Словари Общие сведения Помощь |
|
|
выборка | описание |
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ЦЕНТРАЛИЗМ
|
- один из принципов руководства государственными делами, проповедовавшийся в период советской власти. Нашел свое закрепление в ст. 3 Конституции СССР 1977 г., Конституции РСФСР 1978 г.: "Организация и деятельность Советского государства строятся в соответствии с принципом демократического централизма: выборностью органов государственной власти снизу доверху, подотчетностью их народу, обязательностью решений вышестоящих органов для нижестоящих. Демократический централизм сочетает единое руководство с инициативой и творческой активностью на местах, с ответственностью каждого государственного органа и должностного лица за порученное дело". Исключен из Конституции РФ 21 апреля 1992 г. (С. А.)...
|
ЦЕНТРАЛИЗМ
|
- концентрация вопросов руководства государственными делами в руках центральных органов государства. В противовес Ц. децентрализация - передача решения различных вопросов от центральных государственных органов в ведение органов субъектов федерации, органов местного самоуправления.(С. А.)...
|
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ
|
- организация государственной жизни в соответствующей стране на демократических началах: широкие права и свободы граждан; политический плюрализм и многообразие общественных объединений; наличие у населения права выбирать государственные органы и должностных лиц; избирательная система, построенная на состязательности и конкуренции; публичность и гласность деятельности государственных органов; режим законности и др. (См.: Демократия. Демократическая республика). (С. А.)...
|
БЕНИН
|
- (Республика Бенин, до 1975 г. - Дагомея, в 1975-1990 гг. - Народная Республика Б - государство в Западной Африке. Независимость провозглашена 1 августа 1960 г. Столица - г. Порто-Ново. Административное деление: 6 департаментов, которые делятся на округа. Форма правления - республика. В результате военного путча 1972 г. в стране был установлен "народно-демократический режим", в качестве государственной идеологии провозглашен марксизм-ленинизм,что было закреплено Конституцией 1977 г. С 1989 г. руководство страны, лишившись помощи социалистических стран, отказывается от марксизма-ленинизма. 2 декабря 1990 г. на всенародном референдуме принята новая Конституция, парламент распущен, создано правительство переходного периода. Глава государства - Президент - избирается всеобщим голосованием сроком на 5 лет с правом переизбрания еще на один срок. 28 марта 1995 г. проведены парламентские выборы. Парламент страны - Национальное Собрание - состоит из 83 депутатов, избираемых на 4 года. Президент является одновременно и главой правительства, которое формируется им и подотчетно ему. В стране действует Конституционный Суд. С 1990 г. разрешена деятельность различных политических партий. А. К.)...
|
КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ
|
- сложная общественно-политическая и государственно-правовая категория, основу которой составляют идеалы конституционной демократии (т. е. демократии, базирующейся на наличии конституции как особом документе государства и общества), наличие определенных институтов власти, соответствующего конституции политического режима и система защиты ценностей демократии, прав и свобод человека и гражданина, конституционного строя в целом. К. - это идеал, к которому должно стремиться общество, идущее по пути социального прогресса. Основными компонентами являются: 1) конституционные идеи, в частности, глубокое почитание связанности государства и общества правом, законом; приоритет человеческой личности, уважение ее достоинства; участие непосредственно народа в осуществлении функций власти, не просто наличие определенных государственных органов, а демократический порядок их формирования, подчиненность деятельности этих органов интересам народа; наличие процессуальных механизмов защиты прав и свобод граждан, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, создания и участия в государственно-политических делах общественных объединений; общественное сознание, построенное на убеждении в необходимости и пользе институтов власти и государственных законов, их оформляющих, возможности достижения социальной справедливости и защиты обоснованных интересов посредством своих действий и шагов властей, основанных на нормах права; 2) наличие нормативно-правового фундамента, что проявляется, прежде всего, в создании и принятии официальной конституции, закрепляющей набор конституционно-правовых институтов. Последние в совокупности создают демократический К., когда в них отражаются: демократическое общество и государство; свобода личности, демократические права и свободы граждан; инструменты власти, сочетающие прямое народовластие и органы, формируемые демократическим путем, испытывающие на себе влияние народа, имеющие необходимые полномочия и средства воздействия друг на друга; избирательная система, основанная на всеобщности, свободе и состязательности выборов; политический плюрализм и многопартийность; 3) наличие определенного фактического политического режима, адекватного конституции. Налицо может быть реакционная конституция и соответствующий ей политический режим. Ни о каком К. в данном случае говорить нельзя. Надо предполагать демократическую конституцию и вытекающий из нее политический режим. Не может быть К., когда конституция звучит демократически, а режим ей не соответствует (как это было, например, при принятии Конституции СССР 1936 г.). Таким образом, частью К. является соответствие конституции фактическим общественным отношениям; 4) система защиты конституционного строя и конституции. К. требует верховенства конституции. Нельзя подменять ее положения законом, указом президента, актом правительства. В федеративном государстве не может быть свед?.ния на нет конституции всего государства конституцией, уставом субъекта. Верховенство связано не только с субординацией актов, но также и с обеспечением авторитета конституции, в том числе в общественном сознании. (С. А.)...
|
РЕЖИМ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
|
- совокупность методов и способов осуществления государственной власти, используемых стоящими у власти группами, классами или слоями. Государственный режим является наиболее динамичной составной частью формы государства, чутко реагируя на происходящие в окружающей экономической и социально-политической среде наиболее важные процессы и изменения, в частности, в соотношении социально-классовых сил. Государственный режим в значительной мере индивидуализирует форму государства. Он выступает в качестве важнейшей составной части политического режима, охватывающего не только государство, но и все другие элементы политической системы общества. О характере режима в той или иной стране могут свидетельствовать разнообразные факторы: способ и порядок формирования органов государственной власти, управления и правосудия; порядок распределения компетенции между различными органами и характер их взаимоотношений; степень реальности и гарантированности прав и свобод граждан; роль права в жизни общества и в решении государственных дел; место и роль в государственном механизме армии, полиции, контрразведки, разведки и других аналогичных им структур: степень реального участия граждан и их объединений в государственной и общественно-политической жизни, в управлении государством; основные способы разрешения возникающих в обществе социальных и политических конфликтов и др. Как показывает политическая практика, стоящий у власти слой или класс во всех странах неизбежно вырабатывает два метода борьбы отстаивания своего господства, то сменяющих друг друга, то переплетающихся в различных сочетаниях. Это, во-первых, метод насилия и, во-вторых, метод "либерализма" - метод расширения политических прав граждан, метод уступок. В зависимости от того, какой из них в той или иной стране выступает на первый план, различают два основных вида государственных режимов: авторитарный (антидемократический) и демократический ("либеральный"). (М. М.)...
|
|
|
|
|
|
|