативным юридическим актом.(С. А.)...
|
ПРАВОМОЧИЯ
|
- то же, что и полномочия, т. е. права и обязанности государственного органа, органа местного самоуправления, должностного лица, иных участников общественных отношений, установленные нормативным юридическим актом.(С. А.)...
|
ПРАВОВОЙ АКТ
|
- официальный письменный документ или действие, исходящие от уполномоченных органа государственной власти или местного самоуправления, должностного лица, которыми устанавливаются определенные правила поведения участников общественных отношений. П. а. могут быть нормативными (см.: Нормативный юридический акт) - ими устанавливаются нормы права, и ненормативными, или индивидуальными, - на их основе возникают права и обязанности у конкретных участников определенных общественных отношений. Ненормативные П. а. часто называют также актами применения права. Это могут быть как документы, так и действия компетентных органов и лиц.(С. А.)...
|
НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЖИМ
|
- один из видов режима, устанавливаемых в государстве применительно к иностранным гражданам и лицам без гражданства (другими являются дипломатический режим и режим наибольшего благоприятствования). Суть Н. р. заключается в том, что иностранцам и лицам без гражданства предоставляются - за определенными изъятиями- те же права и свободы, на них возлагаются те же обязанности, что и в отношении собственных граждан. Понятие "национальный режим" не всегда используется в законодательстве государств, однако соответствующие правила в нем все равно существуют. Конституция РФ, не используя данного понятия, тем не менее содержит основу его применения в стране. Согласно ст. 62 Конституции РФ, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором. В частности, иностранцы и лица без гражданства не пользуются избирательными правами (хотя возможно предоставление им таких прав при муниципальных выборах и референдумах), не участвуют в политической жизни и деятельности политических партий и движений, не могут состоять на государственной службе, не несут воинской обязанности.(С. А.)...
|
НЕДЕЕСПОСОБНОСТЬ
|
- неспособность физического лица в силу возраста или психического состояния своими действиями приобретать юридические права, возлагать на себя обязанности. В избирательном праве - невозможность участия в выборах (т. е. избирать и быть избранным) по решению суда о признании гражданина недееспособным. (С. А.)...
|
ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО
|
- субъект гражданского права, участник гражданско-правовых отношений. В качестве юридических лиц выступают государственные и общественные организации и учреждения, которые обладают следующими признаками: а) имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество; б) отвечают этим имуществом по своим обязательствам; в) могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права; г) имеют самостоятельный баланс или смету; д) могут нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Согласно гражданскому законодательству России, Ю. л. могут быть коммерческие организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, и некоммерческие объединения, которые не преследуют таковой и не распределяют полученную прибыль между участниками. Ю. л. - коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, различных государственных организаций. Ю. л. - некоммерческие организации могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных объединений, а также в других формах, предусмотренных законом. Правоспособность и дееспособность юридических лиц носят специальных характер. Ю. л. могут иметь гражданские права и нести обязанности только в строгом соответствии с целями своей деятельности, предусмотренными в их уставах, положениях или других учредительных документах. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридические лица могут заниматься только на основании специального разрешения - лицензии. Законом допускается ограничение правосубъектности Ю. л. в строго ограниченных случаях и в строго определенном порядке. Решение государственного органа об ограничении правосубъективности Ю. л. может быть обжаловано ими в суд. В отличие от ряда государств, где не требуется регистрации Ю. л., пра-восубъектность последних в России возникает не в момент их учреждения, а в момент их государственной регистрации в органах юстиции. Прекращается правосубъектность Ю. л. в момент завершения их ликвидации. Согласно закону, ликвидация Ю. л. считается завершенной, а Ю. л. - прекратившим существование лишь после "внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц". В случаях когда для осуществления деятельности Ю. л. требуется получение лицензии, правосубъектность возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. В каждой стране существуют свой порядок образования, деятельности, и свои виды субъектов права - Ю. л. Они обусловлены конкретными условиями жизни общества, характером и уровнем развития экономических и иных связей. (М. М.)...
|
ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕК
|
- федеральный закон, регламентирующий производство по гражданским делам, подведомственным судам общей юрисдикции. В настоящее время действует ГПК РСФСР, принятый 11 июня 1964 г., неоднократно изменявшийся и дополнявшийся впоследствии. Основные структурные единицы (разделы): "Общие положения"; "Производство в суде первой инстанции"; "Производство в кассационной инстанции"; "Пересмотр решений, определений и постановлений, вступивших в законную силу"; "Исполнительное производство"; "Гражданские процессуальные права иностранных граждан и лиц без гражданства"; "Иски к иностранным государствам, судебные поручения и решения иностранных судов, международные договоры". (К. Г.)...
|
СУДЫ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
|
- в соответствии со ст. 126 Конституции РФ это суды, надзор за деятельностью которых осуществляет Верховный Суд РФ. К ним относятся гражданские (общие) суды и военные суды (см.: Судебная система). (К. Г.)...
|
РЕЖИМ
|
- термин, употребляемый в праве в ряде словосочетаний с различными значениями. Например, существует понятие "правовой Р." - применительно к характеру общественных отношений после их урегулирования нормами права, статусу участников этих отношений. Понятие "политический Р." используется при определении соотношения конституционно-правовой основы общественных отношений и их фактического состояния. Конституционное и международное право говорят о Р. иностранных граждан и лиц без гражданства (а также иностранных юридических лиц) на территории государства. В связи с этим могут устанавливаться: национальный Р. - при нем иностранцы и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности в равном объеме с гражданами данного государства или с определенными изъятиями, устанавливаемыми законами государства или его международными договорами; Р. наибольшего благоприятствования -- когда государства договариваются о том, что их граждане на территории друг друга будут иметь более широкие права или возможности, чем граждане третьих государств; дипломатический Р. - особый статус лиц. обладающих дипломатическим иммунитетом, в том числе освобождение их от ответственности по законам данного государства. (С. А.)...
|
ЗАЩИТА ОТ ОБВИНЕНИЯ В ПРЕСТУПЛЕН
|
- Конституция РФ (ст. 45, 48), другие законы дают широкую формулировку данного принципа. Они не просто провозглашают, что у лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, есть право на защиту, но и делают при этом акцент на гарантированность этого права. Статья 48 Конституции РФ, к примеру, предусматривает: "1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. 2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения". Столь широкое понимание рассматриваемого принципа опирается на признание трех исходных положений. Во-первых, положения о том, что обвиняемый (подозреваемый, подсудимый) должен быть наделен комплексом таких прав, реализация которых позволила бы ему самому эффективно защищать свои права и законные интересы. Именно на это ориентирует ч. 2 ст. 45 Конституции РФ, где говорится, что "каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом". В этих целях лицам, привлекаемым к уголовной ответственности, предоставлен обширный круг прав: знать, в чем их обвиняют, давать показания и объяснения, знакомиться с доказательствами, обжаловать действия должностных лиц, ведущих расследование либо поддерживающих обвинение и т. д. Во-вторых, положения о праве обвиняемого пользоваться помощью защитника. Обвиняемый (подозреваемый, подсудимый) может пригласить защитника сам (а в некоторых случаях иметь назначенного). Пригласить защитника вправе также его родственники или иные лица. Такая возможность возникает с момента задержания подозреваемого, ареста или предъявления обвинения лицу, привлекаемому к уголовной ответственности. Защитнику, в качестве которого чаще всего выступает адвокат, закон тоже предоставляет широкий круг прав, позволяющих ему активно бороться за права и законные интересы подзащитного. В-третьих, положения о возложении на лиц, ведущих дознание, следователей, прокуроров и судей обязанности осуществлять действия, направленные на содействие защите подозреваемых, обвиняемых либо подсудимых. Защита последних не считается только их личным делом. Например, в соответствии со ст. 20 УПК названные должностные лица правоохранительных органов обязаны выявлять как уличающие и отягчающие ответственность обвиняемого обстоятельства, так и оправдывающие его либо смягчающие ответственность. На них возложено также разъяснение подозреваемому, обвиняемому или подсудимому его прав. Все названные и многие другие права и обязанности в совокупности призваны обеспечить право на защиту от обвинения в преступлении. (К. Г.)...
|
ДЕЕСПОСОБНОСТЬ
|
- установленная нормативными актами способность участника правоотношений своими непосредственными действиями приобретать и осуществлять субъективные права и юридические обязанности. Характер и объем дееспособности (равно как и правоспособности) определяется государством и закрепляется в различных нормативно-правовых актах. Основополагающее значение среди них имеют конституции. В силу этого дееспособность наряду с правоспособностью рассматривается как юридическое свойство. Как и правоспособность, дееспособность имеет исторический характер. Она обусловливается особенностями государственного и правового строя, историческими, национальными и религиозными традициями, уровнем развития экономики и гражданского общества. Дееспособность находится в тесной связи и взаимозависимости с правоспособностью, совместно с которой она указывает на потенциальные возможности субъектов быть участниками различных правоотношений. Ее наличие является непременным условием для возникновения субъективных прав и юридических обязанностей. У государственных и общественных органов и организаций - субъектов права, - как правило, нет разрыва между правоспособностью и дееспособностью: они возникают, осуществляются и прекращаются одновременно. В отличие от этого у граждан правоспособность возникает с момента рождения, в то время как полная дееспособность, согласно законодательству большинства стран, - с 18 лет, по достижении ими совершеннолетия. (М. М.)...
|
КОЛЛЕГИАЛЬНОСТЬ СУДОПРОИЗВОДСТВА
|
- одно из общих (принципиальных) требований, предъявляемых к разбирательству судебных дел. Коллегиальность в определенных пределах может быть реализована во всех судебных инстанциях, кроме мировых судов. По уголовным делам коллегиальное разбирательство дела по первой инстанции не может состояться лишь в отношении лиц, достигших совершеннолетия и совершивших преступления, наказуемые лишением свободы на срок не более пяти лет. Дела несовершеннолетних в любом случае должны рассматриваться коллегиально. Возможны различные варианты коллегиального состава суда по уголовным делам (см.: Состав суда). Иначе решаются вопросы определения состава судов общей юрисдикции и арбитражных судов, рассматривающих соответственно гражданские и арбитражные дела по первой инстанции. В арбитражных судах в виде общего правила для дел такого рода установлено, что они должны рассматриваться единолично. Коллегиальное разбирательство (тремя судьями-профессионалами или одним судьей-профессионалом и двумя ар-битражными заседат&/1ями) предусмотрено лишь для некоторых категорий арбитражных дел (о банкротстве, о признании недействительными актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, а также дел, в отношении которых имеется решение председателя соответствующего суда о необходимости их рассмотрения в коллегиальном составе). В судах общей юрисдикции практически почти все гражданские дела могут быть рассмотрены единолично, если стороны не возражают против этого. Независимо от возражений сторон районные судьи рассматривают единолично: имущественные споры при цене иска до 30 минимальных размеров оплаты труда; дела, возникающие из семейных правоотношений (за исключением дел о лишении родительских прав, об отмене усыновления, об установлении отцовства, о разводах, связанных со спорами о детях); дела, возникающие из трудовых правоотношений (кроме дел о восстановлении на работе); иски об освобождении имущества от ареста (независимо от суммы иска). Все гражданские дела, подсудные мировым судьям, должны рассматриваться единолично. Проверка (кассационная, надзорная, апелляционная и по вновь открывшимся обстоятельствам) законности и обоснованности приговоров и иных судебных решений, постановляемых судами всех подсистем, может осуществляться только коллегиально - в составе не менее трех профессиональных судей (президиумы судов рассматривают конкретные дела в более широком составе - от 5 до 13 судей, включенных в их состав). (К. Г.)...
|
ФУНКЦИИ ПРАВА
|
- функции, указывающие на место и роль права в жизни общества и государства. Их реальное содержание и социальное значение во многом определяются характером государства. Право активно воздействует на государство путем установления общеобязательных для всех его органов, должностных лиц и организаций правил поведения. С помощью норм права закрепляется их статус, определяются рамки их деятельности, устанавливаются их структура, субординация, порядок деятельности и взаимоотношений. Таким образом, право выступает прежде всего как регулятор общественных отношений, упорядочивая сложившиеся в обществе экономические, политические и иные отношения. Право закрепляет существующий в стране государственный или общественный строй. Устанавливая конкретные права и обязанности сторон (граждан, должностных лиц, общественных и государственных организаций), право вносит определенный порядок в жизнедеятельность общества и государства, создает юридические предпосылки для ее активности и эффективности. Право выполняет также воспитательную функцию, ибо закон опирается не только на государственное принуждение, но и на убеждение. Еще римские юристы придавали праву огромное нравственное и воспитательное значение. Цицерон, например,считал, что "закону свойственно также и стремление кое в чем убеждать, а не ко всему принуждать силой и угрозами". Воспитательная роль права проявляется и в том, что оно призвано развивать в людях чувство справедливости, правды, добра, гуманности. Закон есть "царь всех божественных и человеческих дел" - провозглашали римские юристы. Нужно только, чтобы он стоял "во главе как добрых, так и злых" дел, служил "мерилом справедливого и несправедливого". Следует упомянуть также об эвристической и прогностической Ф.п. Закрепляя сложившуюся систему общественных отношений, право тем самым создает необходимые предпосылки для их более глубокого познания, развития и совершенствования. (М. М.)...
|
|
Дальше >>>
|
|
|
|
|