RIN.ru
Российская Информационная Сеть

Словари

English   
  Словари  Общие сведения  Помощь
 





     выборка описание
    ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ КЛАССЫ И РАНГИ 
    • наименования соответственно дипломатических представителей государств и звания, присваиваемые дипломатическому персоналу. По Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. главы дипломатических представительств разделены на три класса: послы и нунции (аккредитуются при главах государств), руководители иных представительств эквивалентного ранга; посланники и интернунции - аккредитуются также при главах государств; поверенные в делах - аккредитуются при министре иностранных дел. Дипломатические ранги присваиваются дипломатическому персоналу Министерства иностранных дел государства, включая и работающих за границей. Перечень дипломатических рангов устанавливается соответствующим государством. Как правило, это следующие ранги: атташе, третий секретарь, второй секретарь, первый секретарь, советник, поверенный в делах, посланник, посол. Государства могут вводить и более дробную классификацию. (С. А.)...


    КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ КЛАСС СУДЬИ 
    • звание, свидетельствующее о профессиональном уровне судьи, опыте работы на судейских должностях. Таких классов шесть: от пятого до первого и высший. Впервые назначенным судьям К. к. с. (обычно пятый) присваивается не позднее чем в шестимесячный срок. Пребывание в пятом - втором квалификационных классах должно длиться соответственно от двух до пяти лет. По истечении этих сроков проводится квалификационная аттестация для решения вопроса о присвоении очередного класса. Для пребывания в первом или высшем квалификационном классе сроки не установлены. Решение о присвоении К. к. с. принимается квалификационными коллегиями судей. Первый класс может быть присвоен квалификационными коллегиями судей Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ. Первый и высший классы могут быть присвоены Президентом РФ по представлению Высшей квалификационной коллегии судей (см. также: Органы судейского сообщества. К. к. с. присваивается пожизненно. Работающему судье он дает право на надбавку к должностному окладу. Лишить К. к. с. можно лишь при прекращении полномочий судьи по порочащим основаниям. (К. Г.)...


    КОТ-Д`ИВУАР 
    • (Республика Кот- д'Ивуар, до 1985 г. в русском переводе именовалась Республикой - государство в Западной Африке. Независимость провозглашена 7 августа 1960 г. Столица - г. Ямусукро (однако с 1983 г. все государственные учреждения и многие дипломатические представительства остаются в прежней столице - г. Абиджане). Административное деление: 50 департаментов. По Конституции 31 октября 1960 г. (с последующими изменениями) форма правления - республика. Президент республики избирается прямым всеобщим голосованием сроком на 5 лет с возможным переизбранием. В случае недееспособности или смерти президента (как это случилось в декабре 1993 г. с бессменным с 1960 г. Президентом республики Ф. Уфуэ-Буани) Верховный суд провозглашает президентом до завершения мандата Председателя Национального собрания. Однопалатный парламент - Национальное собрание - состоит из 175 депутатов, избираемых прямым всеобщим голосованием сроком на 5 лет. Исполнительная власть осуществляется президентом, формирующим и возглавляющим правительство. (А. К.)...


    ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ПРИВИЛЕГИИ И ИММ 
    • права и преимущества, предоставляемые в соответствии с международным правом, на основе соглашений государств дипломатическим представительствам (посольствам, миссиям, представительствам в других государствах и при международных организациях), их главам и сотрудникам в целях обеспечения условий для беспрепятственного, нормального осуществления их функций. Для учреждений - это неприкосновенность помещений, архивов, транспорта, освобождение от налогов, от таможенного досмотра и сборов, свобода выбора форм работы и сношений со своим государством и др. Физическим лицам, имеющим статус дипломата (т. е. специальный ранг или положение), обеспечиваются: личная неприкосновенность, неприкосновенность служебного и личного помещений, освобождение от уголовной ответственности, а также, с определенными изъятиями, от гражданско-правовой и административной ответственности в государстве пребывания, от таможенного досмотра. Международное право включает в круг лиц, имеющих Д. п. и и., также глав государств и правительств, министров иностранных дел, иных глав центральных органов государства на период их зарубежных поездок, глав правительственных делегаций. Государства на основе взаимности могут договариваться о расширении круга лиц, имеющих Д. п. и и. Федеральный закон о статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы 1994 г. (в редакции 1999 г.) предусматривает, что на весь срок полномочий члену СФ и депутату ГД выдается дипломатический паспорт. Однако Д. п. и и. распространяются на этих лиц только на время официальных поездок. (С. А.)...


    ВЫХОД ИЗ ГРАЖДАНСТВА 
    • один из способов прекращения гражданства государства. В соответствии с российским Законом о гражданстве 1991 г. выход из гражданства РФ может иметь место: а) по ходатайству гражданина - вопрос решается Президентом РФ (документы подаются на его имя через органы внутренних дел РФ, а для проживающих за границей - через дипломатические и консульские учреждения РФ); б) в порядке регистрации (по заявлению гражданина) - вопрос решается самими органами системы МВД РФ или МИД РФ (для проживающих за границей), если у лица, заявившего о намерении выйти из гражданства РФ, хотя бы один из родителей, супруг или ребенок имеет иное гражданство, либо лицо выехало на постоянное жительство в другое государство в установленном законом порядке. Срок рассмотрения ходатайства - не более 9 месяцев, заявления - 6 месяцев. Гражданство считается прекращенным со дня издания указа Президента РФ или принятия решения иным полномочным органом. Закон предусматривает ситуации, при которых ходатайство о выходе из российского гражданства может быть отклонено (т. е. может быть и не отклонено) и при которых выход из гражданства вообще не допускается. Согласно ч. 2 ст. 23 Закона, ходатайство о выходе из гражданства РФ может быть отклонено, если гражданин проживает или намеревается поселиться в стране, не связанной с Российской Федерацией договорными обязательствами о правовой помощи, но имеет либо имущественные обязательства перед физическими или юридическими лицами РФ, либо неисполненные обязанности перед государством, вытекающие из оснований, определяемых законом РФ. В ч. 3 ст. 23 Закона предусмотрено, что выход из гражданства РФ не допускается: а) после получения повестки о призыве на срочную военную или альтернативную службу и до ее окончания; б) если гражданин, ходатайствующий о выходе из гражданства РФ, привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда. (С. А.)...


    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ 
    • гражданин РФ, исполняющий в порядке, установленном Федеральным законом РФ "Об основах государственной службы Российской Федерации" от 5 июля 1995 г., обязанности по государственной должности (государственной службы) за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или бюджета соответствующего субъекта Федерации. Государственными служащими в Российской Федерации признаются Г. с. федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, а также иных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией РФ. По результатам государственного квалификационного экзамена или аттестации государственным служащим присваиваются квалификационные разряды, которые указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки Г. с. квалификационным требованиям, предъявляемым к государственным должностям государственной службы соответствующих групп. Чаще всего государственный квалификационный экзамен связывается не только с присвоением очередного квалификационного разряда, но и с последующим переводом Г. с. на другую государственную должность государственной службы. Однако по инициативе Г. с. экзамен может быть проведен для присвоения ему очередного разряда, но без последующего перевода на другую должность. Государственным служащим могут быть присвоены следующие квалификационные разряды: действительный государственный советник РФ 1, 2 и 3-го класса (для замещающих высшие государственные должности); государственный советник РФ 1,2 и 3-го класса (для замещающих главные государственные должности); советник РФ 1, 2 и 3-го класса (для замещающих ведущие государственные должности); советник государственной службы 1, 2 и 3-го класса (для замещающих старшие государственные должности); референт государственной службы 1, 2 и 3-го класса (для замещающих младшие государственные должности). Присвоение квалификационных разрядов действительных государственных советников РФ, государственных советников РФ производится Президентом РФ. Для отдельных видов государственной службы в соответствии с Федеральным законом вводятся другие виды квалификационных разрядов, воинские звания, дипломатические ранги. В соответствии с Законом Г. с. имеет ряд прав. Это права на: ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по должности, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе, а также организационно-технические условия, необходимые для исполнения им должностных обязанностей; получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей; принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями; продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа работы, уровня квалификации; ознакомление со всеми материалами своего личного дела; переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета; пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы; проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство; объединение в профсоюзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов и др. Г. с. вправе обратиться в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой, в том числе по вопросам проведения квалификационных экзаменов и аттестации, их результатов, содержания выданных характеристик, приема на государственную службу, ее прохождения, реализации прав Г. с., перевода на другую государственную должность государственной службы, дисциплинарной ответственности, несоблюдения гарантий правовой и социальной защиты государственного служащего, увольнения с государственной службы. Г. с. обязан: обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции РФ, реализацию федеральных законов и законов субъектов РФ; добросовестно исполнять должностные обязанности; обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан; исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных; в пределах своих должностных обязанностей рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов РФ; соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, порядок работы со служебной информацией; поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей; хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставших ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведений, затрагивающих частную жизнь, честь и достоинство граждан. Закон устанавливает ограничения, связанные с государственной службой. Г. с. не вправе: 1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности; 2) быть депутатом (любого уровня); 3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц; 4) состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено федеральным законом или если в порядке, установленном Федеральным законом и законами субъектов РФ, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией; 5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или подконтролен ему; 6) использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию; 7) получать гонорары за публикации и "выступления в качестве государственного служащего; 8) получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию; 9) принимать без разрешения Президента РФ награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций; 10) выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами РФ или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями; 11) принимать участие в забастовках; 12) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним. В государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профсоюзов. Г. с. обязан передавать в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном Федеральным законом. Гражданин при поступлении на государственную службу, а также Г. с. в соответствии с Федеральным законом ежегодно обязан представлять в органы государственной налоговой службы сведения о полученных им доходах и имуществе, принадлежащем им на праве собственности, являющихся объектами налогообложения. Право поступления на государственную службу имеют граждане РФ не моложе 18 лет, владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие требованиям, установленным Законом об основах государственной службы. Не допускается какая-либо дискриминация при приеме на работу. Если на должность претендуют несколько человек, Закон предусматривает проведение конкурса на замещение вакантной должности. Гражданин не может быть принят на государственную службу и находиться на государственной службе в случаях: - признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу; - лишения его права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока решением суда, вступившим в законную силу; - наличия подтвержденного заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего исполнению им должностных обязанностей; - отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну, если исполнение обязанностей по государственной должности государственной службы, на которую претендует гражданин, связано с использованием таких сведений; - близкого родства или свойства (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с государственным служащим, если их государственная служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому; - наличия гражданства иностранного государства, за исключением случаев, когда доступ к государственной службе урегулирован на взаимной основе межгосударственными соглашениями; - отказа от представления сведений о своих доходах. Дисциплинарные взыскания в отношении государственного служащего: 1) замечание; 2) выговор; 3) строгий выговор; 4) предупреждение о неполном служебном соответствии; 5)увольнение. (С. А.)...


    ПАСПОРТ 
    • основной документ, удостоверяющий личность гражданина РФ на территории РФ и за ее пределами. На практике граждане РФ внутри страны пока еще используют П. гражданина СССР (разработка нового паспорта затянулась). 13 марта 1997 г. Президент РФ принял Указ об основном документе, удостоверяющем личность гражданина РФ на территории РФ. В целях создания необходимых условий для обеспечения конституционных прав и свобод граждан РФ и впредь до принятия соответствующего федерального закона Президент РФ ввел в действие П. гражданина РФ, являющийся основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории РФ. Правительству РФ поручено утвердить образец бланка и описание П., а также положение о нем. В первую очередь планируется выдавать новые П. гражданам, получающим их впервые, а затем - и всем остальным. Согласно Положению о П. гражданина РФ, утвержденному постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г., П. обязаны иметь все граждане РФ, достигшие 14-летнего возраста, проживающие на территории РФ. В П. вносятся следующие сведения о личности гражданина: фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения и место рождения. В П. производятся отметки: о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета; об отношении к воинской обязанности граждан, достигших 18-летнего возраста; о регистрации и расторжении брака; о детях, не достигших 14-летнего возраста; о выдаче основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ за пределами РФ. По желанию гражданина соответствующими учреждениями здравоохранения в П. также производится отметка о его группе крови и резус-факторе. Срок действия П.: от 14 лет - до достижения 20-летнего возраста; от 20 лет - до достижения 45-летнего возраста; от 45 лет - бессрочно. По достижении гражданином 20-летнего и 45-летнего возраста П. подлежит замене. Согласно Федеральному закону ''О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" от 18 июля 1996 г., основными документами, по которым осуществляются выезд и въезд, являются: П., дипломатический П.,служебный П., П. моряка. В Указе Президента РФ об основных документах, удостоверяющих личность гражданина РФ за пределами РФ, от 21 декабря 1996 г. и в постановлении Правительства РФ об утверждении образцов и описании бланков указанных документов от 14 марта 1997 г. они определены (это видно даже из названия актов) не просто как выездные и въездные документы, а как основные документы, удостоверяющие личность гражданина РФ за границей. Согласно Закону, П. (в обиходе часто именуемый по-прежнему заграничным П.) выдается гражданину РФ по достижении 18 лет по его письменному заявлению, а со дня его рождения и до достижения 18 лет - по ходатайству одного из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей. Дипломатический П. выдается МИД РФ гражданам РФ, обладающим дипломатическим иммунитетом, а также Президенту РФ, членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы, членам Правительства РФ и приравненным к ним должностным лицам, дипломатическим сотрудникам и дипломатическим курьерам МИД РФ. Членам семьи, проживающим совместно с лицом, имеющим дипломатический П. и командируемым за границу в официальное представительство РФ, также выдаются дипломатические П. Служебный П. выдается должностным лицам административно-технических и специальных служб Администрации Президента, аппаратов Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства, должностным лицам федеральных органов исполнительной власти, органов законодательной (представительной)и исполнительной власти субъектов РФ, сотрудникам административно-технических служб официальных представительств РФ за рубежом (и членам семей последних при командировке на период более одного года). П. моряка выдается гражданину РФ, работающему на российском судне заграничного плавания или командируемому российским судовладельцем для работы на иностранном судне, а также некоторым другим лицам.(С. А.)...


    АККРЕДИТАЦИЯ 
    • понятие, используемое в конституционном, административном и международном праве. 1) Применительно к дипломатическим и иным международным отношениям А. означает назначение лица представителем данного государства в другом государстве или в международной организации. Процесс назначения (именуется аккредитиро-ванием) происходит в несколько этапов: подбор кандидатуры дипломатического представителя внешнеполитическим ведомством государства; представление этой кандидатуры органу или должностному лицу государства, полномочному назначать дипломатического представителя (в РФ - Президенту РФ); согласование данным органом (должностным лицом) представленной кандидатуры с соответствующими комитетами, комиссиями парламента (в РФ Президент назначает и отзывает дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания - ст. 83 Конституции РФ); получение согласия принимающего государства; издание правового акта (в РФ - указа Президента РФ) о назначении дипломатического, представителя; вручение верительных грамот дипломатическим представителем главе государства пребывания или главе международной организации. Дипломатические представители иностранных государств аккредитуются при Президенте РФ, он принимает их верительные и отзывные грамоты (ст. 86 Конституции РФ). 2) Согласно российскому Закону "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991 г. (с последующими изменениями и дополнениями), предусматривается А. журналистов при государственных органах, организациях, учреждениях, органах общественных объединений. Согласно ст. 48 Закона, аккредитовавшие журналистов органы, организации, учреждения обязаны предварительно извещать их о заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, обеспечивать стенограммами, протоколами и иными документами, создавать благоприятные условия для производства записи. Аккредитованный журналист имеет право присутствовать на заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, проводимых аккредитовавшими его органами, организациями, учреждениями, за исключением случаев, когда приняты решения о проведении закрытого мероприятия (в частности, так называемые парламентские корреспонденты). Журналист может быть лишен А., если им или его редакцией нарушены установленные правила А. либо распространены не соответствующие действительности сведения, порочащие честь и достоинство организации, аккредитовавшей журналиста, что подтверждено вступившим в законную силу решением суда. А. зарубежных корреспондентов в Российской Федерации производится МИД РФ в соответствии со ст. 48 названного Закона. В развитие Закона постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. утверждены "Правила аккредитации и пребывания корреспондентов иностранных средств массовой информации на территории Российской Федерации". 3) Понятие "аккредитация" используется также в сфере образования. Согласно Федеральному закону "Об образовании"1992 г. (в редакции 1995 г.), образовательное учреждение создается учредителем по собственной инициативе и регистрируется уполномоченным органом в заявительном порядке в соответствии с законодательством РФ. Право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством РФ, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения) государственным органом управления образованием или органом местного самоуправления на основании заключения экспертной комиссии. А права образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования, на пользование печатью с использованием Государственного герба РФ, а также на включение общеобразовательного учреждения в схему централизованного государственного финансирования возникают с момента его государственной А., подтвержденной свидетельством о государственной Л. Свидетельство о государственной А. образовательного учреждения подтверждает его государственный статус, уровень реализуемых образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов, право на выдачу выпускникам документов государственного образца о соответствующем уровне образования. Свидетельство о государственной А., выдаваемое дошкольным образовательным учреждениям и учреждениям дополнительного образования детей, подтверждает государственный статус соответствующего образовательного учреждения, уровень реализуемых им программ, категорию этого образовательного учреждения. Государственная А. образовательных учреждений проводится федеральными и ведомственными государственными органами управления образованием или но их доверенности - иными государственными органами управления образованием на основании заявления образовательного учреждения и заключения по его аттестации. По результатам аттестации образовательное учреждение может быть лишено государственной А. (С. А.)...


    АВТОНОМИЯ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ 
    • форма самоорганизации граждан одной национальной принадлежности для выражения своих национальных духовных, культурных, образовательных и иных интересов. В Российской Федерации принят Федеральный закон "О национально-культурной автономии" от 22 мая 1996 г. В этом акте дается следующее определение А. и. к.: это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан РФ, относящих себя к определенным этническим общностям. на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры (ст. 1). Закон предусматривает следующую систему А. н. к. Низший уровень - местная А. н. к. Она учреждается в городе, районе, поселке, сельсовете гражданами, входящими в национальное общественное объединение (землячество, община и т. п.). Для этого проводится собрание (конференция) делегатов данного национального общественного объединения. Следующий уровень - региональный, т.е. территория субъекта РФ. Региональная А. н. к. учреждается на конференции (съезде) делегатами местных А. н. к. Наконец - федеральные А. н. к., учреждаются на съезде делегатами региональных А. н. к. По этой схеме,например,проживающие в России немцы образуют А. н. к. в тех районах и городах, где они проживают, далее - объединения субъектов РФ и, наконец, - свою всероссийскую А. н. к. По логике Закона 1996 г., создание А. н. к. не предполагается для граждан, относящихся к этническим общностям, имеющим в Российской Федерации республику, автономную область, автономный округ и проживающим на их территории (хотя и прямого запрета в Законе тоже нет). К примеру, татары в Республике Татарстан не учреждают свою А- н. к., а проживающие в Москве, Мордовии, Башкирии и т. д. могут учредить региональные А. н. к. Затем они вправе учредить федеральную татарскую А. н. к. Согласно Закону, такие региональные и федеральные А. н. к. и органы государственной власти соответствующего субъекта РФ могут координировать свою деятельность, участвовать в разработке федеральных и региональных программ в области сохранения и развития национальных (родных) языков и национальной культуры на основе взаимных соглашений и договоров. Правда, ситуация для некоторых этнических общностей такова, что им впору создавать свои национально-культурные объединения на территории собственных республик или автономных округов, где они составляют меньшинство. После учреждения А. н. к. следует ее регистрация соответственно в органе юстиции субъекта РФ или Министерстве юстиции РФ. Согласно Закону 1996 г., А. н. к. имеет право: получать поддержку со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, необходимую для сохранения национальной самобытности, развития национального (родного) языка и национальной культуры; обращаться в органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, органы местного самоуправления, представляя свои национально-культурные интересы; создавать средства массовой информации в порядке, установленном законодательством РФ, получать и распространять информацию на национальном (родном) языке; сохранять и обогащать историческое и культурное наследие, иметь свободный доступ к национальным культурным ценностям; следовать национальным традициям и обычаям, возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла; создавать образовательные и научные учреждения, учреждения культуры и обеспечивать их функционирование в соответствии с законодательством РФ; участвовать через своих полномочных представителей в деятельности международных неправительственных организаций; устанавливать на основании законодательства РФ и поддерживать без какой-либо дискриминации гуманитарные контакты с гражданами, общественными организациями иностранных государств. Особое внимание Закон 1996 г. уделяет обеспечению права на сохранение, развитие и использование национального (родного) языка и права на сохранение и развитие национальной культуры, отводя им две главы. В частности, предусмотрено, что национальные (родные) языки пользуются государственной защитой РФ. Система образования строится с учетом конституционного права граждан на получение основного общего образования на национальном (родном) языке и на выбор языка воспитания и обучения в рамках возможностей, предоставляемых законодательством РФ и субъектов РФ. Закон дает право А.н. к. образовывать негосударственные (общественные) образовательные учреждения с обучением на соответствующем языке, получая при этом помощь органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ. С учетом предложений А. н. к. создаются группы и классы в государственных и муниципальных воспитательных и образовательных учреждениях, а также государственные образовательные учреждения с обучением на национальном (родном) языке, на русском языке с углубленным изучением национального (родного) языка, национальной истории и культуры, учреждения дополнительного образования (воскресные школы, факультативы и др.). А. н. к. могут создавать негосударственные (общественные) учреждения национальной культуры, организовывать творческие союзы, коллективы профессионального и самодеятельного искусства, проводить фестивали, конкурсы, выставки, создавать краеведческие и иные музеи, издавать произведения исторической, художественной, музыкальной, фольклорной, этнографической литературы и др. Органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ оказывают А. н. к. помощь в этих делах, направляют деятельность государственных и муниципальных учреждений культуры на удовлетворение национально-культурных потребностей. Финансирование деятельности, связанной с реализацией прав А. н. к., осуществляется за счет: а) А. н. к., их учреждений и организаций, частных лиц; б) федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов. В этих же целях могут формироваться специальные федеральные, региональные и местные фонды. А. н. к. обладают правом собственности в соответствии с законодательством РФ, могут получать от органов исполнительной власти и органов местного самоуправления имущество в собственность или в аренду. Органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ оказывают помощь, в том числе целевую финансовую, при осуществлении программ и проектов национально-культурного развития. Закон подчеркивает, что право на А. н. к. не является правом на национально-территориальное самоопределение. Осуществление права на А. н. к. не должно наносить ущерба интересам других этнических общностей. А. н. к образуют органы своего внутреннего управления. При Правительстве РФ создается консультативный совет по делам А. и. к., который является совещательным органом и действует на общественных началах. ГС. А.)...


    ГОСУДАРСТВО РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЕ 
    • исторически первый тип государственной организации, возникшей на развалинах первобытнообщинного строя в силу разложения общества на классы и возникновения первых противостоящих друг другу социальных сил в виде рабовладельцев и рабов. Наиболее древними Г. р. были государства, образовавшиеся в конце IV - начале III тыс. до н. э. в Древнем Египте (Египетское царство), в долинах азиатских рек Тигра и Евфрата (Шумерийские, а также Ассирийское государства), государства Индии и Китая (II тыс. до н. э.) и Хеттское государство (конец II тыс. до н. э.). Более поздние Г. р. - Древняя Греция и Древний Рим, возникшие в бассейне Средиземного моря. В своем развитии рабовладельческий строй, а вместе с ним государство и право проходят две основные стадии. Первая стадия ассоциируется с древневосточным рабовладением. Среди ее наиболее характерных черт и особенностей отечественными и зарубежными учеными выделяются следующие: наличие лначитель-ных остатков первобытнообщинного строя; существование примитивных форм патриархального рабства и ведения хозяйства, при которых рабу разрешается иметь свое имущество и даже семью; сохранение в течение длительного времени наряду с частной собственностью на рабов коллективного рабовладения (рабы, принадлежащие отдельным храмам, государству); существование сельскохозяйственных общин, обусловленное суровыми климатическими условиями Востока и, как следствие этого - необходимость применения коллективного труда на строительстве ирригационных сооружений, при эксплуатации оросительных систем, разведении животных, возделывании сельскохозяйственных культур, обработки земли. Будучи коллективным собственником земли, сельская община осуществляла ее куплю-продажу. В соответствии с установленными правилами она распределяла и перераспределяла ее между своими членами, решала основные вопросы более рационального использования земли. Вторая стадия развития рабовладельческого строя - период греческо-римского рабовладения, отличающаяся более высоким уровнем развития рабовладельческого способа производства, отсутствием остатков первобытнообщинного строя, наиболее высокой степенью развития Г. р. и права, развитыми формами эксплуатации рабов и неимущих граждан, беспощадного насилия и подавления масс. Экономическую основу рабовладельческого государства составляла частная собственность рабовладельцев на средства производства и рабов. В условиях рабовладельческого строя впервые в истории развития человечества в наиболее резкой и обнаженной форме проявилось экономическое, политическое и социальное неравенство различных классов и слоев общества, полное, практически ничем не ограниченное господство одного класса - рабовладельцев - и бесправие другого класса - рабов. При этом, выступая по своей социально-классовой сущности как организация класса рабовладельцев, Г. р. использовало все находящиеся в его распоряжении средства для оформления и укрепления экономического базиса рабовладельческого общества, обеспечения устойчивости и защиты рабовладельческого общественно-политического строя, удержания господства рабовладельцев над рабами, обуздания и подавления свободных бедняков и рабов. Г. р. в процессе своего существования осуществляло ряд присущих ему внутренних и внешних функций. Каждая функция представляла собой одно из основных направлений деятельности данной организации, обусловленное его сущностью, социальным содержанием и назначением, а также стоящими перед ним ближайшими и конечными целями и задачами. В числе внутренних следует назвать прежде всего функцию создания и поддержания наиболее оптимальных условий для эксплуатации свободных масс и рабов, в которой наиболее отчетливо выражался эксплуататорский характер Г. р. и его отношение к экономическим интересам господствующего класса. Государство как собственник больших земельных угодий, копий, рудников и огромного количества рабов не только создавало условия для эксплуатации масс со стороны господствующего класса, но и само выступало как эксплуататор. Особенно ярко это проявлялось в Древнем Египте. Важными внутренними функциями Г. р. были также охрана рабовладельческой частной собственности, подавление сопротивления рабов и других угнетенных масс, необходимость которых диктовалась массовыми восстаниями рабов, свободных, но разоренных социальных групп и слоев, непримиримыми противоречиями между рабами и рабовладельцами. угнетенными и угнетателями на протяжении всей истории существования рабовладельческого строя. Наглядными примерами такой борьбы могут служить крупные восстания рабов и неимущих общинников в Египте (середина XVIII в. до н. э.), восстание рабов и вольноотпущенников в Малой Азии (II в. до н. э.), крупнейшее восстание рабов под руководством Спартака в Риме (74-76 гг. до н. э.) и др. К внешним функциям Г. р. относятся такие направления его деятельности, которые связаны с завоеванием, порабощением и ограблением других народов; обороной страны от внешних противников; управлением захваченных в результате ведения войн территорий; установлением и поддержанием дипломатических, торговых и иного рода мирных связей с другими государствами. Внешние функции Г. р. находились в неразрывной связи с внутренними функциями, дополнялись и подкреплялись ими. Одинаковые по своей сущности, социальному содержанию и назначению, Г. р. отличались друг от друга значительным разнообразием методов государственного управления (политических режимов) и форм. Причины такого разнообразия коренились в различных конкретно-исторических условиях возникновения и развития каждого Г. р., в различном соотношении политических сил, степени остроты социальных противоречий, в неодинаковом уровне развития производительных сил в той или иной стране, различных географических, климатических и иных условиях существования того или иного государства. Основными формами рабовладельческого государства являлись: монархия, аристократическая республика и демократическая республика. В неразрывной связи и взаимодействии с Г. р. находилось право как совокупность общеобязательных норм или правил поведения, направленных на регулирование системы общественных отношений в интересах господствующего класса. Основными задачами рабовладельческого права являлись: закрепление частной собственности рабовладельцев на средства производства и рабов, закрепление рабовладельческого общественного и государственного строя, различных форм господства класса рабовладельцев, узаконение существовавшего социального неравенства между различными группами и слоями свободных людей. (М. М.)...


    СУБЪЕКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
    • входящие в состав РФ республики (государства), национально-территориальные (автономные) государственные образования - автономная область, автономные округа, а также территориальные (по мнению некоторых ученых и практиков, территориально-государственные) образования - края, области, города федерального значения. Россия как федерация состоит из 21 республики, 6 краев, 49 областей, 2 городов федерального значения, 1 автономной области, 10 автономных округов - равноправных С. РФ, Статус субъекта определяется Конституцией РФ и соответственно конституцией, уставом субъекта. Равноправие С. РФ означает, что все они имеют юридически равные права и обязанности по отношению друг к другу и во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Статус субъекта может быть изменен по взаимному согласию РФ и субъекта РФ в соответствии с федеральным конституционным законом. Иными словами, субъекты РФ не могут в одностороннем порядке определять основы своего конституционно-правового статуса. Характеризуя статус субъектов РФ (включая и республики-государства), Конституция РФ отказалась от категории "суверенитет" применительно к ним и использует ее лишь по отношению к РФ в целом (хотя некоторые республики в своих конституциях называют себя суверенными государствами). Для субъектов РФ, включая и республики, не предусмотрено также право одностороннего выхода из РФ. Следовательно, если кто-то захочет это сделать, вопрос придется решать по взаимному согласию РФ и соответствующего субъекта. Федеративные отношения субъектов с Российской Федерацией характеризуются следующими положениями: разделение вопросов ведения на вопросы, которые относятся только к ведению РФ (исключительное ведение РФ), и вопросы совместного ведения РФ и С. РФ. Все остальные вопросы относятся к собственному и исключительному ведению С. РФ, и, согласно ст. 73 Конституции РФ, здесь они обладают всей полнотой государственной власти; разграничение предметов ведения между государственными органами РФ и С. РФ возможно как на основе Конституции, так и на основе договоров между ними о разграничении предметов ведения и полномочий; все С. РФ имеют представительство на федеральном уровне и возможность обращения к Президенту РФ, Правительству РФ, в Конституционный Суд РФ и другие органы РФ, которые обязаны на это реагировать. Кроме того, С. РФ имеют право законодательной инициативы в Государственной Думе. У каждого С. РФ есть свой основополагающий акт (конституция - у республик, устав - у остальных субъектов) и свое законодательство (законы и другие нормативные правовые акты). Отсюда - общий принцип верховенства федеральных актов и в его развитие - специальные правила о субординации актов, а именно: если закон принят по вопросам ведения РФ - он действует на всей территории РФ и акты С. РФ не могут ему противоречить. В случае противоречия действует федеральный закон. Если акт С. РФ издан по вопросам С. РФ, а появился федеральный закон, который ему противоречит, то действует нормативный акт С. РФ. Таким образом, Конституция РФ защищает интересы С. РФ и не допускает произвольного вмешательства в сферы его ведения. В частности, в сфере совместного ведения РФ и С. РФ - административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды. С. РФ вправе принимать свои нормативные акты по многим другим вопросам совместного и собственного ведения. Каждый С. РФ имеет свою систему органов государственной власти. Она устанавливается С. РФ самостоятельно, но в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, определенными федеральным законом. Наиболее типичная система органов С. РФ: в республике - президент (глава республики), законодательное собрание, правительство, министерства и ведомства, верховный суд, высший арбитражный суд (в некоторых республиках - конституционный суд), прокурор; в иных субъектах - губернатор (в Москве - мэр), законодательное собрание, администрация (в ряде субъектов - правительство), управление, департамент (министерство), суды, арбитражные суды (кое-где - уставные суды или палаты), прокурор. Для осуществления своих полномочий на территории С. РФ Российская Федерация может иметь там свои органы или соответствующих должностных лиц. Каждый С. РФ имеет свою территорию. Ее нельзя изменить без согласия субъекта. Границы между С. РФ могут быть изменены только с их взаимного согласия. Вместе с тем территория РФ является единой, а это означает, что внутри Российской Федерации не допускается установление (в том числе и С. РФ) таможенных границ,сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Каждый С. РФ имеет свою собственность как разновидность государственной собственности (ее объектами могут быть земля, недра, водные и другие природные ресурсы), свои бюджет, налоги, сборы, пошлины и платежи (как часть единой налоговой системы, основы которой устанавливаются Федерацией). Статус личности в РФ является единым и не зависит от того, на территории какого С. РФ человек проживает. Причем если по Конституции РФ защита прав и свобод человека и гражданина относится к совместному ведению РФ и ее субъектов, то регулирование статуса - исключительное ведение РФ. Федерация обеспечивает на всей территории РФ единый общественный порядок, для чего создается единая система правоохранительных органов, безопасности, единые Вооруженные Силы. С. РФ, включая и республики, нет необходимости иметь свои Вооруженные Силы, внутренние войска, пограничников, поскольку вооруженную защиту территории страны обеспечивает Федерация. Федеральными являются и службы безопасности, внешней разведки, охраны. Разумеется, создавая свои территориальные органы и осуществляя те или иные действия в рамках закона, указанные системы должны согласовывать принципиальные вопросы с С. РФ. Поскольку республики являются государствами, существует понятие гражданства республики. Однако и это не создает особого статуса личности в республике. Вместе с тем каждый С. РФ вправе принимать меры по обеспечению прав и свобод граждан на своей территории, в том числе по созданию дополнительных гарантий в части их реализации. У С. РФ есть право участия в международных и внешнеэкономических отношениях. Эта сфера относится к совместному ведению, и Россия координирует международные и внешнеэкономические связи С. РФ. Следовательно, субъекты обязаны учитывать интересы РФ. Дипломатические и консульские учреждения РФ являются едиными для России, в них могут работать и представители соответствующих С. РФ. Не исключено создание в других государствах представительств С. РФ. В этом случае МИД РФ и его органы выполняют координирующие функции. С. РФ, естественно, имеют право на сотрудничество друг с другом. Они могут заключать взаимные договоры, решать текущие вопросы, направлять друг к другу делегации, представителей и т. д. В С. РФ - республиках допускается наличие своего государственного языка, который в органах власти и местного самоуправления употребляется наряду с государственным языком РФ. Для других С. РФ наличие государственного языка не предусмотрено. Но есть четкое положение в Конституции РФ: ''Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития". Кроме того, Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ. Все С. РФ имеют свой главный город (столицу), могут иметь свои герб, флаг, гимн, иные традиционные знаки и символы. (С. А.)...


    УКРАИНА 
    • в соответствии с Конституцией, принятой Верховной Радой У. 28 июля 1996 г., У. есть суверенное и независимое, демократическое, социальное, правовое государство. Согласно Конституции, У. является унитарным государством, республикой. Государственный язык У. - украинский. Гарантируются свободное развитие и защита русского и других языков национальных меньшинств У. Столица - г. Киев. Государство содействует консолидации и развитию украинской нации, ее исторического сознания, традиций и культуры, а также развитию этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности всех коренных народов и национальных меньшинств У. Земля, ее недра, воздух, водные и иные природные ресурсы, находящиеся в пределах территории У., природные ресурсы ее континентального шельфа, исключительной (морской) экономической зоны являются объектами права собственности украинского народа. От имени украинского народа в пределах, определенных Конституцией У., права собственника осуществляют органы государственной власти и местного самоуправления. Каждый гражданин У. в соответствии с законом имеет право пользоваться объектами права собственности народа. Право собственности на землю гарантируется, приобретается и реализуется гражданами, юридическими лицами и государством исключительно в соответствии с законом. Общественная жизнь в У. основывается на принципах политического, экономического и идеологического многообразия. Никакая идеология не может признаваться государством как обязательная. Государство гарантирует свободу политической деятельности, не запрещенной Конституцией и законом У. Конституция., У. содержит традиционный для нашего времени набор прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Учрежден пост Уполномоченного Верховной Рады У. по правам человека. Государственная власть в У. осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Провозглашается, что носителем суверенитета и единственным источником власти в У. является народ. Народное волеизъявление осуществляется через выборы, референдум и иные формы непосредственной демократии. Всеукраинский референдум назначается Верховной Радой или Президентом У. по народной инициативе - по требованию не менее 3 млн. граждан У. Единственным органом законодательной власти У. является парламент - Верховная Рада (ВР) У. Конституционный состав ВР - 450 депутатов, избираемых населением сроком на 4 года. Народным депутатом У. может быть гражданин У., достигший ко дню выборов 21-летнего возраста, имеющий право голоса и проживающий в У. в течение последних 5 лет. Народные депутаты У. осуществляют свои полномочия на постоянной основе. К полномочиям ВР У. относится: внесение изменений в Конституцию У.; назначение всеукраинских референдумов; принятие законов (В Конституции У. специально перечислены более 30 вопросов, по которым решения принимаются исключительно законами У.); утверждение государственного бюджета, внесение в него изменений, контроль за исполнением, принятие решения по отчету об исполнении государственного бюджета; определение основ внутренней и внешней политики; утверждение общегосударственных программ экономического, научно-технического, социального, национально-культурного развития, охраны окружающей среды; назначение выборов Президента У.; заслушивание ежегодного и внеочередных посланий Президента У. о внутреннем и внешнем положении У.; объявление по представлению Президента У. состояния войны и заключение мира, одобрение решений Президента У. об использовании Вооруженных Сил У. и иных воинских формирований в случае вооруженной агрессии против У.; смещение Президента У. с поста в порядке особой процедуры (импичмента); рассмотрение и принятие решения по одобрению программы деятельности Кабинета Министров У.; дача согласия на назначение Президентом У. премьер-министра У.; осуществление контроля за деятельностью Кабинета Министров У. в соответствии с Конституцией У.; утверждение решений о предоставлении Украиной займов и экономической помощи иностранным государствам и международным организациям, а также о получении Украиной займов от иностранных государств, банков и международных финансовых организаций, не предусмотренных государственным бюджетом У., осуществление контроля за их использованием; избрание, назначение, освобождение от должности, а также дача согласия на назначение и освобождение от должности лиц в случаях, предусмотренных Конституцией У.; в частности, Председателя и других членов Счетной палаты; Уполномоченного ВР по правам человека с заслушиванием его ежегодного доклада о состоянии соблюдения и защиты прав и свобод человека в У.; Председателя Национального банка У. по представлению Президента У., а также половины Совета Национального банка У. и половины состава Национального совета У. по вопросам телевидения и радиовещания; утверждение общей структуры, численности, определение функций Вооруженных Сил У., Службы безопасности и МВД У., а также иных созданных в соответствии с законами У. воинских формирований; одобрение решений о предоставлении военной помощи другим государствам, о направлении подразделений Вооруженных Сил У. в другое государство или о допуске подразделений вооруженных сил других государств на территорию У.; дача согласия на назначение и освобождение от должности Президентом У. Председателя Антимонопольного комитета У., Председателя фонда государственного имущества У., Председателя Государственного комитета телевидения и радиовещания У.; дача согласия на назначение Президентом У. Генерального прокурора У., выражение недоверия Генеральному прокурору У., что влечет его отставку; назначение трети состава Конституционного Суда У.; избрание судей бессрочно; досрочное прекращение полномочий ВР Автономной Республики Крым при наличии заключения КС У. о нарушении ею Конституции или законов У.;назначение внеочередных выборов в ВР Автономной Республики Крым; образование и ликвидация районов, установление и изменение границ районов и городов, отнесение населенных пунктов к категории городов, наименование и переименование населенных пунктов и районов; назначение очередных и внеочередных выборов в органы местного самоуправления; утверждение в течение двух дней с момента обращения Президента У. указов о введении военного или чрезвычайного положения в У. либо в отдельных ее местностях, о всеобщей или частичной мобилизации, об объявлении отдельных местностей зонами чрезвычайной экологической ситуации; дача в установленный законом срок согласия на обязательность международных договоров У. и денонсация международных договоров У.; утверждение перечня объектов государственной собственности, не подлежащих приватизации; определение правовых основ изъятия объектов частной собственности и др. Принятый ВР У. закон подписывается Председателем ВР и безотлагательно направляется Президенту У. Президент в течение 15 дней либо подписывает и обнародует закон, либо использует право отлагательного вето и возвращает закон со своими мотивированными и сформулированными предложениями в ВР У. Последняя может преодолеть президентское вето не менее чем двумя третями голосов. Президент У. является главой государства и выступает от имени государства. Он является гарантом государственного суверенитета, территориальной целостности У., соблюдения Конституции У., прав и свобод человека и гражданина. Президент избирается населением сроком на 5 лет и не более чем на два срока подряд. Президентом У. может быть избран гражданин У., достигший 35-летнего возраста, имеющий право голоса, владеющий государственным языком и проживающий в У. в течение 10 последних лет перед днем выборов. Президент У.: обеспечивает государственную независимость, национальную безопасность и правопреемство государства; обращается с посланиями к народу и с ежегодным и внеочередными посланиями к ВР У. о внутреннем и внешнем положении У.; представляет государство в международных отношениях, осуществляет руководство его внешнеполитической деятельностью государства, ведет переговоры и заключает международные договоры У.; принимает решения о признании иностранных государств; назначает всеукраинские референдумы в отношении изменения Конституции, по народной инициативе провозглашает результаты всеукраинского референдума; назначает внеочередные выборы в ВР У.; прекращает полномочия ВР, если она в течение 30 дней очередной сессии не может начать пленарного заседания; назначает с согласия ВР премьер-министра, прекращает его полномочия и принимает решения об его отставке; назначает и освобождает от должности по представлению премьер-министра членов Кабинета Министров (КМ), руководителей других центральных органов исполнительной власти, а также председателей местных государственных администраций; назначает и освобождает от должности с согласия ВР Генерального прокурора У.; назначает половину состава Совета Национального банка У. и половину состава Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания; по представлению премьер-министра создает, реорганизует и ликвидирует министерства и другие центральные органы исполнительной власти; отменяет акты КМ и акты Совета Министров Автономной Республики Крым; является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами У.; осуществляет руководство в сферах национальной безопасности и обороны государства, возглавляет Совет национальной безопасности и обороны У., вносит в ВР У. представление об объявлении состояния войны и принимает решение об использовании Вооруженных Сил У. в случае вооруженной агрессии против У.; принимает в соответствии с законом решения о всеобщей или частичной мобилизации и введении военного положения в У. либо в отдельных ее местностях в случае угрозы нападения, опасности для государственной независимости У.; принимает в случае необходимости решения о введении в У. либо в отдельных ее местностях чрезвычайного положения, а также объявляет в случае необходимости отдельные местности У. зонами чрезвычайной экологической ситуации с последующим утверждением этих решений ВР У.; назначает треть состава Конституционного Суда У.; создает суды в определенном законом порядке; подписывает законы, имеет право отлагательного вето; осуществляет помилование, награждения, присваивает высшие звания и ранги, принимает решения по вопросам гражданства и т. д. Полномочия Президента У. прекращаются досрочно в случае: отставки, невозможности исполнять свои полномочия по состоянию здоровья, смещения с поста в порядке импичмента, смерти. Невозможность исполнения Президентом своих полномочий по состоянию здоровья должна быть установлена на заседании ВР У. и подтверждена решением, принятым большинством ее конституционного состава на основании письменного представления Верховного Суда У. - по обращению ВР и медицинского заключения (ст. 110 Конституции У.). Импичмент возможен при совершении Президентом У. государственной измены или иного преступления. Процедура такова: сначала вопрос инициируется большинством от конституционного состава ВР У.; далее для проведения расследования ВР создает специальную временную следственную комиссию, в состав которой включаются специальный прокурор и специальные следователи; выводы комиссии рассматриваются на заседании ВР; при наличии оснований ВР не менее чем двумя третями голосов от ее конституционного состава принимает решение об обвинении Президента; затем после проверки дела КС У. и получения его заключения в отношении соблюдения конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела об им-пичменте и заключения Верховного Суда о том, что деяния, в которых обвиняется Президент, содержат признаки государственной измены или иного преступления, принимается решение о смещении в порядке импичмента не менее чем тремя четвертями голосов от конституционного состава ВР. Кабинет Министров является высшим органом в системе органов исполнительной власти (ст.113 Конституции У.). Он ответствен перед Президентом У., подконтролен и подотчетен ВР У. Конституция У. фиксирует положение КМ прежде всего как органа, руководящего экономическим и социальным развитием страны. В соответствии с Конституцией У. исполнительную власть в областях, районах, городах Киеве и Севастополе (в У. он считается городом республиканского подчинения) осуществляют местные государственные администрации. Их председатели назначаются на должность и освобож-даются от должности Президентом У. по представлению КМ. В областях, районах, указанных городах есть и представительные органы - Советы как органы местного самоуправления. Они могут делегировать какие-то вопросы местным государственным администрациям и осуществлять контроль за их осуществлением. Кроме того, Советы могут выразить недоверие председателю соответствующей местной администрации, на основании чего Президент У. принимает решение и дает обоснованный ответ. Однако если недоверие выражено двумя третями голосов депутатов, Президент принимает решение об отставке председателя администрации. Местные государственные администрации подконтрольны вышестоящим органам исполнительной власти. Решения председателей этих администраций, противоречащие Конституции. иным актам законодательства У., могут быть отменены Президентом У. или председателем местной государственной администрации высшего уровня. Согласно Конституции У., в состав У. в качестве ее неотъемлемой части входит Автономная Республика Крым (АРК). Она имеет свою Конституцию, принимаемую ее ВР и утверждаемую ВР У. Представительным органом АРК является ее ВР, правительством - Совет министров АРК. Председатель Совета министров назначается на должность и освобождается от должности ВР АРК по согласованию с Президентом У. В У. признается и гарантируется местное самоуправление. Оно является правом территориальной громады (общины. - С. А.) - объединения жителей села или добровольного объединения жителей нескольких сел, поселков, городов - самостоятельно решать вопросы местного значения в рамках Конституции и законов У. Местное самоуправление осуществляется населением как непосредственно, так и через органы местного самоуправления - сельские, поселковые, городские Советы и их исполнительные органы (ст. 140 Конституции У.). Органами местного самоуправления, представляющими общие интересы территориальных громад сел, поселков и городов, являются районные и областные Советы. У. имеет единую систему органов прокуратуры. Правосудие осуществляется судами. Это - суды общей юрисдикции. Наивысшими органами этой системы являются Верховный Суд У. и Конституционный Суд У. Действует Высший совет юстиции, делающий представления по кадровым вопросам и решающий вопросы дисциплинарного производства в отношении судей и прокуроров....







Наши проекты
Белые страницы России
V.I.P. зона России
Телефонная книга
Лучшее в Интернете
Обратная связь

  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


| Словари | Общие сведения | Помощь | Написать
Copyright © RI N 2000-
* Обратная связь