Словари Общие сведения Помощь |
|
|
выборка | описание |
ДВУХПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА
|
- характеристика организации политической жизни общества и осуществления власти, строящаяся на попеременном нахождении у власти одной политической партии и пребывании в оппозиции другой. Соотношение их сил отражается на выборах депутатов парламента и президента. Представители победившей партии имеют большинство мест в парламенте, предопределяют состав правительства, кандидатуру на пост президента государства. Практика показывает, что можно выиграть парламентские выборы и уступить на президентских и наоборот. Наиболее типично применение Д. с. в США, Великобритании и некоторых других странах. Понятие "двухпартийная система" - в определенной мере условное, обиходное понятие. Оно отнюдь не означает, что в соответствующих государствах нет иных политических партий: они могут существовать. Однако две партии наиболее авторитетны, и их представителям достается большинство мест в парламенте (его палатах) и пост президента. Для победившей на парламентских или президентских выборах партии ранее принятые законы имеют обязательную силу. Их отмена или изменение могут проводиться в рамках установленных конституцией и законами процедур.(С. А.)...
|
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
|
- характер организации власти в соответствующем обществе и государстве, система ее институтов, соотношение государственных и общественных начал в управлении публичными делами, положение личности, реальный политический режим.(С. А.)...
|
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
|
- 1) Существующий в данном государстве порядок выборов депутатов представительных органов и выборных должностных лиц. И. с. охватывает совокупность как юридических правил избирательное право, так и фактических, сложившихся обычаев, на основе и с учетом которых проводятся выборы. 2) Понятием "избирательная система" обозначают также те или иные, применяемые в различных странах модели организации и проведения выборов - например, мажоритарная И. с., пропорциональная И. с. и др. (С. А.)...
|
НАРОДНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО
|
- система представительных (т. е. избираемых народом) органов государственной власти и местного самоуправления. С понятием "народное представительство" связаны и система отношений Н. п., т. е. отношения по формированию представительных органов, статус депутатов, их взаимоотношения с избирателями, населением, политическими партиями и движениями, организация работы представительных органов, подготовка и принятие актов, законодательный процесс, влияние населения на деятельность представительных органов, отношения представительных органов с иными органами и т. д.(С. А.)...
|
ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ
|
- сущность власти, политической системы общества и государства, его политическая, экономическая и социальная основы, характер хозяйственной жизни, исходные начала социальной политики и положения личности в системе общественных отношений. В Конституции СССР 1977 г., в разделе 1 "Основы общественного строя и политики СССР" было пять глав: гл. 1 "Политическая система", гл. 2 "Экономическая система", гл. 3 "Социальное развитие и культура", гл. 4 "Внешняя политика", гл. 5 "Защита социалистического Отечества". В действующей Конституции РФ используется категория "конституционный строй".(С. А.)...
|
ПРОПИСКА
|
- система учета места жительства граждан, длительное время применявшаяся и фактически еще применяемая органами внутренних дел (милицией) в России. Сопровождается проставлением в паспорт или заменяющий его документ штампа П., в котором указывается место постоянного или временного проживания гражданина (отсюда - выражения "постоянная прописка", "временная прописка"). Законом РФ о праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ от 25 июня 1993 г. вместо П. предусмотрена система регистрационного учета. Но по существу это больше походит на изменение терминологии, практика же при этом остается прежней.(С. А.)...
|
БИКАМЕРАЛИЗМ
|
- создание двух палат в парламенте государства (см.: Двухпалатная система (структура). (С. А.)...
|
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮСТИЦИЯ
|
- система административных судов и иных специальных органов, рассматривающих дела и споры в сфере государственного управления. (С. А.)...
|
СУДЫ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
|
- в соответствии со ст. 126 Конституции РФ это суды, надзор за деятельностью которых осуществляет Верховный Суд РФ. К ним относятся гражданские (общие) суды и военные суды (см.: Судебная система). (К. Г.)...
|
ИНСТИТУТ
|
- государственно-правовое или общественно-политическое явление и совокупность обращенных к ним правовых норм, а также связанных с последними иных социальных норм. Чаще всего используется в ряде словосочетаний: государственный И. - отношения, связанные со строем (устройством, структурой) государства (например, государственная власть, федеративное устройство, судебная система, карательные органы и т. д.); конституционный или конституционно-правовой И. - система отношений или органов, закрепленная в конституции государства или иных нормах конституционного права (например, парламент, президентство, избирательная система, права и свободы человека и гражданина и др.); общественно-политический И. - те группы общественных отношений, в которых особенно переплетаются явления общественного и государственного (правового) характера (например, И. политического плюрализма, многопартийности, имеющие правовую основу и частично правовое содержание, но во многом развивающиеся как явления общественной жизни); правовой И. - совокупность правовых норм, обращенных к определенным общественным отношениям. Приведенное выделение носит условный характер и сделано лишь для лучшего понимания сути понятия. В реальности государственные или общественно-политические И. находят закрепление в конституции государства и поэтому являются конституционными И., а обращенная к соответствующим общественным отношениям группа правовых норм может считаться правовым И. Но очевидно, что И. можно назвать только такую группу отношений, для которой характерно внутреннее единство, соответственно обусловливающее и единство норм, обращенных к данной группе отношений. Термин "институт" применяется также для обозначения учебного вуза или научно-исследовательского учреждения. (С. А.)...
|
ПРАВО
|
- совокупность (система) общеобязательных социальных норм, выражающих волю государства и охраняемых его силой. Такое представление о праве является весьма распространенным не только в отечественной, но и зарубежной юридической литературе. При анализе права как явления и понятия выделяются следующие его признаки и черты. 1. Право - прежде всего совокупность, а точнее - система норм или правил поведения. Это - не случайный набор норм, а строго выверенная, упорядоченная совокупность определенных правил поведения. Как и любая система, она складывается из однопорядковых, взаимосвязанных между собой и взаимодействующих друг с другом элементов. Таковыми являются нормы права или правила поведения. Система должна быть внутренне единой и непротиворечивой. Связи, возникающие между ее отдельными структурными элементами - нормами, - как и сами нормы, должны быть направлены на выполнение регулятивных и иных функций, на достижение единых целей. 2. Право - система норм, установленных или санкционированных государством. Существует множество различных социальных норм, но только система правовых норм исходит от государства. Все остальные создаются и развиваются различными негосударственными - общественными, партийными и иными - органами и организациями. Правовые акты могут приниматься также путем референдума. 3. Право всегда выражает государственную волю как основу права, которая, в свою очередь, согласно существующим в отечественной и зарубежной юридической науке концепциям, воплощает волю класса, правящей группы, общества, народа или нации. Мировой опыт существования и функционирования государства и права показывает, что в праве выражается прежде всего воля правящей элиты. Вместе с тем неопровержимым фактом является и то, что последняя, опасаясь социальных взрывов и утраты своего привилегированного положения, зачастую вынуждена считаться с волей и интересами подвластных. 4. Право представляет собой систему норм или правил поведения, имеющих общеобязательный характер. Общеобязательность означает непременность выполнения всеми членами общества требований, содержащихся в нормах права. Она возникает вместе с нормой права, вместе с нею развивается и изменяется. 5. Право охраняется и обеспечивается государством, а в случае нарушения требований, содержащихся в нормах права, поддерживается государственным принуждением. Государство не может безразлично относиться к актам, издаваемым или санкционируемым им: создает все условия для их реализации, охраняет от нарушений и гарантирует их. Одним из широко используемых при этом методов является государственное принуждение. Оно должно применяться только уполномоченными на то органами, действующими строго в рамках и на основе закона, а также в соответствии с предусмотренными законом процессуальными правилами.(М. М.)...
|
ГЛАВК
|
- термин, вошедший в государственно-правовой лексикон с конца двадцатых годов, когда начала интенсивно формироваться система государственных органов и учреждений, занимающихся управлением народным хозяйством. Обиходное наименование управленческих структур, официально называвшихся чаще всего главными управлениями (хотя были также управления, комитеты, отделы, тресты и др.). Одни из них создавались в качестве органов государственного управления при Правительстве СССР или союзной республики, другие были не самостоятельными государственными органами, а подразделениями существовавших министерств. В подобном виде система управления существовала практически все время, хотя и с различными новациями (например, меньшее число самостоятельных главных управлений при Правительстве СССР и гораздо большее их количество в качестве подразделений союзных министерств). В настоящее время в наименованиях федеральных органов исполнительной власти слова "главное управление" используются редко. А функциональные и отраслевые подразделения российских министерств чаще именуются управлениями или департаментами. Соответственно слово "главк" используется гораздо реже, но тем не менее имеет хождение в управленческой среде. (С. А.)...
|
МЭ
|
- с состоит из 14 районов и 3 городов республиканского значения. Действует система местного самоуправления, включающая формы непосредственной демократии, представительные органы местного самоуправления, глав местного самоуправления, местные администрации и органы территориального общественного самоуправления. (С. А.)...
|
АВТОНОМИЯ НАЦИОНАЛЬНО-ТЕРРИТОРИА
|
- система национальных государств (автономная республика), национально-государственных образований (автономная область, автономный округ), административно-территориальных единиц (национальные район, уезд, волость и др.), создаваемых для учета интересов отдельных национальных групп населения (этнических общностей) и для обеспечения их самоуправления. (С. А.)...
|
СУДОУСТРОЙСТВО
|
- 1) см.: Судебная система. 2) Название учебной дисциплины, преподававшейся ранее студентам юридических вузов. В некоторых учебных заведениях и сейчас сохраняют такое название этой дисциплины. В ее рамках изучаются основы организации и деятельности судов и органов, взаимодействующих с судами. В большинстве случаев эту дисциплину называют иначе - "Правоохранительные органы". (К. Г.)...
|
|
Дальше >>>
|
|
|
|
|