RIN.ru
Российская Информационная Сеть

Словари

English   
  Словари  Общие сведения  Помощь
 





     выборка описание
    СТЕРЕОТИП ДИНАМИЧЕСКИЙ 
    • СТЕРЕОТИП ДИНАМИЧЕСКИЙ , в физиологии - относительно устойчивая система условнорефлекторных действий высших животных и человека; вырабатывается на привычные, повторяющиеся в определенной последовательности раздражители. Проявления динамического стереотипа - привычки человека, простые трудовые навыки. Динамический стереотип может нарушиться при изменении поддерживающих его условий....


    ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП 
    • ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП , см. Стереотип динамический....


    СТЕРЕОТИП 
    • СТЕРЕОТИП (от стерео ... и греч. typos - отпечаток), копия печатной формы высокой печати, применяется в основном при печатании больших тиражей. Имеет форму пластины или части цилиндра из типографского сплава, меди и т. п., пластмасс или резины с рельефными печатными элементами....


    ДИНАМИЧЕСКИЙ НАСОС 
    • ДИНАМИЧЕСКИЙ НАСОС , насос, в котором среда перемещается под силовым воздействием на нее в камере, постоянно сообщающейся с входом и выходом насоса. Различают лопастные (см. Центробежный насос), трения (см. Струйный насос, Вихревой насос, Дисковый насос) и электромагнитные динамические насосы....


    СТЕРЕОТИП СОЦИАЛЬНЫЙ 
    • СТЕРЕОТИП СОЦИАЛЬНЫЙ , схематический, стандартизированный образ или представление о социальном явлении или объекте, обычно эмоционально окрашенные и обладающие большой устойчивостью. Выражает привычное отношение человека к какому-либо явлению, сложившееся под влиянием социальных условий и предшествующего опыта; составная часть установки. Нередко синоним устаревших и предвзятых представлений, связанных с предрассудками....


    ПЕЧАТНАЯ ФОРМА 
    • ПЕЧАТНАЯ ФОРМА , скомплектованный типографский набор, стереотип, пластина, цилиндр и т. п., поверхность которых разделена на печатающие (дающие оттиски на бумаге) и пробельные (непечатающие) элементы. Различают печатные формы при высокой печати - набор, клише, стереотип; при плоской - форма на монометалле (алюминий, цинк), биметалле и триметалле (напр., сталь, медь, хром), на стекле; при глубокой - медные или хромированные цилиндры....


    СТЕРЕО ... 
    • СТЕРЕО ... (от греч. stereos - телесный, твердый, объемный, пространственный), часть сложных слов, указывающая на: объемность или наличие пространственного распределения (напр., стереокино, стереометрия); твердость, постоянство (напр., стереотип)....


    ДИСКОВЫЙ НАСОС 
    • ДИСКОВЫЙ НАСОС , динамический насос, в котором жидкая среда перемещается от центра к периферии вращающихся дисков в результате взаимодействия с ними. Характеризуется малыми значениями подачи и напора....


    ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАСОС 
    • ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАСОС , динамический насос, в котором жидкость перемещается под действием центробежной силы, возникающей при вращении рабочего колеса с профильными лопатками. Центробежные насосы для сжатия и подачи газов называются центробежными вентиляторами и компрессорами....


    РЫХЛИТЕЛЬ 
    • РЫХЛИТЕЛЬ , служит для рыхления плотных и мерзлых грунтов. Основные типы: статический (рабочий орган - стальные стойки высотой до 1,5 м, навешиваемые обычно на трактор) и динамический (рабочий орган - клин, забиваемый в грунт или погружаемый вибраторами)....


    ДЕЙВИС Осси 
    • ДЕЙВИС Осси (р . 1917), американский актер, драматург. Афроамериканец. На Бродвее выступает с 1946. Прославился в характерных ролях. Наиболее известная пьеса Дейвис - "Пьюрли Викториус" (1961), по которой Дейвис написал либретто к мюзиклу "Пьюрли" (музыка К. Литтл, 1970). В своих произведениях высмеивает и разрушает стереотип представлений об афроамериканцах....


    ЛАГ 
    • ЛАГ (от нидерл . log), 1) прибор для определения скорости судна и пройденного им расстояния. Различают механические (вертушка с лопастями, буксируемая на тросе) и гидравлические (измеряют возникающий при ходе судна динамический напор воды). 2) лаг гидроакустический - гидроакустическая станция для определения скорости судна относительно морского дна (абсолютной скорости) и угла сноса судна....


    ВИХРЕВОЙ НАСОС 
    • ВИХРЕВОЙ НАСОС , 1) вакуумный насос, в котором разрежение создается вдоль оси вихревого потока сжатого воздуха или перегретого пара, движущегося по касательной к камере завихрения. Остаточное давление до 0,7 Па. 2) Динамический насос трения, в котором жидкость получает энергию в результате ее завихрения вращающимся рабочим колесом и перемещается по периферии рабочего колеса в тангенциальном направлении. Подача до 0,01 м3/с, напор до 100 м, кпд до 45%....


    БЕРГСОН 
    • БЕРГСОН (Bergson) Анри (1859-1941) , французский философ, представитель интуитивизма и философии жизни. Подлинная и первоначальная реальность, по Бергсону, - жизнь как метафизически-космический процесс, "жизненный порыв", творческая эволюция; структура ее - длительность, постигаемая только посредством интуиции, противоположной интеллекту; различные аспекты длительности - материя, сознание, память, дух ("Творческая эволюция", русский перевод 1914). Нобелевская премия по литературе как блестящему стилисту (1927).БЕРГСОН (Bergson) Анри Луи (18 октября 1859, Париж - 4 января 1941, там же), французский философ, представитель интуитивизма и философии жизни, создатель оригинальной философской и этико-религиозной концепции, в основу которой легла идея динамики человеческого сознания и мира. Образование и начало преподования Отец Бергсона, Мишель Бергсон, композитор и музыкант, профессор Женевской консерватории, был евреем, выходцем из Польши; мать происходила из еврейской семьи, жившей в Англии. Бергсон получил классическое образование, традиционное для кругов французской интеллектуальной элиты. В 1878, окончив лицей Кондорсье в Париже, поступил в Высшую нормальную школу; затем преподавал в лицее г. Анжера (1881-83). В 1883 занял кафедру философии в лицее Блеза Паскаля в Клермон-Ферране. Первые труды Переосмыслив понятие времени, Бергсон разработал концепцию "чистой длительности", изложенную им в первом крупном труде "Опыт о непосредственных данных сознания" (1889). В полемике с теориями психологического детерминизма и психофизики он описывает человеческое сознание как непрерывно, изменяющуюся, творческую реальность, как поток, в котором мышление составляет лишь поверхностный слой, подчиняющийся потребностям практики и социальной жизни. В глубинных же своих пластах сознание может быть постигнуто лишь усилием самонаблюдения (интроспекции) и интуицией. С 1888 Бергсон в Париже, где начал преподавать- вначале в лицеях Людовика Великого и Генриха IV, затем - в Коллеж Роллен (1889-1900) и Высшей Нормальной школе. В работе "Материя и память" (1896), Бергсон показывает, что материя и сознание , тело и рассудок - это явления, реконструированные самим рассудком из фактов непосредственного опыта, той первичной интуиции, которая открывает нам нераздельную движущуюся непрерывность. Основу познания составляет чистое восприятие, но в реальном познавательном процессе всегда взаимодействует с памятью, и этот процесс образует различные уровни, "планы" сознания."Творческая эволюция" С 1900 Бергсон - профессор Коллеж де Франс; его лекции, вызывавшие огромный интерес у образованной публики, легли в основу его главного труда"Творческая эволюция" (1907). Бергсон нарисовал здесь грандиозную картину эволюционного процесса, метафорически названного "жизненным порывом", развертывание которого приводит к возникновению и развитию жизни на Земле; главные линии эволюции - инстинкт и интеллект. Бергсон утверждает, что сознание и жизнь принципиально недоступны позитивной науке, которая ограничена сферой "неорганизованной материи" и может постигать лишь отношения между вещами. Философия же опирается на непосредственное видение вещей, на интуицию, и совокупность ее интуиций должна дать целостное представление о реальности. Поздний период творчества "Творческая эволюция" принесла Бергсону славу не только философа, но и писателя (в 1927 он был награжден Нобелевской премией по литературе). После этой работы Бергсон долгое время писал только статьи (вошли в сборники "Духовная энергия", 1919, "Мысль и движущееся", 1934; единственная его книга - "Длительность и одновременность" (1922), посвященная теории относительности А. Эйнштейна. Читал также курсы лекций в США, Англии, Испании. В 1914 был избран президентом Академии моральных и политических наук и членом Французской академии наук. В период Первой мировой войны проявил себя на дипломатическом поприще в Испании и США. В 1922 стал первым президентом Международной комиссии по интеллектуальному сотрудничеству. В конце 1920-х гг. из-за болезни постепенно отошел от практической деятельности. Его этико-религиозная концепция изложена им в "Двух источниках морали и религии" (1932). Противопоставляя два типа обществ: закрытое, стремящееся к самосохранению и опирающееся на принципы авторитаризма и насилие, и открытое, воплощенное в великих личностях - моральных героях, христианских мистиках и т. п., Бергсон связывает с ними два типа морали и религии - статический и динамический. Возможность дальнейшего прогресса человеческого общества Бергсон видит лишь в открытом обществе, в динамической морали, выделяя в качестве главных принципов любовь к человечеству, "дух простоты", отказ от искусственных потребностей, вызванных преимущественным развитием "тела" человечества в ущерб его духовной культуре. Философия Бергсона оказала значительное влияние на интеллектуальную атмосферу во Франции и других странах; воздействие его идей испытали Э. Леруа, П. Тейяр де Шарден, А. Тойнби, Дж. Сантаяна, А. Уайтхед и многие другие. Сочинения: Собр. соч.: В 5 т. СПб., 1913-14.Собр. соч.: В 4 т. М., 1992. Т. 1.Смех. М., 1992. Ecrits et paroles. Paris, 1957-1959. V. 1-3.Oeuvres. Paris, 1959. Литература:Свасьян К. А. Эстетическая сущность интуитивной философии Бергсона. Ереван, 1978.Benrudi I. Souvenirs sur Henri Bergson. Neuchatel; Paris, 1942.Jankelevitch V. Henri Bergson. Paris, 1959.Skarga B. Czas i trwanie. Studia o Bergsonie. Warszava, 1982.Mosse-Bastide R.-M. Bergson educateur. Paris, 1995.И. И. Блауберг...


    МИКЕЛАНДЖЕЛО Буонарроти 
    • МИКЕЛАНДЖЕЛО Буонарроти (Michelangelo Buonarroti) (1475-1564) , итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт. С наибольшей силой выразил глубоко человечные, полные героического пафоса идеалы Высокого Возрождения, а также трагическое ощущение кризиса гуманистического миропонимания в период Позднего Возрождения. Монументальность, пластичность и драматизм образов, преклонение перед человеческой красотой проявились уже в ранних произведениях ("Оплакивание Христа", ок. 1497-98; "Давид", 1501-04; картон "Битва при Кашине", 1504-06). Роспись свода Сикстинской капеллы в Ватикане (1508-12), статуя "Моисей" (1515-16) утверждают физическую и духовную красоту человека, его безграничные творческие возможности. Трагические ноты, вызванные кризисом ренессансных идеалов, звучат в ансамбле Новой сакристии церкви Сан-Лоренцо во Флоренции (1520-34), во фреске "Страшный суд" (1536-41) на алтарной стене Сикстинской капеллы, в поздних вариантах "Оплакивания Христа" (ок. 1550-55) и др. В архитектуре Микеланджело господствуют пластическое начало, динамический контраст масс (библиотека Лауренциана во Флоренции, 1523-34). С 1546 руководил строительством собора св. Петра, созданием ансамбля Капитолия в Риме. Поэзия Микеланджело отличается глубиной мысли и высоким трагизмом.МИКЕЛАНДЖЕЛО Буонарроти (Michelangelo Buonarroti) (1475, Капрезе - 1564, Рим), итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт, один из ведущих мастеров Высокого Возрождения. Юность. Годы учения Первоначальное образование получил в латинской школе во Флоренции. Учился живописи у Гирландайо, скульптуре у Бертольдо ди Джованни в основанной Лоренцо Медичи художественной школе в Садах Медичи. Копировал фрески Джотто и Мазаччо, изучал скульптуру Донателло, а в 1494 в Болонье познакомился с работами Якопо делла Кверча. В доме Лоренцо, где Микеланджело прожил два года, он познакомился с философией неоплатонизма, оказавшей в дальнейшем сильное влияние на его миропонимание и творчество. Тяготение к монументальной укрупненности форм сказалось уже в первых его работах - рельефах "Мадонна у лестницы" (ок. 1491, Каза Буонарроти, Флоренция) и "Битва кентавров" (ок. 1492, там же).Первый римский период (1496-1501) В Риме Микеланджело продолжил начатое в Садах Медичи изучение античной скульптуры, ставшей одним из источников его богатой пластики. К первому римскому периоду относятся антикизированная статуя Вакха (ок. 1496, Национальный музей, Флоренция) и скульптурная группа "Пьета" (ок. 1498-99), свидетельствующая о начале творческой зрелости мастера.Флорентийский период (1501-06). Статуя Давида Вернувшись в 1501 во Флоренцию, Микеланджело получил от правительства республики заказ на создание 5,5-метровой статуи Давида (1501-04, Академия, Флоренция). Установленная на главной площади Флоренции рядом с ратушей Палаццо Веккио (ныне заменена копией), она должна была стать символом свободы республики. Микеланджело изобразил Давида не в виде хрупкого подростка, попирающего отрубленную голову Голиафа, как это делали мастера 15 в., а как прекрасного, атлетически сложенного гиганта в момент перед сражением, полного уверенности и грозной силы (современники называли ее terribilita - устрашающая). Одновременно в 1501-05 Микеланджело работал над другим заказом правительства - картоном к фреске "Битва при Кашине", которая вместе с росписью Леонардо да Винчи "Битва при Ангьяри" должна была украсить зал Палаццо Веккио. Росписи не были осуществлены, однако сохранилась зарисовка картона Микеланджело, предвещающая динамикой поз и жестов росписи Сикстинского плафона.Второй римский период (1505-16) В 1505 папа Юлий II вызвал Микеланджело в Рим, поручив ему работу над своим надгробием. Проект Микеланджело предусматривал создание, в отличие от традиционных для Италии этого времени пристенных надгробий, величественного, свободно стоящего мавзолея, украшенного 40 статуями больше человеческого роста. Быстрое охлаждение Юлия II к этому замыслу и прекращение финансирования работ вызвало ссору мастера с папой и демонстративный отъезд Микеланджело во Флоренцию в марте 1506. В Рим он вернулся только в 1508, получив от Юлия II заказ на роспись Сикстинской капеллы.Росписи Сикстинской капеллыФрески Сикстинского плафона (1508-12) - самый грандиозный из осуществленных замыслов Микеланджело. Отвергнув предложенный ему проект с фигурами 12 апостолов в боковых частях свода и с орнаментальным заполнением его основной части, Микеланджело разработал собственную программу росписей, до сих пор вызывающую различные толкования. Роспись громадного свода, перекрывающего обширную (40,93 х 13,41 м) папскую капеллу, включает в себя 9 больших композиций в зеркале свода на темы книги Бытия - от "Сотворения мира" до "Всемирного потопа", 12 огромных фигур сивилл и пророков в боковых поясах свода, цикл "Предки Христа" в распалубках и люнетах, 4 композиции в угловых парусах на темы чудесного избавления иудейского народа. Десятки величественных персонажей, населяющих этот грандиозный универсум, наделенные титаническим обликом и колоссальной духовной энергией, являют необыкновенное богатство сложнейших, пронизанных мощным движением жестов, поз, контрапостов, ракурсов.Надгробие папы Юлия IIПосле смерти Юлия II (1513) Микеланджело снова приступает к работе над его надгробием, создает в 1513-16 три статуи - "Умирающий раб", "Восставший раб" (оба в Лувре) и "Моисей". Первоначальный проект, неоднократно пересматривавшийся наследниками Юлия II, не был осуществлен. Согласно шестому по счету договору, заключенному с ними, в 1545 в римской церкви Сан-Пьетро ин Винколи было установлено двухъярусное пристенное надгробие, включившее "Моисея" и 6 статуй, выполненных в начале 1540-х гг. в мастерской Микеланджело.Четыре незаконченные статуи "Рабов" (ок. 1520-36, Академия, Флоренция), первоначально предназначавшиеся для надгробия, дают представление о творческом методе Микеланджело. В отличие от современных ему скульпторов он обрабатывал глыбу мрамора не со всех сторон, а только с одной, как бы извлекая фигуры из толщи камня; в своих стихах он неоднократно говорит о том, что скульптор лишь высвобождает изначально скрытый в камне образ. Представленные в напряженно-драматических позах "Рабы" как бы и сами пытаются вырваться из сковывающей их каменной массы.Капелла МедичиВ 1516 папа Лев X Медичи поручил Микеланджело разработать проект фасада церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, построенной в 15 в. Брунеллески. Микеланджело хотел сделать фасад этой приходской церкви рода Медичи "зеркалом всей Италии", но работы были прекращены из-за недостатка средств. В 1520 кардинал Джулио Медичи, будущий папа Климент VII, поручил Микеланджело превратить Новую сакристию церкви Сан-Лоренцо в грандиозную усыпальницу рода Медичи. Работа над этим проектом, прерванная восстанием против Медичи 1527-30 (Микеланджело был одним из руководителей трехлетней обороны осажденной Флоренции), не была завершена к моменту отъезда Микеланджело в Рим в 1534; выполненные им статуи были установлены только в 1546.Капелла Медичи - сложный архитектурно-скульптурный ансамбль, образное содержание которого породило различные толкования. Статуи герцогов Лоренцо и Джулиано Медичи, сидящих в неглубоких нишах на фоне архитектурной антикизированной декорации и облаченных в доспехи римских императоров, лишены портретного сходства и, возможно, символизируют Жизнь деятельную и Жизнь созерцательную. С графически легкими очертаниями саркофага контрастирует пластическая мощь огромных статуй Дня и Ночи, Утра и Вечера, лежащих на покатых крышках саркофага в мучительно-неудобных позах, как бы готовых соскользнуть с них. Драматический пафос этих образов Микеланджело выразил в четверостишии, написанном им как бы от имени Ночи:Мне сладко спать, а пуще - камнем быть,Когда кругом позор и преступленье:Не чувствовать, не видеть - облегченье.Умолкни ж, друг, к чему меня будить? (Пер. А. Эфроса)Библиотека ЛауренцианаВ годы работы во Флоренции в 1520-34 сложился стиль Микеланджело-архитектора, отличающийся повышенной пластичностью и живописным богатством. Смело и неожиданно решена лестница библиотеки Лауренциана (проект ок. 1523-34, осуществлен уже после отъезда Микеланджело в Рим). Монументальная мраморная лестница, почти целиком заполняя обширный вестибюль, начинаясь прямо у порога расположенного на втором этаже читального зала, как бы вытекает из дверного проема узким маршем крутых ступеней и, стремительно расширяясь, образуя три рукава, столь же круто спускается вниз; динамический ритм больших мраморных ступеней, направленный навстречу поднимающимся в зал, воспринимается как некая сила, требующая преодоления.Третий римский период. "Страшный суд"Переезд Микеланджело в Рим в 1534 открывает последний, драматический период его творчества, совпавший с общим кризисом флорентийско-римского Возрождения. Микеланджело сближается с кружком поэтессы Виттории Колонна; идеи религиозного обновления, волновавшие участников этого кружка, наложили глубокий отпечаток на его мировоззрение этих лет. В колоссальной (17 х 13,3 м) фреске "Страшный Суд" (1536-41) на алтарной стене Сикстинской капеллы Микеланджело отступает от традиционной иконографии, изображая не момент свершения Суда, когда праведники уже отделены от грешников, а его начало: Христос карающим жестом поднятой руки обрушивает на наших глазах гибнущую Вселенную. Если в Сикстинском плафоне источником движения были титанические человеческие фигуры, то теперь их увлекает, словно вихрь, внешняя, превосходящая их сила; персонажи утрачивают свою красоту, их титанические тела как бы вспухают буграми мышц, нарушающими гармонию линий; полные отчаяния движения и жесты резки, дисгармоничны; увлекаемые общим движением праведники неотличимы от грешников. По свидетельству Вазари, папа Павел IV в 1550-е гг. собирался сбить фреску, но вместо этого художнику Даниэле да Вольтерра было поручено "одеть" святых или прикрыть набедренными повязками их наготу (эти записи были частично удалены во время реставрации, закончившейся в 1993).Трагическим пафосом проникнуты и последние живописные работы Микеланджело - фрески "Распятие апостола Петра" и "Падение Савла" (1542-50, капелла Паолина, Ватикан). В целом поздняя живопись Микеланджело оказала определяющее влияние на формирование маньеризма.Поздние скульптуры. ПоэзияДраматическая сложность образного решения и пластического языка отличает поздние скульптурные работы Микеланджело: "Пьета с Никодимом" (ок. 1547-55, собор Флоренции) и "Пьета Ронданини" (неоконченная группа, ок. 1555-64, Кастелло Сфорцеско).В последний римский период написано большинство из дошедших до нас почти 200 стихотворений Микеланджело, отличающихся философской глубиной мысли и напряженной выразительностью языка.Собор св. ПетраВ 1546 Микеланджело был назначен главным архитектором собора св. Петра, строительство которого было начато Браманте, успевшим возвести к моменту смерти (1514) четыре гигантских столба и арки средокрестия, а также частично один из нефов. При его преемниках - Перуцци, Рафаэле, Сангалло, частично отошедших от плана Браманте, строительство почти не продвинулось. Микеланджело вернулся к центрическому плану Браманте, одновременно укрупнив все формы и членения, придав им пластическую мощь. Микеланджело успел при жизни закончить восточную часть собора и тамбур огромного (42 м в диаметре) купола, возведенного после его смерти Джакомо делла Порта.Ансамбль Капитолия Вторым грандиозным архитектурным проектом Микеланджело стал завершенный только в 17 в. ансамбль Капитолия. Он включает перестроенный по проекту Микеланджело средневековый дворец Сенаторов (ратушу), увенчанный башенкой, и два величественных дворца Консерваторов с одинаковыми фасадами, объединенными мощным ритмом пилястров. Установленная в центре площади античная конная статуя Марка Аврелия и широкая лестница, спускающаяся к жилым кварталам города, довершили это ансамбль, который связал новый Рим с расположенными по другую сторону Капитолийского холма грандиозными руинами древнего Римского форума.Похороны во ФлоренцииНесмотря на неоднократные приглашения герцога Козимо Медичи, Микеланджело отказывался вернуться во Флоренцию. После его смерти тело его было тайно вывезено из Рима и торжественно погребено в усыпальнице знаменитых флорентийцев - церкви Санта-Кроче.Литература:Микеланджело. Жизнь. Творчество / Сост. В. Н. Гращенков; вступительная статья В. Н. Лазарева. М., 1964.Ротенберг Е. И. Микеланджело. М., 1976.Микеланджело и его время / Под ред. Е. И. Ротенберга, Н. М. Чегодаевой. М., 1978.Дажина В. Д. Микеланджело. Рисунок в его творчестве. М., 1986.Tolnay K. Michelangelo. Princeton, 1943-60. V. 1-5.И. А. Смирнова...


       Дальше >>>





Наши проекты
Белые страницы России
V.I.P. зона России
Телефонная книга
Лучшее в Интернете
Обратная связь

  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


| Словари | Общие сведения | Помощь | Написать
Copyright © RI N 2000-
* Обратная связь