RIN.ru
Российская Информационная Сеть

Словари

English   
  Словари  Общие сведения  Помощь
 





     выборка описание
    ИММУНИТЕТ ДЕПУТАТСКИЙ 
    ДЕПУТАТСКИЙ ИММУНИТЕТ 
    ИНТЕРПЕЛЛЯЦИЯ 
    • то же, что и депутатский запрос (см.: Запрос депутатский....


    КЛУБ ДЕПУТАТСКИЙ 
    • неформальное объединение парламентских фракций и депутатских групп в ряде стран. (С. А.)...


    ДЕПУТАТСКИЙ КОРПУС 
    • используемое в конституционно-правовой и политической литературе выражение, которое означает совокупность депутатов либо конкретного представительного органа, либо всех представительных органов вместе взятых. (С. А.)...


    ИНДЕМНИТЕТ 
    ИММУНИТЕТ ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ 
    • личная неприкосновенность дипломата, неприкосновенность его жилища и помещения, в котором он работает, а также невозможность привлечения дипломата к уголовной ответственности. Кроме того, невозможность привлечения (с некоторыми изъятиями) к административной и гражданско-правовой ответственности в стране пребывания, освобождение от личного досмотра багажа дипломата. Вопросы И. д. регулируются международными конвенциями, двусторонними соглашениями, а также принимаемыми в их развитие внутренними нормативными правовыми актами государств. (С. А.)...


    ДЕПУТАТСКИЙ ИНДЕМНИТЕТ 
    • не привлечение к ответственности депутата за высказывания и действия, связанные с выполнением депутатских функций. Например, согласно ст. 19 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" 1994 г. (в редакции 1999 г.), депутат ГД не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе и по истечении срока полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда со стороны депутата были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена законодательством. Однако привлечение к ответственности осуществляется только в случае лишения депутата неприкосновенности. (С. А.)...


    КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ СУДЕЙ 
    • одна из разновидностей органов судейского сообщества. К. к. с. состоит из судей, избираемых тайным голосованием на конференциях, собраниях и съездах судей, как правило, сроком на три года. К их полномочиям отнесены: дача заключений о возможности назначения на судебную или руководящую должность, квалификационная аттестация судей, присвоение квалификационных классов, приостановление или прекращение полномочий судей, решение вопросов, связанных с привлечением судей к уголовной ответственности (см.: Иммунитет уголовно-процессуальный). К. к. с. избираются отдельно судьями гражданских, военных и арбитражных судов, работающих, соответственно, в субъектах РФ и в военных округах, в местах дислокации флотов. Избираются также квалификационные коллегии судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ на собраниях судей этих судов. Всероссийский съезд судей избирает Высшую квалификационную коллегию судей, которая, выполняя общие задачи, ставящиеся перед К. к. с., осуществляет контроль за законностью решений всех нижестоящих К. к. с. (К. Г.)...


    ИММУНИТЕТ ГОСУДАРСТВА 
    • невозможность привлечения государством к суду другого государства в качестве ответчика, за исключением случаев когда оно само дает на это согласие. Распространяется на государство и его собственность (имущество). Собственность (имущество) государства не может быть предметом принудительных изъятий, ареста и иных мер обеспечения исков и исполнения судебных решений судов других государств. Применение таких мер возможно с согласия государства. Государства могут согласиться на учреждение международного суда, решения которого будут касаться имущественных обязательств государств и их собственности. Однако выполнение решений таких судов обеспечивается самими государствами. Мнение государства может не иметь решающего значения (хотя может и учитываться) в случае развязывания им войны. Победившее государство в прежние времена (до начала XX в.) могло получить контрибуцию (дань победителю), позднее - репарации (возмещение причиненного ему материального ущерба) в соответствии с договором (соглашением) государств-победителей или двусторонним соглашением с побежденным государством. Первоначальный вывоз ценностей из побежденного государства является, как правило, принудительной акцией победивших государств. Последующие выплаты являются выражением вынужденного согласия побежденного государства с волей государств-победителей.(С. А.)...


    ЗАПРОС ДЕПУТАТСКИЙ 
    • обращенное к определенным органам или должностным лицам предложение (требование) депутата дать информацию по тому или иному вопросу, входящему в компетенцию представительного органа, в который входит депутат. 3. д. вносится на заседании представительного органа; ответ адресуется не депутату - автору 3. д., а представительному органу. 3. д. - средство, с помощью которого депутат привлекает внимание представительного органа, как правило, к злободневной, но не решаемой проблеме. 3. д. отличается от депутатского обращения, ответ на которое дается органом, должностным лицом самому депутату. В отличие от вопросов, которые депутаты задают по обсуждаемому на заседании представительного органа пункту повестки дня и на которые тут же получают ответы, 3. д., как правило, не связаны с повесткой дня данного заседания. Единственное условие - они должны быть в рамках компетенции представительного органа. Депутат вносит 3. д. как в письменной, так и в устной форме. Для оглашения 3. д. в устной форме депутат получает слово на заседании представительного органа. Письменный 3. д. может быть оглашен как самим депутатом, так и председательствующим на заседании, которому депутат передает 3. д. Ответ на 3. д. представляется в срок, указанный в законе, регламенте представительного органа либо установленный представительным органом для данного 3. д. Ответ на 3. д. дается в устной или письменной форме. В палатах Федерального Собрания РФ наряду с запросом соответственно члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы возможен и так называемый Парламентский запрос (П. з.). Он направляется не от имени отдельных парламентариев, а от всей палаты. Адресуется Председателю Правительства РФ, членам Правительства РФ, Генеральному прокурору РФ, другим высшим должностным лицам. Ответ на П. з. дается палате. (С. А.)...


    ИММУНИТЕТ СВИДЕТЕЛЬСКИЙ 
    • понятие, толкуемое по-разному: как освобождение некоторых лиц от обязанности давать свидетельские показания и от ответственности за отказ от дачи показаний, как запрет подвергать допросу в качестве свидетеля, а также как недопустимость использования данных лицом против самого себя показаний для обоснования его виновности в совершении преступления, выявленного благодаря такому показанию (последний вариант истолкования в российской практике употребляется редко). Конкретно под И. с. нередко понимается ряд предусмотренных правовыми предписаниями положений: правило, что никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников; запрет допрашивать защитника обвиняемого (об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с выполнением обязанностей защитника); лиц, которые в силу своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания; адвокатов, представителей профсоюзов и других общественных объединений (об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с исполнением обязанностей представителя, например, при разбирательстве гражданского дела в суде); особые правила для допроса лиц, обладающих дипломатическим иммунитетом, членов экипажей иностранных торговых судов, находящихся в российских портах (по поводу обстоятельств преступлений, совершенных на борту этих судов); освобождение от обязанности давать показания священнослужителей (по поводу сведений, полученных ими на исповеди), депутатов (об обстоятельствах, о которых они узнали в связи с выполнением депутатских обязанностей), журналистов (о полученной ими информации и ее источнике), нотариусов (о сведениях, которые стали им известны в связи с осуществлением их профессиональной деятельности), врачей (о состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания, фактах обращения за врачебной помощью в психиатрические учреждения, в учреждения по проверке на ВИЧ-инфекцию), служащих банков (об операциях, счетах и вкладах клиентов банка и корреспондентов, а также об иных сведениях), судей и других лиц, осведомленных о фактах усыновления, лиц, вызванных для допроса в качестве свидетелей из Других государств в соответствии с международными соглашениями о взаимной правовой помощи; освобождение от уголовной ответственности лжесвидетелей, которые до вынесения приговора добровольно заявят о ложности своих показаний по данному делу. (К. Г.)...


    ИММУНИТЕТ УГОЛОВНО-ПРО-ЦЕССУАЛЬН 
    • Наделение конкретных категорий лиц правом на особые условия возбуждения уголовных дел о деяниях, совершенных ими, привлечения их в качестве обвиняемых и применения к ним мер процессуального принуждения. И. у.-п. предоставляется как некоторым российским гражданам, так и иностранцам. Пределы такого иммунитета могут быть разными. Он может выражаться в требовании получения согласия какого-то (не участвующего в производстве по уголовным делам) органа на возбуждение уголовного дела или совершение других уголовно-процессуальных действий. К примеру, уголовное дело в отношении судьи суда общей юрисдикции или арбитражного суда может быть возбуждено Генеральным прокурором РФ с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей, а в отношении судьи Конституционного Суда РФ - с согласия этого суда; уголовное дело в отношении члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы в связи с его действиями, совершенными при осуществлении депутатской деятельности, может быть возбуждено Генеральным прокурором РФ с согласия соответствующей палаты Федерального Собрания РФ. Арестовать, например, судью можно только с санкции Генерального прокурора РФ и с согласия квалификационной коллегии судей, задержать или подвергнуть приводу оперативного работника органа Федеральной службы безопасности можно только в присутствии официального представителя этой службы или по решению суда. Производство любых следственных действий по поводу преступления на борту иностранного торгового судна, находящегося в российском порту, возможно только при соблюдении особых условий, оговоренных в международных соглашениях, заключенных с тем государством, под флагом которого плавает данное судно. Процессуальные действия в отношении лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом, совершаются по их просьбе или с их согласия, полученного через Министерство иностранных дел РФ. Законодательство предусматривает и иные изъятия из общего порядка производства по уголовным делам. Для граждан Российской Федерации в той или иной форме и в конкретных пределах такие изъятия предусмотрены в отношении: Президента РФ и зарегистрированных кандидатов для избрания на эту должность; членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы и зарегистрированных кандидатов в депутаты этого органа; судей Конституционного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов; прокуроров и следователей прокуратуры; оперативных работников органов федеральной службы безопасности, Агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, Государственной службы охраны; членов избирательных комиссий и комиссий по проведению референдумов с правом решающего голоса; депутатов законодательных собраний и избранных населением глав исполнительной власти субъектов РФ и зарегистрированных кандидатов в депутаты на указанные должности; депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления и зарегистрированных кандидатов на эти должности; Председателя, заместителя Председателя, аудиторов и инспекторов Счетной палаты РФ Уполномоченного по правам человека в РФ...


    ДЕПУТАТ 
    • лицо, избранное населением в состав представительного органа государственной власти или местного самоуправления и призванное участвовать в осуществлении полномочий данного органа, а также представлять интересы своих избирателей, всего народа. Д. может быть избран либо от территориального избирательного округа либо по списку избирательного объединения. Д. может быть гражданин данного государства в возрасте, обычно, 18 лет для местных представительных органов, 21 года и более - для парламента государства, представительного органа субъекта федерации. Значительная часть деятельности Д. осуществляется в представительном органе, в состав которого он избран. Д. участвует в сессиях (заседаниях) представительного органа, имеет право вносить вопросы на его рассмотрение, проекты решений, участвовать в обсуждении вопросов, обладает правом решающего голоса и т. д. Д. может входить в состав комитетов, комиссий и других подразделений, образуемых представительным органом. Кроме того, часть своих задач в представительном органе Д. осуществляет индивидуально: готовит проекты документов, работает с ними, принимает избирателей и представителей различных органов и объединений, участвует в парламентских слушаниях и др. Д. может также входить в депутатские объединения - фракции или депутатские группы, если их образование признано целесообразным в данном представительном органе. На заседании представительного органа Д. имеет право запроса (см.: запрос депутатский) и индивидуального депутатского обращения в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, к предприятиям, учреждениям и организациям по вопросам, связанным с его депутатской деятельностью. Д. обязан поддерживать связь с избирателями. Он принимает меры по обеспечению прав, свобод и законных интересов своих избирателей, рассматривает поступившие от них предложения, заявления и жалобы, способствует в пределах своих полномочий правильному и своевременному разрешению содержащихся в них вопросов; ведет прием граждан; изучает общественное мнение и при необходимости вносит предложения в компетентные государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения. Д. информирует избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой информации. Д. взаимодействует с политическими партиями, иными общественными объединениями, государственными органами и органами местного самоуправления. В зависимости от принятой в государстве или на соответствующем уровне представительных органов модели, существуют так называемые императивный и сводный мандаты Д. При императивном мандате Д. связан волей и поручениями своих избирателей: а) при избрании он получает от них наказы - поручения общественно значимого характера; б) в ходе работы он обязан не только информировать избирателей, но и регулярно отчитываться перед ними как о своей деятельности, так и деятельности представительного органа, в который избран, его комитетов и комиссий, в которых состоит, о выполнении наказов избирателей; в) избиратели могут отозвать Д., не оправдавшего их доверия или совершившего поступки, порочащие звание Д. В Российской Федерации в настоящее время наказов избирателей и отчетов депутатов на федеральном уровне не существует. Что касается отзыва, он не применяется к депутатам Государственной Думы (ГД), многих представительных органов субъектов РФ; однако в некоторых субъектах, а также на уровне местного самоуправления право отзыва депутатов избирателями нередко закрепляется. При свободном мандате Д. считается представителем в соответствующем представительном органе не конкретных избирателей, а народа страны, населения территории в целом. Он не связан поручениями (наказами) избирателей, не обязан отчитываться перед ними (хотя и информирует их о своей деятельности), а полномочия депутата не могут быть прекращены по решению избирателей досрочно путем отзыва. В Российской Федерации в настоящее время свободный мандат существует в наиболее четком виде для Д. ГД: они не получают наказов избирателей, не отчитываются перед ними (вместо этого практикуется информирование избирателей), не могут быть отозваны голосованием избирателей. Некоторые политические партии при подготовке проекта закона о статусе Д. ГД настаивали на том, чтобы полномочия Д., избранного в ГД по спискам политических партий и движений, досрочно прекращались по решению руководства этих общественных объединений, если Д. утратил доверие партии, движения, вышел из них и т. п. Однако это предложение не прошло. У Д. многих законодательных собраний субъектов РФ - также свободный мандат. Однако у Д. ряда законодательных собраний субъектов, а также у Д. представительных органов местного самоуправления мандат имеет элемент императивности: они могут быть отозваны досрочно голосованием избирателей, если не оправдали их доверия либо совершили неблаговидные поступки. Д. обладает депутатской неприкосновенностью (депутатским иммунитетом), не может нести ответственность за свои высказывания, связанные с выполнением депутатских полномочий (см.: депутатский индемнитет). Законодательство может предусматривать несовместимость мандата Д. с какой-либо иной должностью: например, запрет для Д. ГД находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности (ст.97 Конституции РФ). Д. имеет определенные материальные гарантии своего статуса: право на возмещение расходов, связанных с выполнением обязанностей Д.; на освобождение от основной работы на период выполнения депутатских функций с сохранением рабочего места, на возвращение на прежнее место работы, если Д. выполнял свои полномочия в представительном органе на постоянной освобожденной основе, на зачет соответствующего времени в общий и непрерывный трудовой стаж; на бесплатный проезд на общественном транспорте (кроме такси) на территории представительного органа и др. Должностные лица и иные работники несут ответственность за невыполнение законных требований Д., неправомерное воздействие на Д., посягательство на честь и достоинство Д., нарушение неприкосновенности Д. Д. имеет удостоверение и нагрудный знак, образцы которых утверждаются законом или решением соответствующего представительного органа. (С. А.)...


    ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ 
    • количество голосов избирателей, приходящееся на один депутатский мандат. В частности, используется в Российской Федерации при подсчете голосов и определении получивших депутатские мандаты партий и движений (избирательных объединений и блоков), выдвинувших свои избирательные списки при выборах в Государственную Думу по федеральному избирательному округу (т.е. на основе пропорциональной избирательной системы). Получив от окружных избирательных комиссий протоколы, в которых зафиксировано, сколько избирателей участвовало в голосовании по этим спискам, Центризбирком путем суммирования данных производит подсчет голосов избирателей, поданных по федеральному избирательному округу. Также определяется, сколько голосов получили каждое избирательное объединение, каждый блок. На выборах 1995 г. к распределению мандатов по федеральному округу допускались федеральные списки, набравшие 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Остальные списки из распределения мандатов исключались. Этот порядок был оспорен в Конституционном Суде РФ. Своим решением Конституционный Суд определил, что 5-процентный барьер должен быть более гибким. С учетом решения Конституционного Суда Федеральный закон о выборах депутатов ГД 1999 г. установил следующий порядок участия федеральных списков в распределении мандатов: если не менее чем за два федеральных списка кандидатов, каждый из которых получил 5 и более процентов голосов избирателей, было подано в совокупности более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, только эти списки допускаются к распределению депутатских мандатов (т. е. тогда списки, получившие менее о процентов, к распределению мандатов не допускаются); если за списки, каждый из которых получил о и более процентов голосов избирателей, подано в совокупности 50 или менее процентов голосов избирателей, к распределению мандатов допускаются списки, получившие о и более процентов, а также последовательно в порядке убывания числа поданных голосов избирателей списки, которые получили менее 5, но более 3 процентов голосов избирателей, до того, как общее число голосов избирателей, поданных за списки, допущенные к распределению депутатских мандатов, не превысит в совокупности 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании; если за один федеральный список подано более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, а остальные списки получили менее 5 процентов, к участию в распределении депутатских мандатов допускается также еще один список, который получил наибольшее число голосов избирателей среди списков, получивших менее 5 процентов голосов избирателей. Далее используется следующая методика распределения депутатских мандатов между списками. Сумма голосов, поданных за списки тех объединений, блоков, которые оказались допущенными к распределению мандатов, делится на 225, т. е. общее число мандатов по федеральному округу. Полученный результат как раз и есть избирательное частное. Затем число голосов, полученных каждым федеральным списком, делится на указанное И. ч. Полученная целая часть - число депутатских мандатов данного объединения, блока. Если при этом остаются нераспределенные мандаты, производится их вторичное распределение. Они передаются по одному тем объединениям, блокам, у которых оказывается наибольшей дробная часть (остаток) при произведенном выше делении на И. ч. При равенстве дробных частей преимущество отдается тому федеральному списку, за который подано большее число голосов избирателей. Внутри отдельного списка избранными считаются, в первую очередь, кандидаты из центральной его части в порядке их очередности в списке. Оставшиеся мандаты распределяются между региональными группами пропорционально собранным в регионе голосам избирателей. Внутри регионального списка распределение осуществляется тоже согласно очередности расположения кандидатов в списке. (С. А.)...


       Дальше >>>





Наши проекты
Белые страницы России
V.I.P. зона России
Телефонная книга
Лучшее в Интернете
Обратная связь

  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


| Словари | Общие сведения | Помощь | Написать
Copyright © RI N 2000-
* Обратная связь