RIN.ru
Российская Информационная Сеть

Словари

English   
  Словари  Общие сведения  Помощь
 





     выборка описание
    ДЕКЛАРАЦИЯ 
    • термин, используемый в разных значениях в правовом, в том числе и конституционном лексиконе. 1) Документ, принимаемый при создании нового государства и установлении его исходных начал, особенно в отношении прав личности и национальной политики. Например, после революции 1917 г. были приняты такие важные документы, как Декларация прав народов России (декабрь 1917 г.), Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа (январь 1918 г., потом стала частью Конституции РСФСР 1918 г.). Создание СССР оформлено принятием 30 декабря 1922 г. Договора и Декларации об образовании СССР. Отражая новые подходы к положению личности в РФ, Верховный Совет РФ 22 ноября 1991 г. принял Декларацию прав и свобод человека и гражданина, положения которой 22 апреля 1992 г. были включены в Конституцию РФ. 2) Документ, которым сопровождается принятие новой Конституции государства. В частности, в 1977 г. наряду с самой Конституцией СССР Верховный Совет СССР принял Декларацию о принятии и объявлении этой Конституции. 3) Один из видов актов (ненормативных) Государственной Думы или Совета Федерации Федерального Собрания РФ, в котором палаты заявляют о своей позиции по какому-либо вопросу, поддержке действий различных сил, государств, движений и др. 4) Д. о доходах - документ, представляемый гражданином РФ в налоговую инспекцию. Конституционно-правовые акты могут содержать специальные требования на этот счет. Например, Федеральный закон о выборах Президента РФ 1995 г. говорит о том, что при регистрации кандидатов на должность Президента РФ каждый из них обязан представить в ЦИК РФ помимо, других документов также Д. о своих доходах за последние два календарных года. Федеральный закон о статусе члена СФ и депутата ГД 1994 г. (в редакции 1999 г.) требует, чтобы они представляли Д. о доходах и об имуществе, принадлежащем им на праве собственности. Выявленные налоговыми органами нарушения, связанные с умышленным сокрытием доходов, подлежат опубликованию в официальном печатном издании Федерального Собрания Российской Федерации. 5) Таможенная Д. - документ, представляемый гражданином РФ на таможне при пересечении государственной границы и декларирующий (объявляющий) о тех денежных средствах и имуществе, которые гражданин хочет ввезти или вывезти. 6) Д. часто является документом международного общения государства и его представителей. (С. А.)...


    МАКЕДОНИЯ 
    • (Республика Македония) - государство в центральной части Балканского полуострова, бывшая союзная республика в составе Югославии. 25 января 1991 г. принята Декларация о суверенитете республики. На состоявшемся 8 сентября 1991 г. референдуме население высказалось за независимость и суверенитет Македонии. 17 сентября 1991 г. парламент объявил суверенитет М. Греция, имеющая в своем составе провинцию под таким же названием, настаивает на изменении названия "Македония". Позицию Греции поддержали страны Европейского Союза. Столица - г. Скопье. Действует Конституция от 17 ноября 1991 г. с поправками 1992 г. Форма правления - республика. Глава государства - президент, избираемый парламентом сроком на 5 лет. Парламент - Собрание Республики Македония, состоит из 120 депутатов, избираемых всеобщим голосованием сроком на 4 года. Правительство республики ответственно перед парламентом. (А. К.)...


    СЛОВАКИЯ 
    • (Словацкая Республика) - государство в Центральной Европе. 17 июля 1992 г. принята Декларация о суверенитете Словацкой Республики как этап процесса по разъединению Чешской и Словацкой Федеративной Республики, прекратившей свое существование 31 декабря 1992 г., согласно Федеральному закону ЧСФР от 25 ноября 1992 г. о прекращении существования Федерации с 1 января 1993 г.Столица - г. Братислава. Административное деление: 8 краев. Действует Конституция, принятая 1 сентября 1992 г. Форма правления - республика. Глава государства - президент, избирается парламентом большинством в три пятых голосов сроком на 5 лет с правом переизбрания еще на один срок. Парламент - Национальный совет Словацкой Республики, состоит из 150 депутатов, избираемых всеобщим голосованием сроком на 4 года. Правительство на коалиционной основе формируется президентом. Программное заявление правительства должно быть одобрено парламентом. (А. К.)...


    ПРАВО НА ПОЛЬЗОВАНИЕ РОДНЫМ ЯЗЫК 
    • одно из прав гражданина, закрепленное в ч. 2 ст. 26 Конституции РФ. Она гласит, что каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. Государственным языком РФ на всей ее территории является русский язык (ст. 68 Конституции). Конституция РФ предусматривает, что республики, входящие в Российскую Федерацию, вправе устанавливать свои 'государственные языки; эти языки употребляются в органах государственной власти, местного самоуправления, государственных учреждениях республик наряду с государственным языком РФ (но не вместо него). В районах, где компактно проживают группы населения определенной национальной принадлежности, в местных учреждениях используется их язык. В Конституции сказано, что Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития (ст.68). Действует Закон о языках народов РСФСР от 25 октября 1991 г. в редакции от 5 июня 1998 г. 25 октября 1991 г. Верховным Советом РСФСР была принята "Декларация о языках народов России" (см. также: Язык государственный).(С. А.)...


    СОМАЛИ 
    • (Сомалийская Демократическая Республика) - государство в Северо-Восточной Африке. Независимость провозглашена 1 июля 1960 г. Образовано в результате объединения бывшей подопечной территории ООН под управлением Италии - Сомали и бывшего протектората Великобритании - Сомалиленда. Столица - г. Могадишо. Административное деление: 18 областей. В стране с 1982 г. идет ожесточенная ' борьба между различными группировками. Были предприняты усилия со стороны ООН, Лиги арабских государств по урегулированию сомалийского конфликта, однако миротворческие акции не дали серьезных результатов. Число беженцев превысило 1 млн. 24 марта 1994 г. в Найроби (Кения) между враждующими сторонами подписана Декларация о политическом будущем С. и национальном примирении. Создан Национальный совет переходного периода (временное правительство). "На временной основе'' до проведения всеобщего референдума действует Конституция 1990 г. Форма правления - республика. Глава государства - президент, избирается путем прямых всеобщих выборов сроком на 7 лет. Однопалатный парламент - Народное собрание, состоит из 177 депутатов, из которых 171 депутат избирается прямым голосованием сроком на 5 лет. 6 - назначаются президентом. Исполнительная власть осуществляется президентом, возглавляющим правительство, а также назначающим и смещающим министров. Ни одна из конституционных государственных структур фактически не функционирует. (А. К.)...


    СЛОВЕНИЯ 
    • (Республика Словения) - государство на северо-западе Балканского полуострова. До 1991 г.входило на правах союзной республики в состав Социалистической Федеративной Республики Югославия. Декларация о суверенитете принята Скупщиной (парламентом) С. 2 июня 1990 г., а 23 декабря 1990 г. состоялся референдум по вопросу о провозглашении С. самостоятельным государством. 25 июня 1991 г. Скупщина провозгласила независимость и суверенитет С. 25 июня - национальный праздник (День Словенской государственности). 25 мая 1992 г. принята в ООН. Столица - г. Любляна. Административное деление - 62 района. Действующая Конституция принята 23 декабря 1991 г. Форма правления - республика. Глава государства - президент, избирается всеобщим прямым голосованием сроком на 5 лет с правом переизбрания еще на один срок. Парламент - Скупщина - состоит из двух палат: Государственного собрания (90 депутатов, избираемых сроком на 4 года. при этом итальянская и венгерская общины имеют по одному представителю) и Государственного совета (40 членов, избираемых сроком на 5 лет: из них 22 - представители партий, 4 - представители трудящихся, 4 - работодатели, 4 - представители крестьянства, ремесленников и лиц свободных профессий, 6 - представители иных сфер деятельности). Исполнительная власть осуществляется правительством, ответственным перед парламентом. Формируется на коалиционной основе. Председатель правительства по предложению президента утверждается Государственным собранием. Парламентские группы численностью не менее 10 депутатов могут выдвигать своих кандидатов на пост Председателя правительства. В этом случае происходит голосование по каждой кандидатуре. (А. К.)...


    ЗАКЛЮЧЕННЫЙ 
    • лицо, находящееся по решению уполномоченных органов или должностных лиц под стражей в связи с задержанием, применением меры пресечения, административного или дисциплинарного ареста, а также в связи с арестом либо лишением свободы по приговору суда. Независимо от оснований и поводов помещения под стражу, 3. является не только носителем обязанностей, но и обладателем прав. Круг и объем его прав и обязанностей подробно определяются законодательными актами - к примеру, ст. 21 Конституции РФ, У головно-исполнительным кодексом РФ, Федеральным законом "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" от 15 июля 1995 г., Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации (для военнослужащих и лиц,приравненных к ним), Кодексом торгового мореплавания РФ (для лиц, помещаемых под стражу по решению капитанов судов, находящихся в дальнем плавании). Существуют и признаваемые Российской Федерацией международные документы - например, Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, Принципы медицинской этики, относящиеся к роли работников здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких и бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению под стражу в какой бы то ни было форме.(К. Г.)...


    ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО 
    • категория, пришедшая в конституционный лексикон из учений французских гуманистов XVIII в., согласно которым каждый человек от рождения (иначе говоря, как естество, живой организм, в силу природы) обладает определенным набором прав и свобод, которые неотчуждаемы и принадлежат (должны принадлежать) ему всю жизнь. Одним из первых конституционных документов, отразивших идею естественных прав, явилась французская Декларация прав и свобод человека и гражданина 1789 г. Цель всякого политического Союза, записано в ст. 2 Декларации, обеспечение естественных и неотчуждаемых прав человека. Этими правами являются свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению. Идея естественных и неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина с того времени вошла в чиcло ценностей цивилизации. Она находит отражение во многих международных документах нового времени, актах отдельных государств. Правда, далеко не всегда можно найти само слово "естественные" применительно к правам и свободам человека и гражданина. Обусловлено это неоднозначными подходами к тому, какие из прав и свобод считать "естественными", т. е. в первую очередь принадлежащими человеку. Каталог прав и свобод расширяется, соответственно меняется понимание того, какие из них являются самыми важными для человека и поэтому не могут у него быть изъяты ни при каких условиях. В нашей стране идея естественных (и неотчуждаемых) прав также признана и находит отражение в конституционно-правовых актах. Например, в принятой Съездом народных депутатов СССР 5 сентября 1991 г. "Декларации прав и свобод человека" записано, что "каждый человек обладает естественными, неотъемлемыми, ненарушимыми правами и свободами. Они закрепляются в законах, которые должны соответствовать Всеобщей декларации прав человека, международным пактам о правах человека, другим международным нормам и настоящей Декларации". В России 22 ноября 1991 г. Верховным Советом была принята "Декларация прав и свобод человека и гражданина", положения которой вошли в текст Конституции РФ 21 апреля 1992 г. Действующая Конституция РФ не применяет термин "естественные" по отношению к правам и свободам. Однако в принципе их закрепление в Конституции РФ в полной мере соответствует идее принадлежности прав и свобод человеку от рождения и их неотчуждаемости. В ст. 17 Конституции говорится, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения. Конституция РФ допускает возможность отдельных ограничений прав и свобод в условиях чрезвычайного положения, однако лишь в целях обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя, в соответствии с федеральным законом и с указанием пределов и срока действия ограничений. При этом Конституция РФ запрещает ограничения определенных прав и свобод, из чего можно сделать вывод о том, что они-то и относятся в первую очередь к числу естественных прав человека. Это - право на жизнь, достоинство личности, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, право на защиту от незаконного сбора персональных данных о человеке, свобода совести, свобода вероисповедания, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательства и иной не запрещенной законом экономической деятельности, право на жилище, право на судебную защиту прав и свобод, на справедливое правосудие, на получение квалифицированной юридической помощи, презумпция невиновности, право не свидетельствовать против себя, своего супруга и близких родственников, право на защиту интересов пострадавших от преступления и на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями, на запрет обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность. Хотя естественные права и свободы существуют как бы объективно и независимо от того, отражены ли они в законе, очевидно, что их реализация и защита в полной мере обеспечиваются в том случае, если они закреплены в конституции государства. (С. А.)...


    ЯЗЫК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 
    • язык органов государственной власти, учреждений, предприятий и организаций, язык, на котором осуществляется судопроизводство, ведется обучение в школах, средних специальных и высших учебных заведениях государства. В соответствии со ст 68 Конституции РФ Я. г. на всей территории РФ является русский язык. 25 октября 1991 г. приняты Закон (действует в редакции от 5 июня 1998 г.) и Декларация о языках народов РСФСР. Конституция РФ предусматривает, что республики в составе РФ вправе устанавливать свои Я. г. В органах государственной власти, местного самоуправления, в государственных учреждениях республик они употребляются наряду с Я. г. РФ (но не вместо него). Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. В соответствии с Законом 1991 г. (в редакции 1998 г.), регламентами Государственной Думы и Совета Федерации, документами, касающимися других федеральных органов, все они работают на Я. г. РФ. Однако если участвующее в заседании или приглашенное для выступления лицо - гражданин РФ - предварительно известит, что намерен выступать на языке одного из народов РФ, соответствующий орган обязан обеспечить перевод его выступления на Я. г. На Я. г. публикуются федеральные законы, акты Президента РФ, палат Федерального Собрания, решения Конституционного Суда РФ и иных федеральных органов. Переписка государственных органов РФ и субъектов РФ ведется на русском языке. Судопроизводство и делопроизводство в правоохранительных органах на территории республик в составе РФ ведется на государственном языке РФ или на их государственных языках. В местах компактного проживания малочисленных народов, национальных меньшинств также используются их языки наряду с Я. г. РФ или республики в составе РФ. Я. г. РФ является языком всероссийских газет и журналов, теле- и радиовещания. Вместе с тем газеты и журналы могут по усмотрению их учредителей издаваться на других языках. В принципе не исключены передачи на иных языках на всероссийских каналах телевидения и радиовещания. На территории республик в составе РФ газеты и журналы издаются, а теле- и радиовещание осуществляется как на Я. г. республики, так и на русском языке. Для компактно проживающего иноязычного населения могут выпускаться свои газеты и журналы, проводиться теле-и радиопередачи. В сферах транспорта, связи, энергетики, промышленности на всей территории РФ применяется русский язык как Я. г. РФ, но могут применяться и другие, в том числе местные языки в соответствии с международными и внутригосударственными договорами РФ. В сфере обслуживания и коммерческой деятельности порядок использования языков определяется законодательством РФ и субъектов РФ. Недопустим отказ в обслуживании граждан под предлогом незнания языка. В Вооруженных Силах РФ используется Я. г. РФ. (С. А.)...


    ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ 
    • понятие, используемое в гражданском и конституционном праве, причем в несовпадающих трактовках. В гражданском праве, как это следует из гл. 2 ГК РФ, "гражданскими правами и обязанностями" считаются имущественные права, а также личные неимущественные права субъектов гражданских правоотношений, в то время как в науке конституционного права понятием "гражданские права" (а также свободы и обязанности) обозначаются те права, которые относятся к сфере личной жизни и индивидуальной свободы граждан. Название "гражданские" обозначает с одной стороны их личный характер, т. е. принадлежность каждому гражданину, с другой стороны - то, что эти права и обязанности существуют в обществе определенного качественного состояния (оно именуется тогда "гражданским обществом"). Использование словосочетания "гражданские права и обязанности" в дан ном понимании имеет место в литературе по конституционному праву и в публицистике. Однако в конституционном законодательстве РФ понятие "гражданские права" (а также свободы и обязанности) не используется. Конституционно-правовое понимание "гражданских прав и обязанностей" опирается на трактовку видов прав, свобод и обязанностей граждан в международно-правовых документах (Всеобщая декларация прав человека 1948 г.. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.). В соответствии с этими документами к числу гражданских прав можно отнести: право на жизнь, достоинство личности, свободу от принудительного или обязательного труда, право на свободу и личную неприкосновенность, право лиц, лишенных свободы, на гуманное обращение, право на свободное передвижение и свободу выбора местожительства, право покидать любую страну, включая свою собственную, право возвращаться в свою собственную страну, равенство перед судом, презумпцию невиновности, право на признание правосубъектности лица, право на защиту от произвольного и незаконного вмешательства в личную и семейную жизнь человека, свободу мысли, совести и религии, право на защиту семьи со стороны общества и государства, право мужчин и женщин, достигших определенного возраста, на вступление в брак и создание семьи, право ребенка на меры защиты со стороны семьи, общества и государства и право на гражданство. Нормы о праве индивида владеть имуществом (она была включена еще во Всеобщую декларацию прав человека 1948 г.) в Международных пактах 1966 г. не содержится, хотя это - также одно из его гражданских прав. Таким образом, международные документы связывают гражданские права и свободы в большей мере с предпосылками и условиями личной жизни, неприкосновенности и свободы индивида, а не с его правами и возможностями, вытекающими из материальных сделок и действий соответствующих органов и должностных лиц. (С. А.)...


    ЛАТВИЯ 
    • (Латвийская Республика) - государство на северо-западе Европы, у побережья Балтийского моря. С XIII до середины XVI в. - в составе Ливонии, находившейся под немецким господством, с середины XVI в. - часть территории - в составе Речи Посполитой и Швеции. С 1721 г. - в составе Российской Империи. В феврале 1918 г. - оккупирована Германией, 18 ноября 1918 г. провозглашена независимая Латвийская Республика. 4 декабря 1918 г. провозглашена Советская Латвия (22 декабря 1918 г. независимость Советской Латвии признала РСФСР). В июле 1919 г. восстановлено буржуазное правительство К. Улмани-са. о октября 1939 г. заключен совет-ско-латвийский договор о взаимной помощи. В июне 1940 г. советские войска вошли в Латвию, 21 июля 1940 г. Народный сейм провозгласил Латвийскую Советскую Социалистическую Республику. 5 августа 1940 г. Верховный Совет СССР одобрил вступление Латвии в состав СССР. 18 марта 1990 г. - день победы Народного фронта на выборах в Верховный Совет Латвии. 4 мая 1990 г. принята Декларация о восстановлении независимости (признана недействительной Указом Президента СССР от 12 мая 1990 г.). На проходившем 3 мая 1991 г. референдуме 77,6% голосовавших высказались за выход из СССР. 6 сентября 1991 г. Государственный Совет СССР признал независимость Латвийской Республики. С 17 сентября 1991 г. - член ООН. Столица - г. Рига. Административное деление: 26 районов, районы делятся на волости. Действует довоенная Конституция "Сатверме" от 15 февраля 1922 г., восстановлена в полном объеме 6 июля 1993 г. Форма правления - парламентская республика. Глава государства - президент, избираемый парламентом сроком на 3 года с правом переизбрания еще на один срок. Парламент вправе сместить президента двумя третями голосов. Президент вправе распустить парламент, если за это выскажется половина участников всенародного референдума; в противном случае считается смещенным сам президент. Однопалатный парламент - Сейм - состоит из 100 депутатов, избираемых всеобщим голосованием на основе пропорциональной системы представительства из числа полноправных граждан Л. сроком на 3 года. Пассивное и активное избирательное право - с 21 года. Правительство - Кабинет Министров - возглавляется Президентом министров и состоит из 13 министров, а также из государственных министров, не являющихся членами Кабинета. Три заместителя премьер-министра именуются товарищами Президента министров. В стране, где "титульная нация" - латыши - составляет 53,4% (на 1991 г.), остро стоит проблема гражданства и прав граждан другой национальности. Гражданами Л. признаются лица, имевшие латвийское гражданство до 17 июня 1940 г., и их потомки, проживающие на территории Л. Другие жители вправе получить латвийское гражданство при условии владения латышским языком и 16-летнего постоянного проживания на территории Л. (А. К.)...


    ФЕДЕРАЦИЯ 
    • в конституционном праве одна из форм государственного устройства, при которой государство состоит из субъектов Ф. - государств, автономных национально-государственных (национально-территориальных) и территориальных (территориально-государственных) образований. По способу образования Ф. может возникнуть либо путем создания входящими в нее субъектами (государствами) союза, оформленного договором (так, к примеру, возник в 1922 г. Союз ССР; при этом был заключен Договор об образовании СССР), либо путем преобразования унитарного государства в Ф. (например, в январе 1918 г. Российская советская республика была объявлена Ф., но в вопросе о ее субъектах полной ясности не было до 1992 г., когда наконец было четко зафиксировано, что субъектами РФ являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа). Возможно и создание государствами конфедерации с последующим ее перерастанием в федеративное государство, что, однако, должно быть оформлено договором или конституцией нового государства. Соответственно, в науке конституционного права по способу образования принято различать так называемые договорные и конституционные Ф. Первые образуются путем заключения договора, вторые - путем принятия конституции нового государства. Однако деление это - условно, поскольку в Ф. оба начала чаще всего переплетаются, т. е. сначала заключается договор или как-то иначе декларируется образование Ф., а затем это оформляется конституцией. При этом договор может либо стать частью конституции (причем как в неизменном, так и в существенно переработанном виде), либо вообще не найти в ней места в виде официальной части, а только отражаться в существе предписаний. Оба варианта можно видеть в отечественной истории. Так, при создании СССР 30 декабря 1922 г. был заключен Договор об образовании СССР, затем принята Конституция СССР. Договор является ее составной частью, однако его текст был существенно переработан по сравнению с текстом Договора 1922 г. Преобразование Российской республики в федеративное государство было объявлено в январе 1918 г. в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа (посвященной в целом характеристике нового общественного строя) и в резолюции 3-го Всероссийского съезда Советов "О федеральных учреждениях Российской республики". В Конституцию 1918 г. Декларация, объявлявшая Россию федерацией, была включена, хотя в Конституции был и специальный раздел - общие положения Конституции РСФСР, - где также давалась характеристика федеративного государства. 31 марта 1992 г. были заключены три договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и, соответственно, республик, автономной области и автономных округов, краев, областей и городов федерального значения, объявленные единым Федеративным договором. При изменении Конституции 21 апреля 1992 г. положения всех трех договоров были в переработанном виде включены в Конституцию, однако постановлением VI Съезда народных депутатов РФ от 10 апреля 1992 г. данный Федеративный договор был объявлен в целом составной частью Конституции. При подготовке новой Конституции РФ на последнем этапе, в мае-июне 1993 г., и проект Президента РФ, и проект Конституционной комиссии включали Федеративный договор. Однако при вынесении Президентом РФ проекта Конституции на референдум Федеративный договор был исключен из ее текста, хотя в содержании Конституции он отражен. Кроме того, в ч. 3 ст. 11 Конституции сказано, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ осуществляется самой Конституцией, Федеративным и иными договорами о таком разграничении. А в "Заключительных и переходных положениях" указано, что Федеративный договор действует, но в случаях несоответствия его положений Конституции РФ действует Конституция РФ. Таким образом, хотя нынешнюю Российскую Федерацию и принято считать конституционной Ф., отрицать определенное значение Федеративного договора нельзя, особенно если учесть, что это постоянно подчеркивают представители многих субъектов РФ, особенно республик. По субъектному составу различаются: Ф., состоящие из государств. Например: субъектами СССР были союзные республики - государства; субъектами США являются штаты (в прямом переводе - государства); субъектами ФРГ - земли (в прямом переводе - страны, государства); Ф., состоящие из автономных единиц. Например: при образовании РСФСР в 1918 г. провозглашалось, что в нее входят автономные областные союзы, которые со временем стали автономными республиками, автономными областями и автономными округами; соответственно, до 1992 г. был дискуссионным вопрос о субъектах РСФСР и о том, как быть с территориями, где проживает почти 100% русского населения, - краями, областями, городами федерального значения, пока, наконец, и они были официально провозглашены субъектами РФ; Ф., состоящие из территориальных единиц. Этот вид Ф. перекликается с первым из названных выше, поскольку речь идет чаще всего о мононациональных государствах, в которых территориальные единицы до их объединения в Ф. были самостоятельными территориями (государствами) с единым по психологии и языку населением. Впоследствии и другие единицы входили в Ф. не по национальному признаку, а как территориальные образования (например, это характерно для США); Ф., состоящие из различных видов субъектов. Типичным примером является Российская Федерация. По характеру связей между Ф. и ее субъектами различают Ф. с равноправными субъектами - так называемые симметричные Ф., и Ф. с неравноправными (разностатусными) субъектами - так называемые асимметричные Ф. Вопрос о статусе субъектов чрезвычайно важен, иногда может быть болезненно острым. Например, на последнем этапе существования Союза ССР таковым был вопрос о статусе автономных республик. Многие из них полагали, что должны иметь такой же статус, как и союзные республики, т. е- статус субъекта СССР. В 1990 г. были приняты законы СССР, которыми автономные республики были объявлены субъектами СССР. Однако это было неравнозначно воспринято теми союзными республиками, в состав которых входили автономные республики, поскольку получалось, что на союзном уровне голосами автономных республик можно было принять решения, в которых были не очень заинтересованы союзные республики (напомним, что в СССР было 15 союзных и 20 автономных республик). В проектах Союзного договора, который должен был оформить природу СССР на новом этапе развития, появилась формула о двух видах союзных республик: входящих только в СССР; входящих в СССР и в другую союзную республику. По всей вероятности, эта сложная и несколько искусственная конструкция привела бы к осложнениям в отношениях между двумя видами субъектов, если бы Союз ССР не прекратил свое существование. В теперешней Российской Федерации вопрос о равенстве субъектов также не является простым, поскольку они в некоторых отношениях юридически не обладают адекватными характеристиками (республики имеют конституции, гражданство, более широкие права по распоряжению собственностью). Некоторые политические деятели утверждают, что асимметричная Ф. на данном этапе больше подходит для России. Но есть и противоположное мнение. В Российской Федерации существуют и такие субъекты, которые входят в состав других субъектов. Это - автономные округа. Всего их 10: из них девять входят в состав краев и областей РФ; Чукотский автономный округ входит напрямую в Российскую Федерацию. Поскольку автономные округа входят также и в состав РФ, у них получается как бы двойной статус. Кое-где это приводит к обострению отношений с краями, областями, в которые они входят. Ф. имеет все признаки, характерные для государства, - конституцию, федеральное законодательство, федеральные органы государственной власти, единые основы системы региональных органов государственной власти и местного самоуправления, систему экономических отношений, бюджет, финансовую и денежную систему, единые налоги, единые вооруженные силы и правоохранительные органы, единство статуса человека и гражданина, государственную символику и столицу. По видам разграничения компетенции опыт федеративных государств дает разные примеры. Наиболее распространены варианты: вопросы ведения Ф., вопросы совместного ведения Ф. и субъектов Ф., остальные вопросы - в ведении субъектов Ф.; четкие полномочия Ф., четкие полномочия субъектов Ф. Но возможны также иные варианты: определенный круг вопросов - в ведении Ф., остальные - только в ведении субъектов Ф.; наоборот, определенный перечень вопросов Ф. - в ведении субъектов, остальные - только в ведении центра. Причем следует иметь в виду, что Ф. могут идти по пути определения по уровням так называемых предметов ведения, т. е. отраслей, сфер, групп отношений, либо более или менее четкого разграничения по уровням компетенции, т. е. полномочий конкретных государственных органов. По характеру разграничения компетенции и обеспечения самостоятельности уровней управления Ф. могут быть весьма централизованными. Для таких Ф. даже возникло понятие "унитарная федерация". Возможны Ф. и с сильной степенью децентрализации, когда центру оставлен узкий круг предметов ведения, полномочий, остальное субъекты сохраняют за собой. Вопрос о мере соотношения возможностей центра и субъектов в федеративном государстве был и остается злободневным. Однако мировой опыт, а также пример собственной истории говорят о том, что федеративное государство всегда настроено на увеличение своего влияния. В то же время ослабление Ф. за счет изъятия у нее полномочий, собственности может привести к такому критическому пределу, за которым уже следует распад Ф. (см. также: Федерализм). (С. А.)...


    ВЫДВИЖЕНИЕ КАНДИДАТОВ В ДЕПУТАТЫ 
    • часть избирательного процесса, в ходе которой различные общественные объединения, группы граждан и отдельные граждане выдвигают кандидатов, организуют сбор подписей в их поддержку и затем представляют кандидатов или их списки на регистрацию в соответствующую избирательную комиссию. Покажем особенности выдвижения на примере выборов депутатов Государственной Думы и Президента РФ. 1. Согласно Федеральному закону о выборах депутатов ГД от 2 июня 1999 г. право на выдвижение кандидатов в депутаты имеют: а) для выдвижения списков кандидатов, избираемых в ГД по федеральному избирательному округу (т. е. по пропорциональной системе), - избирательные объединения и избирательные блоки; б) для выдвижения кандидатов в депутаты по территориальному одномандатному избирательному округу - избирательные объединения, избирательные блоки или непосредственно граждане. Избирательными объединениями, согласно Федеральному закону "О гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 5 сентября 1997 г., являются политические общественные объединения (политические партии, организации, движения). Цели этих объединений по ФЗ "Об общественных объединениях" от 14 апреля 1995 г. (в редакции от 2 июля 1998 г.) - участие в политической жизни общества путем формирования политической воли граждан, в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов. В качестве избирательного объединения Устав политического общественного объединения должен быть зарегистрирован не позднее чем за один год до дня голосования в органе юстиции. Поскольку в выборах депутатов ГД участвуют общероссийские политические объединения, их уставы положено регистрировать Министерству юстиции РФ. Избирательный блок (см.: Блок избирательный) может образовываться не менее чем двумя общественными объединениями, являющимися избирательными объединениями. Если избирательное объединение вошло в избирательный блок, оно не может выступать в период проведения выборов в качестве самостоятельного избирательного объединения или входить в другой избирательный блок. Решение о вхождении в блок принимается на съезде (конференции) общественного объединения. Избирательные блоки регистрируются Центральной избирательной комиссией РФ не позднее чем в 5-дневный срок после представления протоколов съездов (конференций) с решениями о вхождении в блок и совместного решения общественных объединений о создании блока, подписанного уполномоченными представителями этих общественных объединений. Решение избирательного объединения или блока о выдвижении и федерального списка, и списка кандидатов по одномандатным округам принимается только тайным голосованием их съездов (конференций). Объединение, блок вправе выдвигать в список кандидатов, не являющихся членами соответствующих общественных объединений. Состав федерального списка и порядок размещения в нем кандидатов определяются самим избирательным объединением, блоком. Список можно полностью разбить на региональные группы кандидатов (по субъектам РФ или группам субъектов - с их указанием в списке). Вместе с тем в списке может быть его центральная часть - не более чем 18 кандидатов, не входящих в региональные группы. Если избирательное объединение, избирательный блок проходят 5-процентный барьер, депутатами становятся кандидаты из центральной части списка, а затем - представители из региональных групп. В региональную группу можно включать не только кандидатов, живущих в регионе: так, на выборах 1995 г. в региональных группах было много лиц, местом жительства которых является столица России. На выборах в ГД место жительства кандидатов юридического значения не имеет. Закон разрешает включать в федеральный список кандидатов, выдвигаемых тем же избирательным объединением, блоком в одномандатных округах. Общее число кандидатов по федеральному списку избирательного объединения, блока не может превышать 270 человек. Федеральный список и список кандидатов по округам представляются в Центральную избирательную комиссию РФ с приложением целого набора документов, в том числе заявлений от каждого кандидата о согласии баллотироваться и с указанием сведений о себе. ЦИК оставляет у себя оригиналы списков, а избирательному объединению, блоку выдает их заверенные копии. После получения копий начинается сбор подписей в поддержку избирательного объединения, блока, при этом каждый избиратель вправе ознакомиться с федеральным списком, который должен быть единым. Вносить изменения в состав и порядок размещения кандидатов в федеральном списке после его представления в ЦИК РФ нельзя, за исключением изменений, вызываемых выбытием кандидата (фамилия выбывшего кандидата исключается из списка, но не заменяется другой фамилией). Получив от ЦИК РФ копии двух своих списков (федеральный и кандидатов, выдвигаемых по одномандатным избирательным округам), объединение, блок начинают сбор подписей избирателей в поддержку соответственно федерального списка и каждого кандидата по округу. До получения списков от ЦИК РФ начинать сбор подписей запрещается. Так, в поддержку федерального списка на выборах 1995 г. и 1999 г. необходимо было собрать не менее 200 тыс. подписей (на выборах 1993 г. - 100 тыс.), причем в одном субъекте РФ - не более 14 тыс. (в 1995 г. - 7%, в 1993 г. - 15%) от требуемого общего числа. Для сбора подписей изготавливаются подписные листы по особой форме, установленной Законом. В каждом из них указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, основное место работы, занимаемая должность (род занятий) и место жительства первых трех кандидатов, возглавляющих федеральную часть списка, а также трех кандидатов, возглавляющих соответствующую региональную часть списка. Любой избиратель вправе поддержать сколько угодно списков разных избирательных объединений, блоков, но в поддержку конкретного списка он может поставить свою подпись только один раз. В одномандатных округах избирательные объединения, блоки могут выдвигать своими решениями целые списки таких кандидатов по округам - но только по одному на конкретный округ, причем они могут быть как включены, так и не включены в федеральный список. Наряду с этим избирательный Закон разрешает каждому гражданину РФ, обладающему активным избирательным правом и достигшим 21 года, выдвинуть себя кандидатом в депутаты ГД. Кроме того, право выдвинуть кандидата в депутаты по одномандатному округу принадлежит также избирателям. Закон о выборах депутатов ГД 1995 г. добавлял - по месту работы, службы, учебы и жительства на территории данного округа, но разрешал выдвигать кандидатов не трудовым коллективам как таковым, а работникам в качестве избирателей округа. Закон 1999 г. оставил лишь указание о том, что право выдвижения кандидатов принадлежит гражданину (гражданам), обладающему (обладающим) активным избирательным правом на территории соответствующего избирательного округа. В окружную избирательную комиссию помимо уведомления о выдвижении его кандидатом, он направляет заявление о согласии баллотироваться и с указанием сведений о себе. После выдвижения кандидата по округу - и списком избирательного объединения, блока, и на собрании избирателей, и путем самовыдвижения - следует собрать в поддержку кандидата подписи избирателей в количестве не менее 1% от общего числа избирателей данного округа. На последних выборах сбор подписей облегчен: в 1993 г. он разрешался только по месту жительства, с 1995 г. - также и по месту работы, службы (в том числе и в воинских частях по согласованию с командирами), учебы избирателей и в общественных местах. Данные о себе избиратель вносит лично. Причем недействительны подписные листы с уже внесенными данными избирателей (т. е. составленные по данным отдела кадров, учебной части, домоуправления и т. п.), когда им остается лишь расписаться. Такие подписные листы не учитываются, так же как и подписи, сделанные карандашом либо подписи избирателей, не указавших необходимых данных. Каждый подписной лист заверяется лицом, собиравшим подписи (с указанием тех же данных), а также уполномоченным представителем избирательного объединения, блока, а при выдвижении избирателями округа - кандидатом в депутаты. После сбора подписей осуществляется регистрация кандидатов и их списков. Собрав необходимое число подписей в поддержку своего федерального списка, избирательное объединение, избирательный блок представляют не позднее 55 дней до дня выборов в ЦИК РФ: подписные листы в поддержку федерального списка; протокол об итогах сбора подписей избирателей; сведения об изменениях, происшедших в списке и в данных о каждом кандидате; сведения о размере и источниках доходов каждого кандидата; сведения об имуществе, принадлежащем каждому кандидату на праве собственности: первый финансовый отчет избирательного объединения, блока. Центральная избирательная комиссия РФ в течение 10 дней со дня приема документов проверяет соответствие порядка выдвижения списка требованиям Закона о выборах в ГД и принимает решение о регистрации федерального списка кандидатов либо мотивированное решение об отказе в регистрации. Любой вариант решения может быть обжалован в Верховный Суд РФ, жалоба рассматривается в течение пяти дней. Для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному округу непосредственно избирателями или избирательным объединением, блоком, также за 55 дней до дня выборов кандидат либо уполномоченный представитель объединения, блока представляют в окружную избирательную комиссию аналогичные названным выше документам: подписные листы, сведения об изменении данных о кандидате, сведения о его доходах и имуществе и т. д. Окружная избирательная комиссия осуществляет свою проверку в течение десяти дней со дня принятия документов и принимает решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в регистрации. Решение окружной избирательной комиссии может быть обжаловано в Центральную избирательную комиссию РФ или соответственно в Верховный Суд республики в составе РФ, краевой, областной суд, суд города федерального значения, автономной области, автономного округа. Жалоба рассматривается в течение пяти дней. 2. Согласно Федеральному закону о выборах Президента РФ от 21 апреля 1995 г., право выдвижения кандидатов на должность Президента РФ имеют избирательные объединения, блоки и осуществляют его в том же порядке, как и при выдвижении федеральных списков при выборах в ГД. Кроме того, каждый гражданин РФ или группа граждан могут образовать инициативную группу избирателей в количестве не менее 100 человек для выдвижения кандидата на должность Президента РФ. Инициативная группа обращается в ЦИК РФ с ходатайством о ее регистрации. В своем ходатайстве она указывает фамилию, имя, отчество и другие данные своего кандидата на должность Президента РФ; фамилии, имена, отчества и другие данные членов инициативной группы. Как избирательные объединения, блоки, так и инициативные группы обязаны собрать в поддержку своего кандидата на должность Президента РФ не менее 1 млн. подписей избирателей. Сбор подписей производится по правилам, приведенным выше. В ЦИК РФ представляются: подписные листы; итоговый протокол; заявление кандидата о его согласии баллотироваться на должность Президента РФ; декларация о доходах кандидата за последние два года, предшествующих году выборов. Документы представляются не позднее чем за 60 дней до дня выборов. ЦИК РФ проверяет соответствие порядка выдвижения требованиям Закона и не позднее чем за 50 дней до дня выборов принимает решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в регистрации. Любое решение может быть обжаловано в Верховный Суд РФ, жалоба рассматривается в течение трех дней, решение ВС РФ окончательно. Регистрация как завершающий шаг процесса выдвижения кандидатов имеет важное юридическое значение. Прежде всего только со дня регистрации начинается предвыборная агитация, до регистрации ни избирательные объединения, блоки, ни претенденты на депутатские мандаты заниматься этим не вправе. Проведение предвыборной агитации в период ее запрещения может быть основанием для отказа в регистрации кандидатов, а также административной ответственности виновных лиц. Кроме того, только с регистрацией кандидаты получают право на использование части государственных средств на мероприятия по подготовке выборов (например, транспортные расходы). И лишь после регистрации у кандидатов возникают гарантии трудовых прав и личной неприкосновенности. (С. А.)...







Наши проекты
Белые страницы России
V.I.P. зона России
Телефонная книга
Лучшее в Интернете
Обратная связь

  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


| Словари | Общие сведения | Помощь | Написать
Copyright © RI N 2000-
* Обратная связь