RIN.ru
Российская Информационная Сеть

Словари

English   
  Словари  Общие сведения  Помощь
 





     выборка описание
    ВАЛЮТНАЯ ЗОНА 
    • (currency zone) группа государств или территорий, соблюдающих особые правила взаимных валютных отношений и признающих за валютой основной страны в составе группы ведущую роль в расчетах между собой и остальным миром; образуется на основе формального соглашения или сложившейся практики. Важное значение имели возникшие в 30-е гг. стерлинговая зона, зона франка и долларовая зона....


    ДОЛЛАРОВАЯ ЗОНА 
    • валютная группировка стран, экономически связанных с США и ориентировавших свои валюты на американский доллар. В зону входили страны Американского континента (Боливия, Венесуэла, Гаити, Гватемала, Гондурас, Доминиканская Республика, Колумбия, Коста-Рика, Мексика, Никарагуа, Канада, Панама, Сальвадор, Эквадор) и некоторые другие страны (Либерия, Филиппины), которые поддерживали фиксированный курс своих валют к доллару, изменяя его только с согласия США, хранили свои валютные резервы в американских банках, производя через них международные расчеты, поддерживали единообразную систему валютного контроля и регулирования. Значительная часть их внешнеэкономических связей осуществлялась в первые послевоенные годы США. В дальнейшем по мере укрепления экономической независимости развивающихся стран, ослабления позиций США, введения конвертируемости валют многими странами Д.з. распалась....


    НАЛОГОВАЯ ГАВАНЬ, 
    • налоговое убежище (tax haven) обычно небольшие островные и прибрежные государства и территории, которые устанавливают низкий уровень налогообложения или вообще освобождают от него иностранные компании, которые регистрируются и открывают у них свои офисы (см. Оффшорная зона)....


    ПРИЛЕЖАЩАЯ ЗОНА 
    • морской район, прилежащий к территориальному морю, в котором прибрежное государство осуществляет контроль, необходимый: а) для предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил в пределах его территории или территориального моря; б) для наказания за нарушение таких законов и правил, совершенное в пределах его территории или территориального моря. Согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., П.з. не может распространяться за пределы 24 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Несмотря на право прибрежного государства осуществлять в П.з. контроль, необходимый, в частности, для предотвращения нарушения таможенного законодательства и для наказания за такое нарушение, П.з. обычно не включается в таможенную территорию государства....


    ТАМОЖЕННЫЙ РЕЖИМ 
    • совокупность положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ для таможенных целей (ст. 18 Таможенного кодекса РФ). Таможенные режимы устанавливаются в зависимости от цели пересечения товарами таможенной границы. Они различаются по порядку взимания таможенных платежей, применения мер нетарифного регулирования, осуществления таможенного контроля. Таможенный кодекс РФ предусматривает следующие таможенные режимы: выпуск для свободного обращения, реимпорт, транзит, таможенный склад, магазин беспошлинной торговли, переработка на таможенной территории, переработка под таможенным контролем, временный ввоз (вывоз), свободная таможенная зона, свободный склад, переработка вне таможенной территории, экспорт, реэкспорт, уничтожение, отказ в пользу государства. Статья 24 Таможенного кодекса допускает установление в случае необходимости Правительством и ГТК России дополнительных таможенных режимов....


    ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО СТРАН В 
    • (South We t Africa Economic Community, SWAEC) региональное объединение для сотрудничества в области торговли, кредита, координации экономических программ и создания совместных объектов. Члены: Ангола, Ботсвана, Замбия, Зимбабве, Кения, Коморские Острова, Лесото, Маврикий, Мадагаскар, Малави, Мозамбик, Свазиленд, Сейшельские Острова, Сомали, Танзания, Уганда и Эфиопия. Начал деятельность в январе 1982 г. При этом в качестве цели было определено создание в течение ближайших 10 лет зоны свободной торговли с последующим переходом к режиму общего рынка. Большое внимание уделяется сотрудничеству в области создания совместных объектов в различных отраслях экономики (транспорт, энергетика, промышленность и сельское хозяйство). Вследствие различий в интересах участников внутри СВАЭК возникло два фракционных союза: Зона преференциальной торговли стран Восточной и Южной Африки и Конференция по координации экономического развития независимых стран Юга Африки....


    СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ, 
    • сравнительно небольшие территории государства, на которых вводится льготный, по сравнению с общим, режим хозяйственной и внешнеэкономической деятельности для привлечения иностранных и отечественных инвесторов и создается вся необходимая для этого производственная и деловая инфраструктура. В мировой практике СЭЗ создаются как в развитых (Великобритания, Германия, Голландия, США), так и в развивающихся странах (Бразилия, Южная Корея, Малайзия и др.). Весьма широко используют СЭЗ в Китае в своей политике привлечения иностранного капитала. Различают несколько видов зон: свободные склады, свободные таможенные зоны (СТЗ), научно-технические зоны (НТЗ), которые в США называются технопарки, а в Японии - технополисы, и, наконец, СЭЗ, главным образом экспортной специализации. Особым режимом отличаются оффшорные зоны. СЭЗ, особенно зоны экспортного производства, при относительно небольших затратах на их создание дают максимальный эффект в сравнительно короткие сроки. Часто зоны создаются в непосредственной близости от крупных международных морских портов, аэропортов, железнодорожных узлов при наличии свободных территорий, рабочей силы, специалистов. Например, одной из первых СЭЗ была зона в Ирландии, созданная в аэропорту Шеннон в 1959 г. Позднее такая же зона была создана в английском аэропорту Дог-Айленд. Некоторые зоны создаются на более крупных территориях, как промышленный округ свободной зоны Манаус в Бразилии, специальная экономическая зона Шеньжень в Китае и др. Для финансирования создания ключевых объектов производственной инфраструктуры СЭЗ, развитие которых признается приоритетным с точки зрения общественных интересов, выделяются средства из государственного бюджета и предоставляются льготные кредиты. Опыт зарубежных СЭЗ говорит о том, что инвесторы пользуются примерно одинаковым набором льгот: таможенными (освобождение от импортных по- шлин или их существенное снижение по сравнению с обычными); налоговыми (отсутствие налогов на добавленную стоимость, на прибыль и акцизов); бюджетными (предоставление разного рода субсидий); правовыми (упрощенный режим учреждения и регистрации фирм); банковскими (льготное кредитование); валютными (полная либерализация валютных операций). Предоставленные льготы в дальнейшем окупаются растущими доходами бюджета от роста производства в зоне. Однако в мире СЭЗ сравнительно немного, и решения об их создании принимаются лишь после основательной проработки, в результате которой доказывается их народнохозяйственная целесообразность и эффективность. В РФ была предпринята неудачная попытка создания СЭЗ на уровне целых краев и областей, когда в 1990-1991 гг. было объявлено о формировании 11 крупных зон. В конце 90-х гг. создаются свободные таможенные зоны, расположенные вблизи крупных международных аэропортов (приняты решения о создании таких зон около аэропортов Шереметьево и Внуково (Москва)), а также международных портов, например, в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону и др. В таких зонах создаются консигнационные склады, предприятия по подработке продукции и некоторые другие производственные предприятия. Создаются и свободные таможенные склады, которых только на территории Москвы и Московской области уже более 150. Важным шагом по созданию СЭЗ производственного типа является Закон "Об Особой экономической зоне в Калининградской области", принятый обеим палатами Федерального Собрания и подписанный Президентом РФ в январе 1996 г. Закон предусматривает для Особой экономической зоны режим свободной таможенной зоны (товары при вывозе и при ввозе на территорию зоны освобождается от таможенных пошлин), а также ряд других льгот, в частности на резидентов зоны не распространяется порядок обязательной продажи иностранной валюты на валютном рынке РФ....


    ЗОНА ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ТОРГОВЛИ С 
    • (Preferntial Trade Area for Ha ten and Southern African State ) члены: Ангола, Бурунди, Джибути, Заир, Замбия, Зимбабве, Кения, Коморские Острова, Лесото, Малави, Маврикий, Мозамбик, Намибия, Руанда, Сомали, Судан, Свазиленд, Танзания, Уганда, Эфиопия. Договор о создании зоны преференциальной торговли (ЗПТ) был подписан в декабре 1981 г. в г. Лусаке (Замбия) и вступил в силу в январе 1983 г. Учредителями ЗПТ явились Бурунди, Свазиленд, Малави и Коморские Острова. Взаимные расчеты осуществляются через Восточно-Южноафриканский банк торговли и развития (Hasten and Southern African Trade and Development Bank), расположенный в г. Бужумбура (Бурунди). Этот банк является субрегиональным подразделением группы Африканского банка развития. В качестве расчетной единицы в ЗПТ используется расчетная единица зоны преференциальной торговли (Unit of Account-Prefe, rential Trade Area, UAPTA). В 1994 г. ЗПТ преобразована в Общий рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА). Штаб-квартира находится в г. Лусаке (Замбия)....


    ЗОНА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ 
    • первичная форма экономической интеграции", при которой страны отменяют ограничения во взаимных экономических отношениях, но сохраняют полную самостоятельность в проведении своей внутренней и внешней политики. Концепция З.с.т. была положена в основу создания Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), ряда группировок развивающихся стран, например Латиноамериканской ассоциации свободной торговли (ЛАСТ), в рамках АСЕАН и др. При формировании З.с.т., как и таможенного союза, межгосударственная регулирующая деятельность, состоящая по преимуществу в снятии различных барьеров, охватывает лишь сферу обмена и создает более благоприятные условия для развития торговли между странами-участницами, финансовых расчетов между ними и т.д. Все основные виды экономического регулирования осуществляются национальными государствами. В современных условиях при высокой степени развития национального государственного регулирования отмена пошлин и других ограничений фактически еще не означает экономического объединения государств. Как показывает опыт ЕАСТ, деятельность З.с.т. если и оказывает определенное воздействие на развитие производства, то эффект крайне ограничен. Существенных изменений с точки зрения формирования более емкого рынка она не дает. В этом, в частности, одна из причин кризиса ЕАСТ и перехода стран - членов ЛАСТ к более высоким формам экономической интеграции....


    ЗОНА ФРАНКА 
    • валютная группировка стран, связанных с Францией - бывших французских колоний, валюта которых ориентирована на французский франк. Создана Францией в масштабах своей колониальной империи в 30-с гг., когда большинство стран ввело валютные ограничения и необратимость валют. В послевоенные годы после завоевания политической независимости большинством французских колоний 10 стран - бывших французских колоний вышли из З.ф. (страны Северной Африки, Индокитая и Гвинея). В настоящее время в З.ф., кроме Франции, входят ее заморские департаменты и территории, Монако, территориальные объединения Сен-Пьер и Микелон и Майотта, а также 14 африканских стран (Бенин, Буркина-Фасо, Габон, Коморские Острова, Камерун, Конго, Кот-д'Ивуар, Мали, Нигер, Сенегал, Того, Центральноафриканская Республика, Чад, Экваториальная Гвинея). Для заморских департаментов и территорий, находящихся под французской юрисдикцией и не имеющих независимого казначейства, эмиссия денег осуществляется французским эмиссионным банком заморских департаментов, который выпускает франк метрополии для Мартиники, Гваделупы, Гвианы, Майотты, островов Реюньон, СенПьер и Микелон. Эмиссионный институт заморских территорий выпускает франк французских тихоокеанских территорий (франк КФП) и Новой Каледоний, в Уоллисе и Футуне и во Французской Полинезии, который свободно обменивается на французский франк по твердому курсу. Монако чеканит свою монету, но в обращении использует французский франк. В рамках З.ф. функционирует две валютные группировки - Западно-африканский валютный союз и Зона эмиссии Банка государств Центральной Африки. Денежной единицей этих группировок является африканский франк (франк КФА), выпускаемый двумя региональными эмиссионными банками - Центральным банком государств Западной Африки и Банком государств Центральной Африки. Банкноты и монеты в обеих эмиссионных зонах одинаковы, только на их лицевой стороне отпечатано или выбито название государства, для которого они выпущены. Денежные знаки любой из стран зоны имеют силу законного средства в остальных государствах зоны. Франк КФА находится в твердом соотношении с французским франком. Франция, имея представителей в органах управления валютных группировок, контролирует размеры эмиссии франка КФА. Для сохранения неограниченной конверсии денежных единиц стран - членов З.ф. во французский франк эти страны не только передали право денежной эмиссии и контроля за денежным обращением эмиссионным банкам З.ф., но и должны поддерживать твердый паритет национальных денежных единиц с Францией, сдавать большую часть валютных авуаров (70% для стран Центральной Африки, 65% для стран Западной Африки) в единый пул и хранить их во французских франках на счетах, открытых в казначействе Франции. Эти страны проводят большую часть своих валютных операций через валютный рынок Парижа. Валютная политика стран - членов З.ф. координируется Валютным комитетом зоны. Все страны зоны придерживаются правил валютного контроля, согласованных с Францией. Механизм зоны дает существенные выгоды Франции, которая может без ограничений ввозить капиталы в страны - члены зоны, бесконтрольно вывозить из этих стран прибыли своих компаний, деньги, получаемые французскими специалистами, и т.д. Вместе с тем и для стран З.ф. ее существование дает определенные преимущества, связанные с поддержанием стабильности денежных систем, использованием механизма зоны для расчетов с зарубежными государствами в случае возникновения проблем с платежным балансом, а также для развития интеграционных процессов в Западной и Центральной Африке....


    ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ 
    • одна из форм экономического объединения государств, более развитая форма экономической интеграции, предполагающая не только снятие барьеров во взаимной торговле, как в зоне свободной торговли или таможенном союзе, но и проведение общей экономической политики. При этом наднациональное регулирование, связанное с функционированием Э.с., предполагает вмешательство не только в сферу обмена, но и в сферу производства. Это регулирование в условиях частного предпринимательства и действия закона стоимости как главного регулятора производства призвано вносить лишь определенные коррективы в механизм рынка в целях стимулирования процессов воспроизводства в масштабе всех стран-участниц, изменения межотраслевых пропорций, ослабления тех или иных социальных противоречий и т.д. Для этого может использоваться общая для всех стран налоговая политика, субсидирование развития отдельных производств или районов из общих фондов союза, составление общих программ экономического развития и другие меры. Тем не менее и в условиях Э.с. национальное государство сохраняет в своих руках такую важную экономическую функцию, как перераспределение национального дохода через государственный бюджет. Сосредоточение в руках национального государства довольно значительной части создаваемого продукта является одной из существенных форм экономического обособления отдельных стран внутри союза, что составляет объективную основу для противоречий между ними. Реально функционирующим Э.с. является Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), преобразованное в Европейский союз (ЕС). Договор о создании Э.с. подписан странами СНГ, при этом предусматривается, что этапами к его созданию будут зона свободной торговли, таможенный и платежный союзы....


    СВОБОДНАЯ ТАМОЖЕННАЯ ЗОНА 
    • одна из форм свободных экономических зон; территория, которая выведена за таможенную территорию соответствующей страны, и на нее товары могут ввозиться и вывозиться с нее без взимания пошлин, налогов и применения других мер экономической политики. С.т.з. имеют давнюю историю, они создавались во многих европейских странах, как правило, в морских портах (Амстердам, Гамбург и др.) в целях поощрения национальной внешней торговли. В настоящее время практика создания С.т.з. широко распространена не только в промышленно развитых, но и развивающихся странах. На территории С.т.з. часто создаются консигнационные склады, на которых размещаются товары для реализации как в данной, так и других странах. Согласно Таможенному кодексу РФ С.т.з. - таможенный режим, при котором иностранные товары размещаются и используются в соответствующих территориальных границах без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к указанным товарам мер экономической политики, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта. С.т.з. создаются по решению Правительства РФ, по согласованию с органами государственной власти регионов. Правительство РФ вправе отменить решение о создании С.т.з., если ее функционирование не соответствует требованиям Таможенного кодекса либо законодательных актов РФ о такой зоне. В С.т.з. допускается совершение производственных и иных коммерческих операций, исключая их розничную продажу. Товары могут находится в С.т.з. без ограничения срока. В целях обеспечения соблюдения законодательства РФ и исходя из характера товаров на осуществление операций с ними в С.т.з. могут устанавливаться отдельные запреты и ограничения. При наличии достаточных оснований таможенные органы РФ вправе осуществлять таможенный контроль товаров, находящихся в С.т.з. Таможенное оформление товаров, ввозимых в С.т.з., а также вывозимых из них, может осуществляться в упрощенном порядке, определяемом Государственным таможенным комитетом РФ. Возведение зданий, строений и сооружений в С.т.з. допускается по согласованию с таможенным органом РФ. В конце 90-х гг. С.т.з. создаются в аэропортах Шереметьево и Внуково (Москва), а также в некоторых морских портах....


    ЕВРОПЕЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ СВОБОДНОЙ 
    • (European Free Trade A ociation) торгово-экономическая группировка, образованная в 1960 г. Австрией, Великобританией, Данией, Норвегией, Португалией, Швецией и Швейцарией на основе Стокгольмской конвенции. В 1961 г. в ЕАСТ в качестве ассоциированного члена вступила Финляндия, в 1970 г. членом ЕАСТ стала Исландия. В отличие от Европейского экономического сообщества (ЕЭС) ЕАСТ представляет собой менее развитую форму интеграции, ее функции были ограничены внешнеторговыми рамками и направлены на создание зоны свободной торговли. В конвенции предусматривалась отмена ограничений во взаимной торговле лишь промышленными товарами, страны ЕАСТ не вводили единого тарифа по отношению к третьим странам, а сохраняли национальные таможенные пошлины. В ЕАСТ к 1967 г. были в основном отменены таможенные пошлины и количественные ограничения по импорту промышленных товаров во взаимной торговле. Снижение пошлин во взаимной торговле стран ЕАСТ постепенно начало распространяться и на отдельные виды переработанной сельскохозяйственной продукции. Осуществленные в ЕАСТ мероприятия способствовали расширению взаимной торговли. В деятельности ЕАСТ наметилась также тенденция к осуществлению некоторых мер по более тесной интеграции экономик стран - участниц этого объединения, в частности страны ЕАСТ предприняли шаги в направлении либерализации передвижения капиталов в рамках своей группировки, хотя это не предусматривалось конвенцией, значительно расширили консультации по вопросам экономической и валютно-финансовой политики. Были приняты меры и по организационному укреплению ЕАСТ: активизировалась деятельность высших органов ЕАСТ - Совета и постоянного Секретариата, созданы новые органы (Комитет экономического развития). Несмотря на это, экономический потенциал ЕАСТ, по мнению английских правящих кругов, явившихся инициаторами создания Ассоциации, оказался недостаточным для развития современного промышленного производства. Как форма интеграционного процесса ЕАСТ также не удовлетворяла их требованиям. Это привело к вступлению Великобритании, а также Дании, Ирландии в ЕЭС (с января 1973 г.). Выход из ЕАСТ Великобритании, на долю которой приходилось более четверти товарооборота, а также Дании означал глубокий кризис и фактический развал Ассоциации, хотя формально она продолжает существовать. Так как большая часть внешнеэкономических связей стран, оставшихся в ЕАСТ, приходилась на ЕЭС, они были вынуждены еще в 1972 г. подписать с ЕЭС соглашения о создании зоны свободной торговли промышленными товарами. В соответствии с этими соглашениями осуществлено взаимное снижение пошлин на основную часть промышленных товаров, отменены с 1 января 1984 г. последние пошлины в ЕЭС на импорт промышленных товаров из стран ЕАСТ, создана зона свободной торговли промышленными товарами, включающая страны ЕАСТ и ЕЭС, хотя между ними продолжали применяться различные нетарифные барьеры, мешающие развитию торговли. Вступление в 1995 г. в ЕЭС Австрии, Финляндии и Швеции практически положило конец существованию ЕАСТ....


    СТЕРЛИНГОВАЯ ЗОНА 
    • валютная группировка стран, связанных с Великобританией, проводивших относительно согласованную политику по валютным вопросам и использовавших во взаимных расчетах фунт стерлингов. Начала формироваться в условиях кризиса 1929-1933 гг. и расстройства международных экономических отношений, приведших к отмене Великобританией золотослиткового стандарта, введению большинством стран валютных ограничений и образованию стерлингового блока, в который кроме стран Британской империи входили некоторые европейские и другие государства. В дальнейшем в начале второй мировой войны он преобразовался в С.з., членами которой стали только страны Британской империи (доминионы и колонии Великобритании), кроме Канады. Английский закон 1947 г. о контроле над торговлей, определивший список территорий, в отношении которых в Великобритании осуществлялся особый режим контроля, обозначил границы зоны. Основными чертами С.з. было поддержание определенного курса валют стран ее участниц к фунту стерлингов, относительная свобода валютных операций внутри зоны и осуществление единой системы валютного контроля по отношению к остальным странам, хранение значительной части валютных резервов стран зоны в фунтах стерлингов в английских банках и объединение других золотовалютных резервов стран зоны, особенно долларовой выручки в долларовый пул, представляющий собой централизованный резерв долларов в Лондоне. С.з. была крупнейшей валютной зоной, на которую приходилось около 1/6 мирового товарооборота. Существование С.з. давало значительные преимущества Великобритании, валюта которой выступала резервной в зоне и которая могла распоряжаться резервами долларового пула. Однако и страны зоны, внешнеэкономические связи которых в то время во многом ориентировались на Великобританию, использовали механизм С.з. в своих интересах, в частности могли прибегать в случае необходимости к услугам долларового пула для получения долларов. По мере изменения роли Великобритании в мире, распада Британской колониальной системы, становления национальной экономики и переориентации внешних связей бывших колоний усилились центробежные тенденции в С.з. Несмотря на введение обратимости фунта стерлингов, его роль как резервной (ключевой) валюты стала снижаться. Девальвация фунта стерлингов в 1967 г. и введение его плавающего курса в 1972 г. привели к серьезным потерям для стран, хранивших свои валютные резервы в фунтах стерлингов. Великобритания была вынуждена ввести с сентября 1968 г. валютные гарантии для части стерлинговых авуаров, главным образом в форме долларовой оговорки, действовавшей до 1974 г. Вступление Великобритании в Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и все большая ориентация ее внешних связей на Западную Европу ускорило процессы распада С.з. В 1972 г. был отменен льготный валютный режим в отношении стран С.з. (кроме Ирландии и Гибралтара), а страны С.з. с начала 70-х гг. уже не поддерживают связь своих валют с фунтом стерлингов и не используют его в качестве основного валютного резерва. С конца 70-х гг. С.з. фактически перестала существовать....


    ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА 
    • термин, которым законодательство некоторых государств обозначает исключительную экономическую зону. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ экономическое объединение группы стран в целях создания более благоприятных условий для развития современного производства. Э.и. призвана преодолеть противоречие между растущей интернационализацией производства и капитала и относительно узкими рамками национальных государств. Развитие современных производительных сил требует отказа от национальных форм регулирования экономики и перехода к его наднациональным, международным формам. Э.и. является высшей формой интернационализации хозяйственной жизни. Э.и. развивается от простых к более сложным формам. Самая простая форма объединения - зона (ассоциация) свободной торговли, предполагающая отмену таможенных пошлин и другие ограничения во взаимной торговле. Таможенный союз, кроме того, требует проведения общей внешнеторговой политики, введения единого таможенного тарифа по отношению к странам, не участвующим в группировке. Кроме создания таможенного союза, интеграционные группировки осуществляют отмену ограничений в области движения капиталов и рабочей силы. Проводятся мероприятия в области согласования валютной политики. Более развитая форма Э.и. - экономический союз - предполагает не только функционирование общего рынка товаров, капиталов и рабочей силы, но и проведение общей внутриэкономической политики, деятельность наднациональных экономических органов. На этих основах создано Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). В условиях значительно возросшей экономической роли государства снятие экономических барьеров между странами без проведения общей экономической политики не обеспечивает реально экономического объединения. Наиболее полной формой интеграции, по мысли ее идеологов, должна стать политическая интеграция государств, т.е. фактически их объединение в единое государство. Преобразование ЕЭС в Европейский союз (ЕС) - шаг в этом направлении. Поскольку объективная тенденция к интернационализации хозяйственной жизни действует в масштабе всего мира, то действует и тенденция к интеграции в мировом масштабе. Но интеграция в полном смысле этого слова в масштабе мирового хозяйства невозможна в силу противоречий между странами. Объединение в единую экономическую систему стран с разным уровнем экономического развития фактически способствовало бы установлению отношений господства развитых стран над экономически менее развитыми. Э.и. может быть реальной, если ее пытаются осуществить страны с примерно одинаковым уровнем развития и уже достаточно тесно связанные между собой в экономическом отношении. При этом экономическое объединение ряда стран имеет, как правило, своей целью укрепление позиций предпринимателей данных стран в конкурентной борьбе с предпринимателями других, не входящих в эту группировку, стран. На практике получили распространение региональные экономические группировки. Реальные шаги в направлении интеграции промышленно развитых стран сделаны вначале в Западной Европе, для которой характерна "мелкогосударственность", большая политическая раздробленность, а противоречие между значительно возросшей степенью интернационализации производства и капитала и сохранением отдельных государств, создающих различные преимущества для своего национального производства, проявилось особенно остро. Путем экономического объединения и образования наднациональных экономических органов западноевропейские страны пытаются в какой-то мере разрешить это противоречие и создать более широкую экономическую область для развития производительных сил. Объединение западноевропейских государств должно способствовать укреплению их позиций относительно США. Однако противоречия между самими западноевропейскими странами привели первоначально к формированию двух группировок в Западной Европе - ЕЭС и Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ). ЕЭС, ориентирующееся на более высокие формы интеграции, постепенно практически поглотило ЕАСТ и преобразовалось в ЕС, в который входят сейчас страны Западной Европы и собираются вступить страны Восточной Европы. Другой группировкой промышленно развитых стран становится Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), объединяющее США, Канаду и Мексику. Тенденция к Э.и. получила распространение и среди развивающихся стран. В Латинской Америке, в Африке, на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии возникло около 20 экономических группировок. Причины интеграции промышленно развитых и развивающихся стран различны. Если в первом случае интеграция порождается высоким уровнем развития производительных сил, переросших национальные рамки, и стремлением предпринимателей расширить сферу своего господства, то во втором случае Э.и. порождается скорее слабым уровнем развития экономики, стремлением развивающихся стран путем объединения создать лучшие условия для индустриализации и становления национальной экономики. В ряде случаев развивающиеся страны объединяются и для того, чтобы ослабить свою экономическую зависимость от западных держав. На пути интеграции развивающихся стран стоят серьезные трудности, вызванные противоречиями между участниками группировок, стремлением западных держав использовать интеграцию развивающихся стран в своих интересах. Большая часть группировок развивающихся стран создается в форме общих рынков, т.е. страны договариваются об отмене таможенных пошлин, количественных и иных ограничений по взаимной торговле, а также об установлении свободного перелива капиталов и отмене валютных ограничений. Общие рынки развивающихся стран основываются на принципах свободной конкуренции. Хотя конкурентная борьба между предпринимателями разных стран в условиях общего рынка и ведет к разделению труда и росту взаимной торговли, она несет с собой, вместе с тем, разрушительные последствия для менее конкурентоспособных производителей. От создания общих рынков выигрывают, как правило, более развитые страны. Промышленное развитие в менее развитой стране в условиях общего рынка может быть вообще задержано ввиду беспрепятственного притока промышленных товаров извне. Все это приводит к противоречиям и даже глубоким кризисам этих группировок. Такая ситуация сложилась, например, в Восточно-Африканском экономическом сообществе, где уровень экономического развития Кении был существенно выше, чем в Уганде и особенно в Танзании. Региональная интеграция развивающихся стран может дать реальные плоды, если она основывается на соглашениях, предусматривающих целенаправленное развитие специализации и кооперации между странами, совместное строительство крупных промышленных и транспортных объектов и т.д. По этому пути первоначально шли страны Андского пакта развития. Наиболее существенные шаги в области интеграции развивающихся стран сделаны в Латинской Америке, где еще в начале 60-х гг. были созданы две экономические группировки - Латиноамериканская ассоциация свободной торговли (ЛАСТ), позже преобразованная в Латиноамериканскую ассоциацию интеграции, и Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР). Кроме того, в Латинской Америке возникли Андский пакт развития, МЕРКОСУР, Карибское сообщество (КАРИКОМ). В Африке действуют два экономических сообщества западноафриканских стран - ЭКОВАС и КЭАО и целый ряд других группировок. В Азии повышается реальная роль АСЕАН. Расширяется Организация экономического сотрудничества, объединяющая страны Центральной Азии. В конце 90-х гг. абсолютное большинство развивающихся стран участвует в той или иной региональной экономической группировке. Это свидетельствует о том, что развивающиеся страны отводят региональной интеграции важную роль в деле развития своей национальной экономики. На иных принципах развивалась Э.и. между социалистическими странами, входившими в Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Их взаимоотношения строились на плановой основе путем координации народнохозяйственных планов на международном уровне. Хотя в конце 80-х гг. были предприняты попытки более широко использовать рыночные формы связей между странами, развивать сотрудничество на уровне предприятий и объединений, реального сближения экономик СССР и стран Восточной Европы, несмотря на существенную специализацию и кооперирование между ними, не произошло. В 1990 г. СЭВ распался....


       Дальше >>>





Наши проекты
Белые страницы России
V.I.P. зона России
Телефонная книга
Лучшее в Интернете
Обратная связь

  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


| Словари | Общие сведения | Помощь | Написать
Copyright © RI N 2000-
* Обратная связь