Словари Общие сведения Помощь |
|
|
выборка | описание |
ДОГОВОР МЕЖДУНАРОДНЫЙ
|
- двустороннее или многостороннее соглашение государств. (С. А.)...
|
ФЕДЕРАТИВНАЯ РЕСПУБЛИКА ГЕРМАНИЯ
|
- государство в Западной Европе, образованное 3 октября 1990 г. в результате объединения Федеративной Республики Германия, Германской Демократической Республики и Западного Берлина, являвшегося самостоятельной политической единицей с особым международным статусом. Договор об объединении ФРГ и ГДР подписан 31 августа 1990 г. До его подписания действовал Договор о создании валютного, экономического и социального союза от 18 мая 1990 г. 1 октября 1990 г. в Москве между СССР, США, Великобританией, Францией, ФРГ и ГДР был подписан Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии. Столица - г. Берлин, место пребывания правительства - г. Бонн....
|
ДОГОВОР ФЕДЕРАТИВНЫЙ
|
- см.: Федеративный договор....
|
ДОГОВОР ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ
|
- внутригосударственный договор. В особенности характерен для федеративного государства. Это - договоры: 1) между федерацией в целом и ее субъектами, а также государственными органами обоих уровней; 2) между субъектами федерации, а также их государственными органами. Д. г.-п. первой группы посвящены уточнению предметов ведения и полномочий сторон, если это не сделано федеральной конституцией и федеральными законами. Такого рода договоры предусмотрены, например, ст. 11 Конституции РФ: разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Кроме того, это могут быть Д. г.-п. о сотрудничестве сторон в решении проблем, имеющих важное значение для какого-то региона и требующих объединения усилий и помощи федерального центра. Д. г.-п. второй группы, как показывает практика РФ, - чаще всего договоры о сотрудничестве субъектов РФ. Ряд ученых относит к Д. г.-п. договоры государств, решивших объединиться в новое федеративное (союзное) государство (например, Договор об образовании СССР от 30 декабря 1922 г., в который вошли на положении союзных республик: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР и Закавказская федерация). Решение о создании СССР было принято Съездами Советов - высшими органами государственной власти этих государств. И указанный договор был не документом, подписанным полномочными делегациями четырех государств, а документом, принятым 1-м Съездом Советов СССР, т. е. высшим органом нового государства. Если же договор о создании федеративного союза подписывается полномочными делегациями государств, входящих в это новое государство, такой договор будет иметь черты и государственно-правового, и международно-правового договора. (С. А.)...
|
СУД
|
- (понятие, виды) - орган, на который возложено осуществление одной из ветвей государственной власти - судебной власти. От законодательных (представительных) и исполнительных органов С. отличается особенностями порядка его формирования, наделения полномочиями судей, процедуры разбирательства подведомственных дел, а также властностью и ответственностью принимаемых решений, их юридической значимостью. Термин "суд" довольно часто употребляется для наименования негосударственных образований, у которых, естественно, нет права осуществлять полномочий судебной власти (третейский суд, Международный коммерческий арбитражный суд, суды чести и т. д.). Виды судов: Конституционный Суд РФ, суды. общей юрисдикции, арбитражные суды, суды субъектов РФ, военный суд. Судебная система. (К. Г.)...
|
ИСТОЧНИК ПРАВА
|
- нормативный акт, принятый народом путем голосования на референдуме (населением территории на референдуме или на собрании), компетентным органом государства или органом местного самоуправления и устанавливающий нормы права. И. п. - это, следовательно, и внешняя форма существования нормативных предписаний, правотворческой деятельности. Нормативными актами могут быть Конституция и другие законы государства, указы и распоряжения главы государства, постановления парламента или его палат, постановления и распоряжения правительства, приказы и инструкции министерств и ведомств, акты компетентных органов субъектов федерации, местного самоуправления. И. п. могут существовать не только в виде нормативных актов. Так, истории известен такой И. п., как правовой обычай - правило поведения, сложившееся в процессе длительной повторяемости общественных отношений и применяемое их участниками. Обычно со временем правовые обычаи оформляются нормативными актами государства. В Российской Федерации правовые обычаи возникают и применяются, если они не противоречат правовым нормам, а дополняют их. Ряду стран известен такой И. п., как прецедент, или судебный прецедент, под которым понимается решение суда, вынесенное по конкретному делу и вошедшее в законную силу, служащее основой для решения аналогичных случаев иными органами. В какой-то мере применение прецедентного права можно наблюдать сегодня и в Российской Федерации. Например, решения Конституционного Суда РФ, имеющие обязательную силу лишь по обстоятельствам конкретного дела, учитываются при принятии решений различных государственных органов в аналогичных ситуациях. Практике нашей страны известен и такой вид И. п., как нормативный, или государственно-правовой договор. В частности, таким источником был Договор 1922 г. об образовании СССР, а для Российской Федерации важное значение имеет заключенный в 1992 г. Федеративный договор, включающий в себя три договора о разграничении предметов ведения и полномочий органов государственной власти РФ и субъектов РФ. (С. А.)...
|
АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
|
- органы судебной власти, уполномоченные рассматривать и разрешать дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений. Органы, именуемые А. с., в наши дни четко определены Федеральными конституционными законами "О судебной системе Российской Федерации" от 31 декабря 1996 г. и "Об арбитражных судах в Российской Федерации" от 28 апреля 1995 г. К ним относятся: Высший Арбитражный Суд Российской Федерации; федеральные арбитражные суды округов; арбитражные суды субъектов Российской Федерации. Нередко А. с. неточно называют Международный коммерческий арбитражный суд и Морскую арбитражную комиссию, которые не являются государственными органами, осуществляющими одну из ветвей власти - судебную. (К. Г.)...
|
РАТИФИКАЦИЯ
|
- одна из форм выражения согласия государства на обязательность для него международного договора. Р. означает утверждение парламентом договора, заключенного от имени государства его президентом или правительством. В соответствии с Конституцией РФ (например, ст. 106) Р. и денонсация международных договоров РФ осуществляются палатами федерального Собрания (ФС) - Государственной Думой (ГД) и Советом Федерации (СФ) - путем принятия федерального закона. Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации" от 16 июня 1995 г. называет следующие формы выражения согласия РФ на обязательность для нее международного договора: ратификация, утверждение, принятие и присоединение к международному договору. Согласно п. 1 ст. 15 названного Закона, Р. подлежат международные договоры РФ: исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные Законом; предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина; о территориальном разграничении РФ с другими государствами; об основах межгосударственных отношений по вопросам, затрагивающим обороноспособность РФ, по вопросам разоружения или международного контроля над вооружениями, по вопросам обеспечения международного мира и безопасности, а также мирные договоры и договоры о коллективной безопасности; об участии РФ в межгосударственных союзах, международных организациях и иных межгосударственных объединениях, если такие договоры предусматривают передачу им осуществления части полномочий РФ или устанавливают юридическую обязательность решений их органов для РФ. Помимо этого, согласно п. 2 ст. 15 данного Закона, Р. подлежат международные договоры РФ, при заключении которых стороны условились о последующей Р. Международные договоры, решение о подписании которых было принято Президентом РФ, вносятся им на Р. в ГД. Если решение о подписании принято Правительством РФ, соответственно оно вносит международный договор на Р. в ГД. Но в случае необходимости Правительство может представить предложение Президенту о внесении им на Р. международного договора, подписанного по решению Правительства. Предложение о Р. договора должно содержать заверенную копию официального текста договора, обоснование целесообразности его Р., а также оценку возможных финансово-экономических и иных последствий Р. Если предложение о Р. внесено иным субъектом права законодательной инициативы, оно направляется Президенту РФ для предложений по данному законопроекту. Вопрос о Р. договора рассматривается по правилам законодательного процесса сначала в ГД, далее - в СФ. Принятый палатами ФС федеральный закон о Р. международного договора направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. На основании федерального закона о Р. международного договора РФ Президентом РФ подписывается ратификационная грамота, которая скрепляется его печатью и подписью министра иностранных дел РФ. Согласно Закону 1995 г., в отношении договоров, указанных в п. 1 ст. 15, решения об утверждении и принятии международных договоров, а также присоединении к ним принимаются так же, как и решение о Р. международного договора. - в форме федерального закона. (С. А.)...
|
ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
|
- понятие, используемое в гражданском и конституционном праве, причем в несовпадающих трактовках. В гражданском праве, как это следует из гл. 2 ГК РФ, "гражданскими правами и обязанностями" считаются имущественные права, а также личные неимущественные права субъектов гражданских правоотношений, в то время как в науке конституционного права понятием "гражданские права" (а также свободы и обязанности) обозначаются те права, которые относятся к сфере личной жизни и индивидуальной свободы граждан. Название "гражданские" обозначает с одной стороны их личный характер, т. е. принадлежность каждому гражданину, с другой стороны - то, что эти права и обязанности существуют в обществе определенного качественного состояния (оно именуется тогда "гражданским обществом"). Использование словосочетания "гражданские права и обязанности" в дан ном понимании имеет место в литературе по конституционному праву и в публицистике. Однако в конституционном законодательстве РФ понятие "гражданские права" (а также свободы и обязанности) не используется. Конституционно-правовое понимание "гражданских прав и обязанностей" опирается на трактовку видов прав, свобод и обязанностей граждан в международно-правовых документах (Всеобщая декларация прав человека 1948 г.. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.). В соответствии с этими документами к числу гражданских прав можно отнести: право на жизнь, достоинство личности, свободу от принудительного или обязательного труда, право на свободу и личную неприкосновенность, право лиц, лишенных свободы, на гуманное обращение, право на свободное передвижение и свободу выбора местожительства, право покидать любую страну, включая свою собственную, право возвращаться в свою собственную страну, равенство перед судом, презумпцию невиновности, право на признание правосубъектности лица, право на защиту от произвольного и незаконного вмешательства в личную и семейную жизнь человека, свободу мысли, совести и религии, право на защиту семьи со стороны общества и государства, право мужчин и женщин, достигших определенного возраста, на вступление в брак и создание семьи, право ребенка на меры защиты со стороны семьи, общества и государства и право на гражданство. Нормы о праве индивида владеть имуществом (она была включена еще во Всеобщую декларацию прав человека 1948 г.) в Международных пактах 1966 г. не содержится, хотя это - также одно из его гражданских прав. Таким образом, международные документы связывают гражданские права и свободы в большей мере с предпосылками и условиями личной жизни, неприкосновенности и свободы индивида, а не с его правами и возможностями, вытекающими из материальных сделок и действий соответствующих органов и должностных лиц. (С. А.)...
|
МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ АРБИТ
|
- один из постоянно действующих третейских судов. Образован при Торгово-промышленной палате РФ (ТПП РФ) и действует на основании Положения о Международном коммерческом арбитражном суде, утвержденного Законом РФ "О международном коммерческом арбитраже" 7 июля 1993 г. В его компетенцию входит разрешение споров, связанных с договорными и иными гражданско-правовыми отношениями, возникающими при осуществлении внешнеторговых и других видов международных экономических связей, если хотя бы одна из сторон коммерческого предприятия находится за границей, а также споры предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений и организаций, созданных на территории Российской Федерации, между собой, между их участниками, а равно и их споры с другими российскими субъектами права. Список арбитров МКАС формируется президиумом ТПП РФ сроком на 4 года. Арбитром может быть лицо, обладающее специальными знаниями в области разрешения споров, принимаемых этим судом к рассмотрению. Президиум утверждает и акты, регламентирующие работу МКАС (Положение об арбитражных сборах и расходах и об издержках сторон, Регламент Международного коммерческого арбитражного суда). (К. Г.)...
|
ОБЩЕСТВЕННЫЕ РАБОТЫ
|
- категория, связанная с конституционным правом граждан на свободный труд и на защиту от безработицы. О. р. - оплачиваемые работы, организуемые органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в организациях, находящихся в их собственности, и на договорной основе - в иных организациях. О. р. организуются по предложению органов службы занятости населения в целях обеспечения временной занятости граждан. С лицами, желающими участвовать в О. р., заключается срочный трудовой договор сроком до 6 месяцев. Преимущественным правом на заключение такого договора пользуются безработные граждане, не получающие пособия по безработице, безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше б месяцев. Безработные, помимо заработка, получают также и доплату в размере причитающегося им пособия по безработице.(С. А.)...
|
АНГОЛА
|
- (Республика Ангола, до августа 1992 г. - Народная Республика Ангола) - государство в Западной Африке, бывшая колония Португалии, независимость провозглашена 11 ноября 1975 г. Столица - г. Луанда. А. разделена на 18 провинций, включая анклав Кабинда севернее устья р. Конго. Действует Конституционный закон 1975 г. (с поправками 1992 г.). Глава государства и правительства - Президент, избираемый прямым всеобщим голосованием на 5 лет по мажоритарной системе с правом переизбрания на три срока. Конституционный строй дестабилизирован многолетней гражданской войной. 20 ноября 1994 г. правительство подписало с лидерами движения УНИТА мирный договор, который фактически не выполняется, как и соглашение 1991 г. Представительный орган - Национальное собрание - состоит из 220 депутатов, избираемых сроком на 4 года, из них 130 депутатов избираются по общенациональному списку и 90 депутатов - от провинций (по 5 от каждой из 18 провинций). Исполнительная власть осуществляется правительством во главе с премьер-министром, назначаемым Президентом. Состав самого кабинета утверждается Национальным собранием. (А. К.)...
|
ДОГОВОРНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
|
- федеративное государство, созданное путем заключения федеративного договора между государствами или иными территориальными единицами, решившими войти в это государство. Другой вариант - преобразование унитарного государства в федеративное с заключением федеративного договора между частями государства, ставшими субъектами федерации. Порой Д. ф. противопоставляется конституционной федерации, т. е. построению федеративного государства не на основе договора, а на основе Конституции, принимаемой высшим органом новой федерации. Существует также конституционно-договорная (договорно-конституционная) федерация, когда вначале заключается договор, а затем принимается Конституция. В таком случае применяются оба документа, причем они имеют равную силу. Идеи существования федерации лишь на основе договора, а также на основе двух равных документов - договора и Конституции - представляются малореалистичными. Федерация - это государство, и ее основой должна быть Конституция, важнейшей частью которой являются нормы, посвященные федеративному устройству государства, статусу федерации и ее субъектов, гарантиям их прав и интересов. (С. А.)...
|
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
|
- отрасль права, нормы которой регулируют имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Основной источник данной отрасли права - Гражданский кодекс РФ 1994 г., а также многочисленные законы и нормативные акты. Гражданское законодательство (ст. 2 ГК) определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Наиболее крупные блоки Г. п. - возникновение гражданских прав и обязанностей, осуществление и защита гражданских прав; граждане (физические лица) и юридические лица как участники гражданского оборота; сделки и представительство; право собственности и другие вещные права; обязательственное право, договор; авторское право; право наследования; семейное право и др. (С. А.)...
|
ЗАКЛЮЧЕННЫЙ
|
- лицо, находящееся по решению уполномоченных органов или должностных лиц под стражей в связи с задержанием, применением меры пресечения, административного или дисциплинарного ареста, а также в связи с арестом либо лишением свободы по приговору суда. Независимо от оснований и поводов помещения под стражу, 3. является не только носителем обязанностей, но и обладателем прав. Круг и объем его прав и обязанностей подробно определяются законодательными актами - к примеру, ст. 21 Конституции РФ, У головно-исполнительным кодексом РФ, Федеральным законом "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" от 15 июля 1995 г., Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации (для военнослужащих и лиц,приравненных к ним), Кодексом торгового мореплавания РФ (для лиц, помещаемых под стражу по решению капитанов судов, находящихся в дальнем плавании). Существуют и признаваемые Российской Федерацией международные документы - например, Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, Принципы медицинской этики, относящиеся к роли работников здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких и бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению под стражу в какой бы то ни было форме.(К. Г.)...
|
|
Дальше >>>
|
|
|
|
|