RIN.ru
Российская Информационная Сеть

Словари

English   
  Словари  Общие сведения  Помощь
 





     выборка описание
    ДЕПАРТАМЕНТ 
    • 1) административно-территориальная единица в отдельных странах (например, во Франции); 2) государственный орган (например, государственный Д. США - аналог Министерства иностранных дел в ряде стран). В дореволюционной России - государственный орган либо подразделение государственного органа. В годы советской власти понятие "департамент" не использовалось. В настоящее время в Российской Федерации снова имеет применение. На федеральном уровне Д. - чаще всего подразделение федеральных органов исполнительной власти, ведающее одним из направлений деятельности органа. На уровне субъектов РФ Д. обычно называют отраслевые органы управления (т. е. прежние главные управления, управления, отделы). (С. А.)...


    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ США 
    • внешнеполитическое ведомство США, аналог Министерства иностранных дел в ряде государств. (С. А.)...


    ВС РФ 
    • п принадлежит право законодательной инициативы и право обращаться в Конституционный Суд РФ по вопросам проверки конституционности федеральных законов и иных нормативных актов и др. Основные структурные подразделения ВС РФ - Пленум, Президиум, Кассационная коллегия и судебные коллегии. Значительную роль призван играть его аппарат, выполняющий ответственные вспомогательные функции. При ВС РФ действуют также Судебный департамент и Научно-консультативный совет. В составе ВС РФ функционирует квалификационная коллегия судей. Общее руководство работой ВС РФ возложено на его Председателя. Председатель ВС РФ, его заместители, все судьи этого суда назначаются бессрочно Советом Федерации по представлению Президента РФ....


    СЕНАТ 
    • 1) в царской России высшее правительствующее учреждение. Правительствующий Сенат был учрежден 22 февраля 1711 г. Петром I в качестве законосовещательного органа, в отдельных чрезвычайных случаях при отсутствии царя - законодательного органа. Основные задачи: забота о соблюдении правосудия, о государственных доходах и расходах, надзор за правительственным аппаратом и должностными лицами и др. Судебные и надзорные функции в отношении управления государством (в том числе за службой в аппарате государства, законностью деятельности коллегии и их оперативностью, финансовый контроль)- стали преобладающими в деятельности С. особенно после того, как во главе его в 1722 г. был поставлен генерал-прокурор. В конце XVIII в. роль С. снизилась, а его департаменты выполняли, в основном, роль высших судебных инстанций. Вместе с тем Павел I в 1799 г. поручил С.ревизовать местное управление, дабы преобразовать и улучшить его. С. по итогам ревизий отрешил от должности несколько десятков чиновников, однако это мало что изменило. Александр I своими указами якобы хотел повысить роль С. как высшего органа, власть которого ограничивается единою властью Императорского Величества. Но на практике это не было сделано: С. оставался органом "повсеместного наблюдения правосудия". Первый департамент С. осуществлял надзор за правительственным аппаратом, охранял права и преимущества различных сословий, осуществлял обнародование законов. Остальные департаменты были апелляционными судами для губерний. В последней трети XIX в. с проведением судебной реформы эти департаменты были ликвидированы. Большую роль стали играть открытые в 1866 г. кассационные (уголовный и гражданский) департаменты С. Первый департамент С. осуществлял надзор за местным управлением и судом. С 1884 г. в С. появился департамент, который принимал и рассматривал жалобы на губернские по крестьянским делам присутствия. В 1885 г. в С. был учрежден Высший дисциплинарный суд, рассматривавший дела об упущениях и противонравственных поступках судей. В 1872 г. в С. было учреждено "особое присутствие для суждения о государственных преступлениях и противозаконных сообществах". С. также издавал Собрание узаконении и распоряжений правительства, которое рассылалось по центральным и местным учреждениям. В начале XX в. сохранилось назначение С. как высшей судебной инстанции, а также органа надзора за аппаратом, включая и право проведения сенатских ревизий. Кроме того, некоторые департаменты С. давали разъяснения относительно порядка применения законов, которые имели большое значение; 2) в настоящее время наименование одной из палат (чаще верхней) парламентов многих зарубежных государств (С. Конгресса США, С. Конгресса Бразилии, С. Франции, С. Генеральных кортесов Испании, С. итальянского парламента, С. польского парламента и т. д.). (С. А.)...


    СУДЕБНЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ ПРИ ВЕРХОВН 
    • федеральный государственный орган, осуществляющий организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции (кроме Верховного Суда РФ), включая военные суды и суды специализированные, которые могут быть созданы, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей. Возглавляет С. д. и его органы Генеральный директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Председателем Верховного Суда РФ с согласия Совета судей РФ (см.: Органы судейского сообщества. Совет судей РФ). Систему органов С. д. образуют его центральный аппарат и управления (отделы), создаваемые в субъектах РФ. Непосредственно в судах организационным обеспечением их деятельности должны заниматься администраторы судов, контролируемые С. д. и его местными органами. Одно из основных условий, предъявляемых к деятельности С. д. и его органов, - способствование укреплению самостоятельности судов, независимости судей и невмешательство в осуществление правосудия. (К. Г.)...


    ОРГАН ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ 
    • коллегиальный или единона-чальный государственный орган, осуществляющий особый вид государственной деятельности, связанный с исполнением законов и иных нормативных правовых актов, организацией управления сферами и отраслями государственного и хозяйственно-культурного строительства, совершением в этих целях распорядительных действий. О. и. в. делятся на органы общей компетенции, которые ведают всеми или многими вопросами исполнительной деятельности (например, правительство, областная администрация и др.), и органы специальной компетенции, ведающие отдельными сферами и отраслями (например, министерство, департамент и др.). Последние делятся на отраслевые (руководят конкретными отраслями управления) и межотраслевые (осуществляют функции межотраслевого управления, координации, контроля, регулирования). В РФ О. и. в. могут быть федеральными или О. и. в. субъектов РФ. К числу федеральных О. и.в.относятся Правительство РФ, федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные комиссии, федеральные службы, российские агентства, федеральные надзоры. К числу О. и. в. субъектов РФ относятся президенты некоторых субъектов, губернаторы, правительства, министерства, комитеты, департаменты и др.(С. А.)...


    ПРАВО НА ЗАБАСТОВКУ 
    • право, предусмотренное в ст. 37 Конституции РФ в связи с закреплением права на свободный труд. В ч. 4 ст. 37 говорится: признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Более детально осуществление данного права регулируется Кодексом законов о труде (КЗоТ) и Федеральным законом "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" от 20 октября 1995 г. Согласно названному Закону, забастовка - временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора. В ст. 13 Закона говорится: если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора, работники вправе использовать собрания, митинги, демонстрации, пикетирование, включая П. на з. Участие в забастовке является добровольным. Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в ней. Лица, принуждающие работников к участию или к отказу от участия в забастовке, несут ответственность (дисциплинарную, административную, уголовную) в порядке, установленном законодательством. Представители работодателя не вправе организовывать забастовку и принимать в ней участие. Решение об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией) работников организации, филиала, представительства или профсоюзной организацией, объединением профсоюзов. Забастовка может быть объявлена, если примирительные процедуры (рассмотрение примирительной комиссией, с участием посредника или в трудовом арбитраже) не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур. После пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за 3 рабочих дня. О начале предстоящей забастовки работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за 10 календарных дней. Работодатель предупреждает о предстоящей забастовке службу по урегулированию коллективных трудовых споров. В соответствии с постановлением Правительства РФ "О службе по урегулированию коллективных трудовых споров" от 15 апреля 1996 г. в редакции от 21 марта 1998 г. ее образуют Департамент по урегулированию коллективных трудовых споров и развитию социального партнерства Министерства труда и социального развития РФ и его соответствующие территориальные органы. Забастовку возглавляет избранный собранием (конференцией) работ - ников орган или соответствующий орган профсоюза. Этот орган вправе созывать собрания (конференции) работников, получать от работодателя информацию по вопросам, затрагивающим интересы работников, привлекать специалистов для подготовки заключений по спорным вопросам. Данный орган вправе приостановить забастовку. Для возобновления забастовки не требуется повторного рассмотрения спора примирительной комиссией,посредником или в трудовом арбитраже. Работодатель и служба по урегулированию коллективных трудовых споров должны быть предупреждены о возобновлении забастовки не позднее чем за 3 рабочих дня. Забастовка является незаконной, если она объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных Законом. Кроме того, в соответствии со ст. 55 Конституции РФ признаются незаконными забастовки, создающие реальную угрозу основам конституционного строя и здоровью других лиц. В соответствии с Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации" 1995 г. государственные служащие, в том числе всех видов Вооруженных Сил, правоохранительных органов, органов ФСБ, не имеют права на забастовку. По Закону "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" незаконными являются и забастовки работников тех же государственных структур, если при этом создается угроза обороне страны и безопасности государства. Право на забастовку может быть ограничено в соответствии с законом о чрезвычайном положении. Решение о признании забастовки незаконной принимается верховными судами республик в составе РФ, краевыми, областными судами, судами городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов по заявлению работодателя или прокурора. Решение суда о признании забастовки незаконной подлежит немедленному исполнению. Работники обязаны приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии решения суда органу, возглавляющему забастовку. В случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей суд вправе отложить неначавшуюся забастовку на срок до 30 дней, а начавшуюся - приостановить на тот же срок. В случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных интересов РФ или отдельных территорий, Президент и Правительство РФ вправе приостановить забастовку до решения вопроса соответствующим судом, но не более чем на 10 календарных дней. Если забастовка угрожает основам конституционного строя РФ, здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, решение по коллективному трудовому спору принимает Президент РФ. Участие работников в забастовке не может рассматриваться в качестве нарушения трудовой дисциплины и оснований для расторжения трудового договора, кроме случаев, когда они приступили к проведению забастовки или не прекратили ее на следующий день после получения решения суда о признании забастовки незаконной либо об отсрочке или приостановлении забастовки. На время забастовки за участвующими в ней лицами сохраняются место работы и должность. Работодатель вправе не выплачивать работникам заработную плату за время их участия в забастовке, за исключением работников, занятых выполнением обязательного минимума работ (услуг). Коллективным договором, соглашением или соглашениями, достигнутыми в ходе разрешения коллективного трудового спора, могут быть предусмотрены компенсационные выплаты работникам, участвующим в забастовке. Работникам, не участвующим в забастовке, но не имевшим в связи с ней возможности выполнять свою работу, оплата простоя (не по вине работника) производится в порядке и размерах, предусмотренных законодательством о труде. Работодатель вправе перевести этих работников на другую работу в порядке.предусмотренном КЗоТ. В процессе урегулирования коллективного трудового спора, включая проведение забастовки, запрещаются локаут - увольнение по инициативе работодателя работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки, - а также ликвидация или реорганизация предприятия, филиала, представительства.(С. А.)...


    СУБЪЕКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
    • входящие в состав РФ республики (государства), национально-территориальные (автономные) государственные образования - автономная область, автономные округа, а также территориальные (по мнению некоторых ученых и практиков, территориально-государственные) образования - края, области, города федерального значения. Россия как федерация состоит из 21 республики, 6 краев, 49 областей, 2 городов федерального значения, 1 автономной области, 10 автономных округов - равноправных С. РФ, Статус субъекта определяется Конституцией РФ и соответственно конституцией, уставом субъекта. Равноправие С. РФ означает, что все они имеют юридически равные права и обязанности по отношению друг к другу и во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Статус субъекта может быть изменен по взаимному согласию РФ и субъекта РФ в соответствии с федеральным конституционным законом. Иными словами, субъекты РФ не могут в одностороннем порядке определять основы своего конституционно-правового статуса. Характеризуя статус субъектов РФ (включая и республики-государства), Конституция РФ отказалась от категории "суверенитет" применительно к ним и использует ее лишь по отношению к РФ в целом (хотя некоторые республики в своих конституциях называют себя суверенными государствами). Для субъектов РФ, включая и республики, не предусмотрено также право одностороннего выхода из РФ. Следовательно, если кто-то захочет это сделать, вопрос придется решать по взаимному согласию РФ и соответствующего субъекта. Федеративные отношения субъектов с Российской Федерацией характеризуются следующими положениями: разделение вопросов ведения на вопросы, которые относятся только к ведению РФ (исключительное ведение РФ), и вопросы совместного ведения РФ и С. РФ. Все остальные вопросы относятся к собственному и исключительному ведению С. РФ, и, согласно ст. 73 Конституции РФ, здесь они обладают всей полнотой государственной власти; разграничение предметов ведения между государственными органами РФ и С. РФ возможно как на основе Конституции, так и на основе договоров между ними о разграничении предметов ведения и полномочий; все С. РФ имеют представительство на федеральном уровне и возможность обращения к Президенту РФ, Правительству РФ, в Конституционный Суд РФ и другие органы РФ, которые обязаны на это реагировать. Кроме того, С. РФ имеют право законодательной инициативы в Государственной Думе. У каждого С. РФ есть свой основополагающий акт (конституция - у республик, устав - у остальных субъектов) и свое законодательство (законы и другие нормативные правовые акты). Отсюда - общий принцип верховенства федеральных актов и в его развитие - специальные правила о субординации актов, а именно: если закон принят по вопросам ведения РФ - он действует на всей территории РФ и акты С. РФ не могут ему противоречить. В случае противоречия действует федеральный закон. Если акт С. РФ издан по вопросам С. РФ, а появился федеральный закон, который ему противоречит, то действует нормативный акт С. РФ. Таким образом, Конституция РФ защищает интересы С. РФ и не допускает произвольного вмешательства в сферы его ведения. В частности, в сфере совместного ведения РФ и С. РФ - административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды. С. РФ вправе принимать свои нормативные акты по многим другим вопросам совместного и собственного ведения. Каждый С. РФ имеет свою систему органов государственной власти. Она устанавливается С. РФ самостоятельно, но в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, определенными федеральным законом. Наиболее типичная система органов С. РФ: в республике - президент (глава республики), законодательное собрание, правительство, министерства и ведомства, верховный суд, высший арбитражный суд (в некоторых республиках - конституционный суд), прокурор; в иных субъектах - губернатор (в Москве - мэр), законодательное собрание, администрация (в ряде субъектов - правительство), управление, департамент (министерство), суды, арбитражные суды (кое-где - уставные суды или палаты), прокурор. Для осуществления своих полномочий на территории С. РФ Российская Федерация может иметь там свои органы или соответствующих должностных лиц. Каждый С. РФ имеет свою территорию. Ее нельзя изменить без согласия субъекта. Границы между С. РФ могут быть изменены только с их взаимного согласия. Вместе с тем территория РФ является единой, а это означает, что внутри Российской Федерации не допускается установление (в том числе и С. РФ) таможенных границ,сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Каждый С. РФ имеет свою собственность как разновидность государственной собственности (ее объектами могут быть земля, недра, водные и другие природные ресурсы), свои бюджет, налоги, сборы, пошлины и платежи (как часть единой налоговой системы, основы которой устанавливаются Федерацией). Статус личности в РФ является единым и не зависит от того, на территории какого С. РФ человек проживает. Причем если по Конституции РФ защита прав и свобод человека и гражданина относится к совместному ведению РФ и ее субъектов, то регулирование статуса - исключительное ведение РФ. Федерация обеспечивает на всей территории РФ единый общественный порядок, для чего создается единая система правоохранительных органов, безопасности, единые Вооруженные Силы. С. РФ, включая и республики, нет необходимости иметь свои Вооруженные Силы, внутренние войска, пограничников, поскольку вооруженную защиту территории страны обеспечивает Федерация. Федеральными являются и службы безопасности, внешней разведки, охраны. Разумеется, создавая свои территориальные органы и осуществляя те или иные действия в рамках закона, указанные системы должны согласовывать принципиальные вопросы с С. РФ. Поскольку республики являются государствами, существует понятие гражданства республики. Однако и это не создает особого статуса личности в республике. Вместе с тем каждый С. РФ вправе принимать меры по обеспечению прав и свобод граждан на своей территории, в том числе по созданию дополнительных гарантий в части их реализации. У С. РФ есть право участия в международных и внешнеэкономических отношениях. Эта сфера относится к совместному ведению, и Россия координирует международные и внешнеэкономические связи С. РФ. Следовательно, субъекты обязаны учитывать интересы РФ. Дипломатические и консульские учреждения РФ являются едиными для России, в них могут работать и представители соответствующих С. РФ. Не исключено создание в других государствах представительств С. РФ. В этом случае МИД РФ и его органы выполняют координирующие функции. С. РФ, естественно, имеют право на сотрудничество друг с другом. Они могут заключать взаимные договоры, решать текущие вопросы, направлять друг к другу делегации, представителей и т. д. В С. РФ - республиках допускается наличие своего государственного языка, который в органах власти и местного самоуправления употребляется наряду с государственным языком РФ. Для других С. РФ наличие государственного языка не предусмотрено. Но есть четкое положение в Конституции РФ: ''Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития". Кроме того, Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ. Все С. РФ имеют свой главный город (столицу), могут иметь свои герб, флаг, гимн, иные традиционные знаки и символы. (С. А.)...







Наши проекты
Белые страницы России
V.I.P. зона России
Телефонная книга
Лучшее в Интернете
Обратная связь

  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


| Словари | Общие сведения | Помощь | Написать
Copyright © RI N 2000-
* Обратная связь