RIN.ru
Российская Информационная Сеть

Словари

English   
  Словари  Общие сведения  Помощь
 





     выборка описание
    МАКЕДОНИЯ 
    • (Республика Македония) - государство в центральной части Балканского полуострова, бывшая союзная республика в составе Югославии. 25 января 1991 г. принята Декларация о суверенитете республики. На состоявшемся 8 сентября 1991 г. референдуме население высказалось за независимость и суверенитет Македонии. 17 сентября 1991 г. парламент объявил суверенитет М. Греция, имеющая в своем составе провинцию под таким же названием, настаивает на изменении названия "Македония". Позицию Греции поддержали страны Европейского Союза. Столица - г. Скопье. Действует Конституция от 17 ноября 1991 г. с поправками 1992 г. Форма правления - республика. Глава государства - президент, избираемый парламентом сроком на 5 лет. Парламент - Собрание Республики Македония, состоит из 120 депутатов, избираемых всеобщим голосованием сроком на 4 года. Правительство республики ответственно перед парламентом. (А. К.)...


    ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ 
    • порядок организации государственной власти, включающий в себя способ образования высших и местных государственных органов и порядок их взаимоотношений между собой и с населением. Формы правления в значительной мере различаются в зависимости от того, осуществляется власть одним лицом или коллективным выборным органом. В первом случае имеет место монархическая форма правления, во втором - республиканская. При монархической Ф. п. источником государственной власти, согласно действующим законам, является монарх. При республиканской - выборный государственный орган. История и современность знают различные виды монархий и республик. Они в значительной степени зависят от типов государств, а также от условий их возникновения и функционирования. На современном этапе развития общества и государства монархии бывают двух видов: дуалистические и парламентарные. Характерной особенностью дуалистической монархии является формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом. Исполнительная власть находится непосредственно в руках монарха. Законодательная - у парламента. Однако парламент фактически подчиняется монарху. Парламентарная монархия отличается тем, что статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту. Исполнительная - правительству, которое несет ответственность за свою деятельность перед парламентом. Участие монарха в формировании правительства - символично. Примерами парламентарной монархии могут служить Англия, Голландия, Швеция. Различают два вида современных республик: президентские, характерной особенностью которых является соединение в руках президента полномочий главы правительства и государства, и парламентарные. Особенностью последних является довольно слабая власть президента, а также наличие должности премьер-министра, который выполняет одновременно функции главы правительства и лидера правящей партии или партийной коалиции. К президентским республикам относятся Аргентина, Бразилия, Россия, США и др., к парламентарным - Греция, Германия и др. В России президентская республика отличается чрезвычайно сильной властью Президента. Согласно Конституции РФ 1993 г., Президент как глава государства определяет основные направления внутренней и внешней политики страны, решает узловые кадровые проблемы, представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях, назначает выборы в Государственную Думу, распускает ее в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ, назначает референдумы, обладает правом законодательной инициативы, подписывает и обнародует федеральные законы, издает указы и распоряжения, ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации и т. д. (см.: Президент Российской Федерации). (М. М.)...


    ГРЕЦИЯ 
    • (Греческая Республика) - государство в Юго-Восточной Европе на Балканском полуострове и прилегающих островах. Столица - г. Афины. Административное деление - 10 областей (области делятся на 51 ном). Особая административная единица - район Святой горы Афон. Конституция принята 7 июня 1975 г. (вступила в силу 11 июня). В результате военных переворотов и плебисцитов в течение XX в. несколько раз изменялась форма правления. По Конституциям 1952 и 1968 гг. Г. являлась конституционной монархией. Фактически после государственного переворота 21 апреля 1967 г. был установлен режим военной диктатуры, который 1 июня 1973 г. объявил об упразднении монархии и учреждении президентской парламентской республики. В результате внутренней политической борьбы, внешнего давления стран НАТО в июле 1974 г. военную диктатуру сменило гражданское правительство. На референдуме 8 декабря 1974 г. большинство населения высказалось за республиканскую форму правления. По Конституции 1975 г. и поправкам к ней 1986 г. глава государства - Президент - избирается парламентом открытым голосованием сроком на 5 лет с правом переизбрания еще на один срок. Первоначально президент имел широкие полномочия: назначать и смещать премьер-министра, распускать парламент, налагать вето на принятые парламентом законы, объявлять чрезвычайное положение. Конституционные поправки 1986 г. ограничили полномочия президента, лишив его права смещения премьер-министра, права вето на принятые законы. Реализация права роспуска парламента возможно лишь в том случае, если отставка двух правительств подряд подтверждает отсутствие политической стабильности. Ограничено также право Президента объявлять референдумы. Право введения чрезвычайного положения передано парламенту. Законодательная власть осуществляется Палатой депутатов, избираемой путем всеобщих прямых выборов сроком на 4 года. Число депутатов колеблется от 200 до 300 человек. Сессия парламента длится не менее 5 месяцев. Часть законов принимается депутатами на пленарных заседаниях, часть - на секциях. Исполнительная власть осуществляется правительством, формируемым партией, получившей большинство мест в парламенте; премьер-министром обычно назначается лидер партии большинства. В течение 15 дней после присяги и объявления своей программы правительство обязано поставить перед парламентом вопрос о доверии (впоследствии парламент может принять резолюцию порицания правительства либо отозвать доверие отдельным министрам или всему правительству). Министры образуют Совет министров. Кроме того, в состав правительства входят государственные секретари. Верховный суд (Ареопаг) состоит из 55 судей, образующих 6 палат (четыре - по гражданским и две - по уголовным делам). Надзорные функции исполняет Прокурор Верховного суда. Он также поддерживает обвинения в судах через прокуроров при апелляционных судах и окружных прокуроров. Верховный суд является, в основном, апелляционной инстанцией. Существуют также специальные апелляционные суды. Гражданские и уголовные дела в первой инстанции рассматривают 60 окружных судов. Более 300 мировых судов (ряд из них - специализированные) рассматривают основную массу гражданских и часть уголовных дел (малозначительные преступления). Имеются также суды по делам несовершеннолетних и церковные суды. Систему административной юстиции возглавляет Государственный совет, который вправе отменять принятые в нарушение закона административные акты. Существуют также административные и налоговые суды, чьи решения могут быть обжалованы в Государственный совет. Финансовый суд, помимо рассмотрения дел, входящих в его компетенцию, выполняет функции контроля за расходованием государственных средств. Функции конституционного правосудия, споры по толкованию Конституции и законов входят в компетенцию Особого верховного суда, в который входят судьи Верховного суда, Государственного совета и Финансового суда, а также известные специалисты в области права. Координирующие функции выполняет Судебный совет, по рекомендации которого Президент республики назначает пожизненно всех судей, кроме судей церковных судов, входящих в юрисдикцию греческой православной церкви. (А. К.)...


    ГОСУДАРСТВО РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЕ 
    • исторически первый тип государственной организации, возникшей на развалинах первобытнообщинного строя в силу разложения общества на классы и возникновения первых противостоящих друг другу социальных сил в виде рабовладельцев и рабов. Наиболее древними Г. р. были государства, образовавшиеся в конце IV - начале III тыс. до н. э. в Древнем Египте (Египетское царство), в долинах азиатских рек Тигра и Евфрата (Шумерийские, а также Ассирийское государства), государства Индии и Китая (II тыс. до н. э.) и Хеттское государство (конец II тыс. до н. э.). Более поздние Г. р. - Древняя Греция и Древний Рим, возникшие в бассейне Средиземного моря. В своем развитии рабовладельческий строй, а вместе с ним государство и право проходят две основные стадии. Первая стадия ассоциируется с древневосточным рабовладением. Среди ее наиболее характерных черт и особенностей отечественными и зарубежными учеными выделяются следующие: наличие лначитель-ных остатков первобытнообщинного строя; существование примитивных форм патриархального рабства и ведения хозяйства, при которых рабу разрешается иметь свое имущество и даже семью; сохранение в течение длительного времени наряду с частной собственностью на рабов коллективного рабовладения (рабы, принадлежащие отдельным храмам, государству); существование сельскохозяйственных общин, обусловленное суровыми климатическими условиями Востока и, как следствие этого - необходимость применения коллективного труда на строительстве ирригационных сооружений, при эксплуатации оросительных систем, разведении животных, возделывании сельскохозяйственных культур, обработки земли. Будучи коллективным собственником земли, сельская община осуществляла ее куплю-продажу. В соответствии с установленными правилами она распределяла и перераспределяла ее между своими членами, решала основные вопросы более рационального использования земли. Вторая стадия развития рабовладельческого строя - период греческо-римского рабовладения, отличающаяся более высоким уровнем развития рабовладельческого способа производства, отсутствием остатков первобытнообщинного строя, наиболее высокой степенью развития Г. р. и права, развитыми формами эксплуатации рабов и неимущих граждан, беспощадного насилия и подавления масс. Экономическую основу рабовладельческого государства составляла частная собственность рабовладельцев на средства производства и рабов. В условиях рабовладельческого строя впервые в истории развития человечества в наиболее резкой и обнаженной форме проявилось экономическое, политическое и социальное неравенство различных классов и слоев общества, полное, практически ничем не ограниченное господство одного класса - рабовладельцев - и бесправие другого класса - рабов. При этом, выступая по своей социально-классовой сущности как организация класса рабовладельцев, Г. р. использовало все находящиеся в его распоряжении средства для оформления и укрепления экономического базиса рабовладельческого общества, обеспечения устойчивости и защиты рабовладельческого общественно-политического строя, удержания господства рабовладельцев над рабами, обуздания и подавления свободных бедняков и рабов. Г. р. в процессе своего существования осуществляло ряд присущих ему внутренних и внешних функций. Каждая функция представляла собой одно из основных направлений деятельности данной организации, обусловленное его сущностью, социальным содержанием и назначением, а также стоящими перед ним ближайшими и конечными целями и задачами. В числе внутренних следует назвать прежде всего функцию создания и поддержания наиболее оптимальных условий для эксплуатации свободных масс и рабов, в которой наиболее отчетливо выражался эксплуататорский характер Г. р. и его отношение к экономическим интересам господствующего класса. Государство как собственник больших земельных угодий, копий, рудников и огромного количества рабов не только создавало условия для эксплуатации масс со стороны господствующего класса, но и само выступало как эксплуататор. Особенно ярко это проявлялось в Древнем Египте. Важными внутренними функциями Г. р. были также охрана рабовладельческой частной собственности, подавление сопротивления рабов и других угнетенных масс, необходимость которых диктовалась массовыми восстаниями рабов, свободных, но разоренных социальных групп и слоев, непримиримыми противоречиями между рабами и рабовладельцами. угнетенными и угнетателями на протяжении всей истории существования рабовладельческого строя. Наглядными примерами такой борьбы могут служить крупные восстания рабов и неимущих общинников в Египте (середина XVIII в. до н. э.), восстание рабов и вольноотпущенников в Малой Азии (II в. до н. э.), крупнейшее восстание рабов под руководством Спартака в Риме (74-76 гг. до н. э.) и др. К внешним функциям Г. р. относятся такие направления его деятельности, которые связаны с завоеванием, порабощением и ограблением других народов; обороной страны от внешних противников; управлением захваченных в результате ведения войн территорий; установлением и поддержанием дипломатических, торговых и иного рода мирных связей с другими государствами. Внешние функции Г. р. находились в неразрывной связи с внутренними функциями, дополнялись и подкреплялись ими. Одинаковые по своей сущности, социальному содержанию и назначению, Г. р. отличались друг от друга значительным разнообразием методов государственного управления (политических режимов) и форм. Причины такого разнообразия коренились в различных конкретно-исторических условиях возникновения и развития каждого Г. р., в различном соотношении политических сил, степени остроты социальных противоречий, в неодинаковом уровне развития производительных сил в той или иной стране, различных географических, климатических и иных условиях существования того или иного государства. Основными формами рабовладельческого государства являлись: монархия, аристократическая республика и демократическая республика. В неразрывной связи и взаимодействии с Г. р. находилось право как совокупность общеобязательных норм или правил поведения, направленных на регулирование системы общественных отношений в интересах господствующего класса. Основными задачами рабовладельческого права являлись: закрепление частной собственности рабовладельцев на средства производства и рабов, закрепление рабовладельческого общественного и государственного строя, различных форм господства класса рабовладельцев, узаконение существовавшего социального неравенства между различными группами и слоями свободных людей. (М. М.)...


    ПРЕЗИДЕНТ ГОСУДАРСТВА 
    • единоличный (т. е. представленный одной персоной) орган государственной власти. Вместе с тем - высшее должностное лицо государства зачастую одновременно и верховный главнокомандующий вооруженными силами государства. Статус президента обусловлен его предназначением. Могут быть следующие варианты: а) президент - глава исполнительной власти; б) президент - глава государства; в) президент - глава государства и глава исполнительной власти; г) президент - глава государства, глава исполнительной власти и глава правительства. В качестве главы исполнительной власти президент включается в систему органов исполнительной власти, он - высшее звено данной системы. В некоторых зарубежных странах, а также республиках в составе РФ президент, помимо того что он объявлен главой исполнительной власти, является также и председателем правительства. В качестве главы государства президент стоит несколько особняком от законодательной, исполнительной и судебной властей, поскольку он должен обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие других ветвей власти. Многие исследователи делают вывод, что президент как глава государства представляет собой отдельную ветвь государственной власти - президентскую власть. Причем она (именно как власть главы государства) несколько возвышается над другими властями. В реальной жизни президент - глава государства - больше тяготеет, конечно, к исполнительной власти, осуществляя определенные полномочия, типичные для этой власти, и официально либо фактически руководя центральными органами исполнительной власти государства, а то и всей системой этих органов на территории страны. Роль президента зависит от того, какая форма правления избрана в государстве. В президентской республике - налицо сильная или даже суперсильная президентская власть, включая: руководство внутренней и внешней политикой: формирование правительства и определение направлении его работы, назначение иных высших должностных лиц системы исполнительной власти, представление парламенту, его палатам кандидатур для назначения на ряд высших должностей и судей высших судов государства: представление в парламент законопроектов, подписание и обнародование законов, право вето и право роспуска парламента: собственное правотворчество президента: обеспечение безопасности и обороноспособности государства. в том числе функции верховного главнокомандующего и руководителя совета безопасности, назначение высшего военного командования и др. В парламентарной республике президент не обладает реальной сильной властью, в большей мере осуществляет представительские функции, а если и назначает ряд высших должностных лиц или подписывает акты, то скорее в порядке формальной и заранее подготовленной процедуры. Чаще всего президенты избираются населением путем прямых выборов. Однако могут быть также: косвенные выборы президента - коллегией выборщиков, которые избираются населением (например, США); выборы парламентом государства (например, Израиль, Греция и др.): выборы специальной избирательной коллегией (собранием), состоящей наряду с членами парламента также и из представителей территорий, на которые делится государство, делегируемых их законодательными собраниями или органами управления (например. Президент ФРГ избирается Федеральным собранием, которое состоит из депутатов бундестага и представителей земель ФРГ, избираемых их законодательными органами, Президент Италии - избирательной коллегией, в которую наряду с депутатами обеих палат парламента входят представители органов управления областей). Как правило, для президентов устанавливается более высокий возрастной ценз. Например, в США и России президентом можно стать лишь по достижении 35, в ФРГ - 40, в Италии - 50 лет. В некоторых странах устанавливается и верхний возрастной предел, но, как правило, не более 65 лет. Срок полномочий президента в различных странах неодинаков, обычно предпочтение отдается 4, 5, 6 или 7 годам. В некоторых странах президент избирается лишь на один срок без права переизбрания. Однако чаще разрешается избрание на два срока вообще (например, США) или же на два срока подряд (например, Россия). В последнем случае после некоторого перерыва можно снова баллотироваться на пост президента. Только в некоторых странах предусмотрен пост вице-президента (США, Индия, Бразилия, Коста-Рика, Колумбия). В России этот пост существовал с 1991 по 1993 г. Вице-президент выполняет поручения президента, а также замещает его в случае невозможности осуществления полномочий. В других странах функции президента в случае его кончины, отставки, невозможности выполнять обязанности по состоянию здоровья или при отрешении от должности возлагаются на премьер-министра или на председателя парламента, или на председателя верхней палаты парламента (может устанавливаться определенная очередность замещения президента, когда при невозможности выполнения функций президента данным лицом это делает следующее, указанное в перечне). П. г. обладает личной неприкосновенностью. Прежде чем привлечь президента к ответственности за конкретное правонарушение, необходимо решить вопрос о его дальнейшем пребывании на посту президента. Для этого предусматривается такая мера конституционной ответственности президента, как отрешение его от должности. Основанием для этого может быть совершение президентом государственной измены, иного тяжкого преступления или умышленного нарушения конституции либо иного закона государства. В основном в мире применяются два процессуальных способа решения вопроса: возбуждение обвинения в отношении президента парламентом и разрешение дела по существу судом - конституционным (например, ФРГ, Италия, Болгария) или иным высшим (например, Финляндия, Португалия и др.); возбуждение обвинения нижней палатой парламента и принятие решения верхней палатой (например, Россия, США). В республиках в составе РФ решение об отрешении от должности президента в основном принимает парламент на основании решения (заключения) конституционного суда (палаты). В некоторых республиках (Ингушетия, Адыгея, Кабардино-Балкария, Калмыкия) для этих целей предусмотрен референдум. Например, в Ингушетии Президент отрешается от должности в случае совершения преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда республики. Производство по делу об отрешении возбуждается парламентом республики, который тремя четвертями голосов от списочного состава депутатов выносит вопрос об отрешении президента от должности на референдум. В Адыгее парламент (Государственный Совет) выдвигает обвинение против Президента в умышленном нарушении Конституции, законов республики или данной им присяги и обращается с запросом в Конституционную Палату республики. При подтверждении ею обвинений Государственный Совет назначает референдум о доверии Президенту. Президент считается отреш?нным от должности, если за недоверие проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании. Это напоминает правила, действующие в некоторых зарубежных странах (например, Австрия, Исландия), где предложение парламента о смещении президента с должности также голосуется на референдуме. Но там, если предложение не поддержано, парламент распускается.(С. А.)...







Наши проекты
Белые страницы России
V.I.P. зона России
Телефонная книга
Лучшее в Интернете
Обратная связь

  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


| Словари | Общие сведения | Помощь | Написать
Copyright © RI N 2000-
* Обратная связь